О роли и месте справочно-правовых систем
в современном праве. Глава 1.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.Глава 1. Объективные предпосылки формирования и
удовлетворения общественной потребности в получении правовой
информации.1.1. Правосознание и правовая
культура, как явления правовой действительности.
1.2. Законодательство и практика его использования, как
факторы, влияющие на формирование правового сознания и правовой
культуры.
1.3. Проблема удовлетворения
потребности общества в получении правовой информации и пути ее
решения.
Глава 2. Научные основы
справочно-правовых систем.2.1.
Теоретические положения системы права и законодательства, как основа содержания
справочно-правовых систем.
2.2. Толкование норм
права, как элемент научных основ справочно-правовых систем.
2.3. Кибернетические основы
справочно-правовых систем.
Глава 3.
Практика использования справочно-правовых систем.3.1. Цели и задачи использования справочно-правовых
систем.
3.2. Средства и методы использования
справочно-правовых систем.
3.3. Использование
справочно-правовых систем в целях создания автоматизированного рабочего места
юриста.
Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
С 1991 года Россия встала на путь построения правового
демократического государства связанного правом, с разделением властей, рыночной
экономикой и приоритетом прав человека. Это выдвинуло перед правовой наукой
целый комплекс проблем, среди которых одно из ключевых мест занимает создание
действенного механизма правового регулирования общественных отношений,
формирования гражданского общества, повышение уровня правового сознания и
правовой культуры граждан России. Причем формирование правового сознания и
правовой культуры занимает одно из ключевых мест в механизме правового
регулирования общественных отношений, является составным элементом проведения в
стране правовой реформы, которая сопровождается бурным развитием национального
законодательства. Увеличение объема правовой базы, необходимой для регулирования
рыночных, социальных и других общественных отношений, породило такое явление
правовой действительности как распространение правовой информации с помощью
компьютерных справочно-правовых систем.
Практика разработки и использования справочно-правовых систем
охватывает период более 10 лет. Однако серьезному научному обобщению эта
практика еще не подвергалась. Вместе с тем, потребность в таком обобщении
существует. Результаты научного обобщения и рекомендации по совершенствованию
использования справочно-правовых систем необходимы государственным учреждениям и
коммерческим фирмам, занимающимся созданием, совершенствованием и
распространением этих систем. Данное обстоятельство, по мнению автора и
обусловливает актуальность темы данного исследования.
Предметом исследования является анализ справочно - правовых
систем, как эффективного средства формирования правового сознания и правовой
культуры субъектов общественных отношений.
Компьютерные справочные правовые системы (сокращенно СПС) - это
базы данных, содержащие нормативные документы, регулирующие важнейшие сферы
общественных отношений. Существующие на сегодняшний день справочно-правовые
системы, пройдя определенную государственную регистрацию и сертификацию,
становятся вполне доступными для потенциальных пользователей (юридических или
физических лиц), последние имеют возможность, обращаясь к содержимому СПС,
устранять существующие пробелы в области знаний правового характера.
Справочно-правовые системы, являясь носителями
информации правового характера, позволяют решать такие глобальные задачи, как
ликвидация правовой безграмотности и борьба с проявлениями правового нигилизма в
обществе. Решение этих задач существенным образом влияет на изменение правовой
действительности, на ее оздоровление, на состояние законности, как в конкретных
субъектах РФ, так и в Федерации в целом.
Целью
исследования данной проблемы, автор определил анализ практики использования в
Калужском регионе отдельных (наиболее часто встречающихся и доступных) СПС и
формирование предложений по совершенствованию их использования.
Для достижения указанной цели определены следующие
задачи:
1) анализ правовой действительности с
точки зрения определения объективно существующих предпосылок формирования и
удовлетворения общественной потребности в получении правовой
информации;
2) анализ научных основ
справочно-правовых систем;
3) обобщение
практики распространения СПС в Калужском регионе с описанием форм и методов этой
деятельности, а также формирования и распространения справочно-правовой системы
по региональному законодательству.
Указанные
задачи и обусловили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав и
заключения.
В первой главе автор анализирует
такие элементы правовой действительности как
правовое сознание и
правовая культура,
законодательство и практика его применения с точки
зрения влияния на разработку СПС. Рассматривается также проблема удовлетворения
потребности общества в получении правовой информации и пути ее
решения.
Во второй главе анализируются научные
основы справочно-правовых систем. В частности, вопросы систематизации права и
законодательства, а также толкования правовых норм рассматриваются в качестве
основы содержания СПС.
В отдельном параграфе
анализируются кибернетические основы СПС с точки зрения алгоритмизации правовой
информации при их создании.
В третьей главе
анализируется практика использования СПС в Калужском регионе: цели и задачи,
средства и методы такого использования, а также возможности СПС при организации
автоматизированного рабочего места юриста.
При
написании работы автор использовал теоретические взгляды отечественных ученых в
области государства и права. Так, при анализе понятий правосознания и правовой
культуры, а также при рассмотрении вопросов систематизации права и
законодательства были использованы работы Ю.А.Тихомирова, С.А.Комарова,
Н.Л.Граната, Н.С.Соколовой, В.Н.Хропанюка, В.А Туманова и др.
Автором использовались нормативные правовые акты Российской
Федерации и Калужской области, а также ряд научных публикаций, содержащихся в
специализированных журналах и наставлениях по использованию СПС.
Кроме того, при рассмотрении вопросов создания и использования
справочно-правовой системы
по региональному законодательству, автор
использовал методические рекомендации и справочные материалы разработчика
справочно-правовых систем семейства "КонсультантПлюс" - Научно-производственного
объединения "Вычислительная математика и информатика", материалы II и III Семинаров региональных выпусков,
проведенных в 1998г. и 2000 г. в городе Москве, а также личный опыт работы в
системе организаций "Гарант" и "КонсультантПлюс".
В работе приводятся примеры из практики организации
распространения СПС на территории Калужской области представительствами
фирм-разработчиков СПС "Гарант" и "КонсультантПлюс", а также сформулированы
предложения по совершенствованию практики формирования и распространения СПС
местного (регионального) законодательства в целях воздействия на общественное
сознание в рамках отдельно взятого субъекта Российской Федерации Калужской
области.
Глава 1.
Объективные предпосылки формирования и удовлетворения
общественной потребности в получении правовой информации.
1.1. Правосознание и правовая
культура, как явления правовой действительности.
Правовая действительность представляет собой
особую область социальной жизни общества, обусловленную правом, его воздействием
на общественные отношения. Правовая действительность является разновидностью
социальной действительности и состоит из идеального и материального. Область
идеального определяется сознанием, а область материального - социальной
практикой. Применительно к правовой действительности идеальное и материальное
проявляются в правосознании, законодательстве, реализации права и правовой
культуре. Перечисленные правовые явления взаимообусловлены на уровне
закономерностей так, что изменения в одних явлениях неизбежно влекут
соответствующие изменения в других явлениях правовой
действительности.
Общественное сознание как
явление социальной действительности, имеет различные формы: политическое,
нравственное, национальное, эстетическое, религиозное, а также правовое
сознание.
Посредством указанных форм
общественного сознания люди отражают окружающий мир. С помощью же
правосознания происходит отражение правовой действительности, которое
предполагает:
-осмысление и ощущение
необходимости права;
-оценку
права;
-осознание необходимости создания
развитой системы законодательства;
-осмысление
потребности в изменении и дополнении действующих нормативных
актов;
-восприятие процесса и результатов
реализации права;
-соотношение правовых
ценностей с иными (моральными, политическими, национальными и др.).
Как показывает история, в тоталитарном
обществе роль права всегда была невысока. Ранее, в СССР, форма существовавшего
на тот момент государственного режима не предусматривала для права
главенствующей роли. Господствовавшая на тот момент марксистская теория
государства и права, была ориентирована на то, что постепенно и государство и
права отомрут за ненадобностью. Но история не подтвердила эту концепцию.
Наоборот, исторический опыт позволяет сделать вывод о том, что чем выше будет
уровень развития общественных отношений, тем больше будет потребность в
регулировании этих отношений при помощи права.
Построение правового государства немыслимо без обновления
правового сознания и правовой культуры.
В
юридической литературе понятия правового сознания и правовой культуры достаточно
хорошо описаны. Например, С.А.Комаров определил правосознание как
осознание права, совокупность представлений и чувств, выражающих отношение
людей как к действующему, так и к желаемому праву[1].
По сути дела, - это представления о
законодательстве, правосудии, правомерном и противоправном поведении. Это -
осознание права.
Более развернутое определение
правового сознания дает Н.Л. Гранат:
"Правосознание - явление идеальное,
непосредственно ненаблюдаемое, представляющее собой сферу и область сознания,
отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных
отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и
ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность людей) в юридически
значимых ситуациях"[2].
Действующее право оказывает влияние на
правосознание и формирование представлений членов общества по поводу этого
права, по поводу их прав и обязанностей. И наоборот, правосознание влияет на
действующее право, определяет практику правоприменения в интересах определенной
прослойки общества, имеющей возможность воздействовать на политический процесс в
государстве, а также обусловливает нормотворческую деятельность в
государстве.
Специфика правового сознания
состоит в том, что оно требует установления общеобязательных норм поведения.
Правовое сознание определяет границы правового и неправового, правомерного и
противоправного. Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей
вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им.
Можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на
общественные отношения, если налицо пробел законодательства и его восполнение
осуществляется на основании аналогии права.
Типичным примером действия правосознания вопреки норме является
случай ущербности (устарелости) нормы при передовом правосознании или, наоборот,
ущербности (отсталости) сознания при его сопротивлении новой, прогрессивной
норме.
В правовом государстве должно быть
обеспечено верховенство закона. Добиться этого можно лишь в том случае, если в
обществе будут созданы для этого соответствующие условия, если каждый отдельный
субъект общественных отношений будет в полном объеме обладать информацией о
своих правах, способах их осуществления не в ущерб окружающим, а также
осознавать потребность регламентации своих поступков общеобязательными правилами
и нормами поведения. Это, в свою очередь, будет влиять на формирование в
обществе так называемого "правового поля".
При
реализации права гражданами правосознанию доверяют меньше, поскольку велика
опасность отклонения его от нормы права в силу личной заинтересованности. Более
того, приобретает реальную опасность негативная роль правосознания из-за его
неразвитости, пробельности, отсталости, ориентированности на асоциальные
ценности.
По мнению Л.Н.Граната,
правовая подготовка
людей не исчерпывается их формальными юридическими знаниями и умениями.
"Можно обладать знаниями пишет он
и не уметь ими пользоваться.
Экспериментальные исследования правосознания различных групп и слоев населения
показали, что центральным компонентом правосознания, определяющим соответствие
поведения (деятельности) нормам права, является ценностное отношение к
закону"[3].
Структурная характеристика правосознания представляется двумя
элементами: правовой психологией и правовой идеологией. Правовая идеология
определяется как система взглядов и представлений, которые в теоретической форме
отражают правовые явления общественной жизни.
Под правовой психологией в юриспруденции
понимается
"совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых
выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов,
отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений,
функционирующих в обществе"[4].
Правовая психология выражает психическое отношение к праву и
правовым институтам и включает в себя следующие элементы:
- общественный интерес, мотивы деятельности определенных
социальных групп, вытекающие из их положения в структуре общества;
- психологический уклад -
привычки, традиции, предрассудки, убеждения, свойственные социальным группам
общества;
- представления о праве, выработанные
в социальных группах под влиянием их психического склада;
- чувства, эмоции и настроения, связанные с
правом;
- способы формирования представлений
(настроений, чувств и т.д.) - влияние, взаимовлияние, подражание и
внушение.
Правовая идеология охватывает весь
слой правотворчества и правоприменения, содержит концепции и оценку перспектив
развития права, цели и задачи такого развития, а так же содержание правового
регулирования.
Таким образом, правовая
психология и по содержанию знаний о праве, и по способу их формирования
существенно отличается от правовой идеологии.
Правосознание дает представление о духовных ценностях индивида
и общества. Но только с субъективной стороны, с той, которая выражается в
чувствах, представлениях, идеях, а не в материализованном виде. Поэтому более
глубоким и плодотворным в уяснении механизма правового воздействия на
общественные отношения является раскрытие такой категории, как
правовая
культура.
"Правовая культура, представляет собой разновидность
общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к
правовой действительности"[5].
Общепризнанным является тот факт, что правовая культура помимо субъективной
стороны правового поведения личности отражает и материализацию чувств, идей,
представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности. Правовая
культура всегда подвержена оценкам. Поэтому, есть смысл говорить о правовой
культуре, используя своеобразные рейтинги: высокая правовая культура, правовая
культура среднего уровня и низкая правовая культура. Разумеется эти рейтинги
являются достаточно относительными. Так, для одного общества на определенном
этапе развития по отношению, к каким- либо правовым явлениям будут употребляться
одни определения, а по отношению к другому обществу или другому времени оценки
одного и того же института или учреждения - другие.
Разные группы людей, политические партии, лица, находящиеся у
власти, могут по-разному оценивать культурные достижения в
государственно-правовой сфере. Иными словами, как с субъективной, так и с
объективной стороны существуют серьезные препятствия в достижении единства
интерпретации правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Тем не менее,
эти препятствия преодолимы. Некоторые общецивилизационные критерии для
определения уровня правовой культуры выработаны человечеством в процессе своей
жизнедеятельности. К их числу относятся:
-формирование чувств права и законности;
-освоение достижений правового мышления;
-совершенствование законодательства;
-повышение качества законотворчества и уровня законопроектных
работ;
-увеличение объема и качественное
совершенствование правопослушного (правомерного) поведения;
-совершенствование юрисдикционной или иной правоприменительной
деятельности;
-разделение полномочий
законодательных, исполнительных и судебных органов власти;
-изучение памятников права и правоприменительной практики как
основы юридического образования
[6].
Особенность правовой культуры состоит в том, что она
представляется собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той
или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных
органов и должностных лиц.
Абсолютное
большинство возникших в России проблем порождено, с одной стороны,
пренебрежительным отношением к правовым нормам, а с другой - неумелыми
действиями власти или ее пассивностью.
Правосознание и правовая культура занимают самостоятельное
место в механизме правового воздействия. Без них невозможна правотворческая
деятельность и правовое регулирование. При этом, правосознанию принадлежит
первостепенное место в механизме правового воздействия. Такое положение
обусловлено тем, что требования общественной жизни не могут быть выражены в
качестве юридических норм до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание
людей, осуществляющих правотворческую деятельность.
Формирование правосознания и высокой правовой культуры
способствует повышению эффективности механизма правового воздействия на
общественные отношения. Право воздействует на общественные отношения, на
сознание и поведение людей не только с помощью юридических средств, но и
разнообразными неюридическими путями. Правовая культура неразрывно связана с
правосознанием и подобно ему окружает право со всех сторон, способствует
укреплению правопорядка в обществе.
Невозможно
жить в обществе и быть свободным от него, от его традиций, обычаев и норм
поведения. Осознание каждым гражданином своих обязательств перед обществом, в
виде соблюдения общепринятых правил и норм поведения, является залогом
формирования в обществе высокого уровня правосознания и правовой культуры.
Еще К.Маркс утверждал, что право неотделимо от
культуры общества. Вопросы взаимосвязи правового сознания и правовой культуры
рассматривались достаточно основательно в работах Е.А. Лукашевой, И.Ф.Рябко,
И.Е. Фарбера, П.М. Рабиновича, С.С.Алексеева, которые смогли доказать, что
обеспечение в обществе высокой юридической культуры невозможно без системы
правового воспитания
[7].
Многие ученые-юристы придерживаются мнения, что правовое
воспитание нужно начинать как можно раньше. Сейчас, во многих
общеобразовательных школах России, в стандартную программу обучения включено
изучение основ права. В свете интенсивного развития информационных и
компьютерных технологий, представляется возможным преподавание основ права с
использованием справочно-правовых систем, как наиболее компактных и удобных
носителей всего законодательного массива Российской Федерации.
Но, к сожалению, задача правового воспитания общества не
ограничивается изучением права. Помимо этого, предстоит серьезная борьба с
негативными проявлениями в обществе, существенным образом тормозящими
формирование передового правосознания и правовой культуры.
Одним из факторов, оказывающих негативное воздействие на
формирование передового правового сознания и правовой культуры, является наличие
в обществе проявлений правового нигилизма.
Как
явление правовой действительности правовой нигилизм укоренился еще в период
тоталитарного правления, серьезному же изучению подвергся сравнительно недавно.
Если заглянуть вглубь этого явления, можно понять, что наличие в обществе
правового нигилизма зависит в первую очередь от отсутствия его (общества)
правовой информированности. Можно предположить, что нигилизм может быть
искоренен, если изучить и решить вопрос о передаче обществу правовой информации
в той или иной форме и в целом поднять авторитет права.
Несмотря на то, что за последние годы российское
законодательство претерпело множество изменений, развивалось с учетом новых
экономических условий, внедрение его в сферу общественных отношений проходит
тернистый путь. Виной тому - правовой нигилизм.
"Правовой нигилизм представляет собой скептическое
и негативное отношение к праву, неверия в его потенциальные возможности решать
социальные проблемы в соответствии с социальной
справедливостью"[8]. Он распространился
от сферы повседневных отношений людей до деятельности высших
законодательных органов государства. Правовой нигилизм стоит препятствием на
пути построения правового государства, потому что речь идет о неверии в право и
неуважении к нему. В.А.Туманов говорил, что при невостребованном праве данное
негативное явление было не столь заметно. Но, как только общество отказалось от
авторитарных методов неправового государственного управления и попыталось встать
на путь правового государства, как только скованные ранее в политическом и
экономическом плане люди получили более или менее реальную возможность
пользоваться правами и свободами, так тотчас же дал о себе знать низкий уровень
правовой культуры общества, десятилетиями царившие в нем пренебрежение к праву,
его недооценка
[9]. Здесь данное явление
оказалось куда более заметным и опасным.
А.И.Герцену принадлежит известное высказывание о том, что
русский, какого бы звания он ни был, обходит и нарушает закон всюду, где это
можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство. В
России конца прошлого века право отвергалось по самым разным причинам: во имя
самодержавия или анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных
ценностей или материального равенства...
[10] Разные правовые взгляды, отражающие неодинаковый уровень
правосознания и правовой культуры, служат первопричиной будущих юридических
конфликтов.
[11] Правовой нигилизм
порождает целый диапазон негативных взглядов: искажение смысла правовых норм,
неверное понимание иерархии нормативных актов, произвольность в выборе правовых
норм и т.д. Это ведет к формированию негативных правовых мотивов и сужению зоны
правомерного поведения.
Правовой нигилизм
условно можно разделить на обыденный и ведомственный. Обыденный нигилизм
распространяется как на отдельных людей, так и на целые группы общества и
характерен для "обывателя". Ведомственный же нигилизм, как социальное явление,
распространяет свое действие на государственные органы власти и
управления, на работников правоприменительной сферы.
Ведомственный нигилизм часто способствует нарушениям законности со стороны
законодателя. Это выражается в издании нормативных актов с нарушением их
иерархии, нарушением компетенции субъектов этой деятельности и произвольным
изменением смысла нормы.
Живучесть обыденного
правового нигилизма объясняется рядом причин. Во-первых, он сформировался под
влиянием негативной правовой идеологии, породившей деформированное восприятие
права не только у представителей старшего поколения, но и у последующих
поколений. Во-вторых, достаточно частые встречи человека с негативными явлениями
правовой действительности: неправосудные решения, бюрократизм и волокита в
государственных органах в решении вопросов о защите права, систематические
задержки выплаты заработной платы, пенсий, пособий и т.п. В-третьих,
законодательные иллюзии в сочетании с экономической непросчитанностью издаваемых
законов, порождающие в обыденном сознании неоправданные разочарования о
отношении права вообще.
Ведомственный правовой
нигилизм связан с обыденным, потому что уровень правовой культуры не может не
сказываться на профессиональной деятельности в различных ее областях, особенно
он отражается в управленческой сфере. Политическая система десятилетиями
приспосабливалась не к организации общественной жизни в рамках законов, а
главным образом к выполнению волевых распоряжений и указаний. Поэтому
ведомственный правовой нигилизм во многом явление автономное, его корни заложены
в самой управленческой системе, которая может превращаться в самодовлеющую силу.
Современные юристы связывают данный факт с тем
обстоятельством,
"...что ни в одной развитой стране мира не было столько
идеологических течений, отмеченных печатью антиюридизма, а в лучшем случае -
безразличия к праву, как в России" [12].
Сегодня, немаловажная роль в преодолении правового нигилизма и
формировании новой правовой культуры отводится появившимся сравнительно недавно
справочно - правовым системам по законодательству Российской Федерации, с
помощью которых люди постепенно осваивают новые, правовые возможности. Идет
активное освоение гражданами возможностей Конституции и законов РФ для защиты
своих прав. По мнению автора, в современном обществе крайне важно поддержать эту
активность, снять старые и новые препоны на пути ее свободного и естественного
развития, сделать все, чтобы она получила общественное признание. От этого
зависит уровень правовой культуры общества. Конституция ограничила возможность
власти подмять общество и стала реальным инструментом, с помощью которого
граждане могут отстаивать свои права.
Если по
вопросам понятия правового сознания и правовой культуры проблем теоретического
плана нет, то по поводу формирования правового сознания и правовой культуры в
обновляющемся обществе есть проблемы как теоретические, так и
практические.
В период крупных преобразований,
в России со всей остротой выдвигается вопрос о новой роли права, об обновлении и
развитии законодательства. Без его решения нельзя обеспечить проведение
экономических и социальных реформ, приостановить рост правонарушений, бороться с
правовым нигилизмом, успешно формировать правовое государство. Без преодоления
проблемы формирования уважительного отношения к праву невозможны качественные
изменения общества и личности.
Но одного
только уважительного отношения к праву недостаточно. Практика показывает, что
можно искренне уважать право, и не менее искренне создавать предпосылки к его
нарушению. К примеру, ранее нередки были случаи совершения ошибок отечественными
органами законодательной власти, как на региональном, так и на федеральном
уровне, когда для того, чтобы урегулировать какое - то общественное отношение,
принимался ряд актов, часть из которых через очень короткий срок либо
отменялась, либо изменялась и дополнялась. Причиной этому, как правило, служат
низкий уровень правовых знаний, законодательной техники, недостаток
общеобразовательной подготовки и общей культуры законодателя, отсутствие
реального восприятия происходящего, а как следствие этого - отсутствие развитого
на должном уровне правового сознания и правовой культуры.
Особенность правосознания, как специфической формы
общественного сознания, объясняется следующими обстоятельствами.
Во-первых, в правосознании отражаются лишь явления правовой
действительности, охватывающие процесс создания правовых норм и реализацию их
требований в общественной жизни. На формирование и реализацию норм права
оказывают влияние политические, нравственные и другие идеи и представления.
Но они предварительно проходят через правосознание и получают правовую
форму в виде правовых идей и представлений. Очень важно при этом влияние такого
фактора как информация. Любая информация, прежде чем быть оцененной, должна быть
доведена до своего потребителя в том или ином виде. Оказать помощь в доведении
до законодателя или конкретного гражданина правовой информации могут
справочно-правовые системы. Вопрос о влиянии справочно-правовых систем на
нормотворческую и правоприменительную деятельность будет рассматриваться в
следующих разделах. Здесь хотелось бы отметить, что такое влияние имеет обоюдный
характер: СПС оказывают влияние на совершенствование техники юриспруденции, а с
другой стороны правотворчество и правоприменение влияют на совершенствование
СПС.
Во-вторых, отражение явлений общественной
жизни осуществляется с помощью специальных юридических понятий и категорий
(правомерность, противоправность, правоотношение, правопорядок, юридическая
ответственность, законность и т.п.). Повышение уровня правовой культуры
предполагает, с одной стороны, комплексную работу с гражданами (обучение,
пропаганда правовых знаний), а с другой - надлежащее обеспечение персоналом
юридических учреждений, законодательных, исполнительных и судебных органов
власти.
Конечно, более чем немыслимым выглядело
бы желание сделать каждого гражданина России юристом. Но преодолеть юридическую
безграмотность и правовой нигилизм - это одно из условий успешного развития
правовой культуры.
Как уже было сказано, об
уровне правовой культуры красноречиво свидетельствуют такие процессы, как
парламентские процедуры по принятию законов и отправлению правосудия по
уголовным и гражданским делам. Правовая культура предполагает наличие в обществе
проводимого на высоком уровне и при высоком качестве правотворческого процесса и
наличие всех условий для реализации гражданами права. Помимо этого, правовая
культура предполагает наличие в обществе и у каждого индивида в отдельности
достаточного уровня правового мышления и психического восприятия правовой
реальности.
Правовая культура во многом
выступает связующим звеном между социально-экономическими и политическими
интересами и потребностями различных социальных групп и отдельных личностей и их
правовым поведением. Проще говоря, правовая культура способствует формированию
определенных типов правового поведения в целом.
Как и любая другая разновидность культуры, правовая культура
подвержена оценкам. Современная юриспруденция применяет общецивилизационные
критерии к определению уровня правовой культуры. Эти же критерии обусловливают
основные направления повышения правовой культуры.
Попытки классификации проявлений правовой культуры сводятся к
выделению их четырех разновидностей: правовые идеи, правовые нормы и институты,
правовые поступки, которые укладываются в следующие состояния культуры:
идеолого-психологическое, нормативное, поведенческое,
объективированное.
[13]Идеолого-психологическое состояние правовой культуры
предполагает наличие у индивида, социальной группы или в обществе в целом
социальных свойств, обусловленных правовым сознанием.
Нормативное состояние правовой культуры фиксируется
совокупностью норм права, их качественной характеристикой, обусловленной уровнем
удовлетворения потребностей общества.
Поведенческое состояние правовой культуры указывает на
качественный характер правовых действий по нормотворчеству и
правоприменению.
Объективированное состояние
правовой культуры закрепляет результаты правовой
деятельности.
Правосознание является
необходимым условием точной и полной реализации правовых норм, так как правовые
предписания, содержащиеся в них, выполняются посредством сознательной волевой
деятельности людей. Поэтому чем выше уровень правосознания граждан, тем точнее
исполняются предписания правовых норм.
Правосознание оказывает серьезное мотивационное воздействие на
поведение людей, содержится в общественном мнении и влияет на общественные
отношения. Правосознание включает в себя, по крайней мере, три составные части:
знание права, отношение к праву и исполнение его предписаний.
Как уже упоминалось, правовая культура - в значительной
степени является показателем уровня и особенностей правового развития общества.
Формирование правосознания и высокой правовой культуры способствует повышению
эффективности механизма правового воздействия на общественные отношения.
Развитое правосознание обеспечивает добровольное, глубоко осознанное
осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности,
вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям закона. Правовая культура
подобно правосознанию способствует четкому и эффективному осуществлению правовых
норм и укреплению правопорядка.
Итак,
поддержание и повышение уровня правового сознания и правовой культуры требуют
постоянных усилий на пропагандистском, просвещенческом и образовательном
уровнях. На каждом из указанных уровней все большее значение приобретает
использование справочно-правовых компьютерных систем по законодательству.
Разработчики СПС, пропагандируя их, фактически
пропагандируют Российское законодательство, создают побудительные мотивы к
использованию законодательства в повседневной жизни.
Применение СПС на просвещенческом и образовательном уровнях
способствует формированию задатков правового сознания и правовой культуры у
молодежи, влияет на состояние законности в молодежной среде, помогает снижать
уровень преступлений, совершаемых несовершеннолетними гражданами России. Для
достижения таких результатов используются формы и методы пропаганды СПС, о
которых более подробно говорится в последующих разделах работы.
Анализ описанных элементов правовой действительности позволяет
сделать вывод о том, что правосознание является необходимым фактором
правотворческой и правоприменительной деятельности, так как правовые нормы
формируются в процессе сознательной волевой деятельности работников
правотворческих органов, а их применение - в процессе деятельности
правоисполнительных органов власти. Следовательно, качество правовых норм,
соответствие их потребностям общественного развития и культура их применения
неразрывно связаны с уровнем правосознания законодателя и правоохранительных
органов.
Правосознанию, принадлежит
первостепенное место в механизме правового воздействия на общественные
правоотношения.
Для формирования в обществе
высокого правового сознания и правовой культуры необходимо пропагандировать и
внедрять право с использованием современных информационно-технических средств и,
в частности, с помощью справочно-правовых систем.
Использование справочно-правовых систем для удовлетворения
потребности общества в получении правовой информации оказывает влияние на
качественную характеристику правосознания и правовой культуры.
1.2.Законодательство и
практика его использования, как факторы, влияющие на формирование правового
сознания и правовой культуры.
В настоящее время в научной литературе
отсутствует четкое определение понятия
"законодательство", что создает
определенные трудности в правотворческой и правоприменительной
деятельности. В одних случаях в
понятие "законодательство" включаются все законы и подзаконные акты, в том числе
и акты министерств и ведомств, государственных комитетов. В других- только
законодательные акты.
Между тем,
"законодательство" относится к специальным юридическим терминам, которые должны
точно и недвусмысленно отражать содержание обозначаемых ими понятий. Долгое
время расплывчатое трактование законодательства было удобно и использовалось как
легальное средство "размывания" закона, подмены его подзаконными актами. Однако,
в
правовом государстве законы и подзаконные акты должны быть четко
разделены
(по состоянию на 7 мая 1998 года - около 928 действующих
законов).[14]7) Cправочно -правовая система КонсультантПлюс:
ВерсияПроф.
14Законодательство в самом широком смысле - это внешняя форма
выражения объективного права, государственно - властное воплощение воли народа,
ее официальное закрепление. Законодательство можно охарактеризовать как систему
издаваемых уполномоченными правотворческими органами юридических актов,
устанавливающих нормы права.
Уровень
законодательства во многом зависит от правильной организации законопроектной
деятельности. В предыдущем параграфе упоминалось, что качественные показатели
нормотворческого процесса обусловлены уровнем правовой подготовки законодателя,
зависят от его правосознания и правовой культуры. Многое зависит от состояния
информационной базы законодателя, наполненности ее аналитическим
материалом.
Для подготовки законопроекта
законодатель должен обладать определенными знаниями и навыками в области
нормотворческой деятельности. Необходимо детальное понимание таких понятий
нормотворчества, как общие критерии законности правовых актов, предмет
нормотворчества, критерии разграничения нормативных актов и т.д. Кроме того, для
подготовки нормативных актов необходимо четкое уяснение и применение приемов
законодательной техники.
Правотворчество
(законотворчество) - это специальная деятельность компетентных органов, в
результате которой приобретает юридическую силу и вступает в действие закон или
иной нормативно-правовой акт. Правотворческая деятельность или правотворческий
процесс - это длящееся во времени, регламентированная юридическими нормами
институциональная деятельность государства по созданию нормативно-правовых
актов. С.А.Комаров определял правотворчество как
"вид государственной
деятельности, в результате которой воля народа (класса, социальной группы)
возводится в закон, выражается в норме права в определенном источнике
права" [15].
Правотворческая
деятельность имеет следующие формы:
-создание
(разработка и принятие) нормативно-правовых актов;
-установление правовых обычаев;
-закрепление прецедента;
-акты
санкционирования норм общественных организаций.
Каждая форма правотворческой деятельности имеет свое
нормативное обеспечение. Проблема нормативного обеспечения правотворческой
деятельности в отечественной юриспруденции наиболее остро встала с переходом к
принципам правового государства. В последние годы данная проблема нашла
свое концептуальное разрешение. Концепция нормативного обеспечения
правотворческого процесса направлена на решение двух основных
проблем:
-способствовать формированию
иерархически построенной системы законодательства в соответствии с юридической
силой нормативно-правовых актов и регулируемых ими общественных
отношений;
-устранять коллизии между законами,
между законами и подзаконными нормативно-правовыми актами.
[16]На эффективности правотворчества и качестве нормативных актов
негативно сказывается отсутствие в России закона о нормативно-правовых актах.
Такой закон должен содержать общую характеристику нормативных актов, перечень их
видов с указанием признаков и важнейших отличительных черт, определяющих
специфику актов каждого вида, круг субъектов правомочных издавать
соответствующие акты, порядок подготовки и опубликования актов.
Правотворческий процесс осуществляется в определенном порядке,
он складывается из ряда правотворческих действий или стадий, использования
наиболее целесообразных правил и приемов законодательной техники, которые
обеспечат в дальнейшем реализацию законопроекта.
Так, например, все нормативные акты должны соответствовать
общим критериям законности правовых актов. К таким критериям
относятся:
"...-правомочность субъекта,
принимающего нормативный акт (статья 76 Конституции Российской Федерации
предоставляет право издавать законы, действующие на данной территории не только
республикам в составе Федерации, но и краям, областям и другим субъектам
Федерации. Практика показывает, что субъекты Федерации по предметам совместного с ней и собственного ведения начинают
весьма активно формировать свое (местное, региональное) законодательство. При
этом достаточно широко используются такие традиционные виды кодификационных
актов, как кодексы, уставы, положения)
;-соответствие
содержания нормативного акта объему полномочий субъекта;-правильность
выбора формы нормативного акта;-соблюдение установленной процедуры подготовки,
согласования, принятия и вступления нормативного акта в законную силу (так,
например, для законов необходимым условием вступления в силу является стадия
официального опубликования);-отражение в акте конституционных идей и
принципов;-соответствие
содержания нормативного акта общепризнанным нормам международного права,
одобренным международными договорами Российской Федерации"
[17].
Не все явления и отношения могут быть решены законодательными
средствами и поэтому, законодателю необходимо в нормотворческой деятельности
учитывать критерии разграничения законов и подзаконных актов. Нужно учитывать
значимость и стабильность регулируемых отношений, уяснить объем правового
регулирования этих отношений, место и роль разрабатываемого нормативного акта в
общей системе законодательства. Кроме того, законодатель должен изучить
действующие нормативные правовые акты Российской Федерации по теме проекта,
ознакомиться с практикой их применения.
При
таком подходе к делу, законодатель волей-неволей расширяет свой кругозор,
знакомится с действующим законодательством и практикой его использования.
Проблема заключается в том, что законодателю
приходится учиться достаточно быстро, чтобы вовремя
урегулировать тот или иной вид общественных отношений, которые в условиях
рыночной экономики претерпевают постоянные изменения.
Сегодня, это можно сделать, внедряя в процесс законотворчества
новейшие информационные технологии и возможности компьютерной техники. Компьютер
уже становится таким же необходимым атрибутом нашей жизни как, например,
авторучка или карандаш. А это предполагает потенциальную всеобщую доступность к
компьютерным технологиям и средствам
связи.
Непрерывно происходящий технический прогресс и проникновение на рынки новых
технологий, сделали возможным решение вопросов общедоступности правовой
информации путем издания систематизированных сборников нормативных актов,
проектов законодательных актов и электронных банков правовой информации. Это
делает возможным получение необходимой правовой информации в необходимо короткие
сроки.
В свете бурного развития национального
законодательства, в субъектах Федерации происходит накопление массива
нормативных правовых актов требующих анализа, четкой и по возможности полной
информации о них. Это делает актуальным создание информационных банков данных о
нормативных правовых актах как региона в целом, так и входящих в его состав
муниципальных образований.
[18] В идеале, такой банк должен быть общедоступным (коллективного
пользования) и несложным для использования. Доступность
самостоятельного
получения информации правового характера несомненно повлияет на развитие
общественного сознания в нужном правовом русле.
Созданные на сегодняшний день банки правовой информации
фактически служат источниками получения достоверных сведений о состоянии
действующего законодательства, его развития и практики применения.
Стоит обратить внимание на то, что
формирование региональных информационных банков нормативных правовых актов
целесообразно проводить с учетом принципов организации и ведения аналогичных
банков данных по федеральному законодательству. Это во многом решит проблему
стандартизации банков нормативной информации. Весьма актуальна в связи с этим
проблема обновления и согласования классификаторов правовой информации,
используемых государственными органами Федерации и ее субъектов, что поможет в
дальнейшем наладить обмен правовой информацией как между Федерацией и ее
субъектами, так и между регионами.
Подводя итог
всему сказанному, можно сделать вывод о том, что уровень законодательства во
многом зависит от правильной организации законопроектной (правотворческой)
деятельности и от уровня правовой (юридической) грамотности законодателя, как на
федеральном уровне, так и на уровне субъекта Федерации. Проблему юридической
грамотности законодателю позволяют решить СПС.
Так как при подготовке законопроектов, необходимо изучение
ранее принятых нормативных актов, актуальным становится вопрос о создании
собственных информационных банков правовой информации, решение вопросов хранения
и систематизации нормативных правовых актов.
Расширение правовой информированности общества в целом, с
использованием справочно-правовых систем, создание условий доступности и
надежности информации и, правовой информации в частности, является одним из
важных условий для формирования в обществе передового правосознания и правовой
культуры.
1.3.Проблема удовлетворения
потребности общества в получении
правовой информации и пути ее решения.
Проблема правовой информированности общества
является одной из ключевых в период проведения социальных и экономических
реформ. Постоянно меняющееся законодательство, как неизбежный элемент реальных
изменений в экономической жизни страны, приводит к значительным трудностям в
практической деятельности граждан и организаций. Это служит причиной растущего
спроса на информационные и консультационные услуги в этой области.
Реально в настоящее время граждане и
предприятия используют три основных источника нормативной информации. Во-первых,
это печатные издания - периодика и различные сборники. Во-вторых, это услуги
консультационных фирм. Бурный рост достаточно интересных журналов,
ориентированных на бухгалтеров, руководителей, юристов и другие категории
читателей, интересующихся законодательством, свидетельствует о большой
потребности в информации такого рода. Не менее активно развивается рынок
консультационных услуг. И, наконец, в-третьих, наиболее динамично расширяется
использование справочно-правовых компьютерных систем. Стремительное
распространение таких систем существенно опередило прогнозы многих экспертов.
По данным специалистов, в 1991-1992 годах
всеми фирмами-разработчиками было установлено не более 5000 систем, в 1993-1994
годах всего продано уже более 40 000 копий, а в 1995 году ежемесячно
реализовывалось не менее 5000-6000 систем. Естественно, приведенные цифры носят
оценочный характер и основаны на мнении нескольких независимых экспертов и
информации, предоставленной ведущими фирмами, но налицо не менее чем двойной
ежегодный прирост в этой области
[19]. Более того,
сегодня, без сомнений, можно утверждать, что ни один реально работающий банк или
крупный филиал, ни одна серьезная фирма не обходится без справочных правовых
систем.
На сегодняшний день можно смело
утверждать, что рынок правовых информационных систем в основном сформировался, а
жесткая конкуренция нескольких независимых разработок обеспечивает и развитие
технологий, и ограничение по ценам.
Естественно, существует ряд нерешенных проблем, в частности
создание эталонных государственных банков нормативных актов и некоторые другие.
Но самое главное, что в системе правовой информатизации общества сформировалось
ключевое звено -
рыночный механизм распространения
информации. Справочные правовые системы - эффективный инструмент для
работы с большим объемом документов. Зачастую достаточно серьезные
специалисты высказывают совершенно различные мнения при сравнении компьютерных
правовых систем, печатных изданий и услуг консультационных фирм. Одни
утверждают, что в ближайшем будущем нецелесообразно будет распространять
нормативные акты на бумаге, а необходимо полностью переходить на магнитные
носители; другие - что невозможно ничем заменить
официальную печатную публикацию документов, а компьютерные системы не могут
гарантировать ее необходимую достоверность.
Очевидно, что при работе с огромными массивами информации
практически невозможно обойтись без современных компьютерных технологий. Так,
например, общий объем документов, включаемых в компьютерную базу по
законодательству, рассчитанную на достаточно широкого потребителя, превосходит
60 000 страниц машинописного текста. Таким образом, основная отличительная черта
компьютерных технологий - возможность осуществлять эффективный поиск требуемых
документов в очень большом массиве, что позволяет анализировать сложные
практические ситуации. Возможность включать практически неограниченное
количество материалов в компьютерные базы позволяет предоставлять пользователю
не только нормативные документы, но и многочисленные материалы, комментирующие
отдельные, весьма частные, ситуации. Эти материалы, подготовленные ведущими
специалистами, естественно, являются частным мнением, но именно они незаменимы
при обучении, стремлении пользователей повысить свою квалификацию, попытках
разобраться с новой финансово-хозяйственной ситуацией, сложившейся на
предприятии.
Анализируя такие комментарии,
особенно если в базе представлено мнение различных специалистов, пользователь
может сориентироваться в сложной проблеме и принять решение на основе
нормативных документов. Не следует думать, что, пользуясь только такой системой,
можно решить все свои проблемы, никогда не прибегая к помощи юридических или
консалтинговых фирм. Необходимо понимать четкое различие между услугами
консультационных фирм и услугами на основе компьютерных технологий. В реальности
компьютерные системы представляют собой по сути огромные, удобные справочники,
где пользователь может найти требуемую для анализа конкретной ситуации
информацию.
В свою очередь консультационные
фирмы предоставляют услуги именно по анализу и разъяснению конкретных вопросов и
ситуаций, а часто и выполняют еще более сложную и серьезную работу.
Таким образом, разница заключается именно в том, что, пользуясь
справочно-правовой системой как инструментом, пользователь самостоятельно может
решать стоящие перед ним задачи, в то время как консультанты во многом делают
это за него. Если пользователь достаточно квалифицирован, то во многих вопросах
он сможет разобраться сам, а в сложных ситуациях ему неизбежно потребуется
помощь консультантов.
Действительно, согласно
закону о средствах массовой информации электронные базы являются полноценными
средствами массовой информации, но от обычных, бумажных, изданий их отличает
именно возможность публиковать неограниченное количество материалов.
Казалось бы, в чем же тогда проблема?
Оказывается, что реально эти издания доносят даже самые важные документы спустя
несколько дней, а иногда и несколько недель после официальной даты вступления в
силу.
Причина этого отнюдь не в плохой работе
редакций, а в медленно работающей системе доставки. Особенно страдают при этом
регионы. Ни одно издание не публикует всего спектра официальных документов, хотя
то, что положено, публикуется достаточно обстоятельно. Как же реально
действовать специалисту в такой ситуации. Более богатые организации
подписываются сразу на все издания, а небольшие и средние в основном черпают
необходимую информацию из неофициальных публикаций: газет "Экономика и жизнь",
"Финансовая газета", "Коммерсант", а также из многочисленных ведомственных и
независимых журналов и сборников. Эти издания не публикуют всех документов, а
выбирают наиболее интересное и важное для определенных групп пользователей и,
что особенно важно, публикуют многочисленные аналитические материалы. Однако
довольно скоро серьезно работающие специалисты осознают, что работать с такими
грудами бумаги практически невозможно. Это неизбежно приводит их к использованию
компьютерных систем.
На сегодня оперативное получение информации из органов власти и
управления - самая непростая задача, с которой сталкиваются и граждане, и
средства массовой информации (как электронные, так и на бумажных носителях).
Только ведущие издания и крупнейшие фирмы, сопровождающие справочные правовые
компьютерные системы, имеют собственные службы и корреспондентские структуры по
обеспечению нормативной информацией. Остальные сочетают работу собственных
корреспондентов с перепечаткой документов из справочных систем, где документы
появляются достаточно оперативно.
При этом в
справочные системы помещаются все документы без исключения, а печатные издания
делают выборки для своих читателей. Такое копирование материалов не нарушает
ни чьих авторских прав, так как нормативные акты не являются авторскими
материалами, и в принципе разработчики систем даже поощряют такое взаимодействие
с остальной прессой, особенно если при этом делается ссылка на то, какая система
использована.
Сами системы в настоящее
время являются важнейшим источником нормативной информации для юридических и
физических лиц. Поэтому компьютерные технологии становятся ключевым звеном в
системе обеспечения общества правовой информацией. Каким же образом можно оперативно и качественно удовлетворить
информационный запрос пользователя? Все технические разработки в этой области,
проводившиеся в России за последние пять-семь лет можно разбить на две группы.
Первый подход обеспечения пользователя правовой информацией строится на том, что
вся основная база находится на одном или нескольких центральных компьютерах у
фирм-разработчиков СПС, а у конечного пользователя нет самой базы, а есть
программное обеспечение для подключения к центральной базе по телефонным
каналам. Для поиска каждого документа в этом случае необходимо соединяться с
центральным компьютером, и такие сеансы при сложных вопросах должны длиться
часами. Это представляется теоретически возможным, но дорогим и неэффективным
способом удовлетворения потребности в правовой информации.
Второй принципиальный подход заключается в том, что
пользователю передается полная копия всей центральной базы и регулярно
пересылается ее пополнение, так что он всегда имеет на своем компьютере полную
базу данных, которая с установленной периодичностью пополняется новой
информацией.
Кроме чисто технического,
существует маркетинговый подход к решению этой проблемы. Например, региональные
представительства сети правовой информации "КонсультантПлюс", помимо
механического распространения своих программ, выпускают специальные
информационные выпуски и газеты в своих регионах, причем основной тематикой этих
печатных изданий являются проблемы развития современного законодательства.
Некоторые представительства сети "КонсультантПлюс" (а их более 300 на территории
РФ) выпускают в радиоэфир тематические передачи по вопросам бухгалтерского,
налогового, гражданского законодательства, оказывают консалтинговые услуги. Но и
этим не ограничиваются возможности удовлетворения потребности общества в
правовой информации. Наряду с вышеописанными способами удовлетворения
информационных запросов, представительства "Консультанта" проводят семинары с
пользователями своих справочно-правовых систем. На семинары, как правило
приглашаются специалисты различных правоохранительных органов, которые читают
пользователям СПС "КонсультантПлюс" лекции, разъясняют применение тех или иных
нормативно-правовых актов и т.д. На этих же семинарах специалистами
представительств "Консультанта" проводится обучение пользователей приемам работы
с СПС, разъясняются технические преимущества введения новых версий программных
продуктов, а также проводятся обсуждения предложений по усовершенствованию
программных продуктов.
Растущие требования
пользователей к программному обеспечению, увеличивающиеся объемы вводимой
информации приводят к тому, что сегодня только пять-шесть фирм способны
предоставлять сервис и технологии конкурентоспособного уровня. Хотя еще пять лет
назад практически каждая серьезная юридическая фирма самостоятельно вела
собственную базу на стандартном программном обеспечении, которое позволяло
работать с сотней-другой документов. Практически в каждом ведомстве имелось
подразделение или выделялись деньги на разработку собственных баз.
По оценкам Д.Б.Новикова, сегодня
практически ни одна из коммерческих фирм не ведет собственных проектов, все
пользуются услугами специализированных организаций, что, без преувеличения, в
сотни раз дешевле.
"Более того,-
пишет он,-
даже крупнейшие банки, такие как Сбербанк РФ,
Мосбизнесбанк, Промстройбанк, Инкомбанк, Менатеп, Внешторгбанк и другие
используют, специализированные разработки и не считают экономически оправданным
делать все собственными силами" [20].
Время показало, что сегодня такие структуры, как
Государственно-правовое управление Президента РФ, Министерство финансов РФ,
Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых
экономических структур РФ, Министерство строительства, Государственный комитет
РФ по высшему образованию, Библиотека Президента РФ, Федеральное управление по
делам несостоятельности (банкротства) при Государственном комитете РФ по
управлению имуществом, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Совет
Федерации Федерального Собрания РФ, Минсоцзащиты РФ, Госкомстат РФ, Минсвязи РФ,
Пенсионный фонд РФ, Федеральная служба занятости РФ, Центральный банк РФ,
активно используют отечественные справочно-правовые системы в своей работе и
достаточно серьезно принимают участие в их дальнейшем совершенствовании.
Например, все из названных выше
федеральных ведомств используют в своей повседневной деятельности СПС
"КонсультантПлюс" и СПС "Гарант". Отношения органов власти и управления с
фирмами-разработчиками этих СПС строятся на прямых договорах о сотрудничестве в
области правовой информатизации. По этим договорам, фирма-разработчик на
безвозмездной основе устанавливает СПС в указанном органе власти в любом
необходимом для работы количестве и обеспечивает периодическую актуализацию
информационных банков СПС . Органы власти и управления, в свою очередь,
предоставляют разработчикам СПС аутентичные (соответствующие оригиналу) копии
принятых ими нормативно-правовых актов для внесения их в информационные банки
СПС.
Иногда применение коммерческих разработок
в государственных структурах сдерживается тем, что некоторые ведомства или
региональные структуры считают, что все обеспечение государственных учреждений
должно проводиться в рамках президентской программы Правовой информатизации
органов государственной власти Российской Федерации", последний вариант которой
утвержден Указом Президента № 808 от 04.08.95. Однако серьезные разработки,
ведущиеся в рамках этой программы, никоим образом не противоречат использованию
независимых разработок, также как подписка на официальные издания Президента и
Правительства не противоречит подписке ведомств на независимые экономические
издания.
Сегодня
ни один серьезный чиновник не решится сказать публично, что он против
предоставления открытой информации независимым средствам массовой информации.
Очевидно, что это есть основа правового общества.
Суммируя сказанное, следует отметить некоторые общие тенденции
удовлетворения общественной потребности в правовой информации.
Во-первых, распространение СПС, а следовательно и правовой
информации, осуществляется при все возрастающем конкурентном спросе
пользователей, который побуждает разработчиков СПС как совершенствовать сами
программные продукты, так и повышать уровень обслуживания
пользователей.
Во-вторых, проводимые
разработчиками СПС маркетинговые исследования на этом рынке сопряжены с активным
процессом пропаганды вновь принимаемых органами власти и управления нормативных
правовых актов.
В-третьих, немаловажное
значение в деле пропаганды правовых знаний играет издание специальных газет и
журналов по правовой проблематике, а также использование в этих целях радио и
телеэфира.
В-четвертых, существенный вклад в
формирование нового правосознания вносят семинары, проводимые некоторыми
разработчиками СПС с пользователями правовой информации по обучению и привитию
навыков формирования и обработки информационных запросов, изучению основ
компьютерной грамотности и современных информационных технологий, позволяющих
работать с большими массивами правовой информации.
Нетрудно сделать вывод о том, что такая работа необходима, что
со временем ее результаты благотворно скажутся на больном организме общества.
[1] С.А.Комаров,
Общая теория государства и права, изд. 2-е, М.: "Манускрипт", 1996.-
с.237
[2] Теория права и
государства, под ред. В.В.Лазарева, М.: Право и Закон, 1996. -
с.180
[3] Теория права и
государства, под ред. В.В.Лазарева, М.: Право и Закон, 1996. -
с.181
[4] В.Н.Хропанюк,
Теория государства и права, изд. 2-е, М.: "ДТД", 1995.-
с.204
[5] Теория права и
государства, под ред. В.В.Лазарева, М.: Право и Закон, 1996. -
с.184
[6] Теория права и
государства, под ред. В.В.Лазарева, М.: Право и Закон, 1996.-
с.188
[7] С.А.Комаров,
Общая теория государства и права, изд. 2-е, "Манускрипт", М.: 1996.-
с.246
[8] Теория права и
государства, под ред. В.В.Лазарева, М.: Право и Закон,
1996.-с.189
[9] См.: Туманов В.А. Правовой нигилизм в
историко-идеологическом ракурсе// Государство и право. 1993. №
8
[10] См. Там
же.
[11] См.
Ю.А.Тихомиров, Публичное право, М.: БЕК, 1995.- с.255.
[12] См.: Туманов В.А., указанный труд,
с.190
[13] Теория права и
государства, под ред. В.В.Лазарева, М.: Право и Закон, 1996. -
с.185
[14]
Справочно-правовая система "КонсультантПлюс: ВерсияПроф"
[15] С.А.Комаров, Общая теория государства и права, изд.
2-е, "Манускрипт", М.: 1996.- с.161
[16] См.:
Правовая реформа: концепция развития российского законодательства, изд. 2-е, М.:
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ,
1995.- с.14.
[17] Институт
законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ,
Рекомендации по подготовке и оформлению проектов федеральных
законов.
[18] См.:
Российское законодательство: проблемы и перспективы, М.: изд. Бек, 1995.-
с.98
[19] См.: Новиков
Д.Б., СПС- компьютерные системы: развитие, //Консультант №
3/95.-с.83
[20] См.: См.:
Новиков Д.Б., СПС- компьютерные системы: развитие, //Консультант №
3/95.-с.85