О роли и месте справочно-правовых систем
в современном праве. Глава 2.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.Глава 1. Объективные предпосылки формирования и удовлетворения общественной потребности в получении правовой
информации.1.1. Правосознание и правовая
культура, как явления правовой действительности.
1.2. Законодательство и практика его использования, как
факторы, влияющие на формирование правового сознания и правовой
культуры.
1.3. Проблема удовлетворения
потребности общества в получении правовой информации и пути ее
решения.
Глава 2. Научные основы
справочно-правовых систем.2.1.
Теоретические положения системы права и законодательства, как основа содержания
справочно-правовых систем.
2.2. Толкование норм
права, как элемент научных основ справочно-правовых систем.
2.3. Кибернетические основы
справочно-правовых систем.
Глава 3.
Практика использования справочно-правовых систем.3.1. Цели и задачи использования справочно-правовых
систем.
3.2. Средства и методы использования
справочно-правовых систем.
3.3. Использование
справочно-правовых систем в целях создания автоматизированного рабочего места
юриста.
Заключение.
Глава 2. Научные основы
справочно-правовых систем.
2.1. Теоретические положения
системы права и законодательства, как основа содержания справочно-правовых
систем.
Любые социальные явления имеют внешнюю форму и
внутреннюю структуру. Право как явление социальной действительности тоже имеет
внешнюю форму выражения и внутреннюю структуру.
С позиции системного подхода любое целостное образование,
состоящее из двух и более взаимосвязанных компонентов, представляет собой
систему. Каждый компонент системы в свою очередь может быть расчленен на ряд
составляющих. Таким образом, система является многоуровневой, включает в себя в
качестве компонентов хотя и менее сложные, но относительно самостоятельные
явления.
Говоря о системе права и системе
законодательства, обычно имеют в виду определенные аспекты дифференциации и
взаимосвязи юридических правовых норм, сложившихся и действующих в данном
государстве. Для любой правовой системы современного государства характерны
деление права и законодательства на отрасли, а также формирование комплексных
массивов правовых норм.
Внутригосударственное
право России - российское законодательство имеет свои, хотя и далеко не
изолированные от мирового процесса развития потребности дифференциации правовых
норм на отрасли и институты. Основы нынешней дифференции отраслей начали
складываться еще в Советской России и Союзе ССР. Так, в 1918 г. в особые отрасли
были выделены трудовое и семейное законодательство, возникло право социального
обеспечения за счет государства. Республиканская форма правления, федеративное
устройство государства и система государственного управления потребовали
законодательного оформления конституционного, административного и финансового
(бюджетного) права. В начале периода нэпа сложились такие отрасли, как
гражданское, уголовное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное
законодательство. Особое место заняли земельное и другие отрасли
природоресурсного законодательства, а затем - колхозное право и законодательство
об охране природной среды.
В 30 - 40-х гг., в рассвет
тоталитаризма не могло быть и речи о развитии отечественного законодательства, в
том числе его упорядочении в виде хотя бы простейших форм систематизации.
Значительная часть законодательства была засекречена, а в 1941 - 1957 гг. почти
полностью отсутствовала даже хроника и текущая публикация нормативных актов. В газетах "Известия",
"Правда", "Советская Россия" публиковались лишь
отдельные законы и подзаконные нормативные акты. Переиздавались с изменениями и
постатейными материалами Гражданский, Гражданско-процессуальный, Уголовный,
Уголовно-процессуальный, Земельный, Трудовой и Семейный кодексы, являвшиеся
главными источниками права в указанных отраслях законодательства, без которых не
могла действовать судебная система.
В годы
"оттепели", с 1957 г., была восстановлена практика текущей публикации законов,
постановлений Правительства (в "Ведомостях Верховного Совета" и "Собрании
постановлений Правительства") и осуществлена вторая в истории Советского
государства кодификация законодательства. Были приняты и опубликованы Основы
законодательства СССР и кодексы союзных республик по всем главным отраслям
права, в том числе исправительно-трудовому праву, почти полностью засекреченному
в годы сталинизма.
В настоящее время процесс
законотворчества в России достиг чрезвычайной интенсивности. Из-за большого
количества нормативных актов, дублирующих регулирование тех или иных
общественных отношений, зачастую противоречащих Конституции и друг другу,
законодательство работает неэффективно. Наряду с этим, одним из необходимых
условий развития правового государства на современном этапе, является
формирование единого информационно-правового пространства, обеспечивающего
правовую информированность государственных и общественных структур, а также
каждого гражданина в отдельности, доступность правовых актов для всех
заинтересованных лиц. В современных условиях единое информационно-правовое
пространство абсолютно необходимо для обеспечения согласованности,
непротиворечивости, законченности издаваемых в стране правовых
актов.
Вопрос о системе права неоднократно
поднимался в правовой науке. От правильного его разрешения во многом зависят
направление кодификации законодательства, проведение научных исследований в
области юриспруденции, преподавание юридических наук, а также структурное
содержание справочно-правовых систем, которые являются воплощением идеи
формирования единого иформационно-правового пространства, позволяющего оказывать
воздействие на общественное сознание с целью формирования передового
правосознания, правовой культуры и построения правового государства. Системность
размещения правовой информации является основополагающим принципом построения
СПС. Это показатель, определяющий качественное состояние информационных банков
правовых баз данных.
Система какого-либо
явления – это всегда совокупность взаимосвязанных элементов. Право также
представляет собой не просто механическую, хаотичную совокупность правовых норм,
а определенную, внутренне согласованную систему. В общенаучном смысле под
системой понимается
"сложноорганизованное целое, включающее отдельные
элементы, объединенные разнообразными связями и
взаимоотношениями" [1].
В юриспруденции под
формой права понимают источники права, т.е. законодательство. Внутренняя
структура права определяется объективно существующими закономерностями. В
частности, структурная характеристика права, его деление на отрасли, обусловлена
двумя критериями: предметом и методом правового регулирования.
Предмет правового регулирования, представляющий собой
общественные отношения, образующие в силу их специфики особые системы связи
между юридическими нормами, позволяет дать определенную характеристику системы
права. Предмет правового регулирования является основой группировки правовых
норм в определенную отрасль права.
Метод
правового регулирования представляет собой различные способы правового
воздействия со стороны государства на общественные отношения, которые
используются при создании правовых норм и регламентации правовых связей между
участниками этих отношений.
Определенный тип
общественных отношений регулируется собственной отраслью права, т.е., система
права состоит из взаимосвязанных элементов – отраслей права. Под отраслью права
в юриспруденции принято понимать группу норм, которая регулирует определенный
комплекс общественных отношений.
Системно-структурный подход к анализу социальных явлений
обязывает определять систему каждого структурного элемента права, т.е. каждая
отрасль права имеет свою структуру или систему. Предмет правового регулирования
позволяет выявить и другие элементы системы права. Это - подотрасли, правовые
институты и нормы права.
В юриспруденции
подотрасль права определяется
как целостное
образование,
которым регламентируется специфический вид отношений в
пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли
права [2]. В отличие от правового
института подотрасль права не является обязательным элементом каждой отрасли
права.
Под правовым институтом в юриспруденции
понимается
система
взаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность
общественных отношений или какие-либо их компоненты,
свойства [3]. Одно и то же отношение
может регулироваться и охраняться несколькими нормами права. Это, в свою очередь
является основанием для объединения таких норм в единый правовой институт,
например институт собственности в гражданском праве, институт правового
положения обвиняемого в уголовно-процессуальном праве.
Под нормами права принято понимать
установленные и
обеспеченные государством правила поведения людей по отношению друг к
другу [4]. Структурная
характеристика нормы права характеризуется тремя элементами:
гипотезой,
диспозицией и
санкцией.
Таким образом, система права имеет
как бы три уровня:
- норма права
(юридическая норма), имеющая свои внутренние связи;
- правовой институт, который объединяет нормы, регулирующие
лишь часть отношений определенного вида;
-
отрасль права, регулирующая определенный тип общественных отношений. Так,
например, нормы права, регулирующие земельные отношения, образуют отрасль
земельного права.
Норма права регулирует
социальное поведение (общественные отношения) на уровне действия, правовой
институт на уровне поступка и отрасль права на уровне
деятельности.
Таким образом, система права
представляет собой совокупность действующих норм права, объединенных по
институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой
регулируемых ими общественных отношений. Очевидно, что при формировании
информационных банков справочно-правовых компьютерных систем, также должен
соблюдаться системно-структурный подход. Нормы права в СПС должны быть
сгруппированы по институтам, подотраслям и отраслям права. Такая классификация
правовых норм предоставляет потребителям правовой информации возможность
быстрого и удобного их поиска в СПС.
Понимание
системы права и системы законодательства является важным условием правильного
применения норм права. Они должны регулировать только те отношения, на которые
изначально расчитаны.
В свое время С.В.Поленина
охарактеризовала систему законодательства как
"совокупность связанных
иерархией и соподчиненностью общегосударственных и и республиканских законов и
иных нормативных актов, взаимодействующих между собой и регламентирующих
общественные отношения применительно к отраслям права, функциям и сферам
государственного управления" [5].
Система
законодательства по определению В.Н.Хропанюка представляет собой совокупность
источников права, которые являются
формой
выражения правовых норм. Под системой же права понимается объективное правовое
явление, которое формируется на основе общих закономерностей общественной жизни.
Система права, отражая реально существующую
систему общественных отношений, строится не по произвольному усмотрению, а на
основе объективно существующей действительности. Система законодательства -
внешняя форма права, это система нормативно-правовых актов, в которых отрасли и
институты права выражены.
Система
законодательства и система права отражают в принципе одно и то же - право, как
таковое, но с разных сторон - внутренней и внешней. Включение системы права и
системы законодательства в комплексное образование (правовую систему) позволяет,
с одной стороны, установить их единство, однопорядковость, проследить динамику
юридических норм, объективированных в нормативных актах, а с другой стороны -
выявить их существенные особенности. Помочь в этом может систематизация правовой
информации. Систематизация нормативно-правовых актов имеет целью упорядочение
правового материала, расположение его по определенным разделам и рубрикам, т.е.
классификацию, облегчающую поиск необходимых нормативных актов и служащую
условием выполнения требований законности. В систематизации нормативных правовых
актов нуждаются законодатель, правоприменители и все граждане.
Юридической науке известно три способа систематизации
нормативных правовых актов:
кодификация,
инкорпорация и
консолидация. Такое
деление основано на существующих различиях в самом процессе упорядочения
правового материала.
По определению
С.А.Комарова, кодификация представляет собой
"форму систематизации путем
объединения нормативного материала в единый, логически цельный, внутренне
согласованный акт с изменением его внутреннего
содержания".[6] Кодификация предполагает такое упорядочение законодательства,
которое направлено на его переработку путем исключения противоречий, повторений,
пробелов, преобразования характера и направленности. С помощью этого способа
систематизации достигается внутренняя согласованность, системность и полнота
правового регулирования соответствующих общественных отношений. Результатом
кодификации является издание нового законодательного акта, который заменяет
ранее действовавшие по данному вопросу нормативные акты и называется
кодифицированным актом.
[7]Инкорпорация является
наиболее простым и распространенным видом систематизации правовых актов,
основанным только на классификации по тематическим признакам: предметному или
хронологическому. Н.Л.Гранат дал следующее определение инкорпорации:
"Инкорпорация - это форма систематизации путем объединения нормативного
материала в определенном порядке без изменения его внутреннего
содержания".[8] Данная форма систематизации может проводиться по
хронологии, когда акты
располагаются
соответственно времени их принятия; по
субъектам, когда акты
располагаются соответственно органам, их принявшим; по
отраслям.
[9]Для упорядочения и
сокращения большого объема законодательства проводится его
консолидация,
представляющая собой объединение множества
законодательных актов в единый укрупненный акт.
[10]
При этом нормы права, включенные в прежние
акты, излагаются в логической последовательности, устраняются повторы и
противоречия. Возможно даже создание новых редакций нормативных актов. Тем не
менее, консолидация, как один из способов систематизации, не вносит существенных
изменений в правовое регулирование общественных отношений, что делает ее сродни
инкорпорации. В результате консолидации также создаются сборники
законодательства, носящие неофициальный характер. Здесь нормы права соединяются
по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана окружающей среды,
строительство и т.п.).
Классификация,
отражающая массив правовых актов во всем их многообразии и динамике,
организующая его в систему,
является необходимым элементом формирования
единого информационно - правового пространства. Система классификации,
представляющая законодательство в систематизированном обозримом виде, может быть
и должна быть использована в справочно-правовых системах. Интеграция
классификаторов по отдельным основаниям, образующих систему классификации,
позволяет успешно решать проблемы, связанные со стандартизацией формирования и
ведения правовых информационных
систем
(СПС).
Правовая информация может быть
организована, упорядочена различными способами, зависящими от того, какое
основание положено в основу классификации. Право на существование имеют самые
разные классификаторы, помогающие осуществлять наиболее полный и достоверный
поиск информации. Каждый классификатор имеет большее или меньшее самостоятельное
значение, но может быть использован как в отдельности, так и в совокупности с
другими классификаторами.
Сегодня во многих
правовых информационных системах, как правило, используется несколько
классификаторов по отдельным основаниям, предусмотрена возможность быстрого
перехода от одного классификатора к другому, использование одновременно
нескольких классификаторов в необходимых для поиска вариантах.
Классификатор строится путем деления объектов классификации на
отдельные группы по установленному основному признаку. Признак, принимаемый за
основной в процессе деления, можно назвать основанием деления. Соответственно,
классификатор по отдельному основанию - это систематизированный перечень
названий групп объектов классификации, отобранных по одному основному признаку;
инструмент для организации и осуществления поиска по одному признаку.
Применительно к справочно-правовым системам можно сказать, что классификатором
по отдельному основанию являются такие объекты классификации, как вид документа,
название документа, принявший орган, дата принятия, тематика и т.д. Практически
во всех известных на сегодняшний день СПС по данному основанию классификации
существуют так называемые поисковые поля, позволяющие осуществлять поиск
нормативных правовых актов по заданному основанию. По такому принципу, например,
в справочно-правовых системах разделены законы РФ, постановления Правительства
РФ, указы Президента. Поиск такого вида нормативно-правового акта как закон, в
справочно-правовой системе может осуществляется с использованием поисковых полей
"ВИД ДОКУМЕНТА" и "ПРИНЯВШИЙ ОРГАН".
По
принимающему органу правовые акты можно подразделить на четыре большие группы:
федеральные акты, акты субъектов РФ, акты местного самоуправления и акты
международных организаций. В свою очередь федеральные акты можно подразделить
на:
- акты органов законодательной
власти;
- акты Президента РФ;
- акты органов исполнительной власти (акты Правительства РФ и
акты других федеральных органов исполнительной власти, в том числе министерств и
ведомств);
- акты органов судебной
власти.
Акты субъектов РФ можно подразделить
на:
- акты органов законодательной власти
субъектов РФ;
- акты органов исполнительной
власти субъектов РФ;
- акты судебной власти
(акты конституционных (уставных) судов, мировых судей).
Акты местного самоуправления подразделяются на:
- акты местных представительных органов;
- акты местной администрации;
- акты органов территориального общественного самоуправления
населения.
Представляется удобным размещение
нормативных правовых актов в справочных правовых системах по дате их принятия.
Данное основание может быть использовано как дополнительный классификационный
признак при формировании информационного массива по другим основаниям
классификации.
Хронологический принцип
классификации реализуется в справочно-правовых системах с помощью поискового
поля "ДАТА ПРИНЯТИЯ", который позволяет расположить все акты, образующие
информационный массив, в хронологическом порядке. Использование этого основания
классификации требует определенности в отношении того, что следует считать датой
принятия акта.
В соответствии со статьей 2
Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и
вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов,
актов палат Федерального Собрания" датой принятия федерального закона считается
день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия
федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен Палатой
Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Как основание
для отдельного классификатора можно использовать дату регистрации ведомственного
акта в Министерстве юстиции РФ. Это позволит быстро провести поиск нормативного
акта, если известна дата государственной регистрации, а дата издания акта
неизвестна.
Некоторые группы актов можно
классифицировать по номеру, присвоенному акту при его принятии.
Особое место среди всех
классификаторов занимает предметный классификатор, являющийся системообразующим
средством поиска. Основной признак предметного классификатора - предмет
правового регулирования, имеет сложную иерархическую структуру, состоящую из
юридических понятий, отражающих содержание нормативных правовых актов. Таким
образом, предметный классификатор представляет собой иерархическую систему
юридических понятий с универсальным охватом как сложившихся самостоятельных (или
основных) отраслей законодательства, каждая из которых имеет развитую общую
часть, так и комплексных, регулирующих различные сферы деятельности, отражающих
весь массив законодательства.
Практически во
всех известных на сегодняшний день справочно- правовых системах, предметный
классификатор построен по отраслевому принципу. Например, выбрав в основном меню
справочно-правовой системы поисковое поле "ТЕМАТИКА" и открыв раздел
"ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО", можно получить весь список нормативно-правовых
актов, регулирующих вопросы гражданских правоотношений, содержащихся в той или
иной СПС.
Кроме отраслевых актов, содержащих
нормы одной отрасли права, существуют комплексные акты, содержащие нормы
нескольких отраслей права. Соответственно, кроме отраслей законодательства, в
основном совпадающих с отраслями права (такова, например, отрасль "уголовное
законодательство"), существуют отрасли законодательства, объединяющие акты и
нормы разных отраслей права (например, "транспортное
законодательство").
Подавляющее большинство
нормативных актов и содержащихся в них правовых норм посвящено регулированию
отношений, связанных с определенными объектами материального мира (земля, воды,
леса, здания, квартиры, валютные ценности и т.п.), либо с определенными
областями человеческой деятельности (предпринимательство, здравоохранение,
изобретательство и т.д.), либо с определенными функциями власти или сферами
управления (бюджет, оборона страны, охрана государственных границ, таможенный
режим и т.п.).
Федеральные нормативные акты,
акты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления также образуют
единый нормативно - правовой массив. В соответствии с Конституцией РФ по
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации издаются федеральные законы, а также законы и иные правовые
нормативные акты субъектов РФ. Вне пределов ведения Российской Федерации,
совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ правовое регулирование
осуществляется субъектами РФ.
Нормативные
правовые акты субъектов РФ и местного самоуправления могут развивать положения
федеральных законов, детально регламентировать правоотношения, урегулированные
федеральным законодательством, а также быть самостоятельными по своему
содержанию.
Совокупность классификаторов по
отдельным основаниям образует систему классификации правовой информации, которую
можно определить как комплекс классификаторов по отдельным основаниям,
используемых для поиска информации по одному или одновременно нескольким
признакам в зависимости от цели поиска.
Любой
классификатор системы - это прежде всего инструмент для осуществления
информационного поиска, который может осуществляться с разными целями: для
систематизации законодательства, для получения сведений в процессе
законотворчества или в процессе осуществления правоприменительной деятельности.
Например в законотворческом процессе при работе с проектами законов
формулируются юридические конструкции, которые не должны противоречить другим
законам. Избежать этого и призван анализ действующего законодательства с помощью
СПС. В правоприменительной деятельности использование СПС сопряжено с решением
вопросов квалификации юридических фактов (фактов события и фактов
действия).
Максимально полный учет нормативных
правовых актов и создание удобной для практического пользования системы
классификации - необходимые предпосылки систематизации законодательства.
Можно утверждать, что успех проведения
систематизации законодательства во многом зависит от создания научно
обоснованной, логически завершенной системы классификации и эффективного ее
использования. Поэтому создание научно обоснованной системы классификации должно
предшествовать проведению всеобъемлющей систематизации
законодательства.
[11]Система
классификации должна строится таким образом, чтобы максимально учитывать все
правовые акты, нормативные и индивидуальные, в том числе судебные решения,
международные и внутригосударственные договоры.
Все правовые акты можно разделить на две группы: нормативные
правовые и индивидуально - правовые.
Во всех
правовых системах под нормативным актом понимается такой правовой акт, который
содержит правовые нормы, общие установления, рассчитанные, как правило, на
длительное действие и многократное применение, а также предписания об изменении
или прекращении (отмене) действия этих норм.
[12] Нормативный
акт, являясь
предписанием общего значения,
распространяет свое действие не на одно конкретное отношение, а на тот или иной
вид общественных отношений.
Необходимо
учитывать весь нормативный массив в его многообразии: законы, подзаконные акты,
акты министерств и ведомств, в том числе акты Совета Министров СССР и РСФСР,
законы и постановления Съезда народных депутатов СССР и РСФСР, Верховного Совета
СССР и РСФСР, не утратившие силу, декреты и постановления СНК РСФСР, СНК СССР,
постановления ЦИК СССР и РСФСР, если они действуют до сих пор.
В отличие от нормативных правовых актов, индивидуально -
правовой акт адресован конкретному субъекту, применяется однократно и не
сохраняет свое действие после того, как прекратились конкретные отношения,
предусмотренные данным актом.
Из правовых
актов в особую группу выделяются договоры, которые, в свою очередь, можно
разделить на международные и внутригосударственные. В соответствии с
Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной
частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации
установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила
международного договора.
Среди
внутригосударственных договоров важное значение имеют договоры о разграничении
предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации.
Система классификации должна
строится таким образом, чтобы без особых сложностей могли бы быть учтены как
названные договоры, так и отдельные договоры, хотя и являющиеся индивидуально -
правовыми актами, но представляющие интерес для пользователей правовой
информации.
Представляется возможным, чтобы
система классификации, отражающая систему права и законодательства, позволяла бы
в определенной мере учитывать и научно - теоретические работы, комментарии
законодательства, комментарии юридической практики и т.д. Определенные шаги в
этом направлении уже сделаны. К примеру, такая известная СПС как "Гарант",
включает в свой информационный банк наиболее интересные и актуальные
законопроекты. Ряд организаций-разработчиков СПС в настоящее время ведет
активную работу по составлению и включению в информационные банки своих систем
комментариев к основным кодексам РФ. Кроме того, нередки случаи размещения в
информационных банках СПС научно-публицистического и справочного материала, как
правовой, так и экономической направленности.
[13]Так как
классификатор является иерархической системой, понятия, составляющие его
содержание и обозначающие его структурные элементы (рубрики, подрубрики),
находятся в состоянии подчинения понятию более высокого уровня. Например,
подотрасль права входит в структуру отрасли и т.д.
Иерархическое строение классификаторов в справочно-правовых
системах отражено в способе индексации, когда количеств элементов индекса
соответствует иерархическому уровню рубрики.
Индекс рубрики - это цепочка цифр, разделенная
точками. Нижестоящая рубрика имеет индекс, включающий в себя последовательно
цифры, обозначающие индексы вышестоящих рубрик. Каждый уровень определяет не
значимость подрубрики, а степень обобщения при логической группировке
понятий.
Анализируя типы и способы
классификации, приведенные в данном параграфе, можно сделать вывод о том, что
при создании системы классификации наиболее важно оценить требования,
предъявляемые пользователями правовой информации. Представляется, что при
соответствии требованиям пользователей-юристов, система классификации сможет
удовлетворить потребности и других групп пользователей.
Процесс совершенствования системы классификации и создания
эталонного образца классификатора непрерывен, так как он зависит от уровня
развития общественных отношений и урегулированности их нормами
права.
В конце октября 1997 года в
Государственной Думе РФ состоялся научно-практический семинар "Проблемы
классификации правовых актов Российской Федерации", организаторами которого
выступили Экспертный совет по теоретическим проблемам классификации и
систематизации при Председателе Государственной Думы, Российский фонд правовых
реформ (РФПР) и компания "Консультант Плюс". В нем также приняли участие ведущие
ученые-юристы Российской Академии наук, Института законодательства и
сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Института
государства и права РАН, Российской академии государственной службы, Московского
государственного университета, представители юридических служб Администрации
Президента, Государственной Думы, Совета Федерации, Верховного Суда, Генеральной
прокуратуры, Центрального банка, Госналогслужбы, органов власти субъектов
Российской Федерации, а также ведущие производители баз данных правовой
информации.
Основным вопросом семинара было
обсуждение комплекса мероприятий по стандартизации классификатора правовой
информации, а так же проведение конкурса на размещение заказа на разработку
Общероссийского классификатора правовой информации..
Для проведения комплексного исследования состояния
классификации законодательства в Российской Федерации, РФПР организовал
международный конкурс, в результате которого предпочтение было отдано одному из
ведущих российских производителей баз данных правовой информации - компании
"Консультант Плюс".
По общему мнению
участников, которое выразил на семинаре директор Института законодательства и
сравнительного правоведения Л.А.Окуньков
[14], работа по
созданию современной системы классификации должна продолжаться. При этом
необходимо учитывать не только состояние нынешнего законодательства, но и
перспективы его развития.
Юристам предстоит
решить еще немало важных теоретических и практических вопросов. Динамичное
развитие общественных отношений вызывает потребность в изменении всей структуры
права.
Для формирования единой
информационно-правовой среды, разработки единообразной основы федерального и
регионального законотворчества, эффективного обмена правовой информацией крайне
важна общеприемлемость классификатора. Достижение этой цели возможно при условии
привлечения к работе как можно большего числа квалифицированных юристов - как
ученых, так и специалистов-практиков.
Из всего
изложенного можно сделать определенные выводы. В настоящее время процесс
законотворчества в России достиг чрезвычайной интенсивности. По некоторым
оценкам, в стране сейчас действует более полутора миллионов различных правовых
актов (учитывая акты субъектов РФ). При этом основной инструмент для работы с
нормативным массивом - Общеправовой классификатор отраслей законодательства во
многом перестал выполнять свои функции.
В
связи с развитием законодательства некоторые его разделы устарели, в то же время
появились новые отрасли законодательства, которые уже не вписываются в рамки
существующей схемы. В результате на практике возникают сложности в разнесении
документов по отраслям законодательства, затрудняется их поиск и анализ.
Появляется большое количество нормативных актов, дублирующих регулирование тех
или иных общественных отношений, зачастую противоречащих Конституции и друг
другу, что значительно снижает эффективность действующего
законодательства.
Проблема усугубляется бурным
развитием национального законодательства (законодательства субъектов РФ),
которое также требует четкой системы классификации.
Подводя некоторые итоги рассмотрения проблемы систематизации
законодательства, можно сформулировать основными требования, предъявляемыми к
любому классификатору правовой информации:
1)
Удобство при практическом пользовании отдельными классификаторами и системой
классификации в целом.
Для предметного
классификатора удобство и доступность для понимания заключается прежде всего в
оптимальном количестве рубрик. Пользователю одинаково сложно воспринимать как
большое количество рубрик, так и небольшое, когда рубрики укрупнены настолько,
что трудно определить, куда входит интересующий его раздел. Предметный
классификатор должен иметь такое количество рубрик, соответствующих системе
законодательства, чтобы он был доступен пониманию пользователя и удобен при
поиске.
2)Соответствие системы классификации
действующему законодательству.
Система
классификации должна полностью отражать действующее законодательство. Это
выражается, во-первых, в том, что система классификации построена таким образом,
что каждому правовому акту находится свое место, а во-вторых, в том, что каждая
рубрика - это юридическое понятие, сложившееся в действующем законодательстве,
научно обоснованное, не противоречащее другим понятиям.
3) Относительная стабильность системы классификации.
Несмотря на продолжающееся обновление
законодательства, можно говорить об относительной его стабильности. Приняты
новые федеральные кодексы (Гражданский, Семейный, Арбитражный процессуальный,
Таможенный, Уголовный, Лесной, Водный, Градостроительный...) и ряд федеральных
законов, являющихся кодифицированными актами. Поскольку система классификации
отражает систему законодательства, она также должна быть относительно
стабильной.
Система классификации является
основным инструментом систематизации и поиска правовых актов и используется не в
только в сфере юриспруденции, но и в области экономики и политики. Поэтому
создание современной и эффективной системы классификации правовых актов имеет
огромное общественное значение. Система классификации, которая будет отвечать
нынешнему состоянию законодательства и учитывать тенденции его развития,
необходима как для практической работы сотен тысяч специалистов, так и для
законодательного процесса. Особое значение система классификации приобретает при
формировании Свода законов Российской Федерации.
- Толкование правовых норм, как элемент научных
основ справочно-правовых
систем.
Любая деятельность плодотворна и эффективна, когда
она осуществляется с полным пониманием дела.
Толкование правовых норм
занимает существенное место в процессе правореализации, особенно в
правоприменении. Ведь прежде чем применить право, нужно уяснить его смысл и
содержание. Часто правоприменителю помогают в этом специальные разъяснения
нормативно-правовых актов, которые дают различные органы и лица в официальном и
неофициальном порядке .
Уяснение требований
правовых норм, как внутренний интеллектуальный процесс, разъяснение их, как
выражение во вне своих заключений, чаще всего объединяют одним понятием -
"толкование права". В.Н.Хропанюк дал
следующее определение толкованию:
"Толкование представляет собой
интеллектуальную деятельность, в процессе которой с научных позиций познаются
глубинные свойства права, объективно и достоверно излагается суть предписаний,
содержащихся в правовых нормах".
[15]Термин
"толкование" употребляется в трех различных и связанных между собой
смыслах. Во-первых, под толкованием понимается
уяснение смысла и
содержания нормы лицом, ее применяющим. Во-вторых, толкованием называют принятие
актов государственными органами и высказывания отдельных лиц с целью
разъяснения содержания правовой нормы. В-третьих, под термином
"толкование" понимается также и
интерпретация, - выяснение соотношения
объема толкуемой правовой нормы с объемом ее текста.
В ходе правотворческой работы возникает необходимость четкого
представления о содержании действующих норм. Ни издать новый акт, ни
систематизировать имеющиеся нельзя без знания подлинной воли законодателя,
которая получила официальное выражение. В результате толкования не создается
новая норма права, а лишь выявляется, устанавливается выраженная в нормативном
акте государственная воля. В этом и состоит задача толкования.
Цель толкования правильное, точное и единообразное понимание и
применение закона, выявление его сути.
Разработка новых юридических предписаний невозможна без
толкования, поскольку в развитой системе законодательства большинство издаваемых
норм так или иначе связано с уже существующими законодательными положениями.
Объектом толкования являются нормативные
правовые акты и их совокупность. Толкование подразделяется на виды в зависимости
от того, идет речь об уяснении нормативных актов или об их разъяснении, а также
от субъектов, занимающихся толкованием. Уяснение норм достигается различными
способами.
Способы толкования - это
относительно обособленная совокупность приемов анализа правовых актов. В
юриспруденции выделяют
грамматическое,
логическое,
специально-юридическое,
историко-политическое и
телеологическое
толкование.
[16] Грамматическое толкование представляет собой
совокупность специальных приемов, направленных на уяснение морфологической и
синтаксической структуры текста акта, выявление значения отдельных слов и
терминов, употребляемых союзов, предлогов, знаков препинания, грамматического
смысла всего предложения в целом.
Логическое
толкование предполагает использование законов и правил логики для уяснения
подлинного смысла нормы, который иногда не совпадает с ее буквальным изложением
из-за неудачно выбранных законодателем словесных
форм. Это исследование логической структуры отдельных положений нормативного
акта. Например, логическое толкование позволяет понять, что под термином
"владелец источника повышенной опасности" следует понимать не
владельца лошади или тачки, а владельца автотранспортного
средства.
Систематическое толкование -
это уяснение содержания и смысла правовых
предписаний исходя из места, которое они занимают в данном нормативном акте,
институте, отрасли и всей системе права в целом. В систематическом толковании
нуждаются все правовые нормы, но особенно нормы отсылочные и
бланкетные.
Систематическое толкование имеет
особо важное значение для правоприменительных органов. Оно является необходимым
условием правильной квалификации юридических дел, так как обусловлено
взаимосвязью и взаимозависимостью общественных отношений, регулируемых нормами
права.
Историко-политическое толкование
заключается в изучении исторической обстановки издания акта, расстановки
политических сил, социально-экономических и политических факторов, обусловивших
появление акта и оказавших влияние на волю законодателя.
Телеологическое (целевое) толкование правовых актов
направлено на установление целей их издания: непосредственных, отдаленных,
конечных.
Специально-юридическое
толкование связано с анализом специальных терминов, технико-юридических
средств и приемов выражения воли законодателя.
Указанные виды толкования довольно широко применяются при
создании СПС, в процессе юридической обработки аутентичных копий
нормативно-правовых актов. Не все виды применяются в равной степени. Например,
использование грамматического толкования более характерно при первичной
юридической обработке аутентичных копий, которые в обязательном порядке должны
быть уяснены путем грамматического анализа текста. Именно на этой стадии
выявляются все неточности, неясности и грамматические ошибки, которые допустил
законодатель при разработке нормы.
Чего,
например, может стоить введение законодателем в нормативный акт, наряду с
понятиями
"гражданин РФ",
"иностранный гражданин",
"лицо без гражданства", такого понятия как
"соотечественник"? Вероятно, это породит множество вопросов по применению
данного акта, так как нужно будет уяснить суть этого понятия, разобраться кого
можно отнести к этой категории лиц, каким статусом обладают эти лица, не
противоречит ли ввод данного понятия смыслу и сути нормативного акта, а также
созданным ранее нормам. В процессе юридической обработки данной нормы для
включения ее в СПС, юристами может быть составлено соответствующее примечание,
которое поможет разобраться в понятиях и определениях.
Эффективность толкования зависит от уровня правосознания
толкователя. Чем выше уровень правосознания тех, кто уясняет или разъясняет
содержание правовых норм, тем меньше совершается правонарушений и более полно
удовлетворяются права и свободы личности. Виды разъяснений правовых актов
различаются в зависимости от субъектов, осуществляющих толкование на официальное
и неофициальное толкование.
Официальное
толкование дается органом, издавшим данный акт (аутентическое
толкование), или органами, на которые возложена обязанность толковать законы или
другие нормативные акты (легальное толкование). Акты официального толкования
обязательны для правоприменителей. Субъектами
официального неаутентичного толкования могут выступать все государственные
органы, организующие процесс реализации права. Круг их широк, и юридическая сила
актов толкования неодинакова. Наибольшей юридической силой обладает толкование,
даваемое самим законодателем и высшими судебными инстанциями.
В рамках построения и совершенствования справочно-правовых
систем, некоторыми их разработчиками ведется работа по созданию и
распространению специальных информационных баз данных, содержащих акты
официального и неофициального толкования. Как правило, такие системы объединяет
емкое название "системы поддержки принятия решений". Акты официального
толкования содержатся также и в основных СПС, о которых говорится в следующем
параграфе.
Неофициальное
толкование не является юридически обязательным. Польза его заключается
только в глубине анализа, в убедительности и обоснованности. Выделяют
обыденное толкование, даваемое гражданами;
компетентное, которое дается сведущими в праве людьми
(специалистами);
доктринальное, исходящее от ученых, ведущих
исследовательскую работу в этом направлении.
[17]В
зависимости от сферы действия
актов разъяснения правовых норм,
официальное толкование подразделяется на
нормативное и
казуальное.
Нормативное толкование может исходить только от компетентного органа и
представляет собой разъяснение общего характера, имеющее ввиду определенную
категорию дел; это общеобязательное толкование, распространяющее свое действие
на все возможные будущие случаи применения конкретной правовой нормы.
Необходимость нормативного толкования возникает, как уже упоминалось, в связи с
неточностью словесного выражения воли законодателя, неясностью закона и неверным
его пониманием правоприменяющими органами.
Казуальное толкование представляет собой официальное
обязательное разъяснение нормы права, применительно к конкретному казусу
(случаю) и обязательное для применения только в отношении его.
[18]Все органы, применяющие нормы права, могут давать казуальное
толкование. Ярким примером казуального толкования норм права является приговор
или решение суда по конкретному делу, разъяснение положений судебного акта.
Приведу два примера из практики толкования
законодательства судебными органами.
1. 24
сентября 1992 года Конституционный Суд Российской Федерации вынес Решение № 8-р
"О толковании Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 4
февраля 1992 года по делу "О проверке конституционности правоприменительной
практики расторжения трудового договора по основанию, предусмотренному п. 1.1.
ст.33 КЗоТ РСФСР".
В связи с тем, что при решении дел о восстановлении на
работе лиц, уволенных по пункту 1.1 статьи 33 КЗоТ Российской Федерации судами
России расширительно и противоречиво толковалось содержание Постановления от 4
февраля 1992 года, Конституционный Суд признал необходимым по собственной
инициативе дать толкование названного Постановления. [19]2. В Письме ВАС РФ № С-13/ОП-167 от 20 мая 1993 г. "Об
отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной
практике",
в п.5. "О толковании понятия "группа лиц", содержащегося в
статье 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" приведено
разъяснение содержания этого понятия.
[20]Вопросы
правоприменения и толкования законодательства неразрывны. А при бурных темпах
развития отечественного законодательства эти вопросы становятся особенно
актуальными. В качестве примера хотелось бы привести ситуацию, связанную с
применением самой актуальной на данный момент отрасли - налогового
законодательства.
Не секрет, что состояние
современной экономики выносит работу по экономическому и финансовому
планированию деятельности любой организации на первый план. При этом
бухгалтерский учет стал весьма непростым занятием. Сегодня взимаются десятки
федеральных налогов, сборов, платежей в различные фонды, и это не считая местных
налогов.
В самом деле, Министерство финансов,
Государственная налоговая служба, Государственный таможенный комитет и другие
ведомства постоянно выпускают в свет тысячи нормативных документов, регулирующих
уплату различных налогов и сборов. Во всем этом множестве налогоплательщику
бывает сложно разобраться, понять взаимосвязь, а главное - правильно применить
на практике. Существует несколько причин этому.
Во-первых, - это обычный во время реформирования экономики
непрерывный поток нормативных актов на налоговые темы.
Во-вторых, - уже ставшие чуть ли не пословицей несовершенство и
запутанность отечественного налогового законодательства.
В-третьих, - невозможность учесть все практические ситуации,
что приводит к отсутствию нормативных документов, регулирующих отдельные
налоговые отношения. В совокупности все это приводит к тому, что
неопределенность налогового законодательства, нередко даже изначально
закладываемая в нормативные акты, создает почву для вольных решений и выводов.
Поэтому понятно, что у налогоплательщиков часто возникают вопросы, на которые
самостоятельно нелегко ответить. Более того, многие вопросы столь запутаны, что,
по словам начальника Государственной налоговой инспекции Московской области В.И.
Гулаева, даже сотрудники ГНИ,
"среди которых есть... корифеи от налогов,
бывает, затрудняются с ходу ответить на вопрос. Поэтому, неудивительно, что куда
бы мы ни пришли, - сталкиваемся с нарушениями законов".
[21] Из этих слов можно сделать вывод, что к причинам налоговых
нарушений можно отнести даже не столько нежелание платить в казну, сколько
затруднения в правильном понимании налогового законодательства, а понимание и
уяснение - это и есть толкование. Как выходить из тупиковой
ситуации?
Право на получение информации у
налогоплательщиков есть, все законы и другие нормативные акты публикуются в
открытой печати. В них надо уметь разбираться, что, безусловно, требует затрат
времени и соответствующей подготовки.
Законом
РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрена
возможность обращаться в официальные налоговые органы за разъяснениями и
консультациями по вопросам налогообложения, порядка уплаты налогов и сборов. Но
пока налоговые органы не могут ответить на все возникающие у налогоплательщиков
вопросы. Такая работа требует значительных затрат материальных, трудовых и
временных ресурсов. Хотя, например, в г.Калуге этот вопрос можно считать
практически решенным.
В 1996-1997 г.г. в
г.Калуге был создан Центр по работе с налогоплательщиками при Государственной
налоговой инспекции по Калужской области, в задачи которого входит сбор,
обработка информации и запросов налогоплательщиков как по поводу порядка уплаты
налогов, так и по поводу применения тех или иных норм налогового
законодательства. Вся нормативная информация черпается сотрудниками Центра из
СПС "КонсультантПлюс" и "Гарант", которыми оборудован Центр. Основной функцией
Центра является анализ и обобщение практики применения налогового
законодательства на территории муниципального образования "Город Калуга". Центр
практикует в своей деятельности приемы нормативного и казуального толкования
законодательства как по общим вопросам применения норм налогового права, так и
по конкретным случаям. При этом, сотрудники Центра (работники районных налоговых
инспекций г.Калуги), широко используют в своей работе всевозможные варианты
справочно-правовых систем "КонсультантПлюс" и "Гарант". В следующем параграфе об
этом будет рассказано более подробно.
Отечественные производители справочных правовых систем,
наработав технологию создания программных оболочек и информационных банков СПС,
начали заниматься вопросом создания справочных систем (систем поддержки принятия
решения) состоящих целиком из официальных разъяснений и консультаций.
Исследования специалистов и экспертов
показали, что большинство вопросов по налогообложению и бухгалтерскому учету
типичны.
[22] Это, в частности,
привело разработчиков программных продуктов семейства "КонсультантПлюс"
(Научно-производственное объединение "Вычислительная математика и информатика")
к идее создания специализированных справочных систем как
КонсультантБухгалтер
и
КонсультантФинансист.
При разработке систем решались вопросы, связанные как с
наполнением информационных банков систем, так и с надежностью информации, ее
достоверностью. Изначально системы были ориентированы на официальную информацию
разъяснительного характера. С учетом того, что достоверность любой информации
определяется в первую очередь ее источниками, разработчиками программ был
заложен следующий принцип: авторами вопросов являются конкретные бухгалтеры и
налогоплательщики, а ответов на эти вопросы - специалисты-практики. Официальные
разъяснения и консультации предоставляли эксперты солидных и известных
аудиторских и юридических фирм, а также сотрудники Минфина, Госналогслужбы,
Государственного таможенного комитета и других ведомств, регулирующих своими
нормативными актами взимание налогов, осушествление налогового контроля, ведение
бухгалтерского учета и статистики.
Специалисты
НПО "ВМИ" в настоящее время контактируют с экспертам более чем 60 различных
организаций, которые периодически передают для включения в СПС системы
"КонсультантПлюс" акты толкования правовых норм по различным вопросам. Это
является гарантией того, что на каждый вопрос ответ дает профессионал в своей
области. Все включенные в информационный банк
консультации специалистов и
экспертов содержат ссылки на действующие нормативные акты. Эти акты также
включены в системы
КонсультантБухгалтер и
КонсультантФинансист,
чтобы конечный пользователь СПС семейства КонсультантПлюс мог с ними
ознакомиться и сравнить свои личные выводы с комментариями
специалистов.
При создании справочных систем
учитывались требования стандартизации информационных банков и поэтому, структура
баз справочной информации и их классификация идентичны структуре баз нормативной
информации, что позволяет пользователю осуществлять поиск актов толкования по
тем же основаниям классификации.
Хотя
справочные системы и не являются официальными источниками, польза от их
применения очевидна. Ни одно традиционное средство массовой информации, в
отличие от СПС, не позволяет в короткие сроки получить полный комплект
нормативной и справочной информации по интересующему вопросу.
Толкование наиболее важно для работников правоприменительных
органов, так как применение права для них является одной из основных
обязанностей, формой, в которой воплощается их деятельность. Но это не умаляет
значения толкования и гражданами. Общеизвестно, что незнание закона, если он
обнародован в соответствующей общедоступной форме, не освобождает от
ответственности. Нельзя ссылаться не только на неведение, но и на заблуждение по
поводу содержания законов.
Рассмотренные в
настоящем параграфе вопросы толкования законодательства, позволяют сделать вывод
о том, что с помощь актов толкования можно получить полное представление о той
или иной норме права. Знание таких приемов способно уберечь от ошибок и
поверхностного, одностороннего выяснения смысла норм, а также помогает
вырабатывать правильный подход к их анализу. Более того, на основе актов
разъяснения создаются справочно-правовые компьютерные
системы.
2.3. Кибернетические основы
справочно-правовых систем.
Компьютер – основное техническое средство для
решения кибернетических проблем. Создание и совершенствование компьютерных
программ и технологий, является одной из актуальных кибернетических проблем
современности.
Для уяснения сущности
технических понятий, употребляемых в связи с созданием и использованием СПС,
необходимо дать общее понятие науки кибернетики.
Кибернетика –
"(от греческого kybernetike – искусство
управления), наука об общих законах получения, хранения, передачи и переработки
информации".[23]Компьютер является
основным инструментом, с помощью которого в настоящее время можно получить
доступ к правовой информации, содержащейся в справочно-правовых системах.
Поэтому, было бы неправильно не уделить компьютерной технике несколько
слов.
Для того, чтобы овладеть этим
инструментом в степени, достаточной для начала работы с СПС, необходимо усвоить
ряд важнейших понятий, касающихся существующей в этой области терминологии и
знать наименования и назначение входящих в его состав устройств.
Кибернетика - Под ЭВМ (далее компьютером)
понимается комплекс электронных устройств, обеспечивающих обработку информации
по заданным параметрам. Самый простой компьютер состоит из ряда устройств. К ним
относятся системный блок, монитор (дисплей), устройства ввода и вывода
информации (так называемые переферийные устройства).
Переферийные устройства подразделяются на стандартные (которыми
обычно комплектуется компьютер - клавиатура, мышь, блок бесперебойного питания и
т.д.) и дополнительные, приобретаемые для усовершенствования возможностей
применения компьютера (имеющие специальное назначение, как, например, модем,
который используется для получения информации по телекоммуникационным
сетям).
В системном блоке находятся все
основные элементы электронных устройств компьютера. Главные из них - процессор,
запоминающие устройства, устройство управления. Все преобразования информации
происходят в центральном процессоре, имеющем постоянное запоминающее устройство
(ПЗУ).
Нет смысла досконально рассматривать все
устройства компьютера. В рамках заданной темы стоит упомянуть лишь о таких
устройствах как клавиатура, монитор (устройство вывода информации) и принтер
(печатающее устройство, позволяющее получать информацию в материально
закрепленном виде на бумажном носителе).
Процесс решения правовых задач с использованием компьютерных
технологий невозможен без достаточного представления о программных средствах
вообще.
Все многообразие программных средств
может быть разделено на несколько групп. На первом месте стоят операционные
системы, наиболее распространенные из них - OS MS DOS ,
WINDOWS и др. Имеются и другие операционные
системы (модифицированные), которые сейчас находят более широкое применение :
WINDOWS NT, WINDOWS 97 и
98.
На втором месте стоят сервисные
(обслуживающие) программы, нередко являющиеся прямым продолжением программ,
входящих в операционную систему.
Такие
программы обеспечивают решение комплекса задач по обработке файлов и располагают
широкими возможностями, такими как редактирование, просмотр файлов с различными
расширениями, переформатирование файлов и т.д.
Использование компьютерной техники для получения
справочно-правовой информации позволяет решать не только вопросы получения
материальных бумажных копий выведенной на монитор (дисплей) информации, но и
обрабатывать эту информацию в зависимости от стоящих перед конечным потребителем
информации задач.
К примеру, тексты нормативных
документов являются объектом обработки при подготовке деловой переписки, когда
из нормативного документа возможно копирование части текста для вставки его в
документ деловой переписки. Работа с текстом документа может в частности
заключаться в его редактировании, корректировке с целью приведения этого текста
в соответствие с некоторыми нормативными требованиями, сделать его более
понятным потенциальному читателю, придать ему определенную законченную
форму.
Характерными операциями над текстом
являются расчленение его на страницы, абзацы, выравнивание от правого и левого
края полей, исправление орфографических и пунктуационных ошибок, проверка
наличия обязательных для данного документа разделов, устранение разночтений и
логических противоречий и др.
Не стоит говорить
о том, насколько важны эти возможности для подготовки текстов законодательных
актов.
В рамках важнейших понятий о хранении
информации в компьютере, стоит упомянуть о том, что вся информация хранится либо
на устройствах внешней памяти - флоппи - дисках, или на так называемых жестких
дисках компьютера в виде файлов. Файлы, в свою очередь содержатся в директориях,
а связанные между собой программными средствами директории могут составлять
конкретную программу или базу данных.
Общеизвестно, что в процессе юридической деятельности очень
часто бывает необходимо осуществить быстрый поиск сведений, которые содержатся в
целой группе документов, упоминаются в конкретном деле, в справочниках по
законодательству и других информационных массивах. Такой поиск с использованием
традиционных (печатных) источников информации обычно занимает большое количество
времени, особенно, если он ведется в значительном объеме
материала.
Применительно к правовой информации
большим подспорьем являются так называемые справочно-правовые и справочные
системы - компьютерные базы данных по законодательству России, содержащие как
нормативный, так и справочный материал.
Кoмпьютeрныe бaзы дaнных пo зaкoнoдaтeльству Рoссии постепенно
становятся привычными и нeoбхoдимыми инструмeнтaми в рaбoтe юристoв,
бухгaлтeрoв, экoнoмистoв и прeдпринимaтeлeй. В сaмoм дeлe, ни oднo пeчaтнoe
издaниe нe мoжeт прeдлoжить тaкoй oбъeм инфoрмaции, нe гoвoря ужe o тoм, чтo
лишь кoмпьютeрнaя бaзa дaнных спoсoбнa oбeспeчить нeoбхoдимыe пoискoвыe и
aнaлитичeскиe вoзмoжнoсти.
Сoврeмeннaя
инфoрмaциoннaя систeмa ужe нe мoжeт быть прoстo элeктрoннoй кaртoтeкoй,
пoзвoляющeй нaйти дoкумeнт лишь пo eгo рeквизитaм или тeмe. Сeгoдня нeoбхoдимa
систeмa, пoзвoляющaя
прoвoдить aнaлитичeскую
рaбoту: прoслeживaть связи мeжду
инфoрмaциoнными oбъeктaми, oбрaбaтывaть слoжныe лoгичeскиe
зaпрoсы, oбeспeчивaть кoнтeкстный пoиск с лингвистичeскoй oбрaбoткoй, стрoить
синoнимичeскиe ряды.
Сегодня на отечественном
информационном рынке предлагается значительное количество оригинальных баз
данных, выпускаемых и сопровождаемых (обслуживаемых) коммерческими структурами.
Подобные информационные системы - единственная возможность для оперативной
ориентации в правовой информации при лавинообразном процессе современного
законотворчества.
Кратко ознакомимся с
некоторые из наиболее распространенных в настоящее время справочно-правовых
систем, с их достоинствами и недостатками.
СПС "Гарант" (производитель - НПП
фирма
"Гарант - Сервис",
МГУ)
"Гарант"- справочно-правовая информационная система
по законодательству Российской Федерации. До 1995 года она относилась к
специализированным системам, ориентированным на негосударственные коммерческие
предприятия .
В нее включены законы и
нормативные акты, в том числе министерств и ведомств, регулирующие хозяйственные
отношения в России, а также действующие в настоящее время акты
СССР.
Основным ее достоинством является
постоянное обновление базы данных с любой удобной для пользователя
периодичностью. Поиск документов в системе "Гарант" можно вести по разделам
основного меню, терминологическому двухуровневому словарю, контексту, хронологии
и официальным реквизитам документа.
[24]При выборе нужного
раздела законодательства на экране появляется список актов в хронологическом
порядке. Выбрав нужный акт, можно вызвать на экран либо его текст, либо
оглавление (в случаях, когда этот акт состоит из нескольких разделов). С помощью
высвечивающихся в тексте ссылок можно перейти к текстам других нормативных
актов, связанных с данным документом.
Поиск по
ключевым словам осуществляется после выбора их в специальном
словаре.
Основным недостатком системы является
некорректный поиск данных, связанный, видимо, с неточной работой юристов,
поддерживающих аппарат ключевых слов и перекрестных ссылок в
системе.
Система позволяет напечатать весь текст документа
или его фрагменты. Пользуясь средствами системы "Гарант", можно создать
собственную базу данных - ЛБД (например, инструкций, регулирующих деятельность
конкретного предприятия или региона).
В системе
существует собственный текстовый редактор, позволяющий перенести в него текст
документа из базы данных или создать новый документ. Однако управление
редактором, к сожалению, не соответствует общепринятым стандартам, что делает
его малоудобным для подготовки больших текстов.
Система "Гарант" поставляется с удобным для работы с текстом
руководством для пользователя.
"Юрисконсульт" (Инфoрмaциoннo -
aнaлитичeскaя систeмa "Юрискoнсульт", рaзрaбoтaна фирмoй "Инфoрмaциoнныe систeмы
и тeхнoлoгии" (ИСТ).
Спрaвoчнaя систeмa "Юрискoнсульт" сoстoит из
трeх рaздeлoв:
-экономическое законодательство
России.
- законодательство Москвы и
обл.
- таможенное законодательство.
Экoнoмичeскoe зaкoнoдaтeльствo Рoссии - этo
пoлнaя пoдбoркa нoрмaтивных aктoв пo всeм рaздeлaм рoссийскoгo зaкoнoдaтeльствa,
кoтoрыe прeдстaвляют интeрeс для прeдпринимaтeлeй, бухгалтеров, aудитoрoв,
юристoв и всeх грaждaн. Систeмa сoдeржит прaктичeски пoлный aрхив нoрмaтивных
aктoв пo этим рaздeлaм зaкoнoдaтeльствa нaчинaя с 1993 г. Из бoлee стaрых
дoкумeнтoв прeдстaвлeны в oснoвнoм тoлькo дeйствующиe (всeгo более 10 тысяч
документов).
Зaкoнoдaтeльствo Мoсковского
региона - законы, постановления и другие нормативные акты, принятые органами
государственной власти Москвы и Московской области (всего свыше 6 тыс.
документов).
Тaмoжeннoe зaкoнoдaтeльствo - этo
дoкумeнты ГТК, пoступaющиe в oткрытую рaссылку с 1993 г., с учeтoм измeнeний и
дoпoлнeний (более 4 тысяч).
Система
"ЮРИСКОНСУЛЬТ" (далее — ЮК) представляет интерес своим программным решением. Это
комплекс, состоящий из основной системы, обеспечивающей работу пользователя с
нормативными актами из базы данных, и ряда вспомогательных программ,
осуществляющих технологическую цепочку обработки текстов для включения в
базу.
ЮК обладает мощными средствами поиска. В
нем имеются традиционные возможности поиска по реквизитам документов (дата
принятия, вид документа и орган, принявший документ) по теме, подтеме документа
(аналогично рубрикатору).
Нестандартным
является средство поиска, позволяющее сформировать запрос к базе данных на
основе нескольких ключевых слов, выбранных из словаря.
Этот словарь формируется при подготовке базы данных и содержит
практически все важные термины, существующие в нормативных актах, в том числе
географические названия и аббревиатуры. При загрузке в БД все документы проходят
предварительную лингвистическую обработку, в ходе которой
устанавливаются все
случаи вхождения всех слов во все документы БД.
Средство,
дополняющее работу со словарем, - поиск по так называемой "поисковой строке":
если нужного слова нет в словаре системы, то его можно задать. Поиск при этом
будет медленный, т.к. в данном режиме будет просматриваться вся
БД.
Для эффективного использования словаря или
поисковой строки нужно иметь достаточно ясное представление о законодательстве
по интересующему вопросу, чтобы суметь выразить свой запрос в адекватных
юридических терминах. Для первоначального знакомства с вопросом можно
использовать поиск по реквизитам и темам (подтемам) документов. При хорошем
знании вопроса можно одновременно использовать все поисковые средства. При этом
достигается максимальная эффективность системы.
В ответ на запрос, адресованный к системе, выдается список
документов, содержащих ответ. Для просмотра можно выбирать любой из них. При
этом документы в полученном списке отсортированы либо по степени релевантности
(соответствия) запросу, либо по дате принятия документа (от последних по дате к
более ранним).
В ЮК, как и в СПС "Гаранте",
существуют следующие средства работы с документами: традиционная возможность
просмотра документа от начала до конца путем перемещения по документу построчно,
постранично; возможность просматривать документ по разделам, главам, статьям и
т.п.; возможность просмотра фрагментов, содержащих поисковый контекст;
возможность получения на экране реквизитов найденного нормативного
акта.
Обе эти системы позволяют делать из
просматриваемого документа "вырезки" любого размера, от одной строки до полного
текста, и распечатывать их на принтере или сохранять в текстовом
файле.
Существует возможность перехода от
документа к документу по ссылкам, содержащимся в них (эти ссылки
подсвечены)
Во время работы с документом
предоставляется дополнительная возможность поиска в тексте этого документа — по
вводимой поисковой строке.
В нaстoящee врeмя в
систeмe "Юрискoнсульт" рeaлизoвaны слeдующиe виды пoискa: пo рeквизитaм
дoкумeнтa (нoмeр, вид дoкумeнтa, дaтa принятия, принявший oргaн и т.д.), пo
тeмaтичeскoму рубрикaтoру (дo пяти урoвнeй), a тaкжe пo прoизвoльнoму зaпрoсу,
сoстaвлeннoму кaк из слoв глoссaрия, сoeдинeнных лoгичeскими oпeрaтoрaми "И" и
"ИЛИ", тaк и пo прoизвoльнoй пoискoвoй стрoкe. Причeм в случae фoрмирoвaния
зaпрoсa с пoмoщью слoвaря пoиск прoизвoдится с тoчнoстью дo структурнoй eдиницы
тeкстa (пункт, стaтья, aбзaц).
Сoвeршeннo
oбязaтeльными для прaвoвoй кoмпьютeрнoй систeмы являeтся гипeртeкстoвыe связи
мeжду дoкумeнтaми. Бeз этoгo мeхaнизмa прeдстaвляeтся нeвoзмoжным сoздaниe
пoлнoцeннoй сoврeмeннoй инфoрмaциoннoй систeмы. Пoэтoму вoпрoсу oргaнизaции
гипeртeкстoвoй структуры при сoздaнии систeмы "Юрискoнсульт" былo удeлeнo oсoбoe
внимaниe.
Нa дaнный мoмeнт в систeмe
рeaлизoвaны двa видa гипeртeкстoвых связeй: пeрeхoд пo ссылкaм, т.e.
нeпoсрeдствeннo в дoкумeнт (с тoчнoстью дo кoнкрeтнoй стaтьи), кoтoрый
упoминaeтся в тeкстe дaннoгo дoкумeнтa, a тaкжe гипeртeкстoвый пeрeхoд к любoму
из прoизвoдных (пoрoждeнных) дoкумeнтoв, т.e. тaких, в тeкстe кoтoрых
встрeчaeтся ссылкa нa рaссмaтривaeмый нoрмaтивный aкт.
Рeaлизoвaн мнoгooкoнный рeжим для рaбoты сo взaимoсвязaнными
дoкумeнтaми, чтo в сoчeтaнии с гипeртeкстoм дaeт вoзмoжнoсть срaвнитeльнoгo
aнaлизa нoрмaтивных aктoв.
Систeмa "Юрискoнсульт" имeeт рaзвитoй мнoгoурoвнeвый
тeмaтичeский рубрикaтoр дoстaтoчнo пoлнo oхвaтывaющий бoльшинствo рaздeлoв
грaждaнскoгo, экoнoмичeскoгo и тaмoжeннoгo зaкoнoдaтeльствa Рoссии. Oднaкo в
прaктичeскoй рaбoтe мoжeт вoзникнуть нeoбхoдимoсть сoздaть свoю пoдбoрку
дoкумeнтoв, пo кaкoй -либo чaстнoй, aктуaльнoй для дaннoгo пoльзoвaтeля тeмe.
Систeмa пoзвoляeт фoрмирoвaть и сoхрaнять тaкиe пoдбoрки и при нeoбхoдимoсти
всeгдa oбрaтиться к oднoй из них, минуя стaдию фoрмирoвaния зaпрoсa. В систeмe
рeaлизoвaны всe нeoбхoдимыe вoзмoжнoсти рaбoты с дoкумeнтoм, тaкиe кaк:
пoлучeниe "вырeзoк" из дoкумeнтoв, их рaспeчaткa или сoхрaнeниe в видe фaйлa, a
тaкжe вoзмoжнoсти кoррeктирoвoк зaпрoсoв, пeрeсoртирoвoк oтвeтoв пo
рeлeвaнтнoсти или дaтaм и т.д.
Минимaльны
трeбoвaния к тeхничeскoй oснaщeннoсти пoльзoвaтeля правовой информации. Систeмa
"Юрискoнсульт" мoжeт рaбoтaть дaжe нa мaшинaх клaссa XT, сoхрaняя при этoм всe
свoи вoзмoжнoсти. Нaличиe рeжимoв рaбoты с удaлeнным aрхивoм (кoмплeктoм дискeт,
сoдeржaщим библиoтeку дoкумeнтoв) пoзвoляeт экoнoмить мeстo нa жeсткoм
дискe.
Систeмa "Юрискoнсульт" рaбoтaeт пoд
упрaвлeниeм рaзличных опeрaциoнных систeм и сeтeй нa мaшинaх типa IBM. Слeдуeт
oтмeтить, чтo сeтeвaя вeрсия систeмы нe имeeт oгрaничeний нa кoличeствo рaбoчих
стaнций, чтo выгoднo oтличaeт "Юрискoнсульт" oт бoльшинствa aнaлoгичных
систeм.
Справочно-правовая система
"КонсультантПлюс" (разработчик НПО "ВМИ" (вычислительная математика и
информатика, Москва)
Справочная правовая система "КонсультантПлюс" во
многом сходна по своим возможностям с системой "Гарант". От описаных выше систем
ее отличает наличие важной дополнительной возможности - встроеннного механизма
обращения по телефонным линиям связи к центральной базе данных и "подкачка"
оттуда недостающей информации. С помощью этого же механизма возможно полное
обновление БД.
Разработчики данной системы
считают, что это - крупнейший банк нормативных актов органов власти и управления
РФ по всем вопросам финансовой и хозяйственной деятельности. В настоящий момент
она содержит более 18000 документов.
Документы
вносятся в банк данных и информация поступает к потребителю очень оперативно: в
течение четырех дней получается документ, в течение одного-трех дней он вносится
в банк. С периодичностью один раз в неделю информация поступает к пользователю.
Таким образом, новая информация поступает в худшем случае через 14 дней после ее
появления.
Другая отличительная особенность
данной системы заключается в том, что пользователь имеет возможность удалять из
базы не интересующие его документы, сохраняя при этом карточки документов в
каталоге (можно удалить и карточку).
[25]Программная
оболочка КонсультантПлюс по ряду важнейших параметров обладает серьезными
преимуществами перед программной оболочкой, например, ИПС Кодекс версии 4.1х..
Так, у КонсультантПлюс есть уникальная система индексации пополнения и всей базы
на компьютере пользователя, есть полноценная 32-разрядная версия, DOS-версия по
своим функциональным возможностям не уступает 32-разрядной версии и т.п.
ИПС "Кодекс"
(Разработчик -Центр компьютерных разработок,
Скт.-Птб.).
В настоящий момент ЦКР предлагает пользователям
версию для Windows 3.1./3.11 и версию 4.1х для DOS. Выпуск версии 4.1х для DOS
Программная оболочка Кодекса для Windows
3.1/3.11производит впечатление продукта, выполненного на хорошем
профессиональном уровне. К ее достоинствам можно отнести: возможность проведения
поиска одновременно по нескольким базам с составлением единого списка документов
и с возможностью его сортировки, система многоуровневых папок и ряд других
полезных нововведений. Данная версия работает и в среде Windows 95/NT.
Что касается версии 4.1х для DOS, то она производит
очень слабое впечатление: с момента выпуска ее первой модификации в 1994 году в
ней не произошло практически никаких изменений. В этой версии нет гипертекста,
чрезвычайно медленный полнотекстовый поиск и т.п. Известно, что не менее одной
трети пользователей справочных правовых систем работают в операционной среде
DOS, поэтому отсутствие у Кодекса DOS-версии нового поколения является одним из
крупнейших недостатков данной системы.
Программная оболочка КонсультантПлюс по ряду важнейших
параметров обладает целым рядом преимуществ по сравнению с версией 4.1х Кодекса.
Прежде всего, это механизм кусочного пополнения, сочетающийся с гипертекстовой
структурой информационного банка. Уникальная система индексации пополнения
непосредственно на компьютере пользователя, используемая в КонсультантПлюс,
позволяет снизить объем передаваемого пополнения до 50-300 Кб в день в
зависимости от системы. Также есть возможность полноценного ежедневного
пополнения информационного банка.
Наличие
системы индексации всего информационного банка на компьютере пользователя
позволяет утверждать, что программная оболочка КонсультантПлюс более устойчива в
работе, т.к. при "падении" базы пользователь может самостоятельно провести
переиндексацию, что займет от 20 минут до 2 часов в зависимости от мощности
процессора; "падение" базы Кодекса всегда фатально и единственный выход - ее
полная замена, что может занять от суток (если в данном регионе есть
представительство Кодекса) до нескольких недель, если такого представительства
нет.
К недостаткам программной оболочки
Кодекса в первую очередь можно отнести: отсутствие возможности индексации
пополнения (как, впрочем, и всей базы) на компьютере пользователя (что вызвано
неоптимальным алгоритмом индексации, которую можно осуществить только на очень
мощных компьютерах в течение нескольких часов - именно поэтому такая возможность
закрыта для пользователя). Вследствие этого объем недельного пополнения для базы
Законодательство России превышает 12 Мб (что в среднем в 3-3,5 раза больше, чем
у КонсультантПлюс при меньшем количестве документов в пополнении), что приводит
к неоправданным расходам пользователя при получении пополнения по
телекоммуникационным сетям.
Кроме того,
необходимо отметить неоптимальную методику ежедневного пополнения, реализованную
в настоящий момент в версии 4.1х: ежедневное "пополнение" представляет собой
небольшую базу данных, содержащую новые документы и новые редакции. При таком
ежедневном "пополнении" пользователь каждый день получает такие базы-добавки и
для работы должен проводить одновременный поиск по основной базе и
базам-добавкам. По окончании недели (когда у него накопится пять баз-добавок)
пользователь все равно должен провести процедуру стандартного еженедельного
пополнения (при помощи стандартных еженедельных файлов пополнения) и удалить
базы-добавки. Таким образом, пользователь версии 4.1х, обновляющийся ежедневно,
дважды получает одни и те же документы: вначале в виде баз-добавок, а затем в
виде стандартного пополнения. При использовании телекоммуникаций такой
пользователь фактически дважды оплатит передачу одного и того же
документа.
ИПС "Юсис"
Другая информационно-справочная система — "Юсис"
(Разработчик - фирма "INTRALEX") - система содержит не только нормативные акты, но и научные
комментарии к ним, выдержки из судебной, арбитражной и нотариальной практики.
Внесение изменений и дополнений в систему осуществляется раз в неделю по сети
либо раз в два месяца на дискетах. Загрузка БД может выполняться в режиме
электронной почты по каналам связи.
В пакет
встроена система управления документооборотом, позволяющая регистрировать и
учитывать документы, подготовленные с использованием "Юсис". Хотя в
рассматриваемой системе предусмотрен свой встроенный редактор, она может быть
настроена и на любой другой.
В завершение,
необходимо сказать, что кибернетика, как наука, с начала 90-х годов 20 в.
получила мощный толчок к развитию. Основными объекты исследования кибернетики
являются кибернетические системы, рассматриваемые абстрактно, вне зависимости от
их материальной природы.
Характерным примером
кибернетической системы является ЭВМ, или, говоря современным языком,
персональный компьютер.
Компьютер представляет
собой множество взаимосвязанных объектов (элементов системы), способных
воспринимать, запоминать, и перерабатывать информацию, а также обмениваться
ею.
Современная кибернетика состоит из ряда
разделов, представляющих собой самостоятельные научные направления. Так, ядром
кибернетики являются теория информации и теория алгоритмов, которые используются
при создании справочно-правовых систем. Именно теоретические положения о
передаче информации, ее хранении и обработке составляют кибернетические основы
СПС.
В основе способов поиска и управления
правовой информацией в СПС заложен принцип алгоритма. Для создания действенного
механизма поиска информации по тем или иным основаниям классификации необходимо
создание "командных" файлов и программ их функционирования. Без этого невозможно
существование СПС.
Рассмотрев научные основы
СПС, можно сделать вывод о том, что они состоят из двух самостоятельных и в то
же время взаимосвязанных факторов: научно-правового и научно-кибернетического.
Первый - отвечает за теоретическую основу организации поиска нормативных актов в
СПС, второй- за практическую сторону этого процесса.
Существующие в настоящее время СПС, в основе своего устройства
использующие правовой и кибернетический факторы, все-таки отличаются друг от
друга их качественными характеристиками. Следствием этого является наличие в СПС
нестандартизованного классификатора и, в ряде случаев, ограниченных поисковых
возможностей.
[1] Cм.: С.А.Комаров, Общая теория государства и права, М.:
изд. Манускрипт, 1995.- с.187
[2] См.: Общая
теория права, под ред. А.С.Пиголкина, М.: изд. МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1995.-
с.184
[3] См.:
В.Н.Хропанюк, Теория государства и права, М.: изд. "ДТД", 1995.-
с.180
[4] См.: там же,
с.152
[5] См.: А.Г.Братко,
Теория права и государства, М.: изд. Право и Закон, 1996.-
с.145
[6] См.:
С.А.Комаров, указанный труд, с.170
[7] См.:
Теория права и государства, под ред. В.В.Лазарева, М.: Право и Закон, 1996.-
с.142
[8] См.:
С.А.Комаров, указанный труд, с.169
[9] См.:
С.А.Комаров, указанный труд, с.169
[10] См.:
Теория права и государства, под ред. В.В.Лазарева, М.: Право и Закон, 1996.-
с.144
[11] См.:
Ю.А.Тихомиров, Правовая реформа: концепции развития российского
законодательства, "Общая коннцепция развития российского законодательства", М.:
1995.- с.13
[12] См.: Теория
права и государства, под ред. Г.Н.Манова, М.: изд. БЕК,
1996.-с.188
[13] По материалам
методических рекомендаций по обучению работе с СПС
"КонсультантПлюс".
[14] По материалам
II Семинара
региональных выпусков "КонсультантПлюс"
[15] См.: В.Н.Хропанюк, указанный труд, с.277
[16] См.: Теория права и государства, под ред. В.В.Лазарева, М.: Право и
Закон, 1996.- с.203
[17] Теория права и
государства, под ред. В.В.Лазарева, М.: Право и Закон, 1996.-
с.204
[18] См.:
С.А.Комаров, указанный труд, с.235
[19] См.:
Вестник ВАС РФ, № 2, 1992
[20] См.: Вестник
ВАС РФ, № 6, 1993
[21] См.: Гулаев
В.И., //Налоговый Вестник, 1995, N 4
[22] См.:
Новиков Д.Б., //Консультант, № 3, 1995.- с.87
[23] См.: Советский энциклопедический словарь, под ред. А.М.Прохорова, изд.
3-е, М.: "Советская энциклопедия", 1984.- с.571
[24] См.: СПС "Гарант", Руководство пользователя
[25] См.: СПС "КонсультантПлюс", Руководство
пользователя