08 июня, 2012 (пятница, 10:27) Уголовное наказание за административное правонарушение - эксперты президентского совета раскритиковали антимитинговый закон
Эксперты рабочей группы Совета при президенте по правам человека раскритиковали принятый в спешке антимитинговый закон. Они полностью поддержали доводы оппозици и обращают внимание на антиконституционность и абсурдность документа. При этом они абсолютно не склонны полагаться на разумность правоприменителей, на которую делал упор при обсуждении законопроекта глава думского комитета по госстроительству Владимир Плигин. Спустя всего один день после принятия Госдумой и одобрением Советом Федерации закона, ужесточающего ответственность за нарушения на митингах и шествиях, Совет при президенте по правам человека дал свое заключение на этот документ. Под заключением, которое был размещено вчера на сайте совета, стоят подписи восьми известных юристов, среди которых Борис Страшун и Илья Шаблинский. Эксперты описывают недостатки закона и приходят к неутешительным выводам, соглашаясь с доводами оппозиции, которая на протяжении последних трех недель неумолимо критиковала его. Главным пороком документа эксперты считают то, что он предполагает, по сути, "криминализацию процедуры использования базового конституционного права — права собираться мирно", при этом, ученые, судя по всему, не склонны верить в разумность российского правоприменителя и требуют уточнения формулировок. "Понятие "нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга…" никак не конкретизировано. Оно не имеет и легального определения в законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", — пишут эксперты и задаются вопросом, за какие конкретно нарушения будут привлекать к ответственности. При этом они опасаются, что поводом для наказания может стать и нарушение регламента выступлений на митинге. Вызывает у них опасения и норма, предусматривающая при определенных условиях санкции за "организацию не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и передвижения граждан в общественных местах". По их мнению, она "крайне расплывчатая" и "чревата произвольным усмотрением правоприменителя". "Фактически она позволяет любое скопление людей (очередь у касс, пребывание зрителей у входа в театр во время антракта) интерпретировать как противоправное "массовое пребывание", — говорится в заключении. В нем же подчеркивается, что это может угрожать конституционному праву граждан собираться мирно, без оружия. Значительное внимание ученые посвятили и анализу ужесточения штрафных санкций за нарушения на митингах и обнаружили весьма удручающие противоречия с действующим законодательством. По их мнению, такое повышение приведет к "смешению уголовной и административной ответственности" и к "полному административному произволу". Сейчас размер административного штрафа для граждан может варьироваться от 100 руб. до 5000 руб., а уголовного — от 5000 руб. до 1 млн руб. "Предлагаемое в законе повышение верхнего уровня размера административного штрафа на граждан до 300000 руб. стирает различие между этими двумя принципиально разными видами наказания. Фактически, поправки [в КоАП] вводят уголовное наказание за административное правонарушение. При этом, уровень процессуальных гарантий прав граждан в административном процессе значительно ниже, чем в уголовном", — говорится в документе. Продолжая критиковать серьезное увеличение штрафов, авторы заключения отмечают, что они "несоразмерны имущественному положению большинства граждан России" и "резко контрастируют с размерами штрафов за нарушения, имующие точно такие же последствия". В качестве примера приводятся ситуации, когда за создание помех транспортным средствами (статья 12.30 КоАП) предусматривается штраф в 300 руб., а за умышленную порчу чужого имущества — штраф в 500 руб. (статья 7.17 КоАП). Однако настоящую абсурдность новелл ученые обнаружили, сравнив их с действующими санкциями Уголовного кодекса РФ. Оказалось, что наказание за причинение вреда здоровью и уничтожение имущества, если оно не несет в себе уголовно наказуемого деяния, карается гораздо строже, чем аналогичное уголовное преступление. Так, за "непреступное" причинение вреда здоровью и уничтожение имущества в ходе митинга предусматривается штраф в 100000-300000 руб., а за аналогичное уголовное преступление — штраф не может превышать 40000 руб. Не согласились в президентском совете и с необходимостью ограничивать в правах на организацию публичных мероприятий людей, привлекавшихся к административной ответственности по ряду "митинговых статей" и за неповиновение сотруднику полиции. "Эта норма неэффективна, потому что легко обходится. Подобное ограничение права должно рассматриваться как дополнительное наказание, что возможно лишь в судебном порядке. Рецидив в отношении административного правонарушения не знаком российскому праву вообще, а применительно к данному случаю представляется абсолютно одиозным, поскольку ведет к ущемлению политических прав и свобод граждан", — подчеркивается в заключении. Кроме того, в нем обращается внимание и на противоречия закона руководящим принципам по свободе мирных собраний, подготовленным БДИПЧ ОБСЕ и венецианской комиссией Совета Европы. Следующим серьезным аргументом для наложения вето на этот закон, по мнению ученых, является и нарушение процедур при его принятии. Они ссылаются на то, что проект закона рассматривался в отсутствии заключения Правительства РФ, наличие которого было обязательным, поскольку установление нового вида административного наказания — обязательных работ повлечет дополнительные расходы из федерального бюджета на их организацию и увеличение штата сотрудников Федеральной службы судебных приставов, которые должны контролировать исполнение этого наказания. Это заключение с просьбой наложить вето на закон будет направлено президенту Владимиру Путину, сообщал ранее журналистам глава Совета при президенте по правам человека Михаил Федотов.
Источник: ИА «Право.Ru»Автор: admin |