Опубликованы результаты опроса №7 нашей Юридической экспертной сети
Юридическая экспертная сеть
Результаты опроса № 7
Число экспертов: 102 (из них кандидатов юридических наук, сообщивших сведения о себе, 9).
Опрос N 7 проводится по инициативе газеты «ЭЖ-Юрист» и посвящен проблемам юридического образования.
1. Как Вы оцениваете состояние современного юридического образования в РФ?
А. Хорошее развитие. | 12,50% |
Б. Стабильно хорошее. | 25,00% |
В. Застой | 18,75% |
Г. Ухудшение. | 43,75% |
2. Какие направления для развития образования Вы видите?
А. Усиление практической направленности. | 50,00% |
Б. Сохранение и развитие теоретического характера. | 30,77% |
В. Большая специализация. | 19,23% |
3. Основные проблемы юридического образования в РФ:
А. Недостаточное финансирование. | 20,00% |
Б. Нехватка квалифицированных преподавательских кадров. | 36,00% |
В. Оторванность от практики. | 44,00% |
Дополнительные варианты и комментарии экспертов:
Махнёва Анастасия Викторовна, Управляющий НП Уральская правовая палата, преподаватель УрГУ (г. Екатеринбург):
1) Ухудшение уровня юридического образования – это не внутренняя проблема юридических вузов, а результат негативных изменений в системе российского образования в целом.
2) Характерные черты юридического образования в России: слабая подготовка студентов по теоретико-правовым вопросам (таким дисциплинам, как теория государства и права, общим частям частно-правовых дисциплин), как следствие – недостаточный уровень культуры мышления у части студентов, отсутствие системы мышления, низкий уровень аналитических способностей даже в рамках юридической догматики. Изучение частно-правовых дисциплин сводится к изучению комментариев к нормативно-правовым актам, отсутствие культуры социальной экспертизы законодательства и правоприменительной практики. Замкнутость юридического образования на изучении юридической догматики, отсутствие системного социально-гуманитарного образования (это следствие аналогичной черты юридической науки).
3) Усиление практической направленности. Думаю, что был бы продуктивен опыт достаточно продолжительной практики (полгода - один год) по выбранной студентом специализации на последнем годе обучения, когда уже прослушаны все академические курсы (приблизительный аналог ординатуры в медицинском образовании). Это позволило бы без ущерба для качественного изучения теории сделать акцент на практической подготовке студента.
4) Как правило, о высокой квалификации преподавателей можно говорить только в отношении признанных крупных центров юридического образования и науки. Еще одна проблема российского образования - слабое развитие инновационных образовательных методов и программ.
Калиновский Константин Борисович, заведующий кафедрой государственного права СПбГУП, к.ю.н., доцент, заместитель председателя Совета МАСП (г. Санкт-Петербург):
Каковы характерные черты юридического образования в РФ? Некоторая "мода" на диплом юриста приводит к его девальвации.
В отношении направлений развития отечественного юридического образования, отмечу, что обязательным, на мой взгляд, является усиление контроля за качеством образования. Возможные предложения - принимать государственный выпускной квалификационный экзамен и защиту выпускных работ в другом вузе, или комиссией, включающей большее количество внешних преподавателей, м.б. избираемых из числа экспертов случайной выборкой (своеобразным судом присяжных).
Игорь Николаевич Бацко:
Для развития российского юридического образования, необходимо проводить маркетинговые исследования со стороны Вузов и факультетов для изучения спроса (например, для некоторых фирм и производственных объединений для разрешения практических вопросов необходимы юристы с хорошими знаниями экономики, и т.п.). Основная проблема юридического образования в России отсутствие обратной связи с "потребителями" выпускников-юристов.
Стративная Анна, PropagandaOgilvy (г. Москва):
В отношении проблем юридического образования можно отметить прежде всего - отсутствие преемственности между средней школой и ВУЗами, которые препятствуют поступлению в ВУЗ без прохождения предварительной подготовки. Можно долго дискутировать между тем, почему это необходимо и каковы причины ограничения доступа в ВУЗы в связи с отсутствием достаточного количества мест, однако, на мой взгляд, принцип равного доступа к высшему образованию не соблюдается. // Основная черта преподавания в ВУЗах по юридической специальности - это наличие огромного упора на теорию, которая часто ограничивается практикой исключительно в год прохождения какого-либо материала; имеется отсутствие практических заданий, которые бы соединяли опыт нескольких кафедр ВУЗа (к примеру, практические занятия по договорному праву - составление документов и порядок судебных разбирательств с этими же составленными документами). Именно обособленность разных кафедр в процессе преподавания дает мозаичные представления и часто препятствует более глубокому усвоению материала студентами. // Также наблюдается отсутствие навыков работы с научными исследованиями, практическими наблюдениями и аналитической работой, выполняемой студентами в целях развития совокупного подхода к использованию источников, а равно наличию навыков научной деятельности среди студентов (для привлечения в научную сферу студентов после окончания ими ВУЗов).
Перспективное направление развития - это составление компилятивных программ, связанных с навыками работы по смежным отраслям права.
Основная проблема юридического образования в России, по моему мнению, расширение равенства и доступности образования путем устранения "провала" между школой и ВУЗами и, как следствие, устранение из программ ВУЗа общеобразовательных дисциплин.
Люшня Алексей Викторович, юрист «Консалтинговая Фирма "Вайсберг и К", к.ю.н. (г. Омск):
В отношении состояния юридического образования, трудно оценивать адекватно, т.к. вопрос касается всего российского образования, но я бы выбрал свой вариант – "удовлетворительное".
Проблемы юридического образования в РФ: коррупция + снижение уровня профессионализма как администраций ВУЗов, так и преподавателей + "подвешенность" образовательной реформы из-за полного непрофессионализма государственных органов, ответственных за развитие образования. Кроме указанных в вопросе важным направлением развития юридического образования является интеграция в мировой образовательный процесс, но с сохранением всех наших общих образовательных традиций и достижений (ибо они очень хорошего уровня).
Характерные черты российского юридического образования: направленность на теорию (это плюс), пренебрежение юридической практикой (это минус), отсутствие чёткой специализации в образовании, отсутствие бизнес- (будущие работодатели) и клиенто- (нынешние студенты -ориентированности, отсутствие информационной прозрачности образования (нет глобальной дискуссии по методам, способам, целям образования м/у студентами, преподавателями и бизнесом), коррупция, недостаточная выработка у студентов прикладных знаний, навыков и практик, которые пригодятся как при обучении, так и в работе; локальность обучения (замкнутость на России).
Федоров Александр Владимирович, Заместитель генерального директора ООО "Центр ЮСБ", (г. Москва):
Приверженность преподавателей "школе" (МГУ, МГИМО, МГЮА, уральская, питерская, саратовская и т.д.). Высокий стандарт государственного образования.
Прокофьев Николай Николаевич, юрисконсульт, (г. Камышин, Волгоградская область):
Свой вариант: по моему мнению, произошло некоторое ухудшение качества юридического образования, вызванное в основном изменениями в общественно-политическом устройстве государства и реформированием системы образования в связи с вхождением в международное образовательное пространство. Одновременно произошло повышение уровня его доступности и резкое увеличение количества образовательных заведений, осуществляющих подготовку юристов.
Первое что бросается в глаза это явная коммерческая направленность современного юридического образования. Ориентированность большинства ВУЗов (в основном, в силу финансовых причин) направлена на количественную составляющую, ускоренный выпуск как можно большего числа студентов – юристов. За последние годы резко возросло количество учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, в то время как качество образования во многих из них, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
Направления развития юридического образования - сохранение и развитие теоретического характера. Теория и практика тесно взаимосвязаны между собой, тем не менее именно теоретические знания должны составлять основу хорошего юридического образования
Основные проблемы юридического образования: нехватка квалифицированных преподавательских кадров и снижение уровня вузовского юридического преподавания. Указанные причины отчасти связаны с тем, что преподаватели вынуждены совмещать преподавательскую деятельность с другими видами работ, что негативно сказывается на качестве преподавания.
Швецов Евгений Васильевич, Руководитель проектов по защите от недружественных поглощений Агентства Антикризисных Технологий и Инвестиций (АНТИ), (г. Москва):
В настоящий момент в юридическом образовании наличествует сильный уклон в теоретическую сферу. Большой недостаток - недостаточная специализация юридического образования, а также оторванность от практики. Кроме того, лучшие преподаватели уходят в бизнес (чаще всего толковые преподаватели являются практикующими юристами. Их там замечают и переманивают к себе).
Богомолов Максим Владимирович, директор "Центра ЮСБ", (г. Красноярск):
Характерным считаю то, что наше юридическое образование упорно продолжает игнорировать практику применения законодательства, ставя теорию во главу угла, в связи с чем выпускники ВУЗов имеют в голове идеалистическую правовую модель, не имеющую ничего общего с действительностью. Также характерно, отсутствие четкой специализации, так выпускника любой специализации необходимо еще полгода-год доучивать в рабочем порядке.