ДОКТОРАНТУРА:
ПОСТУПЛЕНИЕ И ВЫБОР ТЕМЫ НАУЧНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ (АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ)
Глухов
Евгений Александрович,
кандидат юридических наук, доцент
Корякин
Виктор Михайлович,
доктор юридических наук, профессор
Актуальность
обозначенной в заглавии темы заключается
в крайне скудном количестве научных
работ по юриспруденции, касающихся
процесса поступления в докторантуру и
подготовки диссертации в современных
условиях. Большинство имеющихся научных
исследований по данной тематике были
выполнены в период действия ныне
утратившего силу Закона
Российской Федерации от 10 июля 1992 г. «Об
образовании» [1],
либо
касаются рассматриваемых в настоящей
статье вопросов вскользь, не концентрируясь
на имеющихся противоречиях.
Проблема
повышения эффективности работы
образовательных и научных организаций
в Российской Федерации стоит достаточно
остро: в 2019 г. из всех докторантур страны
было выпущено 356 человек (принято – 386
человек), при этом только около 82 человек
защитили диссертацию в срок, т.е. сразу
после окончания докторантуры, что
составляет 23 % от общего выпуска. Общее
число докторантов в России – 955 человек
в 223 научных и учебных организациях. В
последнее десятилетие наблюдается
тенденция сокращения числа докторантов
с 4 418 (в 2010 г.) до 955 (в 2019 г.), т.е. более
чем на 78 %.
Число
организаций, ведущих подготовку в
докторантуре, также неуклонно уменьшается:
2000 г. – 492, 2015 г. – 437, 2017 г. – 223 [2].
Презюмируется,
что лица, имеющие докторскую степень,
обладают наивысшим уровнем знаний и
способностью к творчеству, а потому
наиболее пригодны для профессиональной
научной и образовательной деятельности.
Ученая степень доктора наук кроме
признания квалификации ее обладателя
является одним из условий участия в
конкурсах на замещение должности
профессора в вузе, а также присвоения
одноименного ученого звания.
В
настоящее время из всех ученых-исследователей
доля докторов наук составляет лишь 7,2
%. Объясняется данная статистика, в
первую очередь, тем, что далеко не каждый
научный работник способен на крупные
теоретические обобщения, имеет к этому
склонность и призвание [3,
с. 38].
Как
представляется, секретом Полишинеля
является то, что во многих научных и
образовательных организациях руководители
больше ценят не ищущих, инициативных и
творческих людей, от которых, как
известно, можно ждать всяческого
«беспокойства», а прилежных и послушных
исполнителей, умеющих подладиться под
любого начальника, не «высовывающихся»
и полагающих педантичное следование
правилам главной добродетелью [4,
с. 47].
Особенно это характерно для вузов
военного и правоохранительного профилей.
Порядок в делах, разумеется, необходим,
и качества педанта очень ценны и даже
незаменимы, особенно на технических
должностях, однако они явно недостаточны
(а зачастую и просто излишни) для научного
творчества, которое всегда представляет
сбой познание нового, неизведанного.
Согласно
п. 9 Положения о порядке присуждения
ученых степеней [5] диссертация на
соискание ученой степени доктора наук
должна быть научно-квалификационной
работой, в которой на основании выполненных
автором исследований разработаны
теоретические положения, совокупность
которых можно квалифицировать какнаучное
достижение,
либо решена
научная проблема,
имеющая важное политическое,
социально-экономическое, культурное
или хозяйственное значение, либо изложены
новые научно обоснованные технические,
технологические или иные решения,
внедрение которых
вносит значительный вклад в развитие
страны.
Т.е. в отличие от кандидатской диссертации,
диссертация на соискание ученой степени
доктора наук вносит в науку гораздо
больший вклад, соответственно и
подготовить ее гораздо сложнее.
Что
же такое докторантура и для чего она
предназначена?
Докторантура
нужна для подготовки научно-педагогических
работников путем соискания ими ученой
степени доктора наук, т.е. во время
нахождения в докторантуре докторанты
подготавливают докторские диссертации.
В
действовавшем до 1 сентября 2013 г.
Федеральном законе «О высшем и
послевузовском профессиональном
образовании» [6] было сказано, что в
докторантуре граждане получают
послевузовское профессиональное
образование (ч. 5 ст. 7). С момента вступления
в силу Федерального закона «Об образовании
в Российской Федерации» [7] докторантура
более не является уровнем образования,
подготовка докторанта в докторантуре
сегодня не рассматривается как прохождение
им обучения.
В
то же время докторантура в реальной
жизни существует, но уже не относится
к послевузовскому профессиональному
образованию (как ранее); более того, она
вообще не относится к образовательной
деятельности. Ныне докторантура отнесена
к форме подготовки научных кадров.
Федеральный закон «О науке и государственной
научно-технической политике» [8] в п. 2
ст. 4.1 так раскрывает функцию докторантуры:
«Диссертация на соискание ученой степени
доктора наук научными и педагогическими
работниками может быть подготовлена в
докторантуре организаций, в которых
созданы советы по защите диссертаций
на соискание ученой степени кандидата
наук, на соискание ученой степени доктора
наук».
Из
приведенной правовой нормы следует,
что диссертация на соискание ученой
степени доктора наук может быть
подготовлена в докторантуре, а может
быть подготовлена и за ее пределами на
основе результатов проведенных научных
исследований самостоятельно. Возможностью
подготовить диссертацию в докторантуре
обладают лишь научные и педагогические
работники.
Числиться
в докторантуре возможно только очно,
заочной докторантуры не существует.
Срок прикрепления к докторантуре – до
трех лет; за это время докторант обязан
подготовить и представить диссертацию
на соискание ученой степени доктора
наук.
В
ранее действующем Федеральном законе
«О высшем и послевузовском образовании»
[6] имелось
следующее определение докторантов:
это лица, имеющие ученую степень кандидата
наук и зачисленные в докторантуру для
подготовки диссертации на соискание
ученой степени доктора наук. Обратите
внимание: в определении используется
формулировка «зачисленные для подготовки
диссертации», а не в целях обучения (в
отличие от аспирантуры).
Докторантура
создается на базе образовательных
организаций высшего образования,
образовательных организаций дополнительного
профессионального образования и научных
организаций, в которых созданы
диссертационные советы (п. 2 Положения
о порядке присуждении ученых степеней).
Основным
руководящим документом, регламентирующим
направление граждан в докторантуру,
является Положение о докторантуре [9].
Согласно п. 3 данного Положения направить
сотрудника (лишь педагогического или
научного работника) в докторантуру
может только организация, осуществляющая
образовательную либо научную деятельность.
Следовательно, иные органы и организации,
не являющиеся научными или образовательными
организациями, такой возможностью не
обладают. Организация, располагающая
докторантурой, вправе вести подготовку
как лиц из сторонних организаций, так
и собственных научно-педагогических
работников.
В
соответствии с п. 4 Положения о докторантуре
для направления в докторантуру работник
должен соответствовать установленным
критериям.
Он
должен иметь:
а)
ученую степень кандидата наук или ученую
степень, полученную в иностранном
государстве, признаваемую в Российской
Федерации;
б)
стаж педагогической и (или) научной
работы не менее 5 лет;
в)
трудовой стаж в направляющей организации
не менее 1 года;
г)
научные достижения, подтвержденные
списком работ, опубликованных в
рецензируемых научных изданиях, и (или)
патентов на изобретения, патентов
(свидетельств) на полезную модель,
патентов на промышленный образец,
патентов на селекционные достижения,
свидетельств о государственной
регистрации программ для электронных
вычислительных машин, баз данных,
топологий интегральных микросхем,
зарегистрированных в установленном
порядке;
д)
план подготовки диссертации.
Пункты
«а», «б», «в», «г» прямо или косвенно
подтверждают имеющуюся квалификацию
поступающего в докторантуру. По-видимому,
предполагается, что чем больше стаж
научной и (или) педагогической деятельности,
чем больше у кандидата научных публикаций,
патентов, тем больше вероятность успешной
подготовки и защиты им докторской
диссертации. В идеале в докторантуру
должны поступать специалисты, к моменту
поступления уже имеющие большой научный
задел по теме будущей диссертации.
Что
касается пункта «д», то его положения
означают, что лицо, только лишь поступающее
в докторантуру, уже должно иметь план
будущего научного исследования.
Следовательно, тематика исследования
должна быть: во-первых, уже определена
самим поступающим; во-вторых, кроме
собственно определения темы исследования
кандидат уже должен, хотя бы в первом
приближении, определить для себя научную
проблему, предмет и объект исследования,
его актуальность и задачи. Вероятно,
это требование установлено для того,
чтобы за написание докторской диссертации
в докторантуре принимались не дилетанты
и не лица, далекие от заявленной темы,
а те ученые, которые уже начали осваивать
заявленную проблему. Ведь докторская
диссертация – очень серьезное научное
произведение, требующее многих лет
напряженной работы. Трудно себе
представить, чтобы докторант за отведенные
ему три года мог «с нуля» написать такую
работу [10, с. 28].
Сказанное
означает и то, что тему диссертационного
исследования не должны навязывать
сторонние лица (руководители, представители
органов власти и др.). Не содержит
законодательство и обязанности
поступающего в докторантуру согласовывать
тему исследования с кем-либо, кроме
собственно принимающей организации
(здесь согласование необходимо с точки
зрения возможности принимающей
организации обеспечить условия выполнения
работы по заявленной теме, но не ее
корректировке). Руководство направляющей
организации может предложить претенденту
актуальную для них тему, но окончательное
решение остается за самим ученым. Однако
при несогласовании темы исследования
направляющая организация просто-напросто
может отказаться направлять и оплачивать
нахождение своего сотрудника в
докторантуре.
Поэтому,
конечно же, необходим некий компромисс.
Полагаем, что если тема, предлагаемая
руководством, далека от сферы научной
деятельности и научных интересов
поступающего, мало знакома ему, то вряд
ли в последующем она может быть развита
в качественное полноценное докторское
исследование. Научное творчество – это
творческая деятельность, и загонять ее
в прокрустово ложе лишь исследований
в интересах работодателя означает
отбить желание научной деятельности
по многим перспективным, но не входящим
в планы работодателя исследований.
Никакими директивами и планами,
спускаемыми сверху, нельзя поднять
творческую научную активность, тем
более, если тематика исследований,
предусмотренных данными планами и
директивами, не находится в сфере
интересов конкретного ученого.
Безусловно,
у каждой образовательной и научной
организации имеется тематика перспективных
научных исследований, и она вправе
предлагать их разработку кандидатам в
докторанты. Но именно предлагать, но не
навязывать. Выполнение плановых,
приоритетных для организации научных
исследований должны осуществлять
штатные научные работники, работники
из числа профессорско-преподавательского
состава в рамках своих должностных
обязанностей. Докторанты же, по нашему
убеждению, могут в этом участвовать
исключительно по доброй воле, если эта
тематика совпадает с их научными
интересами.
Каждый
человек обязан раскрыться как творческая
личность. В первую очередь, для этого у
человека должно быть право выбора цели.
Творческая дерзость личности может
проявиться только в самостоятельном
решении, в котором заложен качественный
прорыв вперёд. Запрет на творчество, на
поиск – пожалуй, худшее, что может
придумать бюрократ
[11, с. 44].
В
ряде случаев в обоснование перспективности
и значимости заявленной тематики
кандидаты представляют также отзывы
(заключения), полученные ими самостоятельно
от докторов наук, сведущих в данной
области знаний. Такие отзывы (заключения),
конечно же, не предусмотрены ни одним
документом, но они также используются
для определения перспективности
заявленной темы.
Поскольку
кроме прочих документов претендент на
поступление в докторантуру представляет
также перечень уже опубликованных им
научных работ, то из них также можно
усмотреть сферу научных интересов
кандидата. Поэтому их индивидуальные
достижения в науке должны обязательно
учитываться применительно к избранной
научной специальности, по которой
диссертационный совет принимающей
организации вправе присваивать ученую
степень.
Обратим
внимание на некое противоречие: тему
будущей диссертации утверждает ученый
совет принимающей организации, а
рассматривать и оценивать саму диссертацию
по данной теме, ее актуальность, новизну,
полученные научные результаты будет
уже другой коллегиальный орган –
диссертационный совет.
Законодательство
не предусматривает этапа обязательного
согласования темы будущей диссертации
с диссертационным советом (предусмотрено,
что в диссертационный совет поступает
уже готовая диссертация), хотя во многих
научных и образовательных организациях
такая процедура осуществляется и без
всякой регламентации. Полагаем такой
подход вполне разумным, ведь именно
члены диссертационного совета являются
наиболее компетентными специалистами
в рассматриваемой сфере научного знания,
именно они уже на этапе разработки темы
могут определить, не находится ли она
за рамками научной специальности, по
которой диссертационный совет вправе
рассматривать диссертации, усматривается
ли в тематике научная проблема, достаточно
ли точно сформулирована тема в смысловом
и стилистическом плане и т.п. Совершенно
справедливо указывают В.В. Бараненков
и Л.Н. Сморчкова, что формулировка
названия темы диссертации должна
отражать границы исследования и
предопределять последующую постановку
научной задачи или научной проблемы
[12, с. 10-23 ],
что зачастую не соблюдается на начальных
стадиях работы над диссертацией.
Нам
могут возразить, что в ходе подготовки
диссертации ее тема может уточняться.
Да, это верно. Даже сам
процесс работы над диссертацией также
может влиять на формулировку темы,
поскольку выявляет новые стороны,
аспекты изучаемого явления или процесса.
Но это не значит, что изначально заявленная
тема – эфемерная условность. Серьезная
работа на этапе формулирования темы
позволяет изначально конкретизировать
направление и план исследования,
минимизировать временные затраты,
избежать ненужного разброса
исследовательских интересов [13,
с. 5-8].
Согласно
действующему законодательству именно
по той теме, которая указана в плане
подготовки диссертации претендента на
поступление в докторантуру, и определяется,
возможна ли подготовка такой диссертации
в данной докторантуре, соответствует
ли тема паспорту научной специальности.
Более того, именно предложенная при
зачислении в докторантуру тема диссертации
должна в последующем быть прописана в
договоре, заключаемом с докторантом
(п. 13 Положения о докторантуре). И если
в ходе подготовки в докторантуре
изменяется тема диссертационного
исследования, должен корректироваться
и этот договор.
Из
анализа Положения о докторантуре
следует, что возрастные ограничения
либо требования к состоянию здоровья
к поступающим в докторантуру не
установлены (однако данные критерии
действуют для поступающих в докторантуру
военнослужащих и сотрудников
правоохранительных органов).
Обязательной сдачи вступительных
экзаменов для поступления в докторантуру
не требуется.
Итак,
претендент на поступление в докторантуру
представил все необходимые документы.
Что дальше?
Заявление
сотрудника о поступлении в докторантуру
подлежит обсуждению на заседании ученого
(научного, научно-технического) совета
образовательной или научной организации,
в которой он работает. Из п. 7 Положения
о докторантуре следует, что ученый совет
направляющей организации вправе дать
рекомендацию руководителю направляющей
организации о возможности подготовки
диссертации в докторантуре принимающей
организации. Использование в формулировке
данной правовой нормы термина «вправе»
означает, что ученый совет не обязан
давать такую рекомендацию, но может это
сделать. И в первом, и во втором случае
это будет законно. Если ученый совет
сочтет целесообразным дать рекомендацию
о возможности подготовки диссертации
в докторантуре другого учреждения, то
получается, что в данном случае ученый
совет одной организации дает рекомендацию
о возможности что-то сделать в другой
организации. Такое положение, на наш
взгляд, не совсем корректно, т.к. вряд
ли ученый совет одного вуза обладает
полной и объективной информацией о
ситуации с возможностями, имеющимися
для научного творчества в другом учебном
(научном) учреждении.
Отметим,
что решение о направлении работника в
докторантуру принимает все же не ученый
совет, а руководитель вуза, где работает
претендент на поступление. Такое решение
он обязан принять в течение 3 месяцев
со дня подачи последним соответствующего
заявления. При этом руководитель вуза
может как прислушаться к пожеланиям
своего ученого совета, так и оставить
их без внимания. Обладая статусом
работодателя, руководитель образовательной
(научной) организации самостоятельно
принимает решение о необходимости
повышении квалификации своего сотрудника,
в том числе путем направления его в
докторантуру[14, с. 131-140].
При
положительном решении руководителя в
организацию, на базе которой организована
докторантура, направляется письмо-ходатайство
об участии кандидата в конкурсе на
зачисление в докторантуру. К указанному
письму-ходатайству, подписанному
руководителем направляющей организации,
прилагаются документы, подтверждающие
соответствие кандидатуры направляемого
в докторантуру требованиям Положения
о докторантуре, а также список его
научных достижений, подписанный
руководителем направляющей организации
и заверенный печатью этой организации.
Порядок
проведения конкурса для поступления в
докторантуру принимающая организация
определяет самостоятельно внутренним
локальным актом. Конкурс может проводиться
различными способами: путем рассмотрения
представленных документов, могут
учитываться результаты собеседования
с
руководителем кафедры по профилю
предполагаемой темы диссертации, а
также с предполагаемым научным
консультантом, может быть назначено
выступление кандидата к поступлению
по теме предполагаемой диссертации и
ее дальнейшее обсуждение.
Поскольку
на этом этапе отсутствует прозрачность
принимаемых решений и процедур, то
вполне возможно, что путем неформальных
связей и протекции победит объективно
не самый лучший кандидат из нескольких
претендентов. Обжаловать же результаты
конкурса будет весьма проблематично,
поскольку с очень большой вероятностью
критерии отбора будут являться
усмотренческими, а субъективного
преимущественного права на поступление
ни один кандидат не имеет. Кроме того,
напомним, подготовка диссертации в
докторантуре не является обучением, а,
следовательно, отказ в поступлении в
докторантуру не может рассматриваться
как нарушение права гражданина на
получение образования.
В
случае принятия положительного решения
с поступающим заключается трехсторонний
договор о прикреплении для подготовки
диссертации, сторонами которого являются
сам докторант, принимающая и направляющая
организации.
Если в докторантуру поступает штатный
работник организации, в которой создана
докторантура, то договор является
двусторонним. В соответствии с п. 14
Положения о докторантуре указанный
договор содержит следующие условия:
а)
тема диссертации по научной специальности
в соответствии с номенклатурой;
б)
условия проведения научных исследований
докторантом;
в)
срок подготовки диссертации;
г)
финансовые обязательства сторон;
д)
основания и порядок расторжения договора;
е)
иные условия, не противоречащие
законодательству.
Трудно
однозначно оценить природу вышеуказанного
договора. Является ли он договором об
оказании услуг? Но тогда чем такой
договор отличается от консультационных
услуг? Либо это договор сродни договору
об обучении работника в иной организации,
об оказании образовательных услуг?
Думается, что указанный договор содержит
в себе признаки всех вышеуказанных
составляющих, но вместе с тем в отличие
от договора об обучении (как мы выяснили,
докторантура не является формой обучения)
принимающая организация обязуется,
кроме всего прочего, провести
рецензирование представленной
диссертационной работы докторанта,
провести предварительное обсуждение
диссертационной работы на профильной
кафедре и дать экспертное заключение.
По
мнению авторов, предусмотренный п. 13 и
14 Положения о докторантуре договор
нужен, главным образом, для финансовой
отчетности и подтверждения законности
перечисления денежных средств от одной
организации (направляющей или распорядителя
денежных средств) в другую.
Анализ
материалов судебной практики
свидетельствует о том, что в ряде случаев
конфликтные ситуации и судебные споры
возникают ввиду заключения иных договоров
под эгидой предусмотренного п. 14 Положения
о докторантуре. В качестве примера можно
привести материалы судебной практики:
Так,
истица считала, что заключила договор
об оказании ей услуг по подготовке
диссертации на соискание ученой степени
доктора филологических наук, в
действительности же подписанный договор
оказался договором об оказании платных
консультационных услуг и стажировке
(стоимость 40 000 руб. за один месяц). В
результате ответчик (образовательная
организация) заключение
по диссертации ответчице не выдал. Такое
положение суды трех судебных инстанций
признали законным [15].
В
другом рассмотренном тем же судом деле
руководитель образовательной организации
(на базе которого функционировал
диссертационный совет) был осужден по
ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление служебными
полномочиями) за то, что заключил
несколько возмездных
договоров на выполнение работ по
предоставлению научно-технических
услуг.
Злоупотреблением
должностными полномочиями, совершенным
вопреки интересам службы, судом признано
заключение руководителем конкретных
договоров с потерпевшими на оказание
услуг по экспертизе представленных ими
диссертаций, которые должны предоставляться
на безвозмездной основе.
В данном случае руководитель фактически
получил деньги с диссертантов за
проведение предзащиты их диссертаций,
за что и был впоследствии осужден.
История
могла остаться бы незамеченной, если
бы ВАК Миноборнауки России не отказался
утверждать решение диссертационного
совета
о присуждении искомых ученых степеней
[16].
Как
видно, и в этом судебном деле вместо
предусмотренного Положением о докторантуре
был заключен договор на оказание услуг
научного характера.
Согласно
современным представлениям, деятельность
докторанта можно отнести к профессиональному
самообразованию – целенаправленной
учебной деятельности, управляемой самой
личностью. Ее основными формами являются:
сбор, анализ и обработка информации;
подготовка публикаций; участие в работе
конференций; изучение профессиональной
литературы; чтение и/или прослушивание
лекций, докладов; получение индивидуальных
консультаций и т.д., а также различные
виды практической учебно-образовательной
деятельности, включающей профессиональную
стажировку на рабочем месте, проведение
научных экспериментов, самостоятельное
овладение теми или иными видами методик
и т.п. [17, с. 38-51].
В период
подготовки в докторантуре докторант
обязан выполнить план подготовки
диссертации и представить завершенную
диссертацию на кафедру (в отдел,
лабораторию, сектор, совет) для получения
соответствующего заключения.
Во
время подготовки в докторантуре докторант
может как выполнять свои прежние
должностные обязанности в направляющей
организации, так и не исполнять их в
связи с предоставлением ему отпуска на
время нахождения в докторантуре.
Направляющая
организация осуществляет докторанту
ежемесячные выплаты в размере, равном
однократному минимальному размеру
оплаты труда (если он не уволен из
направляющей организации). Если же
докторант продолжает исполнять свои
трудовые (должностные, служебные)
обязанности, ежемесячные выплаты
производятся дополнительно к его
заработной плате (п.
23 Положения о докторантуре).
Обобщая
сказанное, получаем, что докторант может
сохранять ранее занимаемую должность,
за ним сохраняются права
по месту работы, которые он имел до
направления в докторантуру. Следовательно,
докторант – это не должность в принимающей
организации, где он готовит диссертацию
(с ним не заключается трудовой договор,
он не имеет именно трудовой функции в
принимающей организации). И, как уже
было сказано выше, не является докторант
и обучающимся (докторантура не является
формой получения образования, а значит,
на докторантов не распространяются и
права обучающихся). Поэтому докторант
– это, скорее, временный статус ученого,
дополняющий его не прекратившийся
статус по прежней должности, занимаемой
до прикрепления к докторантуре.
Совсем
иначе обстоит дело с докторантурами в
военных образовательных и научных
организациях. В
системе военной службы докторант
– это должность переменного состава
военной образовательной организации.
Фактически это процесс перевода с одной
воинской должности (педагогической или
научной направленности) на должность
докторанта.
В
заключение следует сделать вывод, что
нормативно-правовая регламентация
поступления в докторантуру требует
совершенствования. Во многих нормативных
правовых актах докторантура по-прежнему
рассматривается как форма послевузовского
обучения, что не соответствует
действительности и вводит в заблуждение
многих лиц относительно правового
статуса докторанта.
Полагаем
также целесообразным исключить из
Положения о докторантуре подп. «а» п.
14 в части указания в договоре темы
будущей диссертации на соискание ученой
степени доктора наук, поскольку определять
тему на этапе планирования написания
работы без возможности ее корректировки
вряд ли целесообразно (это влечет
необходимость всякий раз в случае
уточнения темы исследования изменять
уже заключенный договор). А какой-либо
иной полезной функции данный подпункт
договора не несет.
Кроме
того, необходимо на уровне нормативного
правового акта унифицировать и сделать
прозрачным порядок проведения конкурсного
отбора для поступления в докторантуру,
что позволит набирать в докторантуру
действительно творческих и трудолюбивых
ученых, устранить фаворитизм и кумовство
в названной сфере.
Реализация
изложенных предложений позволит, на
наш взгляд, устранить имеющиеся
организационные и правовые барьеры в
системе подготовки научных кадров в
докторантуре.
Библиографический
список
-
Закон
РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании"
// Собрание законодательства РФ. 1996. №
3. Ст. 150.
-
Индикаторы
науки: 2019: статистический сборник / Л.
М. Гохберг, К. А. Дитковский, Е. Л. Дьяченко
и др.; М.: НИУ ВШЭ. 2019.
-
Новиков
А. М. Докторская диссертация?: пособие
для докторантов и соискателей ученой
степени доктора наук. М., 2003.
-
Оболонский,
А. В. Бюрократия и государство: очерк
М., 1996.
-
Постановление
Правительства РФ от 24.09.2013 № 842 "О
порядке присуждения ученых степеней"
// Собрание законодательства РФ. 2013. №
40 (часть III). Ст. 5074.
-
Федеральный
закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и
послевузовском профессиональном
образовании" // Собрание законодательства
РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.
-
Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" // Собрание
законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст.
7598.
-
Федеральный
закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и
государственной научно-технической
политике" // Собрание законодательства
РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.
-
Постановление
Правительства РФ от 04.04.2014 № 267 "Об
утверждении Положения о докторантуре"
// Собрание законодательства РФ. 2014. №
15. Ст. 1759.
-
Резник
С. Д. Докторант высшего учебного
заведения: учебное пособие / Пенза:
ПГУАС, 2013.
-
Калашников
М. Т., Калашникова Е.М. Траектория судьбы.
М., 2015.
-
Бараненков
В. В., Сморчкова Л.Н. Как повысить качество
юридических диссертаций (типичные
недостатки, допускаемые при написании
и оформлении диссертации по специальности
«Военное право, военные проблемы
международного права», и пути их
преодоления) // Военное право. 2013. № 4.
-
Рыбаков,
О. Ю. Типичные ошибки при выборе и
редакции тем диссертационных исследований
(на примере специальности 12.00.01 – теория
и история права и государства; история
учений о праве и государстве) (тезисы
доклада) // Юридическое образование и
наука. 2010. № 2.
-
Глухов
Е.А. Получение дополнительного
профессионального образования педагогом:
право или обязанность // Журнал российского
права. 2019. № 7.
-
Апелляционное
определение Московского городского
суда от 14 августа 2018 г. № 33-35083/2018 //
[Электронный ресурс]// Режим доступа:
consultant.ru
-
Апелляционное
постановление Московского городского
суда от 7 февраля 2017 г. № 10-0350/2017 //
[Электронный ресурс]// Режим доступа:
consultant.ru
-
Шестак
В. П. Докторантура // Высшее образование
в России. 2011. № 2.