Налогообложение
компаний Кипра с учетом последний
изменений в соглашении об избежании
двойного налогообложения между Кипром
и Россией.
C
2004 года в связи с вступлением Кипра в
Европейский Союз налоговая система
острова была приведена в соответствие
с требованиями ЕС, в результате чего
Кипр перестал являться оффшорной зоной.
Компании могут осуществлять деятельность
на Кипре в следующих организационно-правовых
формах:
-
Общество с ограниченной ответственностью,
-
Товарищество,
-
Филиал иностранной организации.
Общества
с ограниченной ответственностью
составляют подавляющее большинство
компаний, зарегистрированных на Кипре
для ведения международного бизнеса.
Информация об акционерах и директорах
компаний является открытой и находится
в публичном доступе. Все компании-резиденты
должны уплачивать налоги, проходить
ежегодный аудит и предоставлять
финансовую отчетность. Кипрская налоговая
система включает следующие налоги и
сборы:
Income
Tax (IT) and Corporation tax (CT)
Value Added Tax (VAT)
Capital Gains Tax (CGT)
Special Defence Contribution (SDC)
Immovable Property Tax (IPT)
Stamp Duty (SD)
Social Insurance Contribution (SIC)
Social
Cohesion Fund Contribution (SCFC)
Motor Vehicle Taxes (MVT)
Import and Excise Duties (IED)
Immovable Property Transfer Fees (IPTF)
Наибольшее
значение для ведения бизнеса с
использованием кипрских компаний
представляют первые два вида налогов.
Налогом
на прибыль облагаются компании-резиденты
(чье управление и контроль осуществляется
с территории Кипра), а также нерезиденты
Кипра, извлекающие доход на территории
Республики. Чистая
прибыль компаний-резидентов Кипра
облагается налогом в размере 10%.
Прибыль товариществ полностью освобождена
от налогов. Прибыли филиалов, управление
и контроль которых осуществляется за
пределами Кипра, полностью освобождены
от налогов. Не взимается налог у источника
на выплачиваемые за рубеж проценты,
дивиденды и роялти.
Компании
имеют также следующие освобождения от
налога на прибыль:
а).
доход от продажи ценных бумаг (за
исключением долговых обязательств -
promissory notes) – в размере 100% от дохода;
б).
пассивный доход, например, проценты по
депозитам и иные проценты, не возникающие
от обычной деятельности компании – в
размере 50% от дохода. При этом проценты
от обычной деятельности и деятельности,
связанной с обычной, облагаются налогом
в полном объеме (обычной деятельностью
по получению процентов и тесно связанной
с ней являются деятельность банков,
страховых, финансовых и лизинговых
компаний, компаний, выступающих
инструментом финансирования группы
компаний);
в).
дивиденды – в размере 100% от дохода.
Налог
на добавленную стоимость. НДС (VAT)
является внутренним налогом. Налог на
добавленную стоимость уплачивается с
доходов от операций по реализации
товаров и услуг на территории Кипра, а
также при импорте товаров. На данный
момент действуют три ставки налога: 15%
- стандартная; 5% - пониженная; 0% - нулевая.
Налог подлежит исчислению и уплате,
если местом реализации товаров или
услуг является республика Кипр.
При
возникновении обязанности уплатить
НДС налогоплательщик указывает в
декларации налог и уменьшает его на
сумму налоговых вычетов. Зачету подлежит
«входной» налог (НДС, уплаченный
поставщикам товаров и услуг), когда
полученные товары или услуги используются
для облагаемых НДС сделок.
Компании
Кипра в настоящее время являются одним
из самых популярных механизмов
международного налогового планирования.
Между тем, налоговое и корпоративное
законодательство Кипра претерпевает
значительные изменения, во многом
благодаря давлению со стороны международных
организаций.
7
октября Россия и Кипр подписали протокол
поправок к Соглашению об избежании
двойного налогообложения. Документ
носит название «Протокол о внесении
изменений в Соглашение между Правительством
Российской Федерации и Правительством
Республики Кипр об избежании двойного
налогообложения в отношении налогов
на доходы и капитал от 5 декабря 1998 г.».
Надо
отметить, что Поправки вызвали довольно
сильный резонанс в российских СМИ и
здесь нет ничего удивительного. Кипр -
лидер по числу иностранных инвестиций
в Россию (около 20% по состоянию на июнь
2010), в основном это возвращенные
репатриации российского капитала.
Основные изменения произошли в
налогообложение сделок с акциями
компаний Кипра, владеющих недвижимостью
в РФ, сотрудничестве государств по
взысканию налогов, обмене информацией
между странами и отмене льгот нерезидентным
компаниям.
Самым
серьезным новшеством протокола является
положение о налогообложении доходов,
получаемых от продажи акций компаний,
владеющих недвижимостью в России.
Согласно действующему соглашению
налогом облагаются только доходы от
продажи недвижимого имущества,
принадлежащего нерезидентной компании.
Поэтому наиболее часто совершаются
сделки с долями российских организаций,
владеющей объектом недвижимости.
Например,
при продаже кипрской компанией доли в
российской компании, владеющей объектом
недвижимости, налога на прибыль не
возникает. Начиная с 2015 года ситуация
поменяется, доходы кипрской компании
от продажи акций или аналогичных прав
российской компании, более 50% стоимости
которых представлено недвижимым
имуществом, будут облагаться налогом
в России. Исключение - случаи, когда
получателем прибыли по таким сделкам
будут пенсионные фонды и государственные
структуры Кипра и РФ.
Правда
и в этом случае существуют схемы, когда
налогообложения можно избежать,
продаваться будут акции “материнской”
компании, которой принадлежат доли в
российской компании, владеющей
недвижимостью. Налог по новой редакции
соглашения придется платить через
четыре года после вступления в силу
основной части протокола, т. е. не
раньше 2015 года.
Статья
27 Соглашения «Помощь в сборе налогов»
изложена в новой редакции и предусматривает
оказание содействия обоими государствами
по взысканию налоговых обязательств.
Означает ли это, что Кипр станет первой
страной, согласившейся взыскивать с
компаний-резидентов налоги в пользу
российского бюджета? Согласно статье
Протокола, если налоговое обязательство
перед одним из Договаривающихся
Государств подлежит взысканию, то такое
налоговое обязательство по запросу
компетентных органов этого Государства
принимается для взыскания компетентными
органами другого Договаривающегося
Государства. Причем, процедуры по
установлению наличия, действительности
или размера налогового обязательства
не выносятся на рассмотрение судебных
или административных органов другого
Договаривающегося Государства. Например,
если кипрская компания задолжает
российскому бюджету, то кипрские
налоговые органы смогут взыскивать ее
налоговые обязательства на Кипре, но
такие ситуации маловероятны — ни
российские ни кипрские компании как
правило не имеют реального бизнеса на
территории обоих государств. Кроме того
поправки к Соглашению вступают в силу
когда Кипр введет в свое законодательство
нормы о помощи в сборе налогов.
Определенные
негативные последствия для российских
предпринимателей предусмотрены статьей
26, устанавливающей порядок обмена
информацией между странами. Стороны
расширили перечень лиц, обязанных
предоставить информацию по запросу.
Теперь сторона соглашения не вправе
отказать в предоставлении информации
на основании того, что такая информация
находится в распоряжении банка, любой
финансовой организации, номинального
держателя, агента доверительного
управляющего. Соглашение четко определяет
и круг лиц имеющих право на подачу
запроса — это отделы международных
отношений Прокуратуры, ФНС, суды, службы
судебных приставов, Минфин. Запросы
должны быть обоснованными т. е.
необходимо направить детальную информацию
о лице, в отношении которого проводится
расследование, позволяющую однозначно
идентифицировать такое лицо, четко
обозначить причину получения информации,
заявление о том, что запрашивающая
сторона использовала все имеющиеся в
ее распоряжении возможности для получения
информации у себя в стране. Например на
Кипре информация предоставляется на
основании решения генерального прокурора
Кипра с санкции верховного суда. Лицо
в отношении которого ведется данная
процедура, вправе начать встречный
судебный процесс и запретить раскрытие
информации по запросу.
В
части отмены льгот компаниям серьезных
изменений не произошло. Статья 29 Протокола
предусматривает ограничивает
использование льгот лицами, не являющимися
налоговыми резидентами Кипра и России
(то есть зарегистрированные в других
юрисдикциях, но являющимися резидентами
Кипра, осуществляя контроль и управление
на его территории).
Необходимо
отметить, что такая схема практически
не приминается при оптимизации
налогообложения с использованием
кипрских компаний.
Из
остальных значимых положений Протокола
можно отметить:
-
дополнено
понятие «резидент
Договаривающегося Государства» - если
место эффективного управления предприятия
не может быть определено, стороны
определяют его по взаимному согласию,
исходя из сложившейся ситуации;
-
внесены
поправки в определение «постоянного
представительства» - если Кипрская
компания оказывает услуги на территории
России через физическое лицо, которое
находится в России более 183 дней в году
и более чем 50 процентов валового дохода
от активной предпринимательской
деятельности компании приходится на
услуги, оказанные в России, либо услуги
оказываются в рамках одного проекта,
то налогообложение таких доходов будет
осуществляться по Российским ставкам.
Ранее предприятие одного договаривающегося
Государства не рассматривалось как
имеющее постоянное представительство
в другом, только на основании деятельности
ведущейся через агента;
-
в
статью 10 Протокола к Соглашению внесены
следующие поправки - 5% от общей суммы
дивидендов, если лицо, имеющее фактическое
право на дивиденды, прямо вложило в
капитал компании, выплачивающей
дивиденды, сумму эквивалентную не менее
100000 евро, ранее валюта уставного капитала
была выражена в долларах США. Также,
дополнено понятие «дивиденды», данный
термин означает доход от акций или
других прав, не являющихся долговыми
требованиями, дающих право на участие
в прибыли, а также доходы - даже
выплачиваемые в форме процентов -
которые подлежат такому же налогообложению,
как доходы от акций в соответствии с
налоговым законодательством Государства,
резидентом которого является компания,
выплачивающая дивиденды. Данный термин
также означает любые выплаты по паям
паевых инвестиционных фондов или
аналогичных коллективных форм
инвестирования, т. е. при выплате
таких доходов будет возникать налогу
источника - 20%.
-
статья
11 Соглашения рассматривает любые
повышенные проценты, выплачиваемые
резидентом одного договаривающегося
государства другому, как дивиденды,
кроме штрафов. Соответственно, у
компании-источника возникает налог -
20%.
Подписание
Протокола является следствием исключения
Кипра из «черного списка» Минфина РФ.
Напомним, что в 2007 году Министерством
Финансов РФ был утвержден перечень
территорий предоставляющих льготный
режим налогообложения и (или) не
предусматривающих раскрытия и
предоставления информации при проведении
финансовых операций (офшорные зоны).
Утвержденный список оффшорных зон в
соответствии с подпунктом 1 пункта 3
статьи 284 налогового кодекса имеет
значение при получении дивидендов
российской организацией.
Согласно подпункту
1 пункта 3 статьи 284 НК (в редакции с
01.01.2008) к налоговой базе, определяемой
по доходам, полученным в виде дивидендов,
применяется налоговая ставка 0
процентов - по доходам, полученным
российскими организациями в виде
дивидендов при условии, что на день
принятия решения о выплате дивидендов
получающая дивиденды организация в
течение не менее 365 дней непрерывно
владеет на праве собственности не менее
чем 50-процентным вкладом (долей) в
уставном (складочном) капитале (фонде)
выплачивающей дивиденды организации
или депозитарными расписками, дающими
право на получение дивидендов, в сумме,
соответствующей не менее 50 процентам
общей суммы выплачиваемых организацией
дивидендов, и при условии, что стоимость
приобретения и (или) получения в
соответствии с законодательством
Российской Федерации в собственность
вклада (доли) в уставном (складочном)
капитале (фонде) выплачивающей дивиденды
организации или депозитарных расписок,
дающих право на получение дивидендов,
превышает 500 миллионов рублей.
К
положительным моментам можно отнести,
также, то что ратификация Протокола по
многим статьям назначена на 2014 год, а
некоторые статьи, например ст.27 — на
неопределенные период времени. Вместе
с этим, установление порядка обмена
информацией и определение резидентности
потребует от многих компаний изменений
в структурах управления, что в некоторых
случаях может привести к удорожанию
холдинговой схемы. Тем не менее, многие
склоняются к тому, что Кипр будет так
же популярен в течении следующих десяти
лет, и объем инвестиций в Россию сохранится
на прежнем уровне. Во-первых не существует
приемлемой альтернативы кипрским
компаниям, а во-вторых, несмотря на
значительные поправки к Соглашению,
его условия по прежнему остаются
привлекательными для российских
предпринимателей.