Об изменениях в церковно-государственных отношениях в свете новых законодательных инициатив
В.П. Лукин,
помощник Управляющего Белгородской
и Старооскольской епархии по юридическим
вопросам и внешнеэкономическим связям
За последнее время произошли существенные изменения в законодательстве Российской Федерации, которое регулирует церковно-государственные отношения. В частности, произошли изменения в налоговом, трудовом, земельном, лесном законодательстве, были внесены изменения в федеральные законы: “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, “О некоммерческих организациях”, “Об образовании”.
Изменения в налоговом законодательстве
С 1 января 2002 году вступила в действие глава 25 “Налог на прибыль организаций”, с 1 января 2003 года глава 26.3 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности”, с 1 января 2004 года глава 30 “Налог на имущество”, с 1 января 2005 года глава 31 “Земельный налог”, а также были внесены изменения в главу 21 “Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса РФ (НК РФ).
Налог на прибыль
В соответствии со ст. 246 НК РФ религиозные организация являются налогоплательщиками налога на прибыль, но вместе с тем согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций (религиозная организация в соответствии со ст. 117 Гражданского кодекса РФ является некоммерческой организацией). А согласно подп. 11 п. 2 ст. 251 НК РФ к указанным целевым поступлениям относится имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, полученные религиозными организациями на осуществление уставной деятельности. Согласно подп. 27 п. 1 ст. 251 НК РФ, не будут учитываться при определении налоговой базы доходы религиозных организаций в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения. Таким образом, ст. 251 НК РФ позволяет не уплачивать религиозным организациям налог с прибыли как при получении доходов от проведения культовой деятельности и реализации предметов религиозного назначения и литературы, так и получении ими целевых поступлений в виде денежных средств и имущества на осуществление уставной деятельности, независимо от источника таких поступлений, но при условии: эти целевые поступления не должны относится к подакцизным товарам и должны быть использованы на достижение уставных целей религиозной организации, причем учет целевых поступлений в соответствующих случаях религиозная организация обязана вести отдельно от других доходов. В соответствии со ст. 251 НК РФ раздельный учет ведется только в случаях, если религиозная организация получает систематический доход от продажи подакцизных товаров, а также если использует целевые поступления не на достижение уставных целей. Согласно типовому уставу прихода к уставным целям относятся: проведение богослужений, таинств, обрядов, распространение православного вероучения, миссионерская деятельность, дела милосердия и благотворительности, паломничество, иная деятельность, соответствующая правилам и традициям Русской Православной Церкви. Таким образом, раздельный учет поступивших в религиозную организацию средств ведется только в случаях, если любые поступления денежных средств в религиозную организацию используются не по вышеперечисленным уставным целям.
В соответствии с п. 48 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы в целях налогообложения налогом на прибыль, не учитываются расходы, осуществляемые религиозными организациями в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также в связи с реализацией религиозной литературы и предметов религиозного назначения.
О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
В соответствии со статьей 346.28 НК РФ, налогоплательщиками по данному налогу являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом. В статье 346.26 НК РФ перечислены виды предпринимательской деятельности, которые облагаются данным налогом. К этим видам, в частности, относятся: оказание бытовых, ветеринарных, автотранспортных услуг, розничная торговля, оказание услуг общественного питания и пр.
В соответствии с письмом Минфина РФ от 07.11.05 № 03-11-04/3/128, религиозные организации не могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД) в части доходов от деятельности, осуществляемой для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующей этим целям, предусмотренным их учредительными документами, в частности, доходов от реализации продукции собственного производства (предметов религиозного культа и религиозной литературы), а также пожертвований в связи с совершением церковных таинств и иных религиозных церемонной, совершаемых в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей.
Таким образом, уставная деятельность религиозных организаций не подпадает под налогообложение ЕНВД. Обязанность по уплате ЕНВД возникнет только в том случае, если религиозная организация будет заниматься видами предпринимательской деятельности, которые перечислены в статье 346.26 НК РФ.
Одновременно необходимо учитывать, что религиозные обряды и церемонии, осуществляемые религиозными организациями в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, не относятся к группировкам - 019500 «Ритуальные услуги» и 019600 «Обрядовые услуги» группы 010000 «Бытовые услуги» Общероссийского классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. N 163, с изм. и доп. N 7/2003, 8/2005, 9/2006), так как основная уставная деятельность религиозных организаций относится к группе – 91.31. «Деятельность религиозных организаций», подкласса – 91 «Деятельность общественных организаций», раздел O «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред.1) (введенным в действие постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. N 454-ст).
Налог на добавленную стоимость
В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость (НДС) на территории РФ реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ от 31.03.01 № 251), производимых и реализуемых религиозными организациями, организациями, находящимися в собственности религиозных организаций, и хозяйственными обществами, уставный (складочный) капитал, которых состоит полностью из вклада религиозных организаций, в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья, а также организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий;
Согласно перечню – это предметы храмового пространства, жертвенники, плащаницы, иконы и др. предметы необходимые для отправления богослужений, архитектурные элементы храма (в том числе иконостас, киоты, столы панихидные, купола, ограждения алтарные, головные уборы и одежда священнослужителей и т.д.), реализация религиозной литературы, а также реализация аудио-видео материалов религиозного назначения, имеющих полное официальное наименование религиозной организации.
В соответствии со ст. 149 НК РФ от уплаты НДС при реализации предметов религиозного назначения освобождается не только сама религиозная организация, но и коммерческая организация уставной капитал которой полностью состоит из вклада религиозной организации.
А в соответствии с подп. 39.1 п. 1 ст. 264 НК РФ, к прочим расходам относятся расходы налогоплательщиков – организаций, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций, в виде сумм прибыли, полученной от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения, при условии перечисления этих сумм на осуществление уставной деятельности указанных религиозных организаций;
Также в соответствии с подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению НДС проведение ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ); Данная льгота действует только в том случае, если организация, которая выполняет эти работы, имеет лицензию Министерства культуры РФ на право проведения работ по реставрацию памятников истории и культуры.
Налог на доходы физических лиц
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщик – физическое лицо, имеет право на получение социального налогового вычета, в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде. Также в соответствии с п. 26 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц, получаемые детьми-сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена семьи не превышают прожиточного минимума, от религиозных организаций.
Государственная пошлина
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ религиозные организации освобождены от уплаты государственной пошлины за право использования наименований “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний в своих наименованиях.
Налог на имущество религиозных организаций
С 1 января 2004 г. вступила в действие глава 30 НК РФ “Налог на имущество”. В соответствии с п. 2 ст. 381 этой главы, освобождаются от налогообложения налогом на имущество религиозные организации в отношении имущества, используемого ими только для осуществления религиозной деятельности. Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 372 НК РФ налог на имущество вводится в действие НК РФ и законами субъектов РФ, а в соответствии с п. 2 этой же статьи, устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Таким образом, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, правомочны устанавливать налоговую льготу в виде налоговой ставки в размере 0% в отношении всего имущества принадлежащего религиозным организациям.
Земельный налог
С 1 января 2005 г. вступила в действие глава 31 НК РФ “Земельный налог”. В соответствии с п. 4 ст. 395 этой главы, религиозные организации освобождаются от налогообложения земельным налогом в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в письме от 18.08.06 № 03-06-02-02/114 дал разъяснения данной нормы, в соответствии с которыми религиозные организации освобождаются от уплаты земельного налога только в отношении тех земельных участков, которые заняты зданиями, строениями и сооружениями религиозного и благотворительного назначения. При этом льготному налогообложению подлежит весь земельный участок независимо от площади, занимаемой непосредственно недвижимостью религиозного и благотворительного назначения.
О предоставлении бухгалтерской и налоговой
отчетности религиозными организациями
В соответствии письмом МНС РФ от 16.05.03 № ВГ-6-02/563@
”О предоставлении бухгалтерской отчетности религиозными организациями”, религиозные организации, не имеющие объектов обложения налогами, предусмотренных налоговым законодательством, не представляют в налоговые органы по месту учета бухгалтерскую отчетность.
При возникновении объектов налогообложения религиозные организации представляют в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Однако необходимо обратить внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 289 НК РФ и письмом Министерства финансов Российской Федерации от 27 июня 2003 г. N 04-02-05/4/52, не представление бухгалтерской отчетности в случае отсутствия объектов обложения налогами, не освобождает религиозные организации представлять в налоговые органы по месту своего нахождения соответствующие налоговые декларации. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 289 НК РФ, некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по истечении налогового периода по упрощенной форме.
О не применении контрольно-кассовой техники
при реализации предметов религиозного назначения
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт”, религиозные организации имеют право не использовать контрольно-кассовую технику при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Изменения в земельном законодательстве
В соответствии с п. 3 ст. 30 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) религиозным организациям передаются земельные участки для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения – в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.
Религиозным организациям, имеющим в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.01 № 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, религиозные организации, которым были предоставлены земельные участки до введения в действие ЗК РФ (то есть до 30 октября 2001 года), обязаны до 1 января 2008 года эти земельные участки либо приобрести бесплатно в собственность, либо в безвозмездное срочное пользование в порядке, определенном ст. 36 ЗК РФ.
Таким образом, если религиозная организация получила любой земельный участок до 30 октября 2001 года, то она обязана до 1 января 2008 года:
приобрести земельные участки в собственность бесплатно, если на них расположены здания, строения, сооружения, которые принадлежат религиозной организации на праве собственности;
переоформить имеющееся права бессрочного (постоянного) пользования земельными участками на срочные договора безвозмездного пользования этими земельными участками, если на них расположены здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, принадлежащие религиозной организации на праве безвозмездного пользования.
5. Лесной кодекс РФ
В соответствии с федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации",с 1 января 2007 г. вступил в действие Лесной кодекс Российской Федерации в новой редакции.
В соответствии с п. 7 статьи 21 ЛК РФ, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления религиозной деятельности, а в соответствии со статьей 47 кодекса:
Леса могут использоваться религиозными организациями для осуществления религиозной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
На лесных участках, предоставленных для осуществления религиозной деятельности, допускается возведение зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям в безвозмездное срочное пользование для осуществления религиозной деятельности.
Изменения в федеральном законе об обороте земель
сельскохозяйственного назначения
В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, могут предоставляться религиозным организациям в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Изменения в трудовом законодательстве
В соответствии со ст. 347 ТК РФ, помимо общих оснований перечисленных в Трудовом кодексе РФ, трудовой договор с работником религиозных организаций, может быть прекращен по дополнительным основаниям, предусмотренных трудовым договором. Такие дополнительные основания увольнения работников религиозных организаций могут быть следующие:
неуважительное отношение к святыням Русской Православной Церкви;
нарушение внутренних установлений церкви (неблаговидное поведение в храме, сквернословие, разговоры во время богослужения, курение в храме);
нарушение устава религиозной организации;
небрежное отношение к имуществу религиозной организации;
грубость с прихожанами;
разглашение сведений, составляющих конфиденциальную информацию и др.
Увольнение работника религиозной организации по вышеперечисленным основаниям возможно только в том случае, если с работником заключен трудовой договор, в котором эти дополнительные основания увольнения закреплены.
Изменения в федеральном законе
“О некоммерческих организациях”
В январе, феврале и ноябре 2006 года были внесены изменения в Федеральный закон “О некоммерческих организациях”. В соответствии со статьей 117 ГК РФ, религиозные организации является одной из форм некоммерческих организациях, в связи с чем внесенные изменения распространяются и на религиозные организации.
В соответствии с этими изменениями религиозная организация не позднее 15 апреля года следующего за отчетным, обязана предоставить в структурные подразделения Федеральной регистрационной службы (по территориальности) документы, содержащие отчет о своей деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов и документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Религиозная организация также обязана информировать об изменениях в своем наименовании, местонахождении и об изменении руководителя.
В соответствии с изменениями в Федеральном законе “О некоммерческих организациях”, структурные подразделения федеральной регистрационной службы имеет право:
запрашивать у органов управления религиозной организации их распорядительные документы;
запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозной организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
направлять своих представителей для участия в проводимых религиозной организацией мероприятиях;
не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности религиозной организации;
в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения религиозной организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.04.06 № 212 “О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций”, утверждены новые формы документов, которые необходимы для государственной регистрации религиозных организаций, а также для внесения изменений в учредительные документы религиозный организаций и пр. При государственной регистрации религиозных организаций заполняется, в том числе форма РН 0001 «Сведения о видах экономической деятельности». В связи с этим необходимо знать, что основным видом деятельности религиозных организаций в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред.1), является «деятельность религиозных организаций» (код ОКВЭД - 91.31.).
В соответствии со статьей 31 ФЗ “О некоммерческих организациях”, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:
предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, других установленных законодательством целях, с учетом организационно-правовых форм некоммерческих организаций;
предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;
размещение среди некоммерческих организаций в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственных и муниципальных социальных заказов;
предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.
9. Изменения в федеральном законе “Об образовании”
С 1 января 2005 года утратил силу п. 7 ст. 41 Федерального закона “Об образовании”, согласно которому негосударственные общеобразовательные учреждения получали право на государственное и (или) муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ. В связи с этим, негосударственные православные образовательные учреждения (имеющие государственную аккредитацию и реализующие основные общеобразовательные программы), не имеют право получать государственное финансирование. Вместе с тем, в соответствии с подп. 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится осуществление самостоятельно за счет средств бюджета субъекта, в том числе и решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего и основного общего образования, путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ. Таким образом, органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать соответствующие нормативно-правовые акты, которые регламентировали бы финансирование православных образовательных учреждений.