Налоги и обязательные платежи
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Налоги и обязательные платежи

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    Добавлено: 02.03.2008


     

    ЗАРПЛАТА В КОНВЕРТАХ - ВЧЕРАШНИЙ ДЕНЬ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА


    Журнал \"Зарплата\", 2007, N 5
    Д.И.Романов, юрист ЗАО \"Юридическая группа поддержки\"

    В последнее время представители налоговой службы применяют серьезные меры воздействия к тем, кто выдает работникам \"черную\" зарплату. Статья расскажет о том, как государство устанавливает новую традицию - платить зарплату \"по-белому\", и о способах убеждения налогоплательщиков присоединиться к ней.
    С заработной платы работников организации и предприниматели обязаны уплачивать ЕСН и взносы на обязательное пенсионное страхование, а также перечислять за них НДФЛ. Это финансовое бремя для любого плательщика таких налогов и страховых взносов. По возможности организации и предприниматели занижают налоговую базу. Официально работник получает минимально допустимую заработную плату, а большая часть выплачивается согласно устной договоренности. Это и есть пресловутая \"черная\", \"серая\" зарплата, зарплата в конвертах.

    \"Зарплатные\" схемы

    Существует несколько \"зарплатных\" схем. Наиболее распространенная - зарплата в конвертах. Работникам выдается заработная плата, которая не проходит по ведомости, либо отражается только минимально возможная ее часть. Экономия очевидна: ЕСН и страховые отчисления платить не нужно или их размер мизерный.
    Есть, например, схема, при которой работодатель большую часть зарплаты выдает под видом представительских и иных расходов. На некоторых предприятиях деньги выдают как бы под отчет, к которому впоследствии прилагают фиктивные оправдательные документы.
    В данном случае такие затраты на оплату труда специалиста не являются выплатой в пользу работника организации. ЕСН и пенсионные взносы платить не нужно. А при этом еще можно уменьшить облагаемую базу по налогу на прибыль, принять к вычету НДС. Получается двойная экономия на налогах. Однако в последнее время все труднее использовать такие грубые схемы.
    Продвинутые налогоплательщики применяют более мягкие схемы. Например, заключают с работниками не трудовые, а гражданско-правовые договоры (например, договор об оказании услуг). В такой ситуации организация освобождается от уплаты страхового взноса в ФСС РФ (п. 3 ст. 238 НК РФ).
    Существует схема выплаты зарплаты в качестве страховой премии. В данном случае организация освобождается от уплаты ЕСН и страховых взносов в ПФР. И это далеко не полный перечень \"зарплатных\" схем.

    Как ущемляют права работника

    У работника отсутствуют рычаги воздействия на работодателя в случае его незаконных действий. А у работодателя, кроме экономии на налогах, появляется много способов ущемления прав работника. Например, увеличивать продолжительность рабочего дня без соответствующих доплат, оплачивать отпуска и выплачивать компенсации исходя из \"белой\" зарплаты.
    В случае конфликта с работодателем при увольнении работник рискует получить только \"белую\" зарплату, указанную в трудовом договоре, штатном расписании. В ходе судебного разбирательства доказать незаконность действий работодателя будет очень сложно. Например, при обращении в банк с целью получения кредита, как правило, заемщику необходимо представить справку об уровне дохода. Работодатель выдаст сотруднику справку об официальной, а не о реальной зарплате, что может оказать негативное воздействие на решение банка.
    Не следует забывать, что при переходе на накопительную систему пенсионного страхования пенсионное обеспечение напрямую зависит от объема произведенных взносов в ПФР. А если зарплаты мизерные, то и отчисления в ПФР соответствующие. Финансовые средства теряют фонды медицинского и социального страхования и государственный бюджет.

    История о том, как выводили из тени \"черную\" зарплату

    До определенного времени потери бюджета от \"экономии\" на \"зарплатных\" налогах не привлекали особого внимания. На этапе становления рыночных отношений в России платить налоги с зарплаты было весьма обременительно, и уровень зарплаты был довольно низкий.
    Но эти времена прошли, политика государства изменилась. С 2005 г. процентная ставка ЕСН была снижена почти на 10% - с 35,6 до 26%. Заработная плата перестала быть самым популярным объектом налогообложения. Но опыт снижения ЕСН показал, что существенное облегчение для налогоплательщика не привело к массовому \"обелению\" зарплаты.

    Суд на страже интересов бизнеса

    Первые судебные дела по вопросам легализации заработной платы были рассмотрены в 2004 - 2005 гг. Этому процессу способствовала активность работников, которые начали обращаться в налоговые органы с жалобами на работодателей, которые выплачивают зарплату в конвертах. В свою очередь, за неуплату ЕСН налоговики стали привлекать организации к ответственности.
    Однако первый опыт государства с применением судебных инстанций не был успешным (Постановления ФАС Уральского округа от 20.02.2004 по делу N Ф09-235/04-АК, от 19.05.2005 по делу N Ф09-2096/05-С7). В указанных Постановлениях решения налоговиков о привлечении плательщиков к ответственности отменены по формальным причинам, а также в связи с тем, что не был доказан факт ведения двух ведомостей, по одной из которых выдавалась официальная зарплата, а по второй - реальная.
    Отсутствие опыта налоговых инспекторов сыграло роль и при проведении проверки ООО \"Сибполимер\" (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.09.2005 по делу N Ф04-6144/2005(14995-А46-27)). Налоговый орган не сумел доказать факт ведения обществом ведомости на магнитном носителе.
    Сотрудники налоговой инспекции могут допускать и более серьезные нарушения. Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 06.09.2005 по делу N А05-1645/05-31 суд указал, что в качестве доказательств неуплаты налога сотрудники налоговой инспекции использовали документы, полученные за рамками налоговой проверки.
    В основном причиной выездных проверок являются показания бывших работников предприятий. Но свидетельских показаний бывает недостаточно для доказательства неуплаты налогов предприятием. Как указали арбитры в Постановлении ФАС Уральского округа от 18.09.2006 по делу N Ф09-8225/06-С2, налоговая инспекция не представила бухгалтерских документов, подтверждающих факт неофициальной выплаты зарплаты и ее учета.

    Суд на стороне налоговой инспекции

    Позитивная для налоговых инспекторов практика обобщена в Письме ФНС России от 28.07.2006 N ВЕ-6-04/742@. В нем опубликованы и направлены нижестоящим налоговым органам решения судов, выступивших на стороне налоговых органов. Например, дело, возбужденное по иску ООО \"Редуктор-Энерго\" к налоговой инспекции, о признании ее решения незаконным (Постановление ФАС Уральского округа от 22.09.2005 N Ф09-4201/05-С2). Возможно, суд проявил симпатию к налоговым органам. Положительное решение было необходимо для реализации программы по выведению заработных плат из тени. Это дело объединило опыт предыдущих судебных разбирательств. В приведенных выше примерах налоговикам для доказательств выплаты работникам неофициальной заработной платы не хватало тех или иных сведений. В данном деле информация была максимально полной, она включала:
    - показания работников организации;
    - данные органов статистики за период, в котором организация выплачивала работникам зарплаты;
    - данные Государственного центра занятости населения и ПФР;
    - факт несоответствия сумм заработной платы работников одной специальности и разряда, а также неестественная разница в окладах;
    - факт несоответствия размеров зарплаты персонала компании на предшествующем и новом месте работы;
    - объявления о вакансиях, в которых была указана заработная плата больше официальной;
    - сведения о реальных зарплатах, ранее хранившиеся в компьютере, обнаруженном в офисе организации;
    - данные о движении средств по банковским счетам.
    Эти сведения и послужили основанием для вынесения судом решения в пользу налоговиков.
    Интересно, что в качестве одного из доказательств выплаты \"черной\" зарплаты арбитры приняли данные органов статистики, согласно которым средняя заработная плата по соответствующей отрасли оказалась в несколько раз больше, чем в ООО \"Редуктор-Энерго\". Этот знаковый факт указывает, в каком направлении будут работать налоговые органы, чтобы добиться легализации заработной платы.

    Налоговики убедительно просят повысить зарплату

    Не только применение методов налогового контроля, но и убеждение помогают сотрудникам налоговых органов оказывать влияние на руководителей компаний.
    С начала 2006 г. в налоговых органах всех регионов России созданы комиссии по легализации теневой заработной платы. Аналогичные комиссии с участием налоговиков работают также при администрациях городов, районов, муниципальных образований. На заседания приглашаются налогоплательщики, которые платят заработную плату ниже прожиточного минимума, установленного в регионе.
    В ходе работы комиссий налоговые органы проводят анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, поскольку низкая заработная плата может являться как объективным результатом хозяйственной деятельности, так и свидетельствовать об использовании различных \"серых\" схем.

    Опыт столичного УФНС по выведению из тени \"серой\" зарплаты

    Показательным является опыт УФНС России по г. Москве, по приказу которого разработан и утвержден Регламент по реализации мер, направленных на легализацию теневой заработной платы. При управлении создана и действует на постоянной основе специальная комиссия по рассмотрению вопросов полноты уплаты организациями налогов и взносов с сумм оплаты труда. При каждой московской инспекции действует рабочая группа этой комиссии. В работе комиссии и рабочих групп принимают участие представители Правительства Москвы, правоохранительных органов, государственных социальных внебюджетных фондов - ПФР, ФСС РФ и Московского городского фонда обязательного медицинского страхования. Заседания комиссии и рабочих групп проводятся не реже двух раз в месяц.
    Комиссии заслушивают налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума, установленного в регионе. Организации, попавшие в \"черный список\", вызывают на комиссию, выслав им письма. Как правило, в них указывают среднюю официальную заработную плату работников (на текущий момент) по виду деятельности вызываемого налогоплательщика и средний уровень зарплаты сотрудников организации по данным отчетности. Письмо содержит убедительные рекомендации повысить заработную плату до среднего уровня. Руководителю организации предлагают назвать причины выплаты низкой зарплаты.
    Результатом таких мероприятий наряду с выездными и камеральными проверками организаций и предпринимателей стало повышение работодателями Московского региона зарплат сотрудникам до уровня прожиточного минимума, который составляет 4815 руб. (Постановление Правительства Москвы от 28.02.2006 N 135-ПП).
    Большинство фирм предпочитают не вступать в спор с инспекцией. Многие из них после вызова на комиссию самостоятельно повысили уровень оплаты труда работников.

    Достижения налоговиков

    Из доклада УФНС России по г. Москве, обнародованного в декабре 2006 г., следует, что за период действия комиссий и рабочих групп проведено 1926 заседаний, на которых заслушано 41 424 организации. В итоге более 80% предпринимателей представили документы, подтверждающие увеличение заработной платы.
    Комиссии справились со своей задачей и смогли убедить 40 000 московских предпринимателей поднять сотрудникам зарплату, что привело к росту поступления \"зарплатных\" налогов в Москве на 517,5 млн руб. Это значит, что официальная заработная плата сотрудников этих организаций выросла на 1990,3 млн руб.
    Аналогичная ситуация наблюдается и в других регионах России. По данным ФНС, опубликованным в Письме от 04.07.2006 N ГВ-6-05/674@, за пять месяцев 2006 г. на комиссиях присутствовало 25 425 налогоплательщиков. Это 4,67% от общего числа налогоплательщиков, выплачивающих зарплату ниже прожиточного минимума, из которых 18 347 налогоплательщиков выполнили требования налоговиков.
    В течение десяти месяцев 2006 г., по данным сайта ФНС России, на заседаниях комиссий по легализации теневой заработной платы заслушано более 500 000 налогоплательщиков. Повысили заработную плату до прожиточного минимума и выше 334 000 налогоплательщиков, или 67% от общего числа заслушанных налогоплательщиков. Если по состоянию на 1 октября 2006 г. в целом по Российской Федерации прекратили выплату заработной платы ниже прожиточного минимума около половины налогоплательщиков (46,5% от сформированного на начало текущего года списка), то к 1 ноября 2006 г. количество таких налогоплательщиков составило уже 62%.

    Перспективы борьбы с \"зарплатными\" схемами

    Останавливаться на достигнутом налоговики не собираются. Например, в Письме УФНС России по г. Москве от 17.05.2006 N 15-11/290 отмечается, что организации с уровнем заработной платы от 1100 до 4815 руб. попадают под пристальное внимание налоговой инспекции. К компаниям, не обеспечившим в ближайшее время положительной динамики по заработной плате, налоговыми органами будут применяться все меры воздействия, предусмотренные Налоговым кодексом.

    На заметку. Налоговики взяли на вооружение цифру 4815 руб. (Письмо УФНС России по г. Москве от 17.05.2006 N 15-11/290). Такой прожиточный минимум был в IV квартале 2005 г. Однако он неуклонно растет. Например, за IV квартал 2006 г. прожиточный минимум по г. Москве для трудоспособного населения составил 5789 руб. (Постановление Правительства Москвы от 06.03.2007 N 143-ПП). Видимо, в будущем уровень минимальной зарплаты, контролируемый налоговиками, будет повышаться.

    Что планируют налоговики? Разработан комплекс мер по выводу зарплат из тени. Налоговики планируют:
    - проводить проверки совместно с органами внутренних дел;
    - расширить контрольные функции государственных внебюджетных фондов (ФСС, ПФР, ФОМС);
    - активизировать деятельность Межведомственной комиссии по контролю за деятельностью предприятий и организаций, касающейся оплаты труда и полноты уплаты налогов, созданной при Правительстве Москвы.
    В состав Межведомственной комиссии вошли руководители ведущих комплексов социальной и экономической сферы Правительства Москвы, Комитета города по делам о несостоятельности (банкротстве), ГУВД г. Москвы, Государственной инспекции труда г. Москвы, УФНС России по г. Москве, государственных социальных внебюджетных фондов.
    Задачами Межведомственной комиссии являются обеспечение и координация деятельности федеральных органов власти, органов государственной власти г. Москвы, предприятий и организаций для решения вопросов:
    - легализации доходов физических лиц;
    - увеличения налогооблагаемой базы;
    - создания благоприятных условий труда;
    - контроля за соблюдением законодательства об оплате труда.
    Уже сейчас в налоговых инспекциях по всей России работают телефоны доверия. Фиксируются жалобы граждан по факту выплаты \"серой\" заработной платы. Наибольшее количество таких жалоб поступает от работников, которым было отказано в выдаче кредита, а также от тех, кто стремится получить налоговые вычеты при покупке жилья. Налоговые органы используют сведения, полученные по телефонам доверия и в ходе камеральных и выездных проверок.
    Уровень заработной платы должен быть не ниже среднестатистического по соответствующей отрасли. В ближайшей перспективе налоговые органы планируют перейти к доведению уровня заработных плат до среднестатистического по соответствующей отрасли. Официальная зарплата ниже такого уровня может привлечь внимание налоговиков и послужить причиной тщательной проверки такой организации. По статистике в Москве средняя зарплата сотрудников строительных компаний составляет 17 000 руб., а торговых организаций - 15 000 руб. Стандарты предусмотрены и для ряда других областей деятельности.








    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2012 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru