Законодательное регулирование порядка проведения стимулирующих лотерей (розыгрышей) в игровых залах.
Юрист Боглюков Тарас Николаевич, tboglukov@alliancem.ru
С 1 января 2004 года на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 11 ноября 2003 года No 138-ФЗ «О лотереях» (далее ФЗ «О лотереях»). Во исполнение ФЗ «О лотереях» были изданы следующие нормативно правовые акты и письма:
1. Постановление Правительства РФ от 5 июля 2004 года No 338 «О мерах по реализации Федерального закона «О лотереях»;
2. Приказ Минфина РФ от 9 августа 2004 года No 65н «О лотерейных билетах»;
3. Приказ Минфина РФ от 9 августа 2004 года No 66н «Об установлении форм и сроков предоставления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей»;
4. Приказ Минфина РФ от 15 марта 2005 г. N 39н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N 66н";
5. Приказ Минфина РФ 21 января 2005 г. N 5 "О передаче документов Федеральной налоговой службе";
6. Письмо Минфина РФ от 30 июля 2004 года No 05-03-11/03;
7. Письмо Минфина РФ от 23 декабря 2004 г. N 03-05-01-04/124.
Указанные нормативно-правовые акты и письма призваны регулировать правоотношения, возникающие между организатором лотереи, участником лотереи и уполномоченным органом исполнительной власти, по поводу порядка получения разрешения на проведение лотереи или порядка предоставления уведомления о проведении лотереи, порядка розыгрыша призового фонда и порядка предоставления отчетности о проведенной лотереи.
Так в статье 1 ФЗ «О лотереях» сказано, что данный Федеральный закон определяет правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, устанавливает обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей.
- Что есть лотерея.
1) В статье 2 ФЗ «О лотереях» сказано, что лотерея это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Законодатель в понятие лотереи вкладывает понятие «игра». Сразу хочется отметить, что легального определения понятия «игра» действующее российское законодательство не содержит. Обращаясь к «Малому энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона» (в других энциклопедических словарях я не встретил понятие «игра») сталкиваемся с таким определением: «игра» - деятельность, производимая ради сопряженного с ней удовольствия, независимо от полезной цели, противоположна работе, труду. Источником игры является потребность нашего тела и психики в движении, в проявлении накапливающихся запасов сил и энергии. Удовлетворение этой потребности доставляет нам удовольствие.
Позиционируя это понятие на понятие «лотерея», можно прийти к выводу, что лотерея это некая человеческая деятельность, сопряженная с поиском удовольствия, независимо от полезной цели.
Однако, законодатель в понятие игра вкладывает совсем иное значение, поскольку лотерея имеет конечную полезную цель как для организатора лотереи, так и для участника, где организатор стимулирует и привлекает новых игроков, а самый удачливый участник получает выигрыш. Значит участник лотереи «играет» не ради удовольствия, а ради извлечения дохода в виде получения выигрыша.
2) Более того, лотерея проводится в соответствии с договором. В статье 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации так же говориться о том, что отношения между организатором лотереи и ее участником должны быть основаны на договоре, причем такой договор оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа, а также иным способом, а предложение организатора лотереи должно включать условие о сроке проведения игр (в нашем случае лотереи), порядке определения выигрыша и его размере.
Таким образом, договор о розыгрыше призового фонда должен быть заключен обязательно, а порядок заключения такого договора может быть любой. Также данный договор должен быть заключен между организатором лотереи и ее участником на добровольной основе.
Рассмотрим некоторые способы заключения договоров о розыгрыше призового фонда:
1. Самый простой способ заключения договора о розыгрыше призового фонда заключается в том, что организатор изготавливает лотерейные билеты, в которых содержаться условия проведения лотереи и начинает их распространять. Лицо, купившее лотерейный билет по своей воле, фактически заключило договор, в соответствии с которым в случае, если данный лотерейный билет окажется выигрышным по условиям лотереи, организатор будет обязан выплатить обладателю этого лотерейного билета выигрыш.
2. Сегодняшняя реальность диктует нам свои правила. Операторы игровых залов в целях привлечения новых и стимулирования остальных игроков разыгрывают призы в игровых залах без изготовления лотерейных билетов, квитанций и других документов. В таких случаях, также заключаются договоры о розыгрыше призового фонда.
Допустим, организатор подобной лотереи решил разыграть автомобиль среди постоянных посетителей зала игровых автоматов. Заранее вывесил объявление о том, что розыгрыш автомобиля будет проходить такого-то числа, в такое-то время, в таком-то игровом зале. Автомобиль достанется тому игроку, у которого к определенному времени будет наибольшее количество кредитов (с учетом того, что начинают все игроки с равного количества кредитов) на игровом автомате.
В такой ситуации, договор о розыгрыше призового фонда будет считаться заключенным с момента начала игры на игровом автомате в то время, которое указанно в объявлении организатора лотереи.
3) Помимо договора законодатель вводит еще одно обязательное условие лотереи розыгрыш призового фонда. В пункте 3 статьи 2 Федерального закона «О лотереях» содержится определение призового фонда лотереи - совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи.
Хочу обратить внимание на то, что законодатель определяет призовой фонд лотереи через понятие «совокупность». В русском языке «совокупность» означает «множество». Таким образом, законодатель, почему-то исключает возможность розыгрыша в лотерею только одного предмета, допустим автомобиля, если, конечно, не понимать автомобиль как совокупность деталей, механизмов и частей. Но тогда в условиях лотереи необходимо определить призовой фонд как отдельные части автомобиля: руль, сиденье, зеркало бокового вида и так далее, которые в совокупности достанутся одному участнику лотереи.
В качестве подтверждения данного вывода служит окончание определения, в котором говорится, что организатор должен предоставить выигрыши участникам лотереи, а не выигрыш.
Боле того, в статье 16 Федерального закона «О лотереях» определено, что призовой фонд лотереи используется исключительно на выплату, передачу или предоставление выигрышей выигравшим участникам лотереи. Организатору лотереи запрещается обременять призовой фонд какими-либо обязательствами. Также на призовой фонд не может быть обращено взыскание по иным обязательствам организатора лотереи, кроме как выплата выигрышей выигравшим игрокам.
На данное правило стоит обратить особое внимание, поскольку в нем устанавливается императивная норма для организатора лотереи, имеющее большое практическое значение. В соответствии с указанной нормой организатор должен сформировать призовой фонд, как минимум, выделив деньги или закупив призы до дня подачи документов в соответствующий орган исполнительной власти на проведение лотереи.
4) В силу того, что лотерея это игра, а сущность игры определяется через динамику, то призовой фонд необходимо разыграть. В пункте 4 статьи 2 ФЗ «О лотереях» содержится понятие розыгрыша призового фонда - процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрышей.
В данном определении два камня преткновения:
1) лотерейное оборудование;
2) принцип случайного определения выигрышей.
В пункте 14 статьи 2 Федерального закона «О лотереях» говориться о лотерейном оборудовании - оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.
К счастью, подобная трактовка лотерейного оборудования дает организаторам лотерей свободу в выборе такого оборудования. Все зависит от полета фантазии организатора лотереи. Самым простым лотерейным оборудованием, на мой взгляд, будет лототрон.
Вот с принципом случайного определения выигрышей дело обстоит сложнее. Проблема в том, что, каким бы ни было лотерейное оборудование, участник лотереи всегда может предъявить претензии к организатору лотереи и обвинить его в подтасовке результатов розыгрыша призового фонда. В данном случае совет может быть только один: чем проще лотерейное оборудование и процедура розыгрыша, тем меньше возможность организатору лотереи услышать обвинения в подтасовке.
Кроме того, такой скандалист должен будет доказать, что подтасовка действительно имела места быть.
5) Далее характеризуя понятие «лотерея» необходимо отметить, что в случае признания участника лотереи выигравшим в соответствиями с условиями лотереи, он получает право требовать от организатора лотереи выплатить, передать или предоставить ему обещанный выигрыш.
В пункте 2 статьи 2 Федерального закона «О лотереях» законодатель определил, что считать выигрышем - часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи.
Исходя из данного определения, можно сделать два основных вывода:
1) Выигрыш часть призового фонда. В данном случае, законодатель придерживается логики, согласно которой призовой фонд это совокупность имущества.
2) Выигрыш может быть выплачен в денежной форме или передан в натуре, причем данное обстоятельство необходимо определить организатору на стадии утверждения условий лотереи. Причем, если организатор не определит данное обстоятельство в условиях лотереи, то выигравший участник может потребовать выплатить денежную компенсацию вместо предоставления выигрыша в натуре.
Подводя итог вышесказанному, хочу еще раз отметить, что любой лотереи присущи следующие черты:
- заключение на добровольной основе договора о розыгрыше призового фонда между организатором лотереи и каждым участником;
- непосредственно розыгрыш призового фонда на условиях заключенного ранее договора с использованием лотерейного оборудования и с соблюдением принципа случайного определения выигрышей;
- определение выигравших участников и выплата, передача или предоставление им выигрышей.
- Стимулирующая лотерея.
В статье 3 Федерального закона «О лотереях» регламентированы виды лотерей. Так, лотереи могут быть:
- тиражными, бестиражными или комбинированными;
- лотереи, право на участие в которой связано с внесением платы и стимулирующие лотереи;
- международными, всероссийскими, региональными или муниципальными;
- государственными и негосударственными;
- лотереи в режиме реального времени или в обычном режиме.
Данная работа посвящена стимулирующим лотереям, поэтому дальнейший анализ я буду проводить в аспекте указанной темы.
1) Стимулирующая лотерея лотерея, в которой право на участие в ней не связано с внесением платы, а призовой фонд формируется за счет средств организатора лотереи.
Стимулирующая лотерея отличается от обычной только способом формирования призового фонда. Так, если организатор приобретает имущество или выделяет денежные средства на формирование призового фонда из «своего кармана», которые в дальнейшем будут разыграны и отданы выигравшим игрокам, то это стимулирующая лотерея.
Такой вид лотереи на сегодняшний день очень распространен среди операторов игровых залов. При розыгрыше призов в игровых залах операторы устраивают для игроков настоящие праздники, связанные с предоставлением бесплатных напитков, шоу программами и многое другое.
Тем не менее, от правильного оформления процедуры розыгрышей, получения уведомления и предоставления отчетности зависит благополучие бюджета организатора стимулирующей лотереи.
Законодатель предусмотрел достаточно жесткие штрафы за проведение лотереи без соответствующего разрешения или уведомления, которые могут колебаться для должностных лиц от 4 000 до 20 000 тысяч рублей, а для юридических лиц от 50 000 до 500 000 рублей (статья 14.27 КоАП РФ).
Стимулирующая лотерея в зависимости от способа проведения может быть трех видов: тиражной, бестиражной и комбинированной.
Тиражной она будет в том случае, если розыгрыш призового фонда всеми участниками лотереи будет проводиться единовременно после распространения лотерейных билетов. Об этом говорит пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О лотереях».
Примечателен тот факт, что законодатель привязывает данное понятие к лотерейным билетам. Однако, как уже было сказано выше, лотерея может проводиться посредством распространения квитанций, других документов или иным предусмотренным условиями лотереи способом. Складывается ощущение, что эти моменты не принимались во внимание при определении понятия «тиражная лотерея», как впрочем, забегая вперед скажу, и при определения понятий «бестиражная» и «комбинированная» лотерея.
Что же такое лотерейный билет? На этот вопрос отвечает пункт 5 статьи 2 Федерального закона «О лотереях», в котором говориться, что лотерейный билет - документ, удостоверяющий в соответствии с ФЗ «О лотереях» право на участие в лотерее и служащий для оформления договорных отношений организатора лотереи с участником лотереи. Лотерейный билет является защищенной от подделок полиграфической продукцией.
Исходя из толкования приведенного определения, можно сделать вывод, что в понятие «лотерейный билет» входит любой документ, защищенный от подделок.
В Приказе Минфина РФ от 9 августа 2004 года No 65н «О лотерейных билетах», зарегистрированным в Минюсте РФ 29 сентября 2004 года, регистрационный номер 6048 содержатся ряд обязанностей для лиц, осуществляющих изготовление лотерейных билетов на основании лицензии. К основным обязанностям относятся:
- ежеквартальное предоставление в соответствующий уполномоченный орган отчетов о произведенной в отчетном периоде защищенной лотерейной продукции с приложением шести образцов билетов с описаниями их элементов защиты;
- при изготовлении лотерейных билетов и иных документов, предназначенных для лотерей соответствующие организации обязаны руководствоваться техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции по видам лотерей в зависимости от способа ее проведения. В частности, при изготовлении лотерейного билета тиражной лотереи открытого типа, где тираж выигрышей производится по номеру (серии) документа, и матричного типа использовать спецбумагу с водяным знаком и спецволокнами, а при изготовлении лотерейного билета при проведении лотереи в режиме реального времени или в обычном режиме использовать спецбумагу с нанесенным термослоем и поэкземплярную нумерацию высокой степени защищенности.
Таким образом, организатор, обращаясь в специализированную организация с просьбой изготовить лотерейные билеты, должен понимать, что шесть экземпляров его лотерейных билетов будут направлены в уполномоченный орган. Правда, пока непонятно зачем.
Думаю, что ответ будет один для контроля!
Интерес вызывает статья 12 Федерального закона «О лотереях», в которой содержатся необходимые требования, предъявляемые к лотерейным билетам. Лотерейные билеты должны содержать следующие обязательные реквизиты:
1. номер и дата выдачи разрешения на проведение лотереи;
2. наименование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, выдавших разрешение на проведение лотереи, государственный регистрационный номер всероссийской лотереи или региональной лотереи либо регистрационный номер муниципальной лотереи;
3. наименование лотереи;
4. номер лотерейного билета;
5. наименование организатора лотереи и номер его контактного телефона;
6. выдержки из условий лотереи, достаточные для формирования у участника лотереи адекватного представления о лотерее, об алгоритме определения выигрыша, о размере выигрыша и порядке его получения;
7. размер призового фонда лотереи (в процентах от выручки от проведения лотереи), за исключением лотерейных билетов стимулирующей лотереи;
8. фиксированная цена лотерейного билета или фиксированная цена единичной ставки (стоимость минимальной игровой комбинации), за исключением лотерейных билетов стимулирующей лотереи;
9. дата и место проведения розыгрыша призового фонда лотереи, а также сроки и источники опубликования официальных результатов розыгрыша (для тиражной и стимулирующей лотерей);
10. информация о месте и сроках получения выигрышей.
Надписи на лотерейных билетах должны быть выполнены на русском языке, по усмотрению организаторов лотереи дополнительно на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, и по усмотрению организаторов международной лотереи дополнительно на иностранных языках. Данное требование не распространяется на зарегистрированные товарные знаки, игровые символы, маркировку лотерейного билета.
Цена лотерейного билета, размеры выигрышей и стоимость выигрышей в натуре определяются в валюте Российской Федерации.
Однако, применительно к стимулирующей лотереи, исходя из содержания указанной статьи, обязательные требования могут применяться не в полной мере. Так, к стимулирующей лотереи могут применяться требования о наименовании лотереи, если оно есть, о номере лотерейного билета, о наименовании организатора лотереи, о выдержках из условий лотереи, о дате и месте проведения розыгрыша, о сроках и месте получения выигрышей.
Тиражные стимулирующие лотереи наиболее распространены среди операторов игровых залов, которые выступают в качестве организаторов лотерей. Действительно определить призовой фонд, а потом в одночасье его разыграть среди отозвавшихся игроков самый простой способ. Причем для тиражной лотереи призовой фонд должен быть сформулирован до проведения тиража.
Законодатель дает право организатору лотереи разыграть призовой фонд посредством проведения тиражей в неограниченном количестве. Но, сама стимулирующая лотерея в соответствии пункт 4 статьи 7 Федерального закона «О лотереях» ограничена по сроку ее проведения двенадцатью месяцами.
В пункте втором определения стимулирующей лотереи сказано, что стимулирующая тиражная лотерея может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей.
По сути, тиражи стимулирующей тиражной лотереи это отдельные стимулирующие лотереи, объединенные одним призовым фондом, разделенным на количество тиражей.
В статье 18 Федерального закона «О лотереях» содержатся требования к проведению розыгрыша призового фонда тиражной лотереи. В соответствии с этими требованиями организатор лотереи должен для каждого тиража создать тиражную комиссию, которая осуществляет следующие функции:
1. проведение розыгрыша призового фонда тиража тиражной лотереи;
2. подтверждение результатов проведения тиража путем подписания соответствующего акта и официальной таблицы результатов проведения тиража.
Причем законодатель не предъявляет особых требований к составу тиражной комиссии. На практике, я думаю, это должно выглядеть так: из руководящего звена должностных лиц организации выбираются три человека, которые фиксируют в протоколе тиражной комиссии ход проведения лотереи и в конце составляют отчет о проведенной лотереи с указанием разыгранных призов и, допустим, номеров выигрышных билетов.
Стоит отметить, что состав тиражной комиссии, форма протокола тиражной комиссии необходимо утвердить приказом руководителя организации.
В пункте 2 статьи 18 Федерального закона «О лотереях» сказано, что средства призового фонда тиражной лотереи должны быть разыграны полностью в пределах тиража, к которому относится этот призовой фонд, за исключением розыгрыша преходящего из тиража в тираж суперприза.
Таким образом, законодатель не позволяет организатору лотереи использовать способ накопления призов для последующего тиража, кроме суперприза. Хотя и для суперприза установлено одно ограничение не допускается перенос суперприза из одного тиража в другой более, чем двадцать раз подряд.
В пункте 5 статьи 18 Федерального закона «О лотереях» содержится еще одно обременяющее организатора лотереи правило поведения, в соответствии с которым результаты розыгрыша призового фонда каждого тиража тиражной лотереи должны быть опубликованы в средствах массовой информации в течение десяти дней со дня проведения указанного розыгрыша.
Однако, пока непонятно, что грозит организатору лотереи за неисполнение данного предписания, поскольку ответственности за нарушения этого правила законодатель не установил.
Бестиражная стимулирующая лотерея отличается от тиражной только тем, что выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления. Соответственно, участник такой лотереи купив лотерейный билет сразу может определить выиграл ли он что-либо или нет.
Также, исходя из определения бестиражной стимулирующей лотереи, при проведении такой лотереи невозможно проводить отдельные тиражи.
Статья 19 Федерального закона «О лотереях», судя по названию - «Требования к проведению розыгрыша призового фонда бестиражной лотереи», должна содержать требования к бестиражным лотереям. По сути, никакие требования в ней не содержатся, кроме запрета использовать процедуры и алгоритмы, которые позволяют предопределить результат проведения розыгрыша призового фонда до начала такого розыгрыша.
Что касается комбинированной стимулирующей лотереи, то само название говорит, что это за лотерея. Она включает в себя как розыгрыш призового фонда среди участников единовременно, так и возможность определить выигравших на стадии изготовления лотерейных билетов. Такая лотерея также не может проводиться путем проведения отдельных тиражей.
2) Стимулирующая лотерея, исходя из пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О лотереях», в зависимости от территории ее проведения подразделяется на международную, всероссийскую, региональную и муниципальную.
К международной стимулирующей лотереи относится такая лотерея, которая проводится на территории двух и более государств, включая территорию Российской Федерации, на основании международного договора Российской Федерации.
Всероссийской лотереей будет считаться такая лотерея, которая проводится на всей территории Российской Федерации. Примечательно, что всероссийской будет и та лотерея, которая проводится на территории хотя бы двух субъектов Российской Федерации.
Региональная лотерея это лотерея, которая проводится на территории одного субъекта Российской Федерации.
Муниципальной лотереей считается лотерея, которая проводится на территории одного муниципального округа.
Для определения вида стимулирующей лотереи в зависимости от территории ее проведения важно учесть, что под территорией проведения лотереи понимается территория, на которой реализуются соответствующие товары (услуги). Об этом говорит пункт 5 статьи 7 Федерального закона «О лотереях».
В данном случае игорный бизнес необходимо ассоциировать с услугой, несмотря на то, что таковым он не является, иначе невозможно будет определить территорию проведения стимулирующей лотереи.
3) Стимулирующая лотерея в зависимости от технологии ее проведения подразделяется на стимулирующую лотерею, проводимую в режиме реального времени и проводимую в обычном режиме.
Так стимулирующая лотерея будет считаться проводимой в режиме реального времени, если договор об участии в лотерее заключается сторонами путем обмена документами посредством электронной или иной связи с использованием лотерейного оборудования, которое объединено сетью электросвязи, позволяет достоверно установить, что документ исходит от стороны договора и с помощью которого проводятся розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени, фиксация и передача информации о результатах такого розыгрыша. Указанное оборудование должно обеспечивать защиту такой информации от утраты, хищения, искажения, подделки, а также от несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, копированию и иных подобных действий и несанкционированного доступа к сети электросвязи.
Таким образом, если организатор лотереи решил при проведении лотереи использовать какую-либо связь мобильную, электронную или иную, то такая лотерея будет считаться проведенной в режиме реального времени.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О лотереях» проведение лотереи в режиме реального времени исключительная прерогатива федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ.
В этой норме права воплощается давнее стремление государства монополизировать проводимые лотереи на территории Российской Федерации.
4) Между тем, стоит отметить, что законодатель предъявляет менее жесткие требования к порядку проведения стимулирующих лотерей.
Статья 7 Федерального закона «О лотереях» предписывает организатору стимулирующей лотереи за двадцать дней направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления уведомление о проведении стимулирующей лотереи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2004 года No 338 «О мерах по реализации Федерального закона «О лотереях» установлено, что Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющей следующие функции:
- выдача разрешений на проведение всероссийских лотерей;
- рассмотрение уведомлений ор проведении стимулирующих лотерей;
- ведение единого государственного реестра лотерей и государственного реестра всероссийских лотерей;
- контроль за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.
Таким образом, если организатор стимулирующей лотереи решил проводить всероссийскую стимулирующую лотерею, то уведомление стоит отправлять в Федеральную налоговую службу Российской Федерации, а вот если региональную стимулирующую лотерею или муниципальную стимулирующую лотерею, то уведомление о проведении стимулирующей лотереи необходимо посылать в уполномоченный орган исполнительной власти в соответствующем регионе.
Поэтому перед тем как направить уведомление о стимулирующей лотерее, стоит сначала выяснить какой орган исполнительной власти в соответствующем регионе занимается стимулирующими лотереями.
Данные о всех проводимых на территории Российской Федерации лотереях можно увидеть на сайте Министерства Финансов Российской Федерации в рубрике «выпуск ценных бумаг» (http://www.minfin.ru/vcb/lot.htm).
Уведомление о проведении стимулирующей лотереи в обязательном порядке должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи.
Нужно заметить, что уведомление необходимо оформить в письменном печатном виде в произвольной форме. Законодатель в данном случае не устанавливает специальных форм для уведомления о стимулирующей лотереи, его интересует содержательная часть уведомления.
К уведомлению необходимо приложить следующие документы:
1. условия стимулирующей лотереи;
2. описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;
3. описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;
4. описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;
5. описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;
6. засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи;
7. порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
В данном случае законодатель выделяет условия стимулирующей лотереи от всего остального. Однако, как мне представляется, пункты со второго по седьмой входят в понятие «условия» лотереи. Мое знакомство с уведомлениями разных компаний убедило в том, что удобнее и содержательнее уведомление оформлять в виде таблицы, в которой отдельными строками выделяются указанные выше пункты.
Условия стимулирующей лотереи, исходя из статьи 9 Федерального закона «О лотереях», включают в себя:
1. наименование стимулирующей лотереи, если оно имеется;
2. указание на способ проведения стимулирующей лотереи и территорию ее проведения;
3. наименование организатора стимулирующей лотереи с указанием его юридического и почтового адресов, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика и сведений об открытии счетов в кредитной организации;
4. сроки проведения стимулирующей лотереи;
5. права и обязанности участников стимулирующей лотереи;
6. порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей;
7. порядок и сроки получения выигрышей;
8. порядок информирования участников стимулирующей лотереи об условиях этой лотереи.
5) После того, как организатор оформил уведомление о проведении стимулирующей лотереи в соответствии с указаниями Федерального закона «О лотереях», уведомление направляется в уполномоченный орган. Однако в течение пятнадцати дней можно получить отказ в проведении стимулирующей лотереи по следующим основаниям:
1. представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом «О лотереях»;
2. несоответствие представленных документов требованиям Федерального закона «О лотереях»;
3. представление недостоверных сведений;
4. наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.
Спорным представляется последний пункт, связанный с уплатой налогов и сборов. Как может влиять уплата налогов и боров на проведение стимулирующей лотереи остается пока тайной. Но такова воля законодателя.
Исходя из своего опыта, хочу заметить, что организатор перед тем как посылать уведомление должен получить справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам, поскольку в отсутствии этой справки шансы получить отказ резко повышаются!
6) В статье 16 Федерального закона «О лотереях» говорится о порядке и содержании договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником. Такой договор должен быть заключен на безвозмездной основе, причем оферта (предложение на заключение договора) должна сопровождаться изложением условий лотереи.
В нашем случае офертой будут объявления, плакаты, листовки, реклама в средствах массовой информации организатора стимулирующей лотереи о розыгрыше призового фонда.
Также организатор стимулирующей лотереи может обусловить заключение договора на участие в стимулирующей лотерее совершением ее участником определенных действий, предусмотренных условиями такой лотереи.
В силу того, что действия никаким образом не ограничиваются, то к ним можно отнести все что угодно, например, выигрыш определенной суммы на игровом автомате.
Что касается призового фонда, то в случае проведения стимулирующей лотереи, в которой призовой фонд определен в натуре, необязательно указывать денежный эквивалент этого призового фонда.
При проведении стимулирующей лотереи организатор должен знать, что в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О лотереях» участник лотереи вправе требовать получения информации о лотереи в соответствии с ее условиями, а признанный выигравшим участник лотереи - выплату, передачи или предоставления выигрыша на основании лотерейного билета.
Данная позиция закрепляется в письме Минфина РФ от 30 июля 2004 г. N 05-03-11/03, в котором говорится, что в целях предупреждения обмана участник лотереи имеет право проверить у организатора лотереи наличия разрешения уполномоченного органа либо выписки из реестра лотерей, содержащей сведения о проведении стимулирующей лотереи.
Непонятно, почему законодатель в качестве основания к выплате указывает лотерейный билет, ведь, как уже было установлено, лотерея может проводиться и без распространения лотерейных билетов.
Более того, владелец выигрышного лотерейного билета вправе обратиться в суд в случае задержки выплаты, передачи или предоставления выигрыша либо не выплаты, не передачи или не предоставления выигрыша организатором лотереи.
В данном контексте уместно обратиться к пункту 4 статьи 1063 Гражданского кодекса Российской федерации, в которой установлено правило, что лицам, которые в соответствии с условиями проведения лотереи, тотализатора или иных игр признаются выигравшими, должен быть выплачен организатором игр выигрыш в предусмотренных условиями проведения игр размере, форме (денежной или в натуре) и срок, а если срок в этих условиях не указан, не позднее десяти дней с момента определения результатов игр.
Также, организатор стимулирующей лотереи не вправе разглашать персональные данные владельца выигрышного лотерейного билета. Разгласить персональные данные возможно сделать только с разрешения самого участника. Из этого правила есть исключение: персональные данные выигравшего участника лотереи можно разгласить третьим лицам в случаях предусмотренных действующим российским законодательством. Применительно к стимулирующим лотереям разглашение сведений выигравшего участника лотереи можно осуществить в некоторых случаях. Самыми распространенными случаями являются:
1. уведомление комитета по финансовому мониторингу Российской Федерации, если организатор стимулирующей лотереи предоставил выигрыш в виде денежных средств выигравшему участнику лотереи на сумму свыше 600.000 рублей (подпункт 6 пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изменениями от 25 июля, 30 октября 2002 г., 28 июля 2004 г.);
2. в случае подачи сведений о налогоплательщике по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган в порядке, предусмотренном Главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации (если, конечно, организатор стимулирующей лотереи решит, что является налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц в отношениях, связанных с предоставлением выигрышей в лотерею);
7) Не стоит организатору стимулирующей лотереи забывать и том, что в соответствии с пунктом 8 статьи 20 Федерального закона «О лотереях» он должен хранить протоколы тиражных комиссий в течение пяти лет.
8) Абсурдным представляется правило, предусмотренное в статье 23 Федерального закона «О лотереях», которое обязывает организатора любой лотереи проводить обязательную ежегодную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности. Одно дело компания, которая проводит масштабную рекламную акцию, в ходе которой разыгрывает большое количество призов. Другое - небольшая организация решила разыграть недорогие призы в качестве стимуляции клиентов. Никаких различий между такими несопоставимыми мероприятиями Федеральный закон «О лотереях» не содержит. В такой ситуации небольшой организации проведение аудиторской проверки будет экономически нецелесообразно. Экономическая нецелесообразность прежде всего связана с рыночными ценами на проведение аудиторских проверок.
Хочется обратить внимание на тот факт, что каких-либо санкций за не проведение ежегодных обязательных аудиторских проверок организатором стимулирующей лотереи ни один федеральный нормативный акт не предусматривает.
Более того, выяснить это обстоятельство налоговому инспектору в процессе проверки организации представляется кране сложным и, практически, нереальным.
9) Теперь попытаемся разобраться в порядке отчетности, поскольку уведомить о проведении стимулирующей лотереи пол дела, нужно еще и отчитаться.
Содержание и основная цель Федерального закона «О лотереях» заключается в том, чтобы обеспечить уполномоченному государственному органу исполнительной власти на территории Российской Федерации надзор и контроль за проводимыми лотереями. Данное заключение подтверждается также правилом, предусмотренным в статье 21 Федерального закона «О лотереях», согласно которому организатор лотереи обязан предоставлять сведения о проводимых лотереях.
Во исполнение Федерального закона «О лотереях» и Постановления Правительства от 5 июля 2004 года No 338 Министерство финансов Российской Федерации издало Приказ от 9 августа 2004 года No 65н «Об утверждении форм и сроков предоставления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей», в котором утвердила форму и сроки предоставления отчетности о стимулирующей лотереи и правила проведения стимулирующей лотереи.
Однако на основании решения Верховного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. N ГКПИ 04-1436, согласно которому представление квартальной формы отчетности о проведении негосударственной лотереи до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом не соответствует действующему законодательству о бухгалтерском учете, Минфин РФ приказом от 15 марта 2005 года No 39н изменил сроки предоставления квартальной отчетности.
В предлагаемой форме отчетности предусмотрено тринадцать показателей, по которым организатору лотереи надлежит отчитаться. К ним относятся количество и общая сумма изготовленных лотерейных билетов или иных носителей информации, сформированный и фактически выплаченный призовой фонд, количество и сумма невостребованных выигрышей, средства об опубликованных в СМИ итогов проведения лотереи, информация о составе тиражной комиссии и другое.
Примечательно, что в перечень не включены сведения о паспортных данных участников лотереи, что позволяет организатору лотереи эти данные не требовать с участников, а в дальнейшем аргументировано объяснять этот факт налоговым проверяющим.
Срок представления квартальной отчетности устанавливается в течение 30 дней по окончании квартала, а срок представления годовой отчетности - до 25 апреля года, следующего за отчетным годом.
Особое внимание стоит уделить правилам проведения стимулирующей лотереи, изложенным в указанном Приказе Минфина РФ. Помимо положений, предусмотренных в Федеральном законе «О лотереях», в правилах оговаривается, что в случае непредставления организатором лотереи справки об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов вместе с уведомлением о проведении стимулирующей лотереи Федеральная налоговая служба или ее соответствующие территориальные органы могут самостоятельно обратиться в соответствующий налоговый орган с запросом о наличии или об отсутствии у организатора стимулирующей лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.
После получения уведомления о проведении стимулирующей лотереи Федеральная налоговая служба или ее соответствующие территориальные органы в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления вносят в соответствующий реестр лотерей информацию о проведении стимулирующей лотереи с присвоением лотереи государственного регистрационного номера или принимают решение о запрете проведения стимулирующей лотереи.
Информацию о внесении в соответствующий реестр лотерей записи о проведении стимулирующей лотереи и присвоении лотереи государственного регистрационного номера направляется (вручается) в письменной форме по просьбе организатора лотереи.
После регистрации стимулирующей лотереи в государственном реестре Федеральная налоговая служба или ее соответствующие территориальные органы вправе с целью контроля за проведением лотереи проводить плановые и внеплановые проверки организатора лотереи на предмет соответствия лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации, а также направить своих представителей для работы в составе тиражной комиссии.
Хочу обратить внимание, что предусмотренное в Приказе Минфина право Федеральной налоговой службы или ее соответствующих территориальных органов направить своих представителей в состав тиражных комиссий стимулирующих лотерей противоречит пункту 3 статьи 18 Федерального закона «О лотереях».
В случае, если к организатору стимулирующей лотереи придут проверяющие из указанных выше государственных органов исполнительной власти, он смело может им отказать, сославшись на Федеральный закон, который имеет большую юридическую силу нежели Приказ Минфина.
При обнаружении в действиях организатора стимулирующей лотереи нарушений в порядке ее проведения проверяющие вправе обратиться в суд с заявлением об отзыве действия стимулирующей лотереи с одновременным вынесением решения о приостановлении действия стимулирующей лотереи до вступления в силу решения суда в законную силу.
Данное правило дает право проверяющим сначала приостановить действие стимулирующей лотереи, а потом обратиться в суд. Если учесть, что судопроизводство в России достаточно долгосрочный процесс, то данное право может доставить организатору стимулирующей лотереи массу проблем.
10) Актуальными на сегодняшний день являются вопросы, связанные с порядком исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, установленный в Главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Позиция департамента налоговой политики Минфина РФ до 23 декабря 2004 года была выражена в письме от 23 марта 2001 года No 04-04-06/124, согласно которой организатор лотереи в соответствии с пунктом 1 статьи 24 и пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации является налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц с выигрышей в лотерею. Такая же позиция изложена в Письме МНС РФ от 2 июля 2004 г. N 22-1-15/1134.
Между тем, в письме от 23 декабря 2004 г. N 03-05-01-04/124 Минфин РФ указал на то, что организатор стимулирующей лотереи не является налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц с лотерей и требования статьи 230 Налогового кодекса РФ к организаторам лотерей не применяются!
В соответствии с пунктом 2 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление сумм и уплата налога налоговыми агентами производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налогов осуществляется в соответствии со статьями 214.1, 227, 228 Налогового кодекса Российской Федерации с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Порядок налогообложения физических лиц, получающих выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), исходя из сумм таких выигрышей, определен в статье 228 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно данной статье исчисление и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно налогоплательщики физические лица, получившие такие выигрыши в порядке, установленном статьей 225 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, организации, проводящие лотереи, не являются налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц по отношению к физическим лицам, получившим выигрыши в лотерею. Такие организации не обязаны вести первичные учетные документы по учету доходов физических лиц, получающих выигрыши, предоставлять соответствующие сведения в налоговую инспекцию, равно как исчислять и перечислять налог на доходы физических лиц в соответствующий бюджет.
Даная позиция подтверждается в Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 апреля 2004 года по делу No Ф09-1526/04АК, а также в Постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 июля 2004 года No А17-1060/5.