Проблемы налогообложения кредитных организаций
банковского типа в Российской Федерации
Актуальность темы исследования. Значительную долю в
налоговых доходах государства составляют поступления от кредитных организаций
банковского типа. Взимание налогов с кредитных организаций банковского типа как
и с других налогоплательщиков регулируется нормами налогового права. Современное
налоговое право, история которого начинается с конца 1991 года, находится в
стадии становления. Это относится и к законодательству о налогообложении
кредитных организаций, характерными чертами которого являются:
- Обилие нормативных актов, часто противоречащих друг другу;
- Запутанность терминологии;
- Несогласованность с другими нормами, регулирующими деятельность кредитных
организаций;
- Перегруженность сложной (не всегда понятной даже для опытного бухгалтера)
учетной терминологией.
Для налогообложения кредитных организаций в наибольшей степени характерны
нестабильность правового регулирования, постоянные изменения правил исчисления и
уплаты налогов.
Налогообложение кредитных организаций банковского типа –
проблема чрезвычайно сложная, поскольку они не только крупные налогоплательщики,
но и экономические субъекты, платежеспособность которых имеет большое
общественное значение.
С банковских счетов хозяйствующие субъекты в
безналичном порядке рассчитываются за купленные товары, произведенные работы,
оказанные услуги, осуществляют платежи в бюджет;
На банковских счетах
находятся безналичные денежные средства предприятий и организаций, с банковских
счетов осуществляется выплата заработной платы;
Банки осуществляют
кредитование организаций и населения;
В банках находятся вклады
граждан.
Кредитные организации осуществляют исчисление и уплату налогов,
установленных действующим законодательством Российской Федерации в рамках
налоговых правоотношений.
По проблемам налогового права защищены кандидатские
диссертации Пепеляевым С.Г., Ивлиевой М.Ф, Покачаловой Е.В., Казаковым В.В.,
Орловым М.Ю. В юридической литературе основное внимание уделено общим положениям
налогового права, вопросам ответственности за нарушение налогового
законодательства. Проблемам правового регулирования исчисления и уплаты налогов
в бюджет уделено сравнительно меньшее внимание.
Недостаточная проработка
проблемы налогообложения кредитных организаций банковского типа с юридических
позиций, что отрицательно сказывается на развитии законодательства о
налогообложении банков и на практике его применения.
Основная цель и
задачи настоящего исследования состоят в анализе с позиций науки финансового
права, действующего законодательства о налогообложении кредитных организаций и
практики его применения, разработке предложений по совершенствованию
законодательной базы налогообложения кредитных организаций банковского
типа.
В любой налоговой системе банки всегда занимают особое положение. Это
обусловлено тем, что во взаимоотношениях с налоговыми органами банки выступают в
трех действующих лицах:
во-первых, непосредственно как самостоятельные
налогоплательщики;
во-вторых, как посредник между государством и
налогоплательщиками, через которого осуществляют финансово-хозяйственные
операции другие налогоплательщики (предприятия, организации, граждане) и который
в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в
том числе необходимую информацию для проверки правильности исчисления и
своевременности уплаты налогов в бюджет;
наконец, в третьих, как налоговые
агенты (в части исчисления, удержания налогов из денежных средств, выплачиваемых
налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет).
Считаю необходимым
отметить, что в Налоговом Кодексе РФ в качестве специфических самостоятельных
участников налоговых отношений, банки и кредитные учреждения прямо не выделены.
Однако Налоговый Кодекс в отдельных статьях устанавливает статус, права и
обязанности коммерческих банков, что фактически определяет их важнейшую роль в
отечественной налоговой системе.
Налогообложение представляет собой, прежде
всего, систему налогов, которая базируется в России на тех же принципах
построения, что и налоговые системы экономически развитых стран Запада. В
системе налогов установлены: налогоплательщики (субъекты налогообложения),
объекты и источники налогов, единицы налогообложения, определена налоговая
ставка (норма налогового обложения), сроки уплаты налогов в бюджет или
внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад (сумма налогового
поступления). Основными объектами налогообложения служат: доходы (прибыль),
стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными
бумагами, имущество, добавленная стоимость услуг и т.д.
По опыту западных
стран банки рассматриваются как опора налоговой системы, поскольку они являются
участниками следующих отношений:
- через них ведутся расчеты налогоплательщиков с налоговым ведомством;
- в определенных ситуациях они выступают в роли налоговых агентов,
собирающих налоги и перечисляющих их в казну;
- они служат источником информации о налогоплательщиках и
их
хозяйственной деятельности;
- создают новые финансовые технологии, обеспечивающие повышенный уровень
контроля над денежными потоками в стране[1].
Система налогообложения коммерческих банков включала в себя в различные
периоды времени следующие основные налоги и обязательные отчисления
[2]:
Налог на доходы банков.
Налог на
прибыль.
Налог на имущество.
Налог на добавленную стоимость.
Налоги в
дорожные фонды:
Налог на пользователей автодорог.
Налог с владельцев
транспортных средств.
Налог на приобретение автотранспортных
средств.
Налог на дивиденды и доходы от участия в совместных
предприятиях.
Налог на операции с ценными бумагами.
Налог на покупку
иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в
инвалюте.
Налог на рекламу.
Налог на содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы.
Отчисления в Пенсионный фонд.
Отчисления в
Фонд социального страхования.
Отчисления в Фонд обязательного медицинского
страхования.
Отчисления в Фонд занятости населения.
Исследование
экономических оснований временных налогов и их основных характеристик позволяет
произвести следующую систематизацию объектов налогообложения у коммерческого
банка (таблица № 1).
Таблица № 1
Объекты налогообложения коммерческого
банка
Вид налога
|
База налогообложения
|
Объект налогообложения |
Доходы банка |
Налог на имущество
|
Среднегодовая стоимость имущества
|
Сумма остатков по счетам: "Основные средства банков" "Основные
средства, переданные в пользование организациям банков" "Лизинговые
операции" "Нематериальные активы" "Хозяйственные
материалы" "МБП"
"Расходы будущих периодов"
|
Налог на прибыль
|
Валовая прибыль
|
Валовая прибыль. 1. Сумма прибыли (убытка) от реализации
банковских услуг, имущества банков: - суммы начисленных и полученных
процентов по кредитным ресурсам; - комиссионные за банковские
операции; - доходы по операциям с ценными бумагами на фондовом
рынке; - доходы, полученные банком от проведения форфейтинговых,
факторинговых, доверительных (трастовых) операций; - доходы от операций
с иностранной валютой, драгоценными металлами; - излишки кассы
банка; - прочие доходы. 2. Доходы от внереализационных
операций, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям: -
дивиденды и проценты по ценным бумагам, доходы, полученные от долевого
участия; - положительные курсовые разницы по операциямбанка в
иностранной валюте; - доходы от реализации банком объектов залога;
прибыль банка прошлых лет, выявленная в отчетном году; - доходы от
возмещения причиненных банку убытков, включая выплаты, связанные со
страхованием кредитных рисков;
- доходы от реализации принадлежащих банку основных средств и иного
имущества.
|
Налог на добавленную стоимость
|
Оборот по реализации оказанных услуг
|
1. В том числе:
- услуги по транспортировке наличных денег;
- услуги по хранению документов и ценностей;
- услуги по сдаче в аренду имущества;
- услуги связи, за исключением тех, которые необходимы для
осуществления операций по счетам клиентов;
- услуги по повышению квалификации кадров;
- выдача гарантий и обязательств за третьих лиц;
- форфейтинговые, факторинговые и трастовые операции;
- услуги населению (предоставление сейфов, прием
на хранение ценных
бумаг);
- реализация предметов залога и др;
- средства от взимания штрафов, пени, неустоек (за
исключением
операций по кредитному договору, а также по договорам расчетного и
кассового обслуживания).
2. Товары, ввозимые на территорию РФ: - обороты по покупке
импортных товаров (таможенная стоимость + импортная стоимость +
акцизы).
|
Налог на пользователей автодорог
|
Валовые доходы
|
Выручка от реализации банковских услуг и другие
доходы.
|
Налог с владельцев транспортных средств
|
Технические характеристики транспортных средств
|
Мощность мотора автотранспортных средств, принадлежащих
банку.
|
Налог на операции с ценными бумагами
|
Номинал эмиссии
|
Номинальная сумма выпуска ценных бумаг.
|
Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной
сферы
|
Валовые доходы
|
Выручка от реализации банковских услуг.
|
Расходы банка
|
Налог на приобретение автотранспортных средств
|
Цена приобретения (без налога на добавленную стоимость и акцизов)
автотранспортных средств.
|
Продажная цена автотранспортных средств (без налога на добавленную
стоимость и акцизов).
|
Сбор со сделок по купле-продаже иностранной валюты
|
Расходы
|
Сумма сделок в рублях по купле-продаже.
|
Целевые сборы на благоустройство территорий, на нужды
образования
|
Расходы
|
Годовой фонд заработной платы, рассчитанный исходя из размера
ММОТ.
|
Земельный налог
|
Нормативная стоимость земли
|
Право владения землей.
|
Отчисления в Пенсионный фонд
|
Расходы
|
Фонд оплаты труда, начисленный по всем
основаниям.
|
Отчисления в Фонд социального страхования
|
Расходы
|
Фонд оплаты труда, начисленный по всем
основаниям.
|
Отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования
|
Расходы
|
Фонд оплаты труда, начисленный по всем основаниям.
|
Отчисления в Фонд занятости населения
|
Расходы
|
Фонд оплаты труда, начисленный по всем основаниям.
|
Таким образом, базой налогообложения являются как доходы и прибыль
банка, так и расходы банка, а также обороты по реализации услуг. Иными словами,
система налогообложения носит комплексный характер и опирается на
социально-экономические свойства, факторы и источники банковского продукта. В
процессе его становления и развития складывается и система налогообложения.
Существующая система налогообложения банков сложилась в 1992 году и существует
по настоящее время. Это относится к налогу на прибыль банка.
Налог на доходы
банка в 1991 -1993 гг.
Налог на прибыль банка с 1 января 1994 г.
Введение в действие главы 25 Налогового кодекса ФЗ №110 от 06.08.2001
В
соответствии с Законом РСФСР "О налогообложении доходов банков" от 12 декабря
1991 г. все коммерческие банки и специальные банки и их филиалы, имеющие
отдельный баланс, иностранные банки и банки с участием иностранного капитала,
филиалы банков-нерезидентов и кредитные учреждения, получившие лицензию
Центрального банка на осуществление отдельных банковских операций, являлись
плательщиками налога на доходы в период до 1 января 1994 г.
Объектами
налогообложения в 1992-1993 гг. являлись доходы банка без учета полученного в
установленном порядке налога на добавленную стоимость.
Ставки налога на
доходы банка за период 1992-1993 гг. определены Законом о налогообложении
доходов банков, и в общем случае налог уплачивался по ставке 30%. Понижающая
ставка налога на доходы в размере 20% уплачивалась банками, осуществляющими
кредитные вложения в фермерские (крестьянские) хозяйства, колхозы, совхозы,
другие сельскохозяйственные предприятия и организации агропромышленного
комплекса, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию в
объеме не менее 50% от общей суммы кредитных вложений банка.
Доходы,
получаемые от долевого участия в деятельности других банков и предприятий,
дивиденды по акциям и проценты по облигациям и другим ценным бумагам,
принадлежащим банку, облагались по ставке 18% у источника выплаты.
Указом
Президента РФ "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях
бюджетов различных уровней" № 2270 от 22.12.93г. с 01.01.94 г. для банков ставка
налога на прибыль, зачисляемая в бюджеты субъектов Российской Федерации,
определена в размере не более 30 %
[3].
Этим же Указом был отменен ранее действующий порядок
налогообложения доходов банков и кредитных учреждений; их налогообложение начало
производиться в порядке и на условиях, определенных Законом Российской Федерации
"О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Разница налогообложения
заключалась в том, что при налогообложении доходов в затраты, уменьшающие
налогооблагаемую прибыль, не включались расходы по фонду заработной платы. При
этом ставки налогообложения прибыли были для банков установлены выше, чем для
других хозяйствующих субъектов: 43% (13% в федеральный и не более 30% в местные
бюджеты).
Законом РСФСР "О налоге на добавленную стоимость" от 6 декабря 1991
г. введен налог на добавленную стоимость, представляющий собой форму изъятия в
бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и
определяемой как разница между стоимостью товаров, работ и услуг и стоимостью
материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
В
соответствии с этим Законом облагались все операции, за исключением перечня
основных банковских операций, указанных в Законе "О налоге на добавленную
стоимость"
[4].
В 1992 г. налог на
добавленную стоимость уплачивается в размере 28%. С вступлением в законную силу
Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (в редакции от 3
февраля 1996 г.) начинается новый этап уплаты налога на добавленную
стоимость.
Согласно этому Закону облагаются налогом на добавленную стоимость
все операции коммерческих банков, за исключением операций, поименованных в
данном Законе "О банках и банковской деятельности в РСФСР"
[5].
Инструкцией № 39 "О порядке исчисления и уплаты
налога на добавленную стоимость" предусмотрено три метода исчисления налога на
добавленную стоимость банками. Использование того или иного метода
банк-налогоплательщик выбирает самостоятельно и отражает в учетной политике
банка
[6].
История налога на имущество
по отношению к коммерческим банкам в российском законодательстве отличается
высоким динамизмом и радикальным характером изменений. С принятием в декабре
1992 г. Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы
Российской Федерации о налогах" из налогооблагаемой базы были удалены все
привлеченные средства, составляющие большую часть баланса
[7].
Таким образом, в налогооблагаемую базу принимались
только собственные средства и имущество банка.
Первоначально Законом
устанавливалась максимально возможная ставка налога в размере 0,5% от
налогооблагаемой базы. Однако позже были внесены изменения, и максимальная
ставка была установлена на уровне 1%.
Таким образом, до 1999 г. налог на
имущество взимался на основании Закона Российской Федерации "О налоге на
имущество предприятий" от 13 декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями.
С
принятием первой части Налогового кодекса налог взимается на основании понятия и
характеристик имущества, содержащихся в Гражданском кодексе
[8]. При этом необходимо отметить, что в целях
налогообложения под имуществом понимаются только те объекты гражданских прав,
которые относятся к имуществу.
На различных этапах становления системы
налогообложения кредитных организаций банковского типа вводились и отменялись
различные налоги: специальный налог, транспортный налог, налог на
сверхнормативные расходы на оплату труда. В отличие от ст. 5 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в качестве
объекта не указана добавленная стоимость. Это снимает существенный спор о том,
что является объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость. Дело в
том, что согласно ст. 3 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную
стоимость" объектом обложения налога на добавленную стоимость являются обороты
по реализации товаров, работ, услуг
[9].
Еще одним фактором, определяющим новый этап
налогообложения, является то, что в Налоговом кодексе дано понятие услуги как
объекта налогообложения. Услугой для целей налогообложения признается
деятельность, результаты которой не имеют материального выражения и потребляются
в процессе осуществления этой деятельности
[10].
Исследовав систему налогообложения коммерческих банков и исторические этапы
ее развития, можно сделать следующие выводы:
- во-первых, система налогов в России базируется на тех же принципах
построения, что и налоговые системы развитых стран Запада;
- во-вторых, система налогообложения коммерческих банков носит комплексный
характер и имеет широкий круг объектов налогообложения;
- в-третьих, основным видом налога для коммерческих банков является
налогообложение прироста капитала в виде налога на прибыль. Становление этого
налога можно подразделить на три этапа:
- налог на доходы в 1991 -1993 гг.;
- налог на прибыль с 1 января 1994 г.;
- налог на прибыль организаций с 1 января 2002 года (Глава 25 НК РФ).
Для современной практики налогообложения коммерческих банков в развитых
странах мира характерны следующие особенности:
низкая удельная доля налогов в
доходах бюджета, уплачиваемых предприятиями (в т.ч. банками);
применение
единого налога на прибыль для предприятий и банков;
полное или частичное
освобождение от обложения подоходным налогом и налогом на прибыль процентов по
займам, полученным физическими и юридическими лицами.
Традиционно
корпорационный налог и прочие налоги на прибыль компаний, включающие все виды
обложения прибыли компаний на центральном и местном уровнях и основанные на
изъятии по определенным ставкам чистой облагаемой прибыли, рассматриваются как
основная форма налогового изъятия.
Сравнение налогообложения банков в РФ с
мировой практикой показывает много общего. В США, например, налогооблагаемая
база при взимании с кредитных учреждений налога на доходы корпораций
определяется по схожей методике. Под налогами на доходы корпораций
подразумеваются и налоги на доходы банков.
Особенностью в области
налогообложения является применение одного корпорационного налога - общего для
банков и предприятий. Возможность применения единого налога объясняется
использованием общих принципов для расчета налога на прибыль компаний и банков.
В первую очередь, это относится к системе вычетов из выручки, применяемой для
расчета налогооблагаемой базы. Основными вычетами по корпорационному налогу
являются: заработная плата работников, расходы на ремонт, безнадежные долги,
рентные платежи, уплаченные налоги (региональные и местные), проценты за кредит,
амортизация, расходы на рекламу, взносы в пенсионные фонды, убытки от стихийных
бедствий, благотворительные взносы и др. Из них наибольшее значение
имеют:
амортизационные отчисления. Главной задачей амортизационных
отчислений является обеспечение полной замены капитальных активов по истечении
срока их жизни, рассчитанного с учетом физического и морального износа. В целях
ускорения процесса обновления оборудования в 80-х годах в США (исходя из
соображений технического, экономического и финансового характера) применялся
метод неравномерного списания, в соответствии с которым наибольшая доля
стоимости оборудования списывалась в первый год - это стимулировало полную
модернизацию оборудования вместо частичной замены исходя из критериев износа.
расходы на создание резервов и фондов. Кроме амортизационных
отчислений в издержки включаются вычеты на создание целого ряда резервов и
фондов: на обесценение запасов, на сомнительных должников, на будущие убытки и
т.д., всего более 15-25 видов вычетов. Наиболее широкое применение резервные
фонды получили в Германии. Резервные фонды в Германии создаются с целью
компенсации: инфляционного роста цен на сырье, материалы, энергию; средств,
полученных компанией в результате изменения оценочной стоимости имущества. Это
касается отчислений на случай возникновения непредвиденных финансовых
обязательств, убытков и т.п., а также отчислений в пенсионные фонды, которые
находятся в долгосрочном пользовании компаний и фактически представляют
долгосрочное вложение резервного капитала. Рост отчислений в резервные фонды
ведет к уменьшению размеров облагаемой прибыли.
расходы на покрытие
убытков. В случае появления операционных убытков большинство стран
предоставляет возможность уменьшить налогооблагаемую прибыль как за последующие
периоды, так и за предшествующие. Например, в США после реформы 1986 г.
операционные убытки могут быть распределены на три предшествующие года и
пятнадцать последующих. В отношении косвенных налогов для большинства стран
характерно освобождение от налогообложения банковских, страховых и финансовых
услуг. Однако, как уже было сказано, налоговое регулирование банковской
деятельности включает в себя и налогообложение клиентов (граждан и
компаний).
На доходы в пределах от 100 до 335 тыс. установлен дополнительный
сбор в размере 5%. Из чистого дохода вычитаются налоги штатов и местных органов
власти, 100% дивидендов от находящихся в полной собственности местных дочерних
компаний, 70-80% дивидендов, полученных от участия в деятельности местных
корпораций, проценты, полученные по ценным бумагам, эмитированным местными
органами власти и штатами, взносы в благотворительные фонды
[11]. Важная особенность налогообложения американских
банков - альтернативный минимальный налог, введенный в 1986 г. Он взимается в
размере 20% (вместо трех действующих ставок налога на прибыль корпораций -15%,
25% и 34%) к сумме, состоящей из двух компонентов: обычного облагаемого дохода,
увеличенного на сумму налоговых льгот и половины суммы превышения дохода над
облагаемым доходом с учетом налоговых льгот. При этом, если сумма
альтернативного налога выше суммы обычного налога, то взимается большая
сумма.
Помимо федерального налога на прибыль банков, штаты в пределах своей
юрисдикции устанавливают налог на прибыль банков. Наиболее низкие ставки налога
в штатах Миссисипи - от 3% до 5%, Юта - 5%. В некоторых штатах вместо налога на
прибыль предусмотрена лицензия, за которую надо платить, в других - действуют
специальные правила налогообложения банковской деятельности, в третьих -
разработаны специальные налоги. Так, в штате Техас банки уплачивают налог на
владение недвижимостью, а также налог на акции банков. Налог на акции взимается
с разницы в денежном выражении стоимости акций и пропорциональной стоимости,
принадлежащей банку недвижимости, приходящейся на одну акцию
[12].
Основная ставка налога во Франции в настоящее
время равна 18,6%. Стоимость услуг, оказываемых банковскими учреждениями,
облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 18,6%, однако существует
перечень услуг, которые не являются объектом налогообложения.
В
Великобритании налог на добавленную стоимость был введен в апреле 1973 г.,
вскоре после того, как Соединенное Королевство вступило в ЕС. Включение налога
на добавленную стоимость в налоговую систему преследовало две основные цели:
во-первых, максимально возможное расширение налогооблагаемой базы (налог на
добавленную стоимость охватывает почти все коммерческие сделки, включая сделки
благотворительных обществ, которые обычно освобождаются от уплаты налогов);
во-вторых, гармонизация налоговых систем Соединенного Королевства и других
стран-членов ЕС.
Первоначально ставка была равна 10%; сейчас в этой стране
существуют две ставки налога: стандартная - 15% и льготная - 0%. Стандартная
ставка может быть изменена актом о финансах, ежегодно принимаемым парламентом.
Кроме того, через механизм делегирования законодательства Казначейство в
определенных случаях вправе изменить ставку налога на добавленную стоимость на
25% от существующей.
Нулевая ставка означает, что товар подпадает под
обложение налога на добавленную стоимость, но налоговый оклад рассчитывается по
ставке 0%. Экономический смысл этой льготы заключается в том, что лицо,
реализующее продукцию (услуги), имеет право зарегистрироваться как
налогоплательщик и потребовать возврата уплаченных сумм налога на добавленную
стоимость из бюджета.
Перечень товаров и услуг, облагаемых по нулевой ставке,
содержится в Законе о налоге на добавленную стоимость от 1983 г. Кроме всего
прочего в этом перечне указаны банковские услуги.
От товаров, облагаемых по
нулевой ставке, следует отличать товары, освобожденные от уплаты налога на
добавленную стоимость, так как в этом случае лицо, занимающееся производством
или сбытом таких товаров, не может зарегистрироваться в качестве
налогоплательщика и не может рассчитывать на возврат уже оплаченных сумм налога
на добавленную стоимость.
Представляется целесообразным изыскать возможность
применения такого положения в российской практике в отношении ряда субъектов
хозяйствования, объем поступлений от которых очень незначителен в связи с
небольшими оборотами или же ввиду объективных трудностей, возникающих при
определении добавленной стоимости. К числу последних относятся, по нашему
мнению, и коммерческие банки.
Подоходный налог, взимаемый с юридических лиц,
во многом аналогичен налогу на прибыль предприятий, действующему в РФ.
Налогообложению подлежит чистая прибыль, которая определяется с учетом сальдо
всех операций, осуществляемых данным плательщиком. Общая ставка налога
составляет 34%, для отдельных видов деятельности она установлена на уровне 42%,
а доходы, полученные от вложений в ценные бумаги, облагаются по
дифференцированным ставкам от 10% до 24% в зависимости от видов ценных бумаг,
эмитентов и т.д. Налогообложение прибыли, полученной от банковской деятельности,
имеет свои особенности, однако они очень незначительны.
В Германии налог на
доходы корпораций взимается с балансовой прибыли компании, причем ставка налога
на нераспределенную прибыль - 50%, а на прибыль, направленную на выплату
дивидендов, - 36%. Важной особенностью налогообложения банков является то, что
проценты, полученные за предоставленные кредиты, налогом на доходы корпораций не
облагаются
[13].
Важнейшие принципы
налогообложения Италии заложены в конституции Итальянской Республики. Прежде
всего в ней утвержден принцип, согласно которому исполнительные органы власти не
имеют права устанавливать налоги, вносить изменения в порядок их установления и
взимания. Такое право целиком и полностью принадлежит парламенту страны как
высшему законодательному органу власти. Вместе с тем парламент делегирует
правительству некоторые функции по изданию юридических актов и норм, касающихся
налогообложения.
Таким образом, основанием для налоговых изъятий являются
следующие нормативные акты:
- закон, одобренный обеими палатами парламента;
- законодательный декрет, изданный правительством (юридический
акт,
основанный на делегировании парламентом функций);
- декрет-закон, издаваемый правительством в чрезвычайных случаях.
Этот документ представляется для рассмотрения в парламент в течение 60 дней
после его принятия.
Другим важным принципом налогообложения является
зафиксированное в конституции положение о пропорциональности и прогрессивности
отчислений.
Важным является и тот факт, что проведение референдума по отмене
существующих налоговых законов признано конституцией незаконным, а также то, что
после утверждения парламентом государственного бюджета не могут быть внесены
изменения в действующее налоговое законодательство страны. Эти принципы
целесообразно использовать и в РФ для достижения стабильности в области
налогообложения как коммерческих банков, так и других субъектов.
Нормы
финансового права регулируют все налоговые поступления, существующие в Италии.
Большие изменения в налоговую систему были внесены реформой 1973 - 1974гг.,
которая приблизила ее к структуре налогообложения стран ЕЭС. Современная система
налогообложения Италии построена на 19 общих декретах, принятых в октябре 1972
г., и на декретах о прямых налогах, принятых в январе 1974 г. В июне 1994 г. был
принят Декрет об ответственности налоговых органов за качество консультаций,
которые даются налогоплательщикам. Среди крупных акций необходимо отметить
налоговую амнистию, проведенную в 1992 г. и охватившую период 1985-
1990гг.
Наибольший удельный вес в налоговых поступлениях составляют
подоходный налог с физических лиц и налог на добавленную стоимость, причем доля
налога на добавленную стоимость в объеме доходов государственного бюджета
составляет примерно 27%. Налог на добавленную стоимость является основным среди
косвенных налогов. Он был введен в Италии с 1 января 1973 г., заменив
существовавший ранее налог с оборота и более 20 акцизов
[14].
Расчет налогооблагаемой базы по налогу на
добавленную стоимость во многом аналогичен порядку, принятому в РФ (добавленная
стоимость рассчитывается как разница между выручкой, полученной от продажи
товаров и услуг за определенный период времени, и суммой, уплаченной поставщикам
сырья, материалов и т.п.).
Налог на добавленную стоимость является
пропорциональным налогом, хотя и с дифференцированными ставками. Сейчас в Италии
действует четыре ставки: минимальная - 4%, 9%, 13% и наиболее распространенная
-19%. По максимальной ставке облагаются и доходы от банковской деятельности.
Определение налогооблагаемой базы во многом схожей с методикой, принятой во
Франции.
Исследуя опыт налогообложения ведущих западноевропейских стран в
общем и налогообложение банков в частности, можно сделать вывод о том, что
налогообложение юридических лиц, в отличие от физических, приносит в бюджет
далеко не львиную долю доходов. Однако не следует забывать, что экономическая
ситуация в России не соответствует ситуации в вышеназванных странах. Сравнение
среднего уровня доходов, приходящихся на одного россиянина и жителя любой
западноевропейской страны, выходит за рамки рассматриваемой темы, однако даже
поверхностное изучение этого вопроса дает ясное представление о том, что
смещение тяжести налогового бремени на физических лиц в ближайшее время
недопустимо даже с точки зрения экономической целесообразности.
Опыт Франции
и Великобритании особенно интересен с точки зрения льготирования доходов по
целому ряду операций, в которых банки выступают как финансовые
посредники.
Порядок налогообложения доходов банков за рубежом во многом схож
с практикой взимания налогов в Российской Федерации. Однако при этом следует
учесть, что банковская система в РФ занимает более весомые позиции по сравнению
с другими станами. В нашей стране банки являются практически единственными
реальными инвесторами, чего нельзя сказать об иностранных банковских структурах.
Поэтому представляется необходимым в законодательном порядке ввести
специализированные льготы для банков, выступающих в роли
инвесторов.
Существующая на сегодняшний день расстановка акцентов в налоговой
системе Российской Федерации, при которой основные поступления в бюджет
приходятся на налог на прибыль предприятий и налог на добавленную стоимость,
может быть сохранена. Однако такое различие в построении налоговых систем РФ и
зарубежных стран должно быть учтено при использовании опыта налогообложения
коммерческих банков в западных странах.
Обобщая изложенное, сделаем краткие
выводы:
- в экономических отношениях рыночного хозяйства коммерческие банки имеют
особый статус и выполняют специфические общественные функции, которые
характеризуются двойственным характером:
- коммерческие банки, с одной стороны, сами имеют объекты налогообложения и
являются важнейшим налогоплательщиком;
- с другой стороны, по поручению государства обеспечивают процесс
налогообложения от предприятий и организаций в бюджет государственных органов
и получают от этого прибыль. Вместе с тем ведя самостоятельную коммерческую
деятельность, эти банки влияют на многие макроэкономические процессы.
- в совокупности экономических отношений между коммерческими банками и
государством особое место имеют налоговые отношения, которые являются
структурообразующим началом всей совокупности экономических отношений;
- коммерческие банки действуют в системе налогообложения, в которой заложен
социально-экономический механизм взыскания и движения налоговых средств;
- каждый коммерческой банк имеет мощную налоговую базу, в основе которой
лежит банковский продукт, характеризующий совокупность объектов
налогообложения как своих составных частей;
- практика перехода России к рыночным условиям хозяйствования показывает,
что ее налоговая система и система налогообложения сходна с аналогичными
системами стран с развитой рыночной экономикой;
- основным видом налогов и, соответственно, объектом налогообложения для
коммерческих банков является налогооблагаемый прирост капитала в виде налога
на прибыль.
В контексте общего анализа экономических отношений между коммерческими
банками и государством проведем более углубленные исследования действующей
системы налогообложения коммерческих банков с целью обоснования
практико-ориентированных методик по совершенствованию этой системы и этих
экономических отношений.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному,
можно говорить о том, что для большинства стран характерно низкое налоговое
бремя на банки, широкий перечень расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по
различным налогам, активное стимулирование государством инвестиционной
активности как самих банков, так и их клиентов.
Значительная часть из
перечисленных особенностей налогового регулирования в зарубежных странах либо
уже применяется в России. Из вышеперечисленного, на наш взгляд, целесообразно
России перенять опыт по использованию схем для избежания двойного
налогообложения дивидендов, а также по предоставлению вычета из полученных
доходов на сумму процентов по эмитированным ценным бумагам.
С другой
стороны, расширять перечень резервов, с нашей точки зрения, нецелесообразно,
т.к., как правило, резервы являются для банков одним из средств корректировки
налогооблагаемой базы, а не реальным средством страхования рисков. Необходимо
отметить, что в данном случае речь идет об ограничении расширения перечня
создаваемых резервов вообще, а не только относимых на себестоимость
продукции.
Формирование действующей налоговой системы привело к тому, что
коммерческие банки и другие кредитные учреждения как субъекты
предпринимательской деятельности уплачивают налог на прибыль; налог на
добавленную стоимость; налог на имущество; налог на операции с ценными бумагами;
налоги, зачисляемые в дорожные фонды; транспортный налог; ряд местных налогов,
среди которых выделяются земельный налог, налог на рекламу. Наибольшую
значимость и особенности исчисления кредитными организациями в Российской
Федерации имеют налог на прибыль банков, налог на добавленную стоимость и налог
на имущество банков.
При определении налогооблагаемой базы по налогу на
прибыль одной из самых серьезных проблем является право коммерческих банков и
иных кредитных учреждений уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы отчислений
в резервы на возможные потери по ссудам. Российские кредитные организации
работают в сложных условиях экономической нестабильности, с которой и связана
основная масса рисков. В такой ситуации создание резервов кредитных рисков после
определения налогооблагаемой базы не имеет смысла. Наоборот, возможность
отнесения сумм отчислений в резервы на расходы банков повысила бы устойчивость
отечественных коммерческих банков, что положительно сказалось бы на укреплении
банковской системы России в целом.
Анализ налогообложения коммерческих банков
и других кредитных учреждений в Российской Федерации позволяет сделать вывод о
необходимости детального изучения правовых основ банковской деятельности и
налогового права за рубежом. Банковский сектор не должен иметь каких-либо льгот
и привилегий по линии налогообложения. Вместе с тем, условия налогообложения в
отношении кредитных организаций не могут быть хуже, чем для других юридических
лиц. Принципиальное значение для кредитных организаций имеет адекватное
определение доходов, расходов, относимых на себестоимость банковских услуг и
налогооблагаемой базы.
Первоочередными, с точки зрения совершенствования
системы налогообложения кредитных организаций, являются следующие вопросы:
ставка налога на прибыль кредитных организаций должна быть установлена на
уровне ставки налога на прибыль для предприятий небанковского сектора;
из
состава доходов и расходов, учитываемых для целей налогообложения, необходимо
исключить переоценку средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных
капиталов кредитных организаций;
в состав резервов, принимаемых в расчет
налогооблагаемой базы по налогу на прибыль у кредитных организаций, должны
включаться все резервы, сформированные в соответствии с нормативными актами
Банка России под риски, вызванные добросовестными операциями и сделками;
к
расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль,
следует отнести затраты капитального характера по объектам производственного
назначения (имеющим непосредственное отношение к банковской деятельности), а
также расходы, связанные с организацией банком филиалов и представительств;
нематериальные активы следует отнести к объектам, имеющим отношение к
банковской деятельности, что позволит относить начисленный по ним износ к
расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг и в расчет
налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль;
отменить налог на
покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в
иностранной валюте, как непродуктивный и стимулирующий теневой бизнес.
Развитие банковского дела в России и совершенствование налоговой системы -
два параллельных и взаимосвязанных пути. С помощью государственного
регулирования налогообложения кредитных организаций, проявления стимулирующей
функции налогов можно достичь значительных успехов в уменьшении финансового
дисбаланса и стабилизации экономики.
Из конкретных направлений
совершенствования действующего механизма налогового регулирования можно выделить
следующие:
Расширение прав банков по созданию резервных фондов за счет
себестоимости. Это позволит банкам более активно проникать на еще не освоенные
рынки России (а впоследствии и зарубежные - особенно рынки развивающихся стран),
принимать участие в кредитовании реального сектора экономики. В качестве
конкретного примера можно привести резерв, формируемый под прочие активы банка,
который формируется за счет чистой прибыли банка. Данный порядок не
соответствует международной практике. В связи с этим предлагается либо
формализовать порядок его создания, либо ужесточить контроль за порядком его
формирования с одновременным предоставлением разрешения относить расходы по его
созданию на себестоимость.
Ввести единый порядок учета для целей
налогообложения процентов по привлеченным средствам – проценты по займам (в том
числе и субординационного, являющегося источником увеличения собственного
капитала банка) аналогично процентам по кредитам и депозитам должны уменьшать
налоговую базу по налогу на прибыль.
Установить единый порядок отнесения на
себестоимость убытков от купли-продажи валютных контрактов для спекулятивных
сделок и убытков от сделок, заключенных в целях уменьшения риска изменения
рыночной цены.
В целях стимулирования кредитования банками реального сектора
предлагается:
1) предоставить предприятиям право относить на себестоимость
комиссии, уплачиваемые банкам за поддержание лимита овердрафта и лимита
кредитной линии;
2) расширить перечень льгот предприятиям и банкам,
участвующим в лизинговых операциях;
3) расширить перечень видов обеспечения,
учитываемого в целях формирования резерва на возможные потери по ссудам, на
гарантии и поручительства первоклассных российских банков и предприятий;
4)
предоставить банкам возможность либо не формировать, либо относить расходы по
формированию резерва на возможные потери по ссудам на себестоимость;
5)
вернуться к льготированию ставки по налогу на прибыль для банков, доля
предоставленных кредитов приоритетным отраслям экономики (не только сельскому
хозяйству, но и, скажем, автомобилестроительной отрасли, электронике и т.д.) для
которых превышает определенный предел в составе суммарных активов;
6)
освободить от обложения проценты, полученные по кредитам, выданным приоритетным
отраслям;
7) предоставить предприятиям возможность относить проценты по
кредитам в полном объеме на себестоимость (как текущие, так и
просроченные).
Крайне актуальным вопросом на данный момент является вопрос об
изменении порядка учета доходов и расходов в целях расчета налога на прибыль.
Переход на метод начислений ляжет тяжелым бременем на кредитные организации,
т.к., во-первых, в целях бухгалтерского учета метод учета доходов и расходов
остается прежним (кассовым), а, во-вторых, текущая экономическая ситуация в
стране такова, что в условиях массовых неплатежей, размер реальных доходов банка
будет явно не соответствовать доходам, учитываемым в целях налогообложения.
Более практичным, с нашей точки зрения, является вариант одновременного
изменения налогового и бухгалтерского учета через 5-6 лет, когда экономическая
ситуация в стране стабилизируется, размеры неплатежей в экономике снизятся и
расходы по уплате налогов будут более тесно связаны с получаемыми банками
доходами.
Тем более что исходя из действующей редакции Налогового кодекса и
планируемых изменений и дополнений в него, можно с уверенностью сказать, что
действующая редакция Налогового кодекса (в силу уже явно видимых недостатков и
недоработок) не последняя и практика постоянных корректировок законодательных
актов, работа налоговых органов по их разъяснению, с вводом Налогового Кодекса в
полном объеме не прекратится.
Проведенное исследование позволяет сделать
выводы о том, что проведение рыночных преобразований в России невозможно без
создания эффективной системы налогообложения, в том числе и в сфере
налогообложения коммерческих банков. Проблема формирования доходов бюджета и
собираемости налогов неразрывно связана с совершенствованием налоговой системы в
целом, в том числе и с совершенствованием налогообложения кредитных организаций
банковского типа и исполнения ими функций налоговых и расчетных актов.
В
обеспечении устойчивости функционирования кредитных организаций банковского типа
большую роль играет экономический анализ и контроль всех сторон его
деятельности. В условиях большого дефицита государственного бюджета особую
важность приобретает анализ системы налогообложения кредитных организаций
банковского типа с позиций контроля за правильностью начисления и уплаты в
бюджет налоговых поступлений.
В ходе реформирования банковской системы все
большую актуальность приобретает вопрос взаимоотношений налоговых органов и
банков, что связано с функциональными особенностями и задачами банка как
учреждения, призванного обеспечивать надлежащее перераспределение финансовых
ресурсов между участниками экономических отношений. Особенность функционирования
банковской системы в рыночной экономике определяет необходимость организации
налоговых отношений коммерческих банков и организации контроля и надзора за
деятельностью коммерческих банков.
Выход из кризиса и экономическая стабилизация России в значительной степени
зависят от деятельности банков. Ресурсы коммерческих банков могут при
соответствующих условиях решить многие проблемы развития экономики.
Налоговая
система и налоговая политика государства затрагивают экономические интересы всех
без исключения субъектов рынка. Одним из центральных сегментов рынка является
банковский рынок, который базируется в основном на банках и без которого
рыночная экономика вообще не может функционировать.
В процессе проведенного
исследования автором сделаны следующие выводы:
- Наибольшую значимость и особенности исчисления кредитными организациями в
Российской Федерации имеют налог на прибыль банков, налог на добавленную
стоимость и налог на имущество банков;
- При определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль одной из самых
серьезных проблем является право коммерческих банков и иных кредитных
учреждений уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы отчислений в резервы на
возможные потери по ссудам. Российские кредитные организации работают в
сложных условиях экономической нестабильности, с которой и связана основная
масса рисков. В такой ситуации создание резервов кредитных рисков после
определения налогооблагаемой базы не имеет смысла. Наоборот, возможность
отнесения сумм отчислений в резервы на расходы банков повысила бы устойчивость
отечественных коммерческих банков, что положительно сказалось бы на укреплении
банковской системы России в целом;
- Банковский сектор не должен иметь каких-либо льгот и привилегий по линии
налогообложения. Вместе с тем, условия налогообложения в отношении кредитных
организаций не могут быть хуже, чем для других юридических лиц. Принципиальное
значение для кредитных организаций имеет адекватное определение доходов,
расходов, относимых на себестоимость банковских услуг и налогооблагаемой базы.
Первоочередными, с точки зрения совершенствования системы налогообложения
кредитных организаций, являются следующие вопросы (проблемы):
- ставка налога на прибыль кредитных организаций должна быть установлена на
уровне ставки налога на прибыль для предприятий небанковского сектора;
- из состава доходов и расходов, учитываемых для целей налогообложения,
необходимо исключить переоценку средств в иностранной валюте, поступивших в
оплату уставных капиталов кредитных организаций;
- в состав резервов, принимаемых в расчет налогооблагаемой базы по налогу на
прибыль у кредитных организаций, должны включаться все резервы, сформированные
в соответствии с нормативными актами Банка России под риски, вызванные
добросовестными операциями и сделками;
- к расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы по налогу на
прибыль, следует отнести затраты капитального характера по объектам
производственного назначения (имеющим непосредственное отношение к банковской
деятельности), а также расходы, связанные с организацией банком филиалов и
представительств;
- нематериальные активы следует отнести к объектам, имеющим отношение к
банковской деятельности, что позволит относить начисленный по ним износ к
расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг и в расчет
налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль;
- Ввести единый порядок учета для целей налогообложения процентов по
привлеченным средствам – проценты по займам (в том числе и субординационного,
являющегося источником увеличения собственного капитала банка) аналогично
процентам по кредитам и депозитам должны уменьшать налоговую базу по налогу на
прибыль;
- Установить единый порядок отнесения на себестоимость убытков от
купли-продажи валютных контрактов для спекулятивных сделок и убытков от
сделок, заключенных в целях уменьшения риска изменения рыночной цены.
Развитие банковского дела в России и совершенствование налоговой системы -
два параллельных и взаимосвязанных пути. С помощью государственного
регулирования налогообложения кредитных организаций, проявления стимулирующей
функции налогов можно достичь значительных успехов в уменьшении финансового
дисбаланса и стабилизации экономики.
В целях стимулирования
кредитования банками реального сектора предлагается:
1) предоставить
предприятиям право относить на себестоимость комиссии, уплачиваемые банкам за
поддержание лимита овердрафта и лимита кредитной линии;
2) расширить перечень
льгот предприятиям и банкам, участвующим в лизинговых операциях;
3) расширить
перечень видов обеспечения, учитываемого в целях формирования резерва на
возможные потери по ссудам, на гарантии и поручительства первоклассных
российских банков и предприятий;
4) предоставить банкам возможность либо не
формировать, либо относить расходы по формированию резерва на возможные потери
по ссудам на себестоимость;
5) вернуться к льготированию ставки по налогу на
прибыль для банков, доля предоставленных кредитов приоритетным отраслям
экономики (не только сельскому хозяйству, но и, скажем, автомобилестроительной
отрасли, электронике и т.д.) для которых превышает определенный предел в составе
суммарных активов;
6) освободить от обложения проценты, полученные по
кредитам, выданным приоритетным отраслям;
7) предоставить предприятиям
возможность относить проценты по кредитам в полном объеме на себестоимость (как
текущие, так и просроченные).
Предлагаемые меры по совершенствованию
налогообложения коммерческих банков помогут, на наш взгляд, решить некоторые
назревшие проблемы в системе налогообложения, что в конечном итоге приведет к
повышению стабильности в банковской сфере.
Разумеется, представленная работа
не претендует на исчерпывающее решение затронутых проблем. Но, использование
выводов, обобщений и предложений, содержащихся в данной работе, будет
способствовать совершенствованию системы налогообложения кредитных организаций
банковского типа.
[1] См.: Кашин, В. А. Налоговая
реформа невозможна без опоры на банки/ В.А. Кашин // Бизнес и банки.
-
1997.-№34.-С. 1-2.
[2] См.: Указ
президента РФ "О некоторых изменениях в налогообложении и во
взаимоот
ношениях бюджетов различных уровней" от 22 декабря 1993 г. № 2270 (с
измен и до-
полн. от 24.11.93 №2292) (на дату написания представленной работы
утратил силу).
[3] Указ Президента РФ "О некоторых изменениях в
налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" № 2270 от
22.12.93г.(на дату написания представленной работы утратил силу)
[4] См.: Закон РСФСР от 6 декабря 1991 г. "О
налоге на добавленную стоимость".
[5]
См.: Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (в редакции от
3
февраля 1996 г.).
[6] См.:
Инструкцию ГНС РФ от 11 октября 1995 г. № 39 "О порядке исчисления и
уплаты
налога на добавленную стоимость" (с изм. и дополн.).
[7] См.: Закон Российской Федерации от 22
декабря 1992 г. "О внесении изменений и до
полнений в отдельные Законы РФ о
налогах".
[8] См.: Налоговый кодекс
Российской Федерации. Часть 1. - М.: Ось-89, 2003. - С. 29-30.
[9] См.: Закон РФ от 6 декабря 1991 г. "О налоге
на добавленную стоимость".
[10]
См.: Налоговый кодекс РФ. Часть 1. - М.: Ось-89, 2003. - С. 29.
[11] См.: Тыртышный С.А.
Зарубежный опыт налогообложения коммерческих банков/ С.А. Тыртышный // Финансы.
- 1996. - № 7. - С. 23.
[12] См.:
Банковское право США: Пер. с англ./ Общ. ред. Я.А. Куника. - М.: Прогресс, 1992.
-С. 653.
[13] См.: Фомина О.
Налогообложение прибыли (доходов) юридических лиц в зарубежных странах//
Хозяйство и право. - 1998. - № 10. - С. 82.
[14] См.: Тыртышный С.А. Зарубежный опыт Налогообложения
коммерческих банков/ С.А. Тыртышный // Финансы. - 1996. - № 7. - С.
25.