И будете вы платить мне дани многие, -
продолжалкнязь,
- у кого овца ярку принесет, овцу на
меня отпиши, а ярку себе оставь; у кого грош
случится, тот разломи его начетверо: одну
часть мне отдай, другую мне же, третью опять
мне, а четвертую себе оставь. М.Е.Салтыков-Щедрин. История одного
города
Уже более двух лет действует часть первая
Налогового кодекса и более полугода вторая часть Налогового кодекса, а практика
применения норм налогового кодекса продолжает преподносить сюрпризы
налогоплательщикам. Например, практика применения статьи 164 главы 21 Налогового
кодекса.
Пунктом 2 статьи 164 установлен список
товаров, по которым налогообложение НДС производится по ставке 10 процентов.
Кроме того, в этой же статье дано разъяснение, что коды видов перечисленной в
статье продукции определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским
классификатором видов продукции, а также Товарной номенклатурой
внешнеэкономической деятельности. До настоящего времени соответствующее
постановление Правительства РФ не принято, что очень странно, ведь еще в 1998 г.
законопроект второй части Налогового кодекса вносился в Государственную думу
именно Правительством РФ. Можно было за 3 года разработать и подзаконные акты.
Но российскому налогоплательщику не привыкать к таким сюрпризам.
До 01 января 2001 г., при определении вида товаров
облагаемых НДС по смтавке 10% налогоплательщики руководствовались с 01 июля 1999
г. по 30 июня 2000 г. перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от
27 мая 1999 г. № 569, а с 01 июля 2000 г. по 31 декабря 2000 г. перечнем,
установленным Федеральным законом от 02 января 2000 г. № 36-ФЗ. Хотелось бы
отметить, что перечень, установленный Федеральным законом от 02 января 2000 г. №
36-ФЗ, практически полностью, с некоторыми уточнениями, перешел в статью 164
Налогового кодекса.
В соответствии со ст.30, 34
Налогового кодекса налоговыми органами являются Министерство РФ по налогам и
сборам и его подразделения, а также таможенные органы. И МНС РФ и ГТК РФ
являются федеральными органами исполнительной власти. Согласно п.5 ст. 164
Налогового кодекса, налоговые ставки по НДС применяются в одинаковом размере как
при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, так и при дальнейшей их
реализации на территории России.
А теперь, суть
проблемы. Как же применяются нормы ст. 164 Налогового кодекса таможенными и
налоговыми органами?
27 декабря 2000 г. в письме №
01-06/38023 «О применении таможенными органами положений части второй Налогового
кодекса Российской федерации», ГТК РФ рекомендует до утверждения Правительством
РФ кодов товаров, по которым применяется ставка НДС 10 процентов,
руководствоваться перечнями, направленными в таможенные органы письмом ГТК РФ от
13 июня 2000 г. № 01-06/15880. Данный перечень включает в себя более 300 кодов
товаров в соответствии с ТН ВЭД.
Таким образом,
таможенными органами принято здравое решение, соответствующее нормам и
презумпциям, установленным налоговым и таможенным законодательством, раз не
принято новое, нужно руководствоваться тем, что было. Налоговики пошли по другому пути.
В
Приказе МНС РФ от 20 декабря 2000 г. № БГ-3-03/447 «Об утверждении Методических
рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового
кодекса РФ» нет ни слова разъяснений и рекомендаций по применению пункта 2 ст.
164 НК РФ.
Налоговые органы на местах проводят
следующую политику. Раз перечня, утвержденного Правительством нет, значит,
ставкой НДС 10 процентов облагаются только те товары, которые непосредственно
указаны в статье 164 НК РФ. Но ведь в статье указаны в основном группы товаров,
которые включают в себя сотни наименований.
Результат разных позиций таможенных и налоговых органов отражается в
первую очередь на налогоплательщиках.
При ввозе ряда
товаров на таможенную территорию налогоплательщики-импортеры исчисляют и
уплачивают в бюджет НДС по ставке 10 процентов, в соответствии с разъяснениями
ГТК РФ.
Далее этот же товар продается со ставкой НДС
10 процентов на рынке России.
Как же развивается
ситуация дальше?
Приходит с проверкой налоговая
инспекция к налогоплательщику-импортеру, проверяет исчисление и уплату в бюджет
НДС, и выносит решение о перерасчете ставки НДС с 10 до 20 процентов по тем,
товарам, которые уже выпущены в свободное обращение, руководствуясь тем, что раз
нет перечня, утвержденного Правительством РФ, то таможня тут не указ со своими
разъяснениями и письмами. Будьте добры, доплатите еще 10 процентов в бюджет за
счет собственных средств. Но если бы только этим ограничивалось, на эти суммы
еще пеня и штраф начисляются.
Потом берется список
покупателей, которым далее был реализован этот товар, и та же самая процедура
производится с ними, и т.д.
Только если в первом
случае налогоплательщики-импортеры, могут взывать к разуму, опираясь на ставки
НДС, указанные в таможенной декларации (что тоже не очень-то помогает), то
бедным покупателям приходится только разводить руками и обращаться за
разъяснениями в Министерство по налогам и сборам. Но Министерство по налогам и
сборам разъяснять данную ситуацию не спешит, ведь это такой неплохой способ
пополнения бюджета.
Да, если обратиться в суд, то
ситуация в 99 случаях из 100 будет решена в пользу налогоплательщика. Но ведь не
все это делают, да и судебная процедура занимает определенное время, а деньги по
инкассовому поручению списываются быстро и показатели по пополнению бюджета
растут.
Ну, а права налогоплательщика, а то, что
многие предприятия прекратят свою деятельность, т.к. все, что заработано, будет
взыскано в бюджет, это дело третье.
Хотелось бы,
чтобы эта статья была открытым письмом к Правительству РФ, Министерству по
налогам и сборам РФ и ГТК РФ, от имени тысяч налогоплательщиков, несущих убытки
из-за несогласованности действий федеральных органов исполнительной власти.
Стыдно в XXI веке жить по принципам, описанным и
высмеянным Салтыковым-Щедриным М.Е. еще в XIX веке.
Начальник юридического отдела ООО «Русские корма» Королькова О.Н. justice@agroholding.ru