Пробелы законодательства о времени отдыха сотрудников в связи с командировкой
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Пробелы законодательства о времени отдыха сотрудников в связи с командировкой

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    Добавлено: 01.11.2022


    Пробелы законодательства о времени отдыха сотрудников в связи с командировкой

    Глухов Евгений Александрович, полковник юстиции, кандидат юридических наук, СПВИ войск национальной гвардии

    Поводом для написания настоящей статьи послужил вопрос, на первый взгляд, совершенно обычный: положено ли работнику время отдыха за дни, проведенные в командировке? Поэтому ниже логика автора будет посвящена именно анализу законодательства по данному вопросу.

    Итак, прежде всего, нужно определить два ключевых понятия настоящей темы: командировка и время отдыха.

    1. Командировка

    Определение служебной командировки дано в статье 166 Трудового кодекса РФ – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Однако из этого общего правила есть исключение: служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (в настоящей статье мы не будем вести речь о таких работниках).

    Согласно пункта 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки[1] работники направляются в командировки на основании письменного решения работодателя (приказа). Поездка работника, направляемого в командировку на основании письменного решения работодателя в обособленное подразделение командирующей организации, находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой.

    Работник не вправе отказаться от командировки, за исключением случаев, когда Трудовым кодексом РФ установлен запрет на привлечение к командировкам либо когда направление в командировку допускается с письменного согласия работника. Отказ работника от командировки может быть расценен работодателем как неисполнение трудовых обязанностей, что влечет возможность применения дисциплинарного взыскания.

    При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 ТК РФ).

    Как видно, законодатель установил для работников, направляемых в командировки, определенного рода гарантии, но акцент делается лишь на гарантии в финансовой сфере – заработная плата, расходы по проезду и проживанию. При этом законодатель ни словом не обмолвился о том, нужно или не нужно компенсировать работнику проведенное в командировке время последующим временем отдыха.

    По-видимому, с точки зрения законодателя данный вопрос и так предельно ясен и не требует дополнительных разъяснений. По-видимому, законодатель посчитал, что режим труда и отдыха при направлении в командировки должен регулироваться общими положениями Трудового кодекса РФ о времени работы и отдыха, поэтому в главе 24 ТК РФ право работника на отдых за командировку отдельно не оговаривается.

    В статье 165 ТК РФ хоть и говорится о предоставлении работникам неких гарантий и компенсаций при направлении в служебные командировки, но их характер также не раскрывается, что приводит к декларативному характеру данной правовой нормы.

    2. Время отдыха

    Согласно ст. 24 Всеобщей декларации прав человека (1948) право на отдых является неотъемлемым и одним из основных прав человека.

    Конституция России гарантирует каждому право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни (ч. 5 ст. 37).

    Согласно статьи 91 ТК рабочим временем является время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законодательством относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

    Время отдыха – это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ).

    Как видно, право на отдых тесно взаимосвязано с рабочим временем, право на отдых гарантируется лишь работающим лицам, ведь неработающие люди и так имеют возможность отдыхать. Право на отдых необходимо работнику для отдыха, для восполнения энергией, обусловлено физиологией человека. Если работник не будет отдыхать или будет отдыхать чрезвычайно мало, производительность его труда неизбежно уменьшится. Согласно учению социалиста-утописта Роберта Оуэна идеальный режим суток для человека представляет собой разделение его на три равные части: 8 часов – рабочий день, 8 часов – активный отдых, 8 часов – сон.

    В статье 106 ТК РФ содержатся две базовые составляющие времени отдых: а) это время не должно быть занято исполнение трудовых обязанностей; б) это время используется работником по своему усмотрению. Поэтому исчезновение любой из вышеуказанных составляющих автоматически исключает какой-либо промежуток времени из времени отдыха работника. То есть если работник занят исполнение трудовой функции в период своего обеденного перерыва, то это время нельзя отнести к времени отдыха. То же самое можно сказать и о характере свободного от исполнения служебных обязанностей период времени. Например, если работник свободен от трудовых обязанностей, но не может воспользоваться свободным временем по своему усмотрению, такое время также не является временем отдыха.

    Иллюстрацией указанной позиции являются два приведенных ниже судебных спора:

    а) совсем недавно Верховный Суд Республики Хакасия рассмотрел иск работника о взыскании заработной платы за время сверхурочной работы. Суд руководствовался такой позицией:

    Поскольку АЗС работала круглосуточно, без перерывов на обед, работник был вынужден в течение всей смены находиться на рабочем месте без возможности покинуть его во время перерывов для отдыха и питания. Суд пришел к выводу, что работодатель, не обеспечивший работнику возможность отдыха и приема пищи с возможностью покинуть рабочее место и использованием времени отдыха по своему усмотрению, должен включить перерывы в течение рабочего дня (смены) в рабочее время и оплатить их[2].

    б) Верховный Суд РФ рассматривал дело о взыскании заработной платы за сверхурочную работу фельдъегеря, которому при выполнении железнодорожного маршрута в пути следования и предоставлялся перерыв для отдыха и приема пищи продолжительностью 2 часа, этот перерыв не включался в рабочее время фельдъегеря. Верховный Суд РФ не согласился с позицией ответчика о том, что в рабочее время при выполнении железнодорожного маршрута не подлежат включению перерывы для отдыха и приема пищи, поскольку условия командировки, а именно: нахождение в поезде, наличие корреспонденции и специальных средств для охраны, не позволяют работнику свободно распорядиться предоставленным ему временем отдыха[3].

    Таким образом, даже фактическое неисполнение работником своих трудовых обязанностей в некоторых случаях относится к рабочему времени.

    Теперь попробуем выяснить, к чему относится время, проведенное работником в командировке.

    На время командировки работник прекращает исполнять свою трудовую функцию в месте постоянной работы и исполняет служебное поручение вне места такой работы. Поэтому в зависимости от объема, сложности и других особенностей служебного поручения и определяется срок командировки. Срок командировки законодательством не ограничен, в то же время командировка не может быть бессрочной.

    Находясь в командировке, работник выполняет отдельное служебное поручение (оно может состоять из комплекса нескольких поручений), а не обязательно свою трудовую функцию, определенную трудовым договором.  Следовательно, работодатель может установить, а может и не устанавливать для командированного работника график выполнения служебного поручения. Тем более, что изначально такой график будет носить вероятностный характер и зависеть от многих факторов, которые не возможно точно учесть при планировании командировки. Командированный работник в ряде случаев самостоятельно, из характера задания, условий его выполнения, режима работы организации, в которую он командирован, и иных обстоятельств может определить график своей работы в командировке.

    Иногда работодатель направляет работника в служебную командировку в другую организацию, подразумевая, что во время командировки работник будет подчиняться ее правилам внутреннего трудового распорядка. Однако так считать можно далеко не всегда. Ранее действующая Инструкция о служебных командировках в пределах СССР[4] (далее – Инструкция о служебных командировках) содержала пункт 8, процитированный ниже:

    На работников, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха тех объединений, предприятий, учреждений, организаций, в которые они командированы. Взамен дней отдыха, не использованных во время командировки, другие дни отдыха по возвращении из командировки не предоставляются.

    Указанный документ был принят в еще советские времена, когда все организации в СССР были государственными, работали по одинаковым правилам. В современном российском обществе трудовые отношения строятся между конкретным работником и конкретным работодателем, естественно в рамках Трудового законодательства, но в остальном стороны свободны в определении условий труда. Сказанное означает, что, например, для одного водителя работодатель вправе установить (с согласия работника и в рамках трудового законодательства) один график работы и премии, для другого водителя – другие.

    Да и контролировать труд чужого работника, пусть и находящегося в его организации в командировке, российский работодатель не обязан. Администрация организации не обязана фиксировать время прибытия и убытия командированного чужого работника, принимать меры к его розыску, выяснению причин отсутствия и т. п. Работник также не обязан подчиняться правилам трудового распорядка стороннего работодателя, ведь на работу в условиях данного распорядка он не соглашался, соответствующие документы не подписывал, да и зачастую даже не знает об этих правилах. Командированный работник сам планирует выполнение служебного поручения с учетом режима работы, рабочего времени и времени отдыха организации, в которую он командирован.

    Поэтому, полагаю, что комментируемая норма Инструкции о служебных командировках в пределах СССР действительно морально устарела и не должна регулировать современные трудовые отношения.

    Проблема видится в том, что вместо приведенной выше и утратившей силу правовой нормы пункта 8 Инструкции о служебных командировках (о том, что по возвращении из командировки выходные дни не предоставляются) на законодательном уровне не издано никакой новой. Единого правила о запрете на предоставление выходных дней за командировку более не существует. В настоящее время система предоставления отдыха командированным работникам стала, во-первых, более гибкой и зависимой от конкретных договоренностей между работником и работодателем, а во-вторых, данные вопросы стали регламентироваться нормативными актами для определенных групп служащих.

    Так, например, указом Президента РФ стали регламентированы вопросы служебного времени и времени отдыха в командировке государственных гражданских служащих[5], приказами руководителей федеральных органов исполнительной власти стали регламентироваться подобные вопросы для сотрудников подчиненных ведомств. Естественно, что в условиях частного сектора экономики такой регламентации в настоящее время не существует.

    Согласно пункта 33 Порядка и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих (утв. указом Президента РФ от 18.07.2005 № 813) на гражданских служащих, находящихся в служебной командировке, распространяется режим служебного времени тех государственных органов (организаций), в которые они командированы. В случае если режим служебного времени в указанных государственных органах отличается от режима служебного времени в том органе, где командированный постоянно проходит службу, в сторону уменьшения дней отдыха, то взамен дней отдыха, не использованных в период командировки, ему предоставляются другие дни отдыха по возвращении.

    Если гражданский служащий специально командирован для работы в выходные или праздничные дни, компенсация за работу в эти дни производится в соответствии с законодательством.

    В случае если по распоряжению представителя нанимателя гражданский служащий выезжает в служебную командировку в выходной день, по возвращении из служебной командировки ему предоставляется другой день отдыха в установленном порядке.

    Примерно таким же образом регламентированы вопросы режима труда и отдыха в командировках во всех федеральных органах власти: отдых предоставляется в случае, если командированный сотрудник работал в командировке больше, чем должен был работать в своей организации.

    Кроме того, отдых предоставляется в случае, если работник следовал в командировку или из командировки в выходные и праздничные дни[6]. Действительно, по смыслу ст. ст. 106, 107, 166 ТК РФ выезд, приезд или нахождение командированного работника в пути в выходной или нерабочий праздничный день по распоряжению работодателя относятся к случаям привлечения работника к работе в выходные или нерабочие праздничные дни. Данный вывод подтверждается и судебной практикой (см, например, решение Верховного Суда РФ от 20.06.2002 № ГКПИ2002–663). Более того, судебные органы считают рабочим временем не только дни отъезда и приезда работника, но и также дни нахождения в пути в период командировки, приходящиеся на выходные или нерабочие праздничные дни. Все время поездки по распоряжению работодателя относится к рабочему временем, в котором работник исполняет свои трудовые обязанности, в том числе связанные с командировкой[7].

    В соответствии со ст. 153 Трудового кодекса РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

    Таким образом, современная правовая база для сотрудников органов государственной власти формируется таким образом, что время отдыха (или компенсацию в денежном выражении) за нахождение в командировке им предоставляется лишь в трех случаях:

    1) если будет установлено, что в командировке они работали более установленного для них нормы рабочего времени (в общем виде – 40 часов в неделю);

    2) следовали в командировку или из командировки в выходные и праздничные дни;

    3) специально были направлены в командировку для работы в выходные и праздничные дни (об этом должно быть особо указано в приказе на командировку).

    Вместе с тем, действующее законодательство не учитывает того, что в командировке время, свободное от выполнения служебного поручения работодателя, командированный сотрудник вряд ли может использовать именно по своему усмотрению, т.е так, как бы он сам хотел и проводил свободное время без убытия в командировку. Поэтому вряд ли такое время можно с полной уверенностью отнести ко времени отдыха.

    Рассмотрим для примера следующую ситуацию:

    Сотрудник направлен в командировку для обслуживания и ремонта техники сроком на 1 месяц. Командированный сотрудник занимается обслуживанием техники по 8 часов каждый будний день, в субботу и воскресенье к технике он не допускается, проводит время в гостинице.

    Из примера видно, что время выполнения командированным работником служебного задания в командировке не превышало установленной статьей 91 ТК РФ нормальной продолжительности рабочего времени (40 часов в неделю), поэтому никакой переработки со стороны работника не видно.

    С другой стороны, находясь в командировке, за пределами своего населенного пункта, где располагается жилье, семья, друзья, человек не в полной мере может использовать свободное время именно так, как бы он хотел при обычных условиях, без командировки. Он не имеет возможности потратить время на общение с родственниками, воспитывать детей, чинить кран в кухне, заниматься сексом с женой и т. п. Находясь в гостинице и не выполняя полезной функции для работодателя, человек все равно находится в командировке, все равно выполняет приказ работодателя об убытии в командировку и выполнении поручения в интересах работодателя. При этом работник находится в более дискомфортных условиях, нежели в обычной жизни.

    По мнению автора, складывается довольно-таки странная ситуация: если работник в командировке в выходной день бездельничает (читает книгу) в гостинице, то ни времени отдыха, ни компенсации в денежном выражении ему не положено. Если же работник также бездельничает (читает книгу) в выходной день в поезде при следовании из командировки, то время отдыха или денежная компенсация ему за это положены. Получаем своеобразный «двойной стандарт» – разные права и льготы за одну и ту же деятельность.

    Кроме того, проблемным вопросом видится и учет времени на исполнение служебного поручения работником в командировке. Как было указано выше, администрация организации, куда был направлен сотрудник в командировку, не обязана вести учет времени работы командированного сотрудника. Командирующая организация не учитывает за командированным никакой переработки. Сам же командированный сотрудник является заинтересованным лицом в данном вопросе, т. к. от такого рода «переработки» зависит оплата его труда и дополнительное время отдыха.

    По мнению некоторых авторов даже если работник работает в командировке в выходные дни по своей инициативе, то такая работа оплате (и соответственно равноценному времени отдыха) не подлежит[8]. Автор полагает такую позицию довольно-таки спорной, т. к. труд работника во благо работодателя должен быть оплачен, вопрос лишь: в двойном или в обычном размере.

    В завершении следует отметить, что указанные в настоящей статье противоречия и пробелы правового регулирования труда командированных работников будут порождать напряженность и судебные споры. Поэтому целесообразно на уровне федерального законодательства их урегулировать.



    [1] Утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 (ред. от 29.07.2015) "Об особенностях направления работников в служебные командировки" // Рос. газ. 2008. 17 октября.

    [2] Определение Верховного Суда Республики Хакасия от 19 июня 2018 г. № 33-1445/2018 // https://vs--hak.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=1232259&delo_id=5&new=5&text_number=1&case_id=1088346

    [3] Определение Верховного Суда РФ от 02.04.2009 № 75-Г09-3 // Документ официально опубликован не был.

    [4] Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 № 62 "О служебных командировках в пределах СССР" // Бюллетень Госкомтруда СССР. 1988. № 8. Утратила силу 15.12.2014.

    [5] Указ Президента РФ от 18.07.2005 № 813 (ред. от 17.03.2016) "О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих" // СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. II), ст. 3134.

    [6] См, например, п. 96 приложения к приказу ФСВНГ России от 26.12.2018 № 667 "Об утверждении Порядка и условий направления (командирования) военнослужащих и лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, войск национальной гвардии Российской Федерации в служебные командировки" // http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201901280008

    [7] См. Кассационное определение Саратовского областного суда от 14 июля 2011 г. по делу № 33-3776/11 // http://base.garant.ru/9511600/

    [8] Смирнова Е.П. Новые правила регулирования рабочего времени и времени отдыха. М.: ГроссМедиа, 2007.

     





    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru