Правовая культура
в контексте социальных взаимодействий
Вьюшин
К.М., Адыгейский
государственный университет, Россия
E-mail:
skarllett93@rambler.ru
Существование
любого общества обусловлено многогранными
разносторонними социальными
взаимодействиями социальных субъектов,
находящихся в экономических, политических
и правовых полях этого общества.
Стремясь обеспечить
стабильность своего существования в
обществе, удовлетворить свои насущные
потребности, обеспечить стабильное
существование и развитие самого общества,
как своего рода «социальной среды
существования», социальные субъекты
вынуждены вступать в различные по
степени и характеру социальные
взаимодействия. При этом основными
целями такого взаимодействия являются
обеспечение защиты членам общества,
самого общества, а так же поддержание
удовлетворительного образа жизни
взаимодействующих субъектов. Результатом
такого взаимодействия является появление
в обществе системы связей, норм, правил,
обычаев соответствующих ценностной
ориентации социальных субъектов, причем,
указанные системы связи, нормы, правила
и обычаи соответствуют лишь тем ценностям,
которые разделяются абсолютным
большинством субъектов социального
взаимодействия.
В науке понятия
социальный субъект и социальный актор,
часто употребляются как равнозначные
понятия. В действительности они
различаются по критерию отношения к
социальному действию. Понятие социальный
актор имеет смысл лишь в оценке с
конкретным действием (или действиями),
в то время как понятие субъект акцентирует,
скорей, рациональность сознания и
поведения, способность индивида к
реализации имеющегося у него свободного
выбора[1]. Социальный субъект переходит
в разряд социальных акторов лишь в связи
с конкретным действием, актор может
рассматриваться как социальный субъект,
имея лишь характеристики сознания.
Предваряя анализ
понятия «правовой культуры», проводимого
в контексте социальных взаимодействий,
и связанного с выяснением его реального
содержания и значения, необходимо
заметить следующее. Выявление подлинного
смысла рассматриваемого социального
явления, невозможно без учёта того
обстоятельства, что все виды социальных
взаимодействий и происходящие в них
феномены обуславливаются культурой
как квазисоциальным институтом,
пронизывающим все социальное. Иное бы
расходилось со здравым смыслом и самим
содержанием понятия правовой культуры,
не соответствовало бы изначально
заложенному в нем характеру взаимосвязей
между социальными акторами различных
уровней, и могло привести к формированию
неверного представления о правовой
культуре. Правовое саморегулирование
социальных отношений, по сути является
правовым, лишь в том случае, если оно
релевантно их культурно-исторической
природе и смыслу. Социальное развитие,
социальные трансформации не только
зависят от «культуры», но и влияют на
нее. Взаимодействие такого феномена
как культура, с одной стороны, и социума
с другой, можно определить как
взаимозависимость и взаимообусловленность.
На сегодняшний день
в науке не сложилось однозначного
представления о правовой культуре, что
связано с неоднозначным пониманием в
науке как права, так и культуры. Анализируя
имеющееся многообразие и неоднозначность
определений понятия «правовая культура»,
можно констатировать, что смысловым
ядром указанного понятия должна стать
идея баланса между категориями «право»
и «культура».
Под правовой культурой
понимают «систему овеществленных и
идеальных элементов, относящихся к
сфере действия права и их отражения в
сознании и поведении людей»[2]. Данное
определение правовой культуры сводит
процесс познания сущности изучаемого
явления к анализу его элементов и не
более того. Правовая культура является
подсистемой культуры в целом как
квазисоциального института, то есть,
соотносится с понятием культура как
«часть-целое», а не «единичное (элемент)-
множество». Ввиду этого рассматривать
и проводить изучение правовой культуры
в контексте соотношения ее элементов
с элементами культуры, с нашей точки
зрения не дает полных и объективных
представлений о роли указанных явлений
в социальных взаимоотношениях, но такое
рассмотрение может и должно являться
одним из важных компонентов изучения
правовой культуры. Феномен правовой
культуры являясь подсистемой культуры
включает в себя все признаки характерные
для культуры, но не все элементы культуры.
В то же время элементы правовой культуры
должны соответствовать в своем
качественном выражении основным
ценностям довлеющем в культуре общества.
Понятие
правовой культуры раскрывается через
функциональные её характеристики: «
правовая культура – это специфический
социальный
феномен,
выполняющий функцию формирования у
людей политического и правового сознания,
ценностно-нормативных установок и
правового поведения [3]. По сути,
нормативно-правовая система возникает
и функционирует в обществе именно на
основе ценностей, разделяемых всеми
членами общества, существуя, в том числе,
и для их поддержания. Правовые нормы
по-своему, выражаются во взаимоотношениях
социальных субъектов принятием этих
норм и формально могут быть закреплены
в юридических актах. Правовые нормы
обязательны для исполнения всеми
социальными субъектами, исполнение
правовых норм при взаимодействии
социальных субъектов обеспечивается
добровольным соблюдением принятых норм
и правил, мерами принуждения со стороны
окружающих социальных субъектов,
стремящихся локализовать и подавить
артефактные социальные практики,
вносящие деструктив в нормальное
социальное взаимодействие.
В рамках социологии
права понятие правовой культуры
трактуется как «совокупность правовых
знаний, убеждений и установок личности,
реализуемых в процессе труда, общения,
поведения, а так же отношения к материальным
и духовным ценностям общества»[4].
Различные по характеру культурно-интегрированные
сообщества со своими требованиями к
деятельности и отношением социальных
субъектов, имеют собственную неповторимую,
исторически обусловленную общественным
бытиём, правовую культуру.
Таким образом,
правовая культура выступает и предпосылкой,
и результатом существования в обществе
права, в рамках культуры, как социального
института. Правовая культура является
качественной характеристикой правовой
жизни общества, преобладания в нем
правовых социальных практик или же
доминирования не правовых социальных
практик, степенью гарантированности
акторам различных уровней их прав и
свобод, а так же степенью их собственного
правосознания, участия их в правовом
взаимодействии, влиянии на социальное
устройство и совершенствование всей
социально-правовой системы.
В современной
социальной реальности состав общественных
отношений чрезвычайно многообразен, и
наличие в них культурных ценностей не
универсально, что в свою очередь допускает
некую дифференциацию правовой культуры
внутри того или иного социетального
типа.
Кроме того, сама
природа культурных ценностей «не
сводится к одному основанию: к целям,
идеалу, значимости или норме. Она имеет
сложную многоуровневую структуру,
сущность которой заключается в единстве
значимого и должного, средства и цели,
сущего и идеала»[5].
Понимание указанных
фактов даёт возможность исследователю
более конструктивно изучать, то или
иное социальное явление в контексте
современных социальных взаимодействий
в России.
Правовая
культура как один из сложных феноменов
социальной действительности не может
иметь идеально однозначные, одновекторные
характеристики в различных социальных
группах, классах, слоях, а имеющие место
противоречия и неоднозначности в её
качественных ипостасях являют собой
норму. В то же время различные социальные
«образования» могут характеризоваться
наличием общих устоявшихся
или же новых трансформационных качеств,
и их соотношение в этих образованиях
будет зависеть от того культурно-исторического
контекста, в котором они существуют.
Всё это указывает на необходимость
разработки общих методологических
принципов изучения феномена правовой
культуры, а так же детального структурного
исследования всех её форм и признаков,
в процессе правовых социальных
взаимодействий.
Можно говорить о
том, что правовая культура того или
иного общества, «рождается» и «живет»
лишь в контексте социальных взаимодействий,
невозможно получить достоверное,
объективное представление об изучаемых
феноменах – праве и правовой культуре
– вне социального.
Особую
роль в формировании правовой культуры
общества играют взаимодействия социальных
акторов, имеющих различный социальный
статус, интересы, доступ к социальным
ресурсам, качественно по-разному влияющих
на развитие общества, его социетальный
тип. Так, Т.И. Заславской вводятся понятия
микро-, мезо- и макроакторов, которые
она относит не к уровням и масштабам
субъектов, а к уровням трансформационного
процесса, на которых действуют индивиды[6].
Социальными акторами
макроуровня являются лица, стремящиеся
влиять и фактически влияющие на развитие
общественных отношений и их преобразование,
к ним относятся представители федеральных,
региональных властей, в том числе и
руководители организованной преступности,
то есть вся та часть общества в руках
которой сосредоточено большинство всех
ресурсов, которая по существу оказывает
огромное влияние на социальную жизнь[7].
Акторами мезоуровня
являются лица выполняющие функцию
социального посредничества между элитой
и массовыми группами общества, к ним
относятся собственники, менеджеры,
руководители предприятий фирм, учреждений,
различных органов управления[8].
Акторами микроуровня
являются большинство рядовых граждан,
которые могут изменять социальные
практики, путём выбора степени свободы
своего индивидуального поведения[8].
Одноуровневое и
межуровневое взаимодействие макро-,
мезо- и микроакторов необходимо порождает
социальные практики, которые в случае
соответствия их общим ценностно
культурным смыслам, значениям, а так же
общим интересам акторов различных
уровней будут являться правовыми.
Многостороннее и многоуровневое
несовпадение интересов, значений и
смыслов, социальных акторов различных
уровней, в процессе социального
взаимодействия приводит к несбалансированному
их взаимодействию и повсеместному
появлению не правовых практик, со стороны
социальных акторов всех уровней и групп.
При таких взаимодействиях
должны происходить и происходят процессы
«сглаживания», нахождения своего рода
компромисса, между интересами социальных
акторов представляющих различные
социальные уровни и группы. Социальные
взаимодействия по своей природе вызывают
различные по степени и характеру
общественные изменения, в которые в
конечном, итоге так или иначе включаются
значительная часть социальных субъектов.
Существенная роль
в таких случаях принадлежит акторам
макро-и мезоуровней, от ориентации и
направлений деятельности, которых
зависят не только одноуровневые но и
межуровневые социальные взаимодействия.
Навязывание макроакторами «правил
игры» не учитывающих культурно-исторические,
экономические и правовые интересы всех
субъектов социальных взаимоотношений
неизбежно влечёт массовое неприятие –
увеличение не правовых социальных
практик на всех уровнях социальных
взаимодействий.
Несоответствие
предлагаемых социальных форм и принципов
взаимодействия реально сложившейся
правовой культуре, может вызвать и
вызывает негативные последствия в виде
неприятия и неисполнения нормативно
юридических норм, появлению не юридического
поля взаимодействия, которое может
оставаться в рамках существующей
правовой культуры, а может претерпевать
значительные трансформационные
изменения.
Рассмотрение правовой
культуры в контексте социальных
взаимодействий, позволяет определять
правовую культура как динамичное
социальное явление, во многом зависящее,
и в то же время определяющее направление
развития общества.
Используемые источники
1. Козлова Н.Н. Кризис
классических методологий и современная
познавательная ситуация// Н.Н. Козлова,
Н.М. Смирнова // Социологические
исследования. – 1995 г. - № 11. С.18-19
2. Каминская В.И.
Правосознание как элемент правовой
культуры / В.И. Каминская, А.Р. Ратионов
// Правовая культура и вопросы правового
воспитания М. - 1974. С.43
3. Чернышенко А.Г.
Правосознание: понятие, структура,
сущность в контексте социокультурного
анализа// Научная мысль Кавказа.
Приложение. – 2003г. № 15. С.38
4. Российская
социологическая энциклопедия/ Под. Ред.
Академика Г.В. Осипова. –М.: Издательская
группа НОРМА-ИНФРА М. – 1998г. С. 242-243
5.
Ковалёва И.В. Ценности правовой культуры
в представлениях российского общества
конца XIX-начала
ХХ веков/ И.В. Ковалёва. – Великий
Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого.
– 2002. С.23
6. Заславская Т.И.
Социальные механизмы трансформации не
правовых практик/ Т.И. Заславская, М.А.
Шабанова //[Электронный ресурс]
Общественные науки и современность. -
2001г. - № 5. С. 14 . - Режим доступа:
http://www.ecsocman.edu.ru/ons/msg/22725.htmlс.
7. Заславская Т.И.
Социальные механизмы трансформации не
правовых практик/ Т.И. Заславская, М.А.
Шабанова //[Электронный ресурс]
Общественные науки и современность. -
2001г. - № 5. С. 14-15. - Режим доступа:
http://www.ecsocman.edu.ru/ons/msg/22725.htmlс.
-
Заславская Т.И.
Социальные механизмы трансформации
не правовых практик/ Т.И. Заславская,
М.А. Шабанова //[Электронный ресурс]
Общественные науки и современность.
- 2001г. - № 5. С. 15. - Режим доступа:
http://www.ecsocman.edu.ru/ons/msg/22725.htmlс.
Вьюшин К.М. Правовая
культура в контексте социальных
взаимодействий/К.М. Вьюшин // Молодёжь
и наука: реальность и будущее: Материалы
II Международной научно-практической
конференции (г. Невинномысск, 3 марта
2009)/ Редкол.: В.А. Кузьмищев, О.А. Мазур,
Т.Н. Рябченко, А.А. Шатохин: в 9 томах. -
Невинномысск: НИЭУП, 2009, Том III: История.
Политология. Социология. Философия
-2009. - С.271-274.
ISBN
978-5-94812072-00(Т. III)