Регистрация паспорта безопасности химической продукции
Перед предприятиями, выпускающими химические вещества, сырье, материалы или готовую продукцию с хим. составом, стоят разные задачи, позволяющие легально вести деятельность в России и других государствах. Это не только оформление разрешительных документов, к которым относятся сертификат соответствия, декларация или свидетельство (СГР) о гос. регистрации, но и разработка технической документации. К ней относится и паспорт безопасности (далее – ПБ).
Регистрация паспорта безопасности химической продукции в РФ (внесение ПБ в реестр) осуществляется некоммерческой организацией «НП КИЦ СНГ».
Зачем разрабатывается паспорт безопасности?
Без оформления паспорта обращение химической продукции запрещено законом. Для экспортной торговли регламентом REACH предусмотрено оформление идентичного международного документа – листа безопасности MSDS или SDS (Safety Data Sheet).
Документ содержит перечень обязательных данных о составе вещества, его свойствах, технических характеристиках, о том, как воздействует химическая продукция или ее компоненты на здоровье людей, окружающую среду.
Цель составления ПБ – гарантия безопасности веществ в процессе их производства, применения по назначению. ПБ устанавливает порядок хранения потенциально опасной продукции, ее перевозки, а также утилизации остатков (отходов).
Пользователь продукта с химическим составом должен владеть информацией, позволяющей его безопасно использовать в промышленных и бытовых условиях.
Срок действия ПБ составляет от 3 до 5 лет (он зависит от класса опасности вещества). Регистрация обязательна для российского варианта паспорта. Лист MSDS регистрировать не нужно, а срок его действия не устанавливается.
Какие данные указываются в ПБ
Правила разработки российского варианта паспорта присутствуют в стандарте ГОСТ 30333-2022. В соответствии с его положениями, ПБ должен содержать:
- название химического продукта, номер CAS, состав (перечень компонентов с указанием процентного содержания);
- сведения о предприятии-производителе (импортере);
- описание свойств вещества (запах или его отсутствие, цвет /прозрачность, токсичность, опасность для здоровья, негативное влияние на экологию и т.д.);
- предупреждения, меры предосторожности в процессе применения по назначению;
- меры, которые нужно предпринять при утечке химического вещества;
- соблюдение норм противопожарной безопасности;
- СИЗ, которые необходимо использовать при работе с химией;
- меры экстренной помощи при случайном вдыхании, проникновении вещества внутрь организма или если были случайные контакты химии с кожей, слизистыми;
- требования к организации перевозки, условиям хранения.
Также указывается дополнительная информация и прочие сведения, предусмотренные в ГОСТ 30333.
Какие требования нужно учесть при оформлении паспорта
ПБ составляется по требованиям, установленным профильным стандартом ГОСТ. Пи этом учитываются следующие нюансы:
- определение потенциальной опасности возможно на основании экспериментальных данных, результатов испытаний, зафиксированных в протоколах и экспертных заключений;
- оценка степени опасности неисследованных химических смесей выполняется на основе информации, которую получают для известных составляющих смеси;
- в ПБ должны фиксироваться достоверные данные о мерах защиты от действия химических средств;
- обязательно указываются сведения о том, при каких условиях хим. вещество способно вступать в реакцию и образовывать иные опасные соединения.
Законодательство предусматривает экспертизу, после проведения которой принимается решение о возможности / невозможности регистрации ПБ.
Отказано в регистрации может быть:
- если обнаружены ошибки при оформлении документа;
- сведения, содержащиеся в ПБ, не отвечают действительности или требованиям стандарта;
- заявитель предоставил не полный пакет документации.
Если решение отрицательное, в заданные сроки заявитель выполняет предписания и устраняет несоответствия. При отсутствии нарушений документ, составленный согласно ГОСТ 30333, регистрируется.
Порядок оформления и регистрации документов
Разработка и регистрация паспорта – ответственная процедура, которая не допускает ошибок и неточностей. Чтобы их предотвратить, можно обратиться к специалистам. Для этого необходимо подготовить:
- заявку с учредительной документацией, подтверждающей регистрацию заявителя в качестве ООО, ИП;
- информация о продукте, на который будет оформляться ПБ (свойства, степень негативного влияния на здоровье человека, экологию, взаимодействие с иными химическими соединениями и др.);
- ГОСТ или ТУ (технические условия), по которым производится продукт;
- разрешительные документы, выданные по Решению КТС № 299 (СГР) или подтверждающие соответствие техническим регламентам ТР ТС, ГОСТ.
Данный перечень может быть дополнен в зависимости от специфики заявленного вещества.
Далее выполняются следующие действия:
- Заявитель подает заявку с запрашиваемой документацией.
- Специалисты осуществляют анализ предоставленных заявителем данных.
- Проводится экспертиза образцов (проб) хим. продукции в лабораторных условиях испытательных лабораториях на соответствие профильному ГОСТ (или иному нормативному документу).
- Результаты обрабатываются и оформляются документально – в протоколах, отчетах, актах, экспертных заключениях.
- При необходимости – оформляются разрешительные документы, по желанию – проводится добровольная сертификация.
Далее выполняются стадии разработки ПБ, согласования с заказчиком, регистрации в «НП КИЦ СНГ».
Заказать услуги по разработке паспорта можно в центре сертификации «Востоктест». Компания имеет большой опыт оказания данных услуг.
Для сотрудничества достаточно сделать звонок по телефону или заполнить онлайн-заявку на сайте vostoktest.ru. Помощь специалистов сэкономит время, предотвратит ошибки, штрафы. Эксперты центра рассчитают стоимость, ответят на все вопросы по продукции и доставке документов. Поможем оформить разрешительную документацию, отказное письмо, сертификаты ИСО, разработать технические условия и этикетки.
Консультации бесплатные, обращайтесь.