РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ИНСТИТУТА
ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ В АПК РФ
Алёхина Ольга Михайловна, ассистент кафедры гражданского
права и процесса Института права Тамбовского государственного университета (ТГУ)
им. Г.Р. Державина
аспирант Института права
ТГУ
Арбитражные суды РФ занимают важное место в системе
обеспечения законных прав и интересов участников экономического оборота, что
определяется их широкими полномочиями по разрешению экономических и иных споров
в сфере предпринимательской деятельности. Арбитражный процессуальный кодекс РФ,
вступивший в силу с 1 сентября 2002 года (Федеральный закон от 24. 07. 2002 №
96-ФЗ), по сравнению с ранее действующими АПК РФ 1992 и 1995 гг. значительно
расширил компетенцию арбитражных судов и более детально урегулировал институт
подведомственности. АПК РФ 1995 г. содержал всего две статьи, регламентирующие
данный круг вопросов (ст. 22, 23), а в АПК РФ 2002 г. подведомственность
регулируют семь статей, (ст. 27-33).
Подведомственность определяет компетенцию системы арбитражных
судов РФ в целом, отделяя ее от компетенции других судов и иных органов,
полномочных разрешать юридические дела. Под подведомственностью или предметной
компетенцией традиционно понимают круг дел, отнесенных федеральным законом к
рассмотрению и разрешению системы арбитражных судов РФ
Следствием полисистемности в судоустройстве стала возможность
выделения в рамках судебной власти особой её разновидности арбитражно-судебной
ветви власти, носителями которой являются все арбитражные суды в целом и каждый
судебный орган в отдельности, выступая при этом как самостоятельные и
равноправные элементы Российской судебной системы. Однако, создание системы
арбитражных судов РФ повлекло за собой комплекс проблем, связанных с
разграничением подведомственности между арбитражными судами и судами общей
юрисдикции, что породило необходимость четкой регламентации института
подведомственности дел арбитражным судам в АПК РФ.
Новый АПК РФ 2002 г. существенно изменил значение и критерии
подведомственности дел арбитражным судам, расширив пределы их юрисдикции
(особенно в сфере публичных правоотношений). Ранее подведомственность
рассматривалась в качестве предпосылки права на предъявление иска и ее
отсутствие исключало возможность обращения в арбитражный суд (п.1 ч.1 ст.107 АПК
РФ 1995). Действующим АПК РФ отказ в принятии искового заявления не предусмотрен
вовсе, в том числе и по этому основанию. В связи с этим даже при явной
неподведомственности дела, арбитражный суд обязан принять его к производству, а
затем прекратить по п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ. Кроме того, одними из важнейших
новелл Кодекса являются отход от традиционных критериев определения
подведомственности дел арбитражным судам и более четкое разграничение
компетенции между данными судами и судами общей юрисдикции (преимущественно по предметному
критерию). Появился
новый вид подведомственности – специальной (ст. 33), дела по которой
рассматриваются арбитражными судами независимо от субъектного состава. В
соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 АПК РФ можно сделать вывод, что если федеральный
закон относит разрешение того или иного спора к ведению арбитражных судов, то
суд обязан рассмотреть его, кто бы в этом споре ни участвовал. При этом ст. 27
значительно расширяет состав участников арбитражных споров по сравнению с
положениями ст. 22 АПК РФ 1995 г. Принципиально новым является положение ч. 4
ст. 27 Кодекса, предусматривающее, что заявление, принятое арбитражным судом к
своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть
рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет
привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в
качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно
предмета спора. Анализ ст. 28 – 33 АПК РФ показывает, что традиционные способы
(критерии) определения подведомственности по характеру спорного правоотношения и
субъектному составу, выработанные и широко ранее использовавшиеся процессуальной
доктриной и практикой, сохранены только в отношении дел искового производства, а
административные споры и дела особого производства подведомственны арбитражному
суду теперь только в случаях, прямо предусмотренных АПК РФ или федеральным
законом. Следовательно, в данных случаях в качестве основного используется предметный
критерий подведомственности (хотя понятие «экономический спор» вновь
законодательно не определено), а субъектный состав спора является
факультативным критерием.
Новый АПК РФ не приводит примерного перечня экономических
споров, в отличие от ч.2ст.22 АПК РФ 1995 г., однако, определяет общие категории
дел, отнесенных к подведомственности арбитражных судов, и правила
судопроизводства, по которым они должны рассматриваться. В соответствии со ст.
27-33 АПК РФ арбитражным судам подведомственны в настоящее время следующие
категории дел : 1) экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских
правоотношений; 2) споры, возникающие из административных и иных публичных
правоотношений (включены новеллы об оспаривании нормативных правовых актов,
затрагивающих права и интересы субъектов в сфере предпринимательской
деятельности); 3) дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; 4)
дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на
принудительное исполнение решений третейских судов; 5) дела о признании и
приведении в исполнение решений иностранных судов; 6) специальная
подведомственность (в частности, дела о защите деловой репутации, о
несостоятельности (банкротстве) и ряд других).
Таким образом, общие правила отнесения дел к компетенции
арбитражных судов устанавливаются в ст. 27 АПК РФ и заключаются в сочетании
следующих критериев: характера спорного правоотношения и субъектного состава
участников спора, однако, существенные отступления от этих критериев установлены
специальными нормами (ст. 29, 32, 33 АПК РФ).
Поступила в редакцию
31.10.2003.