Имплементация
норм
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод и
судебной
практики
Европейского
суда по
правам
человека в
российское
законодательство.
Обухова
Елена
Сергеевна
С
введением в
действие в 1993
году новой
Конституции
Российской
Федерации
были
закреплены
принципиально
новые нормы,
гарантирующие
обеспечение
защиты прав
человека в
России.
Многие
конституционные
положения,
закрепившие
правовой
статус
человека и
гражданина,
были
развернуты в
последующем
в
федеральном
законодательстве,
но немало из
этих
положений
еще
нуждается в
дальнейшей
детализации
и развитии в
текущей
российской
правовой
системе. В
последние
годы
принимаемые
в Российской
Федерации
законодательные
акты, как
правило,
проходят
экспертизу с
учетом их
соответствия
международному
и
европейскому
праву, и в
частности,
нормам
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод.
При
рассмотрении
вопроса о
соответствии
российского
законодательства
нормам
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод
необходимо
учитывать
судебную
практику
Европейского
суда по
правам
человека, так
как
Европейский
суд
действует в
рамках
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод и в
своих
решениях
дает
толкование
нормам
указанной
Конвенции.
Сопоставление
правовых
норм
Конституции
Российской
Федерации,
ряда
федеральных
конституционных
и
федеральных
законов,
защищающих
права
человека,
других
законодательных
актов
Российской
Федерации и
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод,
решений
Европейского
суда по
правам
человека,
некоторых
других
правовых
актов Совета
Европы дают
основание
утверждать,
что
российское
законодательство
уже во многом
соответствует
европейским
стандартам в
этой сфере.
Однако этот
процесс еще
далеко не
завершен.
В этой
связи,
целесообразно
проанализировать
процесс
имплементации
норм
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
решений
Европейского
суда по
правам
человека в
правовую
систему
Российской
Федерации в
связи с
необходимостью
дальнейшего
совершенствования
российского
законодательства
в области
защиты прав
человека и
основных
свобод.
Следует
отметить, что
еще задолго
до
вступления
России в
Совет Европы
и
ратификации
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод, с 1992
года
Российская
Федерация
принимала
участие в
различных
направлениях
деятельности
Совета
Европы,
подключилась
к выполнению
межправительственных
программ
взаимного
сотрудничества
и содействия,
в частности, в
области
правовых
реформ,
защиты прав
человека, с
целью
приведения
отечественного
законодательства
в
соответствие
с нормами
европейского
института
защиты прав
человека и
основных
свобод.
Начиная с
этого
периода
важнейшие
положения
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод
и решения
Европейского
суда по
правам
человека
стали
находить
свое
отражение в
различных
законодательных
актах,
вступивших в
силу в нашей
стране.
Так,
Российская
Федерация
ратифицировала
«Конвенцию о
защите прав
человека и
основных
свобод» от 4
ноября 1950 года
с
изменениями,
внесенными
Протоколами
к ней
Федеральным
законом «О
ратификации
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод и
Протоколов к
ней» от 30
марта 1998 года
№54-ФЗ.
С
момента
ратификации
Российской
Федерацией
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод и
Протоколов к
ней, а также
признания в
полном
объеме
юрисдикции
Европейского
суда по
правам
человека,
нормы данной
Конвенции и
решения
Европейского
суда по
правам
человека
образуют
неотъемлемую
составную
часть
правовой
системы
Российской
Федерации и
имеют
приоритет
перед
внутренним
законодательством,
так как с
принятием
Конституции
Российской
Федерации в 1993
году были
внесены
очень важные
изменения в
подход
России к
выполнению
международных
обязательств
и правовому
режиму
международных
договоров.
Согласно ст. 15
п. 4
Конституции
Российской
Федерации
«общепризнанные
принципы и
нормы
международного
права и
международные
договоры
Российской
Федерации
являются
составной
частью ее
правовой
системы. Если
международным
договором
Российской
Федерации
установлены
иные правила
чем
предусмотренные
законом, то
применяются
правила
международного
договора».
Таким
образом, на
конституционном
уровне
впервые был
признан
принцип, в
соответствии
с котором все
международные
договоры
Российской
Федерации,
ратифицированные
должным
образом и
введенные в
действие,
становятся
составной
частью
национальной
правовой
системы и для
этого не
требуется
принятия
каких-либо
дополнительных
актов
имплементации.
Учитывая
опыт
международного
сотрудничества
в правовой
сфере, а также
мнение
Европейского
суда по
правам
человека,
следует
признать, что
наиболее
эффективным
средством
для
реализации
положений
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод
является их
инкорпорация
в российскую
правовую
систему, то
есть
непосредственное
включение
европейских
правовых
норм во
внутригосударственные
акты.
Включение
международных
и
европейских
норм по
правам
человека в
российскую
правовую
систему
происходит
как в виде
непосредственного
внедрения их
в отдельные
положения
Конституции
Российской
Федерации,
конституционные
и
федеральные
законы, так и
путем
подписания и
ратификации
нашей
страной
международных
конвенций,
соглашений и
договоров,
которые
содержат
такие
нормы.
Однако
при
применении
европейского
опыта в
организации
защиты прав
человека
Россия
должна
учитывать
свои
национальные
особенности
и интересы, и
в то же время
сочетать их с
интересами
других
стран.
В
связи с
ратификацией
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод и
решений
Европейского
суда по
правам
человека, в
российской
правовой
системе
расширилось
представление
о правах
человека. В
это понятие
были
включены
европейские
правовые
нормы и
принципы,
отражающие
жизненно
необходимые
права и
основные
свободы
человека, их
юридические
гарантии.
Несмотря
на то, что еще
до
ратификации
Европейской
конвенции и
принятия
юрисдикции
Европейского
суда по
правам
человека
российскими
властями
были
предприняты
действия по
инкорпорации
европейских
стандартов
защиты прав
человека в
правовую
систему
Российской
Федерации, до
настоящего
времени в
российском
законодательстве
существуют
серьезные
разногласия
с нормами
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод и
решений
Европейского
суда по
правам
человека. Тем
не менее, на
сегодняшний
день можно
утверждать,
что
законотворческими
органами
Российской
Федерации
была
проделана
серьезная
работа по
приведению
российского
законодательства
в
соответствие
с нормами
европейского
права в
области
защиты прав
человека.
Так,
в целях
приведения
российского
законодательства
в
соответствие
с нормами
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод и
решений
Европейского
суда по
правам
человека
группой
известных
отечественных
юристов –
международников,
доктором
юридических
наук,
профессором
Ю.М.
Колосовым,
доктором
юридических
наук,
профессором
Л.М. Энтиным,
доктором
юридических
наук,
профессором
И.Л.
Петрухиным и
доктором
юридических
наук,
профессором,
судьей
Европейского
суда по
правам
человека от
Российской
Федерации А.И.
Ковлером и
другими, была
проведена
значительная
работа по
сопоставлению
национального
законодательства
и практики с
принципами и
стандартами
Совета
Европы на
базе
Института
Европейского
права МГИМО(у)
и Института
государства
и права РАН в
рамках
Программы
сотрудничества
Совета
Европы,
Европейской
Комиссии и
Российской
Федерации.
Предпринятый
группой
экспертов
правовой
анализ
установил
необходимость
корректировки
целого ряда
законодательных
актов
Российской
Федерации,
издания
нормативно-правовых
актов,
восполняющих
имеющиеся
пробелы, а
также
радикального
изменения
правоприменительной
практики
российских
государственных
органов,
противоречащей
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод.
По
итогам
экспертного
исследования
Главным
государственно-правовым
управлением
Президента
Российской
Федерации
был
разработан
План
подготовки в
1998 году
первоочередных
законопроектов
для
приведения
законодательства
Российской
Федерации в
соответствие
с Конвенцией
о защите прав
человека и
основных
свобод,
который был
утвержден
Президентом
Российской
Федерации 29
марта 1998 года №
ПР-437.
В
указанном
Плане были
определены
первостепенные
и наиболее
важные
направления
реформирования
российского
законодательства
в русле
требований
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод и
решений
Европейского
суда по
правам
человека. В
соответствии
с Планом был
подготовлен
проект
Федерального
закона «О
внесении
изменений и
дополнений в
некоторые
законодательные
акты
Российской
Федерации в
связи с
ратификацией
Конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод»,
который был
подписан
Президентом
РФ 20 марта 2001
года №
26-ФЗ.
Указанным
Федеральным
законом были
внесены
изменения и
дополнения в
Уголовный
кодекс
Российской
Федерации,
Уголовно-исполнительный
кодекс
Российской
Федерации,
Уголовно-процессуальный
кодекс
РСФСР,
Кодекс РСФСР
об
административных
правонарушениях,
Федеральный
закон «Об
оперативно-розыскной
деятельности».
Эти
законодательные
изменения
были
полностью
включены в
позже
принятые
новые
Уголовно-процессуальный
кодекс
Российской
Федерации и
Кодекс
Российской
Федерации об
административных
правонарушениях.
В
частности,
упомянутым
Федеральным
законом от 20
марта 2001 года
«О внесении
изменений и
дополнений в
некоторые
законодательные
акты
Российской
Федерации в
связи с
ратификацией
Конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод» было
внесено
дополнение
части 2 статьи
102 Уголовного
кодекса
Российской
Федерации,
направленное
на более
полное
обеспечение
прав лиц, в
отношении
которых
применяются
принудительные
меры
медицинского
характера.
Этим лицам, в
соответствии
с
Федеральным
законом,
предоставлено
право
самостоятельно
ставить
вопрос об
изменении им
вида
принудительного
лечения или
об отмене
такого
лечения.
Такое же
право
предоставлено
их законным
представителям
и (или)
близким
родственникам.
Кроме того,
освидетельствование
такого лица
может
проводиться
по
инициативе
лечащего
врача, если в
процессе
лечения он
пришел к
выводу о
необходимости
изменения
принудительной
меры
медицинского
характера
либо
прекращения
ее
применения.
Также,
ст. 139
Уголовного
кодекса
Российской
Федерации
была
дополнена
примечанием,
в котором
дается
понятие
«жилища».
Понятие
«жилища»
распространяется
на все статьи
Уголовного
кодекса РФ, в
которых оно
использовано.
Эта
законодательная
новелла
учитывает
расширительное
толкование
понятия
«жилища» в
решениях
Европейского
суда по
правам
человека, и
тем самым
позволяет в
большей
степени
обеспечивать
гарантии
неприкосновенности
частной
собственности
граждан, и в
частности, их
жилых
помещений.
Изменения
и дополнения
коснулись и
Уголовно-процессуального
кодекса
РСФСР, и были
направлены
на
обеспечение
обвиняемого
(подозреваемого)
защитником
по делам,
связанным по
применению
принудительных
мер
медицинского
характера.
Кроме того,
внесенными
изменениями
был устранен
пробел в
Уголовно-процессуальном
кодексе
РСФСР и
Федеральном
законе «Об
оперативно-розыскной
деятельности»,
касающийся
особенностей
использования,
хранения и
уничтожения
фонограмм с
записями
прослушивания
лиц,
подозреваемых
в совершении
преступлений.
Внесенное
изменение в
часть вторую
ст. 91
Уголовно-исполнительного
кодекса
Российской
Федерации
установило,
что
«переписка
осужденного
с судом,
прокуратурой,
вышестоящим
органом
уголовно-исполнительной
системы,
Уполномоченным
по правам
человека в
Российской
Федерации, а
также
переписка
осужденного
с защитником
или иным
лицом,
оказывающим
юридическую
помощь на
законных
основаниях,
цензуре не
подлежит».
Данное
положение
отражает
требование
статьи 8
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод и
полностью
соответствует
практике
Европейского
суда по
правам
человека.
Изменения
и дополнения,
внесенные в
Кодекс РСФСР
об
административных
правонарушениях
были
направлены
на создание
равных
условий для
правонарушителя
и для
потерпевшего
от
совершенного
правонарушения.
В связи с
этим,
Федеральным
законом от 20
марта 2001 года
«О внесении
изменений и
дополнений в
некоторые
законодательные
акты
Российской
Федерации в
связи с
ратификацией
Конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод» был
закреплен
принцип
состязательности
участников
производства
по делам об
административных
правонарушениях.
Внесенные
вышеуказанным
Федеральным
законом
дополнения и
изменения,
направленные
на
приведение
российского
национального
законодательства
в
соответствие
с нормами
Европейской
конвенции о
правах
человека и
его основных
свобод в
значительной
мере
коснулись
Уголовно-процессуального
кодекса
РСФСР,
которые
полностью
были
включены в
разработанный
и принятый
впоследствии
Уголовно-процессуальный
кодекс
Российской
Федерации,
вступивший в
силу с 1 июля 2002
года.
Кроме
того,
положения
Плана
указали на
необходимость
исключения
из
российского
законодательства
положений,
устанавливающих
полномочия
комиссий по
делам
несовершеннолетних
по
применению
принуждения
и
ограничения
свободы во
внесудебном
порядке.
Вместе с тем,
были
необходимы
дополнительные
исследования,
в какой
степени
положения
законодательства
Российской
Федерации
относительно
профилактики
и борьбы с
несовершеннолетними
правонарушителями
соответствуют
Европейским
стандартам в
области прав
человека.
Поскольку
при
обсуждении
указанных
проблем
различными
ведомствами
были
высказаны
различные
точки зрения,
Главное
государственно-правовое
управление
Президента
Российской
Федерации
выступило с
инициативой
передачи на
экспертизу в
Совет Европы
в рамках
программы
Европейской
Комиссии и
Совета
Европы по
укреплению
федеральной
структуры,
введению
механизмов
защиты прав
человека и
реформе
правовой
системы в
Российской
Федерации
двух
нормативно-правовых
актов –
Закона РСФСР
«О
милиции»
и
Федерального
закона «Об
основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних».
В
целом,
эксперты
Совета
Европы
пришли к
заключению,
что Закон
РСФСР «О
милиции» не
противоречит
каким – либо
серьезным
образом
«духу и
букве»
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод и
судебной
практике
Европейского
суда по
правам
человека. В
связи с этим,
было принято
решение не
вносить на
данном этапе
изменения в
Закон РСФСР
«О милиции».
Однако
серьезную
озабоченность
у экспертов
Совета
Европы
вызвал
Федеральный
закон «Об
основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних»
от 24 июня 1999 года
№
120-ФЗ.
По мнению
экспертов,
ряд
положений
закона
противоречит
требованиям
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод, а
также
Европейской
конвенции по
предупреждении
пыток и
бесчеловечного
или
унижающего
человеческое
достоинство
обращения
или
наказания
1987г.
Таким
образом, по
итогам
проведенной
экспертизы
летом 2000 года
Президент
Российской
Федерации
дал
поручение
соответствующим
министерствам
и ведомствам
представить
предложения
по внесению
необходимых
корректив в
российское
законодательство.
В
связи с этим
и с учетом
выводов
экспертов
Совета
Европы
относительно
ряда
положений
Федерального
закона «Об
основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних»
Минюстом
России
совместно с
Минтрудом
России,
Минобразованием
России,
Минздравом
России, МВД
России,
Минобороны
России при
участии
Верховного
Суда
Российской
Федерации,
Генеральлной
прокуратуры
Российской
Федерации,
Уполномоченного
Российской
Федерации
при
Европейской
суде по
правам
человека и
Главного
государственно-правового
управления
Президента
Российской
Федерации
был
подготовлен
проект
Федерального
закона «О
внесении
изменений и
дополнений в
Федеральный
закон «Об
основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних»
и другие
законодательные
акты
Российской
Федерации».
В
настоящее
время
Федеральный
закон «О
внесении
изменений и
дополнений в
Федеральный
закон «Об
основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних»
еще не принят
и находится
на
рассмотрении
в
Федеральном
Собрании.
Таким
образом, с
принятием в
рамках
реализации
Плана
подготовки в
1998 году
первоочередных
законопроектов
для
приведения
законодательства
Российской
Федерации в
соответствие
с Конвенцией
о защите прав
человека и
основных
свобод
Федерального
закона от 20
марта 2001 года
«О внесении
изменений и
дополнений в
некоторые
законодательные
акты
Российской
Федерации в
связи с
ратификацией
Конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод» и
разработкой
Федерального
закона «О
внесении
изменений и
дополнений в
Федеральный
закон «Об
основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних»»
Российская
Федерация
предприняла
первые
основные
шаги на пути
приведения
российского
законодательства
в
соответствие
с нормами
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод и
решений
Европейского
суда по
правам
человека, что
указывает на
готовность
российских
властей
следовать
своим
обязательствам,
которые
Россия взяла
на себя с
ратификацией
указанной
Конвенции и
признанием
юрисдикции
Европейского
суда по
правам
человека.
Также,
целесообразно
проанализировать
другие
законодательные
акты
Российской
Федерации,
содержащие
основные
права и
свободы
человека и
гражданина,
на
соответствие
их нормам
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод и
решениям
Европейского
суда по
правам
человека, для
выявления
несоответствия
отдельных
положений
российского
законодательства
указанным
нормам и
решениям и
предупреждения
дальнейших
нарушений
российским
правом
европейских
стандартов в
сфере защиты
прав
человека.
В
целом,
существует
не так много
правовых
различий
между
российским
законодательством
и правовыми
стандартами
Совета
Европы в
вопросах,
отражающих
основные,
«естественные»
права
человека:
право на
жизнь; отмена
смертной
казни;
равенство
всех перед
законом и
судом;
недопустимость
дискриминации;
запрещение
пыток,
насилия,
другого
жестокого
или
унижающего
человеческое
достоинство
обращения
или
наказания;
право на
свободу и
личную
безопасность
и других
основополагающих
прав
человека. Эти
права были
значительно
расширены в
российском
законодательстве
с принятием
Парламентом
России
Федерального
конституционного
закона «О
Конституционном
суде
Российской
Федерации»
от 21 июля 1994 года
№
1-ФКЗ,
Федерального
закона «О
содержании
под стражей
подозреваемых
и обвиняемых
в совершении
преступлений»
от 15 июля 1995 года
№
103-ФЗ,
Уголовного
кодекса от 13
июня 1996 года №
63-ФЗ
и других
законодательных
актов.
Следует
подчеркнуть,
что в
Уголовном
кодексе
Российской
Федерации
получили
воплощение
международные,
а также и
европейские
стандарты по
правам
человека.
Прежде всего
это
отражается в
формировании
задач,
принципов и
норм как
общей, так и
особенных
частей
Уголовного
кодекса
Российской
Федерации.
Его главной
целью
определена
охрана прав и
свобод
человека и
гражданина (п.
1, ст. 2 УК РФ),
соответственно
Особенная
часть на
первое место
ставит
защиту от
преступных
посягательств
основных
общечеловеческих
ценностей:
жизнь,
здоровье,
свободу,
честь и
достоинство,
конституционные
права и
свободы
человека и
гражданина,
семью и права
детей. Таким
образом,
права
человека как
определяющее
для всего
Уголовного
кодекса
Российской
Федерации
закреплено
впервые в
российском
уголовном
законе и в
системе
принципов,
сформулированных
в качестве
его
самостоятельных
частей (ст. 3-8 УК
РФ).
Среди
принципов,
которые
воспроизводят
международные
и
европейские
стандарты и
имеют особое
значение для
нашей
правоприменительной
практики, в
Общей части
Уголовного
кодекса РФ
следует
выделить
принцип
гуманизма (ст.
7 УК РФ).
Содержательно,
гуманизм
проявляется
в
объединении
двух начал:
обеспечении
безопасности
членов
общества от
преступных
посягательств
и в
одновременном
обеспечении
гуманного и
справедливого
уголовного
наказания
лицам,
преступившим
закон.
В
международном
праве прочно
утвердился
принцип
уголовной
ответственности
физических
лиц, виновных
в совершении
международных
преступлений.
Так, в
Уголовном
кодексе РФ
устанавливается
уголовная
ответственность
за:
планирование,
подготовку
развязывания
или ведение
агрессивной
войны (ст. 335 УК
РФ); публичные
призывы к
агрессивной
войне (ст. 354 УК
РФ);
производство
или
распространения
оружия
массового
поражения (ст.
355 УК РФ);
применения
запрещенных
средств и
методов
ведения
войны (ст. 356 УК
РФ); геноцид
(ст. 357 УК РФ);
экоцид (ст. 350 УК
РФ);
наемничество
(ст. 359 УК РФ);
нападение на
лиц или
учреждения,
которые
пользуются
международной
защитой (ст. 360
УК
РФ).
Таким
образом,
можно
сделать
вывод, что в
целом
основные
международные
стандарты в
области
защиты прав
человека, а в
частности,
нормы
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод и
судебной
практики
Европейского
суда по
правам
человека,
нашли свое
отражение в
новом
Уголовном
кодексе
Российской
Федерации.
Однако,
нерешенным в
законодательном
плане пока
остается для
России
вопрос о
введении
моратория на
применения
смертной
казни и ее
отмены в
стране, что не
соответствует
требованиям
ст. 1
Протокола № 6
к
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод:
«Смертная
казнь
отменяется.
Никто не
может быть
приговорен к
смертной
казни или
казнен».
Хотя
в
Конституции
Российской
Федерации и в
Уголовном
кодексе
Российской
Федерации
содержаться
нормы о
применении
смертной
казни в
стране,
фактически
Указом
Президента
Российской
Федерации «О
поэтапном
сокращении
применения
смертной
казни в связи
с вхождением
России в
Совет
Европы»
с 4
августа 1996
года
осуществляется
мораторий на
применение
смертной
казни.
Конституционный
Суд
Российской
Федерации в
своем
постановлении
от 2 февраля 1999
года,
учитывая, что
во многих
регионах
страны
нарушается
право
подсудимых
на суд
присяжных,
ввел
мораторий на
внесение
смертных
приговоров, а
Президент
Российской
Федерации
Указом от 3
июня 1999 года
отменил
исполнение
всех уже
вынесенных
смертных
приговоров в
стране.
Вместе
с тем, Россия
не выполнила
обязательство
перед
Советом
Европы в этой
области, не
приняв
закона об
отмене
смертной
казни. «На
отношение
российских
парламентариев
к этому
вопросу
оказывает
влияние
продолжающееся
ухудшение
криминогенной
обстановки в
стране, и, в
связи с этим, -
не
популярность
у
подавляющей
части
населения
идеи об
отменене
смертной
казни».
В
апреле 1998 года
перед
Государственной
Думой
Российской
Федерации
был
поставлен
вопрос об
отменен
смертной
казни, однако
законопроект
Президента
Российской
Федерации
был
отвергнут 176
голосами
против
75.
6 августа 1999
года
Правительство
Российской
Федерации
еще раз
представило
Протокол № 6
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод для
ратификации
в
Государственную
Думу, который
также не был
принят.
Позднее
эта проблема
была решена
самым
неожиданным
образом. В
феврале 1999
года
Конституционный
Суд
Российской
Федерации
вынес
решение о
том, что для
вынесения
приговора
применения
смертной
казни
обвиняемого
должен
судить суд
присяжных.
Конституционный
Суд
Российской
Федерации
особо
подчеркнул,
что там, где
нет
возможности
проведения
судебного
заседания с
участием
присяжных, не
может быть
вынесен
смертный
приговор. То,
что
замышлялось
как
переходное
положение, в
действительности
оказалось
постоянным
ограничением
и,
следовательно,
противоречило
статье 19
«равенство
перед
законом»,
части 2 статьи
20 «право на
жизнь» и
части 1 статьи
46 «судебная
защита прав»
Конституции
Российской
Федерации.
Несмотря
на то, что
возможность
отмены
смертной
казни
вызывает
неоднозначное,
а порой и
резкое
осуждение
общественности,
Российской
Федерации
необходимо
законодательно
урегулировать
данный
вопрос,
возможно
путем
признания
отмены
смертной
казни, так как
Российская
Федерации
приняла на
себя
обязательство
ратифицировать
Протокол № 6
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод,
который
отменяет
применение
смертной
казни в
мирное
время.
Следует
отметить, что
Конституция
Российской
Федерации в
отличие от
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод (п. 2 ст. 2)
не содержит
четкого
положения об
«абсолютно
необходимых»
основаниях
лишения
жизни.
В
рамках
приведения в
соответствие
российского
законодательства
нормам
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод и
решениям
Европейского
суда по
правам
человека в
целый ряд
российских
нормативно-правовых
актов,
регламентирующих
права и
обязанности
военнослужащих,
были внесены
изменения и
дополнения, и
также
приняты
новые
федеральные
законы.
Подвергшееся
ранее
критике со
стороны
международных
экспертов
правовое
положение
российских
военнослужащих
в настоящее
время в целом
отвечает
европейским
стандартам,
закрепленным
в том числе в
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод. Всего
за последнее
время было
принято
свыше 300
нормативных
актов,
регламентирующих
правовое
положение
военнослужащих.
Основные
положения
этих
правовых
новелл вошли
в новые
федеральные
законы: «О
статусе
военнослужащих»,
«О воинской
обязанности
и военной
службе»,
«Об
обязательном
государственном
страховании
жизни и
здоровья
военнослужащих,
граждан,
призванных
на военные
сборы, лиц
рядового и
начальствующего
состава
органов
внутренних
дел
Российской
Федерации и
сотрудников
федеральных
органов
налоговой
полиции».
В Уголовном
кодексе
Российской
Федерации
предусмотрена
уголовная
ответственность
за
«нарушение
уставных
правил
взаимоотношений
между
военнослужащими
при
отсутствии
между ними
отношений
подчиненности,
связанное с
унижением
чести и
достоинства
или
издевательством
над
потерпевшим
либо
сопряженное
с насилием»
(ст.335 УК РФ), за
оскорбление
военнослужащего
(ст.336 УК РФ) и
другие
нарушения
его
прав.
Вместе
с тем многие
правовые
нормы в части
прохождения
гражданами
военной
службы,
особенно в
вопросах
защиты жизни
и здоровья
военнослужащих,
их личной
безопасности
не
реализуются
на
практике.
Указом
Президента
Российской
Федерации от
30 июня 2002 года «О
внесении
изменений в
общевоинские
уставы
Вооруженных
Сил
Российской
Федерации»
с 1 июля 2002 года
внесен ряд
изменений в
Дисциплинарный
устав и Устав
гарнизонной
и караульной
служб.
С
внесением
изменений в
Дисциплинарный
устав с 1 июля 2002
года
военнослужащий
может быть
арестован в
дисциплинарном
порядке
только по
судебному
решению, что
полностью
соответствует
нормам
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод.
Таким
образом, с
принятием
новых
основных
законов,
регламентирующих
деятельность
военнослужащих,
Федерального
закона «О
статусе
военнослужащих»
от 27 мая 1998 года
№ 76-ФЗ,
Федерального
закона «О
воинской
обязанности
и военной
службе» от 28
марта 1998 года №
53-ФЗ, Указа
Президента
Российской
Федерации от
30 июня 2002 года «О
внесении
изменений в
общевоинские
уставы
Вооруженных
Сил
Российской
Федерации»
правовое
положение
военнослужащих
в Российской
Федерации
улучшилось и
в настоящее
время в
большей
своей части
соответствует
нормам
Европейской
конвенции о
защите права
человека и
основных
свобод и
решениям
Европейского
суда по
правам
человека.
Следует
отметить, что
в российском
праве в
соответствии
с
европейскими
стандартами,
в том числе и
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод и
решениями
Европейского
суда по
правам
человека,
нашли
законодательное
закрепление
права,
призванные
обеспечить
неприкосновенность
частной
жизни
человека:
право на
свободу
передвижения
и запрещение
высылки
граждан,
право на
уважение
частной и
семейной
жизни, жилища
и
корреспонденции,
право на
защиту чести
и
достоинства,
права
иностранных
граждан и
другие.
Эти
права нашли
развернутое
обоснование
в ст. 23-27
Конституции
Российской
Федерации,
в Законе «О
праве
граждан
Российской
Федерации на
свободное
передвижения,
выбор места
пребывания и
жительства в
пределах
Российской
Федерации»
от 25 июня 1993 года
№
5242-1,
Части 1
Гражданского
кодекса
Российской
Федерации от
30 ноября 1994 года
№
52-ФЗ,
Семейном
кодексе
Российской
Федерации от
29 декабря 1995
года №
223-ФЗ,
Федеральном
законе «О
национально-культурной
автономии»
от17 июня 1996 года
№
74-ФЗ,
Федеральном
законе «О
порядке
выезда из
Российской
Федерации и
въезда в
Российскую
Федерацию»
от 15 агуста 1996
года №
114-ФЗ,
а также в
законах «О
беженцах» от 19
февраля 1993
года №
4528-1
и «О
вынужденных
переселенцах»
от 19 февраля
1993 года №
4530-1
и других
нормативно-правовых
актах
Российской
Федерации.
В
соответствии
с
требованиями
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод и
решений
Европейского
суда по
правам
человека, в
частности
Протоколов 4
(ст. 4) и 7 (ст.1) к
Конвенции
(«запрет
коллективной
высылки
иностранцев»,
«процедурные
гарантии в
случае
высылки
иностранцев»
и другие) было
более четко
определено
положение
иностранных
граждан с
учетом новых
внешнеполитических
и
международно-правовых
факторов с
принятием
Федерального
закона
Российской
Федерации «О
правовом
положении
иностранных
граждан в
Российской
Федерации».
Многие
права,
способствующие
духовной,
политической,
социокультурной,
профессиональной
и другой
социальной
самореализации
человека:
свобода
мысли,
совести и
вероисповедания;
свобода
выражения
мнения;
свобода
собраний и
ассоциаций;
право на
свободные
выборы: право
на труд; право
на
образование
и другие, - за
последние
годы
достаточно
четко
определены в
российском
законодательстве
в
соответствии
с
Европейской
конвенцией о
защите прав
человека и
основных
свобод и
европейскими
правовыми
стандартами
в
целом.
После
вступления
Российской
Федерации в
Совет Европы
с учетом
важнейших
положений
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод,
касающихся
выше
названных
прав, были
приняты
такие
определяющие
правовые
акты, как
Гражданский
кодекс
Российской
Федерации
(часть вторая)
от 26 января 1996
года №
114-ФЗ,
федеральные
законы: «О
занятости
населения в
Российской
Федерации»
от 19 апреля 1991
года №
1032-1,
«О
профессиональных
союзах, их
правах и
гарантиях
деятельности»
от 12 января 1996
года
№10-ФЗ,
«О свободе
совести и
религиозных
объединениях»
от 26 сентября 1997
года №
125-ФЗ,
а также
федеральные
законы,
которые
содержат
общие
принципы
организации
избирательной
системы,
гарантии
избирательных
прав граждан
и
регламентацию
проведения
выборов на
всех уровнях:
«Об основных
гарантиях
избирательных
прав и права
на участие в
референдуме
граждан
Российской
Федерации»
от 12 июня 2002 года
№
67-ФЗ,
«Об
обеспечении
конституционных
прав граждан
Российской
Федерации
избирать и
быть
избранными в
органы
местного
самоуправления»
от 26 ноября 1996
года №
138-ФЗ
и многие
другие
правовые
акты.
Важным
шагом
приведения
уровня
правовой
социальной
защищенности
работников
наемного
труда в
соответствии
с
европейскими
правовыми
стандартами,
утверждения
системы
государственного
регулирования
рынка труда,
контроля за
соблюдением
законодательства
о труде,
особенно за
выплатой
заработной
платы
явилось
принятие
нового
Трудового
кодекса
Российской
Федерации.
Следует
отметить, что,
учитывая
обязательства
Российской
Федерации
при
вступлении в
Совет Европы,
был принят
Федеральный
закон об
альтернативной
гражданской
службе,
который
вступает в
силу с 1
января 2004
года.
Он
предоставит
право
гражданам
Российской
Федерации,
чьи
убеждения
или
вероисповедания
противоречат
несению
военной
службы, а
также в иных
случаях,
заменить
военную
службу
альтернативной
гражданской
службой, как
это
предусмотрено
ст. 29
Конституции
Российской
Федерации.
Также
ряд
разногласий
с
европейскими
нормами,
регламентирующими
свободу
собраний и
ассоциаций и
политические
права, был
снят с
принятием
таких
законов, как
Указ
Президента
Российской
Федерации «О
порядке
организации
и проведения
митингов,
демонстраций,
уличных
шествий и
пикетирования»
от 25 мая 1992 года
№
524
и
Федеральный
закон «О
политических
партиях» от 11
июля 2001 года №
95-ФЗ.
Таким
образом, за
последние
годы в
Российской
Федерации
было принято
большое
количество
законодательных
актов,
предоставляющих
свободу
мысли,
совести и
вероисповедания,
свободу
выражения
мнения,
свободу
собраний и
ассоциаций,
политические
права, право
на труд и
образование,
что
позволяет
Российской
Федерации
интегрироваться
в
европейское
правовое
пространство.
Однако важно
не только
создать
норму,
регулирующую
указанные
права и
свободы, но и
обеспечить
ее
соблюдение и
обеспечение.
Также
в
законодательных
актах
Российской
Федерации
широкое
отражение
нашли права,
предоставляющие
человеку
судебную,
процессуальную
защиту его
прав и свобод,
а также
правовую
помощь, право
на
справедливое
судебное
разбирательство,
презумпция
невиновности,
наказание
исключительно
на основание
закона, право
на
эффективные
средства
правовой
защиты, право
на
компенсацию
в случае
судебной
ошибки и
другие. По
этой группе
прав
российское
законодательство
в
большинстве
случаев
соответствует
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод и
прецедентам
Европейского
суда по
правам
человека.
Совершенствование
процессуального
законодательства
и приведение
его в
соответствие
с
европейскими
нормами, в
частности,
статьями 5, 6 и 7
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод
связано с
принятием
нового
Уголовно-процессуального
кодекса
Российской
Федерации в
2002.
В
целом,
Российская
Федерация за
последние
несколько
лет, с момента
ратификации
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и по
настоящее
время,
провела
колоссальную
работу по
приведению
российского
законодательства
в
соответствие
с нормами
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод и
решениями
Европейского
суда по
правам
человека,
путем
имплементации
этих норм в
законодательство
России и
принятия
десятка
новых
основополагающих
федеральных
законов.
Таким
образом,
Российская
Федерации
практически
полностью
выполняет
взятые на
себя
обязательства
при
ратификации
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод по
приведению
российского
законодательства
в
соответствие
с основными
европейскими
стандартами
защиты прав
человека.
Тем
не менее,
существуют и
по настоящее
время
неразрешенные
противоречия
между
российским
законодательством
и нормами
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод и
прецедентными
решения
Европейского
суда по
правам
человека. Так,
до сих пор не
ясен вопрос
об отмене
смертной
казни в
Российской
Федерации,
так как при
ратификации
Европейской
конвенции
Россия
обязалась в
последствии
ратифицировать
Протокол № 6,
запрещающий
применение
смертной
казни.
Также,
важно
отметить, что
выполнение
обязательств
Российской
Федерацией,
взятых на
себя с
ратификацией
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод,
требует не
только
приведения
российского
законодательства
в
соответствие
с нормами
Конвенции и
судебной
практикой
Европейского
суда по
правам
человека
путем
принятия
соответствующих
законов, но и
соблюдения
их в
правоприменительной
практике.
Таким
образом,
Россия,
являясь
членом
Совета
Европы,
должна и
дальше
предпринимать
все
необходимые
меры по
приведению
российского
законодательства
в
соответствие
с основными
европейскими
стандартами
в сфере
защиты прав
человека и
основных
свобод, в
частности, с
нормами
Европейской
конвенции о
защите прав
человека и
основных
свобод и
решениями
Европейского
суда по
правам
человека, в
целях
признания
Российской
Федерации со
стороны
международного
и
европейского
сообщества
демократическим
государством,
которое
выполняет
взятые на
себя
международные
обязательства
и ставит
защиту прав
человека
главной
государственной
задачей.
Поступила
в редакцию
25.09.2003.