Вопросы
преподавания
основ
бухгалтерского
учета и
судебно-бухгалтерской
экспертизы в
юридическом
ВУЗе.
Сущенко
Наталья
Борисовна,доцент
Саратовской
государственной
академии
права, г.
Саратов
Современная
юридическая
практика
свидетельствует
о том, что
важнейшей
составной
частью
профессиональной
подготовки
юриста
является
знание
многих
экономических
вопросов,
касающихся
хозяйственной
деятельности
юридических
лиц, в том
числе и
знание Основ
бухгалтерского
учета. Спектр
применения
этих
познаний
юристами
достаточно
широк: он
определяется
действующим
уголовно-процессуальным
законодательством
(использование
специальных
бухгалтерских
познаний при
назначении
ревизионной,
аудиторской
проверки, при
назначении
судебно-бухгалтерской,
экономико-бухгалтерской
экспертиз;
оценка
активов
предприятий,
организаций
при
проведении
процедуры
банкротства;
претензионная
работа,
формирование
договорной
дисциплины
юристами
связано с
ежемесячным
анализом
состояния и
движения
дебиторской
задолженности
и т.д.
Изучение
основ
бухгалтерского
учета
соприкасается
с вопросами
гражданского,
финансового,
налогового
законодательства,
обеспечивая
системный
подход в
изучении
юриспруденции.
Так,
рассматривая
вопросы
авторского
права,
студенты-юристы
знакомятся
со
стоимостной
оценкой
интеллектуальной
собственности
предприятий,
организаций
через такой
объект учета
как
нематериальные
активы, и
порядком их
использования.
Изучение
предмета
Основы
бухгалтерского
учета и
судебно-бухгалтерской
экспертизы
связано с
проведением
математических
подсчетов:
это подсчет
итогов
бухгалтерского
баланса,
выведение
конечного
сальдо по
счетам,
определение
фактической
заготовительной
себестоимости
материалов,
применение
ставки
налога на
добавленную
стоимость и
т.д. В
некоторых
случаях эти
простейшие
математические
операции
вызывают
сложности у
студентов-гуманитариев.
Это
негативно
отражается
на
аналитической
способности
студента-юриста
при оценке
различных
правовых
ситуациях.
Актуальна
позиция Л.
Селезнева,
который
отмечает, что
в
Государственном
образовательном
стандарте
предусмотрен
курс
математики
по
специальности
"юриспруденция"
Автор
отмечает, что
"результаты
математического
моделирования
коллективного
поведения
позволяют
прогнозировать
поведение
как больших
групп людей,
так и
взаимоотношение
следователь-подозреваемый."
1 (Л.Селезнев.
Математические
методы в
юриспруденции.//
Законность,
№4, 2002.с.31).
Процесс
изучения
предмета –
это
двухстороннее
взаимоотношение
между
преподавателем
и студентом.
Его качество
зависит не
только от
профессиональной
подготовки
преподавателя
, но и от
готовности
студента
воспринимать
учебный
материал. Эта
готовность,
по нашему
мнению,
может
определяться
практическим
интересов
студента,
связанным с
его будущей
специальностью,
а также с
актуальностью
отдельных
проблем в
области
правонаруше
ний,
достаточно
широко
освещаемый в
средствах
массовой
информа
Ции,
а также в
материалах
судебной
практики.
Определение
интересующих
вопросов
курса Основы
бухгалтерского
учета и
судебно-бухгалтерской
экспертизы
или Судебной
бухгалтерии
поможет
заинтересовать
студентов на
лекциях и
практических
занятиях при
изучении
"скучного "
предмета.
Исследование
данного
вопроса
проводилось
при помощи
анкетирования.
Анкеты
раздавались
студентам,
обучающимся
на бюджетной
форме и среди
студентов
платников.
Метод
проведения
анкетирования-выборка,
в нее попали 8%
от
обучающихся
в Институте
прокуратуры
Саратовской
Государственной
академии
права (16 чел.) и 30%
обучающихся
в
ПРЮИНе.(Поволжский
региональный
юридический
институт
СГАП) 18 чел. Это
студенты 4
курса. Для
сбора
информации
по вопросам
изучения
Основ
бухгалтерского
учета и
судебно-бухгалтерской
экспертизы
была
представлена
следующая
анонимная
анкета с
вариантами
ответов,
которые
должны были
отметить
студенты:
1. Значение
предмета
"Основы
бухгалтерского
учета и
судебно-бухгалтерской
экспертизы:
А)
предмет дает
возможность
ознакомиться
с видами
финансовых
нарушений и
методами их
выявления;
Б)
дает
возможность
уяснить
значение
экспертизы в
следственном
и судебном
разбирательстве;
В)Предмет
имеет
второстепенное,
общеознакомительное
значение.
2. Какие
разделы
курса
наиболее
интересны и
важны по
вашему
мнению :
А)
Основы
бухгалтерского
учета и
бухгалтерская
отчетность;
Б)
Способы
финансовых
нарушений;
В)
Методы
проверки
учетных
документов
экспертом-бухгалтером.
3. Ваши
предложения
по формам
контроля:
А)
Экзамен;
Б)
Зачет;
В)
Письменное
тестирование;
Г)
Зачет по
итогам
ответов в
течение
срока
обучения
(семестра).
Результаты
анкетирования.
Табл. 1.
Ответ на 1 в.
ответ на 2 в.
Ответ на 3
в.
ПРЮИН - 18
человек
А)
– 8 чел. А) – 1
чел А) – О
чел.
Б) - 7
чел. Б) - 11
чел. Б) - 1
чел.
В )
– 3 чел В) - 7
чел. В) - 7
чел.
Г) – 10
чел.
Институт
Прокуратуры
– 16
человек
А)
– 11 чел. А) – 3
чел. А) - 0
чел.
Б) - 3
чел. Б) – 10
чел. Б) - 3
чел.
В) - 4
чел. В) - 7
чел. В) - 4
чел.
Г) - 12
чел.
Анализ
обработанных
анкет выявил
интересные
тенденции в
мнении
студентов-юристов
по
содержанию,
методике и
методах
контроля при
изучении
предмета
Основы
бухгалтерского
учета и
судебно-бухгалтерской
экспертизы. 55 % (19
чел.) из
общего числа
опрошенных (34
чел.) считают,
что изучение
предмета
должно
давать
возможность
ознакомиться
с видами
финансовых
нарушений и
методике их
выявления.
Эти цифры
отражают
интерес
студентов-юристов
к сути
проблемы и
отражают
необходимость
адаптации
экономических
познаний в
будущей
практической
деятельности.
10 чел. ( 29%)
считают, что
изучение
данного
предмета
должно идти в
направлении
использования
судебно-бухгалтерской
экспертизы в
следственных
действиях и в
суде. И 20 % (7 чел.)
не видят для
себя
практического
значения при
изучении
данного
предмета,
считая его
второстепенным,
общепознавательным.
При выборе
разделов
курса 21 чел. (62%0
назвали
разделы,
которые
должны быть
связаны с
способами
финансовых
нарушений, 14
чел. (41%) считают,
что методы
проверки
учетной
документации
экспертом
бухгалтером
должны
занимать
достойное
место в
изучении
предмета.
Разделы
курса, в
которых
рассматриваются
вопросы
основ
бухгалтерского
учета и
бухгалтерской
отчетности
в качестве
наиболее
интересных
оценивают
только 4 чел,
или 11%
опрошенных, и
это несмотря
на то, что
логическое
построение
доказательств
по делам
экономической
направленности
невозможно
при
отсутствии
знаний об
основах
ведения
бухгалтерского
учета и их
результатов,
отраженных в
бухгалтерской
отчетности.
Анализ форм
контроля,
которые
применимы
при проверке
знаний,
наибольшее
число
студентов
выбрали либо
тестирование
11 чел. (32%), либо
зачет,
поставленный
по итогам
ответов
предыдущих
занятий 22 чел. (65
%). Такой
подход
означает, по
нашему
мнению,
существование
психологического
порога,
который не
имеют
возможности
переступить
многие
студенты
гуманитарии
при изучении
экономических
вопросов , а
также
достаточной
сложностью
материала,
особенно в
современных
условиях
ведения
бухгалтерского
учета. Анализ
результатов
анкетирования
не зависит от
формы
обучения –
платная и
бюджетная
(бесплатная).
Анализ
общих
результатов
анкетирования
выражает
интерес
студентов-юристов
к данному
предмету, но
только с
позиции
применения
этих
познаний при
расследовании
экономических
преступлений.
Однако
изучение
любого
предмета, в
том числе и
Основ
бухгалтерского
учета и
судебно-бухгалтерской
экспертизы
требует
системного
подхода, так
как
бухгалтерский
учет есть
система
документации,
способов
отражения
хозяйственных
операций, при
этом анализ
именно всего
взаимосвязанного
целого, дает
возможность
выявить
деструктивные
явления
финансово-хозяйственной
деятельности.
Учебная
литература
по данному
предмету
представлена
учебниками,
учебными
пособиями
которые
освещают
предмет, как
правило в
двух
направлениях:
1. Учебная
литература
более ранних
периодов. В
учебниках
подробно
раскрываются
такие
вопросы как
понятие
бухгалтерского
баланса,
счетов,
основных
видов
хозяйственных
операций по
различным
объектам
учета с
вкраплениями
о видах
злоупотреблений
по объектам
учета, а также
вопросы об
инвентаризации,
ревизии,
судебно-бухгалтерской
экспертизе.
2. Учебники
и учебные
пособия,
которые
практический
не
раскрывают
вопросы учет
а и
отчетности, а
сосредоточены
на проблемах
ревизии,
экспертизы,
аудиторской
проверки,
раскрывают
виды
злоупотреблений
с
вкраплениями
теоретических
основ
бухгалтерского
учета. Такая
учебная
литература
носит , как
правило,
назначение
Судебная или
правовая
бухгалтерия.
Так учебник
для высших
учебных
заведений
Судебная
бухгалтерия,
под
ред.д.ю.н.проф.
С.П.
Голубятникова,М,.
1999 год
полностью
сориентирован
на изучение
защитных
функций
бухгалтерского
учета и основ
их
использования
в
юридической
практике, а
также
методике
выявления
злоупотреблений
с различными
объектами
учета,
судебно-бухгалтерской
экспертизе.
Учебник Т.М.
Дмитриенко,
С.Г. Чаадаев
Судебная
(правовая)
бухгалтерия.
М,. 1999 год
достаточно
подробно
освещает
вопросы
нормативного
регулирования
бухгалтерского
учета,
организации
и правового
регулирования
аудита в РФ, а
также
рассматривает
вопросы
судебно-экономической
экспертизы,
практически
не освещая
теории
бухгалтерского
учета.
Учебное
пособие
Судебная
бухгалтерия,
Е.С.
Дубоносов,
А.А. Петрухин ,
М.,2001 год
представляет
судебную
бухгалтерию
в схемах, при
этом акцент
при изучении
материала
делается
исключительно
на виды
нарушений
финансово-хозяйственной
деятельности
организаций,
а также
представлены
вопросы о
таких
методах
контроля как
инвентаризация,
ревизия по
заданию
правоохранительных
органов,
экспертиза.
Возможности
практического
применения
знаний в
области
бухгалтерского
учета
представлены
в пособии
для судей,
следователей,
экспертов,
арбитражных
управляющих,
А.М. Богомолов
Судебная
финансово-экономическая
экспертиза
по делам о
незаконном
получении
кредита и
банкротстве.
Правовое
регулирование
и
методологические
особенности.М,.2002.
Как видно из
представленной
учебной
литературы
сложилось
два
принципиальных
подхода при
изучении
вопросов
Основ
бухгалтерского
учета и
судебно-бухгалтерской
экспертизы:
изучение
основ
бухгалтерского
учета,
основных
видов
хозяйственных
операций и
злоупотреблений
с ними, а
также
вопросов
использования
специальных
бухгалтерских
познаний при
расследовании
преступлений
экономической
направленности,
и, изучение
методики
выявления
финансовых
нарушений с
использованием
всего
арсенала
исследования
учетной
документации
без
раскрытия
основ
бухгалтерского
учета и
отчетности. В
таких
условиях
формирование
курса
предмета
сопряжено с
использованием
достаточно
большого
круга
учебной
литературы с
различным
подходом к
данной
проблеме. По
нашему
мнению,
необходима
учебная
литература
для
юридических
вузов,
которая
содержала бы
в себе оба
этих
направления.
Изучение
данного
предмета
должно также
содержать
нормативный
материал по
бухгалтерскому
учету. По
выражению А.М.
Богомолова ,
правовой
нигилизм в
экономике,
вызванный
отсутствием
соответствующей
правовой
базы и
запоздалым
принятием
законов,
регулирующих
функционирование
новых
организационно-правовых
форм
собственности
привели к
криминализации
определенной
части
экономически
активного
населения
страны. 2 (А.М.
Богомолов.
Судебная
финансово-экономическая
экспертиза
по делам о
незаконном
получении
кредита и
банкротстве.
Правовое
регулирование
и
методологические
особенности.
Пособие для
судей,
следователей,
экспертов,
арбитражных
управляющих.М,.
2002.с.3.)
По
данным МВД
России на
начало 2000 года
преступления
экономической
направленности
составляли 10,5%
от общего
числа
зарегистрированных
преступлений,
что
составляла
около 400000
преступлений
за год. 3
(Экономика и
жизнь, № 31, 2001.) И
уголовная
статистика
делает
прогноз на
увеличение
числа
экономически=х
преступлений.
А вот
судебная
статистика
имеет другие
данные уже по
уголовным
делам,
ставшим
предметом
рассмотрения
в суде. На
основании
сведений
судебного
департамента
при
Верховном
суде РФ
Управление
судебного
департамента
в
Саратовской
области за 1999
год по судам
г.Саратова
представлены
дела :
1. по
ст.171 ч.2 УК – 1
уголовное
дело.
2. По
ст.175, ч.1 УК –5
уголовных
дел.
3. По
ст.194 – УК - 1
уголовное
дело.
4. По
ст.196 УК – 1
уголовное
дело
5. По
ст.199,ч.1 - 3
уголовных
дела
6. По
ст.199 ч.2 УК - 3
уголовных
дела.
Такая
"благополучная"
статистика
показывает,
что нередки
случаи, что
возбужденные
дела по
экономическим
преступлениям
не доходят до
суда,
следствие не
в состоянии
собрать
достаточное
количество
доказательств.
Однако
вполне
справедливо
можно
отметить, что
формирование
учебной
литературы
по Основам
бухгалтерской
учета
сопряжено в
настоящее
время с
большими
сложностями,
которые
вполне
объяснимы,
Это переход
Российского
бухгалтерского
учета на
международные
стандарты,
формирование
нового плана
счетов
бухгалтерского
учета, что
приводит к
скорому
"старению"
учебной
литературы.
Данная
проблема, по
нашему
мнению, со
временем
преодолима.
Это не может
быть
препятствием
для
формирования
полного
курса,
отвечающего
требованиям
современного
следствия.
Изучение
Основ
бухгалтерского
учета и
судебно-бухгалтерской
(экономической)
экспертизы
должно не
только
удовлетворять
интерес о том,
как
происходят
хищения
материальных
ценностей
или денежных
средств, но и
давать
прочные
познания в
области
бухгалтерского
учета,
которые
конечно
пригодятся в
практической
деятельности
следователей,
судей,
юристов на
производстве.
Нам
представляется,
что
программа
курса по
Основам
бухгалтерского
учета и
судебно-бухгалтерской,
экономической
экспертизы
должна
содержать
следующие
блоки тем:
1. Предмет
и метод
Бухгалтерского
учета, а также
комплексной
дисциплины
Судебная или
правовая
бухгалтерия.
2. Понятие
бухгалтерского
баланса и
бухгалтерских
счетов.
3. Документация
организации,
учетные
регистры,
механизированная
система
ведения
бухгалтерского
учета и
методы
контроля при
механизированной
системе
ведения
бухгалтерского
учета.
4. Бухгалтерский
учет
основных
видов
хозяйственных
операций и
проверка их
состояния с
целью
выявления
финансовых
нарушений,
условий
способствующих
формированию
деструктивных
явлений в
финансовой
деятельности
предприятий,
организаций.
5. Нормативное
регулирование
и порядок
проведения
инвентаризации
в целях
осуществления
контроля за
финансово-хозяйственной
деятельностью
организаций,
Инвентаризация
в
следствии.
6. Нормативное
регулирование
и порядок
проведения
ревизии,
аудиторской
проверки в
целях
осуществления
контроля за
финансово-хозяйственной
деятельностью
предприятий,
организаций.
Ревизия в
следствии.
7. Нормативное
регулирование
и порядок
назначения и
проведения
судебно-бухгалтерской
(экономической)
экспертизы.