Проблемы
развития
системы
исполнительной
власти в
Российской
Федерации
Волков
Валерий
Георгиевич,
инспектор
по особым
поручениям
Главного
правового
управления
МВД России,
Академия
управления
МВД России
Современная
конституционная
система
России
содержит в
себе ряд
принципов и
особенностей,
которые
задают
объективные
проблемы в
построении и
функционировании
системы
исполнительной
власти, в
осуществлении
ее
модернизации.
Во-первых,
речь идет о
двойственности
(дуалистичности)
системы
исполнительной
власти.
Фактически
сложилось:
разделение
полномочий
исполнительной
власти между
Президентом
РФ и
Правительством
РФ. При этом
один из этих
центров -
Правительство
РФ -
осуществляет
реальное
управление
финансовыми
и
материальными
потоками, а
другой -
Президент РФ -
несет
политическую
ответственность
за
экономические
результаты
деятельности
Правительства
РФ. Такая
двойственность
исполнительной
власти
порождает
разделение и
дублирование
функций
между
Администрацией
Президента
РФ, Советом
Безопасности
и
Правительством
РФ. То, что
внутри
исполнительной
власти
действуют
несколько
аппаратных
центров
выработки и
принятия
решений,
требует
выстраивания
и
поддержания
сложного
механизма
согласований
готовящихся
решений,
который по
определению
не может быть
оптимальным.
Другим
негативным
аспектом
сложившейся
ситуации, т.е.
односторонней
ориентации
Правительства
РФ на
Президента
РФ, является
ослабление
политической
ответственности
представительной
власти в лице
Государственной
Думы ФС РФ и
Совета
Федерации ФС
РФ за
результаты
проводимой
экономической
политики. Обе
палаты
российского
парламента
воспринимают
Правительство
РФ как некую
внешнюю силу,
с которой
политически
выгодно
находиться в
конфронтации,
оказывая
определенное
давление и на
Президента
РФ,
вынужденного
поддерживать
в лице
Правительства
РФ
исполнительную
власть как
таковую.
В
современных
условиях
надлежит,
прежде всего,
определиться
в том, какой
вариант
президентуры
предпочтительней
для
организации
власти в
России:
-
президент,
непосредственно
осуществляющий
руководство
исполнительной
властью,
стоящий на
вершине
исполнительной
вертикали;
-
президент,
выполняющий
функцию
координации
в системе
разделения
властей.
Совместить
эти два
начала в
деятельности
главы
государства
чрезвычайно
трудно.
Естественное
тяготение
Главы
государства
к
исполнительной
власти
постоянно
будет
отодвигать
на второй
план задачи
координации
деятельности
государственных
органов,
составляющих
различные
ветви власти:
законодательную,
исполнительную
и судебную.
Следовательно,
во главу угла
надо
поставить
одну из
функций.
В
настоящее
время
институт
президента
загружен
чрезмерно
большим
объемом дел в
сфере
исполнительной
власти, что
неизбежно
ограничивает
функции
правительства.
Изменение
акцента
деятельности
позволит
Главе
государства
в большей
мере
заниматься
стратегическими
вопросами
государственной
политики,
функционирования
системы
органов
исполнительной
власти и
взаимоотношений
федеральных
органов и
органов
субъектов
Федерации.
Правительству
РФ удастся
концентрировать
свои усилия
на решении
основных
экономических
и социальных
задач,
руководстве
звеньями
исполнительной
власти,
координации
и контроле за
их
деятельностью.
Следует
подчеркнуть,
что
координация
различных по
подведомственности
органов
является
самостоятельной
функцией
Главы
государства
и всей
системы
государственного
управления, и
она
приобретает
ведущее
значение в
правовом
государстве
в рамках
конституционно
закрепленной
системы
разделения
властей.
Выработка
и реализация
общенационального
политического
курса
требуют не
только
политической
воли главы
государства,
но и
согласованных
действий
органов
законодательной
и
исполнительной
власти на
всех уровнях.
Без
определения
совместных
целей и
взаимного
участия в их
реализации
они могут
принимать
решения,
исключающие
друг
друга.
После
вступления в
силу
Конституции
Российской
Федерации 1993 г.
предпринимались
неоднократные
попытки
реформирования
системы
органов
исполнительной
власти на
федеральном
уровне.
Однако в
основном эти
попытки
сводились к
упразднению
одних,
созданию
других и
изменению
иерархической
подчиненности
министерств
и ведомств,
образованию
многочисленных
комитетов и
комиссий при
Президенте
РФ.
Проведенная
работа по
анализу
формирования
и
функционирования
федеральных
органов
исполнительной
власти,
практики их
деятельности,
разработка
организационных
мер по
совершенствованию
бездействующей
структуры
органов
исполнительной
власти на
федеральном
уровне
позволяет
обосновать
вывод о
необходимости
разработки
специальной
федеральной
программы,
предметом
которой
должно стать
развитие
системы
исполнительной
власти в
Российской
Федерации.
Подобная
программа по
своему
содержанию и
форме должна
находиться в
рамках общей
концепции
проводимой в
Российской
Федерации
административной
реформы.
Высказываются
различные
мнения о
направленности
возможной
программы ее
реализации.
Следует
остановиться
на том
подходе,
который
предусматривает
следующие
направления
работы в
рамках
данной
программы:
а)
создание
органа,
специально
ориентированного
на
исследование
состояния
государственного
управления и
совершенствование
системы
исполнительной
власти;
б)
разработка
организационных
мер по
совершенствованию
действующей
структуры
органов
исполнительной
власти на
федеральном
уровне;
в)
организация
работы по
совершенствованию
правового
статуса
обновленной
системы
органов
исполнительной
власти.
Включение в
Программу
правовой
реформы
пакета актов
первоочередной
важности. Ряд
проектов
законов по
данной
проблематике
уже
предусмотрены
программами
работы
Президента
РФ,
Федерального
Собрания РФ и
Правительства
РФ;
г)
организация
координационных
механизмов
по
совершенствованию
информационных
процессов в
системе
исполнительной
власти РФ,
обеспечение
информатизации
этой «ветви»
государственной
власти;
е)
меры по
повышению
эффективности
организационных
механизмов в
деятельности
органов
исполнительной
власти, по
улучшению
взаимодействия
последней с
другими
ветвями
государственной
власти
России;
ж)
меры по
комплексному
обеспечению
и
постоянному
управлению
процессами
развития
системы
исполнительной
власти;
з)
ориентация
науки на
проведение
исследований
тенденций
развития и
изменения
природы
государственной
власти в
условиях
постиндустриального
информационного
общества.