Необходимость
реформирования
организации
и
деятельности
исполнительной
власти в
Российской
Федерации.
Волков
Валерий
Георгиевич,
инспектор
по особым
поручениям
Главного
правового
управления
МВД России,
Академия
управления
МВД России, г.
Москва
В
Российской
Федерации
важнейшей
задачей на
современном
этапе
является
реформирование
исполнительной
власти с
целью
существенного
повышения ее
эффективности.
Стратегическая
цель на этом
пути -
укрепление
государства
в лице всех
институтов и
всех уровней
власти. Без
решения этой
ключевой
проблемы не
достичь
успехов ни в
экономике, ни
в социальной
сфере. «Мы, -
сказал
Президент РФ
В.В. Путин в
Послании
Федеральному
Собранию РФ 2001
года, -
поставили
цель:
выстроить
четко
работающую
исполнительную
вертикаль,
добиться
правовой
дисциплины и
действенной
судебной
системы. И от
этой цели не
должны
отступать.
Именно здесь
сам механизм
реализации
государственных
решений,
эффективной
защиты прав
наших
граждан»[1].
Задач
у этой
реформы
несколько. Во-первых,
наведение
порядка в
отношениях
между
федеральным
и
региональным
уровнем
власти, так
как
отсутствие
четкого
разграничения
полномочий, а
также
работоспособного
механизма
взаимодействия
между
уровнями
власти
приводит к
большим
экономическим
и социальным
потерям. Для
решения этой
задачи
необходимо
определение
конкретных,
четких
полномочий
центра и
субъектов
Федерации в
рамках их
совместной
компетенции,
разграничение
федеральными
законами
предметов
ведения и
полномочий
между
федеральным
центром и
региональным
уровнем
управления. Во-вторых,
добиться
порядка в
системе
территориальных
структур
федеральных
органов
исполнительной
власти.
Сейчас они
финансово и
организационно
слабы,
дублируют
деятельность
региональных
органов и не в
состоянии
выполнять
подчас даже
контрольные
функции. Для
преодоления
этих
трудностей
Правительство
РФ должно
определить
обновленный
порядок
создания и
деятельности
территориальных
органов
федеральных
министерств
и
ведомств[2].
Необходима
и
комплексная
административная
реформа. «Мы
должны
начать
подготовку к
административной
реформе, -
отметил
Президент В.В.
Путин в своем
Послании
Федеральному
Собранию РФ, -
в первую
очередь -
Правительства,
министерств
и ведомств, их
территориальных
органов. И
пересматривать
не только и не
столько их
структуру и
штаты, но -
главным
образом -
функции
органов
власти. За
годы
проводимых в
стране
экономических
и
политических
преобразований,
механизмы
принятия
решений и их
реализации,
не были
подвергнуты
серьезному
системному
анализу. В
первую
очередь, это
касается
нечеткости в
определении
функций и
сфер
ответственности
различных
управленческих
звеньев,
непрозрачности
функционирования
федеральных
исполнительной
власти,
недооценки
современных
инструментов
планирования
и оценки
деятельности,
чрезмерного
регулирования
социально-экономических
процессов,
широкого
использования
внеправовых
«теневых»
механизмов
принятия
управленческих
решений,
нерационального
использования
денежных
средств и
материальных
ресурсов.
Следствием
подобного
положения
является
ограниченная
способность
системы к
выполнению
функций
государственного
управления и
оказания
общественных
услуг. Отсюда
необходимость
существенной
реорганизации
системы
исполнительной
власти.
Задачи
укрепления
Российского
государства
прямо
связаны с
действенностью
государственной
власти, с
преодолением
отставания
государственных
институтов и
их
представителей
от потока
новых
проблем и
задач. Об этом
говорилось
еще в феврале
1995 г. в Послании
Президента
Российской
Федерации
Федеральному
Собранию[3].
В 1997 г. в
аналогичном
Послании
главной
причиной
неэффективности
власти
названо
«несоответствие
между новой
конституционной»
организацией
государства
... и во многом
сохранившимися
старыми
подходами,
структурами,
методами
управления»[4].
Прямое
поручение от
имени
Федерации
российским
юристам
разработать
правовые
механизмы,
которые
позволят
упорядочить
управленческие
отношения в
федеративной
сфере
содержалось
и в Послании
Президента
Российской
Федерации
Федеральному
Собранию РФ в
1998 г.
Отмеченная в
нем система
баланса прав
и полномочий
Федерации и
ее субъектов
предполагала: —
обеспечение
полного и
безусловного
осуществления
функций,
отнесенных к
исключительному
ведению
Российской
Федерации,
только
федеральными
органами
государственной
власти; —
перенос
акцента в
сфере
совместных
предметов
ведения на
регулирующую,
координирующую
и
контролирующую
роль
федерального
центра; —
законодательную
конкретизацию
конституционного
понятия
единства
системы
исполнительной
власти в
Российской
Федерации; —
политику
дифференцированного
делегирования
исполнительно-распорядительных
функций в
сфере
совместных
предметов
ведения
органам
власти
субъектов
Федерации
под их полную
ответственность[5].
Это
поручение не
было
выполнено в
период
президентства
Б.Н. Ельцина.
Системный
кризис
нарастал.
Однако
осуществление
лозунга об
установлении
«диктатуры
закона»
невозможно
без
разработки
процедур
обеспечения
единства
осуществления
исполнительной
власти в
стране.
Начиная с 2000 г. в
Российской
Федерации
начался
процесс
формирования
системы
правовых и
управленческих
регуляторов
поддержания
единства
властной
вертикали в
стране. В
условиях, в
которых
пребывала
система
власти в
России в
конце XX века,
России нужна
была
политика
модернизации
власти.
«Сегодня мы
прежде всего
ставим
задачу
наведения
порядка в
органах
власти, -
отметил в
своем первом
Послании
Федеральному
Собранию РФ в
качестве
Президента
Российской
Федерации В.В.
Путин (2000 г.), - Но
это - не
конечная
цель, а лишь
первый этап
государственной
модернизации»[6].
В
качестве
промежуточного
итога этой
политики
Президент
Российской
Федерации В.В.
Путин
отметил в
своем
Послании
Федеральному
Собранию от 3
апреля 2001 г., что
период
«расползания»
государственности
позади.
Дезинтеграция
государства,
о которой
говорилось в
предыдущем
Послании,
остановлена»[7].
По мнению
Главы
государства,
«обязательное
условие
успеха
стратегических
преобразований
- наведение
порядка в
отношениях
между
федеральными
и
региональными
органами
власти;
отсутствие
четкого
разграничения
полномочий, а
также
работоспособного
механизма
взаимодействия
и между
уровнями
власти
приводит к
большим
экономическим
и социальным
потерям»[8].
Это
обусловило
линию на
модернизацию
системы
исполнительной
власти,
потребность
в проведении
административной
реформы в
стране. При
ответственном
подходе к
проблеме
надлежит
разработать
и утвердить
комплексную
программу
модернизации
системы
государственного
управления в
России.
Это
должна быть
именно
программа
модернизации
субъекта
государственного
управления,
всей системы
органов
государственной
власти,
прежде всего,
органов
исполнительной
власти. В
рамках этой
программы
надлежит: -
проанализировать
различные
аспекты
функционирования
исполнительной
власти:
структурные,
процессуальные,
информационные,
кадровые,
материально-финансовые
и т.д. -
учесть
взаимодействие
исполнительной
власти и
общественных,
предпринимательских,
профсоюзных
и иных
структур
гражданского
общества; -
просчитать
соотношение
системы
федеральных
органов
исполнительной
власти и
органов
исполнительной
власти
субъектов
Федерации,
органов
местного
самоуправления; -
все оценки
этих явлений
должны
вестись с
точки зрения
социальной
эффективности
осуществления
исполнительной
власти, то
есть
реального и
позитивного
влияния на
общественные
процессы,
сознание,
поведение и
деятельность
людей. Главная
особенность
здесь
заключается
в том, что
федеральная
исполнительная
власть
выступает
одновременно
субъектом и
объектом
проводимых
системных
преобразований.
Как субъект
она в
российских
условиях
является
главной
движущей
силой реформ,
от действий
которой в
решающей
мере зависит
их
направленность,
характер и
конечные
результаты.
Как объект
она сама
находится в
процессе
постоянной
трансформации
и адаптации
применительно
к
быстроменяющейся
ситуации в
стране, тем
политическим
и
социально-экономическим
условиям,
которые на
том или ином
этапе
определяют
парадигму
развития
общества и
государства. Уже
сегодня
существует
реальная
возможность
изменить
ситуацию к
лучшему
посредством
инициирования
двух
взаимодополняющих
процессов. С
одной
стороны,
необходимо
провести
основательную
ревизию всех
органов и
структур,
формирующих
исполнительную
ветвь
федеральной
государственной
власти и, в
той или иной
мере,
осуществляющих
функции
государства
с позиций
целесообразности
самого их
существования
и
эффективности
деятельности.
В сущности,
речь идет об
упрощении
системы
федеральных
органов
исполнительной
власти,
упорядочении
их
подчиненности
и связей с
другими
органами
государственной
власти. С
другой, -
необходимо
принять меры
к усложнению
и
детализации
(на базе
упрощенной
структуры)
задач
функциональной
деятельности
федеральных
органов
исполнительной
власти. То
есть, открыть
путь к
целенаправленному
и
последовательному
формированию
внутри
системы
крупных
«блоков
управления»
в виде
федеральных
министерств,
способных
комплексно
решать
поставленные
перед ними
государственные
задачи.
[1]
Послание
Президента
Российской
Федерации
Федеральному
Собранию
Российской
Федерации. (О
положении в
стране и
основных
направлениях
внутренней и
внешней
политики
государства. -
М., 2001. - С. 3.
[3]
О
действенности
государственной
власти в
России.
Послание
Президента
Российской
Федерации
Федеральному
Собранию //
Российские
вести. - 1995. - 17
февраля. [4]
«Порядок во
власти -
порядок в
стране».
Послание
Президента
Российской
Федерации
Федеральному
Собранию. - М., 1997. -
С. 12.
[5]
«Общими
силами — к
подъему
России (О
положении в
стране и
основных
направлениях
политики
Российской
Федерации)».
Послание
Президента
Российской
Федерации
Федеральному
Собранию. - М., 1998. -
С. 47, 48.
[6]
Послание
Президента
Российской
Федерации
Федеральному
Собранию
Российской
Федерации
«Государство
Россия. Путь к
эффективному
государству
(О положении в
стране и
основных
направлениях
внутренней и
внешней
политики
государства)».
- М., 2000. - С. 30.
[7]
«Не будет ни
революций, ни
контрреволюций».
Послание
Президента
Российской
Федерации
Федеральному
Собранию. - М.,
2001. [8]
Там же.