ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
В РОССИЙСКОМ
ПРАВЕ
Нестеренко
Роман
Валентинович,
Государственный
университет
природы,
общества и
человека
«Дубна»,г.
Дубна
Московской
обл.
В
настоящее
время в
Государственной
Думе РФ
находится
проект
Федерального
закона РФ «О
саморегулируемых
организациях».
Внесение его
в высший
законодательный
орган
является
итогом
нескольких
лет
дискуссий и
попыток
разработать
соответствующий
документ.
В нем в
первую
очередь
содержится
перечень
харктеристических
черт
саморегулируемой
организации,
основные
положения
саморегулирования.
Согласно
законопроекту,
саморегулируемая
организация
является
негосударственной
некоммерческой
организацией
при условии
ее
соответствия
всем
установленным
законопроектом
признакам и
требованиям
в
совокупности.
Таким образо,
авторы
проекта
закона
отказались
от идеи
выделить
саморегулируемую
организацию
(далее СРО) в
отдельный
вид
юридического
лица.
В
указанном
законопроекте
также
определяется
ряд прав и
обязанностей
СРО. Можно
отметить, что
статус
саморегулируемых
организаций,
предполагаемый
в нем, не
сильно
отличается
от
фактического
положения
уже
существующих
торгово-промышленных
палат и
саморегулируемых
организаций
фондового
рынка, то
есть, по
существу,
законопроект
не привносит
ничего
существенно
нового. В тоже
время, проект
Федерального
закона РФ «О
саморегулируемых
организациях»
после его
принятия
образует
правовую
базу для
создания СРО
во многих
сферах
предпринимательской
и
профессиональной
деятельности,
что, в свою
очередь,
должно
улушить
климат в
конкретной
области
рынка.
В
соответствии
с
законопроектом,
участие
субъектов
предпринимательской
или
профессиональной
деятельности
в
саморегулируемых
организациях
является
добровольным.
В качестве
отрицательной
стороны
такого
решения
можно
отметить
прежде всего
то, что СРО не
будет иметь
возможности
контролировать
качество
деятельности
субъектов, в
нее не
входящих.
Второй
момент
состоит в том,
что она может
попытаться
нарушить
интересы как
потребителей,
так и
государства
посредством
сговора или
же мешать
конкурентам,
только
входящим на
рынок.
Наконец,
прорисованы
взаимоотношения
СРО и
регулирующих
органов,
причем
помимо
прочего
введены
специальные
положения,
защищающие
СРО от их
произвола.
Внесение
данного
законопроекта
в
Государственную
Думу
является
неслучайным.
Элементы
саморегулирования,
выполняющие
функцию
прослойки
между
участниками
рынка и
контролирующими
органами,
существуют
уже в
нескольких
сферах рынка
(рынок ценных
бумаг,
банкротство,
аудит), однако
здесь
имеются
серьезные
проблемы,
решение
которых
усматривается
либо в
изменении
конкретного
специального
закона либо в
принятии
общего
закона об СРО.
На
рынке ценных
бумаг в силу
Федерального
закона «О
рынке ценных
бумаг»
существует
несколько
СРО, однако их
деятельность
не столь
эффективна
как хотелось
бы под
давлением
регулирующего
органа –
Федеральной
комиссии по
ценным
бумагам.
Кроме того,
положения о
саморегулируемых
организациях
имеются в
Федеральных
законах «Об
оценочной
деятельности
в Российской
Федерации»,
«Об
инвестиционных
фондах», «Об
аудиторской
деятельности».
На
основе
анализа этих
нормативно-правовых
актов
следует
отметить
отсутствие
единого
подхода к
понятию
саморегулируемой
организации,
ее статусу и
взаимоотношениям
с
контролирующими
органами. В
результате
Федеральным
законом "О
рынке ценных
бумаг" и
Федеральным
законом "Об
оценочной
деятельности
в Российской
Федерации"
предусмотрено
создание
"саморегулируемых
организаций".
Федеральный
закон "О
рекламе"
употребляет
другой
термин -
"органы
саморегулирования".
Кроме того,
возможно
создание как
ассоциаций,
союзов, так и
некоммерческих
партнерств,
действующих
в качестве
саморегулируемых
организаций
и
контролирующих
своих
членов.
Следует
отметить, что
Закон об СРО в
принципе не
сможет
охватить все
особенности
областей
предпринимательства
и потому
может и
должен
носить лишь
общий
(рамочный)
характер, при
этом его
положения
применительно
к конкретным
отраслям
функционирования
СРО будут
конкретизированы
и дополнены
нормами
специальных
законов,
регламентирующих
конкретный
вид
деятельности.
По
своей сути
саморегулирование
представляет
собой
перераспределение
в пользу
сообщества
предпринимателей,
объединенных
по
профессиональному
или
отраслевому
признаку,
функций
органов
государственной
власти. Иными
словами, это
вытеснение с
рынка
элементов
бюрократизма
и коррупции,
что позволит
при
достаточно
большом
охвате СРО
субъектов
рынка
значительно
оздоровить
деловую
атмосферу и
придать
мощный
импульс
деловой
активности.
При
возникновении
любых
конфликтов и
споров между
федеральным
(региональным)
органом
исполнительной
власти и
участником
саморегулируемой
организации
(СРО)
противостоять
государству
будет не
отдельный
субъект
взаимодействия,
а целая
организация.
Таким
образом,
индивидуальное
правовое
противоборство
предпринимателей
государству
заменяется
их
легитимным
коллективным
противостоянием.
Однако все же
необходимо
помнить и то,
что во
избежании
частного
произвола
функции
государства
не должны
полностью
перейти в
руки частных
организаций.
Ввиду
этого
вызывает
споры вопрос
о том,
насколько
далеко
следует
заходить в
саморегулировании,
а именно
смогут ли СРО
реально на
должном
уровне
контролировать
субъектов
рынка, как это
делает
сейчас
государство,
не
злоупотребляя
в тоже время
своей
властью. По
этому поводу
существуют
два
различных
мнения.
Во-первых,
это
выдвинутая в
одной из
концепций
законодательного
регулирования
СРО схема
подразделения
саморегулирования
на три уровня,
каждый из
которых
будет
предоставлять
СРО
соответствующий
объем
полномочий и
степень
замены
государственной
опеки на
саморегулирование.
Существует
и иное мнение,
поддерживаемое
НФА,
согласно
которому
соотношение
свободы в
деятельности
СРО и
регулирования
их со стороны
государственного
регулятора в
настоящее
время близко
к
оптимальному.
Соответственно
отрицается
способность
саморегулируемой
организации
заменить
собой и
эффективно
выполнять
часть
функций
органов
государственного
регулирования
ввиду
отсутствия
как
возможностей,
так и самой
необходимости.
Главным
представляется
избежать
вакуума
правового
регулирования,
то есть
использования
СРО лишь в
качестве
инструмента
давления на
конкурентов
и в иных
неблаговидных
целях. Таким
образом, НФА
сводит роль
СРО к
сотрудничеству
с органами
государственного
контроля,
исключая
элемент
борьбы за
права и
интересы в
качестве
одного из
ведущих.
Можно
сказать, что
деятельность
СРО
действительно
должна быть
сопряжена с
государственным
контролем,
хотя и в
разумных
пределах. Как
это часто
бывает, надо
искать
золотую
середину.
Поступила
в редакцию
15.09.2003.