Распределение
компетенции
органов
внутренних
дел на
различных
уровнях
управления
по предметам
совместного
ведения:
проблема и
возможные
пути
решения
Хадисов
Газиявдибир
Хадисович,
адъюнкт
кафедры
теории и
социологии
управления
органами
внутренних
дел
Академии
управления
МВД России, г.
Москва, майор
милиции
Проблема
правового
регулирования
распределения
компетенции
органов
внутренних
дел, на наш
взгляд,
заключается
в том, чтобы
на основе
теоретического
анализа
конституционных
положений,
носящих не
всегда
конкретный
характер,
определить
четкие
границы
нормотворческих
полномочий
Российской
Федерации и
ее субъектов
в сфере
защиты прав и
свобод
человека и
гражданина,
обеспечения
законности,
правопорядка
и
общественной
безопасности.
При
распределении
компетенции
органов
внутренних
дел на
различных
уровнях
управления
особенно
остро стоит
вопрос по
предметам
совместного
ведения. С
созданием
дополнительного
уровня
управления в
системе МВД –
главного
управления
МВД России по
федеральным
округам –
положение
дел не
изменилось.
Предметы
совместного
ведения не
означает все
и никто
конкретно,
или крайний,
или когда и
кому это
выгодно.
Здесь также
необходимо
разграничение
компетенции
или процедур,
когда и за кем
остается
ведение.
Полномочия,
разделяемые
между двумя
(или
несколькими)
уровнями
порождает
безответственность
вышестоящего
уровня. В
связи с этим
хотелось бы
привести
некоторые
соображения
по данному
поводу. Распределение[1]
компетенции
между
различными
уровнями
системы
органов
внутренних
дел, допуская
и такую его
форму как
предметы
совместного
ведения, не
должно
порождать
при этом
утери
существа
компетенции,
главным
образом в
части
обязанностей
и
ответственности.
Поэтому при
определении
предметов
совместного
ведения
должны
соблюдаться
следующие
правила-условия: 1.
Каждый
предмет
совместного
ведения не
может
находиться в
одно и то же
время в
компетенции
двух
субъектов,
тем более
разноуровневых;
Изначально
за ведение
предметов
совместной
компетенции
отвечает
нижестоящий
субъект
(уровень,
звено)
системы
органов
внутренних
дел;
Вышестоящий
субъект
наделен
полномочиями
включения в
ведение
предмета
совместной
компетенции
(вышестоящий
следственный
аппарат
принимает к
своему
производству
уголовное
дело,
расследуемое
в звене ГРОВД)
в любое время.
В этом случае
реальным
носителем
компетенции
становится
уже этот
субъект
совместного
ведения;
У
изначального
субъекта
предмета
совместной
компетенции
при
включении в
его ведение
вышестоящего
уровня
сохраняется
обязанность
и
ответственность
только в
части и
пределах тех
поручений,
которые
исходят от
вышестоящего
уровня,
выступающего
в качестве
главного
носителя
компетенции.
Представляется,
что эти
правила-условия
можно
использовать
при
составлении
нормативных
правовых
актов,
регулирующих
деятельность
органов
внутренних
дел на
различных
уровнях
управления.
Они
помогут: -
решить
спорные
вопросы по
подведомственности
и
подследственности;
-
правильно
распределить
полномочия
(для каждого
уровня
полномочия
должны быть
«подъемны»,
т.е. должны
быть
ресурсно
обеспечены)
на разных
уровнях
управления;
избежать
сползания в
«чужую»
компетенцию.
[1]
По Ожегову
С.И.
распределить
– это 1)
разделить
между
кем-нибудь,
предоставив
каждому
определенную
часть; 2)
разместить,
расположить
в
определенной
последовательности,
порядке. –
Словарь
русского
языка. М.
«Русский
язык» 1988. – С.589.