Источники
и
системность
информационного
права
российской
федерации
Мяснянкин
Владимир
Николаевич,
адвокат
Адвокатской
палаты
Курской
области, г.
Курск
Провозглашение
России в
условиях
происходящих
в мире
глобальных
трансформаций
суверенным
демократическим
правовым
государством
породило, по
сути,
серьезную
проблему
выбора пути
дальнейшего
развития
российской
государственности,
от успешного
решения
которой
зависит
место и роль
страны на
постсоветском
пространстве
и в мировом
сообществе, в
целом ее
судьба как
центра
восточнославянской
цивилизации
и одного из
весомых
факторов
обеспечения
региональной
и
международной
стабильности.
Определение
на
конституционном
уровне
наряду с
рыночным
также
информационного
направлений
ориентации
Российской
Федерации
детерминируют,
во-первых,
создание
цивилизованной
действенной
национальной
правовой
системы как
общей
юридической
основы
жизнедеятельности
российского
общества и
государства,
во-вторых,
формирование
и
совершенствование
в рамках
указанной
системы
новых
системно-отраслевых
образований
в виде
отраслей
информационного
законодательства
и
информационного
права, нормы
которых
должны быть
направлены
на
регулирование
информационных
общественных
отношений и
связанных с
ними других
отношений,
существующих
и
складывающихся
в
информационной
сфере.
В
настоящее
время
практически
во всех
отраслях
законодательства
и права
Российской
Федерации
имеется
достаточно
большое
количество
соответственно
нормативно-правовых
актов,
правовых
институтов и
норм
информационного
характера и
содержания.
Например,
законодательство
о выборах и
референдуме,
приватизации,
науке,
культуре, об
образовании
и т.д.
Гражданское
право,
природоресурсное
и
экологическое
право,
административное
и уголовное
право
буквально
пронизаны
правовыми
нормами об
информации.
Гражданско-процессуальное
право,
арбитражно-процессуальное
право, другие
процессуальные
отрасли
права
всецело
базируются
на
информационно-правовых
нормах. В
подавляющее
большинство
законов и во
многие
подзаконные
нормативно-правовые
акты
включены
дефинитивные
нормы о
понятиях,
терминах и об
определениях,
которые
фактически
несут
понятийно-категориальную
информацию о
явлениях,
процессах,
событиях,
фактах, лицах
или другие
сведения о
реальной
действительности.
При
этом,
наибольшее
количество
правовых
норм,
предназначенных
регулировать
отношения
информационной
сферы,
содержатся в
уже
наработанном
и неуклонно
увеличивающемся
массиве
специальных
нормативных
правовых
актов об
информации,
информационных
ресурсах,
информатизации,
информационных
технологиях,
информационных
технических
средствах,
информационных
сетях,
информационных
системах,
информационном
обмене,
информационной
безопасности
и др. При
несомненной
положительности
факта
наличия
таких актов,
общими или
схожими их
недостатками
соответственно
являются:
низкий
уровень
юридической
техники
разработки и
принятия
этих актов;
чрезмерная
комплексность;
ведомственная
принадлежность
и
нормативно-отраслевая
разобщенность;
доминирование
актов о СМИ и
об
электронно-вычислительной
технике над
другими
актами,
регулирующими
информационные
и связанные с
ними
отношения;
неоправданное
обилие в
анализируемых
актах
естественно-научных
категорий,
технико-технологических,
иных
недостаточно
юридизированных
или
непосредственно
неюридических
положений и
т.д. Например,
в широко
известном
Законе
Российской
Федерации «О
средствах
массовой
информации»
от 27 декабря
1991г., при
чрезмерной
политизированности
его
концепции,
структуры и
содержания,
юридически
некорректно
названная ст.
2 «Средства
массовой
информации.
Основные
понятия»
определяет
СМИ как
конституирующую
категорию
после
закрепления
ее в ст. 1,
положения
ряда одних и
тех же норм
без каких
либо
оговорок или
исключений
одновременно
распространяются
на многие
часто не
схожие друг с
другом
отношения,
складывающиеся
в процессе
печатно-издательской
и
радиотелекоммуникационной
деятельности,
в то время как
между ними
имеются
существенные
различия и
т.д. Поэтому
примечательно,
что в
однотипном
Законе
Республики
Беларусь «О
печати и
других
средствах
массовой
информации»
от 13января 1995г.
хотя бы
декларативно
указывается
на видовое
разнообразие
СМИ.
Исходя
из концепции
и названия
Федерального
закона «Об
информации,
информатизации
и защите
информации»
от 20 февраля 1995г.
он
фактически
должен
опосредовать
отношения,
складывающиеся
по поводу
информации,
информатизации
и защиты
информации.
Однако
согласно ст. 1
этот Закон
регулирует
отношения,
возникающие
при
формировании
и
использовании
информационных
ресурсов,
создании и
использовании
информационных
технологий и
средств их
обеспечения,
защите
информации,
прав
субъектов,
участвующих
в
информационных
процессах и
информатизации.
Между тем,
информация,
информационные
ресурсы,
информатизация,
информационные
технологии и
средства их
обеспечения,
защита
информации,
прав
субъектов
информационных
процессов и
информатизации
представляют
собой в
разной
степени
качественно
несхожие или
даже
разнородные
явления, по
поводу
которых
складываются
соответственно
информационные
отношения и
связанные с
ними
цивилистические,
охранительные
или другие
отношения.
В
свою очередь,
Федеральным
законом «О
связи» от 16
февраля 1995г.
наряду с
почтовой
связью
предусмотрены
сети
электросвязи
в качестве
технологических
систем,
обеспечивающих
один или
несколько
видов
передач:
телефонную,
телеграфную,
факсимильную,
передачу
данных и
других видов
документальных
сообщений;
включая
обмен
информацией
между ЭВМ,
телевизионное,
звуковое и
иные виды
радио и
проводного
вещания.
Следовательно,
данный
законодательный
акт также
содержит
нормы,
регулирующие
разные
информационные
общественные
отношения и
сопутствующие
им другие
отношения.
Характерно,
что
Федеральным
законом «Об
электронной
цифровой
подписи» от 13
декабря 2001г.
прямо
предусмотрено
правовое
регулирование
отношений в
области
использования
указанной
подписи
настоящим
Законом,
Гражданским
кодексом
Российской
Федерации,
законодательством
об
информации, о
связи,
другими
законодательными
и
подзаконными
актами, а
также
соглашением
сторон.
Необходимо
отметить, что
Доктрина
информационной
безопасности
Российской
Федерации от 9
сентября 2000г.
также
содержит ряд
предписаний,
которыми
должны
руководствоваться
многие
государственные
органы,
должностные
лица и
организации,
т.е. эти
предписания
имеют
юридически
значимый для
указанных
субъектов
характер.
Наконец,
помимо
Договора о
Создании
Союзного
государства
России и
Беларуси от 9
октября 1999г.,
предусматривающего
формирование
единого
российско-белорусского
информационного
пространства,
Российская
Федерация
заключила
ряд
двусторонних
и
многосторонних
межгосударственных
нормативных
соглашений
по различным
вопросам
сотрудничества
в
информационной
сфере.
Таким
образом, даже
общий анализ
рассмотренных
нормативно-правовых
актов,
доктринальных
положений и
межгосударственных
соглашений
свидетельствует,
что в них
бессистемно
сосредоточены
информационно-правовые,
иные
юридические
нормы и
предписания
о печатной,
радио,
телевизионной,
телеграфной,
телефонной и
компьютерной
информации,
информационных
ресурсах,
технологиях
и средствах
их
обеспечения,
об
информатизации,
информационной
безопасности
и др. В этой
связи
имеется
настоятельная
потребность
уяснения
принадлежности
таких норм и
предписаний
к конкретным
формам их
внешнего
выражения
как
источникам
информационного
права.
Одним
из
примечательных
и, в то же
время,
негативным
явлением
современной
юриспруденции
выступают
процессы
научного и
прикладного
исследования
правовых
проблем
извечной и
практически
всегда новой
информационной
сферы,
регулирования
складывающихся
в ней
общественных
отношений.
Примечательно
то, что данная
сфера стала
подвергаться
научно-правовым
исследованиям.
Негативными
обстоятельствами,
на наш взгляд,
следует
признать:
недостаточную
общую
теоретико-юридическую
обеспеченность
таких
исследований,
их
оторванность
от
фундаментальных
институтов,
принципов,
постулатов и
дефиниций
юриспруденции,
тяготение к
технико-технологическим
и
естественно-научным
сферам
человеческого
бытия.
В
этой связи не
случайно, что
только в
базисном
понятийно-категориальном
аппарате
информационной
сферы
наблюдается
«парад»
конституирующих
противоречивых,
взаимодополняющих
или
взаимоисключающих
терминов,
понятий и
определений,
не
способствующих
оптимальному
развитию и
совершенствованию
нормативно-правовой
основы
указанной
сферы. К таким
терминам и
понятиям
последней
можно
отнести:
«программное
право»,
«правовая
информатика»,
«право
информатики»,
«компьютерное
право»,
«право
знать»,
«право на
доступ к
информации»,
«право на
информацию»,
а также
«телекоммуникационное
право» и
«информационное
право».
Используются
также
термины
«право
массовой
информации,
«правовая
информатизация»
и др.
Из
всех
названных
обозначений
претендовать
на
существование
в качестве
самостоятельных
нормативно-правовых
образований
реально
способны
только
«информационное
право» или
«право
информации».
При этом
поскольку
термин
«информационное
право»
наиболее
распространен
и признан в
юридической
литературе,
как
формирующаяся
самостоятельная
отрасль
права,
имеется
настоятельная
необходимость
исследования
источников
норм данного
нормативно-правового
образования.
Что
качается
понятия
информационного
права, то в
юридической
литературе
предложены
ряд его
противоречивых
и
неадекватных
определений.
Эта
противоречивость
и
неадекватность
выражается
во включении
в такие
определения
нормативного
(«совокупность
норм») и
ненормативного
(«совокупность
отношений»)
признаков.
Однако
все же
наиболее
удачно
определение
информационного
права как
совокупности
правовых
норм,
регулирующих
отношения в
информационной
сфере,
связанные с
оборотом
информации,
формированием
и
использованием
информационных
ресурсов,
созданием и
функционированием
информационных
систем в
целях
обеспечения
безопасного
удовлетворения
информационных
потребностей
граждан, их
организаций,
государства
и общества.
Базисным в
приведенном
определении
является
словосочетание
«совокупность
норм»:
требуется
уяснить
источники
элементов
этой
совокупности.
В
специальной
юридической
литературе,
направленной
на
исследование
вопросов
информационной
сферы,
выработаны
понятия
источников
информационного
права. Так,
под
источниками
последнего
понимаются
внешние
формы
выражения
информационно-правовых
норм. В
указанной
литературе
встречаются
также общее
определение
источника
права как
способов
формирования
и формы
закрепления
правовых
норм, которое
распространено
на
информационное
право, или без
выведения
понятия
источника
права
указывается,
что
источники
информационного
права ничем
не
отличаются
от
источников
любой другой
отрасли
права и
т.д.
Представляется,
что более
полным и
адекватным
может быть
понятие
источника и
информационного
права в
случае
увязки его с
общетеоретическим
определением
источника
права и
специфики
информационной
сферы, в
которой
формируются,
закрепляются
и
реализуются
информационно-правовые
нормы. С
учетом
названных
признаков
источники
информационного
права
следует
определить в
качестве
юридически
значимых
способов
формирования
и форм
закрепления
информационно-правовых
норм, с
помощью
которых
реализуются
государственная
воля в
информационной
сфере
жизнедеятельности
общества.
Применительно
к видовому
составу
элементов
системы
источников
информационного
права, то, по
мнению И.Л.
Бачило, они
охватывают
все
существующее
разнообразие
источников
права: обычаи,
законодательные
акты и нормы,
подзаконные
правовые
акты, акты
Конституционного
суда,
внутригосударственные
договоры,
акты и нормы,
международного
права,
двусторонние
межгосударственные
договоры,
стандарты,
рекомендации.
Помимо
нежелательного
расширения
круга
источников
информационного
права,
приведенный
их перечень
не
охватывает
некоторые
общепризнанные
источники,
включает
обособленные
друг от друга
источники,
фактически
относящиеся
к
нормативно-правовым
актам или не
относимые к
источникам
права (нормы,
стандарты,
рекомендации).
Более
логична
система
источников
информационного
права, в
которой
выделены
обычаи,
юридические
прецеденты,
нормативно-правовые
акты,
договоры
международного
и
внутригосударственного
уровней,
однако она
представляется
не
полной.
Думается,
что в
качестве
источников
информационного
права в
нисходящей
иерархической
последовательности
с учетом
степени их
распространенности
и значимости
методологически
обоснованно
и
практически
оправданно
следует
отнести: а)
нормативно-правовые
законодательные
и
подзаконные
акты; б)
правовые
обычаи,
юридические
доктрины,
нормативно-правовые
договоры,
судебные
прецеденты,
естественные
право.
Информационные
нормы в
разных
колличествах
содержатся
практически
во всех
нормативно-правовых
актах,
подразделяемых,
как уже
отмечалось,
на законы и
подзаконные
акты, которые
для удобства
анализа
оправдано
классифицировать
на:
конституционные,
иные
государственно-правовые,
политико-идеологические
и
организационные
акты;
специальные
информационно-правовые
акты,
гражданско-правовые
акты;
предпринимательско-коммерческие
и
кредитно-финансовые
акты;
преродоресурсные
и
природоохранные
акты;
социально-демогрофические
акты;
образовательно-просветительские
акты;
процессуальные
акты;
правоохранительные
акты.
К
конституционным,
иным
государственно-правовым,
политико-идеологическим
и
оргаизационным
актам,
включающим
нормы
информационного
характера,
относятся
Конституция
РФ, законы о
выборе
Президента,
Государственной
Думы, о
Правительстве
и других
органах
Российской
Федерации,
Федеральный
закон «О
порядке
освещения
деятельности
органов
государственной
власти в
государственных
средствах
массовой
информации»
(1995 г.),
законодательные
акты о
выборах, об
административно-территориальном
устройстве и
др.
Специальными
информационными
нормативно-правовыми
актами
являются
законы РФ «О
средствах
массовой
информации»
(1991 г.), «О
правовой
охране
программ для
электронных
вычислительных
машин и баз
данных» (1992 г.), «О
сертификации
продукции и
услуг» (1993 г.), «О
стандартизации»
(1995 г.),
федеральные
законы «Об
информации,
информатизации
и защите
информации»
(1995 г.), «О
рекламе» (1995 г.),
«О
библиотечном
деле» (1994 г.), «Об
участии в
междунарождном
информационном
обмене» (1996 г.),
«Об
обязательном
экземпляре
документов»
(1994 г.), «О связи» (1995
г.), «Основы
законодательства
Российской
Федерации об
архивном
фонде
Российской
Федерации» (1993
г.) и т. д.
К
гражданско-правовым
актам,
содержащим
информационные
нормы,
следует
отнести
Гражданский
кодекс РФ,
Федеральные
законы «О
государственной
регистрации
прав на
недвижимое
имущество и
сделок с ним»
(2001 г.), «Об
акционерных
обществах» (1999
г.), Закон РФ
«Об
авторском
праве и
смежных
правах» (1993 г.), «О
правовой
охране
технологий
интегральных
схем» (1992 г.),
«Патентный
закон» (1992
г.)
Предпринимательско-комерческими
нормативно-правовыми
актами, в
которых
имеются
информационные
нормы,
являюся
федеральные
законы «О
естественных
монополиях»
(1995 г.), «О
соглашениях
о разделе
продукции» (1999
г.), «О
государственном
регулировании
внешнеторговой
деятельности»
(1995 г.), «О
лицензировании
отдельных
видов
деятельности»
(2002 г.), «Об
особенностях
эмиссии и
обращения
государственных
и
муниципальных
бумаг» (1998
г.).
К
природоресурсным
и
природоохранным
нормативно-правовым
актам,
включающим
множество
информационных
норм, следует
отнести
кодексы и
законы об
использовании
и охране
земель, недр,
вод, лесов,
растительного
и животного
мира, законы и
подзаконные
акты об
охране
окружающей
природной
среды, о
кадастровом
учете
природных
ресурсов,
защите
территорий и
населения.
Например, в
указанных
нормативно-правовых
актах
имеются
нормы об
экологической
безопасности,
экологической
информации.
Социально-демографическими
актами,
содержащими
информационные
нормы,
являются
кодексы,
законы и
подзаконные
акты
соответственно
о занятости,
труде,
социальном
страховании,
пенсионном
обеспечении,
здравоохранении
и
др.
Образовательно-просветительские
акты
содержат
информационные
нормы о
начальном,среднем,
среднем
специальном
и высшем
образовании,
воспитании
подрастающего
поколения,
просвещении
населения,
развитии
культуры и
т.д.
В
уголовно-процессуальных,
административно-процессуальных,
гражданско-процессуальных,
арбитражно-процессуальных,
иных актах
процессуального
характера
доминируют
информационно-правовые
нормы о
сроках,
доказательства
и других
юридически
значимых
сведениях.
К
правоохранительным
актам,
включающим
информационные
нормы,
следует
отнести
уголовный,
административный
и трудовой
кодексы,
законы и
подзаконные
акты об
органах
безопасности
и охраны
общественного
порядка.
Правовой
обычай в
общем
порядке
может быть
признан
источниками
информационного
права тогда,
когда
соответсвующее
правило
вошло в
привычку
народа, когда
оно
закрепляет
уже давно
сложившиеся
отношения,
одобряемые
народом.
Применительно
к
информационной
сфере во
многих
государствах
имеются ряд
обычаев,
которые
фактически
являются
источниками
информационного
права.
Классическими
примерами
таких
обычаев
могли и могут
служить:
древние
глашатаи,
публично
«доводившие
до сведения»
населению
волю
правителей;
освещение
специально
уполномоченными
лицами, а
затем
средствами
массовой
информации
жизни
цпрствующих
дворов;
вручение
вновь
прибывшими
дипломатами
верительных
грамот и
т.д.
Юридической
доктриной
как
источником
информационного
права может
быть
признана
Доктрина
информациологического
развития
человечества
в XXI веке,
одобренная и
принятая на
Всемирном
Информациологическом
Форуме (ФИФ - 2002),
прошедшем в
Москве 24
ноября 2000 г. под
эгидой
Организации
Объединенных
Наций и
Всемирного
Информациологического
Парламента, в
которой
отмечены
беспрецедентная
актуальности
информациологизации
мирового
сообщества,
приняты
основные
решения
информациологических
проблем
глобально-космической
цивилизации
в XXI веке,
фундаментальные
решения на
уровне глав
государств и
правительств,
ООН и ВИП
проблем
информациологического
развития
глобально-космичекой
цивилизации
в XXI
веке.
На
национальном
уровне
юридической
доктриной,
выступающей
источником
информационного
права,
следует
признать
Доктрину
информационной
безопасности
Российской
Федерации,
утвержденную
Президентом
Российской
Федерации 9
сентября 2000 г., №
Пр – 1995.
Доктриной
определены
национальные
интересы РФ в
информационной
сфере и их
обеспечение,
виды угроз
информационной
безопасности,
источники
угроз
информационной
безопасности,
состояние
информационной
безопасности
РФ и основные
задачи по ее
обеспечению,
методы
обеспечения
информационной
безопасности
РФ на разных
уровнях, а
также ряд
других
обязательных
для
субъектов
Федерации,
государственных
органов и
должностных
лиц
положений.
Правда,
указанная
Доктрина
направлена в
основном на
обеспечение
информационной
безопасности
РФ. Однако ее
доктринальные
положения
прямо и
косвенно
относятся к
формированию
норм и
институтов
общей и
особенной
частей
информационного
права об
информационной
безопасности.
Достаточно
широкое
распространение
получают в
последнее
время
внутригосударственные,
межгосударственные,
международно-региональные
и даже
международные
нормативно-правовые
договоры,
которые в
полной мере
могут быть
отнесены к
источникам
информационного
права. В
частности,
внутри РФ, а
также
непосредственно
РФ заключены
и продолжают
заключаться
договоры
соответственно
между
субъектами
Федерации,
отдельными
государствами
или группами
государств
по вопросам
информатизации,
создания
информационных
сетей и
систем,
обмена
конкретной
информации,
обеспечения
информационной
безопасности
и другим
проблемам
информационной
сферы.
Например,
Договора о
создании
Союзного
государства
Республики
Беларусь и
Российской
Федерации от 8
декабря 1999 г.
прямо
предусмотрено
формирование
единого
российско-белорусского
информационного
пространства,
что служит
источником
для принятия
специальных
нормативно-правовых
актах о таком
пространстве.
Несмотря
на то, что
судебные
прецеденты
как
источника
права в целом
несвойственны
для
российской
правовой
системы, их
появление
вполне
реальное и
даже
желательно
применительно
к
информационной
сфере. Такая
необходимость
обусловлена
рядом
обстоятельств.
Во-первых,
происходящими
процессами
формирования
информационного
права и
наличием в
связи с этим
множества
правовых
пробелов в
регулировании
общественных
отношений,
складывающихся
и
осуществляемых
в
информационной
сфере.
Во-вторых,
потенциально
высокой
социальной
ценностью,
общественной
опасностью и
«латентностью»
бытия
информации и
информационных
ресурсов,
сложностью и
запутанностью
отношений по
их
использованию,
охране и
защите.
Исходя из
названных и
других
причин
указанные
недостатки
во многом
устранялись
бы судебными
прецедентами.
Реально
и весьма
актуально
существование
в российской
правовой
системе
такого
источника
информационного
права, как
естественное
право.
Возрастающие
возможности
вычислительной
техники и
других
информационных
средств
собирать и
обрабатывать
данные,
касающиеся
личной жизни
индивидов и
населения в
целом,
естественных,
прирожденных
и
неотчуждаемых
информационных
прав и свобод
человека
вызывают
серьезную
озабоченность
по поводу
условий
хранения
указанных
данных и
возможностей
несанкционированного
распространения
содержащихся
в них
сведений.
Указанные
естественные
(прирожденные
и
неотчуждаемые)
права и
свободы
человека,
приобретая
посредством
конституционного
признания
позитивно-правовую
силу,
одновременно
продолжают
оставаться
естественными
правами и
свободами.
Анализ
рассмотренных
источников
информационного
права
свидетельствует
о том, что
нормы об
информатизации
разобщены и
бессистемны.
В целях
приведения в
систему
имеющихся, и
разработки
новых
нормативно-правовых
актов,
необходимы
разработка и
принятие
«Федеральных
основ об
информационной
деятельности»,
закрепляющих
основания,
направления,
принципы,
условия,
порядок,
формы, методы,
цели, задачи
сбора,
производства,
получения,
распространения,
использования,
потребления,
защиты и
охраны
информации,
обеспечения
информационной
безопасности.
В
развитие
предлагаемых
Основ
оправданы
разработка и
принятие
специальных
законов о
конкретных
видах
информации.
Учитывая
огромные
масштабы и
особое
социальное
значение
теле-, радио-,
компьютерной
и иной
радиоэлектронной
информации, а
также
широчайший
круг
пользователей
этой
информацией,
необходимо
разработать
и принять
Федеральный
закон «О
радиоэлектронной
информации».
Вторым по
значимости
нормативным
правовым
актом а
информационной
сфере может
стать
Федеральный
закон «О
печатной
информации»,
направленный
на
регулирование
отношений по
изданию
газет,
журналов,
книг и другой
печатной
продукции. В
соответствии
с указанными
законами
субъекты
Федерации
должны
разрабатывать
законодательство
о
радиоэлектронной
информации и
печатной
информации.
Вместе
с
информационно-правовыми
нормами
Конституции,
других
законодательных
и
подзаконных
нормативно-правовых
актов,
специальных
информационно-правовых
актов нормы
об
информации
должны
составить
самостоятельное
комплексное
нормативно-отраслевое
образование
–
«Информационное
право».
Информационное
право
представляет
собой
совокупность
общих и
специальных
правовых
норм,
регулирующих
отношения,
возникающие
в процессе
сбора,
производства,
обработки,
оформления,
накопления,
хранения,
распространения,
передачи,
получения,
иного
оборота
информации и
информационных
ресурсов.
В
качестве
основных
институтов
отрасли
«информационное
право» могут
выступать
совокупности
однотипных
правовых
норм: об общих
положениях
(понятия,
объекты,
субъекты,
принципы и
др.); о
государственном
регулировании
информационной
деятельности;
о
радиоэлектронной
информации; о
печатной
информации;
об
информационных
ресурсах; об
информационной
безопасности;
об
ответственности
за нарушение
информационного
законодательства;
о
международных
информационных
отношениях и
т.д.
К
законодательству
регулирующим
отношения в
информационной
сфере
следует
относить
специальные
законодательные
и
подзаконные
акты об
информации,
информатизации,
информационных
ресурсах, их
использовании
и охране,
информационной
безопасности
и др.
Конкретными
формами
таких актов
могут быть
федеральные
законы, указы
Президента,
постановления
Правительства,
других
федеральных
органов
Российской
Федерации, а
также акты
органов
субъектов
Федерации,
регулирующих
в пределах
своей
компетенции
информационные
общественные
отношения и
связанные с
ними другие
отношения.
Необходима
систематизация
информационного
законодательства,
конечной
целью
которой в
перспективе
может стать
разработка и
принятие
Информационного
кодекса.
В
заключении
отметим, что
актуальность
и
настоятельная
необходимость
безотлагательного
научного
исследования
проблем
источников
информационного
права
обусловлены
рядом
теоретических
и прикладных
обстоятельств
развития и
совершенствования
жизнедеятельности
национальной
информационной
сферы.
Во-первых,
недостаточной
научно-правовой
разработанностью
указанных
проблем.
Во-вторых,
отсутствием
целостной
концепции
комплексного
правового
обеспечения
функционирования
информационной
сферы на
уровнях
институтов,
отраслей или
суботраслей
права.
В-третьих,
неопределенностью
названия,
принципиальной
структуры и
общего
содержания
этой отрасли
(суботрасли),
ее места
среди других
отраслей
права и в
национальной
правовой
системе,
связи с
правовыми
системами
ближнего и
дальнего
зарубежья
государств и
т.д.
Решению
этих и других
проблем
правового
регулирования
информационной
сферы во
многом будет
способствовать
исследование
теоретико-прикладных
вопросов
источников
информационного
права.
Литература
- Алексеев
С.С. Общая
теория права.
М., 1981. Т.1
- Багило
И.Л.
Информационное
право. Основы
практической
информатики.
М., 2003
- Копылов
В.А.
Информационное
право:
вопросы
теории и
практики. М.,
2003.
- Общая
теория права
и
государства.
Учебник./ Под
ред. В.В.
Лазарева. - 3-е
изд., перераб.
и доп. М., 2002.
- Разумович
Н.Д. Источники
и формы
права.//
Советское
государство
и право. 1988, № 3.
- Федотов
М.А. Право
массовой
информации в
Российской
Федерации. М.,
2002.
- Алексеев
С.С. Право:
азбука –
теория –
философия.
Опыт
комплексного
исследования.
М., 1999.