Исаков
Владимир
Владимирович, зам.
генерального
директора
ООО
«Евро-Азиатское
Юридическое
Агентство», аспирант
кафедры
государственного
и
административного
права
Юридического
института
Дальневосточного
государственного
университета,
г.
Владивосток
Научный
руководитель:
к. ю. н.,
профессор
Шеховцов
Виктор
Афанасьевич
Основным
элементом
всей
демократической
системы
является
гарантия со
стороны
правового
государства
своим
гражданам
равного и
свободного
права на
участие в
принятии
решений или в
системе
легитимного
выбора и
распределения
власти. С этой
точки зрения
каждый
гражданин
должен иметь
реальную
возможность
участия в
политическом
процессе. Это
участие
может быть
различным: от
пассивного
созерцания
до высокой
политической
и
экономической
активности. Общеизвестно,
что
большинство
государственных
решений
фактически
может
затрагивать
в той или иной
мере
интересы, как
отдельных
граждан, так и
различных
слоев
населения
(пенсионеров,
бюджетников),
а равно
регулировать
отдельные
виды
деятельности.
В связи с этим
объективно
возникает
определенная
заинтересованность
у отдельных
граждан,
политических
организаций,
должностных
лиц и иных
субъектов
правоотношений
в принятии
вполне
конкретных
решений,
отвечающих
их интересам.
Конкретные
лица,
столкновение
их интересов
в ходе
политического
процесса
начинают
оказывать
давление на
структуры
власти,
должностных
лиц и
общественное
мнение для
достижения
желаемого
результата. В
этих
условиях
политические
и
экономические
реформы
сталкиваются
с
формированием
нового для
России
политико-правового
института
лоббизма. На
сегодняшний
день
лоббизмом и
профессиональными
лоббистами
охвачены все
органы
федеральной
и местной
власти. В
данном
смысле
термин
"профессиональный
лоббист"
употребляется
условно, так
как
законодательно
он еще не
закреплен.
Кроме
значительную
часть
профессиональных
лоббистов
составляют
граждане,
которые
обращаются в
органы
федеральной
и местной
власти с
конкретными
законодательными
предложениями,
заявлениями
и жалобами.
Некоторые
граждане
делают это
настойчиво и
многократно,
в результате
чего их
деятельность
приобретает
лоббистский
характер. Все
эти
гражданские
инициативы
принято
называть
обращениями.
Они
исчисляются
сотнями
тысяч, несут в
себе
народную
инициативу,
недовольство
и настроение
народа.
Однако на
федеральном
уровне
имеется
правовой
вакуум -
отсутствуют
законы «Об
обращениях
граждан» и «О
регулировании
лоббистской
деятельности»
и большой
круг данных
общественных
отношений не
урегулирован
нормами
права. Законодательство
о
регулировании
лоббистской
деятельности
относится к
группе
законов об
обществе и
власти. По
существу, это
законодательство
о
взаимоотношениях
между
обществом
(гражданами) и
государственной
властью.
Принятие
специального
законодательства
о
регулировании
лоббистской
деятельности
является
развитием
статей 3, 32 и 33
Конституции
Российской
Федерации,
где
соответственно
говорится:
народ
осуществляет
власть
непосредственно,
а также через
органы
государственной
власти и
органы
местного
самоуправления;
о праве
граждан
участвовать
в управлении
делами
государства
как
непосредственно,
так и через
своих
представителей;
граждане
имеют право
обращаться
лично, а также
направлять
индивидуальные
и
коллективные
обращения в
государственные
органы и
органы
местного
самоуправления».[1] Вместе
с тем, на наш
взгляд, к
обращениям
граждан и
лоббистской
деятельности
могут иметь
или имеют
отношение и
другие нормы
Конституции
Российской
Федерации. В
частности, в
части 4 статьи
29 говорится:
"каждый имеет
право
свободно
искать,
получать,
передавать,
производить
и
распространять
информацию
любым
законным
способом". В
части 1 статьи
37 определено,
что "каждый
имеет право
свободно
распоряжаться
своими
способностями
к труду,
выбирать род
деятельности
и профессию".
Реализуя это
конституционное
право,
гражданин
может
выбрать
любой вид
деятельности,
в том числе
самостоятельную
лоббистскую
деятельность,
или пойти
работать в
организацию,
которая
оказывает
данные
услуги.
Указанная
норма в
совокупности
с частью 2
статьи 45
Конституции
Российской
Федерации
еще более
усиливается,
так как в ней
установлено,
что "каждый
вправе
защищать
свои права и
свободы
всеми
способами, не
запрещенными
законом". По
смыслу этой
статьи
гражданин
вправе
использовать
все свои
конституционные
права и
свободы,
установленные
статьями 3, 29, 31, 32, 33, 37,
46, 57 и 62
Конституции
Российской
Федерации,
которые
могут в той
или иной
степени
иметь
отношение к
лоббистской
деятельности.
Гражданин
вправе
использовать
все виды и
способы
защиты своих
прав путем
обращения в
органы
власти,
обжалования
решений
должностных
лиц,
обращения в
суд, к
общественности,
вступления в
общественное
объединение,
политическую
партию,
использования
средств
массовой
информации. Можно
поставить
вопрос –
насколько
правильно
рассматривать
лоббизм в
качестве
конституционно-правового
института,
если о
лоббизме нет
прямого
упоминания в
Конституции
РФ?
Если
обратиться к
зарубежной
практике, то в
качестве
примера
можно взять
США и
Германию как
страны,
имеющее
законодательство
о
регулировании
лоббистской
деятельности.
В США имеется
закон «О
раскрытии
лоббистской
деятельности»
1995 г., в Германии
принято
Положение "О
регистрации
союзов и их
представителей
при
бундестаге"[2],
которое
регулирует
деятельность
лоббистов в
Бундестаге.
Ни в
Конституции
США, ни в
Конституции
Германии нет
прямого
упоминания о
лоббизме,
однако
существуют
статьи,
которые
являются
правовой
основой
лоббизма. В
США это
первая
поправка к
Конституции
США,
гарантирующая
право
обращаться к
правительству
с петициями
об
удовлетворении
жалоб, в
Конституции
Германии это
ст. 17, которая
гласит
«Каждый
имеет право
самостоятельно
или в
сообществе с
другими
письменно
обращаться с
просьбами
или жалобами
в
соответствующие
органы и в
парламент». Подобная
статья,
являющаяся
правовой
основой
лоббизма,
содержится и
в
Конституции
РФ (ст.33
Конституции
РФ). Кроме
того, в
Конституции
РФ
содержатся
основополагающие
положения,
относящиеся
к
организации
и
осуществлению
управления в
государстве,
основанные
на принципе
народовластия. Следовательно,
можно
говорить о
том, что
конституционно-правовая
формула
взаимоотношений
затрагивает
и институт
лоббизма,
обеспечивающий
одно из
направлений
участия
граждан в
управлении
государственными
делами и
регулирующий
взаимоотношения
между
обществом
(гражданами) и
государственной
властью. Лоббизм
как правовую
категорию
можно
представить
в качестве
одной из
основных
форм
народовластия,
базирующейся: -
во-первых, на
праве
каждого
защищать
свои права и
свободы
всеми
способами, не
запрещенными
законом (п. 2, ст.
45 Конституции
РФ);[3] -
во-вторых, на
конституционном
праве
граждан
«осуществлять
свою власть
непосредственно,
а также через
органы
государственной
власти и
местного
самоуправления»
(п. 2, ст. 3
Конституции
РФ);[4] -
в-третьих, в
праве «на
участие в
управлении
делами
государства»
(п. 2, ст. 32
Конституции
РФ).[5]
Положения
данной
статьи
непосредственно
вытекают из
ст. 21 Всеобщей
декларации
прав
человека,
принятой 10
декабря 1948 г.
Генеральной
Ассамблеей
ООН, а также
из ст. 25
Международного
пакта о
гражданских
и
политических
правах от 16
декабря 1966 г.,
которая
предписывает,
что каждый
гражданин,
без какой бы
то ни было
дискриминации
и без
необоснованных
ограничений,
имеет право и
возможность
принимать
участие в
ведении
государственных
дел как
непосредственно,
так и через
посредство
свободно
выбранных
представителей. Необходимо
чтобы эта
форма
народовластия
получила
законодательное
развитие.
Однако, как
указывалось
выше, на
сегодняшний
день закона о
регулировании
лоббистской
деятельности
в стране еще
нет, его
принятие
затягивается.
Но пока
лоббистская
деятельность
не будет
поставлена
посредством
закона под
государственный
и
общественный
контроль,
останется
угроза
срастания ее
с коррупцией.
Легализация
лоббизма как
явления
позволит
общественности
видеть, чьи
интересы
отражает тот
или иной
законопроект,
кто его
лоббирует и
кто стоит за
лоббистами.
Тем самым
будет открыт
доступ
общественности
в коридоры
власти.
Легальный
лоббизм
поможет
установить
авторов как
государственных
решений, так и
вносимых
конкретных
поправок;
узнать
степень
зависимости
и
независимости
законодателей;
избирателям
быть более
информированными
о
деятельности
своих
депутатов,
чтобы в
другой раз
сделать
более точный
выбор.
Закон
о лоббизме
должен
легализовать
лоббистскую
деятельность
как законное,
демократическое
средство
взаимодействия
общества и
власти;
создать
законодательные
предпосылки
для
«очищения»
этой
деятельности
от
противоправных,
коррупционных
действий;
оградить
федеральные
органы
государственной
власти от
грубого и
незаконного
давления,
содействовать
повышению
профессионализма
и
ответственности
должностных
лиц при
выработке и
осуществлении
государственных
решений;
предоставить
общественности
возможность
знать, кто,
что и как
лоббирует в
федеральных
органах
государственной
власти и
контролировать
этот процесс;
способствовать
оформлению
интересов
различных
социальных
групп и слоев;
предоставить
возможность
все более
широкому
кругу
граждан
России
оказывать
влияние на
власть;
определить
легитимные
формы
организации
и методы
деятельности
профессионального
лоббизма.
Конечно,
такой закон
не может быть
панацеей от
коррупции,
являющейся
оборотной
стороной
лоббизма, но
он может
значительно
увеличить
юридические
возможности
этой
борьбы. На
наш взгляд,
закон о
лоббистской
деятельности
должен
создать
возможности
и
способствовать
лоббистам
выйти из тени
нелегального
лоббирования.
При этом
федеральный
закон о
регулировании
лоббистской
деятельности
должен
вытекать из
смысла и
развивать
статьи 3, 29, 31-33, 37, 45, 46, 57, 62
и 104
Конституции
Российской
Федерации,
быть более
регулятивным,
понятным и по
возможности
всеобъемлющим,
так, чтобы на
подзаконное
регулирование
оставалась
совсем
незначительная
и технически
процедурная
часть норм. А
в развитие
федерального
законодательства
федеральные
органы
власти могли
бы принять
свои
внутриведомственные
акты, которые
детализировали
бы порядок
нахождения
лоббистов в
этих органах,
а равно
получение
необходимой
информации и
др. Таким
образом, мы
полагаем, что
конституционная
основа для
дальнейшего
специального
правового
регулирования
имеется и
восполнение
его сейчас
зависит от
законодателей.
[1]
Конституция
Российской
Федерации:
Комментарий.
М.: Юрид. Лит., 1994.
С.7 [2]
Вяткин К. С.
Лоббизм
по-немецки //
Полис. 1993. № 1. С..182
[3]
Конституция
Российской
Федерации:
Комментарий.
М.: Юрид. Лит., 1994,
С.
8 [4]
Конституция
Российской
Федерации:
Комментарий.
М.: Юрид. Лит., 1994. С.3.
[5]
Конституция
Российской
Федерации:
Комментарий.
М.: Юрид. Лит., 1994.
С.7