Журнал "Право:Теория и Практика"
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Журнал "Право:Теория и Практика"

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры
    Агентство юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С Пермь оказывает юридические услуги в Перми - весь комплекс


    РЕКЛАМА

    НОРМАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ АМЕРИКАНСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА


    Британов Максим Валерьевич,
    аспирант кафедры гражданского права
    Северо-Западной Академии государственной службы, г. Санкт-Петербург

    В истории развития современного конституционализма огромную роль сыграла его американская модель. Американская Конституция оказала влияние на законотворчество многих стран мира (особенно федеративных), ее нормы использовались при составлении конституций Мексики, Бразилии, Аргентины, ФРГ, Японии, а также России и других государств[1]. Это заслуживает обращения самого пристального внимания на первоисточник. Но особую актуальность американский конституционный опыт, приведший к созданию единого американского народа из сообществ нескольких достаточно разобщенных колоний, приобретает сегодня, в условиях работы над единой Европейской конституцией и обсуждения правовых основ Российско-Белорусского союза. В такой ситуации интересен путь, приведший к созданию конституции, источники конституционализма.
    Рассматривая конституцию Соединенных Штатов Америки как конечное выражение американской конституционной традиции, мы для выявления источников американского конституционализма должны вернуться назад во времени в поисках элементов конституционализма в их начальной стадии. Такие элементы содержатся в колониальных документах, английских политических документах, ранних конституциях штатов, Статьях Конфедерации, Декларации Независимости США.
    При создании Конституции Соединенных Штатов отцы-основатели полагались не только на формальную теорию и историю государств и правовых систем, но, наверное даже в большей степени чем на все остальное, на опыт действующих политических институтов, которые предыдущие поколения опробовали и испытали. Их уважение к английской конституции и общему праву основывалось на коллективном опыте целых поколений. Точно также с уважением они относились к политическим институтам, испытанным в колониальный период и после провозглашения независимости. Конституционная система Великобритании служила отцам-основателям моделью, но отсутствие единого письменного конституционного документа в Великобритании вынуждало их полагаться в основном на письменные американские документы. В результате, Конституция Соединенных Штатов имеет гораздо больше общего с конституцией Массачусетса 1780 года, нежели с британской конституцией, независимо от ее трактовок.[2] Ранние конституции штатов и колониальные документы, стоящие за ними, содержали опыт людей, чьи ценности и намерения сходны с ценностями и намерениями отцов-основателей. Возможно, некоторые делегаты конституционного конвента были во многом недовольны конституциями штатов, но эти документы являлись источником опыта, который нельзя игнорировать.
    В американских политических документах начала семнадцатого века, основывающих определенную политическую структуру, мы находим первое выражение типичного американского подхода к основанию и структурированию политического сообщества. Конституционные элементы в этих ранних политических соглашениях, договорах, хартиях содержат зародыши формы и содержания Американских конституций второй половины восемнадцатого века, а в конечном итоге и Конституции Соединенных Штатов Америки.
    Определение терминов. Говоря о нормативных источниках американского конституционализма необходимо определиться со значением ряда терминов. Ведь англо-говорящее население в семнадцатом и восемнадцатом веках, то есть в рассматриваемый нами период использовали более десятка различных терминов для обозначения политических соглашений.
    Нам нужно, прежде всего, определить такие широкие категориальные термины как формальное соглашение (covenant), гражданский договор (compact), договор (contract). Затем надо определиться с понятиями хартии (charter), конституции (constitution), патента (patent). После приведения этих терминов в определенный порядок возможен анализ документов по присущим им элементам конституционализма, формальной структуре и терминам, описывающим их работу.
    Термин договор (contract) обычно подразумевал соглашение о взаимных обязанностях только в определенном вопросе. Договор (contract) включал ограниченное число обязанностей, например, при совершении коммерческой сделки; число участников договора (contract) ограниченно. Договору (contract) могла быть придана законная сила, но сам он не имел статуса закона.[3]
    Гражданский договор (compact), с другой стороны, более близок к постоянно действующему праву. Он не всегда имеет статус закона, но почти всегда сходный эффект. Гражданский договор (compact) – соглашение, влияющее на все сообщество или отношения между сообществами. Коренное значение английского слова – соединение частей, компонентов воедино. Поэтому гражданский договор (compact) – соглашение, влекущее создание сообщества.
    Формальное соглашение (covenant) имеет два различных, хотя и пересекающихся значения. Как правовой термин в Англии оно является соглашением, действительным при наличии печати Короны, то есть соглашением, засвидетельствованным высочайшей властью. Противоположностью светского формального соглашения является соглашение, засвидетельствованное Богом. Религиозное формальное соглашение являлось, по сути, клятвой, и если при помощи такого соглашения создавалось политическое сообщество, политические обязательства основывались не на согласии, но обеспечивались клятвой. В обоих случаях высочайшая власть свидетельствует, а потому обеспечивает соглашение. Любой гражданский договор (compact) с Короной или Богом в качестве обеспечителей будет соответственно светским и религиозным формальным соглашением (covenant).
    Таким образом, в семнадцатом и восемнадцатом веках договор (contract) – ограниченное соглашение между относительно небольшими группами людей, не имеющее статуса закона. Гражданский договор (compact) – соглашение между большими группами людей, создающее сообщество на основании их собственного согласия. Формальное соглашение (covenant) – также соглашение между большими группами людей, создающее новую группу людей на основании их собственного согласия; но легальным такое соглашение становится при засвидетельствовании, а следовательно, и обеспечении высшей властью, светской или религиозной. Прослеживается явное соотношение гражданского договора (compact) и формального соглашения (covenant). Оба основаны на согласии участвующих в соглашении, создают сообщество и подразумевают отношения более сильные, глубокие и полные, нежели возникают в случае заключения договора (contract).
    Патент (patent) изначально означал публичную доверенность как противоположность частной, обычно выдаваемую сувереном или иным главой власти. Патент (patent) подразумевал монополию определенного рода – исключительное использование, например.
    Хартия (charter) подтверждала выданные гранты, контракты и другие сделки; или являлась документом, выданным сувереном или легислатурой, дающим привилегии или признающим права целого народа, определенного класса или индивидуалов. Так Великая Хартия Вольностей закрепляла права за нобилитетом. Хартия (charter) и патент (patent) во многом сходны, однако хартия всегда является патентом, тогда как патент – не всегда хартией. Кроме всего прочего, хартия (charter) являлась договором между властью, дающей хартию, и тем, кому хартия давалась.
    Хотя термин конституция (constitution) в 17-18 веках не очень часто встречался в заглавии документа, тем не менее, в политическом обиходе он встречался довольно часто. Изначально конституция – деяние по установлению, созданию чего-либо, обычно верховной светской или церковной властью; термин не относился к самому документу. Верховная власть могла издать повеление (ordinance) или выдать хартию (charter), в которых были слова "настоящим повелеваю и создаю (constitute)", что означало придание легальной формы и статуса.
    Таким образом, конституция имела дело с созданием чего-либо, приданием легального статуса, описанием способа организации, определением суверенитета, установлением пределов власти, описанием фундаментальных принципов. Конституции часто появлялись вместе с законами, статутами, повелениями (ordinance), структурами (frame) и основами (fundamentals). И хотя функции конституции напоминают современные, компоненты не сведены воедино. Поэтому в одном случае конституции могли устанавливать пределы, но не описывать фундаментальные принципы, могли отсутствовать иные элементы. Кроме того, термин конституция не относился к специфическому документу, как это имеет место сегодня. Когда американцы свели все элементы воедино в документах 1776 года, эти элементы были взяты ими из гражданских договоров (compact), формальных соглашений (covenant) и хартий (charter).
    Зарождение американского конституционализма. Английская колонизация североамериканского континента началась в начале XVII столетия. Первым поселением стал Джеймстаун (1607); в 1620 году основан Новый Плимут, в 1628 – колония бухты Массачусетс. К 1640 году около 25 тысяч человек были раскиданы по более чем тысячемильному Восточному побережью, причем связь между поселениями поддерживалась в основном через Англию, ни о какой глобальной системе коммуникации не могло идти и речи, контакты поддерживались в лучшем случае с ближайшими соседями. Политические события в Англии в этот период только усиливали чувство изоляции колонистов. И дело было не только в коммуникации, но в отсутствии моральной поддержки. Инструкции колониям от их правлений в Англии поступали расплывчатые, противоречивые, а кроме того поступали все реже и реже. Политическая нестабильность мешала и финансированию колоний. Положение колоний в этот период было очень непростым. Шаткое положение короля позволяло даже сомневаться в действительности хартий, на основании которых действовали колонисты.
    Типичная хартия (charter), как и первый патент (patent), выданный Сэру Хамфрею Гилберту (1578), требовала, чтобы колонисты были лояльны Короне, но признавала за колониями право на самоуправление и на выбор тех политических форм, которые в наибольшей степени способствовали их процветанию, пока местное право не противоречило законам Англии. И хотя колонии находились под номинальным контролем советов директоров, находившихся в Англии (практически все американские колонии основаны не правительством, а торговыми компаниями или частными лицами), право на местное самоуправление, отдаленность и занятость англичан политическими вопросами в связи с революцией позволили поселенцам пользоваться достаточно большой самостоятельностью. Каждая их колоний быстро двигалась к обеспечению взаимодействия всех членов сообщества. В небольших сообществах, насчитывающих менее пятидесяти взрослых мужчин, члены сообщества регулярно собирались, чтобы принимать коллективные решения. В колониях, основанных акционерными обществами, такие встречи были результативными, так как каждый владел акциями и поэтому имел голос при принятии решений. Но в любом случае, собрания города или колонии проводились регулярно до момента написания и принятия документа об основании. Местное самоуправление появилось в Америке ввиду необходимости.
    Первые поселенцы, в большинстве своем кальвинисты (в случае с англичанами – пуритане), принесли с собой в Америку то, что прекрасно соответствовало обстоятельствам, - осведомленность о религиозных формальных соглашениях (covenants) как базисе для формирования сообщества. Этот факт – центральный для понимания сходства американских конституций штатов и колониальных документов.
    Ранние политические соглашения в Америке. Значение библейской идеи соглашения (covenant) для американской конституционной истории отражено в том, что первым политическим действием колоний было основание церкви. Одно из первых соглашений об основании церкви, соглашение об основании Чарльзтаун-Бостонской церкви от 30 июля 1630 года, типично в своем роде:
    В этом документе пять конституционных элементов. Во-первых, Бог назван в качестве свидетеля соглашения, что придает документу легальный статус[4]. Во-вторых, в тексте содержится объяснение необходимости соглашения – основание церкви для поддержания жизненного уклада. В третьих, соглашением создается народ: "мы, чьи имена названы ниже". В четвертых, создается церковь. В пятых, описывается образ жизни, который подписавшие соглашение хотели бы видеть.
    Такая простейшая форма соглашения (covenant) постоянно повторялась в колониях Новой Англии, частично в центральных колониях, а затем и на юге.
    Таким образом, когда у колонистов возникла необходимость создать политическое сообщество, они обратились к форме религиозного формального соглашения (covenant), насколько это позволяли Хартии (Charters), на основании которых они действовали, и фактические жизненные обстоятельства.
    11 ноября 1620 года подписан знаменитый Мэйфлауэрский договор (Mayflower Compact), также являющийся типичным примером формального соглашения (covenant). На примере этого документа можно проследить, как религиозные формальные соглашения (covenants) постепенно секуляризуются и переходят в политические формальные соглашения. Так Мэйфлауэрский договор является, по сути, политическим формальным соглашением (covenant), однако его схожесть с религиозным бросается в глаза. Во-первых, Бог также призывается в свидетели. Также объясняются причины подписания документа, создается народ. Вместо создания церкви создается правительство[5], гражданская политическая структура. Также описывается желательный образ жизни.
    Для того чтобы стать полноценным конституционным документом Мэйфлауэрскому договору не хватает только одного элемента – описания специфических институтов для принятия коллективных решений.
    Такое описание наравне с присутствующими остальными вышеназванными конституционными элементами впервые появляется в Кодексе законов Пилигримов (Pilgrim Code of Law), датированном 15 ноября 1636 года. По форме этот документ является формальным соглашением (covenant), однако детальное описание политических институтов делает его первой современной конституцией.[6]
    Другие ранние конституции, такие как Фундаментальные законы Коннектикута (Fundamental Orders of Connecticut) (1639) имеют сходный формат. Мы видим религиозное формальное соглашение (covenant), переделанное на скорую руку для образования политического сообщества, с добавлением еще одного конституционного элемента, описания политических институтов. Совокупность всех присутствующих конституционных элементов делает такие документы конституциями.
    Таким образом, мы видим, что в течение нескольких десятилетий изолированные сообщества, разбросанные по американскому континенту, развили исторически важную политическую идею – идею письменной конституции, заключенной в едином документе, принятой с прямого согласия граждан.
    Ранние гражданские договоры. Переход от формальных соглашений (covenants) к гражданским договорам (compacts) проходил в тот же период, что и переход от религиозных формальных соглашений к конституциям. Переход от формальных соглашений (covenants) к гражданским договорам (compacts) характеризовался процессом секуляризации. Гражданские договоры (compacts) в колониальной Америке имели те же конституционные элементы, что и политические формальные соглашения (covenants), произошедшие из религиозных соглашений, только один элемент отсутствовал – призвание Бога в качестве свидетеля.
    Первым секуляризованным гражданским договором (compact) стало Провиденское соглашение (Providence Agreement) (Род-Айленд) от 20 августа 1637 года. Без Бога в качестве свидетеля вся сила документа основывалась на воле людей, подписавших его. Они образовывали конечную власть; именно здесь мы видим первое выражение народного суверенитета в американских политических документах.
    Кроме того, гражданские договоры (compacts) использовались не только для создания сообществ, но и для объединения поселений. Так Фундаментальные законы Коннектикута (Fundamental Orders of Connecticut) (1639) организовали общее правительство для городов Хатфорд, Винздор и Ветерсфильд, в то время как действовать продолжали правительства каждого из городов. Результатом стала федеральная структура, хотя намеренно она не создавалась. В этот момент начал развиваться принцип федерализма.
    После того как народ и правительство были созданы, в последующих документах их создания уже не требовалось. В это время описание политических институтов вырастает в размерах, видоизменяется, приобретает особое место в документе. Такое описание становится самой обширной частью документа, называемой конституцией (constitution). Эта часть вставлялась в документ после длинной преамбулы и билля о правах.
    Если институциональное описание – конституция (constitution) в собственном смысле слова, то что же такое полный документ, включающий преамбулу и билль о правах? Если конституция – только один из конституционных элементов, то что же такое документ, включающий все вышеназванные конституционные элементы? Такой документ является гражданским договором (compact).
    Ранние конституции штатов – это гражданские договоры (compacts), в которых описание политических институтов (конституция) становится доминирующим. Институциональное описание вырастает настолько, что весь документ становится конституцией.
    Значение Хартий для первых конституций. Сначала в американских конституционных документах имело место только неполное описание простейших политических институтов. Постепенно такое описание стало более обширным, детализованным и полным и в конечном итоге стало включать все, что мы ассоциируем с конституцией – определение источника государственной власти (суверенитета), распределение государственной власти между институтами, определение границ государственной власти.
    Во время колониальной эры внешние документы – хартии (charters) и патенты (patents), написанные в Англии для колонистов, выполняли эти конституционные функции.
    Типичная колониальная хартия (charter) содержала следующие элементы (элементы хартии): идентификация дающего хартию (грантора), создание или идентификация получающего хартию, установление причины выдачи хартии, описание того, что дает хартия; выдаваемое эксклюзивное право; указание на то, как должна использоваться хартия; специфические ограничения хартии; взаимные обязанности дающего хартию и ее получающего.
    Хотя хартия (charter) определенным образом напоминала договор (contract), как американцы, так и англичане относились к хартиям так, как мы сегодня относимся к конституциям. Хартии, хотя и написанные в Англии, позволяли колонистам и даже подталкивали их к созданию местной власти в рамках хартии, легитимизировали всяческую политическую активность.
    Кроме того, существовали определенные сходства между хартиями (charters) и документами колонистов. Идентификация или создание народа можно сопоставить с идентификацией получающего хартию. И хартии и колониальные документы описывали причины создания документа. И те, и другие создавали правительство и описывали простейшие институты.
    Таким образом, хартии (charters) были частью колониальных конституционных документов, и имели дело с описанием институциональной системы, которое называлось конституцией. Поэтому конституции (constitutions) связаны непосредственно с хартиями (charters), по крайней мере, в американском контексте. То есть американский конституционализм происходит из английских хартий, а следовательно и из английского права, также как он происходит из документов, написанных в Америке.
    Первые конституции штатов. Первые конституции штатов занимают очень важное место в развитии американского конституционализма. Они явились кульминацией длительного процесса создания конституционных документов в Америке. Кроме всего прочего, значение конституций штатов обусловливается тем, что национальная конституция не является полным документом без этих конституций, но действует только в системе с ними:
    Конституция Соединенных штатов предполагает, и даже требует, наличие конституций штатов... Они есть часть национального документа и необходимы для полного завершения легального текста.[7]
    Завершенные конституционные документы для своего штата (государства, народа), конституции штатов создали политические системы, способные противостоять коллективным проблемам соответствующих народов. Рассматриваемые в определенном смысле как эксперименты в самоопределении и устройстве системы управления, конституции штатов изменялись и иногда заменялись в попытках достигнуть целей эффективного управления и народной свободы. К лету 1787 года отцы-основатели, многие из которых участвовали в написании конституций штатов, могли опираться на опыт создания и описания политических институтов и могли оценить практический эффект подобных институтов.
    Ранние конституции штатов находятся на переломе американской конституционной истории. С одной стороны, они явились кульминацией колониального опыта, собрали и обобщили его. С другой стороны, они подготовили основание для Статей Конфедерации и затем для Конституции Соединенных Штатов Америки.
    Однако как конституции штатов не были простым и неизбежным собранием всего того, что подготовила колониальная эпоха, так и Конституция Соединенных штатов не стала простым обобщением конституций штатов. Последние три декады восемнадцатого века – время исключительно активных политических экспериментов и новаций. Тысячи памфлетов и газетных статей этого периода посвящены конституциям.
    Так, конституции штатов восприняли колониальное наследие, а именно следующие основные черты колониальных конституционных документов: создание базиса для гражданского сообщества в едином документе; двойное соглашение в документе – между людьми (с элементами традиции формальных соглашений (covenants)/гражданских договоров (compacts)), и между народом и правительством (с элементами, характерными для хартий); первая часть соглашения создает народ и гражданское общество и определяет желаемый образ жизни; первая часть соглашения заключена в преамбулу или билль о правах; вторая часть соглашения создает институты для коллективного принятия решений; вторая часть соглашения в собственном смысле слова называется конституцией (constitution); некоторые фундаментальные принципы, на которых основывается конституционное правительство: а)вера в то, что люди равны в возможности соглашаться и не соглашаться (символы свободы и равенства, б)вера в то, что правительство должно быть основано на принципе согласия (принцип народного суверенитета), в)вера в то, что люди в своем большинстве обладают способностями к самоуправлению (символ добродетельности), г)вера в то, что самая важная добродетель для народа в целом – стремиться к благосостоянию сообщества (символы общего блага, правления большинства, либерального процесса); определенные принципы создания конституционного документа: частые выборы, широкий электорат, главенство законодательной власти, ограниченное правительство, разделение властей (запрет на замещение нескольких должностей одновременно), система контроля за исполнительной властью, разделение властных полномочий между местными легислатурами и колониальными; некоторые права неотделимы: право соглашаться и не соглашаться, право на свободу совести, право на суд присяжных; все иные права отделимы, когда этого требует общее благо и получено согласие народа или его представителей; эти отделимые и неотделимые права заключены в билле о правах.[8]
    Все указанные аспекты конституционализма пришли к американцам в 1776 году через хартии (charters), формальные соглашения (covenants) и гражданские договоры (compacts), общее право (common law). Однако некоторые важные черты к этому моменты еще не были выработаны, они продолжали разрабатываться, частично в ранних конституциях штатов, частично в Федеральной Конституции. Например, разделение властей к этому периоду не было новой идеей, но теория не соотносилась полностью с практической деятельностью политических институтов. Американская политическая мысль не знала еще ни бикамерализма, ни независимой исполнительной власти. Идея избрания специального конвента для написания конституции, которую впоследствии одобрит народ на референдуме, еще не была полностью развита – этой деятельностью в основном занимались законодательные собрания. Также концепция использования поправок вместо замены полного документа еще не существовала.
    Ранние конституции штатов очень многое сделали для развития каждого из указанных конституционных принципов, хотя некоторые из них полностью развились только в национальной Конституции 1787 года.
    Каждая из этих конституций определяет политическую систему (институты для принятия коллективных решений) и политическую культуру (желательный образ жизни, формирующий систему). Что интересно, каждый документ выражает поразительную изобретательность, но во всех мы находим определенную общность институтов и описания политической культуры.
    Первые восемнадцать конституций штатов содержат следующие институты: 1)двухпалатная легислатура; 2)прямые народные выборы нижней палаты; 3)избирательное право у белых мужчин; 4)прямые народные выборы в Сенат; 5)ежегодные выборы в нижнюю палату и Сенат; 5)легислатура избирает главу исполнительной власти; 6)имущественные цензы для избирателей; 7)билли о правах.
    Указанные сходства конституций позволяют нам вычленить усредненную форму правительства, создаваемого конституциями штатов. Пожалуй, самой сильной отличительной чертой является наличие двухпалатной легислатуры, занимающей главенствующее положение в правительстве. Глава исполнительной власти обычно избирался законодательным собранием и был очень слаб в политическом смысле. Суды подчинялись легислатуре, тогда как в колониальный период они подчинялись главе исполнительной власти.
    В общем и целом, конституционная система хотя и была уже во многом разработана, не отличалась достаточной сбалансированностью, штатам требовалась новая конституционная система.
    Декларация Независимости и Статьи Конфедерации. В колониальный период американцы развили практику использования гражданского договора (compact) для определения и организации себя как народа, создания правительства, установления основополагающих ценностей, описания институтов для коллективного принятия решений. Соединив последний конституционный элемент с формой хартий (charters), американцы создали из гражданского договора (compact) и хартии (charter) новый тип политического документа, который сегодня мы называем конституцией. Однако во второй половине восемнадцатого века термин конституция (constitution) относился, главным образом, к той части конституционного документа, который содержал описание политических институтов. Полный документ, со всеми конституционными элементами, являлся гражданским договором (compact).
    Разделение полного конституционного документа на две части – одной, состоящей из преамбулы и билля о правах, другого, описывающего политические институты, - имеет свое интересное значение и последствия. Так, Джон Локк считал, что гражданское общество возникает из двойного соглашения – во-первых, единогласного соглашения создать общество и подчиняться коллективным решениям большинства; во-вторых, соглашения большинства сформировать правительство. Точно также, американцы идентифицируют себя как народ, устанавливают основополагающие ценности в одной части конституционного документа, преамбуле и билле о правах, ожидая, что изменение второй части, описывающей политические институты, никоим образом не повлияет на первую часть, не поставит ее под угрозу.
    В качестве конституционных документов к моменту провозглашения независимости американцы предпочитали видеть гражданские договоры (compacts), содержащие в себе конституции (constitutions). После провозглашения независимости ничего не могло единомоментно измениться, и американцы использовали ту же самую форму для установления правительства. Поэтому Декларация Независимости вместе с первой национальной конституцией, Статьями конфедерации, составляет американский национальный гражданский договор (compact).[9] Когда Статьи Конфедерации оказались несостоятельными, была создана национальная конституция 1787 года. Однако не было никакой нужды замещать или изменять Декларацию Независимости, так как народ, созданный ею продолжал существовать. Изменение политических институтов, но оставление социального гражданского договора (compact) нетронутым соотносится не только с теорией Джона Локка, но и с установившейся американской практикой. Если бы национальный социальный гражданский договор (compact) утратил силу, не было бы базиса для новой национальной конституции. Таким образом, американцы до настоящего времени живут при действующем национальном гражданском договоре (compact): Декларация Независимости и преамбула к Конституции Соединенных Штатов вместе создают народ, определяют желаемый образ жизни, а Конституция описывает институты для принятия коллективных решений.
    Таким образом, значение Декларации Независимости заключается в следующем. Во-первых, Декларация Независимости явилась инструментом для разрыва с Великобританией и создала модель для создания политического общества. Во-вторых, этот документ служил для определения американцев как народа. Декларация стала первой частью национального гражданского договора (compact), определила основополагающие ценности, явилась основой образования Соединенных Штатов. В третьих, так как Конституция заменила Статьи Конфедерации, но не Декларацию Независимости, американцы до настоящего времени живут при действующем национальном гражданском договоре (compact), частью которого является Декларация Независимости.
    Второй частью первого национального гражданского договора (compact) стали Статьи Конфедерации. Несмотря на явное отсутствие интереса у английских колонистов в объединении колоний под эгидой единого правительства, предлагалось множество подобных планов. Естественным итогом подобной ситуации в условиях войны за независимость колоний от Великобритании стало то, что 11 июня 1776 года Континентальный Конгресс создал комитет для написания статей конфедерации. Некоторое время в Конгрессе велись дискуссии по поводу документа по мере того, как комитет представлял проекты. Конечная версия документа принята 15 ноября 1777 года, а 26 июня 1778 года принята версия для ратификации документа штатами. Восемь штатов подписали Статьи Конфедерации почти немедленно, но остальные растянули процесс до 1 марта 1781 года, когда документ ратифицировал последний штат, Мэриленд. На следующий день Конгресс заседал при действующих Статьях Конфедерации, первой американской национальной конституции.
    Значение Статей Конфедерации в истории формирования американского конституционализма велико. Во-первых, большая часть положений, содержащихся в Конституции Соединенных Штатов, содержалась уже в Статьях Конфедерации. Если не брать в расчет достаточно малые полномочия Конгресса и однопалатную легислатуру, где каждый штат имел один голос, Статьи Конфедерации отличались от Конституции Соединенных Штатов в основном тем, что суд подчинялся Конгрессу и существовал комитет штатов (один делегат от каждого штата) вместо единоличного исполнительного органа. Такое положение дел было характерно и для конституций штатов.
    Во-вторых, Статьи Конфедерации явились первым документом американского народа, в котором описывались общие для всех политические институты. Именно здесь впервые появился принцип двойного гражданства, закрепленный впоследствии в Конституции Соединенных Штатов, ставший легальным основанием федерализма в США.
    Таким образом, Декларация Независимости и Статьи Конфедерации вместе сформировали первый американский национальный гражданский договор (compact). Декларация Независимости и Конституция Соединенных Штатов сформировали второй национальный гражданский договор (compact), действующий и поныне. При этом второй гражданский договор не заменил первый, но органично развился из него. Поэтому Соединенные Штаты не были основаны в 1787 году; нация была реоснована на основании того, что имело место ранее. Нормативными источниками американского конституционализма послужили конституционные документы американских колонистов, развившиеся от религиозных формальных соглашений (covenants) к гражданским договорам (compacts), английские хартии (charters), Декларация Независимости и Статьи Конфедерации.
    Несмотря на своеобразие условий, в которых формировался американский конституционализм, опыт американской нации, касающийся самоидентификации народа и создания конституции, определяющей важнейшие черты жизни этого народа, чрезвычайно важен для современной Европы и России. Этот опыт может помочь интеграции и конституированию единого правого пространства на территории, заселенной многими народами, достижению конституционного консенсуса.


    [1] Становление американского государства. /Под ред. А.А. Фурсенко. СПб., 1992. С. 180.
    [2] Donald S. Lutz The Origins of American Constitutionalism. Louisiana State University Press, 1988. P.138.
    [3] Современные для 17-18 веков понятия терминов приводятся в работе Donald S. Lutz The Origins of American Constitutionalism. Louisiana State University Press, 1988. P.16-22.
    [4] См. определение терминов
    [5] Под термином "правительство" по аналогии с английским "government" в нестоящей работе понимается не высший орган исполнительной власти в системе государственной власти, но весь комплекс политических институтов, формирующих государственную власть
    [6] Donald S. Lutz Op. cit. P.27.
    [7] Ibid. P.96.
    [8] Ibid. P.98-100.
    [9] Ibid. P.112.






    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2021 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru