СОЮЗНОЕ
ГОСУДАРСТВО
БЕЛОРУССИИ И
РОССИИ
(международно-правовые
проблемы
создания)
Калачян
Карен
Казароси,
стажер
Центра
международно-правовых
исследований
Института
государства
и права РАН, г.
Москва
«Курс
на создание
Союзного
государства
– это
стратегическое
направление
российско-белорусского
взаимодействия»
- сказал
Президент
Российской
Федерации
В.В.Путин,
выступая 20
января 2003 года
в Минске на
заседании
Высшего
Государственного
Совета
Союзного
государства.
И далее он
отметил, что
строительство
Союзного
государства
идет далеко
не
просто[1].
В чем же
причина,
почему,
несмотря на
стремление
обоих
народов к
объединению
и на усилия
властей
России и
Белоруссии,
создание
Союзного
государства
идет с
трудом? Обратимся
сначала
кратко к
истории
Союзного
государства. Сотрудничество
между двумя
странами
отличалось
активностью
с самого
начала
существования
их в качестве
самостоятельных
государств.
Уже за 1992-1993 годы
между
Россией и
Белоруссией
было
заключено 42
соглашения. К
1995 году их
число
возросло до
полутора
сотен
документов,
охватывающих
все сферы
сотрудничества[2]. Наиболее
активно шло
экономическое
сотрудничество.
Уже в 1992-1993 годах
заключено 31
соглашение, в
частности,
Соглашение о
снятии
ограничений
в
хозяйственной
деятельности
от 27 января 1992
года,
Соглашение о
принципах
сотрудничества
и
взаимоотношений
в области
транспорта
от 20 июля 1992
года,
соглашения о
координации
деятельности
железнодорожного
транспорта, о
сотрудничестве
в области
воздушного
транспорта,
об основных
принципах и
условиях
взаимоотношений
в области
транспортировки
нефти, о
взаимодействии
при
эксплуатации
магистральных
нефтепродуктопроводов,
о
транспортировке
природного
газа через
территорию
Республики
Беларусь и
поставки его
потребителям
Беларуси (все
подписаны 20
июля 1992 года).
Обычной
практикой
двух стран
является
заключение,
обычно в
начале
каждого
календарного
года,
соглашений о
торгово-экономическом
сотрудничестве.
Значительные
меры к
облегчению
торговых
отношений
были
предусмотрены
в Соглашении
о создании
зоны
свободной
торговли от 15
апреля 1994 года
и в
Соглашении о
Таможенном
союзе от 5
января 1995
года. Договор
о дружбе,
добрососедстве
и
сотрудничестве
между
Россией иБелоруссией
от 21 февраля 1995
года подвел
некоторые
итоги
сотрудничества
и наметил
перспективы
на будущее.
2
апреля 1996 года
подписан
Договор о
Сообществе
Белоруссии
иРоссии.
Его целью
объявлено
объединение
материального
и
интеллектуального
потенциалов
России и
Белоруссии.
Перед
Сообществом
поставлена
задача
формирования
единого
экономического
пространства,
синхронизации
экономических
реформ.
Предусмотрено
формирование
единой
законодательной
и
нормативно-правовой
базы. В
Договоре
сказано, что
Россия и
Белоруссия
согласовывают
свою внешнюю
политику,
позиции по
основным
международным
вопросам,
взаимодействуют
в
обеспечении
безопасности,
охране
границ и
борьбе с
преступностью. Наиболее
четко в этом
Договоре, как
и во многих
других
соглашениях
стран СНГ,
прорисована
бюрократическая
структура
Сообщества:
Высший совет,
Парламентское
собрание и
Исполнительный
комитет. Все
органы имеют
представительный
характер и
формируются
на
паритетной
основе.
Функции
органов
Сообщества
не имеют
конкретной
привязки к
отдельным
положениям
Договора, как
это мы видим в
Договоре о
Европейском
союзе. 2
апреля 1997 года
Сообщество
было
преобразовано
в Союз
Белоруссии и
России.
Договор о
Союзе
основан на
Договоре об
образовании
Сообщества
от 2 апреля 1996
года. 23 мая 1997
года
подписан
Устав Союза,
который в
соответствии
со ст.3
Договора от 2
апреля 1997 года
составляет
его
неотъемлемую
часть. 47
статей,
входящих в
Договор 1997
года и Устав
Союза, в
значительной
мере
повторяют
Договор 1996
года о
Сообществе:
только 17 из
них новые, да
и те большей
частью носят
уточняющий
характер. Каждое
государство-участник
Союза
сохраняет
государственный
суверенитет,
независимость
и
территориальную
целостность,
Конституцию,
государственный
флаг, герб и
другие
атрибуты
государственности.
Заметной
новацией
является
введение
института
гражданства
Союза. По ст.2
каждый
гражданин
Российской
Федерации и
каждый
гражданин
Республики
Беларусь
является
гражданином
Союза. В ст.18
уточняется,
что кроме
прав и
обязанностей,
вытекающих
из
гражданства
соответствующего
государства-участника
Союза,
граждане
Союза имеют
право на
свободной
передвижение
и постоянное
проживание в
пределах
территории
двух стран, а
также право
на защиту на
территории
третьей
страны, где
нет
представительства
государства-участника
Союза,
гражданином
которого он
является, со
стороны
дипломатических
представительств
или
консульских
учреждений
другого
государства-участника
Союза, на тех
же условиях,
что и
граждане
этого
государства.
Гражданин
Союза,
постоянно
проживающий
в другом
государстве-участнике
Союза, имеет
право
избирать и
быть
избранным в
органы
местного
самоуправления
на
территории
этого
государства. Ни
Договор о
Сообществе,
ни Договор о
Союзе двух
стран не
послужили
эффективным
катализатором
быстрой
интеграции
России и
Белоруссии, и
сотрудничество
велось в
целом теми же
путями, что и
прежде, а
созданные
ими
бюрократические
структуры
использовались
скорее
различными
политическими
силами в
обеих
странах в
собственных
интересах. В
Декларации
о дальнейшем
единении
Белоруссии и
России,
подписанной 25
декабря 1998
года,
президенты
России и
Белоруссии
заявляли о
решимости
продолжить
поэтапное
движение к
добровольному
объединению
в союзное
государство
при
сохранении
национального
суверенитета
государств-участников
Союза.
8
декабря 1999
года Договор
о создании
Союзного
государства
был подписан,
затем
успешно
ратифицирован
парламентами
обоих
государств и
26 января 2000 года
уже
состоялся
обмен
ратификационными
грамотами.
Договор
вступил в
силу. Как
сказано в
Преамбуле
Договора,
стороны
подписывали
его,
«движимые
стремлением
продолжить
развитие
интеграционных
процессов,
заложенных
Договором об
образовании
Сообщества
России и
Белоруссии
от 2 апреля 1996
года,
Договором о
Союзе
Белоруссии и
России от 2
апреля 1997 года,
Уставом
Союза
Белоруссии и
России от 23
мая 1997 года, а
также
реализуя
положения
Декларации о
дальнейшем
единении
России и
Белоруссии
от 25 декабря 1998
года».
Союзное
государство
является
продолжателем
Союза. По ст.70
(п.1) «Договор
об
образовании
Сообщества
России и
Белоруссии
от 2 апреля 1996
года и
Договор о
Союзе
Белоруссии и
России от 2
апреля 1997 года
прекращают
действие с
момента
вступления в
силу
настоящего
Договора», но
в п.2 сказано:
«Правовые
акты,
принятые
ранее в
рамках
Сообщества и
Союза,
продолжают
действовать
в части, не
противоречащей
настоящему
Договору». Органы
Союзного
государства
наделены
функцией
продолжательства.
В той же ст.70
указано, что
органы Союза:
Высший Совет,
Парламентское
собрание и
Исполнительный
комитет
выполняют
функции
органов
Союзного
государства
впредь до их
формирования. Юридической
основой
нового
государства
должен стать
Конституционный
акт –
временный
документ,
который
будет
действовать
впредь до
избрания
единого
законодательного
органа
Союзного
государства
и разработки
им
Конституции.
Сформирована
так
называемая
российско-булорусская
комиссия
высокого
уровня,
которая
занимается
разработкой
Конституционного
акта. До
настоящего
времени
предложено
уже
несколько
проектов
акта.
Насколько
можно судить
по
сообщениям в
прессе,
главным
препятствием
к правовому
оформлению
Союзного
государства
является
неопределенность
правового
статуса
создаваемого
объединения.
Правовой
статус
создаваемого
Договором
объединения,
казалось бы,
бесспорен -
это
государство.
Однако не все
так просто. В
ст.3
говорится,
что «Союзное
государство
базируется
на принципах
суверенного
равенства
государств-участников,
добровольности,
добросовестного
выполнения
ими взаимных
обязательств»,
то есть на
принципах
международного
права. Более
того, по ст.6
каждое
государство-участник
сохраняет с
учетом
добровольно
переданных
Союзному
государству
полномочий
суверенитет,
независимость,
территориальную
целостность,
государственное
устройство,
Конституцию,
государственный
флаг, герб и
другие
атрибуты
государственности.
Государства-участники
сохраняют
свое
членство в
ООН и других
международных
организациях.
Возможность
единого
членства в
международных
организациях,
других
международных
объединениях
определяется
государствами-участниками
по взаимной
договоренности.
Так
является ли
наше Союзное
государство
действительно
государством? Вопрос
о том, что
такое
государство,
широко
обсуждался
юристами в
прошлом веке,
когда шел
процесс
становления
европейских
государств и
возникало
понятие
международной
организации.
Тогда
предлагалось
много
критериев
государства,
которые в
общем можно
сгруппировать
в три
элемента,
необходимых
для
признания
какого-либо
образования
государством.
Это: 1.
Наличие
населения, 2.
Наличие
территории, 3.
Эффективное
властвование. Следует
отметить, что
Международный
суд,
устанавливая
принадлежность
той или иной
территории,
решающее
значение
придавал
именно
третьему
элементу. Так,
об этом
говорилось в
решениях по
делам о
Гренландии, о
храме
Преах-Вихеар,
причем
эффективное
властвование
трактуется
как наличие и
способность
центральной
власти
устанавливать
свой порядок
и
поддерживать
его на
определенной
территории.
Исходя
из текста
Договора о
создании
Союзного
государства,
вряд ли можно
говорить о
том, что на
территории
Союзного
государства
будет
устанавливаться
и
действовать
единый
эффективный
правопорядок,
если и Россия
и Белоруссия
сохраняют
свой
суверенитет,
то есть
верховенство,
высшую
юридическую
власть
каждая на
своей
территории.
Можно
толковать
статью 6 в том
смысле, что
Россия и
Белоруссия
передают
территориальное
верховенство
Союзному
государству,
но тогда
перестает
действовать
статья 3,
поскольку
Россия и
Белоруссия
лишаются
своего
суверенитета. Вопросы
относительно
будущего
правопорядка
в Союзном
государстве
встают также
в связи с
иерархией
источников
права. Ст.60 (п.2) с
одной
стороны,
предусматривает
примат
союзного
законодательства:
«В случае
коллизии
нормы закона
или декрета
Союзного
государства
и нормы
внутреннего
закона
государства-участника
преимущественную
силу имеет
норма закона
или декрета
Союзного
государства».
Однако
Конституции
государств-участников
имеют все же
преимущественную
силу: «Данное
положение не
применяется
к коллизии
норм закона
или декрета
Союзного
государства
и норм,
содержащихся
в
конституциях
и
конституционных
актах
государств-участников».
Здесь
следует
напомнить,
что в части 4
статьи 15
Конституции
Российской
Федерации
общепризнанные
принципы и
нормы
международного
права и
международные
договоры
Российской
Федерации
составляют
часть
правовой
системы
Российской
Федерации.
Международные
договоры
имеют
приоритет в
применении
перед
законами
Российской
Федерации, но
не перед
Конституцией. Во-первых,
в силу того,
что
Российская
Конституция
не является
законом, а
является
именно
конституцией.
С точки
зрения общей
теории права
можно
утверждать,
что
Конституция
РФ 1993 г.
является
основным
законом.
Однако с
позиций
системы и
структуры
национального
законодательства
Конституция
РФ
представляет
собой именно
конституцию,
а не закон.
Конституция
РФ 1993 года
является
особым
источником
российского
права,
обладающим
высшей
юридической
силой на всей
территории
России. Более
того, текст
Конституции
РФ разделяет
понятия
Конституции
и
федеральных
законов.
Например, в
силу п.2 ст.4
«Конституция
Российской
Федерации и
федеральные
законы имеют
верховенство
на всей
территории
Российской
Федерации».
Во-вторых,
в силу части 1
статьи 15, где
говорится,
что
Конституция
Российской
Федерации
обладает
высшей
юридической
силой на всей
территории
Российской
Федерации. Таким
образом,
законодательству
Союзного
государства
отдано
примерно то
же место, что
и
международному
праву.
И хотя
в той же ст.60
Договора о
Союзном
государстве
сказано, что
законы и
декреты
Союзного
государства
«подлежат
прямому
применению
на
территории
каждого
государства-участника»,
а
«постановления
являются
обязательными
во всех своих
частях для
того
государства,
физического
или
юридического
лица,
которому они
адресованы»,
можно
ожидать, что с
применением
этих актов
сложится
такая же
ситуация, как
ныне с
нормами
международного
права:
правоприменитель,
как правило,
прибегает к
ним в случае
наличия
пробела в
национальном
праве и в том
случае, если
они не
противоречат
Конституции.
В этих
условиях
трудно
говорить о
превосходстве
права
Союзного
государства
над правом
составляющих
его
субъектов. В
связи с
конституционным
правом
возникает
еще одна
крупная
проблема.
Дело в том,
что в
Конституции
Российской
Федерации
нет
положений,
регулирующих
вхождение
нашего
государства
в состав
другого
государства.
В
Конституции
Российской
Федерации
нет и
положений,
регулирующих
возможный
порядок
изменения
территории
Российской
Федерации; не
установлены
и
соответствующие
полномочия
органов
государственной
власти.
Единственное
территориальное
изменение,
которое
предусмотрено
нашей
Конституцией,
- это
возможное
присоединение
к России
нового
субъекта
федерации.
Часть 2 статьи
65
санкционирует
приращение
территории
России за
счет
вхождения
новых
субъектов.
Здесь
сказано:
"Принятие в
Российскую
Федерацию и
образование
в ее составе
нового
субъекта
осуществляются
в порядке,
установленном
федеральным
конституционным
законом".
Никаких
законов на
этот счет
пока не
принято.
В силу
ст. 22
Федерального
закона «О
международных
договорах
Российской
Федерации»
«если
международный
договор
содержит
правила,
требующие
изменения
отдельных
положений
Конституции
РФ, решение о
согласии на
его
обязательность
для
Российской
Федерации
возможно в
форме
федерального
закона
только после
внесения
соответствующих
поправок в
Конституцию
РФ или
пересмотр ее
положений в
установленном
порядке». В
Комментарии
к
Конституции
РФ отмечено:
из части
четвертой
статьи 15
вытекает, что
договоры
обладают
приоритетом
только в
отношении
законов и не
могут
превалировать
над
положениями
самой
Конституции».
Итак,
для
объединения
с
Белоруссией
с точки
зрения нашей
Конституции
следует
решить одну
из двух
задач:
принять
федеральный
конституционный
закон о
вхождении
Белоруссии в
состав
России на
правах
одного из
субъектов
федерации;
изменить
Конституцию
Российской
Федерации.
Вопрос
о первом
варианте
развития
событий
поднимался
Президентом
Российской
Федерации в
ходе одной из
встреч с
Президентом
Белоруссии
А.Г.Лукашенко,
и в ходе
переговоров
стало ясно,
что для
Белоруссии
этот вариант
неприемлем.
Но, как
неоднократно
отмечалось в
нашей прессе,
Россия не
может
перестать
быть
федеративным
государством,
чтобы в новом
Союзном
государстве
было только
два
субъекта. Вряд
ли встретит
понимание
российского
народа и
полная
перекройка
нашей
Конституции
ради
объединения
с другим
государством,
даже таким
родственным
нам, как
Белоруссия.
Стабильность
в нашем
обществе, еще
такая
хрупкая,
досталась
нам слишком
дорогой
ценой, чтобы
разрушать
ее. Поэтому,
учитывая
отмеченные, а
также
некоторые
другие
неясности в
Договоре,
можно
сказать, что
Договор 1999
года
является,
скорее всего,
договором о
намерении
создать
Союзное
государство. Наиболее
подробно в
Договоре 1999
года
разработана
бюрократическая
структура. Из
18 страниц
договора
восемь
отведено под
ее описание.
Предусмотрено
создание
целой
системы
органов: Парламентское
собрание Высший
государственный
совет Совет
министров Постоянный
комитет. Бюрократические
структуры,
предусмотренные
договором,
уже созданы и
действуют.
Заседают
Высший и
Государственный
советы, Совет
Министров.
Готовятся
выборы в
союзный
парламент.
Уже приняты
положения о
других
органах
Союзного
государства,
разработаны
их
регламенты, и
кое-кто
заявляет, что
единое
государство
уже
создано[3]. Теперь
стоит задача
воплотить
Союзное
государство
в жизнь. В
Договоре
цель
поставлена
так:
объединить
Россию и
Белоруссию в
Союзное
государство
с общим
экономическим,
правовым,
таможенным,
оборонным
пространством,
общим
бюджетом и
денежной
единицей,
союзными
государственными
органами,
единой
внешней
политикой. Во
исполнение
Договора о
создании
Союзного
государства
принята
Программа
действий
Российской
Федерации и
Республики
Беларусь по
реализации
положений
Договора в 2000 г.
Программой
предусмотрены
шаги в
нескольких
основных
направлениях: -
формирование
единого
научно-технического
и
информационного
пространства, -
общего рынка
услуг связи и
ценных
бумаг -
объединение
энергетической
и
транспортной
систем. Для
выполнения в
2000 году
намечен ряд
конкретных
вопросов: -
разработка
закона
Союзного
государства
о
гражданстве -
проекта
нормативного
акта об
обеспечении
правопреемственности
в
деятельности
органов
Союза
Белоруссии и
России и
Союзного
государства -
унификация
законодательства
об
инвестиционной
политике в
общем
государстве,
-
определение
правовых
основ
создания
собственности
Союзного
государства -
разработка
специальной
программы
поддержки
среднего и
малого
бизнеса в
новом общем
государстве. Также
принимаются
ежегодные
Программы,
планы работы
органов
Союзного
государства,
бюджет этого
государства. Трудно
представить,
чтобы меры,
намеченные в
Договоре и в
Программе,
привели к
возникновению
нового
государства.
Государство
– это не есть
сумма
экономического,
правового,
таможенного
и оборонного
пространства,
тем более что
можно
придумать
еще
несколько не
упомянутых
здесь
пространств,
например,
социальное
или
информационное. Каково
же реальное
положение
дел с
созданием
Союзного
государства?
Существует
мнение о том,
что пока не
создана даже
полноценная
международная
организация[4].
Действительно,
цели
союзного
государства
неясны,
функции
неопределенны,
полномочия
туманны. Хотя
созданные
структуры
называются
«органы
союзного
государства»,
в них
представлены
первые лица
государств,
правительств,
иных
ведомств,
которые при
принятии
решений
руководствуются
не
учредительными
документами
Союза, а,
прежде всего,
интересами
своих
собственных
стран или
даже своих
собственных
ведомств. Существуют
ли реальные
перспективы
воссоединения
Белоруссии и
России?
Кое-кто
высказывает
мнение о том,
что наши
страны стали
теперь уже
слишком
разными. Так,
председатель
Парламентской
Ассамблеи
Организации
по
безопасности
и
сотрудничеству
в Европе
А.Северин
главную
трудность
усматривает
в
политической
области.
«Уровни
развития
демократии в
России и
Белоруссии –
разные,
политическая
система в
России
гораздо
ближе к
плюрализму и
либерализму
западноевропейского
типа,
институции
имеют другой
характер и
действуют
по-другому,
свобода
прессы имеет
другой
характер»[5]. Чтобы
оценить
реальное
положение
вещей,
выделим
несколько
основных
сфер
совместной
деятельности. Одним
из немногих
бесспорных
положений в
Договоре о
Союзном
государстве
является
норма о
едином
гражданстве,
перенесенная
в Договор из
Устава Союза
Белоруссии и
России, но в
более полном
изложении.
Глава II
Договора
озаглавлена
«Гражданство
Союзного
государства»,
и в ст.14
сказано:
«Граждане
государств-участников
являются
одновременно
гражданами
Союзного
государства».
Необходимо
отметить, что
гражданство
Союзного
государства
устанавливается
без оговорок,
не как
перспектива
или цель, но
постулируется
как некая
наличная
правовая
реальность.
То есть
предполагается,
что с момента
вступления в
силу
Договора
возникла
некая
устойчивая
правовая
связь между
гражданином
России и
Белоруссии,
который с
этого
момента
является
гражданином
Союзного
государства,
и
межгосударственным
образованием
– Союзным
государством.
Хотя выше мы
установили,
что Союзное
государство
государством
не является, и
можно было бы
говорить о
противоречии
с
устоявшимися
представлениями
о том, что
гражданство
возможно
только в
государстве,
но опыт
введения
гражданства
в
межгосударственном
образовании
все же
существует
не только в
Белоруссии и
России –
право
европейского
союза также
знает этот
институт.
Более того,
положения,
касающиеся
гражданства
в Союзном
договоре, во
многом
похожи на
положения ст.8
части 2
Договора о
Европейском
союзе 1992
года[6]. Конечно,
граждане
Белоруссии и
России,
оставаясь
гражданами
своих
государств,
обладают
различным
объемом прав
и свобод, что
снижает
ценность
единого
гражданства. Права,
приобретаемые
гражданами
государств-участников
с получением
гражданства
Союзного
государства,
следующие: -
на свободное
передвижение
и постоянное
проживание в
пределах
территории
Российской
Федерации и
территории
Республики
Беларусь с
соблюдением
правил,
установленных
законами
этих
государств в
отношении
отдельных
районов и
местностей; -
на защиту на
территории
третьей
страны, где
нет
представительства
государства-участника
Союзного
государства,
гражданином
которого он
является, со
стороны
дипломатических
представительств
или
консульских
учреждений
другого
государства-участника
Союзного
государства
на тех же
условиях, что
и граждан
этого
государства; -
на владение,
пользование
и
распоряжение
имуществом
на
территории
другого
государства-участника
Союзного
государства
на тех же
условиях, что
и граждане
этого
государства. Достигнута
такая важная
вещь, как
свободное
передвижение
людей. Именно
людей как
таковых, а не
только
рабочей силы.
При этом
граждане
одного
государства
на
территории
другого
пользуются
национальным
режимом в
полной мере.
Не
будем
забывать
такое
уникальное
достижение,
как снятие
границ. Хотя
юридически
граница
существует,
на местности
она никак не
обозначена. По
общему
признанию
главная
задача
объединения
лежит в сфере
экономики.
Принятые
меры привели
к тому, что
товарооборот
между двумя
странами
вырос почти
до 10 млрд.
долларов.
Этому
способствовал
переход в 2002
году на
внутренние
российские
цены по
энергоносителям,
электроэнергетике
и
железнодорожному
тарифу. Продолжается
работа по
сближению
национальных
законодательств,
унификации
тарифов,
налоговой и
таможенной
систем. Но
и в рамках
ограниченной
деятельности
Союзного
государства
нередко
возникают
проблемы.
Например,
постоянным
тормозом
является
своевременный
и в полном
объеме
средств в
бюджет
Союзного
государства
на
выполнение
целевых
программ. Особенно
серьезным
вопросом
является
переход на
единую
валюту. С 1
января 2005 года
в качестве
единого
платежного
средства
должна
функционировать
российская
валюта –
российский
рубль. Это уже
новый срок,
сначала
стартовым
моментом
называли 1
января 2004
года. Итак,
реальные
успехи
интеграции
пока весьма
скромные.
Чтобы
оценить
стоящую
перед нами
задачу,
сравним
состояние
экономик
двух стран.
При этом
используем
данные
Статистического
комитета СНГ
за период с
января по
апрель 2002 года.
В Докладе
Комитета
оценивается
состояние
экономического
развития 11
государств
СНГ (кроме
Туркмении). В
целом
Статистический
комитет
выражает
осторожный
оптимизм,
отмечая
некоторый
рост ВВП во
всех странах,
кроме
Молдавии,
хотя везде
рост этот
очень разный.
Для нас
важнее всего,
что Россия и
Белоруссия
стоят на
противоположных
концах
списка:
Россия на
первом месте,
Белоруссия -
на
последнем. То
же самое
относится к
другому
показателю -
росту
промышленной
продукции. И
то же самое
относится к
темпам роста
реальных
денежных
доходов
населения. Еще
один раздел
экономики -
национальная
валюта и
инфляция. И
здесь
выделяется
Белоруссия:
все валюты
отмечают
стабильность,
в Белоруссии
же инфляция
выросла на
порядок.
Статистический
комитет
делает вывод
такой: разрыв
в темпах и
уровне
развития
стран
Содружества
продолжает
сохраняться
и даже
увеличивается. Объяснение
такой
ситуации
кроется в
прошлом.
После
распада СССР
Россия и
Белоруссия
оказались в
совершенно
разных
ситуациях.
Россия
всегда была
самодостаточна.
Иная
ситуация в
Белоруссии.
Еще будучи в
составе СССР,
Белоруссию
называли
сборочным
цехом
военно-промышленного
комплекса на
фоне почти 100%
поставки
энергоносителей.
Нельзя
забывать и
настоящую
трагедию,
которой
стала для
Белоруссии
Чернобыльская
катастрофа.
На
территории
Белоруссии
осело 70%
радионуклидов,
и по разным
оценкам до 20%
территории
республики
вообще не
должно
использоваться. Одним
из
значительных
факторов,
разводящих
наши страны в
разные
стороны,
является
глубокая
разница в
социально-экономических
моделях
развития,
принятых у
нас, причем
президент
Белоруссии
не раз
заявлял об
ошибочности
модели,
принятой в
России, и
призывал
россиян
следовать
примеру
Белоруссии. В
одном
интервью он
говорил:
«Если вы
пойдете по
пути
углубления
тех реформ,
которые вы
проводили
последние 10
лет, то вы
потеряете не
только
Россию, но и
сами себя...
Речь должна
идти о смене
курса,
который
проводился
прежде всего
в экономике,
да и в
политике...
Если вы
будете
продолжать
курс на дикую
приватизацию...,
то мы этим
путем пойти
не можем.
Экономика -
это
собственность.
Собственность
была создана
советским
народом, отцы
и деды ее
защитили в
годы войны и
сохранили
для
нас»[7]. Республика
Беларусь
принимает
все меры к
сохранению в
государственной
собственности
и управлении
всех крупных
машиностроительных
заводов,
предприятий
обрабатывающей
промышленности
и других
ориентированных
на экспорт
промышленных
объектов.
Промышленность
Белоруссии
работает все
последние
годы в
условиях
зависимости
от
предоставления
со стороны
государства
льгот и
кредитов.
Специалисты
по
Белоруссии
говорят, что
усиливается
монополизация
экономики,
как и
государственное
планирование,
которое
проникает
все глубже по
всем
отраслям
[8]. Постоянно
снижается
доля
продукции
негосударственных
форм
собственности
в объеме ВВП.
Белорусское
законодательство
в сфере
экономики
консервативно,
закрепляет
принципы
государственного
контроля и
регулирования. Разница
в
экономических
реалиях не
дает
говорить о
ближайших
перспективах
воссоединения
наших стран.
Другая,
не менее
важная сфера,
- финансы.
Здесь
несколько
проблем. В
едином
государстве
должна быть
единая
валюта, а на
переходном
этапе во
взаимных
отношениях
должны быть
одна
расчетная
единица.
Сейчас
трудно
наладить
даже
нормальный
клиринг. Пока
остается
много
неясного:
какие
контракты
будет
обслуживать
наш рубль,
через какие
банки и т.п.
Очевидно,
платежной
единицей
должен стать
наш
нормальный
рубль,
эмитируемый
Центробанком.
По общему
мнению,
поскольку
наши валюты
пока
движутся в
противоположных
направлениях,
введение
общей валюты -
дело не
близкого
будущего. Посмотрим,
какие
реальные
меры
принимаются
к сближению в
экономической
сфере. Во-первых,
развиваются
связи между
государственными
секторами
экономики в
виде
создания
финансово-промышленных
групп. Это, в
сущности,
транснациональные
корпорации,
действующие
на основании
международного
договора, то
есть
частично
наделенные
международной
правосубъектностью.
Если удастся
наладить их
работу как
следует, это
может быть
очень
выгодным
делом:
использовать
преимущества
крупной
концентрации
капитала, и в
то же время не
выпускать
ТНК из-под
контроля
государств.
Во-вторых,
уже в рамках
совместного
государства
разработаны
совместные
экономические
программы.
Они в
основном
касаются
кооперации
между
российскими
и
белорусскими
предприятиями
электронной
и
машиностроительной
промышленности,
то есть
обеспечивают
производство
высокотехнологической
продукции.
Финансирование
этих
проектов
осуществляется
за счет так
называемого
бюджета
союзного
государства. В-третьих,
еще в 1998 году
подписан
Договор о
равных
правах
субъектов
хозяйствования
на
территории
государств.
Это
означает
юридическую
возможность
для
российского
капитала
пойти в
экономику
Белоруссии,
что весьма
выгодно
именно для
производственного
капитала,
поскольку
рабочая сила
там дешевле и
в то же время
высоко
квалифицирована.
Препятствием
для этого
является
законодательство
Белоруссии,
которое не
содержит
условий для
привлечения
частных
инвестиций.
Одновременно
белорусский
банковский
капитал
стремится в
Россию, где
условия
приложения
для него
более
выгодны. В-четвертых,
развитие
кооперации
между
предприятиями
делает
возможным
непосредственную
стандартизацию
производства. Активно
развиваются
торговые
связи. Объем
торговли
между нашими
странами
растет на
фоне
стагнации и
даже
некоторого
сокращения
внутри-СНГовской
торговли в
целом.
Характерной
чертой
российско-белорусской
торговли
является
развитие
торгово-экономических
отношений
между
административными
субъектами.
Уже более 80
субъектов
Российской
Федерации
имеют
хозяйственные
связи с
областями и
городами
Республики
Беларусь. Эти
связи тоже
могут стать
средством
интеграции,
поскольку
можно
ставить
вопрос об
унификации
условий
торговли,
осуществляемой
разными
регионами. Классическим
полем
интеграции
является
Таможенный
союз, договор
о котором
заключен в 1995
году. Весной 1999
года Высший
совет Союза
Белоруссии и
России
утвердил
документ под
названием
«Меры по
завершению
формирования
единого
таможенного
пространства
Союза
Белоруссии и
России».
Единое
таможенное
пространство
характеризуется
тем,
что здесь не
применяются: -
таможенный
контроль, -
таможенное
оформление, -
взимание
пошлин, -
другие
ограничительные
меры по
регулированию
каждым
государством
взаимной
торговли и
торговли
товарами,
происходящими
с территории
третьих
стран. По
данным
Исполкома
Союза
Белоруссии и
России, уже
приняты
следующие
меры по
созданию
единого
таможенного
пространства: -
практически
полностью
унифицированы
Таможенные
кодексы
наших
стран, -
действуют
одинаковые
таможенные
режимы, -
существует
одинаковый
порядок
таможенного
оформления и
контроля, -
действуют
единые
правила
определения
таможенной
стоимости
товаров и
страны их
происхождения
для взимания
таможенных
платежей, -
отменены
таможенные
пошлины в
отношении
товаров
национального
происхождения,
количественные
ограничения
импорта и
экспорта и
таможенный
контроль. По
Договору о
Союзном
государстве
единая
торговая и
таможенно-тарифная
политика в
отношении
третьих
стран,
международных
организаций
и
объединений
относится к
исключительному
ведению
союзного
государства.
Пока еще
невозможно
говорить, что
Союз в полной
мере
выполняет
эти функции.
Каждая
страна пока
еще в
значительной
мере сама
осуществляет
таможенную
политику, а
для
согласования
торговой
политики в
отношении
третьих
стран создан
механизм
регулярных
консультаций
на
межведомственном
уровне. На
самом деле
имеются
различия в
уровнях
ставок
таможенных
пошлин,
акцизов и
налога на
добавленную
стоимость,
действующих
в наших
странах. Еще в
мае 1995 года
указами
президентов
двух стран
отменен
таможенный
контроль на
внутренних
таможенных
границах.
Однако
Российский
таможенный
комитет
время от
времени
вводит
таможенный
контроль в
отношении
товаров из
третьих
стран,
ввозимых
через
Белоруссию.
Белоруссия,
со своей
стороны,
считает, что
«вывоз
продовольствия
в
спекулятивных
целях
создает
нехватку
продовольствия
в
Белоруссии».
И для
пресечения
спекулятивного
вывоза
производится
досмотр. Так
что в этой
сфере можно
констатировать
наличие зоны
свободной
торговли с
некоторыми
ограничениями
и период
перехода к
Таможенному
союзу. В целом
специалисты
оценивают
Союзное
государство
Белоруссии и
России как
полноценную
международную
организацию,
составляющую
рамки для
экономической
интеграции. Статус
Союзного
государства
как
региональной
экономической
организации
подтверждается
положениями
о Суде. Суд
Союзного
государства
является
органом,
который
призван
обеспечить
единообразное
толкование и
применение
Договора о
создании
Союзного
государства,
а также
нормативно-правовых
актов
Союзного
государства.
В состав суда
будет
входить 9
судей,
назначаемых
Парламентом
Союзного
государства
по
представлению
Высшего
Государственного
Совета. В
составе Суда
не должно
быть более 5
судей,
являющихся
гражданами
одного
государства.
Судьи
назначаются
сроком на 6
лет.
Допускается
их
назначение
еще на один
срок. Каждые 2
года должно
происходить
обновление
трети
состава
членов Суда.
Президент
Белоруссии
А.Г. Лукашенко
в своем
ежегодном
послании к
национальному
парламенту
заявил, что
разговоры о
вхождении
Белоруссии в
состав
России
исчерпали
себя, и
сотрудничество
двух стран
надо
налаживать
на принципах
Европейского
союза, где до 70%
жизненно
важных
вопросов
регулируются
интеграционными
органами ЕС.
Президент
подчеркнул
при этом, что
Белоруссии
готова
делегировать
союзным
структурам
серьезные
полномочия[9]. Таким
образом,
интеграция
между
Белоруссией
и Россией
была начата
как
политический
процесс, без
тщательной
проработки и
даже, кажется,
без ясного
плана. С
самого
начала она
была орудием
разных
политических
сил, как тех,
кто
стремился к
восстановлению
Советского
Союза, так и
тех, кто
больше всего
желал просто
нажиться под
шумок
разговоров
об
интеграции.
Как бы то ни
было,
реальная
жизнь
показала, что
интеграция
может идти
только тем
путем,
который уже
хорошо
известен и
опробован в
мире. Союзное
государство
Белоруссии и
России
возникло на
основе
тесного
межгосударственного
сотрудничества
двух стран и
служит его
организационными
рамками. К
оценке
состояния
интеграции в
рамках
Союзного
государства
нельзя
подходить с
точки зрения
общепринятых
этапов
интеграции
(зона
свободной
торговли,
таможенный
союз и т.д.)
Этап зоны
свободной
торговли
можно
считать
достигнутым,
в то время как
Таможенный
союз иногда
дает сбои. В
некоторых же
элементах
достигнуты
гораздо
более
продвинутые
уровни. В
нынешнем
виде Союзное
государство
не является
государством,
а
представляет
собой
международную
организацию,
поскольку
обе
составляющие
его части
являются
суверенными
государствами
– членами
ООН. Практическое
осуществление
идеи
Союзного
государства
вылилось в
создание
бюрократических
структур,
которые пока
что не только
не имеют тех
полномочий,
которые
обычно
присущи
органам
государства,
но и не
обладают
наднациональными
функциями,
которые
отмечаются у
органов
успешно
действующих
интеграционных
объединений. Успехи
интеграции
между нашими
странами
отмечаются в
свободном
движении
людей (не
рабочей силы,
а именно
всего
населения),
что было
достигнуто
даже в
Европейском
союзе совсем
недавно. В
реальности
акценты все
более
смещаются в
сторону
экономических
связей. Это
позволяет
предположить,
что
объединение
может пойти
по пути,
обычному для
экономических
интеграционных
объединений,
т.е. через
таможенный,
валютный
союз, общий
рынок и т.д.
Достигнутое
нами
устранение
границ,
свободное
движение
людей могут
этому
способствовать. К
многообещающим
факторам
интеграции
следует
отнести
также
производственную
кооперацию,
то есть
наличие
прямых
связей между
производственными
предприятиями.
Этому
способствуют
программы,
проводимые
Союзным
государством.
[1]
См.:
Дипломатический
вестник 2003, № 2.
С.75-76. [2]
Подробнее см.:
Моисеев Е.Г.
Международно-правовые
основы
сотрудничества
стран СНГ. М.,
Юристъ. С.92-123.
[3]
См, например,
выступление
госсекретаря
Союзного
государства
П.П.Бородина
на открытии
выставки
«Белагро 2000».
См.
«Независимая
газета» 9 июня
2000.
[4]
См., например,
Шинкарецкая
Г.Г. Союзное
государство
Белоруссии и
России. Гип 2001,
№4. С.84-88.
[5]
См.
«Воссоединяясь,
континент
примиряется
сам с собой».-
«Независимая
газета», 22
июня 2000. 2000.
[6]
См. Косилкин
С.В. Институт
гражданства
Союза
Беларуси и
России –
проблемы и
перспективы.-
МЖМП 2000, № 3. С.11.
[7]
См. «Острый
разговор об
интеграции».
НГ, 2000. 25
апреля. [8]
См статью
заведующего
отделом
Белоруссии
Института
стран СНГ
А.В.Фадеева в
«Содружестве»
– приложении
к
«Независимой
газете» от 31
мая 2000г.