В криминологической литературе применительно к предмету данного
исследования употребляются различные понятия и словосочетания: «правовые основы
предупреждения преступности», «правовое регулирование предупредительной
деятельности»
[1], «правовое обеспечение
мер предупреждения преступности»
[1],
«правовое регулирование предупреждения преступности»
[2].
Прежде чем рассматривать соотношение этих понятий
и словосочетаний, необходимо сделать пояснение относительно того, что понимается
в данной работе под предупреждением преступности (преступлений). Дело в том, что
полной ясности по данному вопросу в криминологической литературе до сих пор не
имеется, хотя дискуссии на эту тему длятся уже несколько десятков лет. Одни
ученые, ссылаясь на толкование соответствующих терминов в словарях, для
обозначения всего комплекса мер по предохранению от преступлений, их недопущению
используют понятия «предупреждение», «профилактика», «предотвращение»,
специально оговаривая при этом их смысловую идентичность.
[3] Более предпочтительной представляется позиция авторов,
считающих, что вопрос не должен решаться с сугубо семантических позиций, со
ссылками лишь на словари русского языка. Правильно отмечается, что «дело не в
лингвистических тонкостях, а том, что наличие у преступности в целом, ее
разновидностей и отдельных преступлений сложного, и, как правило, длительного
генезиса, многообразие форм и этапов проявления криминальной активности в виде
не только непосредственно преступного, но и допреступного поведения и,
соответственно, широкий спектр разнообразных мер предупредительного воздействия
на криминогенные факторы, явления, процессы и события в зависимости от их
развития во времени, обусловливают необходимость четкого разграничения указанных
понятий». Соответственно, в деятельности по предупреждению преступлений (родовое
понятие) необходимо различать, основываясь не на текстах словарей, а реалиях
жизни, включая нормативно-правовой материал: профилактику преступлений как
воздействие на причины и условия преступлений; предотвращение замышляемых и
подготавливаемых преступлений; пресечение начатых преступлений.
[4] Именно с этой точки зрения мы будем исходить при
исследовании правовых проблем предупреждения преступлений (а не только,
например, их профилактики или предотвращения в изложенном смысле).
Обращаясь
непосредственно к теме, отметим, что содержание понятий «правовая основа»,
«правовое регулирование», «правовое обеспечение» в контексте рассматриваемых
проблем, если и не является идентичным, то в значительной мере совпадает.
Приведем в связи с этим цитату из широко известной монографии: «предупреждение
преступности неразрывно связано с последовательным осуществлением принципа
законности и
обеспечивается всесторонним
правовым регулированием.
В этом смысле можно говорить о
правовых основах предупредительной
деятельности».
[5] (Курсив автора.) Как
видим, речь одновременно идет об обеспечении (правовом обеспечении), правовом
регулировании и правовых основах предупреждения преступности по сути как
равнозначных понятиях. И с этим в принципе можно согласиться. Хотя здесь есть
некоторые нюансы, связанные прежде всего с разграничением правовых норм по
такому сущностному критерию, как их функции. В теории права по данному признаку
выделяются исходные правовые нормы и нормы-правила поведения. К первым
относятся: нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы,
нормы-дефиниции. Они закрепляют устои существующего строя, основы
социально-экономической, политической и государственной жизни, выражают и
закрепляют их принципы, содержат определения правовых категорий и понятий
нормы-правила поведения, в отличие от исходных, - это нормы непосредственного
регулирования поведения людей-участников общественных отношений. Они указывают
на взаимные права и обязанности субъектов, условия реализации этих прав и
обязанностей, виды и меру реакции государства по отношению к
правонарушителям.
[6] Рассмотрим в
свете приведенных общетеоретических положений некоторые правовые нормы,
касающиеся предупреждения преступлений. Статья 2 УК РФ относит к задачам Кодекса
(уголовного законодательства Российской Федерации), наряду с охраной прав и
свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка, других благ
и ценностей, предупреждение преступлений. В Концепции национальной безопасности
Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (в
редакции Указа Президента РФ от 10 января 2001 г. №24), среди важнейших задач в
области борьбы с преступностью на первое место поставлено «выявление, устранение
и предупреждение причин и условий, порождающих преступность».
[7]Это типичные примеры исходных (отправных,
первичных, учредительных) правовых норм. В первой из них сформулирована одна из
задач отрасли законодательства, во второй – первостепенная задача уголовной
политики. Они не указывают на взаимные права и обязанности конкретных субъектов,
на условия и порядок реализации этих прав и обязанностей, на конкретные
последствия, связанные с нарушением прав и неисполнением обязанностей и
т.д.
А вот правовые нормы иного свойства, касающиеся предупреждения
преступлений. В соответствии со ст. 73 «Обстоятельства, подлежащие доказыванию»
УПК РФ (2001 г.) при производстве по уголовному делу, наряду с доказыванием
события преступления, виновности лица в совершении преступления и т.д. «подлежат
выявлению также обстоятельства, способствующие совершению преступления» (ч.II).
Согласно ч.II ст. 158 УПК РФ дознаватель, следователь вправе внести в
соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление
о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению
преступления (ранее это было сформулировано не как право, а как обязанность
следователя, дознавателя). Представление подлежит рассмотрению с обязательным
уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его
вынесения.
Нетрудно заметить, что нормы ст.ст. 73, 158 УПК РФ выполняют иные,
чем в первых двух случаях функции. Они непосредственно упорядочивают
(регулируют, регламентируют) поведение конкретных должностных лиц, определяя
права и обязанности субъектов правоотношений – в данном случае следователя и
дознавателя, осуществляющих процессуальное доказывание, надзирающего прокурора
(который, например, может дать указание об исследовании по конкретному делу
причин и условий преступления); а также организаций и лиц, которым адресовано
«предупредительное» представление. В корреспонденции с другими нормами речь в
этих случаях может идти о юридической ответственности за неисполнение
предусмотренных законом обязанностей, нарушение установленных процедур, включая
сроки и т.д.
Ситуации (с одной стороны, реализация ч.I ст.2 УК РФ,
приведенного положения Концепции национальной безопасности РФ, с другой –
применение ч.II ст.73 и ч.II ст. 158 УПК РФ) во многом сходные (и в том, и в
другом случае речь идет о правовом воздействии на общественные отношения, на
поведение людей в определенной сфере жизни общества), но вместе с тем имеющие
определенные различия. О правовом регулировании в точном смысле этого слова,
регламентации деятельности конкретных субъектов по предупреждению преступлений
(или о правовом обосновании, правовых основах этой деятельности) можно говорить
применительно ко второй из указанных ситуаций (применение ч.II ст.73, ч.II
ст.158 УПК РФ). Реализация первой пары рассматриваемых норм (ч.I ст.2 УК РФ,
названной нормы Концепции национальной безопасности РФ) относится к более
широкой категории – правовому обеспечению предупреждения преступности
(преступлений). Последнее включает как правовое регулирование (правовую основу)
деятельности по недопущению преступлений, предохранению от них, так и реализацию
действующих в данной сфере исходных правовых норм (норм-принципов и др.).
В
русском языке слово «обеспечить» имеет несколько значений. Одно из них звучит
так: «создать все необходимые условия для осуществления чего-либо, гарантировать
что-либо».
[8] Именно в этом смысле
понятие «обеспечить» более всего подходит для наших целей (для исследования
проблем предупреждения преступлений). Следует лишь уточнить, что правовое
обеспечение еще не создает
всех необходимых условий для целенаправленной
деятельности по предупреждению преступлений. Наряду с правовым она нуждается в
финансовом, материально-техническом, кадровом, научно-методическом,
информационном и ином обеспечении.
[9]Понимаемое изложенным образом правовое обеспечение
гарантирует легитимность, юридическую обоснованность, соответствие требованиям
правовых норм мер предупреждения преступлений, осуществление их в режиме
законности. Скажем, нельзя отрицать того, что цели недопущения преступлений в
определенных случаях могли бы быть достигнуты в результате применения кастрации,
лоботомии, сильнодействующих медикаментозных средств, подавляющих агрессивность,
превентивных арестов, телесных наказаний и т.д. Подобные крайние меры известны
не только криминологической науке, но и практике борьбы с преступностью.
[10] Но они абсолютно недопустимы с позиций
права.
Разграничивая в правовом обеспечении реализацию разных видов
юридических норм в зависимости от их функционального предназначения – исходные
нормы и нормы-правила, необходимо отметить, что последние, во-первых,
преобладают в количественном отношении; во-вторых, несут основную нагрузку в
деле правового обоснования конкретных предупредительных мер.
Вместе с тем
нельзя недооценивать значение в этой сфере исходных норм, в частности
норм-принципов, которые определяют направленность, исходные положения политики
противодействия преступности, ее цели и задачи, сформулированные как в общем
плане, так и применительно к конкретным субъектам предупредительной
деятельности. В частности, как будет показано в дальнейшем, задачи
предупреждения преступлений ставятся перед правоохранительными органами и
другими субъектами предупреждения преступлений в так называемых статусных
законах (например, «О милиции», «О федеральных органах налоговой полиции» и
др.), что само по себе немаловажно, т.к. определяет направленность их
деятельности, функции, полномочия, права и обязанности, а значит и критерии
эффективности, ответственность и т.д.
Роль правового обеспечения в достижении
целей предупреждения преступлений известна давно. Об этом говорили многие
мыслители прошлого, исходившие из того, что жить по праву, утверждать его в
реальных общественных отношениях, в том числе бороться с правонарушениями можно
лишь юридически безупречными средствами и методами, опираясь на закон. В
частности, широко известны слова К. Маркса о том, что «мудрый законодатель
предупредит преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него. Но он
сделает это не путем ограничения сферы права, а тем путем, что в каждом правовом
стремлении уничтожит его отрицательную сторону, предоставив праву положительную
сферу деятельности».
[11]Действие в
области предупреждения преступлений норм права по «уничтожению» названной и
других «отрицательных сторон» и поддержке, стимулированию, укреплению
«положительных сфер» осуществляется в различных формах и по различным каналам.
Подробнее они будут рассмотрены при анализе основных направлений правового
обеспечения предупреждения преступлений. А говоря о значении правового
обеспечения в данной сфере, важно подчеркнуть, что «право ... является надежным
и высокоэффективным средством, позволяющим обеспечить целенаправленность,
слаженность и упорядоченность предупредительной деятельности в сочетании с
осуществлением охранительно-санкционной и общевоспитательной функции».
[12]Осуществляемое в рамках права,
обеспеченное его нормами предупреждение преступлений соответствует критериям как
целесообразности, так и нравственности и законности. Целесообразности – потому,
что в нормах права учитываются потребности общества, коренные интересы людей,
научно познанные закономерности преступности и мер противодействия ей, включая
предупредительные, а также отражается опыт предупреждения преступлений,
соответствующий возведенной в закон воле. В нормах закона (а также других
нормативных правовых актах) определены наиболее рациональные пути воздействия на
криминогенные факторы, закреплены эффективные формы, средства и методы
деятельности различных субъектов общественных отношений по недопущению
преступлений, их предупреждению.
[13]
Моральное (нравственное) значение правового обеспечения предупреждения
преступлений связано с самой сущностью права, которая по меткому выражению
известного русского философа В.С. Соловьева состоит «в равновесии двух
нравственных интересов: личной свободы и общего блага»
[14].
Наконец, меры недопущения преступлений,
предохранения от них исходящие из требований права, базирующиеся на его нормах,
осуществляются в режиме законности, что является conditio sine qua non всей
системы предупредительного воздействия на преступность. В конечном счете,
предупреждение преступлений (в том числе по направленности и на так называемом
общесоциальном уровне) не только подчиняется интересам правоохраны, но и
является одной из ее функций.
[15]Подытоживая сказанное, можно сделать следующие
выводы: во-первых, правовое обеспечение предупреждения преступлений представляет
собой сложную динамическую систему, включающую совокупность юридических норм,
реализация которых позволяет осуществлять предупредительную деятельность на
законных основаниях, строго в правовых рамках и в режиме законности; во-вторых,
составными частями (элементами) этой системы являются не только нормы-правила,
непосредственно регулирующие (регламентирующие) в рамках конкретных
правоотношений поведение субъектов превентивного противодействия преступности,
но и исходные правовые нормы (нормы-принципы, нормы-дефиниции), определяющие
цели и задачи предупредительной деятельности, ее роль и место в антикриминальной
стратегии, принципы, статус и компетенцию субъектов предупреждения преступлений;
в-третьих, правовое обеспечение предупреждения преступлений, наряду с
финансовым, материально-техническим, кадровым, научно-методическим и иным
обеспечением, является непременным условием (condition sine gua non)
осуществления предупредительной деятельности в соответствии с ее целеполаганием
и необходимой для достижения целей эффективностью.
[1] Колл.авт. Теоретические основы
предупреждения преступности. Отв.ред. Звирбуль В.К., Клочков В.В., Миньковский
Г.М. -М., 1977, с.93.
[1] Алексеев
А.И. Криминология. Курс лекций. –М, 2000, с.150.
[2] Алексеев А.И, Герасимов С.И., Сухарев А.Я.
Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. –М., 2001,
с.145.
[3] См., напр., Теоретические
основы предупреждения преступности. с.41; Криминология Общая часть. Учебник под
ред. Орехова В.В. СПб., 1992, с.138; Криминология. Учебник под ред. Кузнецовой
Н.Ф., Миньковского Г.М. -М., 1998, с.177;
Косоплечев Н.М., Измайлова Ф.Ш.
Местное самоуправление: организация профилактики преступлений. –М., 2000,
с.4.
[4] Алексеев А.И., Герасимов
С.И., Сухарев А.Я. Указ.раб., с.4-12.
[5] Теоретические основы предупреждения преступности,
с.93.
[6] Колл.авт. Общая теория
права. Курс лекций под ред. Бабаева В.К., -Н.Новгород, 1993, с.290-291. Сходные
виды правовых норм выделяются в других работах по теории права, но порой это
делается более дробно и конкретизировано. – См. напр., Колл.авт. Теория
государства и права. Учебник под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. -М.,
2000, с.284-286. Анализ тонкостей, имеющихся по данному вопросу
общетеоретических различий, не входит в нашу задачу.
[7] В связи с тем, что названная Концепция утверждена
Указом главы государства, ее правомерно рассматривать как нормативный правовой
акт подзаконного характера.
[8]
Словарь русского языка в четырех томах., т.2 Под ред. Г.П.Князькова и др., -М.,
1958, с.724.
[9] Герасимов
С.И. Организация криминологической профилактики в городе Москве (опыт и
перспективы). –М., 2000, с.41-56;
Герасимов С.И. Концептуальные основы и
научно-практические проблемы предупреждения преступности.
Автореф.дисс.докт.юрид.наук. –М., 2001, с.23-24.
[10] См.:
Иншаков С.М. Зарубежная криминология.
–М., 1997, с.125, 146.
[11]
Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч., т.1., с.131.
[12] Теоретические основы предупреждения преступности,
с.96.
[13] См.:
Алексеев
А.И. Правовые основы профилактики преступлений органами внутренних дел. –М.,
1980, с.6.
[14] Соловьев
В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч. в 2-х т., т.1., -М.,
1988,с.457.
[15] Колл.авт.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник под ред. Божьева В.П.,
1999, с.19.