КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
ПРЕСТУПНОСТИ НА ПОЧВЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Кибизов Алан, аспирант кафедры
криминологии, уголовно-исполнительного права и психологии Московской
государственной юридической академии, научный руководитель – д. ю. н.,
профессор, заслуженный юрист РФ Эминов Владимир
Евгеньевич
Под предупреждением преступности понимается целенаправленное воздействие на
причины и условия преступности. Предупреждение преступлений, совершаемых на
почве межнациональных конфликтов является составной частью предупреждения
преступности в целом. В современных условиях внимание должно быть обращено на их
предупреждение.[1] Предупреждение
преступности является частью социально-правовой политики государства и
представляет собой сложный комплекс разнообразных мер воздействия:
экономических, социально-политических, правовых, психологических,
воспитательных, организационных и др.; требует усилий многих людей, значительных
материальных затрат, ресурсного обеспечения. «Предупреждение преступности не
единичный акт, а ряд последовательных действий, связанных с выявлением ее причин
и условий, разработкой системы мероприятий по их устранению или нейтрализации,
реализации на практике этих мероприятий и др.[2] Доказано, что бесконфликтого общества не
существует. Обществом постоянно порождаются конфликты, в том числе
межнациональные. Задача заключается в том, чтобы проследить возможные пути их
стабилизации и не допустить нежелательного развития межнациональных конфликтов,
когда они открыто посягают на общественные отношения охраняемые законом. В тех
или иных своих проявлениях межнациональные конфликты – это неизбежная и
неотвратимо действующая во всех социальных системах сила, которая активизируется
при некоторых специфических условиях.[3]
Современная ситуация такова, что на территории Российской Федерации не
происходят открытые столкновения на межнациональной почве, однако все они
остались неразрешенными. Поэтому можно ожидать как эскалации конфликтов, так и
появление новых кризисов. В зависимости от масштаба применения меры
предупреждения преступности в теории криминологии подразделяются на три вида:
общее, специальное и индивидуальное предупреждение. Мы рассмотрим
общесоциальные меры предупреждения преступности на почве межнациональных
конфликтов, так как проведенные нами исследования показали, что главное
направление в предупреждении преступности на почве межнациональных конфликтов
должно находиться на социальном уровне. Практические работники в своих взглядах
на профилактику преступности на почве межнациональных конфликтов на первое место
ставят меры общего предупреждения (своевременность вскрытия и реагирования на
очаги социальной и национально-этнической напряженности и т.д.). Это правильно,
поскольку меры специального предупреждения играют подчиненную роль по отношению
кобщесоциальному предупреждению. Максимальную эффективность в
предупреждении этой категорий преступлений на специально-криминологическом
уровне может быть достигнуто только при условии опережающего осуществления мер
профилактики преступления на общесоциальном уровне. То, что под силу
государству, не могут решить одни правоохранительные органы своими методами и
средствами. Предупреждение и разрешение межнациональных конфликтов – это,
прежде всего прерогатива политических и экономических институтов. Это показывают
и социологические исследования. Общесоциальное предупреждение
преступности, базируется на том положении, что нельзя ликвидировать
второстепенные явления, не устранив главных негативных явлений, с которыми они
неразрывно связаны.[4] Правильно отмечал
В.И. Ленин о том, что «кто борется за частные вопросы без предварительного
решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя
«натыкаться» на эти общие вопросы».[5] В данную квалификационную группу следует включать
все социально-экономические, культурно-воспитательные,
организационно-управленческие и другие социальные меры, если они объективно
способствуют устранению причин и условий преступности[6], создают для этого благоприятную обстановку и
условия,[7] и создают предпосылки для
«нравственного формирования нового человека, формирование у людей общественно
полезных, духовно богатых потребностей и интересов, значительное расширение
легальных возможностей удовлетворения всех разумных потребностей».[8] Проведенные исследования показали, что
главное направление в предупреждении преступности на почве межнациональных
конфликтов должно находиться на социальном уровне. Проведение подобных
мероприятий в национальных регионах страны должны проводиться с учетом
национальных особенностей (обычаев, традиций, социальных и психологических
особенностей народа). Меры общесоциальной профилактики преступлений на почве
межнациональных конфликтов целесообразно, на наш взгляд, рассмотреть отдельно,
применительно к основным сферам жизни общества. Концепцией обеспечения
национальной безопасности приоритетные направления обоснованно связывает с
устранением деформаций в структуре российской экономики, преодолением спада
производства, обеспечение занятости населения. В ходе проведенных нами
исследований и опросов по данной проблеме было доказано, что и межнациональные
конфликты, как социальное явление, имеют глубокие экономические корни. По этой
причине рассмотрение общесоциальных мер профилактики целесообразно начать с мер,
осуществление которых необходимо в сфере социально-экономических
отношений. От результатов разрешения экономического кризиса в России во
многом зависит успешность предупреждения преступности на почве межнациональных
конфликтов. При использовании общесоциальных мер предупреждения преступлений
данной категории должны всесторонне учитываться экономические законы,
применяться меры материального стимулирования, предоставляться большая
финансовая самостоятельность конфликтным регионам, оставляя им большую часть
налогов в бюджете субъектов, оказывать более эффективную финансовую помощь.
Предметом особой заботы федеральных и региональных властей должны стать
социальная сфера и ее «болевые точки»: положение безработных, особенно молодежи,
женщин, беженцев. Главной проблемой конфликтных регионов является занятость
мужского населения, которое составляет значительную часть местных сообществ и
поведение которого во многом определяет сегодняшнюю ситуацию. Наиболее трудный
вопрос состоит в нахождении достойной работы для жителей сел и малых городов,
где имеет место социальная маргинализация. Для разрешения данной проблемы
необходимо при разработке программ социально-экономического развития кризисных
регионов должны предусматриваться преимущественные инвестиции в те отрасли, где
можно занять именно молодежь. Самое главное для экономики Северного Кавказа –
как самого конфликтного региона, это полноценное включение ее в общероссийский
рынок. Нужно перестать третировать северокавказское предпринимательство (не вся
экономика Чечни нелегальна, и не вся осетинская водка – отрава), а, наоборот,
его поддержать в общероссийском масштабе. Учитывая демографические факторы и
ресурсные возможности, следует признать необходимость постоянной и временной
трудовой миграции населения республик в другие регионы страны и создать
необходимые условия для этого процесса. Иными словами, в переходный период, в
котором находится наша страна материальные стимулы, должны стать главным рычагом
развития экономики, что позволит всех участников экономических отношений занять
общественно полезным трудом. Это в свою очередь способствует активизации
позитивных начал в личности, что благотворно влияет на основы государственной и
общественной жизни, законность и правопорядок. Активное освоение человеком
социальных, экономических, политических, правовых, моральных и других функций, в
соответствии с которыми данное национальное общество осуществляет свою
деятельность, все большая его включенность в окружающий естественно-природный и
социально-предметный, институционализированный мир, в систему политических и
культурных ценностей, властных отношений – позволит ему раскрыть свои
потенциальные возможности, стать неотъемлемым звеном функционирования данного
общества. Человек станет активным субъектом властных отношений, способным
оказывать огромное воздействие на функционирование политической системы и даже
ее преображение.[9] Из этого можно
сделать вывод, что политическая свобода личности является одной из главных
условием в предупреждении преступности на почве межнациональных конфликтов. Как
показали исследования и опыт политическая свобода служила условием свободного
труда в экономике, науке, искусстве, культуре, нравственно возвышала общество,
создавала условия для нормализации межнациональных отношений.[10] Важнейшим элементов политики федерализма и
многокультурности, необходимого для эффективного управления государством и
обеспечения стабильности в национальных регионах должно стать сохранение и
гарантированное обеспечение представительства национальных меньшинств, на уровне
федеральных органов власти. Для осуществления данной политики необходимо
преодолеть ряд трудностей:
отсутствие конституционных гарантий представительства малочисленных
этнических общностей в высших законодательных и исполнительных органах власти;
наличие у части ответственных руководителей федерального Центра бытовых
антикавказских фобий и негласных проявлений шовинизма (особенно среди
парламентариев);
недостаточная профессиональная компетентность, слабая гражданская и
дисциплинарная ответственность некоторых госслужащих и парламентариев,
представляющих национальные регионы, их неспособность преодолеть этническую и
клановую солидарность во имя служения государству и закону.
При рассмотрении закономерностей и путей воздействия на преступность
условий материальной и духовной жизни общества, неизбежно возникает вопрос о
культуре, как одном из важнейших феноменов, с которым непосредственно связаны
все формы человеческой деятельности, в том числе противоправное
поведение.[11] Вопросы культуры
относятся к самой сущности этничности и, следовательно, к основополагающим
интересам этнических коллективов, выделяющим их в ряду остальных объединений.
Культура неразрывно связана со всем спектром социальных возможностей личности.
Устранить коллизии в сфере культуры требует вмешательства на государственном
уровне, требует масштабных организационных и финансовых усилий и,
соответственно, государственного регулирования. Государственная политика
учета культурных интересов различных национальностей должна включать
разнообразные гарантии сохранения и развития культурного наследия. Это может
устранить угрозу культурного уничтожения меньшинств. Этнические языки (иногда
и некоторые традиции) должны быть включены в сферу государственно-политической и
публичной жизни. Часто борьба между представителями различных национальностей
разворачивалась вокруг возможностей получать образование на родном языке и
использовать его в официальной практике. Современной нормой является отказ от
концепции ассимиляции и декларирование уважения и защиты культурной самобытности
различных групп. Эти принципы были зафиксированы и в международных
документах.[12] Политика в
социально-культурной сфере должна учитывать интересы всех национальностей
проживающих в стране. Национальным общностям должны быть предоставлены равные
возможности для удовлетворения своих потребностей, существования и развития, не
задевать их национальное достоинство и гордость. Все это поднимает авторитет
центральной власти в национальных регионах, способствует социальной
стабильности. Для развития национальных культур необходимо учреждение центров
национальной культуры и мест проведения культурного досуга для всех
национальностей. Известно, что создание оптимальных условий для организаций и
проведения свободного времени является существенным фактором, ослабляющим
криминогенность. Отсутствие нормальных условий для проведения свободного времени
толкает многих, в основном молодое поколение, на противоправную деятельность.
Для улучшения культурного уровня учебно-воспитательного процесса необходимо
стимулирование притока квалифицированных деятелей культуры в учебные,
воспитательные, детские дошкольные учреждения из других регионов страны и
т.д. Все эти мероприятия направлены на повышение образования и культуры
людей, которые впоследствии станут нравственной и интеллектуальной силой
общества, законопослушными гражданами. Нравственное воспитание играет важную
роль в формировании правомерного поведения личности. Духовные положительные
ценности, выработанные многими народами и этническими группами на протяжении
своей истории, выступают неотъемлемой частью общей культуры, слагаемыми
нравственности. Любой народ, этнос, нация обладает такими ценностями, и они
могут оказать значительное влияние на процессы воспитания индивида, на
общественное сознание, на предупреждение правонарушений. Сегодня, кризис в
стране затронул и эту сферу. Многие ценности забываются, а недостаточное
внимание вопросам их возрождения значительно обедняет нравственный потенциал
того или иного народа. При помощи национальных культур, обычаев и традиций
следует устанавливать и развивать взаимоотношения между нациями. В этом деле
необходимо прибегнуть к помощи авторитетных лиц, старейшин, деятелей культуры,
религии, к помощи организаций формируя в сознании людей уважение к людям иной
национальности, уважения к старшим и т.д. Даже краткий перечень положительных
обычаев позволяет увидеть в них нравственные ценности народа, возможность и
необходимость их использования в формировании правомерного поведения. Поэтому
необходимо изучение и применение в повседневной жизни положительных национальных
традиций и обычаев. Однако необходимо констатировать тот факт, что сегодня
практически, вернее совсем не используется антикриминогенный потенциал традиций,
обычаев и религиозных норм. По этому поводу надо отметить, что необходимо
как можно более полно использовать антикриминогенный потенциал национальных
традиций, обычаев и религии. Дело в том, что большинство преступлений данной
категории совершаются в национальных регионах, где в значительная часть жителей
оценивают свои действия с позиций тех или иных национальных обычаев и традиций,
конфессиональных предписаний, которые определяют «правомерность» или
«неправомерность» поведения индивида. В таких регионах люди к оценке своих
действий чаще обращаются к национальным обычаям, традициям, нежели с точки
зрения действующего законодательства. Это объясняется тем, что местное население
долгое время руководствовалось нормами, традиционными лишь для данного
народа. Под антикриминогенным подразумевают «явление, противостоящее
факторам, продуцирующих преступность и преступления, воздействующее на их
источники, предметную основу, собственно криминогенные связи и образующее тем
самым содержание позитивного (объективного и субъективного) социального
регулирования. Обозначение тех или иных социальных явлений как
антикриминогенных, следовательно, ограничивает предмет познания либо объект
деятельности, указывает на его свойства и в известном смысле формирует подход к
нему.[13] В этих целях необходимо
прежде всего выявить те процессы, которые имеют антикриминогенную направленность
и установить как и каким образом они влияют на поведение людей.
Использование антикриминогенного потенциала национальных обычаев, традиций
позволит формировать правомерное поведение у различных групп и категорий
населения, что в конечном счете будет позитивно влиять на криминогенную
обстановку в регионе, и в целом в стране. Здесь важно отметить, что
эффективность регулирования общественных отношений традициями, обычаями или
религиозными нормами во многом будет зависеть от правовой культуры населения,
политической ситуации в стране, регионе. Надо отметить, что положительный
эффект от общесоциальных, специально-криминологических мероприятий можно
получить в случае, если официальные нормы (социальные, правовые) действующие на
территории национального региона не будут противоречить иным нормам (морали,
религии, традициям) исторически сложившимся и действующих на данной территории.
Иначе говоря, официальные нормы должны подкрепляться со стороны норм действующих
только в национальном регионе. Все это также будет способствовать повышению
авторитета власти и укреплению правопорядка в данном регионе. В 90-е годы
после распада СССР, повышения национально-терриориальных образований входящих в
состав Российской Федерации до статуса государственных образований, привело к
тому, что единое правовое пространство было нарушено. Национальными республиками
принимались правовые нормы, противоречащие федеральному законодательству. При
этом большинство нарушений были связаны с проблемой соблюдения прав национальных
меньшинств. С этих позиций, проблема соблюдения прав национальных меньшинств в
межреспубликанских, внутригосударственных отношениях представляется важной.
Особое внимание надо обратить на соответствие внутри государственной политики
проводимой в других сферах жизни общества (экономики, культуры), политике
правового регулирования общественных отношений, нормам права.[14] Источником межнациональных конфликтов является
неравенство прав этнических общностей, поскольку законотворчество, гарантирующее
равенство этих прав, выступает важным самостоятельным элементом механизма
урегулирования конфликтных отношений. Важнейшей же идеологической предпосылкой
оздоровления межнациональных отношений является развитие общественного
правосознания, повышение авторитета права как основного критерия в оценке
обоснованности требований участников межнациональных конфликтов. Для этого
необходимы практические шаги по совершенствованию действующего законодательства
с целью устранения существующих противоречий. Сегодня законодательство в сфере
внутригосударственного устройства все еще способно порождать межнациональные
конфликты. К числу наиболее конфликтогенных изъянов относятся: отсутствие
четкого юридического определения «нации», «этнос», притом, что последние в
принципе провозглашаются субъектами права (права наций на самоопределение);
наличие многоуровневой иерархии национально-территориальных образований,
означающей формально-юридическое закрепление неравенства наций. Это в купе с
неясностью распределения законных прерогатив между центром и республиканскими
властями по множеству этнически-значимых вопросов и порождало, в конечном счете,
политико-правовую неразбериху, которая определенно препятствовала урегулированию
идеологически заостренных межнациональных конфликтов юридическими
средствами. Мы понимаем, что выполнение всех, или даже части, предложенных
нами мер по предупреждению преступности на почве межнациональных конфликтов, в
ближайшем будущем вряд ли возможна из за объективных трудностей в нашей стране,
связанные прежде всего с действием факторов переходного периода, когда
общественные отношения нестабильны характеризуются двойственностью,
противоречивостью (а порой, и антагонистичностью).[15] К этим трудностям можно добавить ослабление
контроля над преступностью, когда правовые, финансовые и кадровые возможности
его недостаточны в сопоставлении с возможностями современной организованной
преступности, и когда причины преступности находятся вне поля деятельности
правоохранительных органов. Тем не менее, общесоциальное предупреждение
преступности продолжает играть позитивную роль, охватывая крупные, имеющие
долговременный характер виды социальной практики, имеет комплексный характер и
является основой специального и индивидуального предупреждения преступности. При
этом следует иметь в виду, что эффект от общесоциального предупреждения
достигается опосредовано, в процессе реализации государствами и общественными
органами возложенных на них функций. Как правильно отмечалось в
уголовно-правовой литературе: «Цель общепредупредительного воздействия на
преступность – поддержание наименее болезненного для общества равновесия.[16]
[1] См.: Постановление Совета
Национальностей ВС СССР «О событиях в Ошской области. – Ведомости Съезда
народных депутатов СССР и ВС СССР. 1990.№ 40.ст 804; Постановление Верховного
Совета СССР «О решительном усилении борьбы с преступностью».//Известия. 1989. 6
августа. [2] См.: Портнов И.П.
Современные подходы к решению проблемы объекта и предмета профилактики
преступности / Государство и право. 1996. №6. С. 79. [3] См.: Тернер Дж. Структура социологической
теории. М.1985.С.125. [4] См.:
Абдульманов А.А. Криминологические и уголовно-правовые проблемы борьбы с
массовыми беспорядками. М.1998.С.164. [5] См. Ленин В.И. Полное собр. соч. Изд.2. Т.15.
С.368. [6] См. Сапаров А.Б.
Социальная система предупреждения преступлений.//Сов. государство и
право.1972.С.66. [7] См. Аванесов
Г.А. Криминология и социальная профилактика. М.1980.С.399. [8] См.: Саркисов Г.С. Социальная система
предупреждения преступности. Ереван.1975.С.45. [9] См.: Сорокин П. Политическая свобода. М. 1913.
С.114. [10] См.: Крисберг Л.
Миро-созидание, миро-сохранение и разрешение конфликтов.// Социологические
исследования. 1990. №11.С.28-32. [11] См.: Бабаев М.М. Духовная культура и
преступность. // Влияние социальных условий на преступность.
М.1983.С.59. [12] См.:
Международный пакт гражданских и политических прав 1966 г., Европейское
соглашение о культуре 1954 г., Европейская хартия о региональных языках и языках
меньшинств 1992 г., Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г.
и др. [13] См.: Дубовик О.Л.,
Жалинский А.Э. Причины экологических преступлений. М.1988. С.178. [14] См.: Правовые проблемы гармонизации
межнациональных отношений в СССР. М.1989.С.36-39. [15] См.: Зубков А.И. Факторы обусловливающие
эффективность профилактики преступлений в России.// О концепции (основных
напрвлениях) деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений.
М.1997. С.48. [16] См. Максимов
С.В. Эффективность общего равновесия .- М.: Академия МВД России.
1992.С.114.