Юриспруденция изучает процессы правового регулирования общественных
отношений. Многообразие видов этих отношений и сфер правоприменения диктует
необходимость для правовой науки обращаться к другим отраслям научных знаний.
Одной из таких отраслей знаний является информатика, а ее базовой категорией –
информация.
Термин «информация» происходит от латинского слова informatio,
что в дословном переводе означает разъяснение, изложение, представление,
уведомление.
До середины двадцатого века понятие информация рассматривалось
в науке в качестве синонима понятий «сведения», «данные», «сообщения». По мере
становления и развития кибернетики – науки об общих законах получения, хранения,
передачи и переработки информации в так называемых кибернетических системах,
рассматриваемых абстрактно, вне зависимости от их материальной природы, -
содержание понятия информация стало активно развиваться, обогащаться новым
содержанием и постепенно трансформировалось в общенаучную категорию, оказывающую
методологическое воздействие на развитие самых разных отраслей научных знаний,
включая правоведение.
[1] Определение
современного понятия и содержания информации представляет определенную
сложность, т.к. каждая из отраслей научных знаний предлагает свой вариант
дефиниций.
С позиций философии информация представляет собой отражение
объектов материального мира в человеческом сознании или упорядоченное отражение
реальной действительности.
[2]
Согласно этому определению информация содержит в себе элементы как
материального, так и идеального. Она представляет собой обмен сведениями между
людьми, передачу «сигналов» между человеком и техническим устройством, обмен
«сигналами» в животном и растительном мире, передачу признаков биологических
организмов на клеточном и генетическом уровнях и т.д.
Сущностное, базовое
понимание информации было дано основателем кибернетики Н. Винером:
«информация-это содержание полученного из внешнего мира в процессе
приспособления к нему чувств».
[3]Согласно этого определения, собственно сведения еще
не являются информацией в ее сущностном понимании. Только, участвуя в процессе
обмена между «источником» и «адресатом», сведения о чем-то (отражение
объективной реальности) приобретают признаки информации.
Иззатов Т.
справедливо отмечает, что «мысль сама по себе еще не информация, но если человек
пожелал поделиться ее с кем-либо, рождается информация. Необходимо знать, что
человек при общении отдает не саму мысль, а только ее «копию», выраженную в
какой-нибудь форме. Вот и получается, что только при соединении идеального с
материальным появляется информация как таковая. Более того, при отсутствии
одного из этих компонентов информация исчезает».
[4]С точки зрения информатики под информацией следует
понимать меру неопределенности (энтропии) того или иного объекта или события,
явления; степень снятия неопределенности знаний о них.
Диапазон определений
информации простирается от четкой и лаконичной – «мера снятия неопределенности»
до универсальной первоосновы Вселенной – «фундаментальной генерализационно
единой безначально бесконечный законопроцесс автоасилляционного,
резонансо-сотового, частотно-квантового и волнового отношения, взаимодействия в
пространстве и времени».
[5]И. Кулиев
подчеркивает, что «буквально, сколько авторов, пишущих об информации, столько и
дефиниций этого феномена. К.Э. Шеннон определяет информацию как средство
уменьшения неопределенности;... У. Эшби рассматривает информацию в качестве меры
разнообразия (определенности) передаваемого сообщения; Б. Кадомцев – как
«определенную порцию порядка»; Моль – как меру сложности структур; В. Толстой
определяет ее как «передачу сообщений между передающей и принимающей системами,
что ведет к изменению разнообразия их состояний»».
[6]В российском правоведении основоположником взгляда
на информацию как объект правового регулирования и элемент правонарушения стал
А.Б. Венгеров.
[7]Он сформулировал
признаки (свойства) информации, имеющие принципиальное значение для правового
опосредования отношений по поводу информации – информационных отношений.
К
ним относятся: автономность информации по отношению к своему носителю (одна и та
же информация может быть отражена на самых разнообразных носителях);
неисчерпаемые возможности использования одной и той же информации
(многократность потребления). Одна и та же телепрограмма или кинофильм могут
многократно использоваться и стать достоянием миллионов зрителей. Из этого
свойства вытекает следующее – неисчерпаемость информации при потреблении.
Произведения автора с мировым именем могут многократно переиздаваться и
переводиться на иностранные языки или иные носители, без ущерба содержанию
книги.
Спецификой информации, отличающей ее от вещных, материальных объектов,
являются ее сохраняемость у передающего субъекта, способность к хранению,
агрегированию, интегрированию, накоплению и сжатию. Особенно важны для
информации как элемента правоприменения и объекта правового регулирования такие
ее свойства как системность и количественная определенность.
[8]Правовое регулирование информационных отношений
нормами различных отраслей российского права, его качество и социальная
эффективность в значительной мере зависят от учета законодателем перечисленных
специфических признаков (свойств) информации.
При этом необходимо учитывать
дуалистический характер информации. Сама идея законом Российской Федерации «Об
авторском праве и смежных правах» исключена из объектов права. Специфический
характер информации вызвал необходимость формирования специфической отрасли
права – информационного права.
При разработке проблем новой отрасли права
серьезные сложности возникли при определении информации как объекта правового
регулирования и необходимого (conditio sine gua non) условия (элемента)
применения норм материального и процессуального права.
Так, В.А. Дозорцев
определяет информацию в правовом аспекте как «сведения, сообщаемые одним лицом
другому», о ней можно говорить и как о процессе сообщения этих сведений.
[9]В ст.2 Федерального Закона Российской
Федерации дается правовое определение информации (объекта правового
регулирования и необходимое условие правоприменения) как сведений о лицах,
предметах, фактах и событиях, явлениях и процессах независимо от формы их
представления.
Правовой аспект понятия информации позволяет использовать ее
следующим образом: формировать информационные ресурсы на основе создания, сбора,
обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления
(документационное обеспечение). Федеральный Закон Российской Федерации от 20
февраля 1995 года №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите
информации»
[10] определяет документ
как объект правовой сферы – «организационной формой обособления информации» от
других объектов.
[11] При этом под
документом следует понимать не любой носитель информации, а только «определенную
организационно оформленное представление упорядоченной информации».
[12]Не менее важным направлением является
создание совокупности информационных ресурсов (банков данных), средств, методов,
технологий сбора, обработки, накопления и выдачи информации (информационная и
информационно-справочная работа), необходимой для реализации функций
организации, то есть информационное обеспечение.
Информационное обеспечение
организации управления заключается в оснащении субъектов управленческой
деятельности (прежде всего, руководителей, должностных лиц, других участников
управленческого процесса) информацией, необходимой и достаточной для реализаций
тех или иных функций социального управления, в интересах выработки и реализации
эффективных или оптимальных управленческих решений. Формирование,
функционирование и совершенствование информационного обеспечения в системах
социального управления (в том числе, в системе органов внутренних дел) является
обязанностью руководителя и специального аппарата, звена системы управления –
информационных, информационно-аналитических структур или сотрудников,
выполняющих информационную работу, информационные процессы.
[13]Информационное обеспечение является одним из
видов обеспечения процессов управления и непосредственной служебной деятельности
персонала органа управления наряду с методическим, материально-техническим,
финансовым и другими видами обеспечения.
Третьим направлением использования
информации в качестве объекта правового регулирования и средства правоприменения
является защита информации от несанкционированного использования. Защита
информации, по нашему мнению, представляет собой комплекс организационных,
правовых, технических и специальных (оперативных) мер, направленных на
исключение неправомерного выхода охраняемой информации из владения
организационных структур или физических лиц, которым она доверена и доступна.
Работа по защите информации осуществляется по следующим направлениям:
Предметом исследования является второе направление использования информации
– информационного обеспечения. С этим вопросом тесным образом связаны
дискуссионные в современном российском праве вопросы соотношения права
собственности на информацию и права на информацию. Без их решения невозможно
обосновать концепцию информационного обеспечения административной деятельности
органов государства, включая систему органов внутренних дел. Широкое
распространение получила точка зрения,
[15] что закрепленное Конституцией Российской Федерации
право граждан на информацию, неоднократно получившее подтверждение в Указах
Президента России, якобы несовместимы с правом собственности на информацию. С
таким утверждением трудно согласиться. Аргументом может быть то, что
провозглашенное ст.40 Конституции Российской Федерации право на жилище ни в кой
мере не исключает права собственности на жилье.
Дело заключается в том, что в
данном случае имеет место подмена понятий «собственность» и «владение»
применительно к информации как предмету правового регулирования. Право
собственности в соответствии со ст. 209 ГК РФ предполагает наличие у
собственника права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Эти
правомочия собственника тесно между собой связаны и только в совокупности
составляют юридическое понятие права собственности. Фактическое обладание
объектом собственности является закрепленным законом одним из полномочий
владельца. При этом владельцем собственности (титульным владельцем) может быть и
не собственник. Это правомочие может передаваться другому субъекту на законных
основаниях или в силу договорных обязательств. Данное видение проблемы вытекает
из требований ст.2 Закона «Об информации, информатизации и защите
информации».
Использование в норме права этих понятий позволяет
распространить правовое регулирование деятельности всех субъектов процесса
информационного обеспечения. При этом важно правильно определить, кто является
собственником информации, кто - владельцем, кто – распорядителем, а кто просто
пользователем.
Правовое регулирование гражданским правом информации,
информационных технологий, информационного обеспечения тесно связано с вопросом
возмездности получения информации, необходимой для реализации одной из функций
государственного управления. Этот вопрос является спорным в теории права и
выходит за пределы предмета диссертационного исследования.
Социальное
управление с позиций информатики представляет собой циркуляцию информации по
каналам прямой и обратной связи. Особую значимость имеют два вида информации,
используемые в правоохранительной деятельности органов внутренних дел: правовая
о действующих нормативных актах и информацию о личности (персональные данные).
Эти виды информации широко используются как при расследовании уголовных дел, так
и при производстве по делам об административных правонарушениях.
[1] См.
Беляева Н.Г., Иванов
В.И. Информационное обслуживание в области права. «Советское государство и
право», 1969, № 12, с. 20-21;
Венгеров А.Б. Категория «мнформация» в
понятийном аппарате юридической науки. «Советское государство и право». 1977. №
10, с. 73-75;
Россонов М.М. Проблемы управления и информации в области
права. - М., 1991;
Краснянский В.Э. Анализ права с позиций теории
информации.-Правоведение. 1978. № 1, с. 14-20;
Бачило И.Л., Лопатин В.Н.,
Федотов М.А. Информационное право – Спб. 2001 и др.
[2] См.:
Кулиев И.О. Информационное
обеспечение деятельности органов местного самоуправления (муниципалитетов) в
сфере правопорядка М., 2002, с. 26-27.
[3] См.:
Т. Иззатов. Информация как объект
правового регулирования. «Право и жизнь».2001,№ 42, с.18.
[4] См.:
Т. Иззатов Информация как объект
правового регулирования. «Право и жизнь», 2001,№ 42,с.18.
[5] Юзвишин И.И. Информациология. – М.,1996
с.11.
[6] См.:
Кулиев И.О.
Цит. Работа, с.28.
[7] См.
Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления
(теоретические вопросы).-М.,1978.