Журнал "Право:Теория и Практика"
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Журнал "Право:Теория и Практика"

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры
    Агентство юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С Пермь оказывает юридические услуги в Перми - весь комплекс


    РЕКЛАМА

    натуральные обои

    Юридические факты как предпосылки движения рекламных правоотношений.



    Страунинг Эдуард Леонидович
    кандидат юридических наук

    Вопросы теории юридических фактов неоднократно привлекали к себе внимание отечественных ученых, причем исследовавших не только их общетеоретические аспекты[1], но и отраслевые[2].
    Интерес, норма права и правоспособность выступают как общие предпосылки движения правоотношений, которые "создают лишь возможность, но не необходимость движения соответствующих правоотношений"[3]. Для того, чтобы такая возможность была реализована, необходима частная предпосылка, она "является основанием движения к о н к р е т н ы х правоотношений, тогда как первые две предпосылки создают возможность движения л ю б о- г о из правоотношений"[4].
    Под юридическим фактом принято понимать условие, обстоятельство и факт реальной действительности, с которым нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношения.
    Анализ юридических фактов будет неполным без исследования всего их многообразия, составляющего единую систему, поскольку под системой чего-либо принято понимать "нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей"[5].
    Юридические факты, несмотря на наличие определенных общих свойств, имеют и ряд специфических особенностей, которые позволяют нам отграничить их друг от друга.
    Для правильного представления об особенностях тех или иных юридических фактов целесообразно рассмотреть классификацию всех юридических фактов по отдельным видам. В основе разграничения может быть любое их свойство в зависимости от характера и природы имеющихся отличий.
    В зависимости от отношения юридического факта к воле людей выделяют две такие общепризнанные группы юридических фактов, как события и действия[6]. События представляют собой обстоятельства, которые не зависят от воли людей[7]. Действия же связаны с волей и сознанием людей.
    К числу правомерных действий, являющихся основанием движения рекламных правоотношений, следует отнести договор об оказании рекламных услуг, к числу же неправомерных – ненадлежащую рекламу.
    Представляется более правильной классификация правомерных действий на юридические акты и юридические поступки[8] по основанию направленности воли на юридические последствия. Юридические акты и поступки являются правомерными действиями. К числу юридических актов может относиться осуществление спонсором вклада в деятельность спонсируемого в соответствии со ст.19 Закона "О рекламе" на условии распространения спонсируемым рекламы о спонсоре. Юридическим поступком следует считать, например, создание рекламного слогана, на автора которого распространяется авторское право в соответствии со ст.4 Закона "О рекламе". Юридические акты в свою очередь подразделяются на административные акты и сделки[9]. К числу административных актов относится разрешение органа местного самоуправления, согласованного в необходимых случаях с органами, поименованными в п.2 ст.14 Закона "О рекламе", на распространение наружной рекламы. К сделкам можно отнести договор о выполнении работ по изготовлению рекламы или средств рекламы.
    От юридического факта следует отличать юридический состав, под которым обычно понимают совокупность юридических фактов, необходимую для наступления юридических последствий, предписанных нормой права[10]. Так, основанием для распространения наружной рекламы в соответствии с п.3 ст.14 Закона "О рекламе" является "юридический состав, представляющий собой совокупность двух юридических фактов: 1) договора на размещение наружной рекламы с собственником ..., и 2) разрешения соответствующего органа местного самоуправления"[11].
    Юридические факты можно дифференцировать на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие[12]. К числу правообразующих юридических фактов можно отнести договор на распространение рекламной информации, создание рекламного ролика или нарушение законодательства РФ о рекламе (для осуществления контррекламы). Правоизменяющие юридические факты могут быть представлены соглашениями, опосредующими перемену лиц в обязательстве по оказанию рекламных услуг. Прекращение рекламного правоотношения, как и гражданского, "может быть вызвано самыми различными по своему характеру обстоятельствами"[13]. К ним, в частности, можно отнести: гибель объекта права собственности, на котором установлено рекламное средство; гибель самого рекламного средства; смерть (ликвидация) рекламораспространителя; исполнение сторонами обязательств по оказанию рекламных услуг; истечение годичного срока со дня распространения рекламы для отношений, связанных с хранением материалов или их копий, содержащих рекламу, включая все вносимые в них последующие изменения (ст.21 Закона "О рекламе") и др.

    [1] См.: Исаков В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. Саратов, 1980; Он же. Юридические факты в советском праве. М., 1984.
    [2] См.: Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958; Тарасова В.А. Юридические факты в области социального обеспечения. М., 1974; Староверова О.В. Классификация юридических фактов и юридических составов в налоговом праве//Закон и право. 2002. №10-№11.
    [3] Красавчиков О.А. Теория юридических фактов в советском гражданском праве. Дисс. на соиск. уч. степени к.ю.н. Свердловск. 1950. С.21.
    [4] Там же. С.22.
    [5] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., дополнен. М., 1997. С.719.
    [6] См., например: Трубецкой Е.И. Труды по философии права/Вступ. ст., сост. и примеч. И.И. Евлампиева. СПб., 2001. С.405.
    [7] В русской литературе встречалось определение обстоятельств, влияющих на установление, изменение или прекращение правовых отношений, которые "явятся случайно, помимо воли человека", не как событий, а как юридических фактов (см.: Фемелиди А.М. Основные начала Русского торгового права. СПб., 1902. С.39).
    [8] См.: Мицкевич А.В. Юридические факты. В кн.: Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 1999. С.380.
    [9] См., например: Егоров Н.Д. Гражданское правоотношение. В кн.: Гражданское право. Ч.1. Учебник/Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. М., 1996. С.85.
    [10] См.: Красавчиков О.А. Теория юридических фактов в советском гражданском праве. С.92, 110.
    [11] Свердлык Г.А., Нечуй-Ветер В.Л. Основные вопросы обязательств по оказанию рекламных услуг: Учебное пособие. М., 2002. С.51.
    [12] См.: Красавчиков О.А. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. В кн.: Советское гражданское право: Учебник. В 2-х томах. Т.1/Под ред. О.А. Красавчикова. М., 1985. С.85-86.
    [13] Красавчиков О.А. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. С.86.






    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2021 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru