ПУТИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРАВОВЫХ
АСПЕКТОВ
ИНСТИТУТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ
ЛИЦ
Степанов
Денис
Андреевич, аспирант
кафедры
административного
права Всероссийской
государственной
налоговой
академии при
Министерстве
Российской
Федерации по
налогам и
сборам
Научный
руководитель:
д.ю.н.,
профессор,
проректор по
научной
работе
Всероссийской
налоговой
академии при
Министерстве
по налогам и
сборам
России Кваша
Юрий
Федорович
Федеральный
закон от 08.08.2001
года «О
государственной
регистрации
юридических
лиц» и иные
нормативные
акты,
регулирующие
регистрацию
юридических
лиц,
продолжают
оставаться в
центре
внимания
правоведов и
практиков
[1]. По
состоянию на 1
июня 2003 года
количество
записей о
создании
юридического
лица по ХМАО
составило 2425
[2]. На
момент
вступления в
силу
Федерального
закона от 08.08.2001
года «О
государственной
регистрации
юридических
лиц» на
территории
РФ было
зарегистрировано
1,6 млн.
юридических
лиц, а на
территории
ХМАО – около 14
000[3]. Эти
цифры
позволяют
говорить об
актуальности
проблемы для
российского
общества. В
статье идет
речь о
правовых
аспектах
института
государственной
регистрации
юридических
лиц и о путях
ее
совершенствования.
В предмет
исследования
не входит
анализ
регистрации
предпринимателей
без
образования
юридического
лица и
некоммерческих
организаций. Самой
важной
проблемой
современного
правового
регулирования
является
совершенствование
правовой
регламентации
завершающего
этапа
государственной
регистрации
юридического
лица. На
сегодняшний
день
регистрация
юридического
лица
завершается
после
принятия
акта о
государственной
регистрации
юридического
лица (ст. 1
Федерального
закона «О
государственной
регистрации
юридических
лиц») [4].
Однако,
фактическое
начало
предпринимательской
деятельности
законодательство
связывает с
постановкой
на учет в
различных
государственных
органах и
получения
иных
согласований.
После
получения
свидетельства
о
государственной
регистрации,
юридическое
лицо обязано
встать на
учет в фонде
социального
страхования[5],
в
территориальном
отделении
пенсионного
фонда
РФ[6], в
территориальном
отделении
Госкомстата
РФ[7], в
фонде
занятости. В
некоторых
городах
существует
получение
дополнительного
разрешения
на печать,
выдаваемое
органами
местного
самоуправления
[8]. Таким
образом,
начало
экономической
деятельности
юридического
лица
задерживается
на период от 10
до 30 и более
дней,
причиняя
ущерб
субъекту
предпринимательской
деятельности
и
государству.
Такая же
проблема
существует и
в других
субъектах
РФ. Автор
считает, что
формулировка
статьи
закона о
завершении
регистрации
юридического
лица не
отражает
сути этого
этапа и
предлагает
завершающим
этапом
государственной
регистрации
считать не
только
получение
свидетельства
о
государственной
регистрации
юридического
лица, но и
документов,
подтверждающих
постановку
на учет во
всех фондах
(фонде
социального
страхования,
пенсионном,
органе
статистики),
получение
разрешения
на печать,
разрешение
на открытие
расчетного
счета. В
этой связи,
думается, что
п. 3 статьи 11
Федерального
закона «О
государственной
регистрации
юридического
лица» после
слов
«подтверждающий
факт
внесения
записи в
государственный
реестр»
дополнить
словами
«постановку
во
внебюджетных
фондах и
выдачи
разрешения
на
изготовление
печати». Логичнее
было бы в
Федеральный
Закон от 08.08.2001
года «О
государственной
регистрации
юридических
лиц»
включить
также нормы,
касающиеся
выдачи
разрешения
на
изготовление
печати
юридического
лица. В
настоящее
время выдача
разрешения
на
изготовление
печати
является
дополнительным
согласованием
в органах
местного
самоуправления,
что
увеличивает
сроки и
расходы на
регистрацию
юридического
лица. Опыт
регистрации
юридических
лиц
позволяет
констатировать
сложившуюся
ситуацию о
возможности
незаконного
получения и
изготовления
печати
юридического
лица.
Автор
предлагает
внести в
перечень
документов,
необходимых
для
государственной
регистрации
юридического
лица,
указанные в
статье 12
федерального
закона «О
государственной
регистрации
юридического
лица»,
дополнительный
документ,
предлагающий
стандарт
эскиза
печати
юридического
лица с
обязательными
элементами,
указывающими
страну,
область или
округ, город
или поселок
местонахождения
юридического
лица, полное
фирменное
наименование
юридического
лица. Автор
считает
необходимым
принятие
«универсального»
закона о
государственной
регистрации
субъектов
предпринимательской
деятельности
и
некоммерческих
организаций.
До 01.07.02 года
регистрация
юридических
лиц и
индивидуальных
предпринимателей
была
урегулирована
Указом
Президента 1994
года. 23.06.2003 г.
был принят
Федеральный
закон №76-ФЗ «О
внесении
изменений и
дополнений в
Федеральный
закон «О
государственной
регистрации
юридических
лиц», который
распространяется
на
регистрацию
предпринимателей
без
образования
юридического
лица.[9] Данный
закон
вступает в
силу с 1
января 2004 года,
за
исключением
положений
обязывающих
Правительство
Российской
Федерации
издать
нормативные
правовые
акты, которые
должны
обеспечить
реализацию
Федерального
закона от 8
августа 2001
года N 129-ФЗ «О
государственной
регистрации
юридических
лиц» с учетом
вносимых в
него
изменений и
дополнений в
части
государственной
регистрации
индивидуальных
предпринимателей. Думается,
что
принятием
этого
нормативного
акта
законодатель
встал на путь
принятия
универсального
закона о
государственной
регистрации
коммерческих
и
некоммерческих
юридических
лиц, а также
индивидуальных
предпринимателей.
На наш взгляд
следующим
шагом будет
внесение
изменений
касающихся
особенностей
государственной
регистрации
некоммерческих
юридических
лиц.
Важной
проблемой,
требующей
урегулирования,
является
решение
вопроса о
представлении
документа
подтверждающего
оплату
уставного
капитала не
менее 50%. Это
требование
зафиксировано
в статье 14
Федерального
закона «Об
обществах с
ограниченной
ответственностью»
устанавливающей
необходимость
на момент
государственной
регистрации
общества с
ограниченной
ответственностью,
оплатить не
менее 50%
уставного
капитала[10].
Это позволит
привести в
соответствие
Федеральный
закон «О
государственной
регистрации
юридических
лиц» и
Федеральный
закон «Об
обществах с
ограниченной
ответственностью»
по вопросу о
порядке и
условиях
внесения 50%
уставного
капитала
общества. В
правовой
базе
института
регистрации
юридических
лиц
отсутствует
решение
вопроса о
регистрации
и учете таких
«специфических»
юридических
лиц как
государственные
органы, в том
числе, органы
судебной
власти и
прокуратуры,
войсковые
части
министерства
обороны и МВД
России,
органы
местного
управления и
муниципальные
органы,
обладающих
правами
юридического
лица или
являющихся
таковыми, что
требует
дальнейшего
правотворчества. Не
урегулирован
в правовых
актах вопрос
о
наименовании
вновь
создаваемого
юридического
лица. В
Федеральном
законе «О
государственной
регистрации
юридических
лиц»
отсутствуют
правовые
нормы,
обеспечивающие
согласование
наименования
юридического
лица в целях
недопустимости
его
дублирования.
В настоящее
время
практика
регистраций
позволяет
сделать
вывод о том,
что
регистрирующий
орган не в
праве
отказать в
регистрации
юридического
лица с
наименованием
уже
имеющимся в
государственном
реестре
юридических
лиц [11].
Регистрация
юридических
лиц с
одинаковыми
наименованиями
приводит к
тому, что в
Едином
государственном
реестре
будет
находиться
информация о
юридических
лиц с
одинаковым
названием.
При
получении
сведений,
например, по
ООО «Слон»,
заинтересованное
лицо сможет
только
методом
исключения
(зная,
например,
фамилию
учредителя)
получить
интересующую
его
информацию.
Такой пробел
в правовой
базе
приводит к
путанице,
ослаблению
налогового
контроля за
финансовой
деятельностью
юридического
лица. На
практике
сотрудники
регистрирующего
органа
предлагают
заявителю
обратиться
письменно с
запросом о
согласовании
наименования
юридического
лица,
заплатив при
этом пошлину
за выдачу
сведений
содержащихся
в ЕГРЮЛ. В
случае, если
запрашиваемого
наименования
в реестре нет,
то выдается
выписка из
реестра об
отсутствии
запрашиваемой
информации,
т.е. об
отсутствии
заявленного
наименования.
В дальнейшем
заявитель
вправе при
подготовке
документов
для
государственной
регистрации
юридического
лица
использовать
это
наименование.
Данная
процедура
согласования
требует
дополнительного
времени,
финансовых
затрат и
усложняет
регистрацию
юридического
лица,
искусственно
затягивает
срок подачи
документов
для
государственной
регистрации
юридического
лица, так как
выписка из
государственного
реестра
готовится в
течении 5
рабочих дней
[12].
Необходимо
отметить
также, что с
первого раза
«согласовать»
наименование
юридического
лица не
всегда
удается. В
связи с этим,
заявителю
необходимо
будет
обратиться
повторно в
ЕГРЮЛ, что
требует
повторной
оплатить
государственной
пошлины за
получение
сведений из
реестра
юридических
лиц. В
связи с
вышеизложенными
обстоятельствами
предлагается
дополнить
Федеральный
закон «О
государственной
регистрации
юридических
лиц»
положением о
необходимости
формирования
данных о
наименованиях
юридических
лиц на
магнитных и
иных
носителях.
Данное
условие
можно
обеспечить
путем
подготовку
компьютерной
программы и
обеспечение
места для ее
установки в
налоговом
органе с
целью
возможности
быстрого
ознакомления
с уже
имеющимися
наименованиями
юридических
лиц.
Частично
решить эту
проблему
попытался
Приказ МНС РФ
N БГ-3-09/431 от 13
августа 2002
года "Об
обеспечении
подготовки к
публикации и
издания
сведений,
содержащихся
в Едином
государственном
реестре
юридических
лиц", который
утвердил
форму N Р80002
"Сведения,
внесенные в
Единый
государственный
реестр
юридических
лиц" и
установивший
форму
используемую
для
подготовки к
публикации и
изданию
сведений,
содержащихся
в Едином
государственном
реестре
юридических
лиц. Также
было
установлено,
что сведения
из
государственного
реестра,
предназначенные
для
публикации,
могут
издаваться в
виде
отдельных
брошюр либо
печататься в
изданиях
органов
региональной
и местной
печати на
основании
соглашений
об
информационном
взаимодействии,
а также
должны
размещаться
на стендах в
территориальных
органах МНС
России[13]. Положительным
моментом
данного
приказа
стало то, что
вышеуказанные
сведения
подлежат
размещению
на сайтах
управлений
МНС России по
субъектам
Российской
Федерации в
сети
Интернет,
которые
должны
обновляться
не реже 1 раза
в месяц на
основании
данных о
государственной
регистрации
юридических
лиц и
внесении
изменений в
государственный
реестр на
подведомственной
территории[14]. Думается,
что
публикации в
газетах и
журналах
информации о
зарегистрированных
юридических
лицах не
способ
преодолеть
данную
проблему, так
как в них
отсутствует
информация о
ранее
зарегистрированных
юридических
лицах, и не
каждый
заявитель
способен
отследить
эти
изменения.
Автор
считает, что
необходимо
проверять
регистрирующими
органами
учредительные
документы на
соответствие
законодательству.
Статья 51
Гражданского
Кодекса до
внесения в
нее
изменений,
устанавливала
право
регистрирующих
органов на
отказ в
государственной
регистрации
юридического
лица в случае
не
соответствия
законодательству
учредительных
документов.
После
внесения
изменений в
ст. 51 ГК
Федеральным
законом от 21
марта 2002 г. N 31-ФЗ "О
приведении
законодательных
актов в
соответствие
с
Федеральным
законом "О
государственной
регистрации
юридических
лиц"
отменяется
государственный
контроль
регистрирующими
органами за
соблюдением
законодательства
при создании
юридического
лица
[15]. Законодатель,
снимая с
органов
регистрации
с 1 июля 2002 года,
обязанность
по правовой
проверки
учредительных
документов,
свел
процедуру
регистрации
к
формальному
подсчету
представленных
документов.
Автор
считает
введение
таких
условий
регистрации
юридического
лица
несвоевременным,
так как
приводит на
практике к
ослаблению
функций
государственного
контроля за
созданием
юридического
лица. В
связи с
принятием
положения,
регулирующего
порядок
ведения
единого
государственного
реестра
юридических
лиц, стало
необходимым
внесение
соответствующих
изменений в
налоговый
кодекс РФ и
иные
нормативные
документы о
порядке
ведения
единого
государственного
реестра
налогоплательщиков. В
соответствии
с п.8 ст.84
Налогового
кодекса
Министерство
Российской
Федерации по
налогам и
сборам ведет
Единый
государственный
реестр
налогоплательщиков
в порядке,
установленном
Правительством
Российской
Федерации
[16]. Далее
в пункте 9
указано, что
сведения о
налогоплательщике
с момента
постановки
на учет
являются
налоговой
тайной, если
иное не
предусмотрено
настоящим
Кодексом[17].
В
соответствии
со ст. 102
налогового
кодекса,
налоговую
тайну
составляют
любые
полученные
налоговым
органом,
органами
налоговой
полиции,
органом
государственного
внебюджетного
фонда и
таможенным
органом
сведения о
налогоплательщике,
за
исключением
сведений: 1)
разглашенных
налогоплательщиком
самостоятельно
или с его
согласия; 2)
об
идентификационном
номере
налогоплательщика; 3)
о нарушениях
законодательства
о налогах и
сборах и
мерах
ответственности
за эти
нарушения; 4)
предоставляемых
налоговым
(таможенным)
или
правоохранительным
органам
других
государств в
соответствии
с
международными
договорами
(соглашениями),
одной из
сторон
которых
является
Российская
Федерация, о
взаимном
сотрудничестве
между
налоговыми
(таможенными)
или
правоохранительными
органами (в
части
сведений,
предоставленных
этим
органам)[18]. Пункт
2 ст. 102
налогового
кодекса
гласит, что
налоговая
тайна не
подлежит
разглашению
налоговыми
органами,
органами
налоговой
полиции,
органами
государственных
внебюджетных
фондов и
таможенными
органами, их
должностными
лицами и
привлекаемыми
специалистами,
экспертами,
за
исключением
случаев,
предусмотренных
федеральным
законом[19]. К
Федеральному
закону,
который
устанавливает
ограничения,
относится
Федеральный
закон от 08.08.2001 г.
«О
государственной
регистрации
юридических
лиц» и
принимаемые
в
соответствии
с ним
нормативные
акты.[20] Таким
образом,
можно
сделать
вывод о том,
что
законодатель
умышленно
объединяет
реестр
налогоплательщиков
и реестр
юридических
лиц, так как
содержащаяся
в нем
информация
аналогичная.
Полагаю
логичным не
дублировать
реестр
налогоплательщиков
с реестром
юридических
лиц. Данный
тезис
обосновываю
тем, что
реестр
юридических
лиц является
открытым и у
любого лица
есть
возможность
получить из
него
информацию,
которая
аналогична
сведениям,
содержащимся
в реестре
налогоплательщиков,
закрытым для
ознакомления.
Хотелось бы
подчеркнуть,
что
открытость
реестра
юридических
лиц
законодатель
закрепил в
части первой
Гражданского
кодекса,
которая была
принята 30
ноября 1994 г., в то
время как
Налоговый
кодекс был
принят 31 июля 1998
года
[21]. Практика
регистрации
юридических
лиц
показывает,
что в
учредительных
документах
вновь
создаваемых
юридических
лиц
выявляется
много
несоответствий
законодательству,
которые до
принятия
Федерального
закона от 08.08.2001
года «О
государственной
регистрации
юридических
лиц» года
влекли отказ
в
государственной
регистрации
юридического
лица. В
связи с
данным
обстоятельством,
предлагается
в пункт 1
статьи 23
Федерального
закона от 08.08.2001 г.
«О
государственной
регистрации
юридических
лиц» ввести
основание
для отказа в
государственной
регистрации
юридического
лица как
«несоответствие
учредительных
документов
законодательству».
Автор
считает
также, что
необходимо в
статье 2
Федерального
закона от 08.08.2001 г.
«О
государственной
регистрации
юридических
лиц»
устранить
возможность
определения
регистрирующего
органа
Правительством
Российской
Федерации, а
установить
регистрирующий
орган путем
указания на
него в тексте
закона.
Данное
обстоятельство
позволить
придать
нормативной
базе
относительно
государственной
регистрации
юридических
лиц
стабильность.
Считаем
возможным в
связи с
принятием
Приказа МНС
РФ от 9
августа 2002 г. N
БГ-3-09/426 "О
порядке
постановки
на учет в
налоговом
органе по
месту
нахождения
юридического
лица,
зарегистрированного
после 1 июля 2002
года",
устанавливающего
обязанность
подать
заявление о
постановке
на учет в
налоговом
органе
юридического
лица,
образованного
в
соответствии
с
законодательством
Российской
Федерации по
месту
нахождения
на
территории
Российской
Федерации
одновременно
с
документами
на
государственную
регистрацию
юридического
лица,
отменить
статью 116
Налогового
кодекса РФ
[22]. Данный
тезис
обосновывается
тем, что
ответственность
за нарушение
срока
постановки
на учет в
налоговом
органе не
может быть
применена к
заявителю,
так как все
документы
будут поданы
одновременно
с
документами
на
государственную
регистрацию
юридического
лица и
невозможно
будет
нарушить
срок
постановки
на учет в
налоговом
органе. Таким
образом,
предлагается
нормативно
связать в п. 3
статьи 11
Федерального
закона «О
государственной
регистрации
юридического
лица»
окончание
государственной
регистрации
с
постановкой
на учет во
внебюджетных
фондах и
выдачу
разрешения
на
изготовление
печати и
открытия
расчетного
счета. Вносятся
предложения
по
совершенствованию
законодательства
о
государственной
регистрации
юридических
лиц, в части
внесения 50 %
уставного
капитала и
согласования
наименования
вновь
создаваемого
юридического
лица (ст. 12
Закона «О
государственной
регистрации
юридических
лиц и ст. 14
Федерального
закона «Об
обществах с
ограниченной
ответственностью»). В
связи с
предлагаемыми
изменениями,
необходимо
скорректировать
статьи
Налогового
кодекса (п. 8 ст.84,
п.9 и п.2 ст. 102 НК)
относительно
соотношения
реестра
юридических
лиц и
налогоплательщиков.
[1]
Ломакин Д. В. О
проекте
федерального
закона «О
государственной
регистрации
юридических
лиц //
Законодательство.
2001. № 6. С. 75.; С.
Сарбаш
«Комментарий
основных
положений
Федерального
закона «О
государственной
регистрации
юридических
лиц»//
Хозяйство и
право, 2002. №1. С. 20-30;
Алексеев Ю.В.
Комментарий
к
Федеральному
закону "О
государственной
регистрации
юридических
лиц" М., 2002; Н.
Козлова.
Создание
юридических
лиц, взгляд в
будущее//
Хозяйство и
право. №1. 2002. С.106-116 и
т.д. [2]
www.r86.nalog.ru. [3]www.gnivc.ru/news/2003_1_29n115.htm;
www.r86.nalog.ru. [4]
Федеральный
закон «О
государственной
регистрации
юридических
лиц» от 08
августа 2001
года
//Российская
газета. 2001. 10
августа. N
153. [5]
Постановление
Правительства
РФ от 12
февраля 1994 г. N 101 "О
Фонде
социального
страхования
Российской
Федерации"//Российская
газета. 1994.22
февраля.
[6]
Федеральный
закон от 15
декабря 2001 г. N
167-ФЗ "Об
обязательном
пенсионном
страховании
в Российской
Федерации"//Российская
газета. 2001. 20
декабря. [7]
Постановление
Госкомстата
РФ от 15 июля 2002 г. N
154 "Об
утверждении
Положения о
порядке
представления
статистической
информации,
необходимой
для
проведения
государственных
статистических
наблюдений"//
Российская
газета. 2002. 4
сентября.
[8]
Постановление
администрации
города
Нижневартовска
от 14.12 98 № 903 «Об
утверждении
Положения о
временном
порядке
государственной
регистрации
юридических
лиц»/ Факт. 1998. 23
декабря. [9]
Федеральный
закон от 23
июня 2003 г. N 76-ФЗ "О
внесении
изменений и
дополнений в
Федеральный
закон "О
государственной
регистрации
юридических
лиц"//Российская
газета. 2003. 25
июня [10]
Федеральный
закон от 8
февраля 1998 г. N
14-ФЗ "Об
обществах с
ограниченной
ответственностью"//Российская
газета. 1998. 17
февраля.
[12]
Федеральный
закон «О
государственной
регистрации
юридических
лиц» от 08
августа 2001
года
//Российская
газета. 2001. 10
августа. N 153.
[13]
Приказ МНС РФ
от 13 августа 2002
г. N БГ-3-09/431 "Об
обеспечении
подготовки к
публикации и
издания
сведений,
содержащихся
в Едином
государственном
реестре
юридических
лиц"//Бюллетень
нормативных
актов
федеральных
органов
исполнительной
власти. 2002.21
октября. N
42. [14]
Приказ МНС РФ
от 13 августа 2002
г. N БГ-3-09/431 "Об
обеспечении
подготовки к
публикации и
издания
сведений,
содержащихся
в Едином
государственном
реестре
юридических
лиц"//Бюллетень
нормативных
актов
федеральных
органов
исполнительной
власти. 2002.21
октября. N
42. [15]
Федеральный
закон от 21
марта 2002 г. N 31-ФЗ "О
приведении
законодательных
актов в
соответствие
с
Федеральным
законом "О
государственной
регистрации
юридических
лиц"//Российская
газета. 2002. 26
марта.
[16]
Часть первая
Налогового
кодекса
Российской
Федерации от
31 июля 1998 г. N
146-ФЗ//Российская
газета. 1998. 6
августа. [17]
Там
же. [18]
Там
же. [19]
Часть первая
Налогового
кодекса
Российской
Федерации от
31 июля 1998 г. N
146-ФЗ//Российская
газета. 1998.6
августа. [20]
Федеральный
закон «О
государственной
регистрации
юридических
лиц» от 08
августа 2001
года
//Российская
газета. 2001. 10
августа. N
153. [21]
Гражданский
кодекс РФ
(Часть первая
Гражданского
кодекса
Российской
Федерации от
30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ.
// Российская
газета. 1994. 8
декабря. [22]
Приказ МНС РФ
от 9 августа 2002 г.
N БГ-3-09/426 "О
порядке
постановки
на учет в
налоговом
органе по
месту
нахождения
юридического
лица,
зарегистрированного
после 1 июля 2002
года"//Российская
газета. 2002. 9
октября. N 191.