Роль и
место
международного
розыска в
сотрудничестве
государств в
борьбе с
преступностью
Гасымов
Ниязи Гара
оглы, к.
ю. н.,
подполковник
милиции, ст.
инспектор по
особо важным
поручениям,
Главного
Штаба МВД
Азербайджанской
Республики
На
вопрос о том,
что собой
представляет
международный
розыск,
сведущий
человек, не
задумываясь,
ответит: это
розыск,
который
проводится
одновременно
в нескольких
странах, во
всяком
случае, хотя
бы ещё в
одной, кроме
той, где было
совершено
преступление.
И что такой
розыск может
проводиться
сразу в
нескольких
странах и
даже во всём
мире. Такой, в
целом
правильный
ответ может
дать наш
современник-
человек XX и XXI
века. А вот
ещё в веке XIX-м, а
тем более в XVIII-м
и ещё раньше,
ни о каком
международном
розыске не
могло быть
речи. На
вопрос
«почему»,
ответ будем
простым:
проведение
международного
розыска, то
есть
необходимых
в таком
случае
поисковых
действий и
мероприятий
по
обнаружению
бежавшего из
страны
преступника
(ограничимся
пока только
преступником,
для простоты
наших
рассуждений,
не касаясь
других
категорий
разыскиваемых
объектов)
может стать
возможным на
территории
другой
страны
только, если
обе страны
сотрудничают
между собой, и
это
сотрудничество
скреплено их
международным
договором. И
далее, если в
государстве
есть служба,
компетентная
проводить
розыск на
всей
территории
государства,
и которая при
обнаружении
разыскиваемого
вправе
передать его
компетентным
органам
другого
государства.
К такому
сотрудничеству
народы шли
долго, так как
в древности
его не могло
быть: племена
жили
разобщёно,
постоянно
враждуя
между собой. И
только много
позднее,
когда люди
стали
производить
больше, чем им
требовалось
для жизни,
появился
мудрый
афоризм:
«если народы
торгуют, они
не воюют». В
этом
афоризме
торговля,
торговые
отношения, их
поддержание
выступают
альтернативой
войне,
гарантом
мирной жизни
и
спокойствия,
сотрудничества. Хорошо
известный в
истории
криминологии
и
криминалистики
немецкий
учёный конца
XIX века Ф. Лист
писал: «из
основной
идеи
международного
права,
которым
устанавливается
общение
государств,
вытекает
право и
обязанность
всякого
государства
поддерживать
постоянные
сношения со
всеми
остальными
членами
международного
правового
общения».[1]
В основе
такого
общения, по Ф.
Листу, - лежат
коммерческие,
торговые
интересы- «commercium»
и интересы
развития,
жизни
общества –
sociabilitat.[2] Как
дальше
заключает Ф.
Лист,
государство,
которое
отказывает в
«сommercium» одному
какому-нибудь
государству,
предоставляя
его всем
другим, даёт
тем самым
этому
государству
«casus belli»- то есть
повод к
войне. Международная
торговля и
сейчас
сохраняет
это своё
значение. Но
как раньше,
так и теперь,
одного этого
гаранта
часто бывает
недостаточно.
Нужна их
совокупность,
множественность.
Эквивалентом
множества
таких
гарантов в
современном
мире
является
сотрудничество
государств
по многим
направлениям,
чтобы
сотрудничество
было
разносторонним,
всеобъемлющим
и при этом -
обязывающим
государства. Самая
авторитетная
в
современном
мире
международная
организация
– ООН, в своём
Уставе в
числе
главных
целей своего
создания
называет:
поддержание
международного
мира и
безопасности;
развитие
дружественных
отношений
между
нациями;
«осуществление
международного
сотрудничества
(выделено
мною – Н.Г.) в
разрешении
международных
проблем
экономического,
социального,
культурного
и
гуманитарного
характера»
(см.ст.1Устава
ООН «цели и
принципы).
Не
следует
думать, что
названные в
Уставе цели
далеки от
цели
проводимого
нами
исследования.
Международный
розыск
преступников
– очень
ответственное
направление
сотрудничества
государств в
борьбе с
преступностью
и его роль и
место в этом
сотрудничестве
огромны.
Удачно
завершившийся
розыск дает
возможность
справедливо
наказать
виновного,
довести до
конца
признаваемый
сейчас
уголовной
юстицией
всех стран
принцип
неотвратимости
ответственности
за
совершенное
преступление.
Преступность
–
явление
социальное.
От неё
страдают
ныне все
народы и
государства.
Поэтому нет
ничего
удивительного
в том, что
столь
авторитетная,
а пожалуй,
самая
авторитетная
международная
организация,
какой
является ООН,
объединяющая
191 государств
мирового
сообщества,
включила в
свои
программы
проблему
борьбы с
преступностью
и возглавила
это
сотрудничество.
Как и
все иные
направления
сотрудничества
государств –
политического,
экономического,
по вопросам
культуры,
социальной
политики,
реализуемые
в
деятельности
ООН и за
пределами ее
системы,
международная
борьба с
преступностью
должна
осуществляться
на основе
сложившихся
в мире
общепризнанных
принципов
международного
права. Основные
принципы
международного
права
образуют его
«конституцию».[3]
Они
представляют
собой
основополагающие
и
общепризнанные
его нормы,
обладающие
высшей
юридической
силой. Все
остальные
нормы
международного
права и
международные
действия его
субъектов, то
есть
государств,
должны
соответствовать
положениям
этих
основных
принципов. Принципы
международного
права имеют
универсальный
характер и
являются
критериями
законности
всех
остальных
его норм.
Когда-то эти
основные
принципы
действовали
в виде
международных
обычаев,
однако, с
принятием в 1945
году Устава
ООН, в который
они были
включены,
принципы
международного
права
приобрели
договорно-правовую
форму. В
ст. 103 Устава
ООН
указывается,
что в случае,
если
обязательства
членов ООН по
Уставу
окажутся в
противоречии
с
обязательствами
по
какому-либо
другому
международному
договору,
преимущественную
силу имеют
обязательства
по
Уставу.[4] Это
положение
Устава
многие
государства
впоследствии
включили в
свои
конституции.
После
распада СССР
и Россия
последовала
этому
правилу,
закрепив его
в п. 4 ст. 15
Конституции
1993 года. В
Уставе ООН 1945
года эти
принципы
только
названы.
Поэтому
позднее был
принят
специальный
документ с
пространным
названием –
Декларация о
принципах
международного
права,
касающихся
дружественных
отношений и
сотрудничества
между
государствами
в
соответствии
с Уставом ООН,
одобренная XXV
сессией
Генеральной
Ассамблеи
ООН 24 октября 1970
года. В этой
Декларации
было
раскрыто
содержание
всех семи
основных
принципов.[5]
Вот они:
неприменение
силы и угрозы
силой;
мирное
разрешение
международных
споров;
суверенное
равенство
государств;
равноправие
и
самоопределение
народов;
невмешательство
во
внутренние
дела;
межгосударственное
сотрудничество;
добросовестное
выполнение
государствами
договорных
обязательств
(pacta sunt
servanda).
Согласно
Заключительному
акту
Совещания по
безопасности
и
сотрудничеству
в
Европе,[6]
подписанному
1 августа 1975
года в
Хельсинки
главами
государств и
правительств
европейских
стран, а также
США и Канады,
к этим семи
принципам
были
добавлены
еще три,
это:
целостность
и
неприкосновенность
территории;
нерушимость
государственных
границ;
соблюдение
прав и
основных
свобод
человека.
Из
числа
перечисленных
основных
принципов
международного
права, к
предмету
нашего
исследования,
то есть к
проблеме
международного
сотрудничества
государств в
борьбе с
преступностью,
и в частности,
к проблеме
международного
розыска
обвиняемых,
преступников,
без вести
пропавших
лиц, прямое
отношение
имеют
следующие
принципы:
сотрудничества,
невмешательства
во
внутренние
дела друг
друга,
равенства
государств,
добросовестного
выполнения
международных
(то есть
договорных)
обязательств,
принципы
соблюдения
прав и свобод
человека. Исследователи,
занимавшиеся
изучением
вопросов
сотрудничества
государств в
борьбе с
преступностью,
указывают,
что кроме
этих общих
для всех
направлений
сотрудничества
принципов, в
сфере
международной
борьбы с
преступностью
государствами
наработаны
еще
несколько
специальных
принципов.
Л.Н.
Галенская,
В.П. Зимин, В.П.
Панов и др.
авторы
называют
неодинаковое
число
принципов и
указывают их
под разными
названиями. Я
приведу их
собственный
перечень,
это: - сотрудничество
осуществляется
только в
борьбе с
общеуголовной
преступностью;
неотвратимость
ответственности
за
совершенное
правонарушение;
двойной
инкриминации
преступности;
выполнения
запрашиваемых
действий по
собственному
национальному
законодательству;
соблюдения
прав и свобод
человека;
невыдачи
собственных
граждан;
отказ в
сотрудничестве
по делам
политического,
военного,
расового и
религиозного
характера.
И
общих и
специальных
принципов
государства
строго
придерживаются
в своих
отношениях
по борьбе с
общеуголовной
преступностью.
Поэтому ниже
будет дана
краткая
характеристика
сначала
основным
принципам
международного
права, с
которыми
соприкасается
вплотную
сотрудничество
государств в
борьбе с
общеуголовной
преступностью,
а затем такая
же краткая
характеристика
будет дана
специальным
принципам,
сложившимся
в практике
сотрудничества
государств.
Общие
принципы
международного
права
Принципы
сотрудничества.
Этот принцип
реализуется
в
международных
отношениях в
двух формах –
договорной и
институционной. Договорная
форма – это
заключение
государствами
договоров по
совместной
борьбе с
преступностью,
например,
такие как
Конвенция
ООН 1988 года о
борьбе
против
незаконного
оборота
наркотических
средств и
психотропных
веществ,
Конвенция
против
отмывания
денежных
средств,
полученных
противозаконным
способом от
преступной
деятельности
1999 года,
Конвенция о
борьбе с
транснациональной
преступностью
2000 года,
подписанную
в г.Палермо
(Италия). К
этим
конвенциям
надо
прибавить
еще
множество
других
многосторонних
договоров,
например,
Минскую
конвенцию о
правовых
отношениях и
правовой
помощи по
гражданским,
семейным и
уголовным
делам,
Европейскую
конвенцию 1957
года об
экстрадиции,
участниками
которой на
начало 2003 года
были 39
европейских
государств и
др. К
настоящему
времени
Российская
Федерация
является
участницей
примерно 50
многосторонних
договоров,
нацеленных
на борьбу с
общеуголовной
преступностью.
Кроме
многосторонних
договоров, ею
заключено 78
двусторонних
соглашений, с
Российской
стороны в
которых
выступает
Министерство
внутренних
дел. Надо
отметить, что
во всех этих
соглашениях
есть статья
об оказании
министерствами
друг другу
помощи в
розыске
обвиняемых,
преступников
и без вести
пропавших
лиц (см.
например,
соглашение,
заключенное
между МВД
России и МВД
Республики
Азербайджан
1998 года, другие
аналогичные
соглашения). Институционная
форма – это
создание
государствами
международных
организаций,
которые в их
внешних
сношениях
выполняют
роль
постоянно
функционирующего
механизма по
решению
конкретных
проблем
общего
сотрудничества.
Сейчас в мире
есть две
такие
организации
– Интерпол и
Европол. Обе
они
занимаются
исключительно
вопросами
борьбы с
преступностью:
Интерпол – в
мировом
масштабе,
Европол – в
рамках
Европейского
региона. При
этом, Европол,
согласно
Шенгенскому
соглашению
европейских
государств
от 1994 года,
занимается
вопросами
пресечения и
раскрытия
только
преступлений
транснационального
характера и
только трех
видов:
нелегальный
оборот
наркотических
средств,
незаконная
торговля
оружием,
отмывание
денежных
средств,
полученных
от
преступной
деятельности.
Для работы в
Европоле
страны-участницы
откомандировали
обусловленное
предварительным
решением
количество
оперативных
сотрудников
криминальной
полиции. Их
численность
в настоящее
время почти в
5 раз
превосходит
штат
сотрудников
Интерпола
(примерно 350
человек). В
отличие от
Европола,
сотрудники
Интерпола
обладают
статусом
международных
служащих, в то
время, как
сотрудники
штаб-квартиры
Европола в
Брюсселе
остаются
полицейскими
служащими,
наделенными
компетенцией
оперативного
состава,
использующего
в своей
работе
оперативно-розыскные
средства.
Розыском, как
таковым они
не
занимаются, а
только
разработкой
международно-организованных
преступных
сообществ,
установлением
их
участников с
целью их
передачи
следственным
органам
государства,
на
территории
которого
удалось
установить и
отследить
маршруты
перемещения
конкретного
фигуранта. Сотрудники
штаб-квартиры
Интерпола,
наоборот, не
наделены
такой
компетенцией.
Согласно
Уставу
Интерпола (ст.
32 п. «в»), в их
функции
входит
методическое
и
организационное
обеспечение
международного
розыска, его
распространение
на страны
любого
региона
земли и на
территорию
всех
стран-участниц
(об этом см. гл. 5
настоящей
диссертации). Учредительные
документы
(Уставы) еще
нескольких
международных
организаций
– ВОЗ
(Всемирная
организация
здравоохранения),
ЮНЕСКО
(Организация
Объединенных
Наций по
вопросам
науки,
культуры,
образования),
ИКАО
(Международная
организация
гражданской
авиации) и др.
предусматривают
их
направленное
участие на
борьбу с
преступлениями
отдельных
видов,
которые
затрагивают
их сферу
функционирования,
и они,
имеющимися в
распоряжении
международных
организаций
средствами
делают это, -
заключают
договоры, в
которых
всегда эти
преступления
квалифицируются
как
экстрадиционные
и
предусматривается
выдача
виновных лиц.
А мы знаем,
что более чем
в половине
случаев
такой выдаче
предшествует
международный
розыск
подлежащего
выдаче лица. К
числу
конвенций,
заключенных,
например, в
рамках ИКАО,
относятся
Гаагская
конвенция 1970
года о борьбе
с незаконным
захватом
воздушных
судов,
Монреальская
конвенция 1971
года о борьбе
с
преступлениями,
совершенными
на борту
воздушного
судна и
др. Принцип
невмешательства
во
внутренние
дела друг
друга в
международном
праве
принято
выводить из
политико-правового
института,
характеризующего
независимость
каждого
государства
в мировом
сообществе, -
это его
суверенитет.
Суверенитет
– это полная
независимость
каждого
государства
в проведении
своей
внутренней и
внешней
политики. Он
реализуется
в
установлении
каждым
государством
на своей
территории
собственных
законов и
требований
их
соблюдения,
подчинения
им всех
находящихся
в пределах
его
территориального
верховенства
людей, как
собственных
граждан, так и
иностранцев.
Отсюда
следует, что
государство,
его
компетентные
органы могут
принять
решение о
розыске, а
также выдаче
иностранца,
запрашиваемого
другой
страной за
совершенное
там деяние и
обусловить
свое решение
нормами
национального
закона и
нормами
международного
договора,
участницей
которого
является. Принцип
равенства.
Согласно
этому
принципу все
государства,
вне
зависимости
от величины
своей
территории,
численности
населения,
военной мощи
и усвоению
достижений
научно-технического
прогресса в
международных
отношениях
пользуются
суверенным
равенством,
имеют равные
права и
обязанности
и вообще
являются
полностью
равноправными
членами
мирового
сообщества.
Понятие
равенства
означает,
что:
все
государства
равны между
собою
юридически;
должны
уважать это
равенство
других
государств;
каждое
государство
само вправе
решать
вопрос о
своем
участии в том
или ином
договоре,
конвенции,
быть или не
быть членом
международной
организации;
каждое
государство
независимо в
выборе
партнеров по
сотрудничеству,
в
определении
объема
своего
участия в
нем;
государство
обязано
добросовестно
выполнять
свои
обязательства
по
заключенному
договору.
Принцип
добросовестного
исполнения
международных
обязательств.
На
соблюдении
этого
принципа,
можно
сказать,
держаться
все
договорные
отношения
государств, в
том числе и их
сотрудничество
в борьбе с
преступностью.
Надо
отметить, что
вопросы
борьбы с
преступностью
все
государства
относят к
сфере своих
внутренних
дел,
внутригосударственного
правового
регулирования,
в которую не
вправе
вторгаться
другие
государства
и
международные
организации.
В этой сфере
каждое из них
придерживается
собственной
политики и
опирается на
собственный
опыт и
традиции.
Ссылаясь на
свой
суверенитет,
они чаще
негативно,
чем
позитивно
воспринимают
неизбежность
или
перспективу
внесения
каких-либо
изменений в
свое
уголовное
или
уголовно-процессуальное
законодательство.
А если
последние
неизбежны в
силу
принятых на
себя
обязательств
по договору,
они, тем не
менее,
стремятся
сдерживать
воздействие
договорных
норм на
национальное
законодательство. Принцип
добросовестного
выполнения
международных
обязательств
заставляет
государства
сообразовываться
с их
договорными
обязательствами. Принцип
уважения
прав и свобод
человека. Во
избежание
дублирования
ряда
положений
этого
принципа он
будет
рассмотрен
ниже в числе
«специальных
принципов».
Специальные
принципы
а).
Сотрудничество
по делам
общеуголовных
преступлений.
Категорию
этих
преступлений
образуют все
правонарушения,
которые
остаются
после того,
как из
уголовного
законодательства
мы удалим
деяния
политического,
военного,
расового и
религиозного
характера. Но
не только.
Согласно
повседневной
практике
Интерпола, а
именно он в
данном
случае
определяет
мировую
практику
международного
розыска, в
категорию
общеуголовных
преступлений
не
включаются
также
воинские
преступления
(не военные, а
воинские),
таможенные
нарушения,
нарушения
законодательства
о
предпринимательской
деятельности.
В последнем
случае
критериев
отнесения
конкретного
деяния к
предпринимательской
и
коммерческой
деятельности
в Интерполе
пока нет, как
нет и случаев
объявления в
розыск людей
за такие
действия.
Таким
образом,
общеуголовными
правонарушениями
будут те, что
останутся
после
математических
вычитаний из
уголовных
кодексов
перечисленных
выше
деяний. б).
Неотвратимость
ответственности
за
совершенное
правонарушение.
Этот принцип
принят
уголовной
юстицией
всех стран
мира. Он
возник в
глубокой
древности из
общечеловеческой
потребности
обязательного
наказания
всякого зла:
зло должно
быть
наказано, а
добро должно
торжествовать.
Идея
наказания,
возмездия,
кары злодея
прослеживались
во всех
законодательных
актах. Она
была в
прошлом
двигателем
уголовной
политики
государств. С
тех пор
многое в этой
политике
изменилось,
претерпел
изменение и
сам принцип, в
котором
вместо кары,
возмездия
осталась
идея
неотвратимости
ответственности
лица,
совершившего
какое-то
противоправное
деяние.
Заставить
ответить за
содеянное
можно только
тогда, когда
виновный
есть, если его
нет,
репрессивный
механизм
государства
работает
вхолостую.
Вот здесь и
необходим
розыск
виновного
лица. Принцип
неотвратимости
ответственности
за
совершенное
правонарушение
в наше время
рассматривается
как
двигатель
розыскной
работы
правоохранительных
органов, от
результатов
которой
зависит их
авторитет.
Таким же
двигателем
он является и
для
проведения
международного
розыска
обвиняемых и
преступников.
По нашему
мнению,
принцип
неотвратимости
ответственности
за
совершенное
противоправное
деяние в
прошлом дало
начало всему
международному
сотрудничеству
государств в
борьбе с
преступностью.
Во-первых, оно
берет свое
начало с
обращений
государств о
выдаче
конкретных
лиц (от себя
замечу, что их
часто
приходилось
предварительно
разыскивать).
Во-вторых, эта
практика
разовых
обращений с
просьбой о
выдаче, в XVIII
веке стала
заменяться
заключением
договоров,
предусмотрительно
предусматривавших
заранее
возможность
такой выдачи.
В-третьих,
проявление
инициативы
по
установлению
и
поддержанию
рабочих
контактов в
совместной
борьбе с
преступностью
в конце XIX и
начале ХХ
века взяли на
себя
полицейские
ведомства
государств.
Как отметил
В.Ф. Цепелев,
остро
понадобилось
международно-правовые
средства
борьбы
«дополнить
полицейскими
средствами, а
вся
повседневная
работа по
реализации
международного
сотрудничества
в этой сфере
по силам
только
полиции
разных
государств».[7] Эти
инициативы
объяснялись,
прежде всего,
тем что на
долю полиции
в
практическом
сотрудничестве
выпала
функция
розыска
скрывшихся
преступников.
Поэтому
именно
полицейскими
руководителями
разных стран
была
реализована
выдвигавшаяся
с конца XIX века
идея
создания
«международного
полицейского
союза»,
сотрудники
которого
будут
заниматься
преследование
«по горячим
следам»
скрывшихся
преступников
и их розыском
за пределами
государства
– места
совершения
преступления.
Идея эта
частично
была
реализована
в созданной в
1923 году
международной
организации
уголовной
полиции,[8]1)
получившей с
1947 года свое
второе
название –
Интерпол. В
работе этой
организации
с первых же
дней
проявилась
главная цель
создания –
проведение
международных
розысков
преступников.
С января 1924
года был
начат выпуск
оповещений о
международном
розыске
сначала
только
преступников
и
подозреваемых
в совершении
преступления
лиц, а в 1927 году –
розыск
без вести
пропавших
лиц. И в
настоящее
время
международный
розыск
остается
главным
направлением
работы
Интерпола.
Тем самым он
вносит свой
большой
вклад в
международное
сотрудничество
государств в
борьбе с
преступностью,
а тем самым в
реализацию
принципа
неотвратимости
ответственности
за
совершенное
правонарушение. в).
Принцип
двойной
инкриминации
(преступности).
Такое
наименование
получил
принцип,
согласно
которому
выдача
преследуемого
органами
следствия
лица одним
государством
другому
может
состояться
только, если
совершенное
им уголовное
деяние есть и
в уголовном
кодексе
государства,
к которому
обращена
просьба о
выдаче. В
противном
случае в
выдаче
будет отказано,
так как в
запрашиваемом
государстве
это действие
не считается
правонарушением
(не
криминализировано). Какое
отношение
имеет выдача
к розыску?
Прямое!
Во-первых,
выше уже
указывалось,
что в более
половины, а
часто
значительно
больше –
более двух
третей
случаям
выдачи
предшествовал
розыск
подлежащего
выдаче лица.
Во-вторых,
если не
каждой
выдаче
предшествовал
розыск, то
всякий
разыскиваемый
обвиняемый,
преступник
должен быть
выдан
просящей о
розыске
стране. А эта
выдача
состоится
только, если
разыскиваемый
совершил
деяние,
которое и
государство,
где
преступника
удалось
обнаружить,
квалифицирует
это деяние
как
уголовно-наказуемое.
г).
Принцип
выполнения
запрашиваемых
другим
государством
действий
проводится
исполняющим
эти действия
государством
по
собственным
национальным
нормам
закона. Иначе
и быть не
может. Каждое
государство,
принимая
закон, четко
определяет
территорию
его действия
– это только
собственная
территория. В
ее пределах
оно
осуществляет
полную
юрисдикцию, в
том числе и
над всеми
находящимися
на ней людьми,
как
собственными
гражданами,
так и над
лицами без
гражданства
и
иностранцами
(кроме
иностранцев,
имеющих
дипломатический
статус или
статус
международного
служащего
аппарата
международной
организации). «Юрисдикция
– это
проявление
государственного
суверенитета.
Она
обозначает
сферу
действия
государственной
власти».[9]
В силу этого
положения,
государственные
органы при
получении
из-за границы
просьбы о
выполнении
каких-либо
процессуальных,
иных
должностных
действий
опираются на
нормы и
предписания
национальных
законов и
подзаконных
актов. д).
Принцип
соблюдения
прав и
свобод
человека
продублирован
в сфере
сотрудничества
государств в
совместной
борьбе с
преступностью
намеренно.
Дело в том,
что как
основной
принцип
международного
права он
охватывает
огромную
сферу его
воздействия
на
внутригосударственные
отношения,
связанные со
статусом
личности в
обществе и
государстве.
Это
гражданские, политические,
социальные,
культурные
права
человека,
которые
закреплены в
конституционных
актах
государств.
Сюда же
следует
добавить
большой
комплекс
отношений,
связанных с
правом
каждого
человека на
труд,
образование,
духовное
развитие,
медицинское
обслуживание,
социальное
обеспечение.
В
демократическом
правовом
государстве
все эти права
всегда
бывают более
или менее, но
достаточно
защищены, так
как в таких
государствах
общественные
силы
добились
прозрачности
таких
отношений и
их
обеспечения
государственным
механизмом. В
сфере
сотрудничества
в борьбе с
преступностью
государства
были
вынуждены
оперировать
теми же
нормами о
правах и
свободах
человека,
которые были
выработаны
мировым
сообществом
по окончании
Второй
мировой
войны. Это,
прежде всего,
Всеобщая
декларация
прав
человека,
принятая
Генеральной
ассамблеей
ООН 10 декабря 1948
года, это и
два принятых
в 1966 году пакта
о правах
человека:
первый – о
гражданских
и
политических
правах,
второй 0 об
экономических,
социальных и
культурных
правах. К ним
можно
добавить и
большое
количество
других
международно-правовых
актов. Все они
направлены
на
регулирование
отношений, не
связанных с
проблемой
борьбы с
преступностью.
Рассматриваемый
же здесь
специальный
принцип о
соблюдении
прав и свобод
человека
нацелен на их
уважение,
соблюдение
применительно
к тем людям,
которые
вольно или
невольно
оказались
вовлечены в
сферу
функциональной
деятельности
органов
уголовной
юстиции и
полиции.
Существует
много
отличий в
условиях, в
которых
нарушаются
права
рабочего на
заводе и
права
осужденного,
отбывающего
наказание в
виде лишения
свободы в
тюрьме, или
задержанного
в КПЗ. В обоих
последних
случаях и
заключенный
и
задержанный
находятся в
полной
изоляции от
мира и могут
быть
подвергнуты
любым
издевательствам,
истязаниям,
пыткам. Правоохранительные
органы в
своей
повседневной
работе имеют
дело с людьми,
причем, чаще с
людьми
подозреваемыми,
обвиняемыми
в совершении
преступления,
или же
осужденными.
В своем
обращении с
ними
работники
правоохранительных
органов
пренебрегают
или же грубо
нарушают их
конституционные
права,
подвергают
безосновательному
задержанию,
содержанию
под арестом,
применяют
меры
физического
насилия, даже
пытки. Признавая
правомерность
негативного
отношения
общества к
лицам из
преступной
среды
мировое
сообщество в
целом не
вычеркивает
их из
человеческого
общества. А
поэтому
ввело в число
основных
принципов
международного
права и
принцип
уважения
прав и свобод
человека,
причем,
каждого
человека, в
том числе и
подозреваемого,
обвиняемого,
осужденного,
заключенного.
Для
достижения
этой
нелегкой
цели в рамках
Организации
Объединенных
Наций были
приняты
несколько
специальных
документов
рекомендательного
и несколько
документов
обязывающего
характера. К
первой
группе
относятся
стандартные
минимальные
правила
обращения с
осужденными
и
заключенными,
принятые в 1955
году
участниками I
Международного
конгресса
ООН по
предупреждению
преступности
и обращению с
преступниками.
Особенность
этого и всех
последующих
документов
состоит в том,
что
осужденными
в нем названы
все
категории
осужденных,
приговоренных
как к лишению
свободы, так и
к другим
мерам
наказания, а
заключенными
– все, взятые
под стражу, в
том числе и
задержанные,
и лица,
ожидающие
суда. После
названных
правил были
приняты
такие же
стандартные
минимальные
правила
обращения с
осужденными
и
заключенными
– женщинами (1975
год); правила
обращения с
осужденными
и
заключенными
–
несовершеннолетними
(1979 год); с
осужденными
и
заключенными
–
иностранцами
(1980
год). Особого
внимания
заслуживает
принятая в 1985
году в ООН
Конвенция
против пыток
и других
жестоких
бесчеловечных
или
унижающих
достоинство
видов
обращения и
наказания. В
преамбуле
Конвенции
было указано,
что ее
подписание
было
обусловлено
многочисленными
случаями
применения
правоохранительными
органами
пыток и
других
жестоких
методов по
отношению к
людям,
проходящим
по
расследуемым
уголовным
делам не
только в
качестве
подозреваемых
или
обвиняемых,
но и в
качестве
свидетелей,
или же просто
родственников
этих лиц.
Поэтому
Конвенция
выражает
самый
строгий
подход к
виновным в
совершении
таких
преступлений
сотрудниками
правоохранительных
органов. Эти
преступления
отнесены к
числу
экстрадиционных,
то есть
виновные в
совершении
таких
действий
лица
подлежат
выдаче, где бы
они ни
скрылись от
правосудия. е)
Принцип
невыдачи
собственных
граждан
также имеет
самое
непосредственное
отношение к
розыску. Если
из-за границы
поступила
просьба о
розыске
конкретного
человека, а он
является
гражданином
этого
государства,
в случае его
обнаружения
он не будет
выдан. В таких
случаях, если
совершенное
им за
границей
деяние
является
уголовно-наказуемым
и по
Уголовному
кодексу
запрашиваемого
государства
(принцип
двойной
преступности),
он может быть
привлечен и
наказан в
своей стране,
конечно, если
об этом
попросит
государство,
где он
совершил
преступление,
направив об
этом
соответствующую
просьбу,
поручение,
как указано в
ст. 72-75 Минской
конвенции о
правовой
помощи и
правовых
отношениях
по
гражданским,
семейным и
уголовным
делам 1993 года, а
также во всех
двусторонних
договорах
России
аналогичного
содержания. В
порядке
подведения
итогов
настоящей
главы
отметим
следующее:
В
настоящее
время все
государства
мира
осуществляют
между собой
активное
сотрудничество
по самым
разным
вопросам.
В перечне
направлений
их
сотрудничества
довольно
значительное
место
занимает
сотрудничество
по проблеме
«международная
борьба с
преступностью».
Международное
сотрудничество
в борьбе с
преступностью
само
развивается
по
нескольким
направлениям.
Одно из них –
международный
розыск,
объектами
которого
являются:
лица,
скрывшиеся
от органов
следствия
или суда, а
также от
исполнения
наказания в
виде лишения
свободы;
все
категории
лиц,
пропавших
без вести;
похищенные
предметы
собственности
(например,
автомашины),
исторические
и
художественные
ценности, а
также
предметы
антиквариата;
отдельным
объектом
являются
неопознанные
трупы людей,
поисковые
действия по
которым
направлены
на
идентификацию
их личности,
что особенно
необходимо в
случае их
насильственной
смерти.
[1] Лист
Ф.
Международное
право в
систематическом
изложении.
Юрьев. 1909. С.84
[3]
Международное
право.
Учебник. Под
ред. Г.И.
Тункина. М.
Наука. 1994. С. 12
[4]
Устав
Организации
Объединенных
Наций. Изд.
Секретариата
ООН. Нью-Йорк.
2000. [5]
Текст
Декларации
см. в
сборнике.
Действующее
международное
право. В 3-х
томах. Т. 1. М.
1997. [6]
Заключительный
акт
Совещания по
безопасности
и
сотрудничеству
в Европе. М.
Политиздат.
1975. [7]
Цепелев В.Ф.
Международное
сотрудничество
в борьбе с
преступностью:
уголовно-правовые,
криминалистические
и
организационно-правовые
аспекты.
Монография. М.
Академия
управления
МВД России. 2001. С.
13 [8] Об
этом
подробно см.
Родионов К.С.
Интерпол
вчера,
сегодня,
завтра. М.
Международные
отношения.
1990. [9]
Лукашук И.И.,
Наумов А.В.
Международное
уголовное
право.
Учебник. М.
Спарк. 1999. С. 2