Профилактика
органами
внутренних
дел обмана
потребителей.
Адъюнкт
Академии
управления
МВД
России
Мещерин
Александр
Иванович.
Одним из
важных
направлений
деятельности
органов
внутренних
дел по
противодействию
обману
потребителей
является его
профилактика. В
криминологии
точки зрения
по поводу
определения
профилактики
несколько
разнятся,
некоторые
ученые –
криминологи
считают, что
профилактика
и
предупреждение
преступлений
–
равнозначные
понятия с
одинаковой
смысловой
нагрузкой,
другие же
рассматривают
профилактику
как
отдельную
составляющую
предупреждения
преступлений,
наряду с
предотвращением
и
пресечением.[1] Следует
отметить, что
«главные
отличия
рассматриваемых
видов
предупредительной
деятельности
– в их
временной
дистанции от
совершения
преступлений
и в степени
интенсивности,
динамичности.
Профилактика
реализуется
в период,
достаточно
отдаленный
от
преступлений,
т.е.
значительно
раньше, чем
потребуется
«вмешательство»
в виде их
предотвращения
и тем более
пресечения.
Объектами
профилактического
воздействия
могут быть не
только
конкретные
лица, явления
и процессы, но
и социальные
общности,
широкий круг
криминогенных
факторов.
Объектами же
двух других
видов
предупредительной
деятельности
(предотвращения
и пресечения)
обычно
являются
только
определенные
лица и
события. Меры
по
профилактике
должны быть
систематическими,
планомерными,
непрерывными
в отличие от
предотвращения
и особенно
пресечения,
которые
реализуются,
как правило, в
жесткой
зависимости
от ситуации, а
потому
обычно
кратковременны
и
быстротечны».[2] Представляется,
что более
предпочтительной
является
точка зрения,
согласно
которой
профилактика
входит в
систему мер
предупреждения
преступности.
В этом случае
необходимо
определять
понятие
профилактика,
как в узком,
так и в
широком
смысле. Г.А.
Аванесов по
этому поводу
отмечал, что
«определение
данного
понятия в
широком и
узком смысле
имеет
некоторые
особенности.
В широком
смысле слова,
профилактика
– это
недопущение
конкретных
преступлений,
предохранение
отдельных
членов
общества от
совершения
ими
правонарушений,
виновных
противоправных
деяний,
представляющих
собой
преступления;
это -
деятельность
по
недопущению
нарушений
норм права, в
частности
уголовного
права
(уголовного
законодательства).
В этом смысле
в содержание
профилактики
входит и
правоохранительная
деятельность.
В узком
смысле слова
под
профилактикой
можно
понимать
деятельность,
во – первых,
по выявлению
причин
преступлений,
условий и
обстоятельств,
способствующих
их
совершению;
во - вторых, по
выявлению
лиц, могущих
совершить
преступление
(в силу их
антиобщественной
направленности),
и проведению
с ними
необходимых
мероприятий».[3] Кроме
того,
указанный
автор
справедливо
отмечает тот
факт, что
вместе эти
два понятия
образуют
единое
понятие -
профилактика
преступлений
и, таким
образом,
оценивая
профилактику
обмана
потребителей
в целом,
следует
исходить
именно из
этого
единого
понятия. Профилактика
органами
внутренних
дел обмана
потребителей
является
особым видом
практической
деятельности,
обеспечивающим
достаточное
преобразование
девиантных
потребительских
отношений, в
результате
которого
устраняются
либо
нейтрализуются
факторы
(причины и
условия),
способствующие
совершению
обмана
потребителей.
Таким
образом,
одной из
задач
профилактики
является
воздействие
на
негативные
факторы,
способствующие
совершению
обмана
потребителей.
Данный
вопрос по
нашему
мнению
требует
отдельного
рассмотрения.
В
криминологии
принято
выделять
факторы,
действующие
на
макроуровне
и
определяющие
само наличие
преступности
в сфере
потребительского
рынка, и
факторы,
способствующие
совершению
конкретных
преступлений
(обмана
потребителей)
в данной
области
экономики.[4] Факторы,
действующие
на
макроуровне,
достаточно
полно
освещены во
многих
источниках
литературы,
подвергнув
всестороннему
анализу
можно
выделить
следующие их
группы:
факторы
экономико-социального
характера;
факторы
нормативно-правового
содержания;
факторы
политического
характера;
факторы
организационно-управленческого
характера.
Безусловно,
что такие
факторы как
низкий
уровень
доходов
большей
части
населения,
нетрудоустроенность,
различия в
обществе
социально-экономического
характера,
неспособность
государства
полностью
выполнять
свои функции
по
обеспечению
социальной
безопасности
общества,
политическая
нестабильность,
высокий
уровень
коррумпированности
государственного
аппарата,
существенные
пробелы в
законодательстве,
организационно-управленческие
недоработки
в сфере
регулирования
потребительских
отношений,
имеют
высокий
криминогенный
потенциал, в
конечном
итоге,
способствуют
совершению
обмана
потребителей.
Основой
криминализации
потребительского
рынка
явилась
порочная
практика
неконтролируемых
наличных
расчетов
между
продавцом и
потребителем.
Преступники,
используя
нестабильность
законодательной
базы, ценовые
диспропорции,
недостаточное
государственное
регулирование
потребительских
отношений,
другие
негативные
проявления в
экономике,
широко
используют
нарушение
правил
торговли и
обман
потребителей,
которые
приобретают
все более
изощренный
характер.
Кроме
того, М.М.
Хубутия, в
своей работе,
выделяет
следующие
характерные
социально –
экономические
проявления
современного
потребительского
рынка
(которые
также
являются
негативными
факторами,
способствующими
совершению
обмана
потребителей
и иных
преступлений
в данной
сфере):
«резкая
сегментация
рынка по
уровню
доходов
различных
групп
населения, а
также по
видам
удовлетворения
материальных
потребностей
населения;
уменьшение
объема
розничного
товарооборота
и реализации
платных
услуг на фоне
постоянного
роста
потребительских
цен;
сокращение
объема
товарных
ресурсов
отечественного
производства;
«вымывание»
дешевого
ассортимента
и др.»[5] В
повседневной
деятельности
сотрудников
правоохранительных
органов
важное
значение
имеют
выявление,
изучение и
анализ
факторов,
способствующих
совершению
именно
обмана
потребителей.
Значительное
место в числе
факторов,
способствующих
совершению
обмана
потребителей,
занимает
виктимологический
аспект.
Зачастую,
граждане –
потребители
своими
действиями
(бездействием),
провоцируют
преступников
на
совершение в
отношении
них обмана
потребителей.
В
большинстве
случаев
действия
преступников
зависят не
только от его
побуждений,
но и от личных
качеств и
поведения
потерпевшего.
«Поведение
представляет
собой
результат
бесконечного
множества
случаев
выбора
человеком
между
постоянно
воздвигаемыми
перед ним
окружающей
средой
возможными
вариантами
поведения».[6]
Выбор
варианта
поведения
зависит от
конкретной
жизненной
ситуации и
личных
качеств
человека.
Личность с
устойчивыми
положительными
качествами
может
сознательно
уменьшить
возможность
оказаться в
роли
потерпевшего
в той или иной
ситуации. Изучение
уголовных
дел по фактам
обмана
потребителей
показало, что
преступников
в ряде
случаев
побуждают к
совершению
противоправных
действий
личные
качества
возможной
жертвы. Так,
например,
лица
совершающие
обман
потребителей
путем
обмеривания,
обвешивания,
обсчета,
определяют
круг
потенциальных
жертв среди
рассеянных,
наивных
людей. Люди,
ведущие себя
беспечно,
самонадеянно
чаще других
попадают в
поле зрения
лиц,
совершающих
обман
потребителей.
Таким
образом,
можно
выделить еще
одно
направление
профилактики
органами
внутренних
дел обмана
потребителей
–
виктимологическую
профилактику.
Было бы
в корне
неверно
рассматривать
профилактику
обмана
потребителей,
осуществляемую
только в
отношении
преступников.
Профилактика
также должна
касаться и
потерпевших
от
преступления.
В сфере
предупреждения
преступности
уровень и
объем
результатов
в известной
степени
зависят от
всестороннего
выявления
роли
потерпевшего
от
преступлений
в причинном
механизме
индивидуального
преступного
поведения и
от учета этой
роли при
выработке и
реализации
мер
профилактического
воздействия.[7]
Подразделениям
органов
внутренних
дел,
специализирующимся
на выявлении
и раскрытии
обмана
потребителей,
необходимо в
полном
объеме
проводить
комплекс
профилактических
мероприятий,
направленных
на снижение
риска
(возможности)
стать
жертвой
обмана
потребителей,
например,
путем
выступлений
руководителей
и
сотрудников
данных
подразделений
в средствах
массовой
информации о
способах
совершения
обмана
потребителей,
законодательстве,
регулирующем
потребительские
отношения,
проведения
публичных
лекций на
предприятиях
и
организациях,
путем
привлечения
к подобного
рода
деятельности
представителей
общественности
и др.
Кроме
того, одним из
важных
факторов
совершения
обмана
потребителей,
является
недостаточно
эффективная
профилактика
органами
внутренних
дел
административных
правонарушений
в сфере
потребительских
отношений,
что может
привести к
совершению
более
серьезных
нарушений в
данной сфере
–
преступлений,
недостаточная
профилактика
рецидива
обмана
потребителей.
Таким
образом,
необходимо
отметить, что
факторы,
способствующие
совершению
обмана
потребителей,
возникают
благодаря
недостаткам
и явлениям
негативного
характера,
содержащимся
во всех
сферах жизни
общества:
социальной,
экономической,
политической,
духовной. Профилактику
ОВД обмана
потребителей
необходимо
осуществлять
как на общем,
так и на
индивидуальном
уровне.
Целевое
назначение
профилактики
ОВД обмана
потребителей
заключается
не только в
воздействии
на факторы,
способствующие
совершению
данного
преступления,
но и в
соответствующем
влиянии на
лиц,
способных
совершить
обман
потребителей.
Следовательно,
профилактика
ОВД обмана
потребителей
– это прежде
всего работа
с людьми, как
с их
общностью,
так и с
конкретным
человеком. Таким
образом, в
соответствии
с целевым
назначением
можно
выделить
основные
задачи
профилактики
органами
внутренних
дел обмана
потребителей: -
систематическое
выявление и
анализ
факторов,
способствующих
совершению
обмана
потребителей; -
выяснение и
изучение
противоречий
и конфликтов,
которые
приводят к
возникновению
и реализации
преступных
намерений, а
также к
формированию
личности
преступника,
совершающего
обман
потребителей; -
постоянное
выявление
лиц, от
которых
можно
ожидать
совершение
данного
преступления,
и их изучение,
активное
профилактическое
воздействие
на этих
лиц; -
систематическое
информирование
граждан –
потенциальных
потребителей
о способах
защиты и
противодействия
данному
преступлению. Если
говорить о
конкретных
мерах
профилактики
органами
внутренних
дел обмана
потребителей,
то можно
выделить
следующие: 1.
Выработка и
реализация в
практической
деятельности
органов
внутренних
дел четко
сформулированной,
научно-обоснованной
стратегии и
методики
профилактики
обмана
потребителей.
В настоящее
время в
органах
внутренних
дел
отсутствует
четко
сформулированная
стратегия
противодействия
(именно в
форме
профилактики)
данному
негативному
явлению.
Профилактическая
деятельность
ОВД,
направленная
на
недопущение
совершения
обмана
потребителей
в настоящее
время носит
не
постоянный, а
периодический
характер -
основная
масса фактов
обмана
потребителей
выявляется
во время
проведения
«профилактических»
операций с
целью
создания так
называемого
«вала»
преступлений,
для
улучшения
показателей
работы
подразделений
органов
внутренних
дел в
отчетных
периодах. По
своей сути
данные
профилактические
операции
представляют
собой
деятельность
ОВД по
выявлению,
пресечению
фактов
обмана
потребителей,
а не их
профилактике.
В процессе
выработки
такой
стратегии в
полной мере
должны быть
задействованы
научные
учреждения
МВД России, с
целью
выработки
рекомендаций
для
удовлетворения
потребностей
практики
противодействия
обману
потребителей. 2.
Выделение в
подразделениях
органов
внутренних
дел
отдельных
сотрудников
(отделений), в
числе
основных
задач
которых
будет
осуществление
жесткого
контроля за
реальным
устранением
обстоятельств
и условий,
способствующих
совершению
преступлений,
а также
непосредственное
осуществление
только
профилактической
деятельности. 3.
Внесение
изменений в
законодательство,
регламентирующее
порядок
создания и
функционирования
юридических
лиц,
оказывающих
услуги
потребителям
в области
торговли и
предоставления
услуг, а также
порядок
регистрации
и
осуществления
деятельности
в данной
сфере
индивидуальными
предпринимателями.
4.
Унификация
(приведение к
единому
образцу)
технических
средств,
используемых
в сфере
торговли и
предоставления
услуг
населению
(потребителям).
Например
использование
в процессе
осуществления
розничной
торговой
деятельности
только
электронных
весовых
приборов (их
использование
поможет
устранить
некоторые
способы
обмана
потребителей
путем
обвешивания,
с
использованием
механических
весовых
приборов:
высверливание
с целью
уменьшения
веса гирь,
использование
весовых гирь
– муляжей,
неправильная
регулировка
весовых
приборов и
др.),
обязательное
применение
при расчетах
контрольно –
кассовых
аппаратов,
так как
зачастую
только
кассовый чек
служит
реальным
доказательством
совершенной
сделки купли
– продажи.
Неоднократные
проверки,
проводимые
на Митинском
радиорынке г.
Москвы,
свидетельствуют
о том, что
требования
Закона РФ «О
применении
контрольно –
кассовых
аппаратов»
практически
не
соблюдаются:
у 50% продавцов
кассовые
аппараты
отсутствуют,
у 25% они не
работают. На
стоянках
большегрузных
автомашин,
где
осуществляется
оптовая
торговля «с
колес»,
ситуация и
того хуже:
необходимая
документация
отсутствует
у 50% продавцов,
кассовые
аппараты
имеются лишь
у 10%.[8] 5.
Создание
системы
экономико –
криминологического
мониторинга,
способствующей
обнаружению
и
прогнозированию
негативных
структурных
изменений в
сфере
потребительского
рынка.
Обязанность
по
устранению
негативных
обстоятельств
и условий
должна
возлагаться
не только на
правоохранительные
и иные органы,
наделенные
соответствующими
полномочиями,
но и на
общество и
государство
в целом, лишь
только
совместное
принятие мер
по
устранению
негативных
явлений,
порождающих
преступность
не только в
сфере
потребительского
рынка, но и в
экономической
сфере в целом,
может
принести
положительный
эффект. Таким
образом,
подводя итог
вышесказанному,
можно
сделать
вывод о том,
что
противодействие
совершению
обмана
потребителей,
выявление и
устранение
факторов,
способствующих
возникновению
данного
негативного
явления,
должно
являться
одним из
важных
направлений
стратегии
деятельности
органов
внутренних
дел в сфере
борьбы с
экономической
преступностью,
что в
конечном
итоге
выступит
значимым
фактором
укрепления
общественной
безопасности.
[1]
Криминология
и
профилактика
преступлений:
Учебник/ Под
ред. А.И.
Алексеева. М., 1989.
С.221. [2]
Организация
деятельности
органов
внутренних
дел по
предупреждению
преступлений:
Учебник/ Под
ред. В.Д.
Малкова, А.Ф.
Токарева. М., 2000.
С.13 – 14. [3]
Аванесов Г.А.
Криминология.
М., 1984. С.339. [4]
Криминология
/ под ред. В.Н.
Бурлакова,
В.П.
Сальникова,
С.В.
Степашина.
СПб.,1999 г., стр.
349. [5]
Хубутия М.М.
Актуальные
проблемы
развития
современного
потребительского
рынка
(криминологический
аспект). М., 2002.
С.6. [6]
Яковлев А.М.
Взаимодействие
личности со
средой как
предмет
криминологического
исследования.//
Советское
государство
и право, 1966 г., № 2,
с.56. [7]
Саркисов Г.С.
Социальная
система
предупреждения
преступности.
Ереван, 1975, С. 97 – 98.
[8]
Хубутия М.М.
Актуальные
проблемы
развития
современного
потребительского
рынка
(криминологический
аспект). М., 2002.
С.9.