Журнал "Право:Теория и Практика"
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Журнал "Право:Теория и Практика"

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры
    Агентство юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С Пермь оказывает юридические услуги в Перми - весь комплекс


    РЕКЛАМА

    АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И БЕЗ СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗРЕШЕНИЯ (ЛИЦЕНЗИИ)



    Зливко Алла Павловна,
    соискатель Современной Гуманитарной Академии,
    старший преподаватель Новороссийской государственной
    морской академии, г. Новороссийск

    Вступившим в законную силу 1 июля 2002 г. Кодексом об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ), предусматривается ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации и без лицензии. Этому посвящена ст. 14.1. КоАП РФ. Так, в случае отсутствия регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица наступает ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 20 минимального размера оплаты труда (далее МРОТ).
    Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, влечет за собой наказание: для граждан – штраф в размере от 20 до 25 МРОТ, для должностных лиц – от 40 до 50 МРОТ, для юридических лиц – от 300 до 500 МРОТ. Вся изготовленная продукция, орудия производства и сырье, предназначенное для производства продукции, могут быть конфискованы.
    До 1 июля 2002 г. административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности отсутствовала. Она возникла с введением КоАП РФ и ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". Ст.1. Закона дает определение государственной регистрации юридических лиц – это "акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах". Названный закон и ст.51 ГК РФ исходят из необходимости государственной регистрации как коммерческих, так и некоммерческих юридических лиц.
    Цели регистрации:
    • Осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности юридических лиц (в том числе борьба с незаконным предпринимательством), налогообложением;
    • Получение сведений статистического учета для реализации мер регулирования экономики;
    • Предоставление информации о зарегистрированных юридических лицах всем участникам гражданского оборота.
    Государственная регистрация юридического лица как субъекта предпринимательской деятельности является первоначальным этапом при его создании, а также важнейшим условием его существования.
    Законом "О государственной регистрации юридических лиц" предусматривается единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы предпринимательства. А также законом регулируются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией при образовании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также при внесении изменений в их учредительные документы и при введении единого государственного реестра.
    Особый порядок государственной регистрации ряда юридических лиц, таких как торгово-промышленные палаты, общественные объединения, кредитные организации, установлен нормативными актами, регламентирующими деятельность данных субъектов, с учетом изменений и дополнений, внесенных в акты ФЗ от 21 марта 2002 г. №31-ФЗ "О приведении законных актов в соответствие с ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц"".
    Необходимо отметить порядок регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица. На сегодняшний день он остается прежним. В новом Законе ничего не говорится о нем. Поэтому необходимы поправки и доработка действующего законодательства.
    Государственная регистрация физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законодательством РФ, осуществляется в соответствии с Законом РСФСР от 7.12.1991 г. №2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации"; Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. №1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ".
    Отметим, что закон о государственной регистрации упростил саму процедуру государственной регистрации юридических лиц. Переход на принцип "одного окна" совмещает два действия:
    1. государственная регистрация юридических лиц;
    2. их постановка на учет в налоговых органах.
    Законом установлен срок государственной регистрации – не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
    Следует здесь отметить, что теперь эта норма подкреплена возможностью привлечения должностных лиц регистрирующих органов к административной ответственности за несвоевременное внесение записей о юридическом лице в Единый государственный реестр. П.1.ст.14.25. КоАП РФ за указанное правонарушение предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ.
    В этой же статье предусмотрены такие составы правонарушений, как незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление сведений лицам, заинтересованным в получении такой информации.
    Нужно отметить, что в КоАП РФ не устанавливается ответственность должностных лиц за задержку в выдаче свидетельства о государственной регистрации. Если обратиться к ст.11 Закона о государственной регистрации, регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации (с момента внесения записи в реестр), выдает свидетельство о государственной регистрации – документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Необходимо ввести поправки в КоАП РФ.
    На сегодняшний день действуют статьи Налогового Кодекса и КоАП РФ,где дублируются аналогичные составы правонарушений. Это ст.116 НК РФ – "Нарушение срока постановки на учет в налоговые органы"; ст.117 НК РФ – "Уклонение от постановки на учет в налоговом органе" и ст.15.3.КоАП РФ "Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе".
    Как привлечь к ответственности индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица: по нормам НК РФ или КоАП РФ?
    В ст.108 НК РФ отмечено, что: "никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения".
    П.5.ст.4.1. КоАП РФ гласит: "Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение".
    Поэтому при применении ответственности по НК РФ и по КоАП РФ будет нарушен принцип однократности наказания.
    В данной ситуации нужно исходить из того, что в ст.15.3.КоАП РФ (в примечании) прямо говорится, что административная ответственность, предусмотренная в отношении должностных лиц за налоговые правонарушения, не может быть применена по аналогии к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Следовательно, применять ответственность к предпринимателям за совершение правонарушений в области налогов и сборов необходимо только по НК РФ.
    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.1.КоАП РФ, на основании ст.23.1.КоАП РФ рассматривают судьи, а в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – судьи арбитражных судов.
    В соответствии с п.2.ст.28.3. КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.1. КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции), а также органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (налоговые органы).
    Хотелось бы также отметить, что абсолютно новым явлением стало возложение ответственности за нарушения при создании юридического лица не только на его учредителей, но и на лицо, подавшее заявление о государственной регистрации (заявителя). Заявитель несет ответственность за правильность данных, представленных в регистрирующий орган.
    Согласно п.4.ст.14.25.КоАП РФ представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, влечет либо наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ, либо дисквалификацию на срок до трех лет.
    Правомерное участие в экономических сферах предпринимательской деятельности тесно связана не только с государственной регистрацией, но и с получением лицензии.
    Лицензия - это специальное разрешение, выдаваемое уполномоченным органом исполнительной власти организациям и индивидуальным предпринимателям на осуществление отдельных видов деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию.
    Ст. 49 ГК РФ предусматривает, что виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, определяются ФЗ от 8 августа 2001г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности " (далее - закон о лицензировании), который вступил в силу по истечении 6 мес. со дня официального опубликования.
    В этом законе перечисляются виды деятельности, подлежащие лицензированию, и унифицирована процедура лицензирования.
    П.2;3 ст. 14.1. КоАП РФ предусматривают административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии). Рассмотрение этих дел относится к компетенции суда. Единственный случай, когда лицензирующий орган может принять решение об аннулировании лицензии - это неуплата в течение 3-х месяцев лицензионного сбора. В иных случаях лицензия аннулируется решением суда по заявлению органа, выдающего лицензию, по следующим основаниям.
    • нарушение лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государству;
    • лицензиат не устранил нарушения в установленный срок, которые повлекли за собой приостановления действия лицензии.
    Приостановление и аннулирование лицензии очень близки к мерам административного принуждения. Но с точки зрения КоАП РФ, ст.3.2. приостановление и аннулирование лицензии не рассматривается как административное наказание.
    Поэтому целесообразно соотнести данные деяния в систему административных наказаний, т.к. отзыв и приостановление лицензии широко применяется на практике. И включение их в число административных наказаний означало, что эти действия будут правильно расследоваться, регулироваться законом, и будут соблюдены все процессуальные гарантии при рассмотрении этого наказания.







    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2021 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru