АДМИНИСТРАТИВНАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БЕЗ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕГИСТРАЦИИ
И БЕЗ
СПЕЦИАЛЬНОГО
РАЗРЕШЕНИЯ
(ЛИЦЕНЗИИ)
Зливко
Алла
Павловна,
соискатель
Современной
Гуманитарной
Академии,
старший
преподаватель
Новороссийской
государственной
морской
академии, г.
Новороссийск
Вступившим
в законную
силу 1 июля 2002 г.
Кодексом об
административных
правонарушениях
РФ (далее –
КоАП РФ),
предусматривается
ответственность
за
осуществление
предпринимательской
деятельности
без
государственной
регистрации
и без
лицензии.
Этому
посвящена ст.
14.1. КоАП РФ. Так,
в случае
отсутствия
регистрации
в качестве
индивидуального
предпринимателя
либо
юридического
лица
наступает
ответственность
в виде штрафа
в размере от 5
до 20
минимального
размера
оплаты труда
(далее
МРОТ).
Осуществление
предпринимательской
деятельности
без лицензии,
если такая
лицензия
обязательна,
влечет за
собой
наказание:
для граждан –
штраф в
размере от 20
до 25 МРОТ, для
должностных
лиц – от 40 до 50
МРОТ, для
юридических
лиц – от 300 до 500
МРОТ. Вся
изготовленная
продукция,
орудия
производства
и сырье,
предназначенное
для
производства
продукции,
могут быть
конфискованы.
До
1 июля 2002 г.
административная
ответственность
за
осуществление
предпринимательской
деятельности
отсутствовала.
Она возникла
с введением
КоАП РФ и ФЗ
"О
государственной
регистрации
юридических
лиц". Ст.1.
Закона дает
определение
государственной
регистрации
юридических
лиц – это "акт
уполномоченного
федерального
органа
исполнительной
власти,
осуществляемый
посредством
внесения в
государственный
реестр
сведений о
создании,
реорганизации
и ликвидации
юридических
лиц, а также
иных
сведений о
юридических
лицах".
Названный
закон и ст.51 ГК
РФ исходят из
необходимости
государственной
регистрации
как
коммерческих,
так и
некоммерческих
юридических
лиц.
Цели
регистрации:
- Осуществление
государственного
контроля за
ведением
хозяйственной
деятельности
юридических
лиц (в том
числе борьба
с незаконным
предпринимательством),
налогообложением;
- Получение
сведений
статистического
учета для
реализации
мер
регулирования
экономики;
- Предоставление
информации о
зарегистрированных
юридических
лицах всем
участникам
гражданского
оборота.
Государственная
регистрация
юридического
лица как
субъекта
предпринимательской
деятельности
является
первоначальным
этапом при
его создании,
а также
важнейшим
условием его
существования.
Законом
"О
государственной
регистрации
юридических
лиц"
предусматривается
единый
порядок
регистрации
юридических
лиц
независимо
от их
организационно-правовой
формы и сферы
предпринимательства.
А также
законом
регулируются
отношения,
возникающие
в связи с
государственной
регистрацией
при
образовании,
реорганизации
и ликвидации
юридических
лиц, а также
при внесении
изменений в
их
учредительные
документы и
при введении
единого
государственного
реестра.
Особый
порядок
государственной
регистрации
ряда
юридических
лиц, таких как
торгово-промышленные
палаты,
общественные
объединения,
кредитные
организации,
установлен
нормативными
актами,
регламентирующими
деятельность
данных
субъектов, с
учетом
изменений и
дополнений,
внесенных в
акты ФЗ от 21
марта 2002 г. №31-ФЗ
"О
приведении
законных
актов в
соответствие
с ФЗ "О
государственной
регистрации
юридических
лиц"".
Необходимо
отметить
порядок
регистрации
индивидуального
предпринимателя,
осуществляющего
деятельность
без
образования
юридического
лица. На
сегодняшний
день он
остается
прежним. В
новом Законе
ничего не
говорится о
нем. Поэтому
необходимы
поправки и
доработка
действующего
законодательства.
Государственная
регистрация
физических
лиц,
изъявивших
желание
заниматься
предпринимательской
деятельностью,
не
запрещенной
законодательством
РФ,
осуществляется
в
соответствии
с Законом
РСФСР от 7.12.1991 г.
№2000-1 "О
регистрационном
сборе с
физических
лиц,
занимающихся
предпринимательской
деятельностью,
и порядке их
регистрации";
Положением о
порядке
государственной
регистрации
субъектов
предпринимательской
деятельности,
утвержденным
Указом
Президента
РФ от 8 июля 1994 г.
№1482 "Об
упорядочении
государственной
регистрации
предприятий
и
предпринимателей
на
территории
РФ".
Отметим,
что закон о
государственной
регистрации
упростил
саму
процедуру
государственной
регистрации
юридических
лиц. Переход
на принцип
"одного
окна"
совмещает
два
действия:
- государственная
регистрация
юридических
лиц;
- их
постановка
на учет в
налоговых
органах.
Законом
установлен
срок
государственной
регистрации
– не более чем
5 рабочих дней
со дня
представления
документов в
регистрирующий
орган.
Следует
здесь
отметить, что
теперь эта
норма
подкреплена
возможностью
привлечения
должностных
лиц
регистрирующих
органов к
административной
ответственности
за
несвоевременное
внесение
записей о
юридическом
лице в Единый
государственный
реестр. П.1.ст.14.25.
КоАП РФ за
указанное
правонарушение
предусмотрена
ответственность
в виде штрафа
в размере от 10
до 20
МРОТ.
В
этой же
статье
предусмотрены
такие
составы
правонарушений,
как
незаконный
отказ в
предоставлении
или
несвоевременное
предоставление
сведений
лицам,
заинтересованным
в получении
такой
информации.
Нужно
отметить, что
в КоАП РФ не
устанавливается
ответственность
должностных
лиц за
задержку в
выдаче
свидетельства
о
государственной
регистрации.
Если
обратиться к
ст.11 Закона о
государственной
регистрации,
регистрирующий
орган не
позднее
одного
рабочего дня
с момента
государственной
регистрации
(с момента
внесения
записи в
реестр),
выдает
свидетельство
о
государственной
регистрации
– документ,
подтверждающий
факт
внесения
записи в
государственный
реестр.
Необходимо
ввести
поправки в
КоАП
РФ.
На
сегодняшний
день
действуют
статьи
Налогового
Кодекса и
КоАП РФ,где
дублируются
аналогичные
составы
правонарушений.
Это ст.116 НК РФ –
"Нарушение
срока
постановки
на учет в
налоговые
органы"; ст.117
НК РФ –
"Уклонение
от
постановки
на учет в
налоговом
органе" и
ст.15.3.КоАП РФ
"Нарушение
срока
постановки
на учет в
налоговом
органе".
Как
привлечь к
ответственности
индивидуальных
предпринимателей
без
образования
юридического
лица: по
нормам НК РФ
или КоАП
РФ?
В ст.108
НК РФ
отмечено, что:
"никто не
может быть
привлечен
повторно к
ответственности
за
совершение
одного и того
же
налогового
правонарушения".
П.5.ст.4.1.
КоАП РФ
гласит:
"Никто не
может нести
административную
ответственность
дважды за
одно и то же
административное
правонарушение".
Поэтому
при
применении
ответственности
по НК РФ и по
КоАП РФ будет
нарушен
принцип
однократности
наказания.
В
данной
ситуации
нужно
исходить из
того, что в
ст.15.3.КоАП РФ (в
примечании)
прямо
говорится,
что
административная
ответственность,
предусмотренная
в отношении
должностных
лиц за
налоговые
правонарушения,
не может быть
применена по
аналогии к
гражданам,
осуществляющим
предпринимательскую
деятельность
без
образования
юридического
лица.
Следовательно,
применять
ответственность
к
предпринимателям
за
совершение
правонарушений
в области
налогов и
сборов
необходимо
только по НК
РФ.
Дела
об
административных
правонарушениях,
предусмотренных
ст.14.1.КоАП РФ, на
основании
ст.23.1.КоАП РФ
рассматривают
судьи, а в
отношении
юридических
лиц и
индивидуальных
предпринимателей
– судьи
арбитражных
судов.
В
соответствии
с п.2.ст.28.3. КоАП
РФ протоколы
об
административных
правонарушениях,
предусмотренных
ст.14.1. КоАП РФ,
вправе
составлять
должностные
лица органов
внутренних
дел (милиции),
а также
органов,
осуществляющих
государственную
регистрацию
индивидуальных
предпринимателей
и
юридических
лиц
(налоговые
органы).
Хотелось
бы также
отметить, что
абсолютно
новым
явлением
стало
возложение
ответственности
за нарушения
при создании
юридического
лица не
только на его
учредителей,
но и на лицо,
подавшее
заявление о
государственной
регистрации
(заявителя).
Заявитель
несет
ответственность
за
правильность
данных,
представленных
в
регистрирующий
орган.
Согласно
п.4.ст.14.25.КоАП РФ
представление
в орган,
осуществляющий
государственную
регистрацию
юридических
лиц,
документов,
содержащих
заведомо
ложные
сведения,
влечет либо
наложение
административного
штрафа на
должностных
лиц в размере
50 МРОТ, либо
дисквалификацию
на срок до
трех
лет.
Правомерное
участие в
экономических
сферах
предпринимательской
деятельности
тесно
связана не
только с
государственной
регистрацией,
но и с
получением
лицензии.
Лицензия
- это
специальное
разрешение,
выдаваемое
уполномоченным
органом
исполнительной
власти
организациям
и
индивидуальным
предпринимателям
на
осуществление
отдельных
видов
деятельности,
которые в
соответствии
с
действующим
законодательством
подлежат
лицензированию.
Ст.
49 ГК РФ
предусматривает,
что виды
деятельности,
на
осуществление
которых
требуется
лицензия,
определяются
ФЗ от 8
августа 2001г.
№128-ФЗ "О
лицензировании
отдельных
видов
деятельности
" (далее -
закон о
лицензировании),
который
вступил в
силу по
истечении 6
мес. со дня
официального
опубликования.
В
этом законе
перечисляются
виды
деятельности,
подлежащие
лицензированию,
и
унифицирована
процедура
лицензирования.
П.2;3
ст. 14.1. КоАП РФ
предусматривают
административную
ответственность
за
осуществление
предпринимательской
деятельности
без
специального
разрешения
(лицензии).
Рассмотрение
этих дел
относится к
компетенции
суда.
Единственный
случай, когда
лицензирующий
орган может
принять
решение об
аннулировании
лицензии - это
неуплата в
течение 3-х
месяцев
лицензионного
сбора. В иных
случаях
лицензия
аннулируется
решением
суда по
заявлению
органа,
выдающего
лицензию, по
следующим
основаниям.
- нарушение
лицензионных
требований и
условий
повлекло за
собой
нанесение
ущерба
правам,
законным
интересам,
здоровью
граждан,
обороне
страны и
безопасности
государству;
- лицензиат
не устранил
нарушения в
установленный
срок, которые
повлекли за
собой
приостановления
действия
лицензии.
Приостановление
и
аннулирование
лицензии
очень близки
к мерам
административного
принуждения.
Но с точки
зрения КоАП
РФ, ст.3.2.
приостановление
и
аннулирование
лицензии не
рассматривается
как
административное
наказание.
Поэтому
целесообразно
соотнести
данные
деяния в
систему
административных
наказаний,
т.к. отзыв и
приостановление
лицензии
широко
применяется
на практике. И
включение их
в число
административных
наказаний
означало, что
эти действия
будут
правильно
расследоваться,
регулироваться
законом, и
будут
соблюдены
все
процессуальные
гарантии при
рассмотрении
этого
наказания.