ПРОБЛЕМЫ
НАЗНАЧЕНИЯ
И
ИСПОЛНЕНИЯ
ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ
РАБОТ В
ОТНОШЕНИИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Рогова
Евгения
Викторовна, соискатель
кафедры
уголовного
права и
криминологии Байкальского
государственного
университета
экономики и
права, г.
Иркутск
В
современных
условиях
развития
нашего
общества, на
пути
построения
правового
государства
в России, все
большее
значение в
борьбе с
преступностью
отводится
мерам
уголовного
наказания, не
связанным с
лишением
свободы.
Действующая
система
уголовно-правовых
мер включает
в себя ряд
видов
наказания, не
связанных с
лишением
свободы. Но в
судебной
практике эти
наказания
применяются
неравномерно,
особенно в
отношении
несовершеннолетних
правонарушителей.
Согласно
ст. 88
Уголовного
кодекса
Российской
Федерации
одним из
видов
наказания, не
связанного с
лишением
свободы,
назначаемого
несовершеннолетним,
могут быть
исправительные
работы.
Исправительные
работы
назначаются
несовершеннолетним
осужденным
на срок до
одного года.
В
юридической
литературе
неоднократно
подчеркивалось,
что
применение и
исполнение
такого вида
наказания, не
связанного с
лишением
свободы, как
исправительные
работы, в
отношении
подростков
имеет свои
специфические
особенности[1].
Повышенную
процессуальную
сложность и
трудность
представляет
разбирательство
уголовных
дел в
отношении
несовершеннолетних
правонарушителей,
когда
требуется
обеспечить, в
первую
очередь,
воспитательное
предупредительное
воздействие
судопроизводства.
Выбор
той или иной
меры
наказания
подростку
зависит от
множества
обстоятельств,
согласно
закону,
подлежащих
обязательному
установлению.
Возрастные
особенности
психики
несовершеннолетнего,
повышенная
эмоциональная
возбудимость,
переходящая
в
запальчивость,
избыток
энергии и
неумение ее
правильно
использовать,
повышенная
внушаемость,
склонность к
самооговору
должны
учитываться
судом при
индивидуализации
наказания. С
особой
осторожностью
суды
призваны
применять
исправительные
работы для
работающих
несовершеннолетних,
трудовой
путь которых
только
начинается и
наказание
должно стать
для них
исправительно-воспитательной
мерой.
Назначая
исправительные
работы
несовершеннолетнему
суд должен
учитывать,
что они по
возможности
не должны
препятствовать
социальному
развитию
несовершеннолетнего
(выбор другой,
более
квалифицированной
работы,
поступление
в учебное
заведение и т.
п.)[2]. В
настоящее
время
значительно
снижена
практика
применения
исправительных
работ к
несовершеннолетним,
о чем могут
свидетельствовать
статистические
денные по
Иркутской,
Читинской
областям и
республике
Бурятия. В
Иркутской
области за
период с 1998 по 2002
г. было
осуждено
всего 8
несовершеннолетних
(в частности,
за 1998 – 0, 1999 – 3, 2000 – 0, 2001 – 3,
2002 – 2). В
Читинской
области за
период с 1998 по 2000
г. к
исправительным
работам не
был осужден
ни один
несовершеннолетний.
Такова же
картина и в р.
Бурятия: за
период с 1998 по 2002
г. к
исправительным
работ не
осуждался ни
один
подросток. Здесь
хотелось бы
так же
привести
данные по
России в
целом. В 2000 году
по России
было
осуждено 148560
несовершеннолетних,
из них к
исправительным
работам 398 (что
составило 0,3 %
от общего
числа
осужденных), к
лишению
свободы - 29407 (25,5 % от
общего числа
осужденных).
Почти не
отличаются
данные за 1999
год. Всего
было
осуждено 146698
подростков,
из которых к
исправительным
работам было
осуждено 370, а к
лишению
свободы - 34407
несовершеннолетних. В
чем же
причина
снижения
эффективности
данного вида
наказания в
отношении
несовершеннолетних.
Одной из
главных
причин
уменьшения
применения
данного вида
наказания, на
наш взгляд,
являются
трудности,
связанные с
его
исполнением.
В настоящее
время в нашей
стране
существует
безработица.
Многие
законопослушные
граждане не
могут найти
себе работу.
Число
государственных
предприятий
резко
сократилось.
Исходя из
этого,
отбывание
наказания в
виде
исправительных
работ
вызывает
определенные
трудности не
только для
несовершеннолетних,
но и для
взрослых
правонарушителей.
Возможность
отбывания
данного вида
наказания
значительно
сократилось,
уменьшение
доли
наказания
явилось
объективным
следствием
демократических
реформ в
России,
исключением
ответственности
за уклонение
от работы и
тунеядство[3].
По нашему
мнению,
необходимо
разрешить
отбывать
исправительные
работы не
только на
государственных
предприятиях,
учреждениях,
организациях,
но и на
кооперативных,
частных
предприятиях.
Поэтому
вопрос о
применении
такой меры
наказания
как
исправительные
работы к
несовершеннолетним
широко
дискутируется
в
юридической
литературе.
Одни авторы
полагают, что
применение
исправительных
работ к
несовершеннолетним
вообще
следует
отменить. По
мнению М.
Журавлева и П.
Ильина
исправительные
работы не
достигают
своей цели
тогда, когда
они
назначаются
лицам,
которые не
могут их
отбывать.
Среди этих
лиц авторы
указывают на
несовершеннолетних[4].
Одним из
аргументов
сторонников
отказа от
применения
исправительных
работ к
подросткам
является то,
что широкий
круг льгот и
правовых
гарантий,
предоставляемых
им трудовым
законодательством,
фактически
не совместим
с
правоограничениями,
связанными с
применением
этой меры
наказания.
Но дело в
том, что
правоограничения
при
исправительных
работах
касаются
главным
образом двух
сфер:
удержаний из
заработной
платы,
предоставления
отпуска и
трудового
стажа.
Назначение
данной меры
наказания не
аннулирует
таким
образом, всю
систему
льгот и
гарантий,
обеспечиваемых
трудовым
законодательством,
в том числе
гарантий,
связанных с
обучением
профессии,
совмещением
работы и
учебы,
рабочего
времени и
времени
отдыха и т. д.
Ограничивается
временно
лишь часть
льгот,
которыми
пользуется
работающий
подросток, и
это
совместимо с
его общим
правовым
статусом.
Существует
и
противоположная
точка зрения.
По мнению Г.В.
Дровосекова,
наиболее
целесообразными
и
эффективными
мерами
наказания,
которые
могут
применятся к
несовершеннолетним,
являются
исправительные
работы...[5]. По
мнению
других, в силу
специфических
особенностей
наказания в
виде
исправительных
работ не
может и не
должно
широко
применятся к
несовершеннолетним,
но это не
означает, что
данную меру
вообще
следует
отменить для
несовершеннолетних[6].
По мнению М.А.
Скрябина к
несовершеннолетним
нельзя
широко
применять
исправительные
работы.
Возможности
применения
исправительных
работ к
подросткам
ограничиваются
прежде всего
положениями
трудового
законодательства,
согласно
которому
прием на
работу
несовершеннолетних
допускается
с 16-ти, а в
исключительных
случаях с 15-ти
лет[7]. С
14-ти лет
допускается
прием на
работу с
согласия
родителей,
усыновителей
или
попечителя
для
выполнения
легкого
труда, не
причиняющего
вреда
здоровью и не
нарушающего
процесса
обучения.
Действительно,
особенности,
присущие
правовой
природе этой
меры
наказания,
ограничивают
возможность
ее
использования
в отношении
несовершеннолетних,
что,
безусловно,
учитывается
судами,
которые
крайне редко
применяют
исправительные
работы к
несовершеннолетним.
Необходимо
учитывать и
тот факт, что
эта мера
наказания
применяется
только к тем
несовершеннолетним
преступникам,
исправление
которых
возможно с
помощью
общественно-полезного
труда.
Особенностью
данного вида
наказания
является то,
что оно не
связано с
лишением
свободы и
позволяет
осужденному
несовершеннолетнему
оставаться в
семье и не
утрачивать
социальных
связей.
Справедливо
отмечается,
что
нецелесообразно
применять
исправительные
работы к
учащимся
несовершеннолетним,
так как это
неизбежно
связано с
прекращением
учебы, если
осужденный
не в
состоянии
совмещать
обучение с
работой, что
крайне
нежелательно
для
несовершеннолетнего. Существенные
возражения
имеются и
против
широкого
применения
исправительных
работ в
отношении
работающих
подростков.
Несовершеннолетние
в
большинстве
случаев не
имеют еще
достаточно
высокой
профессиональной
квалификации,
в силу чего их
заработки
обычно
невелики. При
таких
условиях
применение
исправительных
работ,
связанных,
как известно,
с удержанием
в доход
государства
определенной
части
заработка и,
значит, с
ухудшением
материального
положения
осужденного,
создает
ситуацию, при
которой
эффект
наказания
может
оказаться
обратным
желаемому. В
каждом
конкретном
случае
необходимо
тщательно
изучать
материальные
условия
жизни
несовершеннолетнего.
Таким
образом,
особенности,
вытекающие
из правовой
природы меры
наказания, не
устраняют, но
ограничивают
возможность
ее
применения к
несовершеннолетним.
И это
учитывается
судами,
которые
редко
применяют
исправительные
работы к
подросткам. Анализ
правоприменительной
практики
последних
лет
показывает,
что судья
вправе
применить к
несовершеннолетнему
только один
вид
наказания -
лишение
свободы на
определенный
срок (п. "е" ч. 1 ст. 88
УК РФ).
Применение
других видов
наказания
(обязательные
работы, арест)
либо пока не
предусмотрено
уголовным
законом, либо
практически
исключено
(лишение
права
заниматься
определенной
деятельностью,
штраф,
исправительные
работы), т. к.
большинство
несовершеннолетних
не работает, а
возможности
заплатить
штраф у них
ничтожны[8]. Все
вышесказанное
подтверждает
вывод о том,
что
несовершеннолетним
правонарушителям
исправительные
работы
назначаются
крайне редко.
Данное
положение
подтверждает
и тот факт,
что основное
число
несовершеннолетних,
совершивших
преступления,
нигде не
работают, не
задействованы
в
общественно-полезном
труде.
Большинство
из них
воспитывались
в неполной
семье, как
правило,
одной
матерью, либо
в полной, но
неблагополучной
семье. Таких
подростков 1559
по Иркутской
области за 2000
год, все они
не учились и
не работали.
По России
этот
показатель
за 2000 год
составляет 53473
трудоспособных
неработающих
и не учащихся
подростков,
что
составляет 36 %
от общего
числа
осужденных
за указанный
год. Несмотря
на
приведенные
данные, по
нашему
мнению,
нельзя
полностью
отказываться
от
применения
исправительных
работ к
несовершеннолетним,
и тот факт,
что
исправительные
работы редко
назначаются
несовершеннолетним,
по нашему
мнению,
вообще
несерьезно
выдвигать в
качестве
довода
против их
применения к
данной
категории
лиц. В
настоящее
время это
наказание
является
единственной
альтернативой
лишению
свободы.
Недооценка
важности
видов
наказаний, не
связанных с
лишением
свободы,
привела к
возникновению
множества
трудностей в
функционировании
упомянутой
системы.
Материальная
база для
применения
обязательных
работ слаба, а
возможность
уплаты
штрафа у
подростков
не велика
либо ее
вообще
нет.
Президент
Российской
Федерации В.
В. Путин
направил
Государственной
Думе
Федерального
Собрания
Российской
Федерации
пакет
поправок в
Уголовный
кодекс,
направленных
на
гуманизацию
карательной
политики, т. е.
на смягчение
наказаний за
преступления,
не
представляющие
большой
общественной
опасности.
Поправки
значительно
снижают и во
многих
случаях
исключают
уголовное
наказание за
нетяжкие
преступления.
В
настоящее
время
подросток,
укравший
мешок
картошки,
вполне может
получить
реальный
срок в три
года лишения
свободы.
Таких
граждан в
наших местах
лишения
свободы, если
не
большинство,
то приличная
часть.
В местах
лишения
свободы
большая доля
подростков,
не
совершивших
тяжкого
преступления,
но
отбывающих
конкретный
срок. Пожалуй,
сегодня не
осталось
людей,
которые бы
искренне
верили, что
колонии
исправляют и
воспитывают.
Хулиганистого
подростка
колония
после
отбывания
наказания
выпустит,
скорее всего,
уже
сложившимся
потенциальным
преступником.
Какие же
предложения
можно внести
в
действующее
законодательство
для
повышения
эффективности
назначения
исправительных
работ
несовершеннолетним.
Прежде всего
уместно
привести
точку зрения
Г. А. Маршина.
Он
предлагает
опыт
Нижегородской
области по
трудоустройству
осужденных к
исправительным
работам, где
«... в
соответствии
с
законодательством
о занятости
населения в
области
принято
положение о
квотировании
рабочих мест
на
предприятиях
учреждениях,
организациях.
В
соответствии
с ним
предприятия
обязаны
предусматривать
определенную
квоту для
приема на
работу
наиболее
социально
незащищенных
граждан
(включая
осужденных к
исправительным
работам)...»[9]. Так же
можно было бы
предусмотреть
налоговые
льготы
предприятиям,
которые
принимали бы
несовершеннолетних,
осужденных к
исправительным
работам.
Нельзя
не отметить,
что при
принятии
данных
положений
несовершеннолетние,
осужденные к
исправительным
работам,
ставятся в
привилегированное
положение с
другими
безработными.
В данном
случае, как
нам кажется,
целесообразнее
было бы
установить
срок, в
течение
которого
несовершеннолетний
должен будет
трудоустроиться.
По истечении
данного
срока в
соответствии
с Уголовным
кодексом РФ
исправительные
работы
заменялись
бы на другой
более
строгий вид
наказания.
Данное
законодательно
закрепленное
положение
способствовало
бы
активизации
несовершеннолетних,
осужденных к
исправительным
работам, по
трудоустройству.
Судьями
Иркутской
области[10],
опрошенными
в 2002-2003 гг., было
внесено
предложение,
что
необходимо
обязывать
отрабатывать
исправительные
работы в
случае
отсутствия
места работы
на конкретно
определенном
судом либо
другим
специализированным
органом
предприятии,
как это было
по УК РСФСР.
Мы
согласимся с
данным
предложением,
т. к. оно в
какой-то
степени
решит
проблему
трудоустройства.
В настоящее
время в
государственных
учреждениях,
находящихся
на бюджетном
финансировании
существует
нехватка
кадров на
низкооплачиваемых
местах,
например,
дворники,
уборщицы,
прачки. При
опросе
руководителей
данных
учреждений, в
частности
заведующих
дошкольных
учреждений,
клубов, школ,
в основном,
были
получены
положительные
ответы по
вопросу
трудоустройства
несовершеннолетних,
осужденных к
исправительным
работам,
совершивших
малозначительные
преступления.
В данном
случае
несовершеннолетний,
нигде не
работающий
на момент
совершения
преступления,
получил бы
возможность
трудоустроиться
и иметь
незначительную
заработную
плату. В таком
случае в суды,
в
подразделения
по делам
несовершеннолетних
либо в
уголовно-исполнительные
инспекции из
службы
занятости
необходимо
предоставлять
информацию о
свободных
низкооплачиваемых
местах. Также
были
предложения,
что
исправительные
работы
вообще не
следует
применять к
неработающим
несовершеннолетним,
некоторые
опрошенные
судьи
считают, что
такой вид
наказания
как
исправительные
работы изжил
себя и в
настоящее
время
актуальнее
такой вид
наказания,
как
обязательные
работы. Нередко
за помощью к
инспекторам
обращаются
как родители,
так и сами
подростки, в
том числе и по
вопросам
трудоустройства.
Однако
забыта роль
общественности
в важном деле
воспитания
подрастающих
поколений,
хотя наш
прошлый
богатый опыт
организации
этой работы
активно
используется
в таких
странах, как
Япония и ФРГ.
Правда,
кое-где в
регионах
существуют
собственные
инициативы,
связанные с
созданием
Советов
отцов, с
деятельностью
ветеранских
и казачьих
организаций,
студентов и
курсантов
милицейских
вузов. Но, как
правило, они
не имеют
помощи со
стороны
государства
и
администрации
регионов. Тем
не менее,
тенденции
криминогенной
ситуации
таковы, что
одним
правоохранительным
органам с
этой
проблемой не
справиться. Эффективная
работа
системы
наказания, не
связанного с
лишением
свободы,
невозможна
без коренных
изменений в
организационной
структуре
органов, а,
главное, в
законодательной
базе данного
вида
наказания. На
наш взгляд,
при
правильном
подходе
судов к
назначению
исправительных
работ
несовершеннолетним
правонарушителям
и при
надлежащей
организации
исполнения
данного вида
наказания
возможно
повысить
эффективность
использования
этого
наказания в
судебной
практике.
[1]
Гаверов Г. С.
Проблемы
наказания
несовершеннолетних
преступников.
– Иркутск, 1986. с.
– с. 189. [2]
Орлов В. Н.
Проблемы
назначения и
исполнения
исправительных
работ: Дисс...
канд. юрид.
наук. –
Ставрополь, 2000.
– с. 68. [3]
Чернов А. Д.
Основные
направления
видов
наказания, не
связанных с
лишением
свободы на
современном
этапе //
Российский
следователь. -
1999. - № 3. - с. 18.
[4]
Журавлев М.,
Ильин П. За
правильное
применение и
исполнение
исправительных
работ // Соц.
законность. - 1964.
- № 5. - с. 45. [5]
Дровосеков
Г.В. Основные
вопросы
применения
наказания в
виде лишения
свободы к
несовершеннолетним
по
советскому
уголовному
праву:
Автореф. дис. ...
канд. юрид.
наук. -
Свердловск. , 1965.
- с. 6.
[6] См.:
Бабаев М.М.
Индивидуализация
наказания
несовершеннолетних.
- М., 1968. – с. 287;
Алексеева Г.
А. Проблемы
совершенствования
исправительных
работ без
лишения
свободы: Дис...
канд. юрид.
наук. -
Свердловск, 1977. -
с. 99.
[7]
Скрябин М. А.
Общие начала
назначения
наказания и
их
применение к
несовершеннолетним.
- Казань, 1988. - 123 с. - с.
28.
[8]
Колоколов Н.
Проблемы
защиты прав
несовершеннолетних
при
назначении
уголовного
наказания //
Юридическая
газета. – 1999. - № 15. –
с. 14.
[9]
Маршин Г. А.
Инспекции
исправительных
работ в
условиях
формирования
рыночных
отношений //
Вестник МВД
РФ. – 1994. - № 1. – С.
50. [10]
Ленинский
районный суд
Иркутской
области.