Белозерова
Софья
Николаевна
Студентка
3-го курса
юридического
факультета
Российского
Университета
дружбы
народов
НАЛОГ
С ПРОДАЖ
Налоги
для любого
государства
всегда имели
большое
значение.
Однако, на
сегодняшний
день, на мой
взгляд, одним
из основных
видов
налогов
является
налог с
продаж.
Налог
с продаж был
установлен
Федеральным
законом «О
внесении
изменений и
дополнений в
статью 20
Закона РФ «Об
основах
налоговой
системы в
Российской
Федерации»
от 31 июля 1998г. в
целях
укрепления
доходной
базы
бюджетов
субъектов
Российской
Федерации.
Налоговый
кодекс был
дополнен
главой 27 «О
налоге с
продаж»
только в
ноябре 2002года.
Причем глава
вступила в
силу с 1
января 2002г. и
должна была
действовать
до 1 января 2004г.
Кодекс
установил
следующие
элементы
налога:
Налогоплательщиками
налога с
продаж
являются:
- организации;
- индивидуальные
предприниматели,
если
они
реализуют
товары
(работы,
услуги) на
территории
того
субъекта
федерации, в
котором он
установлен.
Объектом
налогообложения
признаются
операции по
реализации
физическим
лицам
товаров
(работ, услуг)
на
территории
субъекта
Российской
Федерации.
Операции по
реализации
товаров
(работ, услуг)
признаются
объектом
налогообложения
в том случае,
если такая
реализация
осуществляется
за наличный
расчет, а
также с
использованием
расчетных
или
кредитных
банковских
карт.
Налоговая
база
определяется
как
стоимость
реализованных
товаров
(работ, услуг),
исчисленная
исходя из
применяемых
цен (тарифов)
с учетом
налога на
добавленную
стоимость и
акцизов (для
подакцизных
товаров) без
включения в
нее налога.
Налоговый
период
устанавливается
как
календарный
месяц.
Налоговая
ставка
устанавливается
законами
субъектов
Российской
Федерации в
размере не
выше 5
процентов. Не
допускается
установление
дифференцированных
налоговых
ставок в
отношении
операций по
реализации
отдельных
видов
товаров
(работ, услуг)
в пределах
налоговой
ставки, а
также в
зависимости
от того, кто
является
налогоплательщиком
или
покупателем
(заказчиком,
отправителем)
товаров
(работ, услуг).
Порядок
исчисления
налога
следующий:
Сумма
налога
исчисляется
как
соответствующая
налоговой
ставке
процентная
доля
налоговой
базы и
включается
налогоплательщиком
в цену товара
(работы,
услуги),
предъявляемую
к оплате
покупателю
(заказчику,
отправителю).
Налог
подлежит
уплате по
месту
осуществления
операций по
реализации
товаров
(работ, услуг),
подлежащих
налогообложению
в
соответствии
с настоящим
Кодексом.
Законом
субъекта
Федерации
устанавливается
конкретная
ставка
налога,
порядок и
сроки его
уплаты,
льготы и
формы
отчетности
по нему.
С 1
января 2004 года
глава 27 «Налог
с продаж»
части второй
Налогового
кодекса РФ
должна
утратить
силу (налог не
должен
уплачиваться).
Это
обосновывается
необходимостью
полного
отказа от так
называемых
оборотных
налогов,
которые
отрицательно
отражаются
на
российской
экономике.
Однако налог
с продаж не
является в
общераспространенном
понимании
оборотным
налогом и не
зaвисит от
результатов
хозяйственной
деятельности
предприятий.
Он
уплачивается
только на
стадии
конечной
реализации
товаров
(работ, услуг),
то есть при
продаже
продукции в
розницу. Доля
налога с
продаж в
бюджетах
территорий в
среднем
превышает 5% и
имеет
устойчивую
тенденцию к
повышению.
Хотя по
закону 1998г.
налог
относился к
числу
региональных,
поступления
по нему
разграничивались
между
региональным
и местными
бюджетами
каждого
субъекта
Федерации в
пропорции 40 и 60%,
что
расширяло
финансовые
возможности
муниципальных
образований.
В настоящее
время налог с
продаж также
играет
определяющую
роль в
формировании
доходов
муниципальных
бюджетов.
Поскольку
органы
местного
самоуправления
решают, среди
прочего, и
следующие
вопросы:
содержание
и
использование
муниципальных
жилищного
фонда и
нежилых
помещений;
организация,
содержание и
развитие
муниципальных
учреждений
дошкольного,
основного
общего и
профессионального
образования;
организация,
содержание и
развитие
муниципальных
учреждений
здравоохранения,
обеспечение
санитарного
благополучия
населения;
муниципальное
дорожное
строительство
и содержание
дорог
местного
значения,
то
в условиях
намечаемой
реформы
местного
самоуправления
нельзя
лишать их
столь
важного
налогового
источника. В
противном
случае
необходимо
найти новые
источники
компенсации
выпадающих
доходов
бюджетам
территорий.
Таких
крупных по
объему
источников
компенсации
нет, а
возместить
указанные
потери за
счет доходов
федерального
бюджета не
представляется
возможным.
Подведя
итог, можно
сказать, что
отмена
налога с
продаж
является
нецелесообразной.
Однако
существование
одновременно
двух
косвенных
налогов при
достаточно
выcoкой ставке
НДС является
тяжелым
грузом для
российской
экономики.
Поэтому
наиболее
разумным
представляется
сохранение
налога с
продаж и
снижение с 1
января 2004 года
базовой
ставки НДС с 20%
до 16% с
сохранением
пониженной
10%-й ставки
налога в
соответствии
с
законопроектом,
предложенным
Государственной
Думой.