ОСОБЕННОСТИ
СОЗДАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЙ С
ИНОСТРАННЫМИ
ИНВЕСТИЦИЯМИ
Соколова
Татьяна
Викторовна,
аспирант
Московской
академии
предпринимательства
(МосАП) при
Правительстве
Москвы Эл.
адрес:
t-v-sokolova@mail.ru legal@holms.net Контактный
телефон:
8.902.6236031
Сегодня,
одним из
наиболее
распространенных
видов
иностранного
инвестирования
в Россию
стало
инвестирование
частного
капитала –
капитала, как
зарубежных
предпринимателей,
участвующих
на
российском
рынке, так и
репатриированного
российскими
бизнесменами,
владеющими
собственностью
за
границей. Бесспорно,
цель прямого
инвестирования
максимальная
оптимизация
использования
средств,
минимизация
налогов и
затрат на
посредников.
Для ее
реализации
будущему
инвестору
необходимо
четко
представлять
те риски,
которые
связаны с
инвестициями,
пути их
преодоления,
возможно и
последствия
неудач в
инвестировании,
понимать, что
будет
кардинально
влиять на его
положение на
рынке,
взаимоотношения
с органами
власти, с
партнерами и
конкурентами.
Практика
показывает,
что даже те
бизнесмены,
которые
имеют
тщательно
разработанные
схемы и
высокоприбыльные
проекты,
сталкиваются
с огромным
количеством
вопросов при
создании
коммерческих
организаций
с
иностранными
инвестициями
в России. В
основном это
вопросы,
касающиеся
выбора
организационно-правовой
формы,
наименования,
определение
местонахождения,
размера и
способа
оплаты
уставного
капитала
будущей
организации,
определение
прав и
обязанностей
ее
участников,
взаимоотношений
с
государством,
и множество
других, не
менее
сложных
вопросов. Для
того, чтобы у
наших
читателей
сложилось
конкретное
представление
о правовых
особенностях
организации
бизнеса с
иностранными
инвестициями
в нашей
стране, мы
остановимся
на тех
вопросах,
которые
возникают
наиболее
часто, а,
главное,
представляют
наибольшую
сложность и
требуют
разъяснения
юриста.
Однако
сначала,
определим те
понятия,
которыми мы
будем
использовать
в данной
статье.
Иностранных
предпринимателей,
участвующих
на
российском
рынке,
законодательство
определяет
понятием
«иностранный
инвестор» и
закрепляет,
что
иностранными
инвесторами
могут быть
иностранные
юридические
лица;
иностранные
организации,
не
являющиеся
юридическими
лицами;
иностранные
граждане;
лица без
гражданства,
которые
постоянно
проживают за
пределами
Российской
Федерации;
международные
организации;
и
иностранные
государства. Вложения
капитала,
принадлежащего
иностранному
инвестору, в
промышленность,
сельское
хозяйство,
недвижимость,
облигации,
акции,
торговлю,
образование
и другие
отрасли на
территории
России, в
целях
получения
выгоды
называются
иностранными
инвестициями. Иностранные
инвестиции
могут быть в
виде денег (в
иностранной
валюте и
рублях),
ценных бумаг,
иного
имущества,
имущественных
прав, имеющих
денежную
оценку,
исключительных
прав на
результаты
интеллектуальной
деятельности
(интеллектуальную
собственность),
а также услуг
и
информации. Организациями
с
иностранными
инвестициями
являются
коммерческие
организации,
в которых
иностранное
юридическое
или
физическое
лицо
обладает
более 10 % доли в
уставном
капитале. Организации
с
иностранными
инвестициями
создаются во
всех
организационно-правовых
формах,
предусмотренных
гражданским
законодательством
России для
коммерческих
организаций
(глава 4 ГК
РФ). Сточки
зрения
отношений
собственности
предприятия
с
иностранными
инвестициями
могут быть: с
долевым
участием
иностранных
инвестиций -
совместные
предприятия,
а также их
дочерние
предприятия
и филиалы;
полностью
принадлежащими
иностранным
инвесторам, а
также
дочерние
предприятия
и филиалы
таких
предприятий.
Организации
с
иностранными
инвестициями
могут быть
созданы либо
путем его
учреждения,
либо в
результате
приобретения
иностранным
инвестором
доли участия
(пая, акции) в
ранее
учрежденном
предприятии
без
иностранных
инвестиций
или
приобретения
такой
организацией
предприятия
полностью.
Организации
с
иностранными
инвестициями
учреждаются
в порядке,
установленном
действующим
на
территории
РФ
законодательствам
о
предприятиях
и
предпринимательской
деятельности,
хозяйственных
обществах и
товариществах
с учетом
особенностей,
установленных
законодательством
об
иностранных
инвестициях.
Приобретение
иностранным
инвестором
доли (пая,
акции) в ранее
учрежденном
без
иностранных
инвестиций
предприятии,
а также
приобретение
такого
предприятия
полностью
осуществляется
в порядке,
установленном
законодательством,
также с
учетом
особенностей,
определяемых
законодательством
об
иностранных
инвестициях. Теперь,
мы можем
вернуться к
нашей
главной
задаче, и
перечислить
основные
правовые
особенности,
касающиеся
иностранного
инвестирования
в России.
Какие
существуют
способы
создания
коммерческих
организаций
с
иностранными
инвестициями?
Существует
всего три
способа
создания
организации
с
иностранными
инвестициями,
это: 1.
Учреждение
новой
коммерческой
организации
с
иностранными
инвестициями
либо
приобретение
российской
коммерческой
организации
в
собственность. В
данном
случае,
иностранный
инвестор
учреждает
организацию
с
иностранными
инвестициями,
которая
регистрируется
в
соответствии
с российским
законодательством
и 100% участия в
организации
принадлежит
иностранному
инвестору.
Либо
иностранным
инвестором
становится
единственным
участником
путем
приобретения
100% участия в
уже
существующей
российской
коммерческой
организации,
тем самым
обеспечивая
такой
организации
статус
коммерческой
организации
с
иностранными
инвестициями 2.
Долевое
участие в
коммерческой
организации
с
иностранными
инвестициями Иностранный
инвестор
является
участником
российской
коммерческой
организации
и ему
принадлежит
не менее чем 10%
долей
уставного
капитала.
Открытие
филиала или
представительства
иностранного
юридического
лица
Действующее
законодательство
не
ограничивает
юридические
лица в праве
создавать
свои
обособленные
представительства.
Порядок
создания
филиалов и
открытия
представительств
устанавливается
законом и
учредительными
документами
юридического
лица. В
соответствии
со ст. 55 ГК РФ
представительством
является
обособленное
подразделение
юридического
лица,
расположенное
вне места его
нахождения,
которое
представляет
интересы
юридического
лица и
осуществляет
их защиту,
филиалом
является
обособленное
подразделение
юридического
лица,
расположенное
вне места его
нахождения и
осуществляющее
все его
функции или
их часть, в
том числе
функции
представительства.
Представительства
и филиалы не
являются
юридическими
лицами. Они
наделяются
имуществом
создавшим их
юридическим
лицом и
действуют на
основании
утвержденных
им положений.
Руководители
представительств
и филиалов
назначаются
юридическим
лицом и
действуют на
основании
его
доверенности.
Представительства
и филиалы
должны быть
указаны в
учредительных
документах
создавшего
их
юридического
лица. Создание
обособленного
структурного
подразделения
иностранного
юридического
лица,
зарегистрированного
в стране
своего
происхождения
(филиала или
представительства)
подлежит
аккредитации
в порядке,
определяемом
Правительством
Российской
Федерации. Далее
мы подробнее
опишем
каждый из
перечисленных
способов
создания
организации
с
иностранными
инвестициями,
рассмотрим
их
преимущества
и
недостатки.
Каковы
основные
различия
предприятий
с
иностранными
инвестициями
и филиалов
(представительств)
иностранных
юридических
лиц?
первоначальный
выбор
организационно-правовой
формы может
быть
существенным
фактором
успеха
инвестиционного
проекта и
снижения его
затрат.
Предприятия
с
иностранными
инвестициями:
правовое
положение,
порядок
создания,
условия и
порядок
привлечения
иностранной
рабочей силы.
Законом
«Об
иностранных
инвестициях
в Российской
Федерации»
(далее - Закон)
закреплено,
что правовой
режим
иностранных
инвестиций, а
также
деятельность
иностранных
инвесторов
по их
осуществлению
не может быть
менее
благоприятным,
чем режим для
имущества,
имущественных
прав и
инвестиционной
деятельности
юридических
лиц и граждан
РФ. Для
организаций
с
иностранными
инвестициями
Законом
предусмотрены
различного
рода
гарантии,
касающиеся
деятельности
таких
организаций,
при этом,
следует
обратить
внимание, что
дочерние и
зависимые
общества
коммерческой
организации
с
иностранными
инвестициями
не
пользуются
правовой
защитой,
гарантиями и
льготами,
установленными
вышеназванным
законом, при
осуществлении
ими
предпринимательской
деятельности
на
территории
Российской
Федерации
(пункт 4
статьи 4
Закона).
Ограничения
в
деятельности
иностранных
инвесторов
на
территории
РФ могут быть
установлены
только
федеральными
законами.
Однако
согласно ст. 9
Закона в тех
случаях:
когда
вступают в
силу новые
федеральные
законы и иные
нормативные
правовые
акты РФ,
изменяющие
размеры
ввозных
таможенных
пошлин,
федеральных
налогов и
взносов в
государственные
внебюджетные
фонды; когда
вносятся в
действующие
федеральные
законы и иные
нормативные
правовые
акты РФ
изменения и
дополнения,
которые
приводят к
увеличению
совокупной
налоговой
нагрузки на
деятельность
иностранного
инвестора и
коммерческой
организации
с
иностранными
инвестициями
по
реализации
приоритетных
инвестиционных
проектов;
когда
устанавливается
режим
запретов и
ограничений
в отношении
иностранных
инвестиций в
РФ по
сравнению с
совокупной
налоговой
нагрузкой и
режимом,
действовавшими
в
соответствии
с
федеральными
законами и
иными
нормативными
правовыми
актами РФ на
день начала
финансирования
приоритетного
инвестиционного
проекта за
счет
иностранных
инвестиций,
такие новые
федеральные
законы и иные
нормативные
правовые
акты, а также
изменения и
дополнения,
вносимые в
действующие
федеральные
законы и иные
нормативные
правовые
акты, не
применяются
в течение
сроков
окупаемости
инвестиционного
проекта, но не
более семи
лет со дня
начала
финансирования
указанного
проекта, в
отношении
иностранного
инвестора и
коммерческой
организации
с
иностранными
инвестициями,
осуществляющих
приоритетные
инвестиционные
проекты за
счет
иностранных
инвестиций,
при условии,
что товары,
ввозимые на
таможенную
территорию
РФ
иностранным
инвестором и
коммерческой
организацией
с
иностранными
инвестициями,
используются
целевым
назначением
для
реализации
приоритетных
инвестиционных
проектов.
Данная
норма
распространяется
на
коммерческую
организацию
с
иностранными
инвестициями,
если доля,
доли (вклад)
иностранных
инвесторов в
уставном
(складочном)
капитале
такой
организации
составляют
свыше 25%.
Регистрация
предприятий
с
иностранными
инвестициями
осуществляется
в
установленном
действующем
порядке для
всех
коммерческих
организаций. Отказ
в
государственной
регистрации
предприятия
с
иностранными
инвестициями
возможен
только в
случае
нарушения
установленного
действующим
на
территории
РФ
законодательством
порядка
образования
такой
организации
либо
несоответствия
ему
необходимых
для
регистрации
документов.
Предприятию
с
иностранными
инвестициями
может быть
отказано в
государственной
регистрации
в целях
защиты основ
конституционного
строя,
нравственности,
здоровья,
прав и
законных
интересов
других лиц,
обеспечения
обороны
страны и
безопасности
государства.
Отказ в
регистрации
может быть
обжалован в
судебном
порядке.
В
отношении
приобретения
иностранным
инвестором
доли участия
в российской
коммерческой
организации
необходимо
подчеркнуть,
что
коммерческая
организация
получает
статус
коммерческой
организации
с
иностранными
инвестициями
со дня
вхождения в
состав ее
участников
иностранного
инвестора,
независимо
от доли
иностранного
инвестора в
уставном
капитале
организации.
С этого дня
коммерческая
организация
с
иностранными
инвестициями
и
иностранный
инвестор
пользуются
правовой
защитой,
гарантиями и
льготами,
установленными
действующим
российским
законодательством.
И утрачивает
статус
коммерческой
организации
с
иностранными
инвестициями
со дня выхода
иностранного
инвестора из
состава ее
участников
(при наличии
нескольких
иностранных
инвесторов в
составе ее
участников - в
случае
выхода всех
иностранных
инвесторов). С
этого
момента
указанная
коммерческая
организация
и
иностранный
инвестор
утрачивают
правовую
защиту,
гарантии и
льготы,
установленные
действующим
российским
законодательством. Российское
законодательство
разрешает
организациям
с
иностранными
инвестициями
привлекать
иностранных
граждан в
качестве
работников.
Однако
следует
учитывать
требования,
предъявляемые
законодательством
России, при
приеме
иностранного
гражданина
на работу.
С января
2003 года введен
новый
порядок
оформления
Разрешения
на работу
иностранных
граждан для
легальной
работы в
России.
Порядок
получения
Разрешения
на работу
является
общим для
российских
фирм, вне
зависимости
от наличия
иностранных
инвестиций и
должностей,
на которые
привлекаются
иностранцы
(за
некоторыми
исключениями). Оформление
Разрешения
на работу
происходит в
несколько
этапов в
различных
инстанциях,
включая
Управление
по делам
миграции
ГУВД,
Федеральную
миграционную
службу МВД
России.
Основные
положения,
регулирующие
порядок
выдачи
Разрешения
на
работу: Указ
Президента
Российской
Федерации от
16 декабря 1993 г. N 2146
"О
привлечении
и
использовании
в Российской
Федерации
иностранной
рабочей силы":
«...Выдача
разрешений
на
привлечение
иностранной
рабочей
силы...осуществляются
Федеральной
миграционной
службой
России...»
Федеральный
закон «О
правовом
положении
иностранных
граждан в
Российской
Федерации»
от 25 июля 2002 г. N
115-ФЗ:
«...разрешение
на работу -
документ,
подтверждающий
право
иностранного
работника на
временное
осуществление
на
территории
Российской
Федерации
трудовой
деятельности...»
Постановление
Правительства
Российской
Федерации от
30 декабря 2002 г. N 941
«О порядке
выдачи
иностранным
гражданам и
лицам без
гражданства
разрешения
на работу»:
«...разрешение
на работу
является
документом,
подтверждающим
право
иностранного
гражданина
на временное
осуществление
на
территории
Российской
Федерации
трудовой
деятельности...»
Также
необходимо
учитывать,
что при
создании
предприятия
с
иностранными
инвестициями
в
установленных
законом
случаях
требуется
согласование
с
антимонопольным
ведомством
(ст. 17, 18 ФЗ РФ «О
конкуренции
и
ограничении
монополистической
деятельности
на товарных
рынках» № 948-1 от
22.03.1991 г.). А при
приобретении
иностранными
инвесторами
доли участия
в российских
юридических
лицах,
собственниками
которых
являются
государственные
или
муниципальные
органы,
должно быть
согласовано
с этими
органами.
Филиалы
(представительства)
иностранных
фирм:
правовой
режим,
разрешения
на открытие
таких
филиалов
(представительств)
и их
государственная
регистрация.
Как уже
говорилось
ранее,
Гражданское
законодательство
РФ,
регулирующее
отношения
между лицами,
осуществляющими
предпринимательскую
деятельность
или с их
участием,
применяется
и к
отношениям с
участием
иностранных
граждан и
юридических
лиц, если иное
не
предусмотрено
федеральным
законом.
Поэтому при
определении
гражданско-правового
понятия
представительства
или филиала
правомерно
руководствоваться
определением,
установленным
ст. 55
Гражданского
кодекса РФ, не
забывая при
этом, что
гражданская
правоспособность
иностранных
юридических
лиц, согласно
ст. 161 Основ
гражданского,
определяется
по праву
страны, где
учреждено
юридическое
лицо.
Таким
образом,
Гражданским
кодексом
установлено,
что филиал
(представительство)
- это по
обособленное
подразделение
юридического
лица,
расположенное
вне места его
нахождения,
представляющее
и защищающее
интересы
создавшего
его
юридического
лица, а
филиалом
является
тоже
подразделение,
осуществляющее
все или часть
функций
юридического
лица.
Филиал
(представительство)
не является
юридическим
лицом, не
имеет права
заниматься
коммерческой
деятельностью
и выступает
от имени и по
поручению
представляемой
им
иностранной
организации.
Деятельность
филиалов
(представительств)
иностранных
юридических
лиц на
территории
РФ в
настоящее
время
регулируется
Законом «Об
иностранных
инвестициях
в Российской
Федерации», в
соответствии
с которым
филиал
иностранного
юридического
лица
создается в
целях
осуществления
на
территории
Российской
Федерации
той
деятельности,
которую
осуществляет
за пределами
Российской
Федерации
головная
организация,
и
ликвидируется
на основании
решения
иностранного
юридического
лица -
головной
организации
(ст. 21). Как
уже
указывалось,
хотя филиалы
(представительства)
и названы
обособленными
подразделениями
(более
обособленными,
чем обычные
подразделения
или
составные
части)
юридического
лица, они
все-таки
продолжают
оставаться
его
составными
частями,
вследствие
чего сами
юридическими
лицами быть
не могут,
собственной
гражданской
правосубъектностью
и
правоспособностью
не обладают. В
качестве
представителя
юридического
лица может
выступать
руководитель
филиала или
представительства.
Поэтому
именно ему, на
его имя, а не
филиалу или
представительству
в целом,
выдается
доверенность,
определяющая
круг его
полномочий.
Также
нужно
подчеркнуть,
что
ответственность
за
деятельность
филиалов и
представительств
несет
создавшее их
юридическое
лицо и
согласно п. 5
ст. 36
Арбитражно-процессуального
кодекса «иск
к
юридическому
лицу,
вытекающий
из
деятельности
его
обособленного
подразделения,
предъявляется
по месту
нахождения
обособленного
подразделения».
В этих
случаях
стороной по
делу
является
юридическое
лицо,
взыскание
производится
судом с него
или в пользу
него. Различие
между
филиалом и
представительством
состоит в
объеме и
характере
функций того
и другого. Из
сопоставления
пп. 1, 2 ст. 55 ГК РФ
явствует, что
круг функций
филиала шире:
он может
включать и
функции
представительства.
Если
представительство
создается с
целью
осуществления
только
юридических
действий,
сводящихся к
представлению
и защите
интересов
юридического
лица, то
деятельность
филиала
состоит и в
осуществлении
как
юридических,
так и
фактических
действий,
посредством
которых
могут
выполняться
все функции
юридического
лица либо их
часть. Законом
«Об
иностранных
инвестициях
в Российской
Федерации» и
Постановлением
Правительства
РФ от 21.12.99 г. № 1419 «О
федеральном
органе
исполнительной
власти,
ответственном
за
координацию
деятельности
федеральных
органов
власти по
привлечению
в экономику
РФ прямых
иностранных
инвестиций и
аккредитацию
филиалов
иностранных
юридических
лиц»
установлена
аккредитация
филиалов
(представительств)
иностранных
юридических
лиц и
определен ее
порядок.
В
соответствии
с указанным
постановлением
аккредитацию
филиалов
иностранных
юридических
лиц
осуществляет
Государственная
регистрационная
палата при
Министерстве
юстиции
РФ. Однако
филиалу
(представительству)
иностранного
юридического
лица может
быть
отказано в
аккредитации
в целях
защиты основ
конституционного
строя,
нравственности,
здоровья,
прав и
законных
интересов
других лиц,
обеспечения
обороны
страны и
безопасности
государства.
3.
Существуют
ли
преимущества
организаций
с
иностранными
инвестициями
перед
другими
коммерческими
организациями
в России?
Закон «Об
иностранных
инвестициях
в Российской
Федерации»
дает немало
преимуществ
иностранным
инвесторам в
плане
обеспечения
стабильности
и правовой
защиты их
бизнеса в
России.
Наиболее
существенными
можно
назвать
следующие
преимущества:
иностранный
инвестор
имеет право
на
возмещение
убытков,
причиненных
ему в
результате
незаконных
действий
(бездействия)
государственных
органов,
органов
местного
самоуправления
или
должностных
лиц этих
органов, в
соответствии
с
гражданским
законодательством;
имущество
иностранного
инвестора
или
коммерческой
организации
с
иностранными
инвестициями
не подлежит
принудительному
изъятию, в том
числе
национализации,
реквизиции; в
случае
неблагоприятного
изменения
налогового
или
таможенного
законодательства,
эти
изменения не
будут
касаться
иностранных
инвесторов в
течение
срока
окупаемости
инвестиционного
проекта;
иностранный
инвестор
имеет право
на
беспрепятственный
перевод за
пределы РФ
доходов,
прибыли и
других
полученных
денежных
сумм в связи с
ранее
осуществленными
им
инвестициями;
иностранный
инвестор
вправе
приобрести
акции и иные
ценные
бумаги
российских
коммерческих
организаций
и
государственные
ценные
бумаги.
К тому
же, говоря о
преимуществах
и льготах
иностранных
инвесторов,
нужно
отметить и
существование
международных
соглашений
об избежании
двойного
налогообложения,
позволяющих
не платить
налог с
одного
дохода
дважды и
имеющих
большую
юридическую
силу, чем
национальное
законодательство.
Российской
Федерацией
подобные
соглашения
ратифицироаны
со многими
государствами. Нельзя
не отметить,
что за
последние
годы был
принят ряд
законодательных
актов
Президента
РФ и
Правительства
РФ,
ориентированных
на
либерализацию
деятельности
иностранного
инвестора на
российском
рынке, в том
числе
предусматривающих
льготы по
уплате
ввозной
таможенной
пошлины и
налога на
добавленную
стоимость в
отношении
товаров,
ввозимых
иностранными
инвесторами
в качестве
вклада в
уставный
(складочный)
капитал
предприятий
с
иностранными
инвестициями,
экспортные
тарифные
преимущества
для
отдельных
категорий
предприятий
с
иностранными
инвестициями;
частичное
упрощение
процедуры
регистрации
предприятия
с
иностранным
капиталом и
др. Таким
образом,
можно
сделать
вывод, что
российское
законодательство
устанавливает
особый режим
защиты
иностранных
инвестиций, и,
хотя во
многом
положения
законов
имеют общий и
сложно
реализуемые
характер,
можно
выделить два
основных
момента,
которые
предоставляют
иностранным
инвесторам
определенные
преимущества.
Это
возможность
репатриации
доходов, и
возможность
осуществления
деятельности
через
филиалы
иностранного
юридического
лица как
особую
юридическую
форму
инвестиций.
4. Какие
документы,
необходимые
для
регистрации
коммерческих
организаций
с
иностранными
инвестициями Порядок
создания и
государственной
регистрации
предприятий
с
иностранными
инвестициями,
а также
регистрации
их
реорганизации
или внесения
изменений в
учредительные
документы,
аналогичен
порядку,
применяемому
по отношению
к обычным
российским
предприятиям. В
соответствии
с общими
принципами
гражданского
законодательства
Российской
Федерации,
учредительные
документы
коммерческих
организаций
с
иностранными
инвестициями
должны
определять
предмет и
цели
деятельности
предприятия,
состав
участников,
размер и
порядок
формирования
уставного
капитала,
размер долей
участников,
структуру,
состав и
компетенцию
органов
управления,
порядок
принятия
решений,
перечень
вопросов,
требующих
единогласия,
порядок
ликвидации
предприятия. Перечень
документов
необходимых
для
регистрации
коммерческой
организации
с
иностранными
инвестициями
Заявление
с просьбой о
регистрации
организации.
Устав
организации
(два
экземпляра)
Учредительный
договор
организации
(два
экземпляра)
Протокол
собрания
учредителей
(подписывается
всеми
учредителями)
От
российского
учредителя:
Нотариально
заверенные
копии
учредительных
документов
(Устав,
Учредительный
договор,
Свидетельство
о
регистрации)
Нотариально
заверенную
копию
решения
собственника
имущества о
создании
(участии в)
коммерческой
организации
с
иностранными
инвестициями
или копию
решения
уполномоченного
им органа
От
иностранного
учредителя:
Документ
о
платёжеспособности
иностранного
инвестора,
выданный
обслуживающим
его банком
или иным
кредитно-финансовым
учреждением
(подлинник, на
иностранном
языке,
легализованный
в Российском
консульстве
на
территории
иностранного
инвестора,
перевод
должен быть
заверен
нотариально
либо в
торгово-промышленной
палате)
Выписка
из торгового
реестра
страны
происхождения
или иного
эквивалентного
доказательства
юридического
статуса
иностранного
инвестора в
соответствии
с
законодательством
страны его
местонахождения,
гражданства
или
постоянного
местожительства
(подлинник на
иностранном
языке,
легализованный
в Российском
консульстве
на
территории
иностранного
инвестора, с
заверенным
нотариально
переводом на
русский язык)
Эскиз
печати (два
экземпляра).
Основные
требования к
эскизу:
Полное
юридическое
наименование
организации
с указанием
организационно-правовой
формы
Российская
Федерация
Кроме
того, в
случае, если
основным
направлением
деятельности
коммерческой
организации
с
иностранными
инвестициями
является
производственная
деятельность,
необходимо
представить
заключение
соответствующих
экспертиз в
предусмотренных
Законом
случаях.
Перечень
документов
необходимых
для
регистрации
коммерческой
организации
со 100%
иностранными
инвестициями
Заявление
с просьбой о
регистрации
организации
Устав
организации
(два
экземпляра)
Документ
о
платёжеспособности
иностранного
инвестора,
выданный
обслуживающим
его банком
или иным
кредитно-финансовым
учреждением
(подлинник, на
иностранном
языке,
легализованный
в Российском
консульстве
на
территории
иностранного
инвестора,
перевод
должен быть
заверен
нотариально)
Выписка
из торгового
реестра
страны
происхождения
или иного
эквивалентного
доказательства
юридического
статуса
иностранного
инвестора в
соответствии
с
законодательством
страны его
местонахождения,
гражданства
или
постоянного
местожительства
(подлинник на
иностранном
языке,
легализованный
в Российском
консульстве
на
территории
иностранного
инвестора, с
заверенным
нотариально
переводом на
русский язык)
Эскиз
печати (два
экземпляра)
Основные
требования к
эскизу:
Полное
юридическое
наименование
организации
с указанием
организационно-правовой
формы
Российская
Федерация
Заключения
соответствующих
экспертиз в
предусмотренных
Законом
случаях
Перечень
документов
необходимых
для
регистрации
филиала
иностранного
юридического
лица
Заявление
с просьбой о
регистрации
Положение
о филиале
(представительстве),
нотариальные
копии (два
экземпляра)
Решение о
создании
филиала
Выписка
из торгового
реестра
страны
происхождения
(головного
предприятия)
или иного
эквивалентного
доказательства
юридического
статуса
иностранного
инвестора в
соответствии
с
законодательством
страны его
местонахождения,
гражданства
или
постоянного
местожительства
(подлинник на
иностранном
языке,
легализованный
в Российском
консульстве
на
территории
иностранного
инвестора, с
заверенным
нотариально
переводом на
русский язык)
Документ
о
платёжеспособности
иностранного
инвестора,
выданный
обслуживающим
его банком
или иным
кредитно-финансовым
учреждением
(подлинник, на
иностранном
языке,
легализованный
в Российском
консульстве
на
территории
иностранного
инвестора,
перевод
должен быть
заверен
нотариально)
Эскиз
печати (два
экземпляра).
Основные
требования к
эскизу:
Полное
юридическое
наименование
филиала с
указанием
организационно-правовой
формы
Российская
Федерация
Город
нахождения
филиала
Свидетельство
об уплате
государственной
пошлины;
Заключения
соответствующих
экспертиз
предусмотренных
российским
законодательством.
При
подготовке
документов
для
регистрации
необходимо
обращать
внимание на
то что:
Заявление
с просьбой о
регистрации
организации,
должно быть
подписано
всеми
учредителями
или
уполномоченными
ими лицами (по
доверенности,
в которой это
должно быть
указано);
Устав
организации
или
Положение о
филиале
(представительстве)
должно быть
надлежащим
образом
утверждено
т.е., в правом
верхнем углу
титульного
листа Устава
или
Положения
должен быть
штамп об
утверждении
этого
документа. В
штампе
указывается
номер и дата
протокола,
которым этот
документ был
принят и
утверждён
(соответственно
сам протокол
также
прилагается
и его номер, и
дата
составления
должна
соответствовать
штампу на
титульном
листе);
Полное
наименование
организации
указанное
внутри
Устава или
Положения
должно
соответствовать,
тому что
написано на
титульном
листе этих
документов, а
также на
других
документах
представленных
для
регистрации.
Протокол
№ 1 собрания
учредителей
должен
соответствовать
требованиям
федерального
законодательства,
т.е. в нём
указывается
место
проведения,
дата
проведения,
кто
присутствует,
повестка дня,
кто выступил
и с какими
предложениями,
как
проголосовали
и какие
решения
приняли.
Протокол № 1
подписывается
всеми
присутствующими;
Как
легализация
может быть
принят штамп
апостиль - это
тоже форма
легализации,
но она
касается
только
Государств
подписавших
Гаагскую
Конвенцию от
05 октября 1961
года;
Справка
об оплате 50%
уставного
капитала,
должна быть
от банка, с
печатями и
подписями
должностных
лиц банка.
Квитанции,
платёжные
поручение и
т.п. документы
приниматься
не могут.
Коммерческой
организации
с
иностранными
инвестициями
может быть
отказано в
государственной
регистрации,
а филиалу
иностранного
юридического
лица - в
аккредитации,
в целях
защиты основ
конституционного
строя,
нравственности,
здоровья,
прав и
законных
интересов
других лиц,
обеспечения
обороны
страны и
безопасности
государства. Отказ
в
государственной
регистрации
может быть
обжалован
иностранным
инвестором в
судебном
порядке. Для
аккредитации
филиала/представительства
иностранного
юридического
лица
требуется
представление
следующих
документов:
Заявление
об
аккредитации
представительства,
подписанное
руководителем
иностранного
юридического
лица,
открывающего
представительство
(в заявлении
должны быть
указаны цели
открытия
представительства,
информация о
времени
возникновения,
местонахождении
и
направлениях
деятельности
организации,
а также
информация о
деловых
связях и
планах
развития в
Российской
Федерации).
Решение
об открытии
представительства
Карточка
«Сведения об
аккредитации...»,
заверенная
печатью
иностранного
юридического
лица или
доверенным
лицом в 2
экземплярах.
Положение
о
представительстве
иностранного
юридического
лица.
Нотариально
заверенная
копия
учредительных
документов
иностранного
юридического
лица,
открывающего
представительство.
Выписка
из торгового
реестра
страны
происхождения
или иное
эквивалентное
доказательство
юридического
статуса
иностранного
юридического
лица в
соответствии
с
законодательством
страны его
местонахождения
(с заверенным
переводом на
русский
язык).
Копия
разрешения
соответствующего
государственного
органа на
открытие
представительства
(если того
требует
законодательство
страны
происхождения
иностранного
юридического
лица).
Рекомендательные
письма
российских
деловых
партнеров, в
том числе
банков или
иных
кредитно-финансовых
учреждений,
обслуживающих
иностранное
юридическое
лицо.
Документ
о
платежеспособности
иностранного
юридического
лица,
выданный
обслуживающим
его банком.
Доверенность,
выданная
руководителю
филиала
иностранного
юридического
лица о
наделении
необходимыми
полномочиями.
Доверенность
уполномоченному
лицу на
ведение дел в
Государственной
регистрационной
палате -
оригинал.
Заключение
соответствующих
экспертиз в
случаях,
предусмотренных
законами РФ
(Минтопэнерго
РФ и др.) -
оригиналы
или копии,
заверенные
нотариально.
Квитанция
об уплате
регистрационного
сбора.
Как
уже
говорилось,
все
иностранные
документы
принимаются
с отметкой о
консульской
легализации
либо
заверенные
апостилем,
если
освобождение
от этих
процедур не
предусмотрено
международными
соглашениями
Российской
Федерации,
вместе с
переводом на
русский язык,
заверенные
нотариально
либо в
консульском
загранучреждении. 5.
Каково
правовое
регулирование
иностранных
инвестиций?
Группу
законов и
подзаконных
актов,
специально
ориентированных
на
регламентацию
правового
режима
собственно
инвестиционной
деятельности
возглавляет
закон РСФСР
«Об
инвестиционной
деятельности»
от 26.06.1991
г. При
этом
деятельность
организаций
с
иностранными
инвестициями
регулирует
Федеральный
закон РФ «Об
иностранных
инвестициях
в Российской
Федерации»,
принятый
Государственной
Думой 25 июня 1999
года и
вступивший в
силу 14 июля 1999
года. Этот
закон
определяет
иностранные
инвестиции,
субъектов
иностранных
инвестиций,
порядок
создания и
ликвидации
коммерческих
организаций
с
иностранными
инвестициями
и закрепляет
условия
предпринимательской
деятельности
иностранных
инвесторов
на
территории
России и
основные
гарантии их
прав.
Важно
подчеркнуть,
что Закон
действует
только в
отношении
«коммерческих
организаций
с
иностранными
инвестициями»
и не
распространяется
на
инвестиционные
отношения,
связанные с
вложением
капитала в
некоммерческие
организации,
а также в
банки и иные
кредитные
организации,
страховые
компании,
которые
регулируются
действующим
отраслевым
законодательством
РФ.
Дочерние
и зависимые
общества
коммерческой
организации
с
иностранными
инвестициями
не
пользуются
правовой
защитой,
гарантиями и
льготами,
установленными
Законом 1999
года. В
отношении
других
объектов
связанных
инвестиционной
деятельностью
действуют:
Федеральный
закон «Об
инвестиционной
деятельности,
осуществляемой
в форме
капитальных
вложений»,
Федеральные
законы «О
рынке ценных
бумаг», «О
лизинге», «О
соглашениях
о разделе
продукции»,
«О защите
конкуренции
на рынке
финансовых,
услуг» и
некоторые
другие
законодательные
акты, а также
правовые
акты
Президента,
Правительства,
и отдельные
ведомственные
нормативные
акты Минфина,
МНС, ГТК и
т.д. Все
эти акты
регулируют
различные по
своему
характеру
правоотношения
в
инвестиционной
сфере. Однако
нельзя
забывать, что
организация
с
иностранными
инвестициями
это такой же
участник
гражданского
оборота, как и
другие
субъекты
хозяйственной
деятельности
и поэтому,
также как и
другие,
подчинена
нормам
носящим
универсальный
характер и
устанавливающим
основные
принципы,
нормам
правового
регулирования
любой
хозяйственной
деятельности
на
территории
Российской
Федерации.
К таким
нормам
относятся
Гражданский
кодекс,
законодательные
акты в сфере
приватизации,
Законы «Об
акционерных
общества» и
«Об
обществах с
ограниченной
ответственностью»,
система
отраслевых
актов
налогового
законодательства,
Федеральные
законы «О
государственном
регулировании
внешнеторговой
деятельности»,
«О валютном
регулировании
и валютном
контроле»,
Таможенный
кодекс и иные
акты
таможенного
законодательства,
законы «О
конкуренции
и
ограничении
монополистической
деятельности
на товарных
рынках», «О
естественных
монополиях»,
Закон «О
недрах» и
некоторые
другие
законодательные
акты, а также
правовые
акты
Президента
(например,
указы «О
государственной
программе
приватизации
государственных
и
муниципальных
предприятий
в Российской
Федерации»,
«Об
упорядочении
государственной
регистрации
предприятий
и
предпринимателей
на
территории
Российской
Федерации» и
др.), акты
Правительства
(например,
постановления
о порядке
лицензирования
отдельных
видов
деятельности,
о ввозных
таможенных
тарифах и т.д.),
некоторые
акты
Центрального
банка и
отдельные
нормативные
акты
федеральных
органов
исполнительной
власти. Отношения,
связанные с
иностранными
инвестициями
в Российской
Федерации,
регулируются
также иными
действующими
законодательными
актами РФ и
международными
договорами.
Если
международным
договором,
действующим
в Российской
Федерации,
установлены
иные правила,
чем те,
которые
содержаться
в
законодательных
актах
Российской
Федерации,
применяются
правила
международного
договора.