Специальные
режимы
торговли
отдельными
видами
товаров в
отношениях
России и ЕС
(Алексеев
Сергей
Александрович,
аспирант.
Московский
Государственный
Институт
Международных
отношений
(Университет)
МИД РФ.
Институт
Европейского
права.
Россия и
государства-
члены ЕС
традиционно
являются
стратегическими
торговыми
партнерами.
Во
внешнеэкономическом
обороте
России доля
стран ЕС
устойчиво
находится на
уровне 33%, а с
ожидаемым
расширением
группировки
до 26 стран-
членов за
счет
государств
Центральной
и Восточной
Европы эта
доля
возрастет до
50 -60%.
Такие
масштабные
торговые
отношения
должны быть
четко
регламентированы.
Правовой
основой
внешнеторговых
связей
России и
Сообщества
является
подписанное 24
июня 1994 года
Соглашение о
партнерстве
и
сотрудничестве
(СПС) между
Европейскими
Сообществами
и их
государствами-
членами, с
одной
стороны и
Российской
Федерацией, с
другой
[1].
Целями
Соглашения
являются:
- обеспечение
рамок для
политического
диалога;
- содействие
развитию
торговли и
инвестиций,
установлению
гармоничных
экономических
отношений
между
сторонами на
основе
принципов
рыночной
экономики;
- укрепление
политических
и
экономических
свобод,
поддержка
экономических
и
политических
реформ в
России;
- создание
основы для
сотрудничества
в других
сферах,
представляющих
взаимный
интерес;
- обеспечение
рамок для
постепенной
интеграции
России и
расширения
сотрудничества
в Европе;
- обеспечение
достижения
необходимых
условий для
создания в
будущем зоны
свободной
торговли
между
Сообществом
и
Россией.
Важным
моментом
Соглашения
стало
фиксирование
в торговых
отношениях
России и
Сообщества
режима
наиболее
благоприятствуемой
нации
(РНБ).
Помимо
декларирования
основополагающих
задач в сфере
торгово-экономических
отношений
между
Российской
Федерацией и
Евросоюзом
соглашением
фиксируется
инструментарий,
необходимый
для их
реализации.
Преимущества,
предоставляемые
Россией в
областях
действия СПС
в частности
касаются:
1)
Налогообложения
экспорта и
импорта.
Не
взимаются
импортные
пошлины,
экспортные
же пошлины не
взимаются в
отношении
товаров,
поставляемых
в рамках
ежегодных
двусторонних
межгосударственных
соглашений о
торговле и
сотрудничестве
в пределах
номенклатуры
и объемов,
определенных
ими,
рассматриваемых
как
«поставка на
экспорт для
федеральных
государственных
нужд», как они
определены
соответствующим
законодательством
России. При
этом НДС с
импорта не
взимается.
2)
Распределение
квот и
процедуры
лицензирования.
Экспортные
квоты на
поставки
российских
товаров по
двусторонним
ежегодным
межгосударственным
соглашениям
о торговле и
сотрудничестве
открываются
таким же
образом, как и
в случае
поставок не
для
государственных
нужд.
3)
Системы
ценообразования
для поставок
на экспорт
некоторых
видов
российских
сырьевых
товаров и
полуфабрикатов
(уголь, нефть,
природный
газ,
очищенные
нефтепродукты).
4)
На основе
двусторонних
соглашений
на взаимной
основе не
применяются
налоги и
сборы за
транспортировку
и таможенную
очистку
товаров и
транзит
транспортных
средств.
В
соответствии
со ст.11 СПС,
стороны
предоставили
друг другу
национальный
режим в
отношении
внутренних
налогов и
сборов, а
также
законов,
правил и
требований,
касающихся
условий
реализации
импортных
товаров, их
транспортировки,
распределения
и
использования
на
внутренних
рынках.
Исключения
из этого
режима
определяются
путем
отсылки к п. 8,9,10
ст. III ГАТТ
(государственные
закупки,
субсидирование
национальных
производителей,
установление
максимальной
цены и
количественных
ограничений
на
кинопродукцию.
Несмотря
на глобальны
характер СПС,
его статьи 20, 21, 22
исключили из
общих
внешнеторговых
правил ряд
товаров,
торговля
которыми
должна
регулироваться
отдельными
дополнительными
соглашениями.
Такими
товарами
являются:
текстильными
изделия,
изделия из
номенклатуры
Европейского
объединения
угля и стали и
ядерные
материалы. В
отношении
каждой из
этих
категорий
товаров
существует
свой
отдельный
специфический
торговый
режим.
Торговля
текстильными
товарами
между
Россией и
ЕСКак это
предусмотрено
статьей 20 СПС
вопросы
торговли
текстильными
товарами
выведены из
-под действия
общего
торгового
режима
(вводимый СПС
запрет на
применение
сторонами
количественных
ограничений
не
распространяется
на
текстильные
товары) и
должны быть
урегулированы
отдельным
Соглашением.
Таким
документом
стало
подписанное 28
марта 1998г.
Соглашение
по торговле
текстильными
товарами
[2]
между
Россией и
ЕС
[3].
Положения
данного
соглашения
применяются
помимо
прочего к
изделиям из
шерсти,
хлопка, или
рукодельного
волокна и
начинают
действовать
с момента его
подписания (28
марта 1998г.), то
есть до
вступления в
силу самого
Соглашения.
До принятия
этого
соглашения
существовала
практика
установления
квот на
отдельные
виды
текстильных
товаров, в
рамках
которых мог
осуществляться
российский
экспорт в
страны ЕС, а
также
существовал
сложный
механизм
контроля за
использованием
квот.
Принципиальная
же схема
Соглашения
сводится к
полной
отмене
сторонами
количественных
ограничений
в
двусторонней
торговле
текстилем с 1
мая 1998 г
[4].
и
распространении
на нее общего
режима СПС.
Таким
образом, была
решена одна
из острейших
проблем в
торгово-экономических
отношениях
России и ЕС,
являвшаяся
одним из
проявлений
нерыночного
статуса
России.
В
Соглашение
также были
включены
положения,
касающиеся
предотвращения
его
возможного
обхода, с тем,
чтобы
преимущества,
которые
Россия
получит в
связи с
полной
отменой квот,
не могли быть
использованы
другими
странами, в
отношениях с
которыми ЕС
сохраняет
ограничения
на импорт
текстиля. Для
этих целей
восстанавливается
система
двойного
контроля с
выдачей в
заявительном
порядке
экспортных
документов с
российской
стороны и
импортных
разрешений -
ЕС
(двустороннее
автоматическое
лицензирование).
Соглашение
предусматривает
возможность
в
перспективе
отмены
данной
системы
контроля.
Единственным
основанием
для введения
количественных
ограничений
в отношении
текстильных
и иных
товаров
остались
нормы,
заложенные
статьей 17 СПС,
которая
применяется
с оговоркой. В
течение 3-х
летнего
периода с
момента
вступления
Соглашения в
силу ни одна
из сторон не
сможет в
рамках такой
процедуры
вводить
количественные
ограничения
на уровне
ниже уровня
уже
достигнутого
объема
торговли и
для товаров,
перечисленных
в Приложении 2
квоты не
могут
устанавливаться
ниже уровня
квот 1997 года до
тех пор, пока
экспорт из
России в
государства-
члены
Сообщества
не достигнет
5% уровня
общего
импорта
товаров
Сообщества
данной
категории.
Торговля
изделиями из
стали.
Торговля
изделиями из
стали
занимает
особое место
в отношении
России и ЕС.
Статьей 21 СПС
предусмотрено,
что нормы СПС
в отношении
количественных
ограничений,
не
распространяются
на товары,
подпадающие
под действие
Договора,
учреждающего
Европейское
объединение
угля и стали.
Кроме того, в
Протоколе 1
СПС
предусмотрено
создание
контактной
группы для
обмена
информацией
и
консультации
Сторон по
данному
вопросу.
С
целью
упорядочивания
торговых
отношений в
этой области
17 июля 1995 года
было
подписано
отдельное
Соглашение
по торговле
изделиями из
стали между
Россией и
ЕС
[5].
Оно вступило
в силу и
действовало
до
вступления в
силу
Соглашения о
партнерстве
и
сотрудничестве
[6].
В
соответствии
с ним Стороны
обязуются
предоставлять
друг другу
РНБ на товары
номенклатуры
ЕОУС за
исключением
тех, что
перечислены
в Приложении 1
Соглашения.
Это
исключение
остается в
силе до
вступления
России в ВТО.
Соглашением
была
зафиксирована
договоренность
в отношении
не
применения к
товарам
номенклатуры
ЕОУС
дополнительных
прямых или
косвенных
сборов или
налогов
помимо тех,
что
применяются
в
национальным
продуктам. К
товарам,
импортируемым
Сообществом
из России, не
должны также
применяться
количественные
ограничения.
Однако, в
случает,
когда одна из
Сторон
осуществляет
такой
возрастающий
экспорт в
другую
страну и в
таком
увеличивающемся
объеме, что он
представляет
угрозу
нанесения
существенного
ущерба
другой
Стороне,
последняя
может
предпринять
соответствующие
меры, включая
антидемпинговые
или
компенсационные
пошлины в
размере и на
условиях
предусмотренных
ГАТТ. Это
положение
является
исключительно
важным для
российского
экспорта,
поскольку за
период с 1996 по 1
полугодие 1999 в
отношении
российских
товаров было
предпринято 18
расследований
по вопросу
антидемпинга
по стали. То
есть,
российский
экспорт
занимает 1
место среди
стран, в
отношении
экспорта
стали
которых
возбуждаются
антидемпинговые
процедуры.
[7]Ограничения
также могут
вводиться
исходя из
следующих
соображений:
-
общественной
морали;
-
публичного
порядка
-
общественной
безопасности;
-
защиты жизни
и здоровья
людей,
животных и
растений;
-защиты
национальных
сокровищ,
имеющих
художественную,
историческую
или
археологическую
ценность;
-
защиты
промышленной
и
коммерческой
собственности
или правил
касающихся
золота и
серебра.
Соглашение
определило
размеры квот
на экспорт в
ЕС из России
отдельных
видов
листового и
сортового
проката
подпадающего
под
номенклатуру
Европейского
объединения
угля и стали
(ЕОУС).
Соглашение
также
предусматривает
прогрессивное
увеличение
квот на
импорт
подпадающих
в сферу его
действия
товаров (10% - во
вторые и
третий
календарный
год с момента
подписания
СПС , 5% - в
четвертый и
пятые года и
по 3% - ежегодно
в
последующие
годы до
вступления
России в
ВТО)
[8].
Также была
зафиксирована
возможность
перераспределения
квот в
пределах
одной
категории
товаров
(плоский или
сортовой
прокат), а
также
использование
части
невыбранной
квоты в
следующем
году. Следует
учитывать,
что
квотируемые
изделия ЕОУС
составляют
не более 15%
российского
стального
экспорта в ЕС.
Тот факт, что
квоты из года
в год
выбираются
российскими
предприятиями
не полностью,
свидетельствует
об
отсутствии
пока какого-
либо
сдерживающего
эффекта от
существующих
квот
[9].
В
Соглашении
содержится
обязательство
ЕС не
ухудшать
режим
импорта
российских
товаров в
течение
срока
действия
Соглашения,
за
исключением
случаев
применения
антидемпинговых
и защитных
мер в
соответствии
с условиями
СПС и ГАТТ. В
целях
оперативного
учета
реализации
квот
действует
система
двойного
контроля
(выдача
экспортных
лицензий, с
российской
стороны, и
импортных
разрешений,
со стороны ЕС,
в
совокупности
с системой
оперативного
обмена
информацией).
Положения
Соглашения,
касающиеся
конкуренции,
государственной
помощи и
охраны
окружающей
среды,
предусматривают
постепенное
применение в
российской
сталелитейной
промышленности
правил и
механизмов,
сопоставимых
с
существующими
в ЕС.
В
области
стандартизации,
сертификации
и метрологии
Стороны
взяли
двусторонние
обязательства
стремиться
унифицировать
критерии и
максимально
использовать
международные
наработки в
этой
области.
Срок
действия
Соглашения
между
Российской
Федерацией и
Европейским
объединении
угля и стали
был продлен
Постановлением
Правительства
РФ от 31 июля
1997г
[10].
В
начале 2000 года
ЕС ввело
санкции на
ввоз
российской
стали
[11].
В результате
одностороннего
нарушения
европейкой
стороной
соглашения
по стали были
расторгнуты
контракты на
сумму свыше 50
млн. евро, что
нанесло
значительный
ущерб
российским
экспортерам
стали.
В
качестве
барьеров
существенных
барьеров
торговли
товарами
номенклатуры
ЕОУС по-
прежнему
остается
двойной
контроль на
легированную
бором сталь.
При этом
квота на нее в
первом
полугодии 2002 г.
была
значительно
сокращена по
сравнению с
объемом
поставок в
первом
полугодии
2001г
[12].
9
июля 2002 года
между
Правительством
Российской
Федерации и
Европейским
объединением
угля и стали
было
подписано
новое
Соглашение о
торговле
некоторыми
изделиями из
стали
[13].
По истечении
срока
действия
договора,
учреждающего
Сообщество,
Европейские
сообщества 23
июля 2002 г.
приняли все
права и
обязательства
Сообщества
по
настоящему
Соглашению.
Соглашение
вступило в
сило в день
его
подписания и
будет
применяться
до 31 декабря
2004г
[14],
если до этого
срока Россия
не вступит в
ВТО.
Данное
соглашение
касается
товаров
номенклатуры
ЕОУС, коды
ТНВЭД
которых
перечислены
в Приложении 1
Соглашения.
Оно
зафиксировало
квоты на
российский
экспорт в
Сообщество
на 2002, 2003 и 2004 года с
разбивкой по
продукции.
Квоты могут
быть
пересмотрены
в сторону
увеличения
лишь в том
случае, когда
национальные
производителя
Сообщества
не смогут
справляться
с
необходимым
объемом
продукции.
Увеличение
квот может
быть также
связано с
увеличением
числа
государств-
членов
Сообщества.
Соглашение
предусматривает
возможность
переноса
неиспользованных
в любом
календарном
году квот в
пределах 7% от
общего
размеры
квоты
конкретного
товара за тот
год, в котором
они не были
использованы.
В
целях
обеспечения
выполнения
своих
обязательств
по поставке
товаров в
пределах
установленных
квот, Россия
вводит
обязательное
лицензирование
на экспорт
товаров,
подпадающих
под действие
Соглашения.
Квоты
не могут
делиться на
региональные
доли
Сообщества,
но при этом
Россия
должна
обеспечивать
как можно
более
равномерное
распределение
экспорта.
Торговля
ядерными
материалами.
Статья 22 СПС
содержит
временный
режим
торговли
товарами
ядерного
топливного
цикла (ЯТЦ),
который стал
результатом
сложного
политического
компромисса.
Суть
противоречий
сводилась к
тому, что в
отношении
торговли
ядерными
материалами
применяются
все
соответствующие
положения
СПС, кроме
статей 15 и 17,
касающихся
отмены
количественных
ограничений
и процедур
принятия
защитных мер.
Вместо этих
статей
действуют
положения
Соглашения о
торговом,
коммерческом
и
экономическом
сотрудничестве
между СССР и
ЕС 1989 г
[15].,
касающиеся
уровня цен в
торговле,
процедур
принятия
защитных мер
и применения
внутреннего
законодательства.
Нормы,
регулирующие
торговлю
товарами
номенклатуры
Евратом,
также
содержатся в
Соглашении,
подписанном 17
июля
1995г
[16].
Оно
предусматривает
принятие ЕС
защитных мер
к
российскому
импорту в
случае, когда
существенное
увеличение
российского
экспорта в
Сообщество
стало на
столько
существенно,
что
появляется
угроза
причинения
значительного
ущерба
национальным
производителям.
ЕС
признал
намерение
России
оставаться
стабильным,
надежным и
предсказуемым
поставщиком
ядерных
материалов и
обязался
применять
внутреннее
законодательство
в
соответствии
с правилами
ГАТТ, то есть
по сути на не
дискриминационной
основе. ЕС
также
признал
Россию в
качестве
самостоятельного
источника
снабжения
(ранее
условная
квота на
максимальный
импорт урана
из одного
источника в 25%
устанавливалась
ЕС для всех
государств
СНГ в
совокупности,
тогда как,
например,
Канада одна
пользовалась
той же 25%
квотой).
Окончательно
проблема
торговли
товарами ЯТЦ
должна быть
решена, по
всей
видимости, в
процессе
вступления
России в ВТО,
которое пока
откладывается
на
неопределенный
срок
[17].
СПС в статье
105
предусматривает
особые
условия в
отношении
торговли
товарами,
которые
подпадают
под Договор к
Европейской
энергетической
хартии и
Протоколам к
нему,
устанавливая
приоритет
данных
документов
по отношению
к СПС.
Также
весьма остро
стоит вопрос
о
нормализации
режима
российского
экспорта
обогащенного
урана. Данный
вопрос
обсуждается
в формате
всех
совместных
российско-
европейских
рабочих
органов СПС, с
КЕС
согласованы
тексты
проектов
соглашении
по поставкам
обогащенного
урана,
ядерной
безопасности
и
термоядерном
синтезе,
однако эти
усилия до сих
пор не
воплотились
в подписание
соответствующих
соглашений.
В
данном
вопросе
принципиальным
для России
является
обеспечение
энергетической
независимости
Евросоюза,
что не
позволяет
расширить
экспорт
российских
энергоресурсов.
В
соответствии
с нормами
европейской
конкурентной
политики,
зависимость
ЕС от импорта
энергоносителей
из одного
источника не
может
превышать 25%
от общего
объема
импорта при
общей
зависимости
от импорта
энергоресурсов
порядка
50%
[18]. Для
России это
является
особенно
чувствительным,
поскольку
она занимает
первое место
среди стран-
поставщиков
природного
газа и второе
место среди
стран-
поставщиков
нефти на
европейский
рынок.
Ожидается,
что в этой
области
будет
принята
программа 20-
летнего
энергетического
партнерства
и
обеспечения
энергетической
безопасности,
а пока в
октябре 2000
года КЕС
разработала
основы
стратегии
энергетической
независимости,
сводящиеся к
следующим
положениям:
-
диверсификация
источников
импорта
энергоносителей;
-
использование
новых
прогрессивных
видов
электроэнергии,
в том числе
возобновляемых;
-
проведение
политики
энергосбережения.
Все
это,
безусловно,
окажет
влияние на
развитие
торгового
оборота не
только
ядерными
материалами,
а всех
источников
энергоресурсов.
Рассматривая
регулирование
оборота
товаров
ядерного
цикла, нужно
отметить
отсутствие
необходимой
законодательной
проработанности
данного
вопроса, что
сокращает
возможности
российского
экспорта
этой
продукции на
25-30%
[19].
Основная
задача
состоит в
необходимости
реализации
2-ти летней
программы
энергетического
партнерства
и
обеспечении
энергетической
безопасности.
Такое
партнерство
среди
прочего
будет являть
собой вклад в
осуществление
концепции
общего
европейского
экономического
пространства.
На
сегодняшний
день доля
энергоносителей
в экспорте
России
составляет
45%
[20], и
Россия
занимает
первое место
среди
стран-поставщиков
природного
газа, второе
место среди
стран-поставщиков
нефти и
нефтепродуктов
на
европейский
рынок. В
настоящее
время в
рамках
«энергетической
инициативы
Проди» идет
обсуждение
вопросов
активизации
европейских
инвестиций в
энергетический
сектор
России, а
также снятия
препятствий
на транзит
российских
энергоносителей,
что в
значительной
степени
должно
облегчить
продвижение
российских
товаров на
европейский
рынок.
Учитывая
вышеизложенное,
можно
сделать
вывод, что
современное
состояние
отношений
России и ЕС,
представляющими
друг для
друга
стратегический
интерес, еще
далеки от
совершенных.
Во многом
внешнеэкономическая
политика
двух стран
остается
заложницей
политической
конъюнктуры.
Для решения
существующих
проблем, что в
целом
характерно
для общих
торговых
отношений
между
партнерами,
необходимы
усилия всех
направлений
российской
исполнительной
и
законодательной
власти, а
также усилия
европейской
стороны. Без
признания
первоочередного
характера
проблемы и
эффективного
взаимодействия
между
различными
структурами
и
экономическими
субъектами
невозможна
эффективная
интеграция
России в
европейское
и, как
следствие,
мировое
хозяйство.
[1]
OJ
28.11.97.
[2]
Agreement between the European Community and the Russian Federation on
trade in textile products (initialled in Brussels on 28 March 1998) Official
Journal L 169 , 15/06/1998 p. 0002 -
0027.
[3]
Введено в
действие 98/491/EC: Council
Decision of 20 July 1998 on the conclusion of the Agreement between the European
Community and the Russian Federation on trade in textile products initialled on
28 March 1998 Official Journal L 222 , 10/08/1998 p. 0001 -
0001.
[4]
Статья 1.3 Agreement between the European
Community and the Russian Federation on trade in textile products (initialled in
Brussels on 28 March 1998) Official Journal L 169 , 15/06/1998 p. 0002 -
0027.
[5]
Interim Agreement on trade and trade-related matters between the European
Community, the European Coal and Steel Community and the European Atomic Energy
Community, of the one part, and the Russian Federation, of the other part
Official Journal L 247 , 13/10/1995 P. 0002 -
0029.[6]
Статья 31
Соглашения.
[7]
Покрещук А.А.
Антидемпинговая
политика ЕС и
проблемы
регулирования
внешнеэкономической
деятельности
Украины.
Внешнеэкономический
бюллетень 2002г.
№
5.
[8]
Приложение 2
Соглашения.
[9]
Н.Шмелев
Россия и
Европа на
пороге XXI века.
Вопросы
экономики 2000 №12
с. 120.
[10]
Постановление
Правительства
РФ от 31 июля 1997 г. N
953 "О продлении
срока
действия
Соглашения
между
Российской
Федерацией и
Европейским
объединением
угля и стали о
торговле
некоторыми
изделиями из
стали".
[11]
Исаченко Т.М.
Рыбасова А.В.
Внешнеторговая
политика
Европейского
Союза:
основные
инструменты
и
направления
развития. М.
2003.
[12]
Христенко В.
Экономическое
взаимодействие
России и ЕС.
Вопросы
экономики 2002
№6.
[13]
Agreement between the European Coal and Steel Community and the
Government of the Russian Federation on trade in certain steel products.Official
Journal L 195 , 24/07/2002 P. 0055 -
0071.
[14]
Статья 11
Соглашения.
[15]
В
соответствии
с
Соглашением
от 17 июля 1997г.
это статьи
6,7,14,15.1-15.5.
[16]
Interim Agreement on trade and trade-related matters between the European
Community, the European Coal and Steel Community and the European Atomic Energy
Community, of the one part, and the Russian Federation, of the other part -
Protocol 1 on the establishment of a coal and steel Contact Group - Protocol 2
on mutual administrative assistance for the correct application of customs
legislation - Final Act - Joint Declarations - Exchange of Letters in relation
to Article 15 - Exchange of Letters on the consequences of enlargement Official
Journal L 247 , 13/10/1995 P. 0002 -
0029.
[17]
Смирнов К.
Комерсантъ Daily 10
февраля 2003.
[18]
Исаченко Т.М.
Рыбасова А.В.
Внешнеторговая
политика
Европейского
Союза:
основные
инструменты
и
направления
развития. М.
2003.
[19]
Христенко В.
Экономическое
взаимодействие
России и ЕС.
Вопросы
экономики 2002
№6.
[20]
Исаченко Т.М.
Рыбасова А.В.
Внешнеторговая
политика
Европейского
Союза:
основные
инструменты
и
направления
развития. М.
2003.