Аспирант
Современного
Гуманитарного
Университета,
очное
отделение,
кафедра
гражданского
права Бугров
Денис
Сергеевич
"К
вопросу о
законодательном
регулировании
имущественных
земельных
отношений".
Научный
руководитель
доктор
юридических
наук,
профессор,
заслуженный
деятель
науки РФ
Панкратов
Иван
Ферисанович. В
настоящее
время
получают
признание
ошибочные, на
наш взгляд,
мнения о
судьбе
земельного
права как
самостоятельной
отрасли
права: якобы
она
утрачивает
своё
значение, а в
регулировании
земельных
отношений
приоритетные
позиции
занимают
институты
гражданского
права. Как
известно,
впервые в
нашем
законодательстве
земля была
определена
как
"недвижимость"
Указом
Президента
РФ от 27
октября 1993 г. "О
регулировании
земельных
отношений и
развитии
аграрной
реформы в
России".
[1] Было
признано, что
сделки с
земельными
участками
регулируются
гражданским
законодательством
с учетом
земельного,
лесного
природоохранительного,
иного
специального
законодательства
и названного
Указа. Таким
образом,
открылась в
большей мере
чем ранее
возможность
применения
норм
гражданского
законодательства
в процессе
регулирования
земельных
отношений. Но
здесь, на наш
взгляд,
возникла
проблема
реализации
этой
возможности
в реальных
жизненных
условиях.
Каковы
пределы
активного
действия
норм ГК РФ в
этой сфере?
Теряет ли
земельное
право свое
былое
значение или
лишь
происходит
усложнение
его
задач? Для
ответа на эти
вопросы
необходимо
уяснить ряд
важных
обстоятельств. 1.
Возможность
применения
гражданского
законодательства
к
регулированию
земельных
отношений
возникает не
потому, что
земля -
"недвижимость"
или
"имущество",
(такими
качествами
она обладала
всегда), а
потому, что
земля не
только
объект
природы,
нейтральный
к
хозяйственной
деятельности,
но
"имущество",
приносящее
доход. 2. В
своей
имущественной
части
земельные и
гражданские
правоотношения
однородны.
Поэтому и
ранее при
регулировании
данных
отношений,
когда
существовал
пробел в
земельном
законодательстве,
применялись
нормы
ГК. 3. В
период до 90-х
гг. XX века
земельные
отношения,
вопреки
законам
экономики,
тем не менее
не
признавались
имущественными
в силу
господства
командно -
административной
системы. Правовая
неопределенность
государства -
собственника
земли по
отношению к
ее
пользователям
создавала
условия для
неограниченного
администрирования
в области
организации
сельскохозяйственного
производства
как на стадии
процесса
земледелия,
так и на
стадии
распределения
доходов от
использования
земли. Сейчас,
окончательно
и
бесповоротно,
земельные
отношения
признаны
имущественными.
Но, на наш
взгляд,
необходимо
выяснить,
признаются
ли ныне
действующим
гражданским
и земельным
законодательством
земельные
отношения
имущественными
со всеми
вытекающими
из этого
последствиями.
Лишь
косвенно, по
смыслу
статей 209, 260 и др.
ГК РФ, можно
сделать
заключение,
что в одних
случаях
земельные
отношения
могут
регулироваться
нормами
гражданского
законодательства,
как
имущественные
отношения, в
других - нормы
ГК могут
применяться
с учетом
требований
земельного
закона или
вообще не
применяться
в силу
специфики
земельных
отношений. Но
ни ГК РФ, ни ЗК
РФ не
определяют
даже в общих
чертах, каким
образом
разграничить
сферы
применения
норм того и
другого
законодательства.
Решение этой
проблемы уже
начато - в 1992
году был
принят закон
"Об обороте
земель
сельскохозяйственного
назначения".
Но, по нашему
мнению,
необходимо
принятие
целого ряда
законов и
подзаконных
актов,
касающихся
регулирования
имущественных
земельных
отношений.
Учитывая, с
какими
трудностями
разрабатывались
и
принимались
ЗК РФ и Закон "
Об обороте
земель
сельскохозяйственного
назначения",
какое
сопротивление
Государственной
Думы и части
российского
общества они
встретили,
думается, что
этот процесс
займет
продолжительный
период. Как
идеал,
видится
всеобъемлющий
многотомный
Свод законов
о земле
РФ. Земельные
имущественные
отношения
разнородны
по своей
правовой
природе. Одни
из них - как
ранее, так и
теперь
возникают на
основании
административно
- правовых
актов
государственных
и
муниципальных
органов
власти. Здесь
невозможно
применение
норм
гражданского
права (п.3 ст. 2 ГК
РФ). Сюда
относятся
веление
земельного
кадастра,
мониторинг
земель,
землеустройство,
приватизация
земель.
Другие
земельные
отношения
регулируются
ГК РФ, но с
учетом ряда
определенных
требований
ЗК РФ (сделки
с землёй,
аренда земли
и
др.). Наконец,
существуют
такие
земельные
отношения, в
регулировании
которых и
ранее и
теперь
напрямую
применялись
и
применяются
нормы
гражданского
законодательства
(возмещение
убытков
пользователям
земельных
участков и
др.). Но от
этого, на наш
взгляд,
земельные
отношения не
становятся
гражданскими.
Их можно
признать,
здесь мы
согласны с
мнением Ю.Г.
Жарикова,
"земельно
-правовыми, но
регулируемыми
нормами
гражданского
законодательства
в силу
однородности
этих
отношений с
гражданскими".
[2] По
нашему
мнению,
совершенно
необоснована
существующая
практика
взимания
налогов с
сельхозпроизводителей.
Судите сами,
он должен
уплачивать
земельный
налог, налог с
продаж, налог
с прибыли,
НДС, и т.д.
Правильно
рассчитать
налоги,
избежать
ошибок не в
состоянии
фермер или
даже
небольшое
сельскохозяйственное
предприятие.
Необходимо,
учитывая
специфику их
работы и
получения
прибыли от
аграрного
производства,
заменить
массу
налогов и
платежей
одним
(например
налогом на
прибыль), что
значительно
упростит и
облегчит
деятельность
производителей
сельхозпродукции.
Государство,
по нашему
мнению, не
потеряет
доходы, а,
наоборот,
увеличит
бюджетную
прибыль. Земельные
отношения
всегда
остаются
таковыми,
независимо
от того,
прибегаем ли
мы для их
регулирования
к нормам
гражданского,
налогового,
административного,
трудового
права или
других
отраслей
права
(законодательства).
Поэтому, на
наш взгляд,
весьма
спорно
утвердившееся
в
юридической
литературе,
мнение о
превосходстве
норм
гражданского
законодательства
по отношению
к
земельно-правовым
нормам.
Скорее,
наоборот,
необходимо
соблюдать
приоритет
принципов
земельного
права, когда
речь идет о
регулировании
земельных
отношений.
Такой вывод
следует в
силу их
особенностей
как
экономических
(имущественных,
хозяйственных)
отношений по
поводу
земли. Как
известно, в
теории права
при
столкновении
общего и
специального
законов
применяется
специальный
закон.
Применительно
к теме данной
статьи, можно
утверждать,
что при
коллизии
норм
гражданского
и земельного
права
преимущество
должно
оставаться
за последним.
Этот
теоретический
вывод
нисколько не
умаляет роли
гражданского
права при
регулировании
поземельных
отношений,
особенно в
настоящее
время. Дело в
том, на наш
взгляд, что
гражданское
право в части
регулирования
сделок
разработано
(и это
положение,
видимо,
сохраняется)
более
глубоко чем
земельное.
Многие
вопросы
сделок с
землёй, не
регулируемые
пока в
земельном
праве,
получают
разрешение
при
обращении к
гражданскому
праву. В этом
смысле можно
утверждать,
что проблемы
специального
права (в
данном
случае -
земельного)
могут быть
преодолены
путем
обращения к
праву
гражданскому.
Более того,
законы,
регулирующие
сделки с
землей, могут
сознательно
опускать
общие
правила,
относящиеся
к тем или иным
сделкам,
отсылая
стороны к
общим для
всех сделок
правилам ГК
РФ. Тогда
нормы
земельного
права будут
решать
только те
вопросы,
которые
прямо
вытекают из
особого
характера
поземельных
отношений. Поэтому,
обращение к
нормам
гражданского
права будет
не хитростью,
доступной
для узких
специалистов,
а легальным
путем,
указанным в
самом
законе. Подводя
итог
вышеизложенному,
хочется еще
раз указать
на
необходимость
создания
Свода
законов о
земле РФ.
Только когда
он будет
создан и
исчезнет
необходимость
прибегать к
юридическим
тонкостям и
ухищрениям,
решая тот или
иной вопрос о
взаимоотношении
земельного и
гражданского
законодательств.
.
[1] См.
Собрание
актов
Президента и
Правительства
РФ, 1993 г., №4, ст.
4191.
[2] Ю. Г.
Жариков.
Особенности
регулирования
земельных
отношений
как
имущественных
отношений. В
сб. Новый
Гражданский
кодекс
России и
отраслевое
законодательство.
М., 1995.