Корсантия
Анна
Алексеевна, ст.
преподаватель
Коломенского
института Московского
государственного
открытого
университета
Переживаемый
страной
сложный
период
развития,
предполагающий
переориентацию
политических,
экономических,
нравственно-культурных
процессов в
условиях
рыночных
отношений,
требует
новых
подходов и к
обеспечению
правопорядка.
В этот период
не могли не
обостриться
дестабилизационные
процессы, что
находит
проявление, в
частности, в
значительном
росте общей
преступности
и
преступности
несовершеннолетних.
За последние
десять лет
преступность
несовершеннолетних
возросла в
два раза и
растет в
несколько
раз быстрее,
чем все
подростковое
население
страны. Это, в
свою очередь,
серьезно
тормозит
реформирование
общества,
отрицательно
влияет на
обеспечение
прав и свобод
граждан
России. В
Концепции
национальной
безопасности
России,
утвержденной
10 января 2000 г.
Указом
Президента
РФ среди
основных
угроз
национальной
безопасности
назван рост
преступлений,
а среди
основных
факторов и
условий,
способствующих
росту
преступности,
обозначены
отсутствие
эффективной
системы
социальной
профилактики
правонарушений,
кризис
системы
социальной
защиты
населения,
особенно
несовершеннолетних. В
структуре
общества
несовершеннолетние
рассматриваются
как одна из
самых
многочисленных
групп
населения (24,4%),
занимающая
заметное
место в
политической
и культурной
жизни, в
системе
трудового
потенциала
страны. В
современных
условиях
по-новому
определяется
место
молодежи в
общественной
жизни: с одной
стороны, она
достаточно
активно
участвует в
решении
общественных
задач, выборе
конкретных
социальных
ролей, ярче
проявляет
свои
интересы, в
том числе в
труде и учебе;
с другой
стороны,
молодежь, не
нашедшая
себя в
условиях
нынешней
реальности,
утверждается
не всегда
законными
средствами и
способами. Одной
из проблем,
которые
тревожат
современное
общество,
является
рост числа
корыстных
преступлений,
совершаемых
несовершеннолетними.
Тенденция
роста
противоправного
поведения
несовершеннолетних,
была
предопределена
предыдущими
этапами
развития
общества и
государства,
крупными
просчетами в
формировании
и реализации
социальной и
уголовно-правовой
политики. Так,
многие годы
приоритетными
считались
обязанности
семьи и
гражданина
перед
государством,
нередко даже
в ущерб
обязанностям
и правам
государства
перед ними;
воспитание в
семье
считалось
менее
значимым и
эффективным,
чем
воспитание в
учебных
заведениях и
трудовых
коллективах.
В результате
происходило
постепенное
снижение
уровня
семейного
воспитания, а
после того,
как в учебных
заведениях
процесс
воспитания
был отделен
от процесса
обучения, -
это не могло
не вызвать
разрушительных
негативных
последствий,
существенным
образом
сказавшихся
на росте
преступности
и
правонарушений
подростков. К
принципиальным
недостаткам
ранее
действовавшей
концепции
борьбы с
преступностью
несовершеннолетних
в целом и с
корыстными
преступлениями
подростков, в
частности,
можно также
отнести
приоритет
репрессивных
начал над
превентивными,
недостаточную
дифференциацию
и
индивидуализацию
воздействия,
недооценку
значения
ресурсного
обеспечения,
увлечение
широкомасштабными
мероприятиями,
массовыми
формами
воздействия,
зачастую в
ущерб
индивидуальной
работе.
Вышесказанное
не только
предопределило
тенденцию
роста
противоправного
поведения
несовершеннолетних,
возросла и их
общественная
опасность, -
они стали
более
дерзкими,
циничными,
опасными для
жизни и
здоровья
окружающих. Успешная
борьба с
преступностью
требует ее
глубокого и
всестороннего
изучения.
Недостаточно
исследовать
проблему
преступности
только с
точки
зрения
уголовного
права, нужно
знать
состояние,
структуру и
динамику
преступности
и ее связь с
другими
общественными
явлениями. В
этом
отношении
большую роль
играют
данные
статистики.
Результаты
статистических
исследований
дают
реальную
возможность
для
глубокого
изучения и
анализа
преступности
в целом и
корыстной
преступности
в частности,
помогают
наметить
эффективные
меры борьбы с
ней. Исследование
преступности
несовершеннолетних
важно
проводить
вместе с
исследованием
общей
преступности,
так как между
ними
существует
тесная связь:
именно в
подростковом
возрасте
формируются
основные
негативные
тенденции
будущего
поведения,
именно
несовершеннолетние
преступники
являются
"резервом"
взрослой
преступности. Наглядное
представление
о состоянии
преступности
несовершеннолетних
в России за
последние
десять лет
дает таблица
1.
Таблица
1
Преступность
несовершеннолетних
(1992-2001 гг.) по
России2,3,4
Годы
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
Количество
зарегистрированных
преступлений,
тыс.
199,3
225,7
221,6
209,8
202,9
182,8
189,3
208,3
195,4
189,3
Численность
несовершеннолетних
преступников,
тыс.чел.
188,2
203,8
201,0
208,1
192,2
162,0
164,8
183,4
177,8
172,8
Удельный
вес
преступлений
несовершеннолетних
в общем числе
расследованных
преступлений,
в %
16,4
16,2
14,0
12,0
11,0
10,9
10,3
9,6
8,9
9,0
О
состоянии
преступности
несовершеннолетних
по
Московской
области за
последние
пять лет дает
таблица 2.
Таблица
2
Преступность
несовершеннолетних
по
Московской
области (1997-2001
гг.) 2,3,4
Годы
1997
1998
1999
2000
2001
Количество
зарегистрированных
преступлений
5015
5395
5505
5110
4262
Удельный
вес
преступности
несовершеннолетних,
в %
10,1
7,6
9,8
8,0
8,1
Среди
корыстных
преступлений,
представляющих
повышенную
общественную
опасность,
наиболее
широко
распространены
в настоящее
время кражи,
грабежи и
разбои,
совершаемые
лицами
несовершеннолетнего
возраста.
Динамика
и удельный
вес
анализируемых
преступлений
за последние
пять лет
характеризуются
следующим
(таблица 3).
Таблица
3
Состояние
корыстной
преступности
несовершеннолетних
(1997-2001 гг.) 2,3,4
Число
преступлений,
тыс.
Удельный
вес в общем
числе
преступлений,
совершенных
подростками,
%
1997
1998
1999
2000
2001
1997
1998
1999
2000
2001
Всего
133,8
144,0
154,8
146,9
135,2
73,2
76,1
74,3
75,2
71,4
в том
числе:
кражи
111,1
111,6
129,6
119,7
108,6
60,8
59,0
62,2
61,2
58,6
грабежи
15,7
15,3
16,4
15,3
14,9
8,6
8,1
7,9
7,8
8,0
разбои
5,0
4,7
4,9
5,3
6,0
2,7
2,5
2,4
2,7
3,2
Наблюдаемый
рост
корыстной
преступности
несовершеннолетних
в России
вызван
сложным
комплексом
обстоятельств
экономического
характера,
среди
которых
особое
значение
имеют:
обнищание
значительной
части
населения
(сегодня ниже
черты
бедности в
России
проживает
около 60%
населения);
увеличение
безработицы
и потеря
перспективы
трудоустройства.
Отсутствие у
несовершеннолетних
законных
источников
постоянных
доходов при
явной
недоступности
цен на товары
и услуги в
значительной
мере
обусловливает
совершение
подростками
имущественных
преступлений;
увеличение
социально-экономической
дифференциации
жителей
страны,
появление
среди них
сверх
богатых (в том
числе и за
счет
криминального
обогащения) и
стремление
значительной
части
населения
путем
совершения
корыстных
преступлений
уравнять
свое
положение с
наиболее
обеспеченными
группами,
особенно в
условиях
широкой и
назойливой
рекламы
дорогостоящего
образа
жизни;
полный
отказ
государства
от
антиалкогольной
политики и
даже
монополии на
производство
и торговлю
спиртными
напитками, и
как
следствие
этого рост
числа
несовершеннолетних
совершивших
преступление
под
воздействием
алкогольного
опьянения
или
наркотического
возбуждения
(почти 18% от
всех
преступлений
в 2000
году).
Экономическая
нестабильность
в обществе
отрицательно
влияет на
социально-бытовые
отношения
людей. Именно
в этой сфере
несовершеннолетние
подпадают
под влияние
неформальных
объединений
преступной
направленности.
И здесь
чрезвычайно
велика роль
семьи как
фактора,
влияющего на
особенности
правомерного
либо
социально
осуждаемого
поведения
подростков.
Подчеркивая
первостепенное
значение
воспитательных
функций
семьи, считаю,
что именно
ошибки в
воспитании
детей влияют
на
деформацию
личности
ребенка,
нередко
формируют
корыстную
мотивацию
поведения.
Отсюда можно
сделать
вывод, что
основной
источник
отклоняющегося
поведения
детей – не
только
недостаточная
обеспеченность
семьи, но, в
первую
очередь, ее
нездоровый
морально-психологический
климат. Ведь
именно семья
является
важнейшим
инструментов
социализации
раннего
детства.
В числе
главных
негативных
результатов
новой
российской
жизни
следует
указать на
резкое
падение
экономической,
социальной и
правовой
защищенности
детей и
подростков.
Некогда
забытый нами
призрак
детской
беспризорности
уже не
стучится, а,
толкнув
дверь ногой,
распахнул ее
и
бесцеремонно
вошел в наш
дом, обретя
реальное
воплощение.
На
сегодняшний
день
беспризорных
насчитывается
почти 3 млн.
человек, 620 тыс.
детей сирот, 42
тыс.
родителей
ежегодно
лишаются
родительских
прав.1 В
России есть
опыт борьбы с
массовой
безнадзорностью
и
беспризорностью
несовершеннолетних.
Наверное,
забывать
уроки
истории не
следует – ни
плохие, ни
хорошие.
Кроме того,
историческая
память дает
нам и
определенную
экономию
мыслей и
деятельности.
Еще
одним
фактором,
влияющим на
корыстную
преступность
несовершеннолетних,
является
участие
подростков в
различных
неформальных
группах и
объединениях.
В поведении
каждого
конкретного
подростка
длительное
время
сохраняется
направленность
той группы, к
которой он
принадлежал.
Как известно,
подростки,
склонные к
противоправным
действиям,
чаще всего
объединяются
для
совершения
именно
корыстных
преступлений
(70% преступных
групповых
проявлений –
это кражи,
грабежи,
разбои).
Серьезную
угрозу
общественной
безопасности
и социальной
стабильности
создают
возросшие
масштабы
групповой
преступности
несовершеннолетних
(64,2
%). Появлению
у подростка,
склонного к
правонарушениям,
корыстной
мотивации
его
поступков,
способствуют
также
недостатки
воспитательной
работы в
учебных
заведениях, в
частности,
школ.
Низкие
культурные
запросы
подростков в
немалой
степени
обусловливают
неблагоприятное
в
нравственном
отношении
формирование
их
личности. Кроме
вышеназванных
факторов,
негативно
влияют на
поведение
несовершеннолетних
недостатки в
организации
свободного
времени
подростков, в
их правовом
воспитании;
недоступность
многих
кружков и
спортивных
секций для
детей из-за
высокой
платы за их
посещение;
отрицательное
в ряде
случаев
воздействие
на
несовершеннолетних
средств
массовой
информации;
недостатки в
деятельности
правоохранительных
органов. Ключ
к
углубленному
изучению
несовершеннолетних
преступников
корыстной
направленности
в
значительной
степени дает
предварительная
разработка
типологии их
личности,
учитывающей
в первую
очередь
мотивацию
поведения.
Данная
типология
дает
возможность
прогнозировать
направленность
преступного
поведения
несовершеннолетних,
предвидеть
вероятность
совершения
ими краж,
грабежей,
разбоев,
более
эффективно
оказывать на
них
профилактическое
воздействие,
конкретно
осуществлять
коррекцию их
личности и
поведения. Изменение
подхода к
организации
профилактической
деятельности
правоохранительных
органов по
предупреждению
и пресечению
корыстных
правонарушений
и
преступлений
несовершеннолетних
предполагает
широкое
применение
методов
психологии и
педагогики
для изучения
личности
несовершеннолетних
правонарушителей
корыстного
типа,
коррекции их
личности и
поведения.
Психология
и педагогика
имеют
достаточно
внушительный
арсенал
методов и
средств
изучения
личности, ее
воспитания и
перевоспитания.
Выбор того
или иного
метода
должен
определяться
предметом и
задачами
конкретного
исследования. К
основным
психологическим
методам
следует
отнести
наблюдение и
эксперимент,
беседа,
изучение
продуктов
деятельности,
анкетирование,
тестирование
и др.
Отмечается
важная роль в
изучении
личности
несовершеннолетнего
правонарушителя
биографического
метода,
метода
«незаконченных
предложений»,
многофазного
личностного
опросника
или теста
ММР1, метод
самооценки,
метода
обобщения
независимых
характеристик,
лонгитюдинального
метода и др.
В
качестве
методов
педагогического
воздействия
на личность
подростка-правонарушителя
в процессе
перевоспитания
рекомендуется
применять, в
основном,
четыре
метода,
каждому из
которых
присуща
система
методических
приемов:
убеждение
(разъяснение,
изложение,
поучение,
наставление,
доказательство,
опровержение,
пример
собственного
поведения);
Использование
психолого-педагогических
методов
воздействия
на
несовершеннолетних
преступников
и коррекции
их личности и
поведения
должны быть
дифференцированными,
учитывающими
условия
работы с ними
как по месту
их
жительства,
так и в
центрах
временной
изоляции для
несовершеннолетних,
и в
специальных
учебно-воспитательных
учреждениях
закрытого
типа. В
условиях
свободного
общения с
несовершеннолетним
корыстным
правонарушителем
по месту его
жительства
ведущим в
группе
методов
исправления
и
перевоспитания
подростка
должен стать
метод
убеждения,
что не
исключает
применения
также
методов
приучения и
стимулирования. В
целях
совершенствования
профилактики
корыстных
преступлений
несовершеннолетних
предлагается
создание
принципиально
новой
системы
превентивной
помощи
несовершеннолетним.
Она должна
включать в
себя
разветвленную
сеть центров,
бюро,
агентств,
обществ,
клубов,
ассоциаций,
союзов,
консультаций,
телефонов
доверия,
которые
будут решать
комплекс
проблем,
связанных с
социальной
адаптацией
несовершеннолетних
и
молодежи. Воспитательно-профилактическая
служба всех
заинтересованных
органов и
организаций
должна
максимально
гибко
реагировать
на
зарождающиеся
тревожные
явления в
среде
несовершеннолетних,
умело
упреждая
появление
очередных
зон
повышенного
риска
социальных
отклонений,
ведущих к
совершению
подростками
корыстных
преступлений. Решение
этой
проблемы
видится в
улучшении
деятельности
всех
правоохранительных
органов по
профилактике
корыстных
преступлений
и
правонарушений
несовершеннолетних.
Литература
1. Аллахвердова
Р.В., Петров Ф.Ю.,
Фенько Е.О.
Семейные
отношения
(криминологический
анализ). –
Монография. –
М., ЮИ МВД РФ,
2002.
Преступность
несовершеннолетних
в России. (1996-2000 гг.).
Статистический
сборник. - М.,2000.
Преступность
несовершеннолетних
в России. (1998-2001 гг.).
Статистический
сборник. - М.,2002.
Состояние
преступности
в России за
январь-декабрь
2001 г. - М., МВД РФ,
2002.