Правовые аспекты электронного документооборота
в налогообложении.
Коровяковский Денис Геннадьевич , заместитель
начальника учебного отдела по заочной форме обучения Всероссийской
Государственной Налоговой Академии МНС РФ, преподаватель кафедры «Финансового и
административного права» ВГНА МНС РФ
Необходимым условием успешной реализации налоговой реформы
является максимальная автоматизация процессов, связанных с
налогообложением. Налоговые органы в настоящее время
располагают развитой автоматизированной системой, включая федеральные,
региональные и местные уровни. Утвержденная в конце 2001
года федеральная программа развития налоговых органов, предусматривает
дальнейшие работы по повышению уровня оснащенности современными
программно-аппаратными средствами обработки информации, средствами
телекоммуникаций, защиты информации и переход на качественно новый уровень сбора
и обработки налоговой отчетности, адекватный требованиям времени.
Поправки к ст. 80 НК РФ устанавливают, что налоговая
декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по
установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с
законодательством РФ. Налоговая декларация может быть представлена
налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя,
направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по
телекоммуникационным каналам связи. При получении
налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган
обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном
виде. При передаче налоговой декларации по
телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее
отправки. Порядок представления налоговой декларации в
электронном виде определяется Министерством РФ по налогам и сборам и теперь
налогоплательщик вправе выбирать: подавать отчетность в электронном виде по
каналу связи или по-прежнему стоять в очереди в налоговой
инспекции. Реализации возможностей электронного
документооборота долгое время препятствовало отсутствие надежной правовой
базы. Начало 2002 года ознаменовано событиями, которые
существенно меняют ситуацию. Принят Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об
электронной цифровой подписи", что, безусловно, дает мощный импульс широкому
внедрению электронного документооборота во всех сферах деятельности, в том числе
и в сфере государственного управления. Федеральным
законом от 28.03.2002 N 32-ФЗ в ст. ст. 13 и 15 Закона РФ "О бухгалтерском
учете" внесены дополнения и изменения. Статья 13 дополнена пунктом 6. В нем
сказано, что при наличии технических возможностей и с согласия пользователей
бухгалтерской отчетности, указанных в статье 15, организация может представлять
бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством
РФ. Пункт 5 ст.15 допускает представление бухгалтерской отчетности пользователю
организацией путем передачи по телекоммуникационным каналам связи. При получении
бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь
бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в
электронном виде. Днем представления организацией
бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью
вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата
фактической передачи по принадлежности. МНС России
провело большую подготовительную работу по переходу к электронному
документообороту. Ведь при сдаче налоговой и бухгалтерской отчетности в
электронном виде очень важно обеспечить юридическую значимость представляемых
документов и гарантировать конфиденциальность передаваемых таким образом
данных. К настоящему времени на магнитных носителях
сдается около 95% справок работодателей по налогу на доходы физических лиц. При
этом данные на бумажном носителе представлять необязательно. Юридическая
значимость представляемых данных подтверждается сопроводительными реестрами на
бумаге, в которых указывается, какие виды отчетности и за какой период
представлены на магнитном носителе. Проводились и
проводятся также эксперименты по приему налоговых деклараций и бухгалтерской
отчетности на магнитных носителях. Как правило, в предлагавшихся при этом
технологиях магнитный носитель лишь дублировал данные на бумаге, позволяя
сократить время на прием и обработку данных, но не решая проблему по существу. В
ряде регионов проведены эксперименты по отработке технологии сдачи отчетности по
каналам связи, в том числе с использованием интернета, в ходе которых
апробировались различные решения. Их результаты позволяют сделать вывод не
только о принципиальной возможности перехода на безбумажные и бесконтактные
методы представления отчетности, но и о реальности такого перехода в самой
ближайшей перспективе. Для подготовки и сдачи форм
отчетности в электронном виде налогоплательщики использовали программный
комплекс "Спринтер" фирмы "Такском", в состав которого входят следующие
компоненты. 1. Модуль выгрузки (ручного ввода) документов
бухгалтерской и налоговой отчетности, обеспечивающий автоматизированную выгрузку
этих документов из баз данных семейства "1С: Предприятие", а также ручной ввод
содержания указанных документов с возможностью дальнейшей распечатки их на
принтере и выгрузки в электронном виде стандартных форм отчетности, отправляемых
в инспекции МНС. Программа позволяет осуществлять проверку правильности
заполнения форм отчетности перед отправкой в налоговые органы. 2. Модуль электронной почты. Наряду с почтовыми функциями, модуль
предоставляет большие возможности по архивированию сообщений, хранению адресной
информации и информации, идентифицирующей ключи пользователей, а также средства
перекодирования и преобразования форматов сообщений. 3.
Модуль криптографической защиты информации, обеспечивающий абонентское
шифрование файлов отчетности, передаваемых по каналам связи, и защиту их с
помощью электронной цифровой подписи. 4. Сервисный
модуль, обеспечивающий информирование налогоплательщика о выполнении функций
регламента электронного документооборота, а также позволяющий налогоплательщику
вести архив электронных документов. Анализ технических
требований, предъявляемых к участникам эксперимента, позволяет сделать вывод,
что в настоящее время многие налогоплательщики могут обеспечить наличие
соответствующего оборудования. В то же время следует отметить, что все же не все
налогоплательщики готовы к повсеместному внедрению электронного документооборота
с налоговой инспекцией. Среди причин неготовности налогоплательщика к новым
технологиям можно выделить как объективные, так и субъективные доводы. Несмотря
на доступность технических средств, использованных в ходе эксперимента,
значительная часть налогоплательщиков все еще не располагает ими. Серьезной
проблемой является недостаточно высокий уровень средств связи. Для того чтобы
обеспечить своевременную сдачу отчетности в надлежащем виде, налогоплательщик
должен иметь персонал, способный подготовить и отправить документацию с помощью
технических средств. Важным препятствием на пути повсеместного внедрения
электронного документооборота с налоговой инспекцией является психологическое
недоверие налогоплательщика к использованию технических средств. Отечественный
бухгалтер привык к тому, что он лично удостоверяется в сдаче баланса в налоговую
инспекцию. Да и штамп почтового отделения связи выглядит для такого бухгалтера
более надежным доказательством исполнения обязанности по сдаче бухгалтерской
отчетности. Особенность эксперимента заключалась в том,
что сдача бухгалтерской отчетности по электронным каналам связи дублировалась на
привычных бумажных носителях. Связано это было с недостаточностью правового
регулирования электронного документооборота. Участниками
информационного обмена при представлении налоговой декларации в электронном виде
являются налогоплательщики или их представители, налоговые органы, а также
специализированные операторы связи, осуществляющие передачу налоговой декларации
в электронном виде по каналам связи от налогоплательщиков или их представителей
в налоговые органы. Их выбор осуществляется на основе аттестации (конкурсного
отбора), в соответствии с законодательством РФ и документами, утверждаемыми
Министерством РФ по налогам и сборам. Таковыми должны быть организации, имеющие
соответствующие лицензии ФАПСИ и Министерства по связи и информатизации и
отвечающие требованиям по обеспечению регламента взаимодействия между
налогоплательщиками и налоговыми органами в автоматизированном
режиме. При представлении налоговой декларации в
электронном виде по телекоммуникационным каналам связи дата ее представления
будет подтверждаться специализированным оператором по аналогии с тем, как это
делается сейчас при отправке деклараций по обычной почте. Отношения между участниками информационного обмена при представлении
налоговой декларации в электронном виде регулируются Гражданским кодексом РФ,
Налоговым кодексом РФ, Федеральным законом "О бухгалтерском учете", Федеральным
законом "Об электронной цифровой подписи", Федеральным законом "Об информации,
информатизации и защите информации", Федеральным законом "О связи", другими
федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также приказом МНС
РФ от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169 « Об утверждении порядка представления
налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам
связи». Представление налоговых деклараций в электронном
виде будет осуществляться, с одной стороны, по добровольному желанию
налогоплательщика, а с другой стороны, — при наличии у налоговых органов
технических возможностей для их приема. Уже свыше 1000 налоговых инспекций
местного уровня располагают соответствующими программно-техническими и
телекоммуникационными комплексами, и работа в этом направлении будет
продолжена. При представлении налоговой декларации в
электронном виде в соответствии с Порядком налогоплательщик не обязан
представлять ее в налоговый орган на бумажном носителе. Но при этом и
налогоплательщик, и сотрудники налоговых органов
должны обеспечить хранение архива документов в электронном
виде в течение срока определяемого законодательством РФ. Защита
информации при представлении отчетности по электронной почте будет
обеспечиваться комплексом организационных и программно-технических
мер. Организационные меры по обеспечению информационной
безопасности предполагают регламентацию взаимоотношений участников обмена
информацией и строгое соблюдение порядка обмена электронными документами при
сдаче налоговых деклараций и форм отчетности. Программно-технические меры заключаются в использовании сертифицированных
Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте РФ
(ФАПСИ) средств криптографической защиты информации и автоматическом выполнении
функций специального регламента электронного документооборота, что гарантирует
не только конфиденциальность переписки участников системы, но и разрешение
разного рода конфликтных ситуаций, возникающих между ними. Налогоплательщик, участвующий в системе электронного документооборота с
налоговыми органами, берет на себя обязательства соблюдать регламент обмена и
правила работы со средствами криптографической защиты
информации. Системы информационного взаимодействия
подразумевают единый подход к процедуре представления отчетности и строгое
соблюдение правил, ее описывающих. Даже небольшое отклонение приведет к тому,
что стороны информационного обмена перестанут понимать друг друга, а
следовательно, взаимодействия не произойдет. Перечень
налоговых деклараций и иных документов, подлежащих представлению в налоговые
органы в электронном виде, утверждается Министерством РФ по налогам и сборам.
Как известно, в территориальных налоговых инспекциях используются разные
программы для обработки налоговой отчетности и ведения баз данных камеральных
проверок. Еще большее разнообразие наблюдается в программных средствах,
используемых налогоплательщиками для подготовки налоговых деклараций и
бухгалтерской отчетности. Обеспечить совместимость и "взаимопонимание" этих
программ призван единый формат представления данных бухгалтерской и налоговой
отчетности в электронном виде. Такой формат был разработан и апробирован в ходе
пилотных проектов, проводившихся в Москве и других регионах. Формат, описывающий
свыше 30 основных форм отчетности за 2001 год, уже утвержден, а работа над
форматом на 2002 год, в котором список форм будет максимально расширен, близка к
завершению. Эти унифицированные форматы будут открыты для использования всеми
разработчиками программных средств для налогоплательщиков и налоговых
органов. Для того чтобы иметь возможность передавать
налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде по каналам связи,
налогоплательщик должен будет обратиться в налоговый орган по месту своего учета
с письменным заявлением и получить формальное согласие. Смысл этой процедуры
состоит в том, что налогоплательщик уведомляет налоговый орган о своем желании в
дальнейшем передавать отчетность именно по каналам связи, а не на бумаге и
обязуется соблюдать все правила и процедуры. В свою очередь, налоговый орган
регистрирует налогоплательщика как участника электронного документооборота и
соответствующим образом настраивает свои средства на прием отчетности от данного
налогоплательщика. Другим условием представления
налоговых деклараций в электронном виде является использование программных и
аппаратных средств, обеспечивающих возможность: -
формирования данных налоговой декларации в соответствии со стандартами,
форматами и процедурами, утвержденными Министерством РФ по налогам и сборам, для
их последующей передачи в электронном виде по телекоммуникационным каналам
связи; - формирования запросов на получение от налогового
органа по месту учета информационной выписки об исполнении налоговых
обязательств перед бюджетами различного уровня; -
шифрования при отправке и расшифрование при получении информации с
использованием средств криптографической защиты информации
(СКЗИ); - формирования подписи при передаче информации и
ее проверку при получении с использованием средств ЭЦП. Важно, чтобы эти средства имели соответствующие сертификаты,
подтверждающие совместимость с аналогичными средствами, установленными в
инспекциях. Все средства криптографической защиты
информации, применяемые для шифрования отчетности, должны в обязательном порядке
иметь сертификат ФАПСИ, так как по законодательству РФ органам исполнительной
власти использовать средства шифрования, не имеющие сертификата ФАПСИ,
запрещается. В противном случае система не будет работать, поскольку не будет
гарантирована юридическая значимость электронных документов и обеспечена
конфиденциальность обмена. Регламент обмена электронными
документами при представлении отчетности по каналам связи предполагает следующую
последовательность действий, выполняемых автоматически: — при отправке отчетности налогоплательщиком файл отчетности
подписывается ЭЦП налогоплательщика, зашифровывается и отправляется на сервер
электронной почты оператора: — при получении этого
электронного документа в налоговой инспекции он расшифровывается, проверяется
ЭЦП налогоплательщика, что гарантирует как отсутствие искажений при поступлении
документа, так и невозможность внесения изменений со стороны работников
налоговых органов. Если результат проверки ЭЦП положительный, то электронный
документ подписывается ЭЦП налоговой инспекции, зашифровывается и отправляется
налогоплательщику. Одновременно электронный документ с двумя ЭЦП
(налогоплательщика и инспекции) сохраняется в архиве инспекции. Если результат
проверки ЭЦП отрицательный, то файл отчетности не принимается, а
налогоплательщику высылается соответствующее уведомление; — налогоплательщик, получивший свой файл отчетности с двумя ЭЦП, также
сохраняет его в архиве; — на сервере электронной почты
оператора фиксируется факт поступления электронного документа в адрес налоговой
инспекций и формируется подтверждение оператора — электронный документ,
содержащий дату и время сдачи отчетности, подписанный ЭЦП оператора и
зашифрованный; — оператор высылает подтверждения,
содержащие дату и время сдачи отчетности, и налогоплательщику, и налоговой
инспекции, которые подписаны ЭЦП оператора и не могут быть произвольно изменены.
Налогоплательщик и налоговая инспекция подписывают эти подтверждения своими ЭЦП
и отправляют оператору, одновременно сохраняя их в своих
архивах; — кроме того, в налоговой инспекции файлы с
формами отчетности перед обработкой проходят входной контроль на соответствие
требованиям формата. По результатам входного контроля формируется протокол,
который подписывается ЭЦП налоговой инспекции и также отправляется
налогоплательщику. Таким образом, налогоплательщик,
пользующийся системой сдачи отчетности в электронном виде по каналам связи,
может считать цикл сдачи отчетности полностью выполненным, если он
имеет: — подтверждение оператора, подписанное ЭЦП
оператора и налогоплательщика, — файл отчетности,
подписанный ЭЦП налогоплательщика и налогового органа; —
протокол, подписанный ЭЦП налогового органа, о результатах проверки на
соответствие формату. Такой порядок создает основу для
корректного разрешения нештатных или же спорных ситуаций, связанных со сдачей
отчетности. Преимуществами системы представления
отчетности в электронном виде с использованием электронной почты
являются: а) работникам налоговых органов не надо тратить
время на ввод данных с бумажных носителей в компьютерные базы
данных; б) декларации, поступающие от налогоплательщиков,
не содержат арифметических ошибок и неточностей в оформлении обязательных
реквизитов; в) налогоплательщикам нет необходимости
тратить время в очередях, а отчетность точно соответствует всем утвержденным
требованиям; г) обновления форм отчетности
налогоплательщикам передаются по каналам связи; д)
налогоплательщики получают по каналам связи из инспекций все информационные
материалы, которые обычно размещаются на досках объявлений. е) у налогоплательщиков появляется возможность посылать в инспекции по
электронной почте запросы о состоянии своих расчетов с бюджетами разных уровней
и оперативно получать соответствующие выписки. Таким
образом, речь идет уже не просто о системе сдачи налоговой и бухгалтерской
отчетности, а о более широкой системе информационного обмена между
налогоплательщиками и налоговыми органами. Следует
отметить, что подключение и участие в системе представления отчетности в
электронном виде по каналам связи будет пока осуществляться на платной
основе. Налоговые органы не будут ограничиваться только
этим. Перспективными являются следующие направления
деятельности: — разработка схем представления отчетности
на магнитных носителях с использованием средств ЭЦП; —
максимальное расширение перечня форм деклараций, принимаемых в электронном виде;
— отработка схем информационного обмена на основе
wеb-технологий. Особого внимания заслуживают малые
предприятия и предприниматели без образования юридического лица. Для них
необходимо разрабатывать специальные схемы с привлечением специализированных
фирм, оказывающих комплексные услуги по ведению бухгалтерского учета, подготовке
и представлению отчетности в налоговые органы. В части
межведомственного взаимодействия будут продолжаться работы по схемам
информационного обмена на безбумажной основе с федеральным казначейством и
другими органами на всех уровнях управления. Необходимо
также стремиться к унификации схем, стандартов и процедур представления
отчетности в электронном виде с Пенсионным фондом РФ, органами Госкомстата
России, Фондом социального страхования РФ и другими ведомствами, которым
предприятия и организации представляют отчетность. В
период сдачи годовой отчетности за 2002 год, т.е. с 1 по 31 марта 2003 года,
налогоплательщики – юридические лица имеют возможность непосредственно в своей
территориальной инспекции заключить на льготных условиях договор на подключение
к системе сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности по безбумажной технологии.
В рамках системы представления бухгалтерской и налоговой отчетности по
телекоммуникационным каналам связи налогоплательщики получают возможность
заполнения форм законодательно установленной отчетности, автоматического
контроля за правильностью заполнения форм и доставки в налоговую инспекцию в
виде зашифрованных файлов по электронной почте. Отчетность, представленная в
налоговую инспекцию в рамках данной системы имеет юридическую силу, а
налогоплательщик, представивший документы в электронном виде, считается сдавшим
отчетность и освобождается от сдачи ее на бумажном носителе. Такой порядок
работы исключает потерю времени на стояние в очередях в налоговой инспекции, а
также расширяет рамки сдачи налоговой отчетности, поскольку бухгалтер может
отправить файлы до 24 часов последнего дня сдачи отчетности. Присланные
налогоплательщиками данные в инспекции проходят входной контроль и разносятся на
лицевые счета автоматически, что исключает технические ошибки и повышает
оперативность обработки информации. Согласно Методическим рекомендациям об
организации системы безбумажной технологии, утвержденным Приказом МНС России от
10.12.2002г. N БГ-3-32/705, налогоплательщик пересылает отчетность в налоговые
органы через специализированного оператора связи, который обеспечивает доставку
отчетности до налоговой инспекции и подтверждает сроки представления документов.
В указанный срок с 1 по 31 марта 2003 года московский специализированный
оператор связи предоставляет следующие скидки при заключении договоров на
подключение к системе безбумажной технологии сдачи налоговой отчетности: 40%
скидка на программное обеспечение, бесплатное подключение к системе, первый
месяц работы в системе без абонентского обслуживания.