Неруцкова О.Е., старший преподаватель кафедры "Правоведение" МГУС
Государство и
право России XVIII века в советской историографии (1960 –
1980-е гг.)
С конца 1950-х гг. изменение общественно-политической
обстановки в стране повлияло на состояние гуманитарных наук в СССР. Историческая
наука, при сохранении господства марксистско-ленинской методологии,
освобождалась от схематизма и многих тематических ограничений. Появилась
возможность более глубоких и многоплановых научно-исторических исследований
дореволюционной России. В значительной мере были актуализированы темы
реформаторства, освободительных движений, вопросы права и законодательства в
различные исторические периоды.
Историографическое
освоение темы правовой мысли XVIII в. в 1960-1980-х гг. было тесно связано с
исследованием общих проблем отечественной истории периода абсолютизма, в первую
очередь, изучением теоретических аспектов этого понятия. Основные направления
научных изысканий в этой области - определение основных характеристик,
хронологических границ, этапов развития и исторической роли российского
абсолютизма как формы государственного устройства, изучение официальной и
оппозиционной идеологии XVIII в., российского законодательства, системы
государственной власти и управления в период абсолютизма.
В 1960-1980-х гг. над изучением проблем российской истории XVIII в.
работали специалисты в области истории феодализма, общественной мысли, истории
права. Был осуществлен ряд документальных публикаций, отражающих законодательную
основу российского абсолютизма. В первую очередь, необходимо отметить издание
указов Петра Великого 1-й четверти XVIII в., продолжающее и дополняющее
публикацию 1920-х гг., а также сборник, вышедший в 1963 г. «Памятники права
периода создания абсолютной монархии. Вторая половина XVIII в.»
В 1980-е гг. была предпринята многотомная серия «Российское
законодательство Х-ХХ вв.», в котором 4-й и 5-й тома хронологически охватывали
период абсолютизма.51 Эти издания расширили источниковую базу для
исследования историко-юридических аспектов проблемы генезиса и развития
российского абсолютизма.
Существенное значение для
развития историографии отечественной правовой мысли и ее реализации в
государственно-правовых структурах имели общеисторические исследования и
разработка отдельных отраслей исторического знания, включающих историко-правовую
проблематику.
В 1965 г. осуществляется первое издание,
оцениваемого в настоящее время классическим, пособия Н.П. Ерошкина «История
государственных учреждений дореволюционной России» (3-е изд. М, 1983). Это
исследование обеспечило систематическое, подробное изложение тех изменений,
которые произошли в аппарате государственного управления в результате реформы,
предпринятой Петром I, показало эволюцию созданных им новых органов и
административных структур - коллегий, Сената, Синода и пр. в течение XVIII в.,
выявив в т.ч. их юридически определенные и фактические функции.
Общий очерк петровского времени, касающийся в т.ч. законодательной
стороны административной, военной, налоговой и других реформ 1-й четверти XVIII
в., был дан Н.И. Павленко в коллективной монографии «История СССР с древнейших
времен до наших дней».52
Идейные основания
законодательной политики абсолютизма, а также оппозиционные самодержавию
правовые представления, возникшие в дворянской среде под влиянием европейского
просветительства и Великой Французской революции, рассматриваются в разделе
«Общественно-политическая мысль» четырехтомника «Очерки русской культуры XVIII
в. » (М., 1988).53
Новый этап исследования
проблемы русского абсолютизма открыл выпуск в 1964 г. сборника «Абсолютизм в
России», в котором приняли участие С.М. Троицкий, С.О. Шмидт, Н.Б. Голикова,
Н.Ф. Демидова, Н.И. Павленко, Н.М. Дружинин и др.
Предшествующие исследования в данной области показали своеобразие
российского абсолютизма, однако глубинная суть этого своеобразия, определявшие
его общественно-политические, экономические, культурные факторы, конкретные
проявления во внутренней и внешней политике, не были досконально выявлены и
проанализированы, оставаясь малоизученными и дискуссионными.
Тематическая структура сборника позволила отразить большинство аспектов,
определяющих понятие абсолютной монархии в России: установление единоличной
власти монарха, в т.ч. его абсолютный приоритет в законодательной сфере;
формирование разветвленного бюрократического аппарата, деятельность которого
регламентирована массивом законодательных и нормативных актов, создание
регулярных вооруженных сил, положение различных сословий -дворянства,
купечества, мещанства, крестьянства на разных этапах развития абсолютизма и
пр.
В частности, в данном издании была помещена
информативная статья Н.Ф. Демидовой "Бюрократизация государственного аппарата
абсолютизме в XVI-XVIII вв.", выявлявшая истоки возникновения дворянской
бюрократии и ее трансформацию в процессе перехода от приказного управления и
делопроизводства к коллегиальному. Роль служилой бюрократии в складывании
государственного аппарата Российской империи XVIII в. Н.Ф. Демидова продолжала
исследовать и в последующие годы, что нашло выражение в ряде фундаментальных
статей и монографий.54
Непосредственное
отношение к проблеме истории правовой мысли имеет помещенная в сборнике статья
Н.И. Павленко "Идеи абсолютизма в законодательстве XVIII в."55
Эволюция законодательства, регулировавшего вопросы
административного управления, налогообложения, ремесленного производства,
торговли, прав сословий и пр. в российском городе XVIII в. рассматривались в
статье Ю.Р. Клокмана56.
Обобщающий очерк
проблемы "просвещенного абсолютизма" 2-й половины XVIII в. был дан Н.М.
Дружининым.57
Следующей затем вехой стала
дискуссия о сущности российского абсолютизма на страницах журнала «История СССР»
в 1968-71 гг.
Со своими концепциями о генезисе и сущности
российского абсолютизма выступили А.Я. Аврех, А.Л. Шапиро, С.М. Троицкий, Н.И.
Павленко и другие
Ученые58. Ключевыми
аспектами обсуждения проблемы были: возможность механического переноса положения
марксистской теории о равновесии между дворянством и формирующейся буржуазией
как условии для формирования абсолютизма на русскую почву; о связи возникновения
российского абсолютизма с генезисом буржуазных отношений; о влиянии фактора
классовой борьбы на становление абсолютизма.
В рамках
теории абсолютизма моделировали развитие политико-правовой системы России XVIII
в. Е.В. Анисимов, А.И. Комиссаренко, Н.И. Павленко, К.А. Софроненко, Л.А.
Стешенко, С.М. Троицкий, С.А. Омельченко и др.59
В ходе полемики ряд авторов подвергли сомнению представления о тождестве
понятий абсолютизм, самодержавие и неограниченная монархия. А.Я. Аврех отрицал
суждения о безусловной прогрессивной исторической роли абсолютизма. Также
подвергалась сомнению точка зрения о равновесии между феодальным и буржуазным
классами, как основной характеристике социальной основы
абсолютизма.60
По словам А.Я. Авреха,
"абсолютизм - это такая феодальная монархия, которой присуща, в силу ее
внутренней природы способность эволюционировать и превращаться в буржуазную
монархию", причем полагал возможным насаждение абсолютистским государством
"сверху" буржуазных отношений.61
М.П.
Павлова-Сильванская видела в российском абсолютизме вариант восточной деспотии
62. Другие участники дискуссии отмечали существенные черты сходства российского
абсолютизма с европейскими, что выражалось как в его идейно-культурной
ориентации, так и социально-политической структуре: наличии элементов сословного
представительства, влиянии христианской церкви и ее возможностях с государством,
наличие предбуржуазных отношений и пр.
С формально
юридической стороны рассматривается генезис абсолютистской государственности в
работах Л.А. Стешенко и К.А. Софроненко.63
В
ходе обсуждения этих проблем советская историческая наука пересмотрела
характерные для 1940-х гг. представления о буржуазном характере петровских
преобразований. Большинство участников дискуссии придерживались точки зрения о
своеобразии генезиса абсолютизма в России в конце XVII-XVIII вв. и определяли
сложившийся в этот период политический строй как чиновничье-дворянскую монархию.
Ее важнейшими чертами было признано наличие иерархической системы центральных и
местных учреждений, на вершине которой находился носитель монархической власти,
не связанный никакими законодательными ограничениями, наличие регулярной армии,
полиции, обширного бюрократического аппарата. В то же время, в ходе дискуссии
выявилось несколько крупных и множество частных научных проблем, которые не были
всесторонне и систематически исследованы, что придавало перспективный характер
научным программам в области истории российского абсолютизма XVIII
в.64
В начале 1980-х гг. вышел в свет сборник
научных статей "Проблемы истории абсолютизма" (М, 1983), участники которого
обозначили необходимость конкретного изучения вопросов о генезисе, особенностях
и исторической роли российского абсолютизма, в т.ч. историко-философском и
юридическом ключе.
Специального упоминания заслуживают
помещенные в нем статьи О.А. Омельченко и Ю.П. Титова. Работа О.А. Омельченко
ценна комплексным анализом Наказа Сенату 1785-1787 гг. как памятника официальной
идеологии, законодательства, правовой политики. Ю.П. Титов дает обзор
юридических представлений и норм, формировавших процессуальное право в России в
петровскую эпоху.65
Отдельное направление в
советской историографии абсолютизма составили исследования
общественно-политических и правовых взглядов российских мыслителей и политиков
XVIII в.
Значительную группу исследователей привлекла
дискуссия о генезисе просветительской идеологии в России. П.Н. Берков и А.П.
Валицкая относили зарождение просветительства к концу XVIII в., подразумевая под
ним учения, характеризующиеся стремлением к ликвидации социального зла. Другие
исследователи - Я.Д. Бетяев, Д.Д. Благой, П.И. Епифанов, А.Г. Кузьмин относили
его возникновение к первой половине XVIII в., связывая с деятельностью «ученой
дружины». Большинство же авторов (П.К. Алефиренко, М.Т. Белявский, М.А.
Горбунов, Ю.Ф. Карякин, Ю.А. Коган, Г.П. Макогоненко, В.И. Моряков, К.В.
Пигарев, Е.Г. Плимак, МИ. Штранге, И.Я. Щипанов и др.) относило появление
русского просветительства к 60-м годам XVIII в.
В 1961
году в связи с 250-летием со дня рождения М.В. Ломоносова Московским
государственным университетом было осуществлено издание комплекта
монографических исследований, посвященных различным сторонам деятельности
ученого, в т.ч. работ Г.С. Васецкого "Мировоззрение М.В. Ломоносова" (М., 1961)
и И.Д. Мартысевича "Вопросы государства и права в трудах М.В. Ломоносова" (М.,
1961). Монография Г.С. Васецкого содержит развернутый обзор философских,
социологических, этических и религиозных взглядов Ломоносова, однако ее научное
значение снижается из-за стремления автора выявить, в первую очередь, классовый
характер мировоззрения Ломоносова, доказать, что его деятельность связана с
интересами народных масс, обосновать положение об атеизме Ломоносова и пр., что
заставляет исследователя отступать от требований научной
объективности.
Монография И.Д. Мартысевича представляет
собой конкретно-историческое исследование историко-юридических концепций в
творчестве М.В. Ломоносова, в т.ч. ее отдельные главы посвящены русскому праву
XVIII в. и положению сословий в русском государстве XVIII в. в трудах
ученого.66 Представляет интерес анализ позиций Ломоносова
относительно современного ему семейного и уголовного права, положения
дворянства, духовенства и крестьянства, его предложений о
мерах по борьбе с преступностью и пр.
В
конце 1960-х - середине 1970-х гг. осуществляются исследования А.Б. Просиной,
посвященные творчеству Феофана Прокоповича, и В.И. Морякова, который анализирует
влияние французского просвещения на формирование взглядов А.Н.
Радищева.67
В советской историографии, как и
дореволюционной. Феофан Прокопович рассматривался в качестве первого из
мыслителей, обратившихся к теории естественного права в России. В.М. Ничик
обнаруживал в политическом учении Ф. Прокоповича даже пантеистические
компоненты. Для доказательства данного тезиса автор ссылался на следующие слова
иерарха: «Полное определение природы совпадает с богом относительно природных
вещей, в которых он с необходимостью существует и которые он
движет».68 П.Г. Рындзюнскии определял теорию естественного права в
качестве философского обоснования абсолютистских стремлений
императора.69
Е.В. Анисимов подверг пересмотру
стереотип оценки доктрины Ф. Прокоповича в качестве переноса на российскую почву
учения западноевропейских адептов теории естественного права. С точки зрения
автора, сочинения иерарха представляли собой эклектичную компиляцию, сочетавшую
элементы европейской философии с традиционным для Московской Руси пониманием
монаршей власти. Последний компонент, по оценке Е.В. Анисимова, значительно
преобладал. В отличие от западной правовой мысли «договорная теория» Ф.
Прокоповича не ограничивала власть монарха, а использовалась в качестве
аргументации ее самодержавного характера. Смысл выступлений Ф. Прокоповича
усматривался в намерении обосновать неограниченность власти царя как на основе
божественного, так и естественного права. Ведущим мотивом его идеологической
доктрины являлось развитие средневекового подхода, отождествлявшего личность
самодержца с властью и государством.70
Персонифицированное рассмотрение развития русской политико-правовой мысли
получило в историографических трудах. М.Т. Белявский, Л.Б. Модзалевский, И.Я.
Щипаное исследовали воззрения Н.Н. Поповского (видного теоретика преимуществ
монархии над демократией и аристократией); Ю.А. Коган,
Е.И. Липский, Е.С. Кулебяко, Ю.И, Парамонов - Я.П.
Козельского; И.С. Бак, С. А. Покровский, П.С. Грацианский - С.Е. Десницкого;
И.С. Бак, Ю.Я. Коган - И.А. Третьякова; Е.С. Кулябко - А.А. Барсова; И.С. Бак,
М.Т. Белявский, Е.С. Кулябко -А.Я. Поленова; Е.Г. Плиман, И.Я. Щипанов - П.С.
Батурина; Л.А. Дербов, Г.П. Макогоненко - Н.И. Новикова; К.В. Пигарев, Г.П.
Макогоненко - Д.И. Фонвизина, В.А. Западов, М.В. Иванов - Г.Р. Державина; И.Я.
Щипанов - A.M. Брянцева; В.А. Кривошеева - Г.Н. Теплова; 3. Рустам-Заде, И.А.
Федосов, С.Л. Пештич, Б.С. Солодкий - М.М. Щербатова; А. Иванов - А.Т. Болотова;
Ю.Ф. Карякин, Е.Г. Плимак - М.К. Беунова, П.С. Шкуринов - А.Н.
Радищева.71
Советский исследователь М.М.
Сафонов убедительно доказывает, что упоминаемый декабристом М.А. Фонвизиным в
работе "Обозрение проявлений политической жизни в России" (1835 г.)
конституционный проект является плодом коллективного творчества Н.И. Панина и
Д.И. Фонвизина, и считает, что этот документ мог служить идейной основой
заговора 11 марта 1801 г.72
Представляют
интерес приводимые Сафоновым фрагменты записей цесаревича Павла, сделанные под
влиянием беседы с Н.И. Паниным о необходимости усовершенствования российских
законов 28 марта 1783 г. В этих записях зафиксирована идея разделения властей на
законодательную, законы хранящую и исполняющую. "Законодательная может быть в
руках государя, но с согласия государства, а не инако, без чего обратится в
деспотизм. Законы хранящая должна быть в руках всей нации, а исполняющая в руках
под государем, предопределенным управлять
государством".73
Соглашаясь с Паниным в идее
создания выборного дворянского Сената, Павел предлагает разделить его и на
уголовный и гражданский департаменты, что предполагает осуществление судебных
функций. Для "объявления воли, законов и намерений государя" он считал
необходимым ввести должность "канцлера правосудия, министра государева", ему
подчиняется генерал-прокурор. Сенат, в понимании цесаревича, есть "хранитель
законов и исполнитель законов". Но там где необходима административная власть и
исполнение решений, должен распоряжаться государь, в то же время, один человек
не имеет ни физической, ни моральной возможности "вести дела" в политической,
финансовой, коммерческой, военной части.74 В связи с этим Павел
намечает переход к министерской системе, предполагая учредить "юстицкой",
"Камерной", "денежной", "щетной", "коммерции", "два военных", "внешних или
иностранных дел" департаменты во главе с министрами или шефами, составляющими
"государев совет".
Придя к выводу, что сенат является
одновременно и судебной инстанцией и верховным правительством, Павел намечает
превратить его в "первый судебный трибунал", т.е. в высшую судебную инстанцию,
во главе которой стоит канцлер юстиции. Весьма существенно, что данный институт
должен был контролировать, в том числе, и соответствие повелений государя
существующим законам. Сенат проектировался не только в Петербурге, но и в
Москве, Казани и Глухове при старшинстве первого. В Петербургский Сенат должны
отсылаться дела, решение которых оказалось невозможным в других сенатах.
Окончательное решение в затруднительных случаях принадлежит императору, с
которым сенат сносится через канцлера юстиции.
В каждый
департамент назначается по прокурору, в сенат - по обер-прокурору, в Петербурге
- генерал-прокурор. При каждом департаменте предполагались прокуроры и стряпчие
для исполнения роли частных поверенных челобитчиков.75 М.М. Сафонов
отмечает также, что Павел "проводит мысль о гласности судебного процесса и
публичности всего судопроизводства".76 Павел наделяет Сенат правом
представления по всем вопросам за исключением внешней политики.
Таким образом, статья М.М. Сафонова выявила совершенно новые данные о
правопонимании и законодательных предположениях Павла I в годы его юности,
отразив важный аспект истории дворянского реформаторства в России в конце XVIII
- нач. XIX вв.
В конце 1980-х гг. М.М. Сафонов обобщил
результаты своих исследований в монографии, рассмотрев комплекс проблем,
связанных с деформациями внутриполитических черт российского абсолютизма при
Павле I и реформаторскими тенденциями в дворянской среде на рубеже XVIII-XIX
вв.77
В исследованиях по
социально-экономической истории России XVIII в. одним из важнейших направлений
был вопрос о юридическом положении податных сословий, в первую очередь,
бесправие крепостного крестьянства. Отражение в российском законодательстве
процесса закабаления крестьян, изменения в их социально-экономическом статусе в
связи с такими актами как введение подушной подати Петром I, нивелирование
понятия поместья и вотчины Манифестом о вольности дворянства 1762 г. и пр.,
реакция крестьянских масс на происходившие в стране политические и экономические
процессы рассматривались в монографии В.В. Мавродина «Классовая борьба и
общественно-политическая мысль в России в XVIII в. (1725-1773)» (Л., 1964),
статьях Е.И. Индовой, А.А. Преображенского и Ю.Л. Тихонова78,
исследовании М.Т. Белявского «Крестьянский вопрос в России накануне восстания
Е.И. Пугачева» (М., 1965), коллективной монографии «Дворянство и крепостной
строй России. XVI-XVIII вв.» (М., 1975) и др.
Юридические
основания функционирования судебной системы и их эволюция в течение XVIII в.
рассматриваются в статье Н.Н. Ефремовой.79
В
1960-1970-х гг. в советской историографии изучался и полемизировался вопрос о
идеологических и социально-психологических основах крестьянского
освободительного движения и ее связи с идеями просветительства во второй
половине XVIII в. В работах В.В. Мавродина, Л.В. Черепнина, П.Я. Мирошниченко и
др. преобладает мысль об «элементах сознательности», «ростках идеологии» в
стихии крестьянских войн, в т.ч. анализируются народные социальные утопии XVIII
в. и их примитивный демократизм на основе прокламаций, фольклорной и житийной
традиции. Исследователи данной проблемы стремятся установить внутреннюю связь
между особенностями социальной психологии российского крестьянства в XVIII
столетии и событиями политической жизни России, например, манифестом 18 февраля
1762 г. о вольности дворянства, а также определить степень влияния «снизу» -
крестьянские челобитные, манифесты и воззвания периода пугачевского восстания
1773-1775 гг. и пр. - как на законодательную и административную деятельность
властей, так и на развитие политических и правовых идейных течений в дворянской
среде.80
Заслуживает отдельного упоминания
изучение в советской историографии темы Вольного экономического общества как
центра появления и обсуждения идей
в духе просветительства и монархической «законности». Этой
проблеме посвящены монография В.В. Орешкина, вышедшая в 1963 г.,
диссертационное
исследование В.А. Петровой и др.
работы.81
Одной из крупных работ, внесших
вклад в разработку теории российского абсолютизма, явилась монография С.М.
Троицкого, в которой дана развернутая характеристика одной из важнейших
составляющих российской абсолютной монархии XVIII в. - дворянской бюрократии.
Троицкий выявил главные закрепленные в законодательстве положения, определявшие
порядок формирования и функционирования бюрократического аппарата, в т.ч.
принципы «систематического и иерархического разделения функций» между отраслями
управления и отдельными чиновниками; комплектования и прохождения службы на
основе личной выслуги, а не происхождения; замены поместного и
натурального оклада денежным.82
Становление центрального и столичного аппарата регулярной полиции России
в первой четверти XVIII в. изучается в одноименной статье М.И. Сизикова. Процесс
организации аппарата регулярной полиции автор связывает с характерной для
абсолютистского позднефеодального государства мелочной регламентацией жизни и
деятельности подданных и с необходимостью усовершенствования карательного
аппарата в ходе обострения классовой борьбы.83 Рассматривается
законодательная база, организация и практическая деятельность полицмейстерских
канцелярий в Петербурге и Москве, изучаются юридические аспекты работы полиции в
XVIII в.: ее компетенции, праве издавать самой законодательные акты. М.И.
Сизиков подчеркивает, что деятельность полиции носила исключительно подзаконный
характер, хотя полицмейстерские канцелярии обладали правом законодательной
инициативы и толкования законов в собственных предписаниях нормативного
характера.84
В 1970-1980-х гг. было продолжено
изучение вопроса о влиянии шведского права и системы государственного управления
на характер административной реформы в России в 1-й четверти XVIII в. В
частности, данной проблеме посвящены статьи Г.А. Некрасова и С.М.
Троицкого.85
В 1980-е гг. продолжает
всесторонне исследоваться эпоха Петра I, в т.ч. появляется работа А.Б. Зайченко,
в которой анализируются представления Петра I о значении закона в
государственной жизни, его собственной роли как создателя законов,
правопонимание Петра в связи с концепцией «регулярного
государства»86. Формирование бюрократической системы управления в
петровское время является центральной темой в проблематике научных исследований
А.Н. Медушевского, изменение налогового законодательства в 1-й четверти XVIII
в.
отражено в книге Е.В.
Анисимова87.
Нюансы перехода от образа
«государя» к образу «отечества» в общественно-политической риторике и сознании
людей петровского времени изучаются в конце 1980-х гг.
Л.А.Черной.88
Менее многочисленны
исследования, посвященные периоду между царствованием Петра I и Екатерины II,
поскольку эпоху «дворцовых переворотов» советская историография трактовала как
годы безвременья, затишья перед очередной классовой битвой (Пугачевским
восстанием).89
Из существующих в советской
историографии 1980-х гг. работ на эту тему, отличающихся отсутствием схематизма
и стремлением к научной объективности, следует упомянуть монографии Е.В.
Анисимова «Россия в середине XVIII века: борьба за наследие Петра I», Н.И.
Павленко «Птенцы гнезда Петрова» (М., 1985) и «Полудержавный властелин» (М.,
1980), фундаментальную статью С.О. Шмидта «Внутренняя политика России середины
XVIII в.»90
В 1960-1980-х гг. были заложены
основы для исследования политико-правовых оснований законодательной деятельности
Екатерины II, в т.ч. идеи, легшие в основу ее Наказа Уложенной комиссии,
анализировались в статьях Н.Я. Куприца и О. А. Омельченко, соответственно, с
юридической и историко-философской точек зрения91.
В 1980-х гг. О.А. Омельченко была осуществлена серия исследований,
отражающих процесс кодификации правовых идей, получивших статус официальных в
период царствования Екатерины II92. Автор рассмотрел особенности
юридической фиксации норм гражданского, судебного, церковного и других отраслей
права, сосредоточив особое внимание на концепции «основного закона», нашедшего
отражение в обнаруженном им проекте Екатерины II "О узаконениях вообще". Этот
проект О.А. Омельченко расценивает как свидетельство элемента конституционности
в комплексе законотворческих идей Екатерины II.
В
1970-1980-е гг. вышел в свет целый ряд источниковедческих исследований по
материалам Законодательной комиссии 1760-1770-х гг. Изучение в работах Е.Г.
Гороховой, В.П. Громова, А.Н. Медушевского, Л.М. Артамоновой, В.М. Никоновой и
др. наказов различных сословных групп позволило выявить в т.ч. особенности их
правопонимания, юридических знаний и представлений политических и экономических
требований в рамках абсолютистской
государственности.93
Идейно-правовые вопросы
истории XVIII в. затрагивались в статьях, публиковавшихся различными авторами в
1970-1980-е гг. в журналах «История СССР», «Вопросы истории», «Вестник МГУ» и
др. Среди них следует отметить как наиболее фундаментальные и аргументированные
публикации И.А. Федосова, С.О. Шмидта и др.94
В 1970-1980-х гг. издаются новые учебники для юридических вузов по курсу
«История государства и права СССР»95. В 1972 г. выходит в свет
пособие, подготовленное коллективом авторов под редакцией Г.С. Калинина и А.Ф.
Гончарова. Оно сочетает марксистско-ленинскую методологию с использованием
фактологического материала, а также некоторых выводов классических руководств,
созданных правоведами конца XIX - нач. XX вв. В частности, понятия о юридических
нормах XVIII в. даются на основе положения о переходе в петровскую эпоху от
обычного права к господству законов, издаваемых верховной
властью.96
В учебном пособии «История
политических и правовых учений» для студентов вузов, обучающихся по
специальности «Правоведение», вышедшем в 1983 г. под редакцией B.C.
Нерсесянца97, отдельная глава посвящена политической и правовой мысли
в России во второй половине XVII - первой половине XVIII в. (период образования
и укрепления абсолютизма) и во 2-й половине XVIII в.98
Методологически пособие опирается на определения, данные В.И. Лениным о
преобразовании сословно-представительной монархии в абсолютную во второй
половине XVII - 1-й четверти XVIII в. В тексте учебника раскрывается содержание
политических и правовых взглядов идеологов «просвещенного абсолютизма» Ф.
Прокоповича и В.Н. Татищева и подчеркивается, что официально идеология
абсолютизма отразилась, главным образом, в законодательном корпусе петровского
времени, в первую очередь, в царских указах. Политические и правовые концепции
И.Т. Посошкова определяются как выражение интересов нарождающейся
буржуазии."
В 1984 г. в свет выходит монография П.С.
Грацианского «Политическая и правовая мысль России второй половины XVIII в.», в
которой предпринята попытка рассмотреть развитие и противоборство основных
идейных течений эпохи «просвещенного абсолютизма»: официальной политической и
правовой идеологии, консервативно-дворянского течения, либерально-дворянского и
просветительского. Книга содержит обширный и ценный фактологический материал по
изучаемой проблеме, главное внимание уделено социологическим и политико-правовым
концепциям российского просветительства, в основном, по произведениям С.Е.
Десницкого. Две главы из пяти посвящены взглядам А.Н. Радищева.
П.С. Грацианский полемизирует с упоминавшимися выше историками 1950-х гг.
Г.П. Макогоненко и С.А. Покровским, утверждая, что просветительство 60-70-х гг.,
во-первых, не было «выступлением одиночек», а представляло собой организованное
течение, идейное воздействие которого на русское общество оказывалось «гораздо
эффективнее, чем принято полагать».100 Во-вторых, он доказывает, что
взгляды просветителей, опиравшиеся, главным образом, на идею «всеобщего блага»,
не содержали последовательного демократизма и не имели буржуазного характера,
хотя и совпадали с объективным ходом общественно-политического развития России в
сторону буржуазного государства.101
Следует
отметить, что в концепции П.С. Грацианского содержится определенное
противоречие. Указывая на отсутствие связи между просветительством и народными
движениями 2-й половины XVIII в., он, в то же время, не только утверждает, что
российские просветители выражали интересы широких народных масс, в первую
очередь, крестьянства, но и считает освободительную борьбу последнего основой
формирования общественно-политической идеологии русского
просвещения.102
В конце 1980-х гг. начавшаяся
в связи с «перестройкой» либерализация гуманитарного знания отразилась и на
развитии историографии отечественного права и правовой мысли. Был снят запрет на
публикацию и использование научного наследия российских историков права,
работавших в эмиграции, началось постепенное отступление от марксистского
понимания исторического процесса, смена понятийного аппарата и научной
терминологии.
В перестроечные годы особую популярность
приобрела теория Н.Я. Эйдельмана «революции сверху». Неудачи реформационных
проектов XVIII в., в частности деятельности Уложенной комиссии, автор объяснял
существованием сил торможения по отношению к царю (царице) реформатору.
Очевидно, что данная интерпретация во многом определялась характером реформ
второй половины 1980-х гг. в СССР и взаимоотношений М.С. Горбачева с
партноменклатурой.103
В 1990 г. в Ленинграде
был подготовлен сборник избранных произведений историков и философов права сер.
XIX - нач. XX вв.104 Его составители А.В. Поляков и И.Ю. Козлихин,
включившие в издание работы Б.Н. Чичерина, B.C. Соловьева, Б.И. Кистяковского,
П.И. Новгородцева, С.И. Булгакова, Н.А. Бердяева, в предисловии к публикации
обозначили неразрешенность в советской исторической науке и публицистике проблем
правопонимания.
Зарождение в России представлений о праве
составители сборника связывают с периодом царствования Екатерины II, отмечая,
что просвещенный абсолютизм во многом опирался на идеи французского просвещения,
тесно связанного с правовой культурой конституционализма. В екатерининском
«Наказе» и «Жалованной грамоте дворянству и городам» они видят стремление
«обосновать необходимость веротерпимости, гуманизировать уголовное право и, что
особенно важно, наделить дворян целым рядом гражданских прав.105 По
их мнению, появление сословия, за которым признавались гражданские права и
свободы, включая право частной собственности, положило начало формированию в
России гражданского общества.
Это небольшое предисловие
1990 г. к публикации памятников правовой мысли знаменательно тем, что в нем
проявились все основные тенденции
последующего развития историографии отечественного права
XVIII- XIX вв., а именно:
- либерализация подходов к исследованию
историко-правовой
проблематики, освобождение от
научного догматизма, методологическая
многовариантность;
- внимание к периоду конца XVII-XVIII вв., когда происходит
европеизация
русского права и государственной
жизни;
- стремление актуализировать, иногда ценой излишнего
модернизирования,
проблематику реформаторства,
гражданских свобод, политических репрессий и пр.
Таким образом, советская историография 1960-1980-х гг.
заложила масштабную фактологическую и концептуальную базу для исследования
проблем историографии российского государства и права в эпоху абсолютизма. На
этой основе строятся современные историографические исследования
политико-правового развития России XVIII века.
50
Империя XVIII в. Основные законодательные акты: Сборник
документов. М., 1960.
251оссийское законодательство Х-ХХ веков. Т.5. Законодательство
периода
расцвета абсолютизма. М.,
1987.
52 Павленко Н.И.
Россия в первой четверти XVIII века: Преобразования
Петра
I // История СССР с древнейших времен до наших дней. М.,
1975.
53 Белявский М.Т.,
Кислягина Л.Г. Общественно-политическая мысль //
Очерки
русской культуры XVIII в. М., 1988. Ч.З. С.162-211.
54 Демидова Н.Ф. Государственный аппарат России
в XVIII в. //
Исторические записки. М., 1982. Т. 108; Она
же. Служилая бюрократия в России
XVIII в. и ее роль в
формировании абсолютизма. М., 1987.
55
Павленко Н.И. Идеи абсолютизма в законодательстве
XVIII в. //
Абсолютизм в России. М., 1964.
С.389-427.
56 Клокман Ю.Р.
Город в законодательстве русского абсолютизма во второй
половине XVII-XVHI вв. // Абсолютизм в России (XVII-XVIII вв.). М.,
1964.
57 Дружинин Н.М.
Просвещенный абсолютизм в России // Абсолютизм в
России.
М., 1964; Др. изд.: Избранные труды: Социально-экономическая
история
России. М., 1997. С.244-263.
58 Аврех А.Я. Русский абсолютизм и его роль в
утверждении капитализма в
России // История СССР. 1968. №
2; Павлова-Сильванская М.П. К вопросу об
особенностях
абсолютизма в России // История СССР. 1968. № 4; Чистозвонов
А.Н.
Некоторые аспекты генезиса абсолютизма // Вопросы
истории. 1968. № 5; Шапиро
А.Л. Об абсолютизме в России
// История СССР. 1968. № 5; Давидович A.M.,
Покровский
С.А. О классовой сущности и этапах развития русского абсолютизма
//
История СССР. 1969. № 1; Троицкий С.М. Некоторые
спорные вопросы истории
абсолютизма в России // История
СССР. 1969. № 3; Волков М.Я. О становлении
абсолютизма в
России // История СССР. 1970. № 1; Павленко Н.И. К вопросу о
генезисе абсолютизма в России // История СССР. 1970. № 4; Преображенский
А.А. О некоторых спорных вопросах начального этапа генезиса абсолютизма в России
// История СССР. 1971. № 2.
39 Абсолютизм в России (XVII-XVIII вв.). Сб. статей // Под ред. Н.М.
Дружинина, Н.И. Павленко, Л.В. Черепнина. М., 1964; АнисимовЕ.В. Податная
реформа Петра I. Л., 1982; Он же. Россия в середине XVIII в. М., 1986;
Комиссаренко А.И. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII веке. М., 1990;
Омельченко О.А. Становление абсолютной монархии в России. М., 1986; Павленко
Н.И. Петр Первый. М., 1976; Сизиков М.И. Политический режим и полиция России в
40-60-е годы XVIII в. // Правовые идеи и государственные учреждения. Свердловск,
1980; Стешенко Л,А., Софроненко К.А. Государственный строй России в первой
четверти XVIII в. М., 1973; Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в
XVIII в. М., 1974; Он же. Россия в XVIII веке. М., 1982.
60 Аврех А.Л. Русский абсолютизм и его роль в
утверждении капитализма в
России // История СССР. 1968. №
4; Шапиро А.Л. Об абсолютизме в России //
История СССР.
1968. 3 5; Волков М.Я. О становлении абсолютизма в России //
История СССР. 1970. № 1; Сахаров А.Н. Исторические факторы
образования
русского абсолютизма //История СССР. 1971. №
1; Литвинова Г.И. Спорные
вопросы российского абсолютизма
// Правоведение. 1971. № 125.
61 Аврех А.Я. Русский абсолютизм и его роль в утверждении капитализма
в
России // История СССР. 1968. № 2. С.87; Он же.
Утраченное равновесие //
История СССР. 1971. №
4.
62 Павлова-Сильванская
М.П. К вопросу об особенностях абсолютизма в
России
//История СССР. 1968. № 4. С.83.
63
Стешенко Л.А. Государственный строй России в первой
четверти XVIII в.:
Автореферат дис... канд. ист. наук.
М., 1967; Он же, Сафроненко К.А.
Государственный строй
России в первой четверти XVIII в. М., 1973.
64
См.: Троицкий С.М. Некоторые спорные вопросы истории
абсолютизма в
России // История СССР. 1969.
.№3.
65 Омельченко О.А. К
проблеме правовых форм российского абсолютизма
второй
половины XVIII века // Проблемы истории абсолютизма. М., 1983. С. ;Титов Ю.П.
Материалы по истории процессуального права в России конце XVII -начала XVIII в.
// Там же. С.
66 Мартысевич И.Д. Вопросы государства и права в трудах М.В.
Ломоносова. М, 1961. С.70-79, 80-83.
67 Просина А.Б. Апология абсолютизма в учении
Феофана Прокоповича о
государстве и праве // Вестник
Московского университета. Серия XII. Право. 1969.
№ 2;
Моряков В.И. Рейналь и Радищев (Из истории эволюции общественно-
политических взглядов просветителей в последней четверти XVIII века):
Автореф.
дис... канд. ист. наук. М.,
1974.
68 Ничик В.М. Феофан
Прокопович. М., 1977. С.32.
69 Русское православие: вехи истории. М., 1989. С.232.
70 Анисимов Е.В. Петр I: рождение империи //
Вопросы истории. 1989. № 7.
С.13.
71 Белявский М.Т. Николай Поповский // Вопросы
философии. 1952. № 2.
С. 156-167; Он же. Николай
Поповский - ученик и соратник Ломоносова // Уч. зап.
МГУ.
1954. Вып.167. С.133-150; Щипанов И.Я. История философской мысли
в
Московском университете. М., 1982; Он же. Просветители
второй половины XVIII
в.: ПС. Батурин // История
философии в СССР. М., 1968. Т.2; Модзалевский Л.Б.
Ломоносов и его ученик Поповский // XVIII век. М.; Л., 1958; Коган
Ю.Я.
Просветитель XVIII векаЯ.П. Козельский. М., 1958; Он
же. Очерки истории
русской атеистической мысли XVIII
века. М., 1962; Кулебяко Е.С. Замечательные
питомцы
Академического университета. Л., 1977; Липский Е.И., Парамонов
Ю.И.
Социально-утопические взгляды русского просветителя
XVIII века Я.П.
Козельского // Некоторые вопросы
марксистско-ленинской философии. Челябинск,
1968; Бак
И.С. С.Е. Десницкий - выдающийся русский социолог // Вопросы
философии. 1955. № 1. С.57-66; Он же. Общественно-экономические
воззрения
И.А. Третьякова//Вопросы истории. 196V54. № 9.
С. 104-113; Он же. А.Я. Поленов
//Исторические записки.
М.; Л., 1949. Т.28; Покровский С.А. Политические и
правовые взгляды С.Е. Десницкого. М., 1955; Грацианский П.С.
Десницкий;
Примак Е.Г. Из истории борьбы материализма и
идеализма в XVIII веке (П.С.Батурин и Сен-Мартен) // Вестник мировой литературы.
1960. № 4. С.96-106; Дербов Л.А. Общественно-политические и исторические взгляды
Н.И. Новикова. Саратов, 1974; Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское
Просвещение XVIII века, м.; Л., 1951; Он же. Денис Фонвизин (Творческий путь).
М.; Л.; 1961; Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. М., 1954; Западов В.А. Державин
и Руссо // Проблемы русской литературы XVIII века. М., 1974; Иванов М.В.
Державин и Новиков // XVIII век. Л., 1976; Кривошеева В.А. Г.Н. Теплов об
общественном процессе России // Методология научного познания и исследования
социальных процессов. Иркутск, 1977; Рустам-Заде 3. "Умный разговор" М.М.
Щербатова в свете его социально-политических взглядов // Русская литература.
1966. № 3; Федосов И.А. Из истории русской общественной мысли XVIII столетия.
М.М. Щербатов. М., 1967; Пештич С.Л. Русская историография XVIII века. Л., 1971.
С.5-48; Солодкий Б.С. Русская утопия XVIII в. и нравственный идеал человека//
Философские науки. 1975. № 5. С.92-101; Иванов А. Искусство созидательной
мудрости: Этюд к портрету А.Т. Болотова. М., 1988; Плиман Е.Г. Запретная мысль
обретает свободу: 175 лет борьбы вокруг идейного наследия Радищева. М., 1966;
Пиунова М.Н.У истоков революционной этики.: А. Радищев // Очерки истории русской
этической мысли. М., 1976; Шкуринов П.С. О специфике философских воззрений А.Н.
Радищева // Философские науки. 1978. № 4.; 1979. № 1,4.
72 Сафонов М.М. Конституционный проект Н.И.
Панина - Д.И. Фонвизина //
Вспомогательные исторические
дисциплины. Л., 1974.
73 Там же. С.266 (РГАДА. Ф. 1. Д.57. Л.2).
74
Там же. С.267-268 (РГАДА Ф. 1. Д.57.
Л.4-4об.).
75 Там же.
С.269-270.
76 Там же.
С.270.
77 Сафонов М.М.
Проблема реформ в правительственной политике России на
рубеже XVIII и XIX вв. Л., 1988.
78
Индова Е.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.П. Классовая борьба
крестьянства и становление буржуазных отношений в России // Вопросы истории.
1964. №12.
79 Ефремова
Н.Н. Основные этапы развития судебной системы в России в
XVIII в. // Закономерности возникновения и развития политико-юридических
идей
и институтов. М., 1986.
С.94-105.
80 Вернадский
В.Н. Очерки из истории классовой борьбы и общественно-
политической мысли в России в третьей четверти XVIII века. Л., 1962;
Мавродин
В.В. Основные проблемы Крестьянской войны в
России 1773-1775 годов //
Вопросы истории. 1964. № 8;
Мирошниченко П.Я. Народные истоки утопического
социализма
в России // История общественной мысли: Современные проблемы.
М.,
1972; Черепнин Л.В. Об изучении крестьянских войн в
России XVII-XVIII вв. (К
теории проблемы) // Крестьянские
войны в России XVII-XVIII вв.: Проблемы,
поиски, решения.
М., 1974; Индова Е.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А.
Лозунги и требования участников крестьянских войн в России XVII-XVIII вв.
//
Крестьянские войны в России XVII-XVIII веков:
Проблемы, поиски, решения. М.,
1974; Клибанов А.И.
Народная социальная утопия в России. М., 1977 и пр.
81 Орешкин В.В. Вольное экономическое общество.
М., 1963; Петрова В.А.
Вольное экономическое общество как
проявление просвещенного абсолютизма:
Автореферат дис...
канд. ист. наук. М., 1980.
82 Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в.:
Формирование бюрократии. М., 1974. С.5.
83
Сизиков М.И. Государственный аппарат:
Историко-правовые
исследования. Свердловск, 1975.
С.6,39.
84 Там же.
С.30-31.
85 Некрасов Г.А.
Учреждение коллегий в России и шведское
законодательство
// Общество и государство феодальной России. М., 1975;
Троицкий С.М. Об использовании опыта Швеции при
проведении
административных реформ в России в первой
четверти XVIII века // Вопросы
истории. 1977. №
2.
86 Зайченко А.Б.
Взгляды Петра I на власть и закон // Историко-правовые
исследования: проблемы и перспективы. М., 1982.
87 Медушевский А.Н.
Развитие аппарата управления России в первой четверти XVIII в. // История СССР.
1983. № 6; Он же. Петровская реформа государственного аппарата: дела,
проведение, результаты. М., 1989;Анисимов Е.В. Податная реформа Петра I //
Введение подушной подати в России. 1719-1728 гг. Л., 1982.
88 Черная Л.А. От идеи «служения государю» к
идее «служения отечеству» в
русской общественной мысли
второй половины XVII — начала XVIII в. //
Общественная
мысль: исследования и публикации. М., 1989. Вып.1.
89 См.: Мавродин В.В. Классовая борьба и
общественно-политическая мысль
в России в XVIII в.
(1725-1773 гг.). Л., 1964.
90 Вопросы истории. 1987. № 3. С.42-50.
91
Куприц Н.Я. Государственно-правовые идеи
«просвещенного»
абсолютизма в «Наказе» Екатерины II //
Вестник МГУ. Серия X. Право. 1962. № 4.
С.70-76;
Омельченко О.А. Политическая теория в «Наказе Комиссии о
составлении
проекта нового уложения Екатерины II //
Вестник МГУ. Серя 8. История. 1977. №
1.С.77-92.
92 Омельченко О.А. Комиссия о составлении проекта нового уложения
1767
г. и развитие русского права во второй половине
XVIII в. (к постановке вопроса) //
Очерки кодификации и
новеллизации буржуазного гражданского права: Сборник
научных статей. М., 1983. С.86-106; Он же. Церковь в правовой
политике
«просвещенного абсолютизма» в России //
Историко-правовые вопросы
взаимоотношений государства и
церкви в истории России: Сборник научных
трудов. М.,
1988. С.24-92; Он же. Идеи конституционного закона и «всеобщей
законности» в правовой политике «просвещенного абсолютизма» в
России:
неизвестный проект Екатерины II "О узаконениях
вообще" // Проблема
политической и правовой идеологии:
Сборник научных статей. М., 1989. С.71-108;
Он же. К
истории судебной политики «просвещенного абсолютизма» в России
//
Вопросы истории права и правовой политики в
эксплуататорском государстве:
Сборник научных статей. М.,
1989.
93 См.:
Горохова Е.Г. Наказы крестьян русского Севера в Уложенную
комиссию как исторический источник: Автореферат дис... канд. ист. наук.
М, 1982;
Громов В.П. Наказы казачьих войск Кавказа в
Законодательную комиссию как
исторический источник //
Проблемы источниковедения истории СССР и
специальных
исторических дисциплин: Статьи и материалы. М., 1984. С.25-30,
257-258; Артамонова Л.М. Требования государственных крестьян Поволжья
в
Уложенную комиссию 1767-1769 годов: Автореферат дис.
канд. ист. наук.
Куйбышев, 1985; Медушевский А.Н. Наказы
в Уложенную комиссию 1767-1769 гг.
как источник изучения
социальных противоречий эпохи // Исследования по
источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. М., 1987. С.
147-181;
Никонова В.М. Требования дворян и проект «прав
благородных» в Уложенной
комиссии 1767-1768 гг.:
Автореферат дис... канд. ист. наук. М, 1990 и пр.
94
Федосов И.А. Просвещенный абсолютизм в России //
Вопросы истории.
1970. № 9. С.34-55; Шмидт С.О.
Внутренняя политика России середины XVIII в. //
Вопросы
истории. 1987. № 3. С.42-58.
95 История государства и права СССР / Амелин Г.К., Гончаров А.Ф. и
др.;
Под ред. Г.С. Калинина, А.Ф. Гончарова. М.,
1972.
96 Там же.
С.335.
97 История
политических и правовых учений: Учебник / Грацианский П.С.,
Зорькин В.Д., Мамут Л.С., Нересянц B.C., Розин Э.Л. М.,
1983.
98 Там же.
С.260.
99 Там же.
С.206-216,259-274.
100 Грацианский П.С. Политическая и правовая мысль России
второй
половины XVIII в. М., 1984.
С.250.
101 Там
же.
102 Там же.
С.11-31.
103 Эйдельман
Н.Я. «Революция сверху» в России. М., 1989.
104
Власть и право: Из истории русской правовой мысли /
Сост. Поляков
А.В., Козлихин И.Ю. Л.,
1990.
105 Там
же.