ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЕДИНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.
МИФ ИЛИ
РЕАЛЬНОСТЬ?
Морозов Михаил
Николаевич, аспирант Университета Российской
академии образования
Вступивший в силу с 01 июля 2002 года Федеральный закон «О
государственной регистрации юридических лиц» (далее Закон) регулирует отношения,
возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их
создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные
документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц (далее
- государственный реестр). Государственная регистрация юридических лиц (далее -
государственная регистрация) - акт уполномоченного федерального органа
исполнительной власти[1], осуществляемый
посредством внесения в государственный реестр сведений о создании,
реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических
лицах[2]. Сведения, содержащиеся в
государственном реестре являются открытыми и общедоступными, за
исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров
налогоплательщиков и предоставляются в виде выписок из ЕГРЮЛ, копий документов,
содержащихся в регистрационном деле, а также справок об отсутствии запрашиваемой
информации (справка также выдается при отсутствии о государственном реестре
сведений о юридическом лице либо при невозможности определить конкретное
юридическое лицо[3]). Отказ в
предоставлении содержащихся в государственном реестре сведений не
допускается[4]. Государственный реестр
является федеральным информационным ресурсом[5], следовательно пользователи – граждане, органы
государственной власти, органы местного самоуправления, организации и
общественные объединения обладают равными правами на доступ к реестру, и более
того, не обязаны обосновывать необходимость получения запрашиваемой ими
информации[6]. Приведенная выше законодательная база однозначно утверждает:
«да», сведения из ЕГРЮЛ являются общедоступными;
«да», их может получить, заплатив государственную пошлину,
любое лицо;
«да», механизм получения сведений законодательно
определен.
Однако, несмотря на кажущуюся однозначность ситуации, получить
необходимые сведения совсем не просто. На начальном
периоде (до декабря 2002г.) органы МНС РФ зачастую отказывали налогоплательщикам
в предоставлении сведений, ссылаясь на положения Налогового кодекса РФ о
налоговой тайне. Да, действительно, согласно п.1.ст.102 НК РФ налоговую тайну
представляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за
исключением сведений, определенных той же статьей НК РФ. Однако ч.2.ст.102 НК РФ
говорит о том, что налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами,
их должностными лицами и привлекаемыми специалистами за исключением случаев,
предусмотренных федеральным законом. Федеральным законом «О государственной
регистрации юридических лиц» установлено, что сведения, содержащиеся в
государственном реестре открыты и общедоступны (см.выше). Данное положение и
было подтверждено Письмом МНС РФ от 04.12.02[7]. Выпущенное МНС РФ письмо решило
проблему, но решило ее лишь отчасти. К сожалению, и в настоящее время, если
заинтересованное лицо захочет получить какие либо сведения из ЕГРЮЛ, оно
вынуждено предоставлять запрос, подписанный либо руководителем организации, либо
лицом по доверенности (с приложением последней). Лишь в этом случае, доказав
налоговому органу «причастность» к организации заявитель может быть уверен в
том, что его запрос будет принят и сведения получены. В случае отсутствия всего
вышесказанного, лицу скорее всего будет отказано в принятии документов с
формулировкой «а мы же не знаем кто вы, как же мы вам предоставим сведения?»,
что является прямым нарушением Закона. Можно лишь предполагать о причинах такой
позиции местных ИМНС. Это может быть что угодно – от простого незнания
нормативов работниками регистрационных органов до позиции руководства ИМНС по
этому вопросу. Первое предположение основывается на личном опыте (когда после
получаса общения с начальником юридического(!) отдела одной из московских ИМНС
он не смог мне объяснить, в каком размере необходимо заплатить государственную
пошлину за сведения, получаемые из ЕГРЮЛ), второе – на здравом смысле, так как
не может вся государственная структура существовать на авось, из «под полы»
нарушая Закон. Подводя итог, можно сказать, что данная
проблема далеко не единственная в этой области, да это и вполне объяснимо –
новый закон, новый регистрирующий орган, новые порядки, новые цели. Однако чем
раньше Закон встанет на накатанные рельсы, чем раньше он начнет нормально
работать, тем скорее будет наведен порядок в этой сфере
отношений.
[1] В соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 17.05.02. № 319 установлено, что Министерство Российской
Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную
регистрацию юридических лиц
[2] ст.1 ФЗ «О государственной
регистрации юридических лиц» №129-ФЗ. [3] п.20 Постановления Правительства РФ от 19.06.02.
№438. [4] ст.6. Там же. [5] ст.4. Там же. [6] ст.12 ФЗ от 20.02.95г. №24-ФЗ «Об информации».
[7]
№ФС-6-09/1868@