Журнал "Право:Теория и Практика"
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Журнал "Право:Теория и Практика"

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры
    Агентство юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С Пермь оказывает юридические услуги в Перми - весь комплекс


    РЕКЛАМА

    ФОРМЫ НАКАЗАНИЙ ЖЕНЩИН ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ УГОЛОВНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В МУСУЛЬМАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


    Мовсумова Лала Джафар-кызы, к. ф. н., с. н. с. Института философии и права Национальной академии наук, Республика Азербайджан, г. Баку

    Самым тяжким в исламе преступлением является преступление против Бога, то есть вероотступничество. Мерой наказания за это преступление, а также за преступление против правителей, разбой и за повторное совершение некоторых других видов преступлений мусульманское законодательство предусматривает высшую меру наказания - смертную казнь. Кроме этих видов преступлений смертная казнь применяется также за совершение прелюбодеяния, за употребление спиртных напитков, за умышленное убийство со стороны родственников в виде кровной мести по приговору кади.
    Приговор осуществляется через повешение, четвертование, сдирания кожи, отсечения головы и других частей тела (в основном такой вид смертной казни применялся к руководителям восстаний, вероотступникам), в виде утопления в реке, море, путем погребения заживо, а также в виде избиения камнями (это наказание применялось за совершение прелюбодеяния).
    Казнь совершалась в присутствии халифа, знати и всего народа. Голова и тело наказанного определенное время выставлялась на обозрение народу. Это делалось для устрашения.
    По мусульманскому закону право карать есть либо частное право человека, либо право Аллаха. В первом случае наказание налагается по просьбе жалобщика, а между тем Коран советует платить добром за зло (23, 98; 41, 34) и обещает рай тем, «которые укрощают гнев и прощают людям» (3, 128)[1].
    В зависимости от тяжести преступлений наказание за их совершение мусульманским законодательством подразделяется на следующие виды: смертная казнь, кровная месть (кисас), денежный выкуп (дия или вира), избиение камнями, отсечение рук и ног, удары плетью, тюремное заключение, ссылка и конфискация имущества. Есть еще и такие виды наказания как лишение некоторых гражданских прав, предупреждение кади, острижение бороды и волос и некоторые другие, которые шариатом не предусмотрены.
    Рассмотрим некоторые из них.
    В уголовном праве мусульманского законодательства сохранился такой вид наказания как кровная месть. Как известно, он является пережитком и остался в наследство от обычаев бытующих в родоплеменном обществе еще за долго до ислама, тогда когда за умышленное убийство одного человека месть распространялась на десять родственников убийцы. А за убийство представителей другого племени отвечало все племя преступника-убийцы. Очень часть кровная месть превращалась в продолжительные войны между враждующими племенами. Это было наиболее сильным проявлением родоплеменной солидарности и взаимопомощи, при которой каждый член племени считал себя ответственным за поступки своих соплеменников. Уместно было бы привести слова поэта Дурейда ибн ас-Симма, приведенные Е.А.Беляевым по этому поводу: «Я -один из племени джазийя; если оно блуждает, я блуждаю вместе с ним»[2].
    Ислам не отменил этот обычай. Но его огромная заслуга заключается в том, что исламское законодательство значительно ограничило действия кровной мести личностью виновного: «Верующие! Вам предписана месть за убитых: свободный за свободного, раб за раба, женщина за женщину» (2, 173).
    В общем виде данный принцип получил закрепление в Коране, который, в частности предусматривает: «Кто же преступает против вас, - то и вы преступайте против него подобно тому, как он преступил против вас...» (2, 190). «И воздаянием зла - зло, подобное ему» (42, 38).
    Основными преступлениями данной категории считаются убийство и телесные повреждения необратимого характера. Убийство считается тяжким грехом и решительно осуждается Кораном. Например, в нем говорится: «Кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех» (5, 35). Одновременно в священной книге мусульман сформулирован строгий запрет совершать противоправное убийство, а также установлено, хотя и в абстрактной форме, суровое наказание за него: «Не следует верующему убивать верующего, разве только по ошибке... А если кто убьет верующего умышленно, то воздаяние ему - геенна, для вечного пребывания там. И разгневался Аллах на него, и проклял его и уготовил ему великое наказание!» (4, 94-95). «И не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву» (17, 35). В теории мусульманского права считается, что данные общие положения Корана конкретизируются преданиями о Пророке, в которых зафиксирована точная мера наказания за убийство. В частности, Пророку приписываются такие слова: «За умышленное убийство - возмездие».
    Коран напоминает (5, 49) предписания Пятикнижия, касающиеся мести и отличает от предумышленного убийства убийство по неосторожности. К последнему месть неприменима и заменяется выкупом. В первом случае тот, «кто убьет верующего умышленно, тому воздаянием будет геенна, в которой он будет вечно» (4, 95). Второй случай урегулирован в предшествующем стихе (аяте) этой же суры: за непредумышленное убийство мусульманина следует отпустить на волю раба и уплатить семье цену крови. В общем Коран прямо осуждает убийство, делая исключение только для священной войны (джихада) (5, 37).
    Прежде всего, кровная месть в мусульманском законодательстве является наказанием за преступление, которое направлено против частного лица и имеет частный (ограниченный рамками одного лица) характер. В предписаниях Корана, как отмечалось выше, кровная месть разрешается только лишь в случаях умышленного убийства и умышленного телесного повреждения по принципу око за око, зуб за зуб.
    В случае, если сам потерпевший или его наследники простят преступника, то кровная месть может быть приостановлена. Допускалось прощение преступника и без принятия дия. Более того, по мнению всех крупнейших мусульманских правоведов, прощение преступника, совершившего умышленное убийство, предпочтительнее его наказания. «А если вы извините, то это - ближе к богобоязности. И не забывайте благости между собой, - ведь Аллах видит то, что вы делаете!...» (2, 238). «Но кто простит и уладит, - награда его у Аллаха. Он ведь не любит несправедливых!» (42, 38) «И устремляйтесь к прощению от вашего Господа...» (3, 127).
    Во время наказания преступника, совершившего преднамеренное, умышленное убийство, запрещается мучить убийцу, рекомендуется прикончить его одним ударом.
    Кровная месть применяется ко всем участникам умышленного убийства. Наследники имеют право помиловать убийц, тогда каждый из них обязан выплатить часть выкупа за кровь (дия), могут совсем отказаться от наказания преступников и от дия, а могут потребовать убить убийц. Тогда последнего подвергают смертной казни. По воле и желанию наследников некоторые участники умышленного убийства могут быть наказаны, а некоторые помилованы, если наследники убитого в силу своего малого возраста (т.е. несовершеннолетние) не могут принять достойного решения этой проблемы, то по мнению шиитов, убийцу надо заключить в тюрьму и содержать его там до достижения наследников потерпевшего совершеннолетия.
    Кровная месть не распространяется на отца, который совершил умышленное убийство своего ребенка (если убитый является немусульманин); на убийство раба; на убийство женщины.
    Распространенным видом наказания за убийство или телесное повреждение является выкуп за кровь (дия). Этот вид наказания, так же как кровная месть был довольно распространенным в до исламской Аравии и являлся пережитком родоплеменной общины. Он заключался в том, что после перемирия все члены одного рода или племени платили другому племени выкуп за кровь, который состоял или приравнивался нескольким верблюдам. (Отметим, что именно верблюды считались самым ценным имуществом араба- бедуина).
    Ислам полностью перенял этот вид наказания и считает его обязательным при замене кровной мести в случаях, если убийца является родственником убитого по восходящей линии и если убийцей была беременная женщина (в этом случае кровная месть откладывается на время после родов).
    В мусульманском праве наказание за совершенное убийство свободного человека и раба разные. Так, например, если свободный человек умышленно убьет чужого раба, то убийца платит дия, равный его стоимости. В обратном случае, то есть, если раб убьет свободного человека, то его отдают в распоряжение наследников убитого. (В этом случае хозяин раба не несет никакой ответственности за его поступок).
    Если же рабом нанесено телесное повреждение свободному человеку, то хозяин раба может выплатить выкуп за кровь или отдать раба в распоряжение потерпевшего.
    При умышленном убийстве или нанесении телесных повреждений выкуп за кровь неверующих равен выкупу за кровь мусульман. В случае неумышленного убийства выкуп за кровь неверующего составляет половину дия мусульманина.
    Человек, совершивший убийство нескольких людей несет наказание за каждого убитого в отдельности. В случае, если наследники согласны на выкуп, то преступник платит выкуп за всех. Если же хотя бы один наследник одного из убитых не согласен на выкуп, тогда по мусульманскому законодательству преступник подвергается кровной мести, а наследники других убитых получают выкуп, который обязаны выплатить наследники убийцы.
    В случае если телесное повреждение нанесено беременной женщине, у которой начались преждевременные роды, закончившиеся рождением живого ребенка (независимо от того останется ли жить этот ребенок или же нет), преступник платит полный выкуп. Если же ребенок рождается мертвым, то сумма выкупа составляет половину полного.
    Если свободный мужчина убьет женщину, и так как они находятся не в равном положении, то убийца не наказывается кровной местью. Эта мера наказания, то есть кровная месть может быть применена к убийце только в том случае, если родственники убийцы отказываются платить выкуп.
    Размер и форма, в которой должен быть выплачен выкуп в мусульманском праве, строго не установлен. Размер выкупа, прежде всего, зависит от пола убитого или убийцы, от социального положения, которое занимает убийца в обществе, от вида убийства, от формы и места повреждения. Выкуп за кровь может состоять из верблюдов, золота, серебра, денег, коров, овец и драгоценных камней.
    Полный дия взимается в случае умышленного убийства при замене кровной мести выкупом, а также при нанесении тяжелых телесных повреждений, таких как отрезание носа, языка, повреждении органов чувств, отсечении рук, всех пальцев, ног, ушей, губ, ослеплении. В случае повреждения одного глаза, руки или уха взимается
    половина выкупа. При легком повреждении полагается выкуп, размер которого составляет одну треть или половину полного выкупа.
    По теории мусульманского деликтного права телесные повреждения в принципе должны наказываться по принципу талиона в соответствии со следующим предписанием Корана: «И предписывали Мы им в ней, что душа - за душу, око - за око, и нос- за нос, и ухо -за ухо, и зуб - за зуб, и раны - отмщение» (5, 49).
    Определение выкупа за нанесение других повреждений зависит от их характера, а также от социального положения преступника и пострадавшего. Немаловажную роль при этом играет решение судьи - кади.
    Срок оплаты выкупа равен максимум трем годам. За умышленное убийство выкуп взимается сразу же после вынесения приговора. В течение этого срока (так же установленного кади) убийца или его родственники обязаны полностью выплатить выкуп.
    Так же поступали с наказанием преступника, совершившего неумышленное убийство, который помимо уплаты дия должен был нести религиозное искупление каффара.
    О форме этого искупления в Коране говорится следующее: «А кто убьет верующего по ошибке, то- освобождение верующего раба и пеня, вручаемая его семье, если они не раздадут ее милостынею. А если он из народа враждебного вам и верующий, то- освобождение верующего раба. А если он из народа, между которым и вами договор, то -пеня, вручаемая его семье, и освобождение верующего раба. Кто же не найдет, то- пост двух месяцев последовательных как покаяние перед Аллахом...» (4, 94).
    К похитителям мерой наказания предусматривалось отсечение конечностей. В Коране как мы уже отмечали выше, говорится об отсечении рук ворам и похитителям.
    Есть в мусульманском законодательстве и такой вид наказания как бичевание. Он применялся при различных преступлениях. Количество ударов определяется правоведами по разному. Так, только по отношению к прелюбодеянию в Коране точно определено количество ударов, в других случаях этот вопрос остается на усмотрение кади. Максимальное количество ударов не должно превышать ста, а минимальное - двух ударов. Сила ударов должна зависеть от состояния наказуемого и не должна повредить мышц. Несовершеннолетние вообще освобождаются от этого вида наказания.
    Другим видом наказания в исламе является тюремное заключение. Нужно отметить, что в первые годы существования ислама как государственной религии этот вид наказания применялся крайне редко. И только в период расцвета Арабской империи в городах были построены тюрьмы, устрашающие своим видом людей. Главным образом в них держали особо опасных преступников до суда и до вынесения им приговора. В тюрьмах также держали лиц, отказавшихся платить дия, разбойников и других правонарушителей.
    В зависимости от вида преступления, от социального положения, пола и возраста преступника, срок наказания тюремным заключением колебался от шести месяцев до пожизненного заключения.
    В тюрьмах также содержались женщины - мусульманки, вышедшие замуж за христиан или за иудеев. Подобные браки категорически запрещались и считались вероотступничеством со стороны мусульманки[3]. Об этом говорится в трактате «Постановления мухаммеданского права относительно войны с неверными» известного арабского ученого-ханифита Абу-ал Хусаина-Ахмеда-бен-Мухаммеда-бен-Хамида: «Женщина, если она отпадет от ислама, не подвергается смерти, но содержится в тюрьме, пока не возвратится в ислам»[4].
    Мусульманское право предусматривает и дополнительные меры наказания. К ним относятся ссылка и высылка. Так, например, при совершении прелюбодеяния холостым мужчиной с незамужней женщиной помимо основной меры наказания состоящей из ста ударов плетью, пострижение бороды, применялось и дополнительное наказание в виде ссылки.
    Высылка применялась как основная мера наказания к мелким разбоям сроком на один год. (Это наказание и ограничение времени высылки было направлено на исправление преступника). В случае если преступник официально перед кади попросит прощения или даст обещание никогда впредь не заниматься разбоем, то мусульманское законодательство освобождает такого преступника от наказания и не лишает его прав. В обратном случае, кроме высылки преступника во всех городах объявляется запрещение поддерживать с ним какие-либо связи или совершать с ним сделки.
    К дополнительным мерам наказания относится также и конфискация имущества. Эта мера наказания применялась в редких случаях как дополнительная мера при самых тяжелых преступлениях против правителей. Иногда она сопровождалась тюремным заключением. В дальнейшем такое наказание стало традиционно применяться к преступникам совершившим обмеривание, обвешивание, лихоимство и др.
    Есть в мусульманском законодательстве и такие меры наказания, которые не предусмотрены Кораном и шариатом, но устанавливаемые и применяемые в зависимости от решения кади, то есть такие как лишение некоторых гражданских прав, предупреждения кади, острижение бороды, волос, запрет носить чалму и другие, получившие название та`зир.
    По мусульманскому праву та`зир применяется в двух случаях. Первый, - при обстоятельствах, смягчающих ответственность. К их числу относятся: незнание лица о законах, примирение сторон, сердечное признание в преступлении до его раскрытия, официальное раскаяние до приговора суда. В этих случаях кади по своему усмотрению может выходить за пределы закона и применять иное наказание в отношении любого преступления.
    Второй, - как основная мера наказания к мелким преступникам (в случае хищения, когда стоимость вещи незначительна), в отношении оскорбления личности, хулиганстве, нарушении общественного порядка, азартных играх, нанесении легких телесных повреждений.
    Помимо перечисленных выше видов наказания в та`зир применяются удары плетью. Количество их передается на рассмотрение кади и не должно превышать сорок ударов. Количество ударов при наказании несовершеннолетних не должно превышать десяти, минимум - трех. Наказание устанавливается решением кади на основе двух свидетельских показаний.
    При обстоятельствах, отягчающих преступления, то есть при наличии рецидивов, судимости за любое ранее совершенное преступление первой или второй категории и т.д. применяются меры наказания ранее перечисленные.

    [1] Это не помешало сохранить в Коране штраф за убийство и месть, восходящей ко временам язычества. И для мусульманства и для язычества наказание представляет собой очищение от вины.
    [2] Беляев Е.А.Указ. соч., с. 71.
    [3] Более либерально подходят Коран и другие идейные источники ислама к смешанным бракам мусульман с представительницами христианства и иудаизма, т.е. «людьми писания». При заключении брака с ними мусульмане должны соблюдать такие же условия, какие предусмотрены для мусульманки. Допущение браков между мусульманами -мужчинами и немусульманками фактически явилось одним из каналов распространения ислама и его влиянии среди последователей других религий. Так, предполагалось, что мужчина в мусульманской семье, обладающий неограниченной властью сможет обратить жену в свою веру. Обращение немусульманки через заключение брака в мусульманку считалось высшим богоугодным делом и исламская мораль всячески поощряла подобные поступки.
    [4] Цит. по: Гиргас В. Права христиан на Востоке по мусульманским законам. СПб, 1865, с.18.






    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2021 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru