О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОПТИМИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧАСТНЫХ ДЕТЕКТИВНЫХ И ОХРАННЫХ СТРУКТУР
Садчиков Василий
Иванович,
Иванов Алексей
Алексеевич,
к.ю.н., Московский университет МВД
России
Расширение предпринимательства в сфере охраны общественного
порядка и общественной безопасности в лице частных детективных и охранных
предприятий, требует от органов внутренних дел контроля за их организацией и
функционированием.
Практика подобного контроля уже
сложилась и можно говорить об имеющемся опыте его проведения. Однако в настоящее
время наметился комплекс проблем, связанных с некоторым несовершенством
законодательного оформления данного вида контроля и его непосредственным
осуществлением на практике.
Так, результаты проведенных
ГУООП МВД России проверок свидетельствуют о том, что руководители органов
внутренних дел подчас не в полном объеме выполняют возложенные на них
обязанности по исполнению законодательства о частной детективной и охранной
деятельности, слабо ориентируются в действующих нормативных актах, регулирующих
правоотношения субъектов в этой сфере.
В частности это
серьезные упущения в части контроля за порядком хранения, учета и использования
огнестрельного оружия и специальных средств охранно-сыскными структурами. Из-за
низкой требовательности руководителей охранных предприятий и служб безопасности,
а также бесконтрольности со стороны руководителей МВД, УВД понизился уровень
обеспечения сохранности оружия на таких объектах.
Зачастую охранники после работы не сдают огнестрельное оружие по месту
его постоянного хранения, в результате чего оружие утрачивается или с его
применением совершаются преступления. Факты утраты оружия были допущены частными
охранными структурами, контролируемыми ГУВД Москвы, УВД Екатеринбурга и
Свердловской области, УВД Ростовской, Волгоградской и ряде других
областей.
Обострение криминогенной обстановки, рост
умышленных преступлений против личности стимулировали широкий спрос на охранные
услуги и на процесс формирования частных охранных структур. В то же время со
стороны преступных группировок и лиц с криминогенной направленностью проявляется
повышенный интерес к проникновению в охранно-сыскные
формирования.
Методы взаимоотношений преступного мира с
правоохранительными органами таковы, что без внедрения своих агентов в
противоположный лагерь они существовать не могут. И поскольку сотрудниками
многих частных детективных и охранных фирм являются бывшие работники МВД, ФСБ,
ГРУ они стали заманчивой приманкой для криминалитета по налаживания прямых
контактов с властью и с органами. Если удается каким-то образом заиметь «своего»
человека в государственном учреждении, правоохранительном органе – это удача,
которая нередко становиться отправным моментом для углубленного коррумпирования,
создании разветвленной мафиозной сети.
Кроме того,
указанные лица пытаются с помощью легального получения лицензии обеспечить
доступ к огнестрельному оружию, специальным средствам и документам на их ношение
и хранение, вынашивая при этом преступные намерения.
Сотрудниками лицензионно-разрешительных подразделений не проверяются
случаи совмещения выборной оплачиваемой должности в общественных объединениях с
частной детективной и охранной деятельностью. В результате чего, с их стороны
предпринимаются попытки в обход действующего законодательства получить
огнестрельное оружие для обеспечения личной безопасности.
Не в полной мере осуществляется контроль за деятельностью охранно-сыскных
формирований со стороны сотрудников уголовного розыска, региональных управлений
по борьбе с организованной преступностью и других подразделений криминальной
милиции.
Работе по оперативному обслуживанию предприятий
частной детективной и охранной деятельности не придается целевой направленности.
Информацией о фактах незаконного использования оружия и спецсредств, преступных
намерениях и проявлениях со стороны частных охранников и детективов органы
внутренних дел зачастую не располагают. Не налажены рабочие контакты с
руководителями охранно-сыскных формирований, не установлены доверительные
отношения с их сотрудниками.
Для обеспечения
своевременного влияния и воздействия в охранных структурах требуется создать
специальные оперативные позиции, использовать широкие возможности подсобного
аппарата для получения конфиденциальной информации, в том числе на платной
основе. Добытые данные должны способствовать предупреждению правонарушений в
сфере охранной деятельности, а также документированию преступных деяний при
реализации конкретных уголовных дел. Механизм и порядок этой работы во многом
определены приказами МВД России.
По смыслу ст. 49 ГК РФ
коммерческие организации вправе заниматься любым видом деятельности, не
противоречащим указанным в их уставах целям либо не запрещенным законом. В этой
связи общественно опасный характер приобретают случаи юридического создания
(регистрации) коммерческих организаций при отсутствии у учредителей намерения
заниматься уставной предпринимательской деятельностью, а с целью заниматься
запрещенной (в том числе и преступной) деятельностью под прикрытием официально
зарегистрированных предприятий.
Одним из важных
направлений в работе ОВД является организация контроля за созданием и
деятельностью негосударственных образовательных учреждений, техническая база и
возможности которых могут быть использованы для подготовки незаконных
вооруженных формирований. Некоторые учебные центры планируют техническую
подготовку и обучение слушателей навыкам стрельбы из гранатомета, автомата
Калашникова и других видов автоматического и стрелкового оружия, а также
обращения со взрывчатыми веществами. В отдельных учебных заведениях значительная
часть времени отводится отработке приемов рукопашного боя и специальной
физической подготовке, включая прыжки с парашютом и подводное плавание.
Повышенная боевая подготовка имела место в отдельных учебных центрах,
расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Кургане, а также в Ставропольском и
Краснодарском краях, республиках Дагестан и Хакасия. Кроме того, некоторые
негосударственные учебные заведения подобного типа практикуют выдачу
свидетельств о прохождении подготовки в качестве охранника за повышенную плату
без обучения.
Подобные факты необходимо выявлять и
пресекать в ходе работы комиссий по проверке специальных знаний и практических
навыков частных детективов и охранников в ситуациях, связанных с применением
оружия и спецсредств.
На основании рассмотренных
нарушений, включающих порядок лицензирования, отбор кадров, организации
получения, приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия и
специальных средств, все нарушения, граничащие с преступлениями под прикрытием
частных детективных и охранных коммерческих предприятий, на наш взгляд,
необходимо разделить на три большие группы, которые связаны:
- с воспрепятствованием законной деятельности
правоохранительных органов в ходе проверки частных детективных и охранных
структур;
- с прямым нарушением Закона РФ «Об оперативно-розыскной
деятельности»;
- с лжепредпринимательством – когда коммерческая структура
частного сыска или охраны создается для прикрытия запрещенной
деятельности.
Наиболее часто конфликтные ситуации у сотрудников частных
охранных структур возникают с налоговой полицией. Только в 1996 г. по России
было зафиксировано 698 случаев противоправных посягательств на налоговых
инспекторов. Зачастую необходимые проверки осуществляются сотрудниками налоговых
органов только с помощью подразделений физической защиты.
Некоторые предприятия, занимаясь частной детективной и охранной
деятельностью, идут на прямое нарушение требований Закона РФ «Об
оперативно-розыскной деятельности», присваивая себе права, которые предоставлены
только государственным правоохранительным органам и спецслужбам: устанавливают
наружное наблюдение; ведут скрытую видеосъемку; пытаются дискредитировать
сотрудников коммерческих фирм; вербуют работников правоохранительных органов. С
помощью современной специальной аппаратуры осуществляется сбор информации не
только о конкурентах, партнерах, но и о государственных органах. Имеются случаи
внедрения «своих людей» в систему правоохранительных органов.
Говоря о лжепредпринимательстве, следует высказать мысль о том, что
частное детективное или охранное предприятие может создаваться и в целях
легализации, приобретения и ношения оружия криминальными элементами, а также
контроля определенной сферы коммерческой деятельности в том или ином регионе,
налаживания связей с правоохранительными органами и в дальнейшем получения от
них необходимой информации для своей преступной деятельности и
т.п.
Очевидно, что частная детективная и охранная
деятельность как один из видов предпринимательства вступает в такие отношения с
государством, которые должны строиться на четкой правовой основе. Существующий
же ныне контроль за деятельностью частных детективных и охранных предприятий со
стороны государства явно недостаточен
Каким же образом
разрешить эту проблему?
На наш взгляд, необходимо
следующее:
- уделять особое внимание вопросам выдачи лицензий на занятие
частной детективной и охранной деятельностью.
Оформление и выдачу лицензий предприятиям, организациям и
физическим лицам производить в строгом соответствии с Законом «О частной
детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и подзаконных актов
по его реализации. Руководителям органов внутренних дел организовать не реже
одного раза в месяц занятия с сотрудниками лицензионно-разрешительных
подразделений на предмет изучения текущих нормативно-правовых актов,
регулирующих частную детективную и охранную деятельность;
- усилить контроль за порядком приобретения, учета, хранения
огнестрельного оружия и специальных средств охранными предприятиями и их
персоналом, обращая особое внимание на порядок их использования в ходе
выполнения договорных обязательств, своевременную сдачу в места постоянного
хранения;
- руководствуясь требованиями приказа МВД России, создать
силами оперативных служб действенную систему контроля за осуществлением
частной детективной и охранной деятельности;
- в Законе «О частной детективной и охранной деятельности в
Российской Федерации» строго определить формы взаимодействия между
коммерческими предприятиями и правоохранительными органами с тем, чтобы
объединить усилия этих весьма схожих структур в общей системе охраны
общественного порядка и общественной безопасности в РФ.
Установить, что одним из приоритетных направлений в
деятельности лицензионно-разрешительных подразделений является работа по
привлечению сил охранно-сыскных предприятий к поддержанию правопорядка на улицах
и в других общественных местах, пресечению преступных и иных антиобщественных
проявлений, в том числе при проведении массовых мероприятий;
- обеспечить взаимодействие между государственными
правоохранительными органами и частными охранно-сыскными предприятиями по
обмену информацией, представляющей оперативный интерес, для раскрытия
преступлений, розыска скрывшихся преступников и расследования уголовных
дел;
- разработать и внедрить в практику органов внутренних дел
комплекс мероприятий, направленных на выявление и пресечение незаконно
действующих частных детективных и охранных предприятий, обеспечить планомерное
их проведение;
- ужесточить внезапные проверки со стороны органов внутренних
дел за деятельностью частных детективных и охранных структур. В случае
обнаружения существенных недостатков разрешить органам внутренних дел
приостанавливать деятельность данных структур до полного устранения
недостатков и письменного уведомления об этом в соответствующие ОВД, выдавшие
лицензию;
- определить систему школ (учреждений) для подготовки частных
детективов и охранников. Не реже одного раз в год проводить их проверку с
определением в целом профессиональной пригодности данного учебного заведения в
соответствии со своим назначением;
- специальные проверки в отношении руководителей проводить
более досконально и тщательно, так как, руководитель будущего охранно-сыскного
предприятия должен быть не только профессионалом, но и человеком с безупречной
репутацией;
- при рассмотрении и согласовании учредительных документов
негосударственных образовательных заведений обращать особое внимание на
тематические учебные планы в целях исключения из их разделов боевой подготовки
вопросов по изучению автоматического и иного огнестрельного оружия,
запрещенного к использованию действующим законодательством. Осуществлять
систематический контроль за проведением занятий по огневой подготовке;
- используя средства массовой информации, пропагандировать
положительный опыт работы частных детективных и охранных предприятий,
оказывающих реальное воздействие на снижение криминогенной обстановки, активно
взаимодействующих с правоохранительными органами по вопросам охраны
правопорядка и борьбы с преступностью.
Говоря о совершенствовании тактики проведения контроля за
частной детективной и охранной деятельностью, на наш взгляд необходимо говорить
о контроле не только со стороны МВД, но и со стороны иных министерств и
ведомств. Это вытекает из положений законодательства, регулирующего
предпринимательскую деятельность, относительно проверки предприятий данной сферы
налоговыми, природоохранительными, антимонопольными и другими государственными
органами в пределах своей компетенции.
В Законе о
частной детективной и охранной деятельности Российской Федерации говорится, что
контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории
Российской Федерации осуществляют МВД РФ, иные министерства и ведомства
Российской Федерации и подчиненные им органы и подразделения в пределах,
установленных настоящим Законом, другими законами и иными правовыми актами
Российской Федерации. На наш взгляд, в виду специфичности решаемых задач в
законодательном акте должны быть четко определены министерства и ведомства,
которые призваны осуществлять контроль за частной детективной и охранной
деятельностью и конкретно перечислены основные элементы контроля.
Предполагается, что государственная налоговая инспекция
наряду с общественной проверкой финансовой деятельности частных детективных и
охранных предприятий поквартальной, полугодовой и годовой отчетности в
обязательном порядке должна проводить внезапные проверки финансовой деятельности
указанных предприятий.
Создание целой сети частных
предприятий, занимающихся детективной и охранной деятельностью серьезно
поднимает вопрос о монополистической деятельности и недобросовестной
конкуренции. Думается, что в этой сфере деятельности решающая роль должна
отводится антимонопольному комитету через его территориальные
управления.
В ходе обнаружения фактов недобросовестной
конкуренции в таких формах, в частности, в таких формах, как распространение
ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому
хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации, введение
клиентов в заблуждение относительно характера, полноты, качества, правомерности
осуществляемой деятельности антимонопольный комитет в своем предписании может
рекомендовать органу МВД, выдавшему лицензию, ее аннулировать. Антимонопольный
комитет должен принять все меры к недопущению монополистической деятельности,
связанной как с деятельностью самих хозяйствующих субъектов, так и
соответствующих органов власти и управления, направленной на недопущение,
ограничение или устранение конкуренции.
Исходя из методов
предлагаемых услуг частными детективными или охранными предприятиями, можно
предположить возможность нарушений конституционных прав и свобод человека. В
этой связи чрезвычайно важна деятельность надзорной инстанции в виде
прокуратуры. Прокурор может вынести представление или протест с требованием об
отмене или проведении в соответствии с законом решения, принятого предприятием
или должностным лицом.