МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ
СРЕДСТВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Глушкова Мария Александровна, ассистент
кафедры конституционного и административного права юридического факультета
Нижегородского государственного университета им. Н.И.
Лобачевского (научный руководитель: кандидат юридических
наук, доцент, А.В. Петров)
Ключевым решением проблемы управления информационным обществом
с использованием правового регулирования в качестве специальной управленческой
технологии является введение конструкции «моделирование». Моделирование понимается как создание «модельного» образа
виртуальной/реальной действительности, характеризующегося свойствами
системности, нормативности. Моделирование как процесс
заключается в создании «моделей» общественных отношений, которые, обладая
свойством нормативности, выступают как регуляторы (управление и регулирование
имеют общую природу и назначение) этих общественных отношений. Вместе с тем,
такие модели, которым имманентно присущи свойства информативности и
нормативности, принципиально отличаются по своей природе от используемых для
построения правовых конструкций вплоть до настоящего времени алгоритмов.
Основным конструктивным элементом моделирования
выступает модель. Конструкцию «модель» применительно к
проблематике правового регулирования использует в своих работах С.С.Алексеев,
который предлагает рассматривать термин «модель» двуаспектно: как «типовую схему
и принципы действия – как своеобразное построение прав, обязанностей,
ответственности» и как «интеллектуальное разрешение проблемы, результат
творческих решений» При этом он указывает, что модель «обладает нормативностью –
весьма особой, охватывающей само содержание юридического регулирования».[1] Моделирование
предполагает создание не однозначных (одномерных, однореальных) моделей с
заранее заданными исходными произвольными данными, а создание «многомерных»
моделей. Эти модели формируются на основе данных (в начальной стадии развития
информационного общества) и на основе событий (в развитых информационных
обществах). Сами модели в контексте их использования для формирования новейших
правовых средств управления информационным обществом обладают следующими
основными свойствами: декларативность; определение решения наибольшего числа
задач, связанных с объектом модели; неопределенность; определение «правового
пространства» принимаемых решений. При формулировании данного тезиса за основу
берутся положения работ, исследующих роли моделей и алгоритмов в концептуально
новом типе общества – обществе, базирующемся на принципиально новых концепциях
обработки информации[2]. Каким образом выглядит правовая конструкция, созданная в виде модели на
основе данных для оказания управленческого воздействия на информационные
отношения? Принятая трехчленная структура правовой нормы уступает место
модельному образу коммуникации. Конструктивными
элементами модели информационных (реально-виртуальных) общественных отношений,
основанной на определенных данных выступают: 1 –
информация. Информация в модели виртуально-реальных общественных отношений
содержится в качестве обоснования/оправдания действий членов информационного
общества. Представляется, что информация может включаться в модель в
виде: а – «нормы» - определенным образом логически
выстроенной информации, использование которой влечет возникновение, изменение
или прекращение отношений. Применительно к любой форме общественных отношений –
как реальных, так и виртуальных – «норма» может формироваться,
как:
рекомендации (возможно формирование как рекомендаций общего
характера, так и рекомендаций, направленных для определенной группы
пользователей);
разъяснения
пожелания («я стараюсь соблюдать сам, и вам желаю
этого»)
б – коммуникации. По мнению Д.В.Иванова, «информацию можно
рассматривать как коммуникацию, побуждающую к действию».[3] В модели информационных отношений информация может
выступать как коммуникация. В виртуальной реальности –информация будет выступать
в форме коммуникации, например, при размещении в тексте гиперссылок. Гиперссылка
в тексте – элемент, содержащий в себе определенную информацию. Одновременно
гиперссылка сама по себе выступает в качестве информации («средство, передающее
информацию, само есть информация»[4]) и
является коммуникацией, побуждающей к действию. Используя гиперссылку, участник
отношений вступает в коммуникацию: а – с информацией и б – с иными участниками
информационных отношений. 2 – образ.В конструкции модели
правового регулирования, образ может трактоваться как некое явление
реальной/виртуальной действительности, отражающееся в сознании субъекта – члена
информационного общества, как идеальное и представляющее
интерес. Образ в модели правового регулирования как
технологии управления информационным обществом может быть представлен в двух
формах: а – как «ценностно-ориентированный» образ. В
качестве него может выступать:
образ материального «блага». В реальности – это образ
объекта, представляющего интерес для участников отношений, по поводу которого
эти отношения складываются. В виртуальной реальности – это любой виртуальный
образ. По утверждению Д.В.Иванова, в этом случае отношения будут формироваться
не по поводу вещи, а по поводу образа («привлекательности, уверенности,
стильности, уникальности, респектабельности»[5]);
образ «личности». При формировании отношений в реальной
действительности– это может быть привлекательно созданный образ участника
правоотношений (например, добросовестного налогоплательщика). В виртуальной
реальности – это создаваемый участником отношений образ «личности», имеющей
виртуальное тело, виртуальное имя, виртуальный статус, наиболее точно
отражающий пожелания лица по представлению его в отношениях виртуальной
действительности;
образ нематериального «блага». Как для виртуальной, так и для
реальной действительности образом нематериального блага может выступать
деловая репутация, произведения науки, искусства.
б – образ как симуляция институциональности. Учитывая, что
происходит постепенное исчезновение четкой границы между реальной и виртуальной
действительностью, образ как симуляция институциональности конструируется
применительно и к той и другой действительности. Словосочетание «симуляция
институциональности» используется в своих работах Д.В.Ивановым, который, в
частности, указывает, что «в сети Inetrnet традиционные социальные институты не
могут функционировать в виде нормативных структур, но они существуют в Сети как
образы, которые можно транслировать и которыми можно манипулировать.
Институциональность в Internet симулируется: коммуникациям придается образ
институционализированных действий в том случае, если этого требуют привычки,
стандарты восприятия партнеров по коммуникации, а также тех, кто хотел бы от
имени общества «упорядочивать», «регулировать», «нормализовать»[6]. Моделирование
предполагает создание моделей коммуникаций, основанных на информации, несущих в
себе некий образ, привлекающий потенциальных участников коммуникаций.
Возможность использования моделирования для конструирования средств правового
регулирования для управления информационным обществом предопределяется тем, что
в данном случае и право и информационные технологии применяют для оказания
регулятивного воздействия один «язык»[7]. Правовое регулирование перестает «строиться» на основе
алгоритма и использует модель в качестве основного атрибута регулятивного
воздействия. Концепция моделирования как базиса
конструирования средств правового регулирования как технологии управления
информационным обществом должна быть основана не только на положениях общей
теории права, но и на положениях теории управления и теории информации. В этом
случае, правовые нормы, создаваемые для оказания регулятивного воздействия на
информационные отношения нового типа – реально-виртуальные (информационные)
отношения - с использованием моделей в качестве инструмента юридической техники,
будут не только адекватны новой сущности коммуникативных процессов, но и будут
соотносимы с инструментами интеллектуальных информационных технологий, что
позволит перевести правовое регулирование в систему дихотомии
реальное/виртуальное. А именно: перспектива создания правовых норм на основе
моделей приведет к тому, что математические вычислительные системы
информационных технологий и система технологии правового регулирования будут
использовать одинаковый инструментарий. Это, в свою очередь, будет
способствовать расширению и качественному улучшению возможностей «перевода»
языка «реального» правового регулирования на язык «виртуального» правового
регулирования – и, таким образом, обеспечению единства и целостности правового
регулирования реальных и виртуальных коммуникаций и созданию единого
реально-виртуального правового пространства.
[1] См.: Алексеев С.С. Тайна права
–М.: Изд-во НОРМА,2001 – с.41 [2]
См., в частности: Нариньяни А.С. Модель или алгоритм: новая парадигма
информационной технологии// Информационные технологии –1997 -№ 4
–с.12 [3] См.: Иванов Д.В.
Виртуализация общества - Санкт-Петербург: «Петербургское Востоковедение», 2002 –
с. 15 [4] См.: Горбатова Н.В.,
Станкевич Л.Т. Информационные технологии :виртуальные мифы и политическая
реальность России// Санкт-Петербургский политологический журнал – 2001 - вып.3
// www.politjournal.spb.ru [5] См.:
там же, с.79 [6] См.: там же, с.
136 [7] Необходимо отметить, что в
специальной литературе сформулировано представление о языке как модели мира.
Применительно к тезису о соотношении «языка», употребляемого правом, и «языка»,
применяемого в процессе использования информационных технологий, отметим
следующую идею: «сравнение естественного языка с искусственным (в частности, с
языками математической логики) важно...для решения таких практических задач
кибернетики, как перевод с «внешнего» естественного языка на «внутренний»
машинный» - см. Интеллектуальные процессы и их моделирование – под ред. Е.П.
Велихова, А.В. Чернавский- М.: Наука, 1987 –с.143