К ВОПРОСУ О РОЛИ ОВД В ОБЕСПЕЧЕНИИ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И
ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Гончарук Евгения
Викторовна, адъюнкт Московского университета МВД
России
Правовое положение личности в обществе и государстве
определяется не только правами и свободами, но и обязанностями. Юридические
обязанности получают правовое закрепление в самых различных отраслях права (в
гражданском, трудовом, семейном, административном праве и так далее). Но ведущая
роль в общей системе юридических обязанностей в России принадлежит
конституционным обязанностям человека и гражданина РФ. Институт
основных обязанностей человека и гражданина в конституционном праве России
прошел длительный путь и всегда проблемным был вопрос, связанный с его
реализацией. В обеспечении основных обязанностей человека и гражданина
задействован весь механизм государства, в том числе и органы внутренних дел. В
данной статье рассматриваются особенности участия ОВД по реализации современных
конституционно-правовых обязанностей человека и гражданина Российской Федерации,
так как этот вопрос предметом комплексного научного анализа не являлся, поэтому
считаю необходимым рассмотреть роль и место ОВД в современном механизме
обеспечения основных обязанностей человека и гражданина в РФ. Конституционные обязанности - это высшие правовые (конституционные)
требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину и связаны с
охраной и защитой важнейших ценностей, осуществлением действий (бездействий),
которые служат удовлетворению как личных, так и общественных интересов в
правовом демократическом государстве[1].
В Конституции Российской Федерации нашли закрепление
следующие обязанности:
обязанность соблюдать Конституцию РФ и другие законы (п. 2
ст. 15);
обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст.
57);
обязанность охранять природу и окружающую среду, бережно
относиться к природным богатствам (ст. 58);
обязанность защиты Отечества (п. 1 ст. 59).
Следует отметить, что многие обязанности сформулированы в
связи с предоставлением прав и свобод. Сотрудники органов
внутренних дел, реализуя свой правовой статус в виде обязанностей и прав, тем
самым участвуют в обеспечении исполнения как прямых обязанностей человека и
гражданина, предусмотренных Конституцией РФ, так и тех некоторых обязанностей,
которые сформулированы в связи с предоставлением им прав и свобод.
Ранее уже отмечалось, что в соответствии с п. 2 ст. 15
Конституции РФ на всех граждан возлагается обязанность соблюдать Конституцию РФ
и законы. Эта обязанность относится, с одной стороны, к самим органам внутренних
дел и их сотрудникам, а с другой - обеспечивается органами внутренних дел и их
сотрудниками применительно к гражданам путем охраны общественного порядка и
обеспечения общественной безопасности, выявления, предупреждения и пресечения
преступлений и административных правонарушений, раскрытия и расследования
преступлений, оказания помощи гражданам, пострадавшим от преступлений,
административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в
беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни, что в конечном
счете направлено на обеспечение личной безопасности человека и гражданина и
защиту всех форм собственности. Сказанное относится и к реализации таких
обязанностей граждан, как: не нарушать права и свободы других лиц при
осуществлении своих прав и свобод (п. 3 ст. 17 Конституции РФ); уважать
достоинство других людей (ст. 21); не допускать в ходе экономической
деятельности монополизации и недобросовестной конкуренции (ст. 36); заботиться о
сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и
культуры (ст. 44). Соответственно считается, что органы внутренних дел и их
сотрудники применительно к рассмотренным и другим обязанностям человека и
гражданина создают (должны создавать) благоприятные условия для их реализации
последними. Следующая важнейшая обязанность - платить
законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются
Налоговым кодексом. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные
налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно
законами субъектов Российской Федерации и нормативно - правовыми актами
представительных органов местного самоуправления. Неисполнение
обязанности по уплате налога является основанием для применения мер
принудительного исполнения обязанности по уплате налога. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов могут обеспечиваться
следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней,
приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество
налогоплательщика. В целях обеспечения налоговой
политики в структуру исполнительной власти включены Государственная налоговая
служба и Федеральные органы налоговой полиции Российской Федерации.
Государственная налоговая служба – единая независимая
централизованная система, деятельность которой неразрывно связана с налоговой
полицией[2], являющейся
правоохранительным органом. П. 9 ст. 10 Закона РФ «О Федеральных органах
налоговой полиции» гласит: Федеральные органы налоговой полиции вправе ...
«получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений
и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию,
необходимую для исполнения возложенных на федеральные органы налоговой полиции
обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный
порядок получения такой информации...»[3] Поэтому органы внутренних дел и
их сотрудники оказывают лишь содействие вышеназванным органам, когда им
становится известно какая-либо информация относительно лиц, уклоняющихся от
уплаты налогов. И, соответственно, о выявленных экономических (помимо налоговых)
преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие
правоохранительные органы. Статья 58 Конституции
Российской Федерации устанавливает обязанность каждого охранять природу и
окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которая была
рассмотрена в данном журнале ранее[4].
Статья 59 Конституции РФ закрепляет:
«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской
Федерации». Защита Отечества выражается в обеспечении
обороны страны и безопасности государства. Оборона страны обеспечивается мерами
различного характера — политическими, экономическими, военными, социальными,
правовыми и иными. Для обороны с применением средств вооруженной борьбы
создаются Вооруженные Силы и устанавливается воинская обязанность граждан. Она
является конкретным проявлением всеобщей конституционной обязанности защиты
Отечества, но адресована определенным законом категориям граждан. Основной
формой осуществления воинской обязанности является прохождение военной службы.
Формой реализации этой обязанности может быть также прохождение альтернативной
гражданской службы взамен военной, что установлено ч. 3 ст. 59 Конституции
России. Воинская обязанность российских граждан, как
установлено законом, предусматривает воинский учет, подготовку к военной службе,
поступление на военную службу, ее прохождение, пребывание в запасе (резерве),
военное обучение в военное время. В последние годы
заметно увеличилось число молодых людей, уклоняющихся от учебных сборов и
воинского учета, от военной службы, что создает серьезные проблемы с
комплектованием армии. Исполнение этой обязанности
обеспечивается в пределах их полномочий представительными и исполнительными
органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными
лицами предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной
подчиненности и форм собственности, а при необходимости и судебными
органами[5]. Сотрудники органов внутренних дел оказывают содействие военным
комиссариатам в розыске лиц, подлежащих призыву на военную службу, в доставке им
повесток о вызове в военкомат, осуществляют в пределах своей компетенции
привлечение к юридической ответственности в соответствии с действующим
законодательством лиц, уклоняющихся от несения гражданской службы. Имеется в
виду уголовная ответственность по ст. 328 УК РФ «Уклонение от прохождения
военной и альтернативной гражданской службы», а также административная
ответственность в соответствии со ст. 21.1. – 21.7. КоАП РФ.
[1] Бондарь Н.С. Гражданин и
Российское государство: конституционные основы взаимоотношений. Ростов-на-Дону,
РВШ МВД РФ, 1996 г. С. 164.
[2] Правоохранительные органы РФ.
Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Семенова. М., Юрид лит, 1998. С. 240. [3]Правоохранительные органы РФ. Сборник
нормативных актов. – Сост.: Сафронов А.Д., Сухинин А.В. М., «Щит - М», 2000. С.
318.
[4]Гончарук Е.В., Альхименко В.В.
«Конституционная обязанность человека и гражданина Российской Федерации
сохранять природу и окружающую среду и роль ОВД в ее обеспечении». «ПРАВО:
теория и практика», №3 (18), 2003 г. С. 49.
[5]Комментарий к Конституции РФ.
Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., «Правовая культура», 1997. С.
258.