Понятие, классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера, общая характеристика их последствий
Мыльников Владимир Вячеславович
В федеральном законе от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определяется как "обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей".
Наряду с отмеченным, следует иметь ввиду расширенное толкование понятия "чрезвычайная ситуация" и соответственно обстоятельств введения чрезвычайного положения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, предусмотренных в Федеральном конституционном законе от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении". В нем введение чрезвычайного положения предусмотрено не только при чрезвычайных ситуациях, повлекших (могущих повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности населения, но "и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных работ и других неотложных работ" (ст. 3 п. "б"). Это дополнительное обстоятельство имеет важное значение для толкования "чрезвычайных ситуаций" применительно к техногенным чрезвычайным ситуациям, на которых, как правило, требуется проведение таких работ". В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
Критериями чрезвычайных ситуаций являются: либо количество пострадавших людей, либо нарушение условий их жизнедеятельности, либо причинение материального ущерба и размер зоны поражения.
В общем виде чрезвычайные ситуации техногенного характера могут быть классифицированы по различным признакам, описывающим эти сложные явления с различных сторон их природы, свойств и последствий, к примеру, чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы по:
типам и видам, лежащим в основе этих ситуаций;
масштабу и скорости распространения последствий;
уровням привлекаемых для ликвидации последствий сил и средств.
Негативные последствия аварий, пожаров и катастроф техногенного характера в последние годы становятся неприемлемыми для дальнейшего социально-экономического и экологического развития Российской Федерации.
Анализ причин аварий и смертельного травматизма показывает, что положение дел в области обеспечения промышленной безопасности обусловлено несколькими факторами опасности.
Прежде всего – это старение основных фондов.
В структуре обобщенных технических причин аварий доля причин, связанных с неудовлетворительным состоянием оборудования, зданий и сооружений, а также несовершенством технических процессов, составляет около 60 %.
В химической и нефтехимической промышленности коэффициент обновления основных фондов в последние годы составляет менее 2 %, что ниже минимально необходимого в 4 раза. Износ основных фондов достиг 70 %.
Доля отработавшего ресурс оборудования в нефтяной промышленности достигла 55 %, в газовой – 70 %.
В металлургическом комплексе темпы обновления изношенных основных фондов в 3-4 раза меньше технически и экономически обоснованного уровня.
На блочных тепловых электростанциях РАО "ЕЭС Россия" основной парк оборудования имеет наработку в 2 и более раз превышающую расчетный ресурс.
наряду с изложенным, на расширенной коллегии Госгортехнадзора России отмечалось, что положение дел в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах продолжает оставаться сложным, что подтверждается массовым характером нарушений норм и правил безопасности. Органами Госгортехнадзора России за 2000 г. проведено более 264 тысяч обследований, при этом выявлено почти 2 миллиона нарушений требований промышленной безопасности.
Таким образом, от того, в какой мере изучены характерные условия и причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера, какие конкретно ситуации признаются как чрезвычайные и как они классифицированы, во многом зависит принятие правильных решений по их своевременному предотвращению или максимальному сокращению риска их возникновения и эффективной ликвидации их последствий.
При этом, важное значение имеет правовое регулирование в такой специфической обстановке, какими являются аварии, пожары и катастрофы.
С учетом изложенного, приоритетными становятся задачи усиления роли государства как гаранта безопасности, создания необходимой для этого правовой базы и механизма ее реализации, предусмотрев в них экономическое принуждение хозяйственных субъектов к снижению риска, замене изношенных производственных фондов и повышению ответственности за обеспечение безопасности производства, укрепление правоохранительных и контрольно-надзорных органов; повышению готовности органов управления, сил и средств к эффективной деятельности в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций.