Журнал "Право:Теория и Практика"
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Журнал "Право:Теория и Практика"

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры
    Агентство юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С Пермь оказывает юридические услуги в Перми - весь комплекс


    РЕКЛАМА



    Конституционная обязанность человека и гражданина Российской Федерации сохранять природу и окружающую среду и роль органов внутренних дел в ее обеспечении

    Гончарук Евгения Викторовна,
    адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России

    Альхименко Владимир Владимирович,
    к. ю. н., профессор

    Разрушительная деятельность человека в природной среде совершенно обоснованно вызывает тревогу и порождает ответную реакцию государства - не допустить гибели планетарной природы как среды обитания человечества и важнейшей предпосылки его выживания. В связи с чем на конституционном уровне была закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

    При рассмотрении данной основной обязанности, закрепленной в статье 58 Конституции РФ, принципиальным является вопрос о субъекте, обязанном сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам. Это и индивидуальные субъекты (граждане Российской Федерации, иностранцы и лица без гражданства) и должностные лица, на которых распространяются все гражданские обязанности, любые организации, включая органы государства, органы местного самоуправления, общественные объединения, коммерческие и иные структуры и т.п.

    Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам можно рассматривать как правовую и как моральную. Забота о природе - это нравственное требование общества, через Конституцию обращенное ко всем без исключения гражданам Российской Федерации, иностранцам и лицам без гражданства.

    Комментируя статью 58 Конституции РФ Бринчук М.М. выделяет два объекта, которые должен сохранять человек, - природа и окружающая среда. В.С. Афанасьев определяет три вида объектов, подлежащих сохранению и сбережению: природа, окружающая среда, природные богатства. Представляется, что правильнее говорить о природе и об окружающей среде как об объектах, регулируемых статьей 58 Конституции РФ, а природные богатства считать аксиологическим аспектом вышеуказанных объектов. Стоит заметить, что оценка природных явлений лишь с материальных или иных интересов человека недопустима.

    Под термином "природа" следует понимать совокупность природных объектов, состояние которых зависит от поведения людей, но не претерпело изменения под воздействием человеческой деятельности. Это заповедные природные территории, другие хозяйственно неосвоенные участки природы.

    Окружающая среда - это среда обитания и хозяйственной деятельности человека. Она включает объекты природы, измененные человеком (распаханные земли, пригородные зоны и проч.), а также искусственно созданные объекты: населенные пункты, зеленые насаждения и т. п.

    По своему содержанию обязанность сохранять природу и окружающую среду и обязанность бережно относиться к природным богатствам весьма близки. Обязанность сохранять природу и окружающую среду связана с осуществлением специальных действий (или воздержанием от действий), направленных на предупреждение изменений состояния природы или окружающей среды как единого комплекса природных объектов и природных сред сверх установленных законодательством уровней, поддержанием и восстановлением благоприятного состояния окружающей среды. Обязанность каждого бережно относиться к природным богатствам - это рациональное, неистощительное, экологически целесообразное использование отдельных природных ресурсов. Обе обязанности в действительности теснейшим образом связаны и, как правило, реализуются одновременно. Рациональное, т.е. экологически целесообразное, использование природных богатств служит важнейшим принципом охраны окружающей среды.

    Юридическим критерием соблюдения обязанностей сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам является осуществление человеком деятельности, которая может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду и природопользование, в соответствии с требованиями природоохранительного и природоресурсового законодательства.

    Обязанность всех субъектов сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам корреспондируется с правом этих субъектов требовать от других исполнения указанных обязанностей, что соответствует положениям ст. 42 Конституции РФ, закрепляющую право каждого на "благоприятную окружающую среду".

    Особое место в системе возникающих правоотношений принадлежит государству. С одной стороны, оно выступает как один из субъектов, несущих установленные настоящей статьей обязанности. С другой - в рамках возникающих правоотношений - является управомоченной стороной, имеющей право требовать от всех остальных субъектов исполнения ими соответствующих обязанностей. И наконец, оно выступает в качестве гаранта всех конкретных правоотношений, существующих в экологической сфере. При этом соответствующие обязанности и права несут как Российская Федерация, так и ее субъекты, поскольку в соответствии с п."д" ст.72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории относятся к их совместному ведению.

    Положения статьи 58 Конституции РФ находят отражение в многочисленных нормативных актах разного уровня. Эти акты можно классифицировать по различным основаниям, но представляется необходимым разделить на две группы. Те, которые относятся к первой, конкретизируют обязанности различных субъектов, а относящиеся ко второй - определяют меры ответственности за нарушение экологического законодательства.

    Важная роль в обеспечении исполнения обязанностей человека в сфере экологии отводится государственным органам, в том числе природоохранительной деятельности ОВД.

    Задачи, обязанности и права органов внутренних дел (милиции) по охране природы регулируются законом "О милиции", уголовным, гражданско-правовым, административным законодательством, иными нормативно – правовыми актами.

    Под природоохранительной деятельностью органов внутренних дел (милиции) понимается исполнительно-распорядительная деятельность, состоящая в организации и непосредственной охране объектов природы, осуществлении контроля за соблюдением природоохранительного законодательства, предупреждении и пресечении правонарушений, применении в отношении нарушителей административно-правовых мер воздействия в пределах, установленных нормативными актами.

    Осуществляется она путем исполнения ими соответствующих статей Кодекса РФ об административных правонарушениях. Административное законодательство содержит ряд норм, предусматривающих ответственность за правонарушения, причиняющие вред природе. Их принято объединять в следующие группы:

    1) посягающие на право собственности на природные ресурсы (ст. 7.1., ст. 7.3. – 7.6., ст. 7.8. – 7.11 КоАП РФ);

    2) посягающие на конкретные образующие окружающую среду – землю (ст. 7.1. – 7.2, ст. 7.10., ст. 8.6. – 8.8. КоАП РФ), недра (ст. 7.3. – 7.5., ст. 7.10., ст. 8.9. – 8.11. КоАП РФ), водные ресурсы (ст. 7.6. – 7.8., ст. 8.12. – 8.19. КоАП РФ), лесной фонд (ст. 7.9. – 7.10., ст. 8.24. – 8.28., ст. 8.31. – 8.32. КоАП РФ), атмосферный воздух (ст. 8.21. – 8.23. КоАП РФ), животный мир (ст. 7.11., ст. 8.29, ст. 8.33. – 8.38. КоАП РФ);

    3) объекты, представляющие особую хозяйственную, культурную, экономическую, санитарно-гигиеническую и иную ценность (государственные заповедники, заказники, национальные природные парки, заповедно-охотничьи хозяйства и др.);

    4) природные объекты, выступающие в качестве дополнительных при совершении административных правонарушений.

    За наиболее серьезные экологические правонарушения, признанные преступлениями в главе 26 УК РФ, установлена уголовная ответственность.

    Постановлением Правительства города Москвы от "18" сентября 2001 года "Об Управлении по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды ГУВД г. Москвы" было принято предложение ГУВД г. Москвы и Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы о проведении на территории г. Москвы в 2001 – 2002 годах эксперимента по организации взаимодействия органов внутренних дел и государственных природоохранных и контролирующих органов города Москвы в области охраны окружающей природной среды.

    Приказом МВД РФ от "27" августа 2001 года "О проведении эксперимента в ГУВД г. Москвы" были созданы в структуре милиции общественной безопасности специализированные подразделения по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды, содержащиеся за счет средств бюджета города Москвы на период проведения эксперимента с "01" октября 2001 года по "01" октября 2002 года.

    В других субъектах России нормативными актами не предусматривается создание специальных структурных подразделений милиции по осуществлению природоохранительной деятельности.

    Она осуществляется сотрудниками различных служб и подразделений, в первую очередь управлений (отделов) охраны общественного порядка, уголовного розыска, ГИБДД и др. В некоторых городах создаются специальные подразделения милиции по охране природных объектов, имеющих оздоровительное, культурно-эстетическое и иное значение. Руководство этой деятельностью осуществляют ГУОПП и его подразделения на местах.

    Природоохранительная деятельность осуществляется органами внутренних дел в следующих организационных формах:

    1) в ходе решения задач по охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями;

    2) оказания содействия иным субъектам природоохранительной деятельности и взаимодействие с ними;

    3) охраны обособленных объектов природы на основе договоров;

    4) обеспечения соблюдения природоохранительного законодательства на объектах, подведомственных МВД России.

    В связи с реализацией государственной программы "Экологическая безопасность России" в литературе предлагается расширение административной деятельности за рамки природоохранительной, организация ее на основе комплексного подхода к обеспечению экологической безопасности.



    Адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права
    Московского Университета МВД России
    Гончарук Евгения Викторовна







    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2021 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru