Правовое обеспечение подготовки, переподготовки,
повышения квалификации муниципальных служащих
в Российской Федерации
Масловская Тамара Сергеевна, к.ю.н., доцент, зав. кафедрой гражданско-правовых дисциплин Сургутского государственного университета, директор Приобского филиала ФГНУ "Российский научный центр государственного и муниципального управления"
Одним из важнейших направлений укрепления и развития социально-экономического потенциала России является формирование эффективно функционирующей системы местного самоуправления. Около четырнадцати тысяч российских органов местной власти несут сегодня на своих плечах основное бремя повседневных забот своих граждан. Нерешенные правовые и организационные проблемы существенно осложняют конкретную работу муниципальных органов и мешают эффективному развитию муниципальных образований в целом, что сказывается на жизнедеятельности местного сообщества.
Сегодня очевидно, что правовое обеспечение построения системы органов управления в муниципальных образованиях (крупных, средних и малых городах, сельских поселениях), их компетенции в решении многих проблем в правовой и социально-экономической сфере, ставят исследователей-правоведов перед необходимостью их разрешения, учета специфики муниципальных образований. Российская Федерация является высоко урбанизированной страной, почти 73 % населения проживает в городах. Ряд серьезных экономических и социально-политических проблем препятствовали формированию развитого гражданского общества в России. Поэтому строительство городского самоуправления в нашей стране оказалось одной из самых трудных задач становления новой государственности.
Становление и развитие местного самоуправления нуждается не только в скорейшей разработке на основе прочного научного анализа правовой базы, но и в наличии соответствующих кадров, способных максимально реализовать положения Федеральной целевой программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. В числе задач вышеназванной Программы указаны:
выработка рекомендаций, методик и технологий, способствующих оптимизации территорий муниципальных образований и структур органов местного самоуправления, эффективному управлению бюджетным процессом, муниципальной собственностью, муниципальным хозяйством в целом, комплексным социально-экономическим развитием муниципальных образований, устойчивому взаимодействию органов государственной власти и органов местного самоуправления, повышению качества профессиональной подготовки муниципальных служащих;
развитие государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления.
По мере формирования новой российской государственности возрастает роль и значение муниципальной службы как правового инструмента, призванного обеспечивать реализацию функций государства, эффективная деятельность которого во многом зависит от персонала органов местного самоуправления. Необходимость правового регулирования отношений в сфере муниципальной службы, установление статуса муниципальных служащих, прохождения муниципальной службы уже давно стала очевидной.
Вместе с тем методическое обеспечение процесса развития местного самоуправления, в том числе этапов прохождения муниципальной службы, не в полной мере соответствует требованиям эффективного муниципального управления. Публичный характер деятельности, близость к населению, профессионализм муниципальной службы, становление муниципального права, отсутствие монографических исследований в данной сфере требуют научной проработки вопросов правового регулирования труда муниципальных служащих.
Формирование профессионального кадрового потенциала в органах местного самоуправления дает возможность наиболее эффективно оптимизировать структуру органов местного самоуправления.
Научные исследования, проведенные Негосударственным образовательным учреждением "Учебно-научный центр государственного и муниципального управления" под руководством к.т.н. С.Н. Юрковой в 2000 году показали, что вопросы обучения работников органов местного самоуправления в аспекте правового решения данной проблемы остались за рамками программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих. Коллектив ученых исследовал образовательные программы и технологии в современной российской практике повышения квалификации и переподготовки муниципальных служащих, дал им оценку и разработал соответствующие рекомендации.
Содержательный анализ всех учебных программ и планов показывает, что многие из них не отвечают современным требованиям. Как правило, они излишне "занаучены", перегружены общетеоретическим материалом порой в ущерб практической деятельности. Цель обучения специалистов в области местного самоуправления – не просто увеличить объем теоретических знаний и информации, а эффективно реализовать полученные знания в деятельности. Практика местного самоуправления за годы, прошедшие после принятия Федерального закона "Об общих принципах реализации местного самоуправления в Российской Федерации" со всей очевидностью свидетельствует, что работа по правовому обеспечению обучения муниципальных служащих органов местного самоуправления, как учеными, так и практиками в целом по стране должным образом не велась.
Поскольку становление местного самоуправления в Российской Федерации не завершено, является динамичным процессом, разрабатываемые учебно-методические материалы, как и сами программы, требуют постоянного обновления и доработки с учетом развивающейся правовой науки, законодательства и накоплением практического опыта.