Журнал "Право:Теория и Практика"
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Журнал "Право:Теория и Практика"

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры
    Агентство юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С Пермь оказывает юридические услуги в Перми - весь комплекс


    РЕКЛАМА



    Законы и обычаи войны и их закрепление в законодательстве Российской Федерации



    Каримов Фарух Бахриддинович
    , аспирант Дипломатической академии МИД РФ.

    Современное международное право признает агрессивные войны преступлением против мира и предписывает государствам воздерживаться от применения силы или угрозы силой при разрешении споров или конфликтных ситуаций между ними. Нормы цивилизованных межгосударственных отношений предусматривают применение в подобного рода случаях принципа мирного разрешения международных споров. Данный принцип впервые был четко закреплен в принятом в 1928 г. Парижском договоре о воспрещении войны в качестве орудия национальной политики (пакте Бриана — Келлога). В ст. 1 пакта прямо указывалось: "Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они ни были, должно всегда изыскиваться только в мирных средствах"1. Принятый в 1945 г. Устав ООН закрепил принцип мирного разрешения международных споров в качестве одного из основополагающих императивных правил современного международного права. В соответствии с п. 3 ст. 2 Устава все члены ООН обязываются решать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность. Позднее данное правило получило отражение в нормах Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970) и Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975). Главное содержание принципа мирного разрешения международных споров составляет обязанность государств использовать переговоры, консультации, процедуры примирения (согласительные процедуры), международный арбитраж, прибегать к судебному разбирательству в случае возникновения споров или конфликтных ситуаций2.

    Под вооруженным конфликтом международного характера принято понимать вооруженное столкновение между государствами. В отличие от него конфликт немеждународного характера определяется как вооруженное столкновение между антиправительственными вооруженными формированиями с вооруженными силами правительства, происходящее на территории какого-либо одного государства3.

    Законы и обычаи войны сформировались и получили международно-правовое закрепление не сразу. Они имеют длительную историю своего развития. Известно, например, что уже в древнем индийском историческом памятнике — Законах Ману — содержались положения, касающиеся ограничений в способах ведения войны. Этими законами запрещалось употреблять отравленное оружие, убивать безоружных, пленных, спящих и раненых. Победитель, согласно Законам Ману, обязан был быть умеренным в своих требованиях к побежденному. Примерно такие же правила ведения военных действий были установлены в городах-государствах Древней Греции.

    Там же существовала обычная норма (обычай), в соответствии с которой война не должна была начинаться без ее объявления. Военные обычаи Древнего Рима достаточно строго регламентировали правила начала военных действий, объявления перемирия и заключения мира. Но ими военное насилие практически не ограничивалось: разрешалось убивать безоружных и обращать в рабство не только военнопленных, но и мирное население завоеванных территорий. Период феодальных войн характеризуется еще большей суровостью. Армии феодальных государств не проводили никаких различий между воинами и мирным населением. Пленные обращались в рабство, судьба раненых и больных не волновала победителей. Стало правилом предавать захваченные города и селения массовому разграблению. Появление наемных армий в период абсолютизма привело к еще большему ужесточению обычаев войны. Сожжение целых городов и сел, отдача их на разграбление войскам стало повсеместным. И это понятно: наемники содержались не только за счет казны, но и за счет узаконенного грабежа на войне.

    Однако к середине XVII в., после разорительной и крайне жестокой Тридцатилетней войны в Европе (1618-1648), стала постепенно складываться тенденция к ограничению военного произвола. Соглашениями между воюющими сторонами начинают устанавливаться нормы об обмене военнопленными, о гуманном отношении к раненым и больным.

    Важно отметить, что заметный вклад в гуманизацию законов и обычаев войны внесла Россия. На Руси правила ведения войны были традиционно менее жестокими, чем в других государствах. Хорошо известна обычная для Древнерусского государства норма о заблаговременном объявлении войны (например, изречение князя Святослава — "хочю на вы итти"). В период правления Петра I устанавливается, что режим военного плена распространяется на комбатанта (от франц. сombattant — сражающийся, воин) — военнослужащего регулярной армии и на партизана, воюющего в составе иррегулярных сил. Устав Воинский 1716 г. категорически запрещал убивать пленных после капитуляции гарнизона или воинской части, им же устанавливалась смертная казнь за разграбление неприятельских городов и сел, занятых без сопротивления. Впервые появляется требование сохранять школы, больницы, церкви, частные здания в населенных пунктах, занимаемых русскими войсками. В этот же период были установлены правила гуманного отношения к раненым, больным, к старикам, женщинам и детям, а также строгие меры наказания за отступление от этих правил.

    Возникновение современного международного права внесло существенные изменения в законы и обычаи войны. Уже к середине XIX в. в отношениях между государствами складывается система правил, в соответствии с которыми военное насилие может применяться только к комбатантам; военнопленные рассматриваются в качестве временно задерживаемых лиц (чтобы не усиливать военный потенциал противника); государства должны заботиться о раненых и больных неприятеля, оказывать покровительство его военно-медицинскому персоналу. Устанавливается норма, запрещающая применять вооруженные силы против мирного населения. Военная оккупация определяется как временное занятие территории противника; оккупирующее государство не приобретает суверенных прав на захваченную им территорию; оно обязано уважать местные законы, традиции и обычаи.

    В конце XIX — начале XX в. осуществляется кодификация (т.е. объединение действующих правовых актов в стройную, внутренне согласованную систему) законов и обычаев войны. Наиболее важными международными документами, в которых нашли отражение законы и обычаи войны того периода, были Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг.

    На созванной по инициативе России первой Конференции мира в Гааге (1899) были подписаны три конвенции: а) о мирном разрешении международных споров; б) о законах и обычаях сухопутной войны; в) о применении к морской войне начал Женевской конвенции 1864 г.

    Таким образом, в конце XIX в. были зафиксированы исторически сложившиеся мирные средства разрешения международных споров, определены запрещенные методы ведения войны. Вместе с тем положения конвенций не решали всего комплекса задач, связанных с кардинальными ограничениями применения военной силы, тем более что к этому времени было оформлено договорами создание в Европе двух группировок империалистических государств — будущих участников Первой мировой войны.

    На второй Гаагской конференции (1907) рассматривался российский проект международной конвенции о законах и обычаях войны. В результате были пересмотрены три ранее принятые конвенции и сформулировано десять новых. Среди них наиболее значимыми для формирования международных законов и обычаев войны стали следующие Гаагские конвенции 1907 г. (в порядке номеров, употребляемых в международно-правовой литературе): I — о мирном разрешении международных споров; III — об открытии военных действий; IV — о законах и обычаях сухопутной войны, с входящим в ее состав приложением "Положение о законах и обычаях сухопутной войны".

    Вместе с тем создатели первых международно-правовых актов о правилах ведения военных действий понимали, что далеко не все вопросы обеспечения защиты военнослужащих воюющих государств и мирного населения могут быть разрешены сразу в полной мере. Для определения правил действий государств и их вооруженных сил в период ведения военных действий огромное значение имеет знаменитая оговорка известного русского юриста-международника Ф.Ф. Мартенса (1845-1909) о том, что в случае наличия "пробелов" в правовых актах должны действовать общие принципы международного права, законы человечности и требования общественного сознания4.

    Формулировка Ф.Ф. Мартенса оказалась настолько удачной, что вошла в преамбулы Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг., а затем почти дословно воспроизведена в ст. 1 (п. 2) I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г.5.

    С течением времени международное сообщество принимало новые акты, направленные на регулирование законов и обычаев войны, совершенствовало действующие правила. Так, с учетом печального опыта Первой мировой войны, Женевским протоколом 1925 г. было запрещено применять на войне удушливые, ядовитые или другие подобные газы и бактериологические средства6. Лондонский протокол 1963 г. установил запрет подводным лодкам топить торговые суда без принятия мер к обеспечению безопасности экипажа и пассажиров7.

    Однако наиболее значительные изменения в области международно-правового регулирования законов и обычаев войны произошли после Второй мировой войны. И это не случайно. Именно в ходе войны немецко-фашистские агрессоры и их союзники, а также японские милитаристы самым грубым образом попирали нормы Гаагских конвенций. К тому же обнаружилось, что многие актуальные вопросы соблюдения правил современной войны не были отражены в Конвенции 1907 г.

    На состоявшейся в Женеве (21 апреля — 12 августа 1949 г.) дипломатической конференции, в работе которой приняли участие представители 59 стран, были разработаны и приняты следующие четыре конвенции:8

    1. Женевская конвенция 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

    2. Женевская конвенция 1949 г. об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

    3. Женевская конвенция 1949 г. об обращении с военнопленными;

    4. Женевская конвенция 1949 г. о защите гражданского населения во время войны.

    В отличие от Гаагских конвенций 1907 г. ("Гаагского права"), установивших правила проведения военных операций, Женевские конвенции ("Женевское право") охраняет права и интересы военнослужащих, вышедших из строя, и лиц, не принимающих участие в военных действиях. В этом их принципиальное различие. Но такое различие постепенно стирается и создается комплексное смешанное международное право, отражающее законы и обычаи современной войны9.

    Нормы такого смешанного права нашли свое отражение в двух Дополнительных протоколах 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.10. Дополнительный протокол I касается защиты жертв международных вооруженных конфликтов. При этом под международным вооруженным конфликтом Протокол (п. 4 ст. 1) понимает и такие ситуации, в которых "народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение". Положения Дополнительного протокола II направлены на защиту жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, т.е. тех, которые в соответствии с п. 1 ст. 1 Протокола происходят на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, находящимися под ответственным командованием и осуществляющими такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия. Важно подчеркнуть положения п. 2 ст. 1 Протокола, которые указывают, что его нормы не применяются к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, к таким, например, как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера, поскольку таковые не являются вооруженными конфликтами.

    Таким образом, международно-правовая регламентация охватывает большой круг лиц (как военнослужащих, так и гражданского населения), подлежащих защите в период вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера. Но для того, чтобы нормы международного права осуществлялись в полной мере, необходима определенная деятельность правительств, направленная на фактическое выполнение, то есть имплеминтацию принятых ими международных обязательств, в том числе и в сфере исполнения законов и обычаев войны.

    Современные исследователи выделяют 4 формы имплементации: соблюдение, исполнение, использование и применение11. Сущность соблюдения состоит в том, что государство и его должностные лица (в том числе и военнослужащие) должны воздерживаться от совершения определенных действий, запрещенных международным правом. Исполнение состоит в обязанности указанных субъектов международного права совершать активные действия, предусмотренные законами и обычаями войны. Использование предполагает возможность совершать действия, которые дозволены международным правом. Применение законов и обычаев войны представляет собой осуществление государством в лице его органов, граждан, находящихся на военной службе, своих полномочий при решении конфликтных вопросов в соответствии с правовыми предписаниями. Однако такие международно-правовые предписания применяются многими странами не непосредственно, а только после того, как им будет придан статус внутригосударственного общеобязательного права.

    В отличие от них Российская Федерация, как и ряд других стран, признает примат международного права над внутригосударственным и провозглашает ратифицированные международные договоры частью ее внутреннего права. В нашем государстве много делается для того, чтобы нормы национального законодательства привести в соответствие с ратифицированными международно-правовыми актами, регулирующими порядок ведения военных действий и меры защиты жертв войны и гражданского населения.

    Так, в законах "Об обороне", "О гражданской обороне"12, "О безопасности"13 содержатся положения, указывающие, что законодательную основу обеспечения указанных сфер деятельности Российской Федерации наряду с национальным правом составляют международные договоры и соглашения, участником которых является Россия. В нормативных актах, определяющих правовой статус военнослужащих Вооруженных Сил, Министерства внутренних дел РФ и сотрудников милиции (в законах "О статусе военнослужащих", "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", "О милиции")14, прямо определяется, что важнейшими принципами их деятельности являются гуманизм, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

    Существенное значение для практического воплощения в жизнь норм законов и обычаев войны Вооруженными Силами РФ имеет приказ Министра обороны № 75 от 19 февраля 1990 г., которым доведены до сведения всех военнослужащих требования Женевских конвенций о защите жертв войны и Дополнительных протоколов к ним. Этим же приказом введено в действие Руководство по применению Вооруженными Силами норм международного гуманитарного права (так, в приказе названы действующие законы и обычаи войны).

    Конечно, далеко не все вопросы применения законов и обычаев войны нашли отражение в законодательстве РФ. Не случайно Конституционный Суд России в своем постановлении от 31 июля 1995 г. рекомендовал парламенту России — Федеральному Собранию РФ — упорядочить законодательство об использовании Вооруженных Сил, а также урегулировать другие возникающие в условиях конфликтов вопросы, в том числе вытекающие из Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г., касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

    На необходимость развития правовой базы деятельности военной организации Российского государства указывается в важнейших политических документах — Концепции национальной безопасности РФ и Военной доктрине РФ, в которых определяются меры по совершенствованию нормативно-правовой базы строительства и применения Вооруженных Сил, соблюдению норм международного права и национального законодательства при осуществлении задач принудительного характера.

    Безусловно, эффективность применения законов и обычаев войны напрямую зависит от степени их знания каждым военнослужащим. Российским законодательством установлено, что обязанность военнослужащих — знать и уметь применять указанные международно-правовые нормы. Так, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. в числе ох общих обязанностей называет соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ (ст. 26), а ст. 19 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ содержит прямое предписание каждому военнослужащему — знать и неукоснительно соблюдать правила ведения военных действий, обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, гражданским населением в районе боевых действий, а также военнопленными. Для осуществления этого требования в учебные программы общественно-государственной подготовки военнослужащих Вооруженных Сил РФ включено изучение соответствующего международно-правового материала.

    В военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ преподается самостоятельный курс международного гуманитарного права. Серьезную практическую помощь командиром всех степеней призваны оказывать военные юристы, на которых в соответствии с приказом Министра обороны № 75 1990 г. возложены функции юридических советников.

    Важную роль в осуществлении процесса инкорпорации законов и обычаев войны в законодательстве Российской Федерации сыграло установление национальным правом ответственности за их нарушение. Так, Уголовный кодекс РФ, вступивший в силу с 1 января 1997 г., в качестве преступлений против мира и безопасности человечества определил планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353), применение запрещенных средств и методов войны (ст. 356), геноцид (ст. 357), экоцид (ст. 358), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360) и установил строгие меры ответственности за их совершение.







    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2021 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru